ЧУВСТВО ВИНЫ И СТИЛИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ЗАКЛЮЧЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
О. М. Манхаева, Р. В. Кадыров
Аннотация: представлен анализ результатов проведенной работы по исследованию соотношения переживания чувства вины со стилями межличностного поведения у заключенных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Ключевые слова: социальные или коммуникативные эмоции, чувство вины, вина-черта, самообвинение, стили межличностного поведения.
The summary: an analysis of the results of operations to explore the relations experience feelings of guilt with the styles of interpersonal behavior among prisoners serving sentences in correctional institutions.
Keywords: social communication, or emotions, guilt, fault-line, self-incrimination, the styles of interpersonal behavior.
Рост интереса к изучению чувства вины связан как с множеством белых пятен в концептуальном поле данного феномена, так и с потребностью прикладных исследований. Несмотря на то, что многие исследователи упоминают в своих научных работах чувство вины, можно с уверенностью сказать, что данный феномен в зарубежной и отечественной психологии недостаточно разработан. Практически отсутствуют работы, специально посвященные теоретико-эмпирическому изучению чувства вины [4]. Поэтому становится очевидным, что
вопросы о происхождении этого феномена, влиянии его на развитие личности человека, его природе, характеристиках и функциях, требуют дальнейшего исследования.
В современной психологии чувство вины относят к группе эмоций, направленных, в основном, на себя, но имеющих отношение к взаимоотношениям с другими людьми и с соответствием поведения нормам морали, то есть социальным контролем, и называемых в англоязычной литературе consciousemotions», или «эмоции са-мосознавания». В данную группу включают эмоциональные явления, неотъемлемо связанные с представлением о себе и о своих действиях, а также с «Я-концепцией» в социальных взаимоотношениях. В русском языке это не слишком удачное обозначение, поэтому в своей работе, мы, ссылаясь на современных российских психологов, будем относить чувство вины к социальным или коммуникативным эмоциям, что подразумевает представленность других людей (очной или заочной форме) в содержании этих эмоциональных явлений, предметом которых является скорее сам человек, но в связи с другими (Г. Бреслав, 2007; Е. Ильин, 2009) [2, 3].
До настоящего времени практически отсутствуют эмпирические исследования, подтверждающие социальную
природу такого эмоционального явления, как чувство вины. В связи с этим и с разработкой, внедрением новой системы отбывания наказания, особенно актуальным является изучение особенностей переживания чувства вины в связи со стилями межличностного поведения у заключенных, отбывающие наказания в исправительных учреждениях.
Испытуемые и методики исследования. С целью изучения соотношения между сложившимся стилем межличностного поведения и особенностями переживания чувства вины, было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие две группы испытуемых:
1. Экспериментальная группа (177 человек) — заключенные, отбывающие наказания в исправительных учреждениях Приморского края, мужчины, возрастная категория от 20 до 50 лет.
2. Контрольная группа (87 человек)— законопослушные граждане, мужчины. Контрольная группа сформирована по тем же возрастным критериям, что и экспериментальная.
Методы исследования:
1. Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири, Г. Ле-форж, Р. Сазек (адаптация Л. Собчик), позволяет выявить степень выраженности того или иного стиля межличностного поведения. В зависимости от интенсивности эмоциональной окраски интерперсонального взаимодействия индивида с окружающими его людьми, выделяют следующие типы межличностных отношений: «властный-лидирующий»; «независимый — доминирующий»; «недоверчивый — скептический»; «покорно — застенчивый»; «зависимый — послушный»; «сотрудничающий — конвенциальный»;
«ответственно — великодушный» [7].
2. «Опросник вины» (Guilt I nventory] К. Куглер, У. Джонс (1991] [3]. Данный метод позволяет наиболее полно измерить конструкт вины, т.к. объединяет три ее составляющие:
— Вину-состояние, как временное (текущее] эмоциональное состояние, переживаемое в данный момент времени за совершаемый или недавно совершенный проступок.
— Вину-черту, как устойчивую личностную характеристику, которая связана с наличием сожаления, желания исправить свои ошибки, ненависти к себе.
— Моральные нормы — данная личностная характеристика скорее отражает приверженность к ценностям и нормам, нежели вину как эмоцию.
Основной акцент в исследовании необходимо сделать на шкале «вина-черта», так как это наиболее устойчивая личностная характеристика, и она наиболее показательно отражает чувство вины как эмоцию.
