10. Салагаев А.Л., Сергеев С.А., Лучшева Л.В. Новые проблемы и противоречия социокультурного развития Республики Татарстан. - Казань: КНИТУ, 2011. -252 с.
11. Титова Т. А., Кушаев Р.Р. Деструктивные факторы социального взаимодействия в многонациональном регионе // Ученые записки Казанского университета. Гуманитарные науки. - 2010. - Т. 152, Кн. 3. Ч. 2. - С. 203-211.
12. Научно-исследовательский проект Казанского федерального университета [в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ]; науч. рук. Р.Г. Минзарипов, авт. колл.: С.А. Ахметова, Г .Я. Гузельбаева, М.Ю. Ефлова, Л.Р. Низамова, А.Н. Нурутдинова.
«Казанский социально-гуманитарный вестник», Казань, 2015 г., № 3 (16), с. 8-12.
С. Сиражудинова,
кандидат политических наук,
докторант Южно-Российского института управления (филиал РАНХГС при Президенте РФ) ВЛАСТЬ И ОЖИДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН*
Сложность и проблемность Северо-Кавказского региона, притягивающего к себе широкое внимание, настоятельно требуют срочных мер по снижению напряженности, недопущению социальных и иных осложнений. Одна из самых сложных ситуаций на Северном Кавказе на сегодняшний день отмечается в Республике Дагестан. Острые социальные проблемы, специфика региона, внутрирелигиозная и этническая напряженность здесь не только не разрешаются, а наоборот, становятся еще острей.
Смена политической элиты в Дагестане в 2013 г. вызвала явный ажиотаж в дагестанском обществе, породила бурный всплеск ожиданий среди дагестанского народа. В тот период трудно было найти равнодушных к тем политическим трансформациям, которые происходили в обществе.
В январе 2013 г. в отставку с поста главы Дагестана ушел М. Магомедов. Указом Президента Российской Федерации и.о. главы республики был назначен Рамазан Абдулатипов, в тот
* Методической основой статьи является социологическое исследование «Ожидания Дагестана», проведенное Центром исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» в период с 2013 по июнь 2014 г. по репрезентативной выборке.
момент - депутат Госдумы РФ («Единая Россия»). Первые шаги, речи и действия Рамазана Абдулатипова повсеместно обсуждались, часто восхвалялись и идеализировались и лишь немногими встречались скептически. 8 сентября 2013 г. на XXVII сессии Народного собрания РД Рамазан Абдулатипов большинством голосов (86 из 88 депутатов парламента) был избран главой Республики Дагестан. Таково было мнение депутатов, так хотел и народ. Противоречий в обществе по этому поводу не было. Много за этот период было сделано, но не так радикально и «сказочно», как хотел бы народ.
Современные политические трансформации - очень интересный период для исследования и исследователей, он дает широкие возможности понять то, чего же ожидает народ, чего он хочет, какие существуют проблемы, которые волнуют дагестанское общество больше всего.
Дагестанское общество - весьма сложное и чрезвычайно многосоставное, поэтому и ожидания у всех разные. Но в то же время количественные данные, полученные в результате исследований, способны прояснить и обозначить наиболее общие для всех групп вопросы и проблемы. Знать об ожиданиях народа необходимо. Это залог успешной деятельности политического лидера и политической элиты. Несмотря на всплеск ожиданий и важность выявления наиболее острых социальных проблем, объектом исследовательского интереса они не стали. Если зарубежная политологическая и социологическая наука отводит важное место исследованию ожиданий [Simon 2009], то в России подобных исследований мало. Одна из важных работ по вопросу исследования системы ожиданий, которая дает комплексную оценку общественно-политической ситуации в Российской Федерации в целом и в Саратовской обл. в частности, была проведена М.В. Мамоновым [Мамонов 2007]. Большинство работ рассматривают отдельные стороны ожиданий. Одной из таких сторон является вопрос доверия. Интересна для изучения доверия позиция российского ученого В. Гришина [Гришин 2010].
По вопросу доверия были защищены диссертации по социологии под руководством Ю. Волкова. Исследованием некоторых аспектов этого вопроса и вопроса власти занимаются в рамках ростовской элитологической школы А. Старостин, А. Понеделков, С. Кислицын.
