Научная статья на тему 'Власть и ожидания в республике Дагестан'

Власть и ожидания в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
371
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / ОЖИДАНИЯ / ВЛАСТЬ / ЭЛИТА / ОБЩЕСТВО / POLICY / EXPECTATIONS / POWER / ELITE / SOCIETY / GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сиражудинова Саида Валерьевна

В основе статьи лежат результаты социологического исследования ожиданий жителей Республики Дагестан после смены главы республики. На основе полученных результатов можно сделать вывод, что чрезмерные ожидания всегда трансформируются в высокие требования, что мы и наблюдаем в настоящее время в республике Дагестан. Полностью не считаться с подобными требованиями власть в современном демократическим обществе не может, но и примеров полной реализации ожиданий в истории, наверное, не найти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT AUTHORITY AND EXPECTATIONS IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

The author analyzes the results of the sociological research of the mass expectations in the Republic of Dagestan. The surge of expectations here occurred after the change of the head of the republic. Using the basis of the sociological research the author concludes that excessive expectations are always transforming into the high demands that one can observe in the Republic of Dagestan. In a modern democratic society the government cannot fully neglect the requirements of the public but the full realization of such expectations is also impossible.

Текст научной работы на тему «Власть и ожидания в республике Дагестан»

LITVINOVA Tatiana Nikolaevna, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Senior Researcher of the Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences (Krzhizhanovskogo str., 24/35, bld. 5, Moscow, Russia, 117218; [email protected])

CONTRADICTIONS OF THE RUSSIAN FEDERALISM

ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLICS OF NORTH CAUCASUS

Abstract. This article examines the contradictions of the Russian federalism. The empirical base of the research is the information about the social well-being of the population of the North Caucasus Federal District, social and economic problems there and about the development of the institutes, which regulates the problem of the state national politics. The author raises the questions of the budgetary federalism and administrative and institutional transformations in management of the North Caucasus region of the Russian Federation.

Keywords: federation, republic, constitutional federation, budgetary federalism, subsidies, North Caucasus Federal District

СИРАЖУДИНОВА Сайда Валерьевна — к.полит.н., докторант Южно-Российского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70; [email protected])

ВЛАСТЬ И ОЖИДАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН1

Аннотация. В основе статьи лежат результаты социологического исследования ожиданий жителей Республики Дагестан после смены главы республики. На основе полученных результатов можно сделать вывод, что чрезмерные ожидания всегда трансформируются в высокие требования, что мы и наблюдаем в настоящее время в республике Дагестан. Полностью не считаться с подобными требованиями власть в современном демократическим обществе не может, но и примеров полной реализации ожиданий в истории, наверное, не найти.

Ключевые слова: политика, ожидания, власть, элита, общество

Сложность и проблемность Северо-Кавказского региона, притягивающего к себе широкое внимание, настоятельно требует срочных мер по снижению напряженности, недопущению социальных и иных осложнений.

Одна из самых сложных ситуаций на Северном Кавказе на сегодняшний день отмечается в Республике Дагестан. Острые социальные проблемы, специфика региона, внутрирелигиозная и этническая напряженность здесь не только не разрешаются, а наоборот, становятся еще острей.

Смена политической элиты в Дагестане в 2013 г. вызвала явный ажиотаж в дагестанском обществе, породила бурный всплеск ожиданий среди дагестанского народа. В тот период трудно было найти равнодушных к тем политическим трансформациям, которые происходили в обществе.

В январе 2013 г. в отставку с поста главы Дагестана ушел М. Магомедов. Указом президента России и.о. главы республики был назначен Рамазан Абдулатипов, в тот момент — депутат Госдумы РФ («Единая Россия»). Первые шаги, речи и действия Рамазана Абдулатипова повсеместно обсуждались, часто восхвалялись и идеализировались и лишь немногими встречались скептически. 8 сентября 2013 г. на XXVII сессии Народного собрания РД Рамазан Абдулатипов большинством голосов (86 из 88 депутатов парламента) был избран главой Республики Дагестан. Таково было мнение депутатов, так хотел и народ. Противоречий в обществе по этому поводу не было. Много за этот период было сделано, но не так радикально и «сказочно», как хотел бы народ.

1 Методической основой статьи является социологическое исследование «Ожидания Дагестана», проведенное центром исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» в период с 2013 по июнь 2014 г. по репрезентативной выборке.

Современные политические трансформации — очень интересный период для исследования и исследователей, он дает широкие возможности понять то, чего же ожидает народ, чего он хочет, какие существуют проблемы, которые волнуют дагестанское общество больше всего.