3. Опросник самоотношения В. Сталина, С. Пантилеева [5]. Данная методика представляет собой многомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизированного самоотчета (В. Столин 1985] и позволяет выявить эмоционально-ценностное отношение человека к себе. С помощью методики выявляются следующие показатели: глобальное самоотношение; самоуважение; аутосимпатия; самоинтерес; ожидаемое отношение других людей; самоуверенность; самопринятие; саморуководство; самообвинение; самопонимание. Для нашего исследования данная методика интересна тем, что авторами был выделен фактор
самообвинения в пространстве, изучаемого ими самоотношения.
4. Опросник агрессивности Басса-Дарки (А. Басс, А. Дарки) [1].С помощью данного опросника выявляются проявления агрессии и враждебности. При этом могут быть выделены следующие виды реакций испытуемого: физическая агрессия; вербальная агрессия; косвенная агрессия; негативизм; раздражение; подозрительность; обида и, представляющая в данном исследовании для нас наибольший интерес, аутоагрессия или чувство вины.
Для выявления статистически значимых различий в уровне исследуемого признака использовался критерий Манна-Уитни для независимых выборок. При исследовании взаимосвязей параметров использовался корреляционный анализ (корреляция Кендалла) [5].
Результаты и их обсуждение. В результате проведенного нами математического анализа по всем методикам были выявлены достоверные различия в показателях, отражающих переживание чувства вины (таблица 1).
Оказалось, что заключенные, в отличие от законопослушных граждан, имеют наиболее высокие показатели по шкалам, отражающим переживание чувство вины. Можно предположить, что это связано с тем, что некоторые заключенные, не признающие свою вину изначально, после приговора суда все же задумываются о своих деяниях, анализируют совершенные ими поступки. В отличие от испытуемых контрольной группы (законопослушных граждан), у заключенных есть больше времени, чтобы обдумывать свои ошибки, заниматься самоанализом. У законопослушных граждан повседневная жизнь более насыщена и разнообразна и поэтому есть возможность с негативных переживаний переключиться на что-то другое, более свободно контактировать с людьми, перед которыми они испытывают чувство вины и тем самым пытаться урегулировать существующие межличностные конфликты или недопонимания.
При анализе взаимосвязей между переживанием чувства вины и стилями межличностного поведения в опросни-
Таблица 1
Оценка степени однородности переживания чувства вины в контрольной и экспериментальной группах
«Опросник вины» К. Куглер, У. Джонс
№ п/п Шкала U Z р
1. Вина-черта 3054,500 7,96855 0,000*
Опросник самотношения В. Столина, С. Пантилеева
№ п/п Шкала U Z р
1. Самообвинение 5111,000 4,51295 0,000*
Личностный опросник Баса-Дарки
№ п/п Шкала U Z р
1. Чувство вины 4072,000 6,29222 0,000*
Примечание: и - Значение критерия Манна-Уитни; Z - Значение критического числа; р - уровень отвержения гипотезы на однородность; * - различия статистически значимые при р<0,001.
Р< 0.001 ■ экспериментальная группа (заключенные) Р< 0.01 ■ контрольная группа (законопослушные) Р < 0.05
Рис.1. Психологические корреляты «вины-черты» по К. Куглер, У. Джонс контрольной и экспериментальной группы
ке вины К. Куглер, У. Джонс основной упор сделан на исследование корреляционных связей шкалы «вина-черта», так как шкала «вина-состояние» отражает всего лишь временное [текущее] эмоциональное состояние, переживаемое в данный момент времени за совершаемый или недавно совершенный проступок. А «вина — черта» — это устойчивая личностная характеристика, связанная с наличием сожаления, желания исправить свои ошибки, ненависти к себе [3]. Корреляционный анализ [рис.1] показал, что у испытуемых как экспериментальной [заключенные], так и контрольной группы [законопослушные граждане] «вина-черта» из опросника вины К. Куглер, У. Джонс положительно связана со следующими шкалами методики ДМО Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек: «Недоверчивый-скептический» (т=0,11, р<0,01; т=0,17; р<0,01, соответственно]; «Покорно-застенчивый» (т =0,16, р<0,001; т =0,22; р<0,001, соответственно];
Помимо этого в экспериментальной группе были выявлены положительные связи со шкалами «Сотрудничающий-
конвенциальный» (т =0,09; р<0,05] и «Ответственно-великодушный» (т =0,15; р<0,001]. В контрольной группе (законопослушные граждане] «вина-черта» из той же методики еще положительно коррелирует с таким стилем межличностного поведения, как «Зависимый-послушный» (т =0,18; р<0,01].
