Сусанна БАГДАСАРЯН
ВЛАСТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ КУРОРТОВ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ В 1920-х гг.
В статье раскрывается процесс властного регулирования развития курортов Советской России на материалах 1920-х гг. Автор показывает возможности ориентации лечебно-оздоровительных учреждений на нужды крестьянства.
The process of authority’s control of resorts development in Soviet Russia is exposed in the article on materials of the 1920s. The author shows the possibility of targeting therapeutic facilities for the needs of peasantry.
Ключевые слова:
советская власть, крестьянство, курортное лечение; Soviet power, peasantry, resort treatment.
БАГДАСАРЯН Сусанна Джамилокна — к.и.н., доцент кафедры государственноправовых диициплин Сочинского государственного университета BSD [email protected]
В сложных социально - экономических и политических усло -виях 1920 -х гг. лидеры компартии не могли одним махом разрубить завязавшийся в Советской России тугой узел про -блем. С тем большей активностью большевики вели пропаганду собственных достижений и осуждали досоветские порядки, а также осуществляли меры, призванные доказать, что жизнь «про -стого человека» в созданном ими государстве все - таки улучшилась. Одной из таких мер стало курортное строительство и обеспечение санаторно - курортным лечением как можно более широких кругов пролетариата и крестьянства.
По словам народного комиссара здравоохранения РСФСР Н.А. Семашко, «курорты, пожалуй, лучше, чем что -либо дру -гое, символизируют рабочему и крестьянину реализацию нашего лозунга: “кто был ничем” в царстве эксплуатации, “тот стал всем” в царстве труда»1. Нарком был совершенно прав. Действительно, только при советской власти представители широких трудящихся слоев российского общества получили право побывать на курорте, о котором они и мечтать не могли до 1917 г.
Правда, предоставленное народу революцией право отдыхать и лечиться на курортах и в санаториях не сразу стало возможностью, которой можно было воспользоваться. По мере восстановления курортов после Гражданской войны они и в самом деле стали целе -направленно заполняться представителями трудового населения. Но это относилось к рабочим и служащим, но не к крестьянам. Вместимость курортов была ограниченной, и с учетом ведущего вектора социальной политики большевиков, ориентированной на поддержку городского пролетариата, заполнялись они горожанами. Социальные диспропорции при подборе курортников вызывали вполне понятную негативную реакцию крестьян.
Лидеры компартии предпринимали определенные шаги по сгла -живанию явных диспропорций в представительстве крестьян и рабочих на курортах и в санаториях Советской России в 1920 -х гг. Осуществлялись меры по увеличению процента крестьян в совет ских здравницах. Кроме того, было решено создать специаль -ные крестьянские курорты. Тем самым, по замечанию Семашко, курорты должны были превратиться в «ремонтные мастерские здо ровья не только рабочих, но и крестьян»2.
1 Семашко Н.А. Курорты и борьба за новую культуру // Красная нива, 1929, № 20, с. 2.
2 Семашко Н.А. Что такое курорты СССР // Красная нива, 1925, № 15—16, с. 353.
Для того чтобы на курорте или в санатории оказалось больше крестьян, мало было просто выделить им соответствую -щее число мест и разослать приглаше -ния. Дефицит материальных средств не позволял аграриям воспользоваться воз можностью отдохнуть и подлечиться, даже если она была им предоставлена. Если лечение рабочих на курорте опла -чивали профсоюзы, то крестьяне были лишены подобной организации (а вся -кие попытки создать нечто подобное натыкались на жесткое противодействие коммунистов, не без основания опасав шихся, что «крестьянские союзы» могут превратиться в самостоятельных игроков на политическом поле). В этих условиях государство великодушно взяло на себя все расходы. Как отмечалось в одной из журнальных публикаций, «крестьяне для получения бесплатного места на курорте должны обращаться через участкового врача в уездный отдел здравоохранения. За счет государства на курорты направля -ются исключительно больные крестьяне от сохи, отнюдь не сельские служащие, причем предпочтение отдается тем из них, которые были под длительным врачеб ным наблюдением. Крестьяне получают не только бесплатную койку, содержание и лечение на курорте и бесплатный про езд туда и обратно, но снабжаются также и суточными на дорогу. Все бесплатные крестьянские койки Наркомздрав рас -пределяет по губздравам, которые в свою очередь распределяют их по уздравам, а уздравы совместно с крестьянскими комитетами взаимопомощи устанавли вают — кого из крестьян, в зависимости от социального положения и состояния здо -ровья, следует послать на курорт в первую очередь»1.
В дополнение к существующему порядку курортного лечения хлеборобов совет-ское правительство приняло решение об организации специального крестьянского курорта. Эта, как ныне принято выра -жаться, пиар акция призвана была про демонстрировать крестьянам внимание и заботу со стороны большевиков и, следо -вательно, укрепить ответные добрые чув -ства аграриев.
Крестьянский курорт планировалось открыть в Крыму, в Ливадии, в бывшей
царской резиденции, что, конечно, нельзя было не признать глубоко символичным: дворец передан народу. Постановлением Совнаркома РСФСР от 12 декабря 1924 г. предусматривалась передача Ливадии в ведение Наркомата здравоохранения с последующей организацией здесь бес -платного крестьянского курорта на 300 койко - мест. 20 февраля 1925 г. Совнарком РСФСР постановил увеличить емкость Ливадийского санатория до 500 коек, выделив для ремонта зданий и переобо рудования их под здравницу 50 тыс. руб. По заверениям же Семашко, в санатории 300 бесплатных мест предоставлялось го сударством, и еще столько же было арен -довано губернскими и уездными исполко -мами у Главного курортного управления на льготных началах: тем самым емкость Ливадийского крестьянского курорта могла достигать 600 мест.
