Власть: современные проблемы управления строительной
организацией
Power: modern managerial problems of construction organization
Павлов В.П.
кандидат философских наук, доцент кафедра «Экономика и управление в городском хозяйстве» Казанский государственный архитектурно-строительный университет
E-mail: [email protected] Рыков А.Л. старший преподаватель кафедра «Экономика и управление в городском хозяйстве» Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Аннотация: Статья посвящена проблеме системного описания власти в организации. Структура власти описывается на основе понятий домена и источника власти. Исследовано взаимодействие источников власти, взаимосвязь системы власти с управленческими процессами, а также особенностями управления строительной организацией.
Ключевые слова: Власть, источники власти, домен, формальная власть, харизма, потребность во власти, поощрение, принуждение, неформальные отношения, экспертное знание, доступ к информации, принятие решений, распределение ресурсов.
Abstract: This article is devoted the power problem in the organization. The power structure is described based on the concepts of the domain and the source of power. There are investigated interaction with the power sources system, authority with administrative processes, managerial special features of construction company.
Keywords: Power, sources of power, domain, formai authority, charisma, the need for power, encouragement, enforcement, informai relationships, expert knowledge, access to information, decision-making, resource allocation
На эффективность управления наибольшее влияние оказывают два инструмента: система принятия решений и система власти. Проблеме системного описания власти в теории управления уделяется незаслуженно мало внимания.
Первый прорыв в понимании власти был совершен Честером Барнардом. Перефразируя его определение можно сказать власть - это тип коммуникации, которому работник согласен подчиняться [1, 161c].
Понимание власти, которое предложил Честер Барнард при всей своей неопределенности дает главную идею, что власть не может быть абсолютной, она относительна. То есть, несмотря на то, что формальная власть принадлежит руководителю, часть власти все равно остается за подчиненными. Это означало, что кроме формальной власти есть другие источники власти.
В девяностые годы феномен власти стал интересовать многих исследователей. Некоторые из них предприняли попытку рассмотреть учение о власти как науку [2]. На наш взгляд достаточно описать власть как одну из подсистем в управлении организации. Эту подсистему можно рассматривать статически, как сочетание властных источников, и динамически, как взаимосвязь управленческих процессов с источниками власти. Отсюда можно показать связь системы власти с типологией организаций, и более того, исследовать процесс изменения организаций, описывая взаимное влияние системы власти и системы принятия решения внутри организации.
Рассмотрим власть как систему. Система власти имеет три определяющие ее составные части: иерархическую организационную структуру, сложившуюся
структуру отношений, источники власти.
В системе власти важное значение имеет понятие "домен власти". Под этим понятием подразумевается часть организации в общей структуре отношений, включающая совокупность работников, имеющих определенные должности, и входящих в одну коалицию. В общем случае домен не совпадает с коалицией. В нее может входить несколько доменов. Каждый "домен" имеет свой объем власти и
свою структуру источников власти. Внутри домена существует определенная однородность интересов и союзнические настроения. В отношении принятия решений домен рассматривается как единое целое.
Сбалансированность системы власти - степень согласованности действий различных доменов власти при осуществлении действий. Как правило, всегда есть господствующий домен. Он устанавливает правила игры и обеспечивает согласованность. Несбалансированность системы власти создает разность полюсов власти. Это может привести к конфликту из-за распределения власти.
Система власти имеет силу, т.е. объем власти всех доменов, баланс доменов и приоритет интересов господствующего домена. С системой власти связана административная система. Обычно под административной системой подразумевают ее "скелет" - организационную структуру и устройство власти в организации.
Какова же структура власти, из каких источников она состоит ? Власть - часто определяется как влияние на людей. Управленческий процесс можно рассматривать как чередование анализа ситуации, принятия решений и исполнения решений. Первые две стадии можно осуществлять не прибегая особо к власти. Необходимость власти в управлении заключается в исполнении решений. Нет власти - нет управления. Таким образом, власть - это инструмент управления, используемый для исполнения решений. Власть неоднородна. Для ее понимания используют понятие «источник власти», который можно определить как способ властвования, имеющий свое происхождение и сферу применения. Сравнительно недавно в 1992г. В.И.Данилов-Данильян [3, с.151], ссылаясь на Мишеля Крозье, указывал четыре источника власти.
