Научная статья на тему 'Власть и политические блоги: проблемы взаимодействия'

Власть и политические блоги: проблемы взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
485
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ БЛОГОСФЕРА / КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ВИРТУАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА / PUBLIC ASSOCIATION / POLITICAL BLOGSPHERE / COMMUNICATION / PUBLIC AWARENESS / VIRTUAL NETWORK COMMUNITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нестеренок Юлия Игоревна

В статье исследуются особенности политического участия представителей бюрократии в развитии и использовании новых инструментов коммуникации с гражданами; имидж правящей элиты, предпринят анализ практики создания и использования политических блогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State power and political blogs. The problem of cooperation

The article studies peculiarities of political participation of bureaucrats in the development and use of new communication tools with citizens; ruling elite image. The author analyses the creation and use of political blogs.

Текст научной работы на тему «Власть и политические блоги: проблемы взаимодействия»

Литература

1. Индикаторы науки: 2011. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011.

2. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2013.

3. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под. ред. акад. А.А. Дын-кина / ИМЭМО РАН. - М.: Магистр, 2007.

4. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия / В.В. Галкин, Д. С. Зуева, А.Е. Волков, А.А. Климов, Д.С. Конанчук, П.Б. Мрдуляш / под ред. А.А. Климова. - М.: Издательский дом «Дело» РАН-ХиГС, 2012.

5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.12.11 г. № 2227-р [Электронный ресурс] // Информационно-справочная система «Консультант плюс». Режим доступа: локальный. Дата обновления 28.06.2013.

УДК 323.2

Нестеренок Ю. И.

Власть и политические блоги: проблемы взаимодействия

В статье исследуются особенности политического участия представителей бюрократии в развитии и использовании новых инструментов коммуникации с гражданами; имидж правящей элиты, предпринят анализ практики создания и использования политических блогов.

Ключевые слова и понятия: общественные объединения, политическая блогосфера, коммуникация, общественное сознание, виртуальные сетевые сообщества.

Во властных структурах наблюдается непонимание специфики сетевого взаимодействия и неприятие принципов выстраивания взаимоотношений с сетями общественных объединений. Под общественными объединениями нами понимаются легитимированные в офлайне структуры, а также сообщества пользователей телекоммуникационных сетей, объединенные вокруг тех или иных информационных ресурсов (блогов).

Перед властями самого разного уровня стоит задача: «обеспечить максимальную открытость государственных институтов, широкое обсуждение деятельности госорганов - от планирования до оценки результатов, от представления новых законопроектов до их исполнения; развивать партнерские отношения между государством, обществом и бизнесом. Современные подходы к проведению промышленной политики ставят во главу угла не поддержку государством определенных «перспективных» отраслей, а форми-

рование продуктивных отношений с бизнесом, получение от него сигналов о препятствиях для развития производства и устранение их» [1]. В данном контексте важность блогов руководителей различного уровня трудно переоценить* [3].

Весьма заметна роль указанных сетей в осуществлении программы модернизации страны. Например, блогер Д. Терновский в июле 2011 г. запустил гражданский проект «Страна без глупостей». Участвуя в нем, блогеры успешно борются с нелепыми и незаконными запретами тех или иных властей.

Известно, что в современных потоках информации весьма затруднительно установить истину в действительных намерениях политических акторов: «...если вчера нехватка информации и цензура характеризовали тоталитарные государства, отвергающие демократию, то сегодня происходит обратное. Телезрителей дезинформируют, перегружая их информацией, откровенно противоречивыми сведениями. Истинность фактов проходит цензуру Сверхинформации...» [2]. Замечено, что телепросмотр снижает потребность активного социального действия [3], в то время как чтение блогов стимулирует социальную активность.

«Существенным и ранее не учитывавшимся фактором общественного развития становится, - говорит Н.В. Загладин, - феномен «кризиса человека». Дело в том, что человек, живущий в развитых странах, подвергается воздействию огромных потоков информации, возможности осмысления которой не безграничны. Это ведет к тому, что часть информации вообще не поддается осознанному восприятию. Возникает проблема неадекватной реакции политиков, руководителей делового мира на происходящие события» [4]. Множественность репрезентаций одного и того же события, уравненность их в правах приводит к тому, что человек начинает допускать одновременное существование разных (взаимоисключающих) версий произошедшего, каждая из которых пребывает в своем измерении [5]. Вот почему для понимания происходящего в политической блогосфере необходимо учитывать фактор информационного неравенства.