Дагестанское общество — весьма сложное и чрезвычайно многосоставное, поэтому и ожидания у всех разные. Но в то же время количественные данные, полученные в результате исследований, способны прояснить и обозначить наиболее общие для всех групп вопросы и проблемы. Знать об ожиданиях народа необходимо. Это залог успешной деятельности политического лидера и политической элиты. Несмотря на всплеск ожиданий и важность выявления наиболее острых социальных проблем, объектом исследовательского интереса они не стали. Если зарубежная политологическая и социологическая наука отводит важное место исследованию ожиданий [Simon 2009], то в России подобных исследований мало. Одна из важных работ по вопросу исследования системы ожиданий, которая дает комплексную оценку общественно-политической ситуации в Российской Федерации в целом и в Саратовской обл. в частности, была проведена М.В. Мамоновым [Мамонов 2007]. Большинство работ рассматривают отдельные стороны ожиданий. Одной из таких сторон является вопрос доверия. Интересна для изучения доверия позиция российского ученого В. Гришина [Гришин 2010]. По вопросу доверия были защищены диссертации по социологии под руководством Ю. Волкова. Исследованием некоторых аспектов этого вопроса и вопроса власти занимаются в рамках ростовской элитологической школы А. Старостин, А. Понеделков, С. Кислицын.

В республиках Северного Кавказа комплексная оценка ожиданий, исследование общественного мнения о существующих проблемах, важности их разрешения для населения, о видении населением способов и мер стабилизации ситуации почти не проводились. Несмотря на актуальность темы, комплексный политологический анализ общественно-политической ситуации в Республике Дагестан, сбор эмпирических данных по выявлению ожиданий и наиболее важных для граждан вопросов здесь ранее не осуществлялись.

Центр исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» в период с февраля 2013 по май 2014 г. провел серию социологических исследований в Республике Дагестан, объединенных названием «Ожидания Дагестана». Общая выборка респондентов в данном исследовании составила 1 950 чел. (1 250 чел. — первая часть исследования, проводившаяся в 2013 г., и 700 респондентов — вторая часть, проведенная в 2014 г.).

Исследование отличается высокой репрезентативностью, т.к. опрошены были разные возрастные (от 18 до 65 лет) и социальные группы, исследование проводилось в г. Махачкале и в 9 районах Республики Дагестан, как горных, так и равнинных.

Общие результаты исследования отразили динамику общих наиболее распространенных настроений, царящих в дагестанском обществе.

Проведение подобного исследования позволит прояснить ситуацию в республике, найти истоки социально-политических конфликтов и напряженности, оценить их глубину, узнать ожидания жителей республики и применить эти знания на практике для стабилизации обстановки.

Согласно результатам исследования, в 2013 г. массовые настроения были таковы: радость от прихода умного и интеллигентного человека и опытного политика; удовлетворенность первыми шагами главы республики; желание поддержать главу и его курс. Общественные настроения были пронизаны верой в Рамазана Абдулатипова и надеждой на него.

Согласно ответам респондентов, ситуацию в республике Дагестан они оценивали как «сложную», «плохую», «тяжелую» и «ужасную» (76%). Некоторые при этом отмечали, что, т.к. положение в республике, которая досталась новому президенту, сложное и тяжелое, ему придется очень тяжело и необходимо радикально что-то исправить. Коррумпированность в республике как одну из важнейших характеристик современного Дагестана отметили 3,8%, назвали республику отсталым

дотационным регионом, самой отсталой республикой около 3%. Еще 3% назвали Дагестан проблемой России, ее проблемным регионом с множеством проблем, решение которых затянулось. Положительную оценку ситуации в республике дают 10,7% респондентов.

Были и такие ответы, как «терпимо», «не хуже и не лучше, чем в иных субъектах РФ». Некоторые считали, что сложность республики в том, что здесь «как два полюса планеты: одни тянутся на Запад, другие на Восток». Очень часто цитировали ставшее известным высказывание Р. Абдулатипова о феодализме дагестанского общества, о стадии перехода от феодализма к дикому капитализму.

Данный период воспринимался гражданами как ожидание перемен, ожидание лучшего в связи со сменой президента как переломным моментом (2,3%).

На вопрос: «Какие изменения Вы хотели бы видеть в республике?» — 35,5% ответили: «коренные и радикальные»; 10% отметили важность наведения порядка (который, по мнению большинства ответивших подобным образом, должен быть жестким); 8,6% хотели бы устранить клановость; 6,7% высказались за устранение коррупции; 5% респондентов желают «спокойной жизни», «уничтожения терроризма» и «избавления республики от ваххабизма»; 4,8% респондентов отметили важность полной смены политических кадров («смена власти, а не игра в шахматы»); 4,7% пожелали увеличения зарплат; 4,6%, — работы и повышения уровня жизни; 3,9% — внимания к формированию кадров; для 2,9% важной оказалось чистота и меры по ее наведению; 2,5% отметили, что важно начать ценить людей; важность повышения культуры отметили 2,4%; такой же процент ответов был у ожидающих социальных улучшений; а 2,3% отметили, что надо делать все так, как говорит и делает нынешний глава («что говорит нынешний президент», «Абдулатипов все делает»). Важность повышения образования и появления в республике «честного образования» отметили 2,2%. Важность улучшения дорог и их асфальтирования отметили 1,7%. Также здесь были названы законность («надо заставить работать законы, равные для всех»), взаимопонимание, справедливость, многие отметили важность процветания, мира, стабильности и устойчивости.