Г.Ливитт [4, 125с] пишет, что власть формирует ожидания менеджера и в еще большей степени ожидания других людей. Таким образом, власть является инструментом настройки делового поведения в организации. Но далее Ливитт оговаривается, что «в наше время, когда все решают взаимосвязи и знания, власть уже не тот инструмент, каким была когда-то». Очевидно, что автор понимает власть более узко, как формальную власть, а также поощрение и наказание. И он не относит «неформальные отношения» и «знания» к источникам власти. Цитируемая книга Ливитта написана по материалам его статьи, вышедшей в 2003 году.
В то же время российские исследователи О.С.Виханский и А.И.Наумов [5] уже в 1998 г. приводят перечень из десяти источников власти:
- формальная власть,
- харизма,
- потребность во власти,
- поощрение,
- принуждение,
- неформальные отношения,
- экспертное знание,
- доступ к информации,
- принятие решений,
- распределение ресурсов.
Рассмотрим подробнее каждый источник.
Формальная власть - это административная власть. Она проявляется в документах, имеющих юридическую силу. Например, это может быть приказ о назначении на руководящие должности. Аналогично, юридической силой обладают должностные инструкции, положение о подразделении. Кроме того руководитель имеет право изменять систему правил, регламентирующих работу и поведение работников организации.
Организационная структура, как структура подчинения, показывает распределение формальной власти внутри организации. Формальная власть регулируется правами и ответственностью руководителей.
Этот источник власти требует осторожного обращения. Если переусердствовать, то возможны негативные последствия. В частности может уменьшиться объем других источников власти. В целом руководитель должен уметь пользоваться этой властью, но применять ее в случае необходимости.
Харизма, по-другому называется еще власть примера, это источник власти, основанный на психологии личности. Проявляется во взгляде, в тембре голоса, в манере поведения.
Эта власть характерна для религиозных пророков, вождей, полководцев и некоторых государственных деятелей. К личностям, обладавших такой властью можно отнести Заратустру, Будду, Иисуса Христа, Магомета. Из полководцев,
например, Юлий Цезарь и Суворов. Из государственных деятелей бесспорно Наполеона Бонапарта. Природа этой власти до сих пор не раскрыта, но феномен ее существования психологами признается. В управление этот термин попал благодаря трудам М. Вебера. Руководитель выигрывает если его имя окружено ореолом. Не исключено, в харизме кроме задатков действует «эффект ореола»[6], являющийся следствием пиаровского воздействия.
Потребность во власти - это власть, основанная на внутреннем стремлении человека к власти. Другими словами желание покомандовать у некоторых людей связано с определенной внутренней потребностью во власти. Отношение к этой потребности у каждого человека определяется видимо еще в детстве. Одним словом, человек, имеющий такую потребность, имеет некоторый выигрыш по сравнению с тем, кто ее не имеет. Вывод очевидный: руководитель должен настраивать себя на властное поведение; иначе он будет проигрывать в силе власти.
Поощрение и принуждение, эти два источника власти необходимо рассматривать вместе. "Кнут и пряник" - два мотивационных источника власти, позитивный и негативный. Предпочтение необходимо давать поощрению. По данным опроса руководители считают, что предпочтение поощрению надо давать примерно в три раза больше, чем принуждению. Этот вывод давно сделали многие педагоги и психологи. Принуждение, как и формальную власть, лучше приберечь для крайних случаев. Однако необходимо отметить, что если такой случай наступил, то действовать надо решительно.
Власть руководителя будет сильно подорвана в том случае, если необходимое наказание не будет исполнено, т.к. реакция других людей будет однозначной - "если кому-то можно совершать поступки безнаказанно, то почему то же самое, нельзя делать мне". Оба этих источника увеличивают силу в случае справедливости и своевременности ответных действий руководителя. И, наоборот, в противном случае они уменьшаются.
Данные источники власти составляют основу мотивационной системы. Право поощрять и наказывать в рамках мотивационной системы имеет руководитель. Более того, руководитель имеет право вносить изменения в систему мотивации.