В настоящее время ведение отечественными чиновниками блогов является сугубо добровольным и за качество контента они ответственности не несут. Большинство информационных ресурсов региональной и муниципальной власти в сети Интернет представляют собой очень простые вебсайты с текущей официозной информацией. В редких случаях на сайте предусматривается формальный форум обсуждения, который обычно остается бездействующим. Ни о какой эффективной политической коммуникации власти и населения при этом не может идти и речи.

Мы убеждены, что система блогов для контактов на политическом уровне создаст принципиально иную ситуацию, когда в медийном поле будут заявлены различные точки зрения и будет разрушен медийный региональный

* К примеру, Т'шйег-дневник Дмитрия Медведева, экс-Президента РФ, читали 466 тыс. чел.

монолит. Конечно, будет методологической ошибкой представлять политическую блогосферу в идеальном свете. В блогосфере нередко демонстрируются экстремистские взгляды, которые, естественно, раздражают власть как государственного, так и муниципального уровня.

Понятно, что политические агенты, пользующиеся авторитетом в оф-лайне, могут в качестве аванса перенести интерес к своей персоне и в онлайн, но в этом случае придётся учитывать особенности восприятия текста и мультимедиа (как при использовании компьютеров, так и при осуществлении потребления контента на мобильных устройствах).

В виртуальной среде существуют специфические особенности коммуникации и представления политических фактов и политик должен ими владеть. Однако таким знаниям не обучают практически ни в одном вузе, готовящем государственных и муниципальных служащих, что вне сомнений можно отнести к недостаткам системы российского высшего образования.

Отсутствие у чиновников разного уровня коммуникативных навыков при сохранении отношения власти к гражданам как к статистам приводит к снижению их легитимности. Накладываясь на иные практики общения с чиновниками, называемая здесь функциональная неграмотность усиливает отторжение чиновников населением.

Эффективная коммуникация (в отличие от коммуникации убеждающей) не означает, что разногласия должны обязательно исчезнуть - граждане могут соглашаться или не соглашаться с высказанным чиновником в блоге мнением. Но сам факт эффективной коммуникации подтверждает жизнеспособность демократической модели функционирования государства.

После отмены прямых выборов губернаторов, граждане не могут эффективно влиять на исполнительную власть и в данном контексте блоговое общение населения и чиновничества создает некую отдушину, пусть даже не оказывающую прямого влияния на политические процессы. Пусть речь идет только о косвенных процессах развития политической системы.

Доступ к политической коммуникации в блогосфере зависит от формулирования стратегических и тактических целей власти в самих контактах с населением, при которых обеспечивается идентификация демократичности соответствующих политических режимов. Таким образом, можно полагать, что информационная стратегия является успешной, когда она обеспечивает необходимую информацию для непрерывной идентификации целей, путей их достижения в процессе совместных действий элиты и граждан.

Одним из условий подобного взаимопонимания является наличие стремления обеспечить успешное и результативное взаимодействие. Если существующие разногласия не совместимы с эффективной коммуникацией, то не отторгая саму идею диалога, следует выявлять в рамках делиберативно-го дискурса системные противоречия и находить решения, опирающиеся на фундамент общих интересов, например, по развитию территории или повышения благосостояния жителей.

Значимость протекания региональных политических процессов при известном исследовательском дефиците обусловливает актуальность анализа регионов, в которых изучение степени публичности власти и механизмов обратной связи, ее оценка по шкале «закрытость - открытость» представляется одним из наиболее перспективных [6]. В известном смысле блоги могут рассматриваться в качестве индикаторов «открытости» или же «закрытости» регионов в плане публичной политической коммуникации.

Искусству ведения толерантных блогов необходимо начинать учить в школе и закреплять необходимые навыки в системе высшего образования. Тогда можно будет вести речь о хорошо подготовленных для участия в политических обсуждениях гражданах, способных коммуницировать не только в политически однородной сети единомышленников. Блог - это способ организации и подачи информации, а не тип носителя, и поэтому он может существовать в любом виде - на бумажном носителе или виртуальном. Здесь главное - готовность власти постоянно поддерживать диалог с гражданами. К сожалению, практика обнаруживает, что в большинстве случаев блоги, например, губернаторов, заполнены формальной риторикой и отличаются спорадичностью появления постов. Мотивация участия в блогосфере отдельных пользователей-чиновников зависит от степени опытности, ориентации соответствующей администрации на расширение информационных и социальных связей с гражданами. Блоги, в принципе, выступают катализаторами развития общественной сферы.