В республиках Северного Кавказа комплексная оценка ожиданий, исследование общественного мнения о существующих
проблемах, важности их разрешения для населения, о видении населением способов и мер стабилизации ситуации почти не проводились. Несмотря на актуальность темы, комплексный политологический анализ общественно-политической ситуации в Республике Дагестан, сбор эмпирических данных по выявлению ожиданий и наиболее важных для граждан вопросов здесь ранее не осуществлялись.
Центр исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» в период с февраля 2013 по май 2014 г. провел серию социологических исследований в Республике Дагестан, объединенных названием «Ожидания Дагестана». Общая выборка респондентов в данном исследовании составила 1950 человек (1250 человек - первая часть исследования, проводившаяся в 2013 г., и 700 респондентов - вторая часть, проведенная в 2014 г.).
Исследование отличается высокой репрезентативностью, так как опрошены были разные возрастные (от 18 до 65 лет) и социальные группы, исследование проводилось в г. Махачкале и в девяти районах Республики Дагестан как горных, так и равнинных.
Общие результаты исследования отразили динамику общих наиболее распространенных настроений, царящих в дагестанском обществе.
Проведение подобного исследования позволит прояснить ситуацию в республике, найти истоки социально-политических конфликтов и напряженности, оценить их глубину, узнать ожидания жителей республики и применить эти знания на практике для стабилизации обстановки.
Согласно результатам исследования, в 2013 г. массовые настроения были таковы: радость от прихода умного и интеллигентного человека и опытного политика; удовлетворенность первыми шагами главы республики; желание поддержать главу и его курс. Общественные настроения были пронизаны верой в Рамазана Абдулатипова и надеждой на него.
Согласно ответам респондентов, ситуацию в Республике Дагестан они оценивали как «сложную», «плохую», «тяжелую» и «ужасную» (76%). Некоторые при этом отмечали, что так как положение в республике, которая досталась новому президенту, сложное и тяжелое, ему придется очень тяжело и необходимо радикально что-то исправить. Коррумпированность в республике как одну из важнейших характеристик современного Дагестана отметили 3,8%, назвали республику отсталым дотационным регионом,
самой отсталой республикой около 3%. Еще 3% назвали Дагестан «проблемой России», ее проблемным регионом с множеством проблем, решение которых затянулось. Положительную оценку ситуации в республике дают 10,7% респондентов.
Были и такие ответы, как «терпимо», «не хуже и не лучше, чем в иных субъектах РФ». Некоторые считали, что сложность республики в том, что здесь «как два полюса планеты: одни тянутся на Запад, другие на Восток». Очень часто цитировали ставшее известным высказывание Р. Абдулатипова о феодализме дагестанского общества, о стадии перехода от феодализма к дикому капитализму.
Данный период воспринимался гражданами как ожидание перемен, ожидание лучшего в связи со сменой президента как переломным моментом (2,3%).
На вопрос: «Какие изменения Вы хотели бы видеть в республике?» - 35,5% ответили: «коренные и радикальные»; 10% отметили важность наведения порядка (который, по мнению большинства ответивших подобным образом, должен быть жестким); 8,6% хотели бы устранить клановость; 6,7% высказались за устранение коррупции; 5% респондентов желают «спокойной жизни», «уничтожения терроризма» и «избавления республики от ваххабизма»; 4,8% респондентов отметили важность полной смены политических кадров («смена власти, а не игра в шахматы»); 4,7% пожелали увеличения зарплат; 4,6% - работы и повышения уровня жизни; 3,9% - внимания к формированию кадров; для 2,9% важной оказалось чистота и меры по ее наведению; 2,5% отметили, что важно начать ценить людей; важность повышения культуры отметили 2,4%; такой же процент ответов был у ожидающих социальных улучшений; а 2,3% отметили, что надо делать все так, как говорит и делает нынешний глава («что говорит нынешний президент», «Абдулатипов все делает»).