Неформальные отношения - это источник связан не только с психологией, но и социологией. Замечено, что отношение к неформальным связям, в разных
странах отличается. Россия, также как арабские и африканские страны, а также, например Италия, Япония, Корея относится к странам, где большим влиянием пользуются неформальные отношения. Наоборот, США, Г ермания, Великобритания
- страны, где неформальные отношения не имеют такого же значения.
Неформальные отношения можно классифицировать на несколько групп. В первую очередь это родственные отношения. Кроме того, это отношения с новыми родственниками, появившимися на основе брака. Это отношения с друзьями и подругами по работе, по учебе, по занятию спортом, по различным любительским занятиям, отношения с однополчанами. Этот источник власти обладает большой силой. И не считаться с ним, во всяком случае, в России, нельзя. Это будет грубой ошибкой менеджера.
Неформальные отношения характеризуются широтой связей, частотой и непрерывностью, продолжительностью и многомерностью контактов, глубиной отношений. Английские коммивояжеры предпочитают частоту общения с клиентом раз в три недели. Эта частота контактов близка к оптимальной. Действительно, общение раз в неделю будет навязчивым, а через месяц вас забудут.
Экспертное знание - это власть специалиста. Она заключается в специфических знаниях и особенно умениях. Необходимость наличия экспертных знаний прописывается в функциональных обязанностях специалиста. Отчасти экспертная власть реализуется через функциональные связи в организационной структуре.
Специалист может обладать монопольными знаниями и навыками. А если у него еще неуживчивый характер, то руководитель быстро сможет понять, что представляет собой экспертная власть. Есть два метода борьбы с этой властью: установить хорошие отношения со специалистом или повысить свою компетентность.
Доступ к информации, как источник власти, заключается в возможности пользоваться информацией. Доступ к информации можно характеризовать объемом, глубиной и временем доступа.
Этой властью обладает в полной силе секретарь директора. Это должностное лицо имеет не только последнюю письменную информацию, приказы, письма и прочие документы, но и в курсе всех последних событий, и более того даже
настроение шефа известно. Бывает, что колебания настроения начальства сказываются на работе. Не только секретарь обладает информационной властью. Это может быть квалифицированный программист, главный бухгалтер, руководитель службы безопасности или юрист. Каждый канал передачи информации или место формирования информационной базы уже предполагает наличие такой власти. Проявляться эта власть может очень по-разному: в задержках, искажениях, фильтрации и несанкционированной передаче информации. Информационная власть осуществляется через информационные связи в организационной структуре. Доступ к информации фиксируется в функциональных обязанностях и правах в должностных инструкциях работников.
Принятие решений - источник власти, присущий, прежде всего, менеджеру. Он проявляется в умении принимать решение. Право принимать решения в определенной области деятельности, а также ответственность за принятые решения указываются в должностных инструкциях руководителей, в положениях о подразделениях, в уставе организации.
Данный источник власти ничем заменить нельзя. Ни обилием информации, ни неформальными отношениями. Это ключевой навык, которым должен обладать любой руководитель. Для этого надо иметь наследственные задатки: быстрый ум, волю, интеллект. Но и при наличии задатков необходимо постоянно тренировать себя в принятии решений. Американский исследователь Д.Пфеффер [7] утверждает, что для роста карьеры менеджера важны два фактора. Один из них - получить полномочия для принятия решений. Другой - контроль над ресурсами.
Распределение ресурсов - это право распределять те или иные ресурсы. Это определяется в правах и обязанностях должностных лиц. К распределяемым ресурсам можно отнести: финансы, транспорт, заказы, кадровые вакансии. Это по существу экономическая власть. Д.Пфеффер считает контроль над ресурсами «ключевым моментом в процессе завоевания власти».
Проанализируем сочетание источников власти, их взаимодействие. Источники власти можно разделить на две группы: жесткие и мягкие. К жестким можно отнести: формальную власть, принуждение, принятие решений, доступ к
информации, распределение ресурсов, потребность во власти. К мягким - харизму, поощрение, неформальные отношения, экспертное знание. Отличие заключается в
том, что жесткие источники власти проявляются дискретно, скачком. Поэтому их применение может вызывать негативную реакцию у работников.
Можно также выделить пять групп источников власти:
- психологические,
- информационные,
- административные,
- социальные,
- экономические.