Следовательно, можно сделать вывод, что испытуемые как экспериментальной, так и контрольной группы, имеющие высокие показатели по шкале «вина-черта», склонны к покорно — застенчивому и недоверчиво — скептическому стилям взаимоотношения с окружающими. Автор опросника вины профессор У. Джонс определяет вину как дисфорическое чувство, которое возникает у людей, когда они нарушают свои личные моральные принципы или социальные нормы [3]. Следовательно, люди, склонные испытывать это дисфориче-ское чувство, чаще всего полностью покорны, обладают повышенным чувством самоуничижения, крайне обидчивы, недоверчивы, подозрительны и недовольны другими, с выраженной склонностью к критицизму.
^^^ Р< 0.001 ■ экспериментальная группа (заключенные)
Р< 0.01 ■ контрольная группа (законопослушные) ---Р < 0.05
Рис.2. Психологические корреляты самообвинения по В. Столину, С. Пантилееву контрольной и экспериментальной группы
Кроме того в группе заключенных с высокими показателями по шкале «вина-черта» прослеживается склонность к сотрудничающе — конвенциаль-ному и ответственно — великодушному варианту межличностного поведения, которые проявляются в компромиссном поведении, несдержанности в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремлении подчеркнуть свою причастность к интересам большинства, мягкосердечности, сверхобязательности, гиперсоциальности установок и подчеркнутом альтруизме.
В группе законопослушных мужчин у большинства испытуемых с зависимо — послушным стилем межличностного поведения, который проявляется в сверхконформности, полной зависимости от мнения окружающих, выявлены высокие показатели по шкале «вина-черта».
Анализ корреляционных связей (рис.2) в экспериментальной (заключенные) и контрольной (законопослушные граждане) группах, выявил положительную связь шкалы «самообвинения» опросника самоотноше-
ния В. Столина, С. Пантилеева со шкалой «Покорно-застенчивый» (т=0,16, р<0,001; т=0,18, р<0,01, соответственно) методики ДМО Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек. Помимо этого в группе заключенных были выявлены положительные связи со шкалами «Сотрудничающий-конвенциальный» (т=0,09; р<0,05) и «Ответственно-великодушный» (т=0,15; р<0,001), а в группе законопослушных граждан шкала «самообвинения» еще положительно коррелирует с такой шкалой методики ДМО, как «Недоверчивый-скептический» (т=0,15; р<0,05).
Авторы опросника самоотношения В. Столин и С. Пантилеев выделили фактор «самообвинения» в пространстве изучаемого им самосознания и дали следующее определение данному понятию. Самообвинение — это готовность человека поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки [6]. Таким образом, можно сделать вывод, что испытуемые как экспериментальной, так и контрольной группы склонные признавать свои ошибки и недостатки, чаще всего, полностью покорны, обла-
Независимый-доминирующий
агрессивный
Властный-лидирующий
Недоверчивый-скептический
С
Чувство
ВИНЫ \
Ответственно-
великодушныи
Сотрудничающий
\
Покорно-застенчивый
Зависимый-послушный
Р< 0.001 Р< 0.01 Р < 0.05
экспериментальная группа (заключенные) контрольная группа (законопослушные)
Рис. 3. Психологические корреляты чувства вины по А. Басс и А. Дарки контрольной и экспериментальной группы
дают повышенным чувством самоуничижения.
Кроме того, было установлено, что заключенные имеющие высокие показатели по шкале «самообвинение», так же как и в случае с показателями по шкале «вина-черта» склонных к компромиссному поведению, несдержанности в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремятся подчеркнуть свою причастность к интересам большинства, альтруистичны, мягкосердечны, сверхобязательны, обладают гиперсоциальными установками.
Высокие показатели по шкале «самообвинение» были выявлены у испытуемых контрольной группы с преобладанием недоверчиво — скептического стиля межличностного поведения, который проявляется крайней обидчивостью, выраженной склонностью к критицизму, недоверчивостью, подозрительностью и недовольством другими.
Помимо этого, как в группе заключенных, так и в группе законопослушных мужчин были выявлены положительные корреляционные связи (рис.