Однако на практике блоги еще только начинают восприниматься в регионах как инструменты влияния на формирование общественной повестки дня. При этом стабильно низкое состояние политических настроений населения связано с апатией двухтысячных годов, когда резко снизился накал политических дискуссий как на уровне регионов, так и страны в целом.

Применительно к блогам, общество чаще всего имеет дело с журналистикой мнения, а не журналистикой факта. Это приводит к многочисленным конфликтным ситуациям, снижая авторитет политических блогов как в глазах элиты, так и у населения. Любая попытка ввести показатели эффективности блогов может иметь нежелательные последствия с точки зрения их влияния на формирование общественного мнения, поскольку различные политические акторы станут коммерциализировать блогосферу.

Отметим также различное отношение чиновников к блогам на локальном и национальном уровнях. Негативное восприятие любой критики стало широко распространенным явлением региональной элиты. Нередко предметом судебного разбирательства по опубликованным фактам становятся не чиновники, а авторы блогов, выкладывающие в Сеть ролики, фиксирующие нарушения прав и свобод граждан.

В усилиях политиков и представителей общественных наук, осмысливающих новые вызовы современности, текущие реальные политические процессы, и заключен ответ - способны ли эти вызовы привести к кардинальным изменениям в политической системе страны или все сведется к отдельным,

частным политическим фактам и факторам. А потому активно идет поиск некоего важнейшего звена в политической цепи. Блоги как субъекты модер-низационного развития обнаруживают диалектичность своей роли в политическом поле.

Политические блоги не следует рассматривать в качестве причины кардинальных политических перемен, произошедших, к примеру, в последнее время на Ближнем Востоке и в странах Средиземноморья. Истинная причина заключена в зревшем в сознании населения недовольстве властью. Игнорируя демократические принципы управления, правящая элита долгие годы навязывала гражданам династические модели функционирования правящей элиты при фактическом отсутствии у большей части граждан доступа к каналам вертикальной и горизонтальной политической мобильности.

Желание элиты осуществлять модернизацию без каких-либо политических перемен вытекает из логики владения властью и не желания ее лишиться, но эта «логика» противоречит объективным законам перманентного обновления политической системы. Этот вывод относится и к современной России, в которой политическая блогосфера отражает сумятицу в общественном сознании.

В гражданском сознании десятилетиями существовала определенная конструкция власти, которая в настоящее время замещается хаосом в понимании политических реалий и путей развития политических процессов. В политической системе растут риски, копить которые до бесконечности категорически нельзя.

Аргументы, приводимые аналитиками в обоснование, что публичную политику постепенно прикрываю [7], звучат достаточно убедительно. Об этом свидетельствуют многочисленные судебные процессы против блогеров, пытающихся критиковать власть и, по мнению чиновников, не представляющих читателям неопровержимых аргументов своей правоты. Естественно, политические процессы, связанные с функционированием блогосферы постоянно сопровождаются конфликтами.

При этом политические действия носят, как правило, разновекторный характер и функционирующее в политической блогосфере российское интеллектуальное сообщество не в состоянии пока предложить политически действенную программу действий для общества и власти. Тем не менее, блогосфе-ра оказывает влияние на изменение политического сознания тех пользователей, которые создают вокруг соответствующих ресурсов виртуальные сетевые сообщества. «В территориальных обществах, благодаря инструментарию мобильной коммуникации, реально появление общественных форумов, говоря иными словами, «делиберативных анклавов» (англ. - deliberative enclaves), в рамках которых наиболее активные граждане могли бы участвовать в поиске путей решения местных проблем. Однако для формирования таких структур мало наличия мобильного технического инструментария, прежде всего, необходимы социальный запрос на коллективную выработку повестки дня и желание неформальных лидеров сообществ изменять окружающий мир» [8].

В последние десятилетия прозрачность власти и право граждан на информацию в большинстве стран мира, в том числе и России, расцениваются как одно из важнейших демократических прав. Соответственно, можно вести речь о политических блогах как инструментах, влияющих на формирование общественного мнения и стимулирующих прозрачность функционирования властных структур.