Самая большая группа психологических источников - это харизма, поощрение, принуждение, потребность во власти. Большая группа информационных источников - экспертное знание, доступ к информации, принятие решений. Три группы имеют по одному источнику власти. Административные - формальная власть. Социальные - неформальные отношения. Экономические - распределение ресурсов.
Между источниками власти есть определенное равновесие, т.е. слишком часто используя один источник власти можно больше проиграть в другом. Необходимо набрать по возможности больший объем власти, но при этом надо стремиться сохранить баланс между разными источниками власти. Если вы перебираете в формальной власти, то как вы сохраните неформальные отношения ? И, наоборот, если вы регулярно пьете пиво с вашим сотрудником в неформальной обстановке, то как вы будете объявлять ему выговор ? В отношениях нужна дистанция.
Действительно, формальная власть, отображаемая структурой подчинения, распределением прав, ответственности и функциональных обязанностей между звеньями, неявно конфликтует с сетью неформальных отношений в организации. Формальные методы работы и отбора персонала, должностные инструкции, часто ненамеренно и незаметно разрушают сеть социальных связей [8]. В свою очередь социальные сети способствуют развитию инноваций и переносу опыта. В практике менеджмента существует насущная задача согласования формальной системы и сети социальных связей внутри организации.
Нормы жесткой и детальной регламентации, на которых основана формальная власть, не всегда дают необходимый результат. Нужна определенная степень беспорядка [9]. Как ни странно, именно это обстоятельство приводит к притоку
новых интересных творческих идей в организацию. Без новых полезных идей организация «канонизируется» и застывает в своем развитии. Отсутствие прогресса приводит к медленной и незаметной деградации. Активное использование сети социальных связей позволяет выйти за жесткие рамки сложившихся деловых норм и традиций организации.
В каких случаях руководитель нуждается в усилении власти ?
Во-первых, в случае невыполнения подчиненными его распоряжений.
Во-вторых, если испытываете сильное давление руководителя смежного подразделения.
В-третьих, если чем-то "не понравились" вышестоящему начальнику, и он пытается вас выжить.
В-четвертых, если организация делится на коалиции, то в любом случае, какую бы вы позицию не заняли, вам потребуется ваша власть; особенно если вы будете стремиться сохранить самостоятельную линию поведения, независимую от коалиций.
Чтобы управлять, т.е. достигать целей, надо чтобы ваши решения исполнялись. А для этого руководитель должен знать и уметь пользоваться источниками власти. Несовершенная система власти - одна из причин низкой эффективности. Слишком жесткая власть столь же нерезультативна как и слабая власть.
Власть в целом и ее источники связаны процессом принятия решений. Еще более запутанным соотношением является то обстоятельство, что принятие решений является одновременно источником власти. Рассмотрим подробнее этот вопрос. Принято считать, что сначала надо иметь власть, потом принимать решения. Но соотношение этих двух инструментов управления более сложное.
Во-первых, власть конечно нужна для исполнения решений. Но ее необходимость не только в этом. Она нужна для того, чтобы поведение людей в организации находилось в определенном русле, то есть выполнялись бы определенные неписаные правила поведения. Всегда есть люди, которые могут «выкинуть фортель». После очередного странного поступка одного из работников другие сотрудники ждут от руководства соответствующей, как правило,
осуждающей реакции. Организационная среда вокруг этого происшествия будет расслаиваться в оценке поведения. Ваша реакция должна восстановить равновесие.
Плохо, если ваше подразделение или организация представляет собой «корабль чудаков». Тогда организационное поведение становится непредсказуемым. Слишком много сил уходит на регулирование отношений, в результате трудно выполнить намеченную программу деятельности. В то же время отдельный чудак вполне устраивает коллектив. Руководителя он тоже должен устроить, если он квалифицированный специалист. Терпела же Екатерина Вторая чудачества гениального полководца - Суворова.
Объем власти зависит от принятых решений. Каждое правильное решение увеличивает вашу власть, каждое непродуманное решение ее уменьшает. В то же время исполнение решений происходит намного проще, когда у вас сильная власть.
Сколько на самом деле источников власти ? Хотя сейчас принято считать десять источников власти, на самом деле перечень источников власти открыт. Возможна дальнейшая детализация признанных источников власти, а также определение новых источников неизвестных на данный момент.