Важность повышения образования и появления в республике «честного образования» отметили 2,2%. Важность улучшения дорог и их асфальтирования отметили 1,7%. Также здесь были названы законность («надо заставить работать законы, равные для всех»), взаимопонимание, справедливость, многие отметили важность процветания, мира, стабильности и устойчивости.
Результаты исследования показали, что народ ждет изменений «ощутимых» и «очень больших» («почти все в республике нужно менять»). Изменения нужны во всех сферах, но больше всего народ волнует политическая сфера и сфера безопасности, что
говорит о больших ожиданиях и о сложности ситуации, когда народ желает не чего-то идеального и редкого, а элементарного порядка. Политический окрас ожиданий дагестанского народа (желание смены политической элиты) означает желание изменить методы и направления в политике, искоренить коррупцию, ожидание широких изменений в дагестанском обществе, появления социальных лифтов и снятия общей социальной напряженности.
Проанализировав процентное соотношение ответов респондентов, можно увидеть, что больше всего народ волнуют такие проблемы, как порядок, обновление кадров, ликвидация кланово-сти и искоренение коррупции.
Отношение к текущей политике Дагестана как положительное отметили 6% респондентов (в половине ответов присутствовали слова «в настоящее время», «сейчас положительное, раньше нет»), как нормальное - 3,8% (в данный момент доволен, на данный момент умеренное), как отрицательное (негативное) - 42,3%. Многие отмечали, что «последние политические изменения оказали хорошее воздействие», «с февраля положительное». Многие с удивлением спрашивали: «...в Дагестане есть политика?» «Политики в Дагестане нет» считают 4% респондентов.
На протяжении всего исследования (и в 2013, и в 2014 гг.) во многих ответах поднимается вопрос коррупции как один из самых болезненных для населения («везде; много коррупции», «все коррумпировано»). Это тот вопрос, мнения по которому не изменились даже за год нахождения нового президента на посту. На вопрос: «Что необходимо в первую очередь изменить в республике?» - превалировал ответ: власть и политическую элиту - 27,3% (кадры, управление, власть, политическую элиту, состав глав правительств, правительство, руководство, политических деятелей, ценить умных людей, сознание политической элиты, повысить доверие к власти, снять с должности Амирова). Затем следовал ответ: искоренить коррупцию - 9,8% (особенно в госучреждениях, в образовании). Третьим по важности выступало предложение сломать систему кланов - 7,1%. 5,6% респондентов считают важным покончить с ваххабизмом, терроризмом и экстремизмом; 3% считают важной борьбу с коррупционной системой образования и нарушениями при сдаче ЕГЭ. Также важными для народа были вопросы чистоты, законности, экономики (всего 2%), изменения стереотипов и сознания людей, отношения к своему народу.
В качестве лидера республики большинство респондентов видели Рамазана Абдулатипова (54% в 2013 и 40,5% в 2014 г.).
Лидером большинство хотело бы видеть человека честного (8,4%), умного (6,2%), русского (непредвзятость) - 4,1%, человека извне по отношению к дагестанской политической элите, независимого от элит, порядочного и достойного. Затем еще следовали такие ответы, как: «образованный», «грамотный», «решительный», «сильный и твердый человек», «патриот», «кто-то типа Сталина нужен», «любой человек, берущий на себя ответственность» и «тот, кто может установить порядок».
В качестве идеального главы республики народ видит:
1) «политически зрелого, взрослого, пользующегося уважением элиты мужчину» (51,6%);
2) «имама со светским образованием» (10,1%);
3) «ученого» (7,3%);
4) «красивую, порядочную и культурную женщину» (6%);
5) «умного, образованного, выросшего и живущего в Дагестане» Рамазана Абдулатипова отметили примерно по 3,5%.
Также были названы «патриот» (любящий свой народ; патриот своей Родины, своей земли) и «решительный человек».
В ответах на вопрос: «Назовите личность, которую Вы можете охарактеризовать как идеального государственного руководителя» - в ответах респондентов были названы в первую очередь И. В. Сталин («идеальных людей на свете нет», «Сталин со своими минусами») - 11,6% (что удивительно, такой ответ дала преимущественно молодежь, из которых 76% мужчины); затем Рамазан Абдулатипов как опытный политик - 10,7; Рамзан Кадыров - 9,7; Петр I - 4,1; Владимир Путин - 3,5; по 1,5% набрали Даниялов, Саид Амиров и Елизавета I (Тюдор).