3) шкалы «чувство вины» личностного опросника агрессивности Басса-Дарки со следующими шкалами методики ДМО Т. Лири, Г. Лефорж, Р. Са-зек: «Покорно-застенчивый» (т=0,17, р<0,001; т=0,31; р<0,001, соответственно); «Зависимый-послушный» (т=0,12, р<0,01; т=0,15, р<0,05, соответственно); «Сотрудничающий-конвенциальный» (т=0,16, р<0,001; т=0,13, р<0,05, соответственно) и «Ответственно-великодушный» (т=0,23, р<0,001; т=0,14, р<0,05, соответственно).
А. Басс и А. Дарки считают, что чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [1].Таким образом, было установлено, что испытуемые обеих групп, имеющие такого рода убеждения и соответственно высокие показатели по шкале «чувство вины» полностью покорны, обладают повышенным чувством самоуничижения, сверхконформны, полностью зависят от мнения окружающих, склон-
ны к компромиссному поведению, несдержанности в излияниях своего дружелюбия по отношению к окружающим, стремятся подчеркнуть свою причастность к интересам большинства, альтруистичны, мягкосердечны, сверхобязательны, обладают гиперсоциальными установками.
Подводя итоги проведенной работы по исследованию взаимоотношений переживания чувства вины со стилями межличностного поведения, необходимо подчеркнуть, что существуют некоторые несоответствия в корреляционных связях в разных группах и по разным шкалам методик, изучающих такое эмоциональное состояние, как чувство вины. Можно предположить, что это связано с тем, что до сих пор не существует единого подхода к определению понятия «чувство вины». Поэтому, каждый автор, создавая методику, вкладывает свой смысл в определение данного понятия, кроме того, даже по-разному обозначает это эмоциональное явление. Помимо этого можно предположить, что некоторые стили межличностного поведения намеренно или подсознательно скрываются или вытесняются испытуемыми в определенных жизненных условиях. Лишение свободы и заключение в исправительное учреждение как раз таки и могут являться этими особыми условиями.
Итак, анализируя полученные в ходе исследования данные, можно с достоверной вероятностью заключить, что существуют общие для всех, независимо от жизненных условий сформировавшиеся характеристики межличностного поведения, при которых люди чаще всего склонны наиболее глубоко и интенсивно переживать чувство вины. Это, прежде всего, модус отношения с окружающи-
ми «покорно — застенчивый», который проявляется в полной покорности и самоуничижении, характерен для людей с высоким уровнем переживания чувства вины. Это подтвердилось по всем трем методикам в показателях шкал, отражающих склонность к переживанию чувства вины, как в группе заключенных, так и в группе законопослушных мужчин.
Так же с полной достоверностью можно заключить, что как законопослушные граждане, так и заключенные, склонные испытывать дисфорическое чувство, которое возникает у людей, когда они нарушают свои личные моральные принципы или социальные нормы крайне обидчивы, склонны к критицизму, подозрительны, недовольны другими. Кроме того, с большой долей вероятности можно заявить, что все испытуемые, вне зависимости от того в каких жизненных условиях они находятся, в заключении или на свободе, которые считают себя плохими людьми, испытывают угрызения совести и осознают, что поступают зло, чаще всего проявляют следующие характеристики межличностного поведения: сверхконформность; склонность к компромиссному поведению; несдержанность в излиянии своего дружелюбия по отношению к окружающим; стремление подчеркнуть свою причастность к интересам большинства; альтруистичность; мягкосердечность; сверхобязательность.
Таким образом, проведенное исследование подтвердило, что чувство вины является социальной эмоцией, так как имеет отношение к взаимоотношениям с другими людьми. В зависимости от того, как человек взаимодействует с окружающими, какой стиль межличностного поведения у него преоблада-
ет, мы можем предполагать, насколько высок его уровень переживания чувства вины. И, наоборот, если мы знаем, что человек склонен глубоко и интенсивно переживать чувство вины, то для него характерны определённые модусы взаимоотношения с окружающими.
Литература
1. Батаршев А.В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
2. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Брес-лав. — 3-е изд., стер. — М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007.
3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009.
4. Манхаева О.М. Теоретико-эмпирическое обоснование феномена «чувство вины» с точки зрения развития личности /О.М. Манхаева //Образование и саморазвитие. — 2010. — №6(22) — С. 221227
5. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. — СПб.: Речь, 2008.
6. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006.
7. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. — М.: ИПП-ИСП, 2000.