Способность генерации новых идей возможно является еще одним источником власти. Умение принимать решения в общем случае не совпадает с выдвижением новых плодотворных идей. Отсутствие оригинальных идей в нужный момент является сдерживающим фактором в принятии эффективных творческих решений. А это ведет к снижению силы власти.
Умение решать проблемы тоже может рассматриваться как источник власти. Решение проблем пересекается с принятием решений, но в целом они не совпадают. Проблемы гораздо чаще связаны с разработкой и реализацией стратегии, чем принятие решений.
Существует связь системы власти с типом организации. Бюрократия и адхократия, два организационных антипода, тяготеют к разным наборам источников власти. Формальная власть, принуждение как способ мотивации, доступ к информации, распределение ресурсов - это ближе к бюрократии. Доступ к информации, экспертное знание, принятие решений связаны с профессионализмом специалистов и ориентируются на адхократию.
Проблема сохранения преемственности при смене руководства в организации причудливо преломляется в изменении структуры власти. В частности представляет интерес вопрос о приоритете источников власти в этот период. Важную роль имеют три источника власти. Ключевую роль в смене руководства играет «принятие решений», которое обеспечивает фактическое лидерство. Второе место можно отвести «неформальным отношениям», через них идет контроль за ресурсами.
Многие источники власти в этот краткий период как бы теряют свою силу, нейтрализуются, поскольку совершается переход от одной «формальной власти» к другой. Аналогично идет замена системы мотивации («поощрение и принуждение») и системы «распределения ресурсов». Происходит борьба за «доступ к источникам информации» как оперативной, так и стратегической. Это третий по значимости источник власти в этот решающий момент.
Отраслевые особенности инициируют соответствующие проблемы управления связанные с властью. В частности для организации в строительной отрасли можно указать две проблемы.
Первая проблема - разрыв между нижним уровнем управления и вышестоящими верхним и средним уровнями управления. Мастера и бригадиры находятся непосредственно на участках строительства. Топ-менеджеры и начальники отделов - в офисных зданиях, то есть в удаленных местах от строительства. Чтобы выдать распоряжение, проконтролировать, передать отчетные данные руководителям нижнего уровня необходимо встретиться с начальниками отделов или топ-менеджером. Число таких контактов ограничено, так как мастерам и бригадирам необходимо в то же время быть на конкретном рабочем месте -участке.
Вторая проблема обусловлена отношениями руководителя с малыми группами, входящими в его подразделение. Рычаги власти, средства мотивации находятся в распоряжении верхнего уровня, а выполнение работы и ответственность за результаты достается руководителю нижнего уровня. Поэтому у него возникает раздвоенность поведения с ориентацией «на начальство» и «на подчиненных». Отсюда психологическая напряженность, низкая исполнительность решений, потеря управляемости. Объективно вторая проблема вызывается первой и должна решаться перераспределением властных полномочий на нижний уровень, повышением
степени его самостоятельности в отношении мотивации непосредственно подчиненных работников.
Подводя итоги можно сказать, что система власти является важным, но до сих пор неэффективно используемым инструментом управления. Предложенная разработка позволяет находить приемлемые варианты преобразования властной структуры организации и способствует повышению ее эффективности.
Библиографический список
1.Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации. М:. Челябинск, Социум, ИРИСЭН, 2009, 333с
2. Ханипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. М:. Республика, 1999,
303 с
3.Современный менеджмент: принципы и правила. Под ред.В.И.Данилова-Данильяна. Нижний Новгород, НКЦП, 1992, 232с
4.Ливитт Г., Дж. Сверху вниз. Почему умирают иерархии, и как руководить ими более эффективно. СПб, Стокгольмская школа, экономики, 2005, 213с
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., Гардарики, 1998, 528с
6.Розенцвейг Ф. Эффект ореола. СПб, Бест Бизнес Букс, 2008, 251с
7. Пфеффер Д. Власть и влияние: политика и управление в организациях. М:. Вильямс, 2007, 512с
8.Кросс Р., Паркер Э. Невидимая сила социальных связей. Киев, Калидос Паблишинг, 2006, 296с
9.Абрахамсон Э., Фридман Д. Эффективный беспорядок. М., Эксмо, 2010,
288с