Также респонденты упоминали В. И. Ленина, Авраама Линкольна, Чингисхана, Александра Македонского, Пиночета, Бисмарка, Цезаря, Уго Чавеса, А. Лукашенко, Мухаммадрасула Саадуева и Конфуция.
Отсутствие идеального правителя отметили 10,8% опрошенных. Из них 8% считают, что «у нас нет такого», а что «идеальных правителей (людей) не бывает вообще» - 2,8% респондентов. Также ответом на этот вопрос послужило, помимо выделения отдельных личностей, еще и выделение отдельных качеств. Так, особо были отмечены такие качества, как честность, ум и справедливость.
Также респонденты дописали следующие пояснения: «если начинания будут и дальше претворяться, то он у нас есть», «человек, при котором не будет национальной розни», «человек, любя-
щий свою республику и народ», «он должен заботиться о своем народе», «харизматичный», «человек своего слова».
Важными шагами для налаживания обстановки в республике жители Дагестана считают принятие таких мер, как 1) создание рабочих мест («борьба с безработицей», «предоставление людям нормальной работы») - 7,4%; 2) жесткие методы - 5,4%; 3) борьба с коррупцией и ее снижение и искоренение - 4,6%; борьба с терроризмом - 5,1%. Так же необходимым было признано действовать мирным путем (3,4%), выплачивать вовремя зарплату, соблюдать закон, бороться с клановой системой, обеспечить порядок. Был и такой ответ: «ничем уже не помочь».
Данные ответы респондентов демонстрируют ожидание от руководства более жестких и радикальных мер. Очень часто в качестве примера приводилась Чеченская Республика. Но однозначно говорить обо всем обществе нельзя, так как были и сторонники мирного пути, постепенного реформирования, демократизации и согласованности.
Наиболее популярной у населения партией оказалась «Единая Россия» - 46%, затем КПРФ - 21, ЛДПР - 3%. Отсутствие популярной партии отметили 21% респондентов.
За квотированное представительство национальностей в правительстве высказалось 22%, отметивших, что национальность не имеет значения, - 54,6%.
Основными и требующими наиболее пристального внимания и оперативного решения были названы такие проблемы, как терроризм (ваххабизм, экстремизм) - 17,5%, коррупция - 15,4, безработица - 8,7%. Также были названы клановость, экологические проблемы и беспорядок. За ними следовали с небольшим разрывом бандитизм и преступность, местничество, необразованность, бескультурье, национальные проблемы и грязь. В данных ответах была явно заметна разница между ответами старшего поколения и молодежи. Так, если для старшего поколения основной проблемой является коррупция, то для молодежи - терроризм и радикализм.
В качестве вариантов решения проблем респонденты предлагали: 1) жесткость в управлении, контроль сильной центральной власти, сильного президента - 21%; 2) создание рабочих мест -16%; 3) совместные усилия - 13%; 4) борьбу с терроризмом, экстремизмом и ваххабизмом - 11%; 5) опору на закон - 7%.
Ответы на следующие вопросы демонстрируют нам противоречия в понимании народом, чего же он на самом деле хочет.
Так, при ответах на вопрос: «Какая идеология оптимально подходит республике?» - выяснилось, что самой привлекательной для республики оказалась демократия - 26%, при этом почти такое же число ответов набрала религиозная (исламская, умеренная) идеология - 25%, толерантность отметили 17% респондентов, либеральную идеологию - 16%, а за тоталитарную и диктаторскую идеологию высказались 13% респондентов.
Таким образом, предпочтения народа оказываются такими же сложными, многосоставными и даже внутренне противоречивыми, как и само общество. Симпатии населения в основном на стороне такой идеологии, которая бы основывалась на сочетании «религия и демократия» или «светское и религиозное».
