УДК 796+316
ВЛИЯНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Смирнов Сергей Иванович.
Россия, г. Новосибирск, ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», аспирант, [email protected].
Аннотация. Данная статья рассматривает проблему становления студента с ограниченными возможностями здоровья как личности. Влияние адаптивной физической культуры и спорта на мышление, характер, результативность в учебе, позицию в жизни и выбора приоритетов в жизни. Рассмотрены потенциальные возможности адаптивной физической культуры и спорта в системе инклюзивного высшего образования.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура и спорт, высшее образование, инклюзивное образование, адаптация, ограниченные возможности здоровья, особые потребности в высшем образовании.
THE IMPACT OFADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION AND SPORT
ON THE DEVELOPMENT OF STUDENTS WITH DISABILITIES
Smirnov Sergey Ivanovich.
Russia, Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management "NINH", Postgraduate, [email protected].
Abstract. This article examines the problem of a student with disabilities becoming a person. The influence of adaptive physical education and sport on thinking, character, diligence in learning, position in life and choice of priorities in life. The potential of adaptive physical education and sport for use in inclusive higher education is also indicated.
Key words: Adaptive Physical Education and Sport, higher education, inclusive education, adaptation, disability, special needs in higher education.
Развитие адаптивной физической культуры и спорта в России для людей с ограниченными возможностями здоровья способствует повышению физической активности, социализации и адаптации в обществе. Формирование у человека с ограниченными возможностями здоровья важных жизненных ценностей, компетенций также реализуется в процессе занятий физической культурой и спортом. Результатами данных занятий также выступает
формирование у человека социальных связей и большинства коммуникаций, которые впоследствии становятся основными и необходимыми потребностями человека с ОВЗ. Данные способности существенно влияют на формирование у студентов с ограниченными возможностями здоровья стремления к обучению, что способствуют получению необходимых навыков в будущей профессии, повышению результативности обучения, развитию коммуникативных навыков, таких как: общение, отсутствие боязни выступать перед большой аудиторией, на больших и малых соревнованиях. Адаптивная физическая культура и спорт способствуют росту уровня адаптации студентов с ОВЗ в обществе, развитию навыков, увлечений и большого стремления в том, чтобы добиваться успехов как в учебе, так и в жизни.
Можно отметить, что двигательная активность человека в повседневной жизни, не имеющего проблем с передвижением, в виду отсутствия каких-либо отклонений в здоровье, может обеспечивать необходимые нормы, при этом, для человека с ограниченными возможностями здоровья физическая активность и занятия адаптивным спортом являются жизненно необходимыми, существенно влияют на улучшение его физической формы, здоровья, являются средством к удовлетворению его психологических, социальных, нравственных, интеллектуальных потребностей.
Известно, что основным принципом инклюзии является признание равных способностей и ценностей для всех обучающихся. Следует признать, что инклюзивное образование не должно представляться в обществе как что-то исключительное из правил. Напротив, инклюзивное образование должно представляться, как определенная норма, т.е. данное образование, каким оно и должно быть в современном обществе, признающим себя гуманным и цивилизованным. [1; с. 231]
Если исходить из понимания данной проблемы, можно увидеть, что во Всемирной программе действий в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья сказано: «Все большее признание получает важность адаптивного спорта для инвалидов. Поэтому государство - члены ВОЗ должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности» [2].
В свое время в России, понятие человек с ограниченными возможностями здоровья (инвалид) и адаптивная физическая культура и спорт являлись понятиями несовместимыми. А занятия физической культурой и спортом носили форму физиотерапевтического характера - это занятия лечебной физической культуры (ЛФК), психологические тренинги, направленные в сторону увеличения уверенности в своих физических силах, в связи с этим занятие спортом не рассматривалось в серьез, выступали только средством психологической и социальной реабилитации для людей с ОВЗ.
Организация Объединенных Наций в Конвенции о правах людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов провозгласила и
закрепила, что каждый человек обладает всеми предусмотренными в них правами и свободами без какого-либо различия. Согласно Конвенции о правах людей с ограниченными возможностями здоровья, «к данной категории людей относятся лица с устойчивой физическими, психическими, интеллектуальными и сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими» [3].
Следует понимать, что необходимо создавать условия для людей с ограниченными возможностями здоровья не только для обучения, но и для занятия адаптивной физической культурой и спортом. Для этого необходимо уделять большое внимание строительству специализированных спортивных сооружений, приобретению специализированного спортивного инвентаря, работе с психологами и профессиональными кадрами в лице тренеров, имеющих категорию работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
Имея врожденную инвалидность рук и ног, занимаясь спортом на протяжении всей жизни, мною отмечено снижение веса, заболеваемости вирусными заболеваниями, нормализация давления. Могу также отметить, что ранее, мои занятия спортом носили любительский характер (без наставника-тренера), но за последние 10 лет, включившись в организованные занятия адаптивной физической культурой и спортом для людей с ограниченными возможностями здоровья, получены более значительные результаты: данное направление помогло сформировать гармоничный внутренний мир, начать правильно питаться, улучшились физическое и психологическое состояния, повысилась результативность в учёбе. Занятия адаптивной физической культурой и спортом существенно влияют на самосознание того, что ты можешь добиваться многих высот не только в спорте, но и в жизни, уходит страх и боязнь различных «невозможностей», формируются жизненные ценности, а самое главное занятия адаптивным спортом - это общение с людьми, познание новых тенденций и улучшение самочувствия.
Как пример положительного опыта технического оснащения для реализации программы развития адаптивной физической культуры и спорта для студентов с ограниченными возможностями здоровья можно отметить Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭУ). Бассейн оборудован специализированным покрытием, чтобы не скользить, имеется наличие поручней, чтобы можно было легко спуститься в воду, оборудованы туалетные комнаты. Для слепых студентов полностью все оборудовано на тактильном уровне (таблички с надписями, дорожное покрытие с направлением, ящички для переодевания с надписями по брайлю). На базе университета оборудован специализированный зал для занятий адаптивной физической культурой и спортом для маломобильных студентов.
Делая вывод, можно отметить, что адаптивная физическая культура и спорт дают возможность студенту с ограниченными возможностями здоровья
развиваться физически и интеллектуально. Занятия адаптивной физической культурой предоставляют возможность реабилитации и адаптации студентов с ОВЗ, включения не только в физкультурно-спортивную деятельность, но и в будущем - трудовую, но самое главное - существенно определяют становление личности.
Библиографический список.
1. Аллахвердиева Л.М., Султанова М.К. Инклюзивное образование как социально значимая инновация. // Социально-гуманитарные знания. - 2015. -№ 6. - С. 229-237.
2. Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года. // Официальный веб-сайт Центральных учреждений Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. -URL : http : //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/prog3. shtml (Дата обращения 17.09.2021).
3. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. Преамбула. // Официальный веб-сайт Центральных учреждений Организации Объединенных Наций. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability (Дата обращения - 27.09.2021).