На этом забота властей об устройстве крестьянского курорта не закончилась. На апрельском (1925 г.) пленуме ЦК РКП(б) председательствующий Л.Б. Каменев предложил «принять постановление об ассигновании миллиона или пары милли онов (это будет зависеть от съезда) на кре -стьянские курорты»2. XII Всероссийский съезд Советов продублировал решения партийного форума и принял постанов ление расширить курортную помощь кре -стьянам.
Ливадийский крестьянский курорт, первым директором которого стал С.И. Кащенко (однофамилец известного российского психиатра), был подготовлен к приему больных в кратчайшие сроки. Уже весной 1925 г. открылись корпуса для проживания больных, водолечебница, лаборатории и пр. В конце апреля 1925 г. в Ливадию приехали первые 10 больных крестьян, а к 20 мая здесь получали лече ние уже 262 хлебороба из 30 областей и 7 союзных и автономных республик СССР.
Поступавшие в Ливадию крестьяне в основном были больны туберкулезом. Персонал санатория подвергал вновь при бывших обязательной санобработке: их вели стричься, бриться, мыться и перео деваться. Как свидетельствуют сохранив шиеся фотографии, на курорте бывшие бородачи ходили гладко выбритыми, а
------------ 2 Российский государственный архив
1 Егоров Н. Что надо знать едущим на курорты? социально - политической истории (РГАСПИ), // Красная нива, 1929, № 20, с. 19. ф. 17, оп. 2, д. 172, л. 5-6.
2012’02
ВлАСТь
155
нередко и стрижеными наголо1. Обычно период пребывания на курорте состав лял 6 недель, но нередко его продлевали с целью закрепления достигнутых резуль татов. Помимо лечения, в санатории про -водилась культурная, образовательная, пропагандистская работа: устраивались лекции, читки газет, работали читальни и кружки по ликвидации неграмотности. Можно было поиграть в шахматы, домино и другие игры. Крестьянам предоставля -лась возможность заниматься физическим трудом, без чего они, привыкшие к веч ным хозяйственным заботам, чувствовали себя не в своей тарелке (налицо была угне -тенность психики, что не лучшим образом сказывалось на общем самочувствии). Например, на фото запечатлены моменты, когда лечившиеся в Ливадии крестьянки работают в цветнике.
В социально политическом плане лече ние крестьян на курортах и в санаториях, как и рассчитывали большевики, содей ствовало укреплению симпатий к комму нистическому режиму в деревне.
Безусловно, позитивные сдвиги в курортном строительстве были налицо. Однако даже к концу 1920 -х гг. в прессе содержались печальные признания в том, что «в наше время колоссальнейших затрат правительства на поднятие сель ского хозяйства, на индустриализацию, на исключительные по объему культурные надобности населения не представляется пока возможным отправлять на курорты всех нуждающихся в курортном лечении и отдыхе. И не только утомленные и надо -рванные работой рабочий от станка, кре -стьянин от сохи и служащий от конторки не могут в настоящее время устроиться на курорт за счет государства, но далеко еще не всякий больной, безоговорочно нуждающийся в курортном лечении, сможет получить государственную курортную койку»2.
Что касается крестьян, то к исходу 1920- х гг., как и в начале указанного деся -тилетия, они по прежнему отправлялись на курорты в последнюю очередь, после рабочих, служащих, представителей партийной номенклатуры и советской администрации. Даже на Юге России и
1 Красная нива, 1925, № 29, с. 670.
2 Егоров Н. Указ. соч., с. 19.
Северном Кавказе, где располагались многие известные в СССР курорты, мест ные хлеборобы почти не пользовались их услугами. В частности, в конце 1920 х гг. руководство Терского округа СевероКавказского края сухо указывало, что «в санаториях лечится чуждый элемент, а крестьян там нет», «в отношении курортов мало дают мест в санаторий, и дают только за дорогую цену»3.
Семашко признавал в 1929 г.: «...мы сейчас в состоянии отпускать лишь 1 млн. руб. в год на курорты для крестьян. Это, конечно, очень скромно для 100 -миллионного крестьянского населения»4. Процент проходивших лечение земле-дельцев, по признанию наркома здраво охранения РСФСР, был ничтожен из за малой вместимости курортов и санато риев: «как можно тысячью крестьянских коек удовлетворить нужды стомиллион ного крестьянского населения?» Вопрос этот, конечно, был риторическим.
Итак, в 1920 - х гг., как, впрочем, и на всем протяжении советской эпохи, курортно санаторное лечение населения выполняло не только функции отдыха и исцеления больных граждан СССР, но и задачи укрепления социальной базы большевистского режима. В соответствии с классовой доктриной большевиков, курорты и санатории были закрыты для представителей эксплуататорских клас сов и «социально чуждых» элементов, но радушно распахивали двери для рабочих, служащих, крестьян. Лидеры компартии старались увеличить численность кре -стьян на курортах и в санаториях путем расширения вместимости таковых и путем создания специальных крестьян ских здравниц. Результатом подобных мер должно было стать не только улучше ние здоровья сельского населения, но и усиление его симпатий к советской вла -сти. Однако дефицит средств не позволял большевикам охватить санаторно курортным лечением сколь - нибудь замет -ные по численности группы российских земледельцев.
3 Государственный архив новейшей истории Ставропольского края (ГАНИСК), ф. 5938, оп. 1, д. 31, л. 106.
4 Семашко Н.А. Курорты и борьба за новую культуру // Красная нива, 1929, № 20, с. 2.