На вопрос: «Каким Вы видите Дагестан?» - были даны следующие ответы: 1) демократическим - 39%; 2) религиозным (по крайней мере «в какой-то степени») - 12%; 3) модернизированным - 9,2%; 4) социалистическим - 8,7%; 5) анархическим -7,6%; 6) коммунистическим - 6,7%; 7) архаичным - 3,9%; 8) либеральным - 3,4%; 9) теократическим - 2,1%; 10) иным (диктатура, феодализм, хаос, модернизированная архаичная анархия и т.д.) -6,5%.
Согласно мнению респондентов, обществу необходимо стремиться к золотой середине (44%), к модернизации (41%), традиционализму (8,3%) и к «серебряному идеалу» (2,3%).
Процент оптимистично настроенных и обладающих верой в то, что нынешний глава Дагестана может улучшить обстановку в республике в тот момент, когда он только пришел к власти, составлял 74% («надеюсь и верю в него»). Пессимистов оказалось всего лишь 14%. Многие отвечавшие положительно, оставляли ниточку сомнения и подчеркивали: «если ему все поможем», «если не помешают», «если дадут». А к концу 2014 г. разочарованными в своих ожиданиях оказались 82,7%.
Первоочередными мерами, которые должен предпринять глава республики, по мнению населения, должны стать:
1) смена власти и политической элиты (набрать во власть людей с чистого листа, создать достойную команду, заставить министерства работать по закону, провести аттестацию чиновников, заменить министров, убрать старые кадры, набрать новых в государственную структуру и управление, сменить коррумпированных чиновников, подобрать достойные властные структуры, дать шанс молодежи) - 20%. Достаточно много было ответов: «успокоить Амирова, чтоб на землю спустился», «уволить С. Амирова»;
2) борьба с коррупцией и ее ликвидация - 15%;
3) борьба с терроризмом и ваххабизмом («отвлечь молодежь от леса», «остановить экстремизм») - 10%;
4) наведение порядка («везде», «в обществе и в бюрократическом аппарате») - 8,1%;
5) борьба с безработицей и создание рабочих мест - 7%;
6) борьба с клановостью - 5%.
Встречались и такие ответы, как «больше действовать», «согласовывать с народом», «найти общий язык с народом», «прислушаться к народу», «поднять экономику», «бороться против невежества», «ликвидировать злоупотребления при сдаче ЕГЭ», «улучшить образование в республике», «покончить с религиозными распрями», «установить мир в Дагестане», «реализовать свои планы», «прекратить взяточничество», «провести газ в села», «навести порядок в отношениях между людьми».
Из всех этих ответов виден приоритет действий по борьбе с радикализмом, наведению чистоты, контролю за образованием и ЕГЭ, строительству детских садов и новых дорог. Но все ожидания, конечно, не реализовались.
Согласно ответам респондентов, голосуя, большинство из них руководствуется: 1) партийными взглядами - 37%; 2) идеологией - 31%; 3) этническими взглядами - 13%, личными качествами -3%. Прочие варианты ответов: «исходя из порядочности кандидата», «смотрю на способность человека», «руководствуюсь здравым смыслом, интуицией», «не люблю голосовать - уже никому не верю».
Согласно оценке респондентов, изменения в лучшую сторону, происшедшие в 2013 г., пусть и не радикальны, но они имеются. Респонденты считают, что за последние три года ситуация в республике изменилась: а) в лучшую сторону - 5%; б) в худшую сторону - 47% (очень); в) не изменилась - 45%. За этот год ситуация в республике: а) значительно изменилась в лучшую сторону -4%; б) незначительно изменилась в лучшую сторону - 39%; в) незначительно изменилась в худшую сторону - 23%; г) вообще не изменилась - 40% (но, может, Абдулатипов сумеет изменить). Данные результаты демонстрируют, что обстановка хотя и заметно не изменилась к лучшему, но ухудшение ситуации в глазах общества значительно сократилось.