Тем не менее, появление блогов не привело политическую систему страны к состоянию открытости и равного участия в общественно-политической жизни всех заинтересованных акторов [9]. И дело, надо полагать, не только в высокой инерционности политических структур, но и эгоизме значительной части самих блогеров. Коммерциализация деятельности блогеров неизбежно приводит к их ангажированности, к снижению авторитета в сетевом сообществе, а значит, и уровня политического доверия со стороны аудитории.

Вместе с тем, политическая блогосфера относится к числу неинституциональных факторов, влияние которых власть практически не может контролировать, в результате чего политические блоги и связанные с ними виртуальные сетевые сообщества пользователей выступают в качестве субъектов развития, которые сначала формируют повестку дня в общественном сознании, а при определенных условиях могут начать протестные действия в оф-лайне.

Очевидно, что как только в общественном сознании появится определенность в путях развития страны, настроения в обществе начнут меняться. Пока деятельность политических блогеров не привела ни к появлению общенациональной идеи, ни к консолидации значительных групп в социуме. Вместе с тем было бы ошибкой утверждать, что такого не произойдет никогда. В определенном отношении блогеры участвуют в процессах политической социализации граждан, несмотря на противостояние элиты, способствуют формированию слоя политически активных граждан, обладающих независимым мышлением.

Авторы блогов постепенно накапливают символический капитал, проявляющийся, в частности, в форме доверия пользователей. С ростом политического капитала происходит и увеличение референтной группы. Хотя идеи в рамках референтной группы распространяются достаточно быстро, тем не менее, это автоматически не означает связанных с реализацией идей политических действий.

Идеи овладевают массами постепенно и через эмоциональные компоненты. Когда люди глубоко затронуты страданиями собственного народа или реагируют на вдохновлявшие их речи, они ищут общих друзей или родственников, через которых вовлекаются в политическую деятельность.

И как промежуточный итог, под давлением прогрессивно настроенных руководителей представители бюрократии станут заводить свои блоги и через них получать обратную связь с населением. Элита вынуждена реагировать на публикуемые в блогах факты коррупции, нарушений прав человека и

внеправового поведения части чиновников. Результатом появления площадок «электронной демократии» могут стать паттерны рациональных и одобряемых социумом принятия решений о развитии территорий, что само по себе является одним из условий успешной модернизации российского общества.

Литература

1. Кудрин А., Сергиенко О. Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России // Вопросы экономики. 2011. № 3.

2. Вирилио П. Информационная бомба. Стратегия обмана. М., 2002. С. 149-150.

3. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М., 2000.

4. Загладин Н.В. Информационное общество и Россия для выживания страны в меняющемся мире требуется гибкая стратегия национального развития // Независимая газета. 2004. № 58(3173) 24 марта.

5. Whillock D.E. Negotiable Realities: Chaotic Attractors of Our Understanding // Soundbite culture: The death of discourse in a wired world / Eds. D. Slayden R.K. Whillock. Thousand Oaks, 1999. Р. 229-246.

6. Туровский Р. Региональные политические режимы в России: к методологии анализа // Политические исследования. 2009. № 2. С. 77-95.

7. Пивоваров Ю.С. Публичная политика как операция прикрытия // Независимая газета. 2006. 07.02.

8. Бондаренко С.В. Трансформация культуры бюрократии в процессе внедрения технологий мобильного электронного управления делами общества (основные направления развития) / Политическая наука на Юге России: итоги двадцатилетнего развития. Сб. междунар. конф. Вып. 1. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2009. С. 145-149.

9. Bruns A. Blogs Wikipedia Second Life, and beyond. From production to produsage. N-Y.: Peter Land, 2008.

УДК 347.6

Карпова А.В.

Кризис формирования семейных ценностей как отражение современного состояния семейно-брачных отношений

В статье рассматриваются причины кризиса семейных ценностей в современном российском обществе.

Ключевые слова: семья, кризис семьи, семейные ценности, брачно-семейные отношения.

Изучение особенностей ценностного отношения к семье имеет особое значение, так как позволяет определить тенденции изменения общественного сознания в сфере семейно-брачных отношений. За последние десять лет и в научной литературе, и в массовой популярной печати термин «кризис семьи»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.