Оценка экспертами прихода к власти Рамазана Абдулатипо-ва следующая: С.А. Кислицын считает, что Р. Абдулатипов - это не временная фигура, так как у Кремля немного крупных (феде-
ральных) политиков родом с Кавказа. Совершенно очевидно, что он не является протеже лоббистских структур ни в Дагестане, ни в Москве. Он не был замешан в серьезных политико-коррупционных скандалах. О порочащих его связях ничего не известно. Он является открытым государственником и выдающимся ученым-этнополитиком, который, имея советское прошлое, тяготеет к отдельным его сторонам - лучшим, естественно. В своей работе Рамазан Абдулатипов вводит жесткое планирование, чтобы действия властей были направлены на опережение событий. Абду-латипов уже обратил внимание на отсутствие в республике нормальной информационной и кадровой политики в интересах государства. Он, безусловно, будет вести борьбу с коррупцией, но не безоглядную, учитывая, что коррупция на Кавказе - это некий образ жизни. Сломать клановую систему в одночасье он не сможет, даже если очень захочет. (Это проблема ментального характера.) На сегодня главная его задача - покончить с экстремизмом и терроризмом. Надо покончить и с внутренним коллаборационизмом, когда часть госаппарата и бизнеса саботирует борьбу с политическим бандитизмом. Это осуществимо, но требует значительных усилий, личного контроля и личного мужества. Вывод: моментальных успехов у Р. Абдулатипова не будет, но общий тренд, бесспорно, сугубо позитивный.
А.Ю. Сунгуров отмечает, что ситуация с приходом к власти Рамазана Абдулатипова, конечно же, должна измениться. К власти пришел человек, существенно слабее связанный с республиканской элитой, чем его предшественники. Собственно, именно определенная самостоятельность предыдущего президента, который, в частности, не поддержал инициативу своего осетинского коллеги об отмене выборов главы республики, и послужила, на мой взгляд, одной из причин его фактической отставки. Можно предположить, что новый президент будет существенно более «управляемым» со Старой площади.
Как показывают результаты исследования, ожидания народа по отношению к власти высоки, и власти необходимо, по крайней мере, знать о проблемах своего народа и его ожиданиях. Какие-то ожидания власть пытается реализовывать, какие-то - игнорируются в силу своей ложности. Выявленные нами проблемы важно решить, это путь к стабильности общества. Но решить их нелегко. Общественные ожидания множественны, некоторые противоречивы и трудно реализуемы. Сложная полиэтничность общества сказывается на оценке эффективности действий главы республики
жителями, которая оценивается чаще всего через призму личных, групповых, религиозных или этнических интересов. Ожиданий было много, но реализовались и в скором времени реализуются далеко не все.
Литература
1. Гришин В.В. 2010. Рациональные и иррациональные аспекты социального доверия в ментальности россиян. - Мониторинг общественного мнения. -№ 1(95). - С. 156-171.
2. Мамонов М.В. 2007. Оценка ожиданий населения как способ анализа общественно-политической ситуации. - Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. -№ 2. - Т. 3. - С. 208-216.
3. Simon D.M. 2009. Public Expectations of the President. - The Oxford Handbook of the American Presidency (ed. by G.C. Edwards, W.G. Howell). - P. 135-159.
«Власть», М, 2015 г., № 2, с. 195-201.
Н. Емельянова,
политолог (Представительство Международного центра «Томер» при Анкарском университете, г. Москва) ИСЛАМ НА СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ (по материалам полевых исследований среди абазин)
Всего в Российской Федерации проживают порядка 40 тыс. абазин, 35 тыс. из них живут в Карачаево-Черкесии (20 тыс. в Черкесске и его пригороде Псыже, 15 тыс. - в абазинских и смешанных аулах республики). В Карачаево-Черкесии это четвертый по численности народ: абазины составляют более 7% населения республики. В 2000 г. абазины были включены в список коренных малочисленных народов России. После Кавказской войны XIX в. большая часть абазин переселилась в Турцию и арабские страны -вилаяты Османской империи. Вторичные волны абазинской миграции шли в страны Европы и США. Теперь абазины проживают (как правило, компактно) во Франции, Германии, Великобритании, Голландии. В США большая часть абазин расселена в Калифорнии. По данным международных абазинских организаций, численность абазин за рубежом составляет около 400 тыс. человек. Зарубежные абазины оказались в большей степени подвержены процессам ассимиляции. В Российской Федерации абазины