Результаты исследования показали, что народ ждет изменений «ощутимых» и «очень больших» («почти все в республике нужно менять»). Изменения нужны во всех сферах, но больше всего народ волнует политическая сфера и сфера безопасности, что говорит о больших ожиданиях и о сложности ситуации, когда народ желает не чего-то идеального и редкого, а элементарного порядка. Политический окрас ожиданий дагестанского народа (желание смены политической элиты) означает желание изменить методы и направления в политике, искоренить коррупцию, ожидание широких изменений в дагестанском обществе, появления социальных лифтов и снятия общей социальной напряженности.

Проанализировав процентное соотношение ответов респондентов, можно увидеть, что больше всего народ волнуют такие проблемы, как порядок, обновление кадров, ликвидация клановости и искоренение коррупции.

Отношение к текущей политике Дагестана как положительное отметили 6% респондентов (в половине ответов присутствовали слова «в настоящее время», «сейчас положительное, раньше нет»), как нормальное — 3,8% (в данный момент доволен, на данный момент умеренное), как отрицательное (негативное) — 42,3%. Многие отмечали, что «последние политические изменения оказали хорошее воздействие», «с февраля положительное». Многие с удивлением спрашивали: «...в Дагестане есть политика?» «Политики в Дагестане нет», считают 4% респондентов.

На протяжении всего исследования (и в 2013, и в 2014 г.) в во многих ответах поднимается вопрос коррупции как один из самых болезненных для населения («везде; много коррупции», «все коррумпировано»). Это тот вопрос, мнения по которому не изменились даже за год нахождения нового президента на посту.

На вопрос: «Что необходимо в первую очередь изменить в республике?» — превалировал ответ: власть и политическую элиту — 27,3% (кадры, управление, власть, политическую элиту, состав глав правительств, правительство, руководство, политических деятелей, ценить умных людей, сознание политической элиты, повысить

доверие к власти, снять с должности Амирова). Затем следовал ответ: искоренить коррупцию — 9,8% (особенно в госучреждениях, в образовании). Третьим по важности выступало предложение сломать систему кланов — 7,1%. 5,6% респондентов считают важным покончить с ваххабизмом, терроризмом и экстремизмом; 3% считают важной борьбу с коррупционной системой образования и нарушениями при сдаче ЕГЭ. Также важными для народа были вопросы чистоты, законности, экономики (всего 2%), изменения стереотипов и сознания людей, отношения к своему народу.

В качестве лидера республики большинство респондентов видели Рамазана Абдулатипова (54% в 2013 и 40,5% в 2014 г.).

Лидером большинство хотело бы видеть человека честного (8,4%), умного (6,2%), русского (непредвзятость) — 4,1%, человека извне по отношению к дагестанской политической элите, независимого от элит, порядочного и достойного. Затем еще следовали такие ответы, как: «образованный», «грамотный», «решительный», «сильный и твердый человек», «патриот», «кто-то типа Сталина нужен», «любой человек, берущий на себя ответственность» и «тот, кто может установить порядок».

В качестве идеального главы республики народ видит:

1) политически зрелого, взрослого, пользующегося уважением элиты мужчину (51,6%);

2) имама со светским образованием (10,1%);

3) ученого (7,3%);

4) красивую, порядочную и культурную женщину (6%);

5) умного, образованного, выросшего и живущего в Дагестане, Рамазана Абдулатипова отметили примерно по 3,5%.

Также были названы «патриот» (любящий свой народ; патриот своей родины, своей земли) и «решительный человек».

В ответах на вопрос: «Назовите личность, которую Вы можете охарактеризовать как идеального государственного руководителя», — в ответах респондентов были названы в первую очередь И.В. Сталин («идеальных людей на свете нет», «Сталин со своими минусами») — 11,6% (что удивительно, такой ответ дала преимущественно молодежь, из которых 76% мужчины); затем Рамазан Абдулатипов как опытный политик — 10,7%; Рамзан Кадыров — 9,7%; Петр I — 4,1%; Владимир Путин — 3,5%; по 1,5% набрали Даниялов, Саид Амиров и Елизавета I (Тюдор). Также респонденты упоминали В.И. Ленина, Авраама Линкольна, Чингисхана, Александра Македонского, Пиночета, Бисмарка, Цезаря, Уго Чавеса, А. Лукашенко, Мухаммадрасула Саадуева и Конфуция.

Отсутствие идеального правителя отметили 10,8% опрошенных. Из них 8% считают, что «у нас нет такого», а что «идеальных правителей (людей) не бывает вообще» — 2,8% респондентов. Также ответом на этот вопрос послужило, помимо выделения отдельных личностей, еще и выделение отдельных качеств. Так, особо были отмечены такие качества, как честность, ум и справедливость.

Также респонденты дописали следующие пояснения: «если начинания будут и дальше претворяться, то он у нас есть», «человек, при котором не будет национальной розни», «человек, любящий свою республику и народ», «он должен заботиться о своем народе», «харизматичный», «человек своего слова».

Важными шагами для налаживания обстановки в республике жители Дагестана считают принятие таких мер, как 1) создание рабочих мест («борьба с безработицей», «предоставление людям нормальной работы») — 7,4%; 2) жесткие методы — 5,4 %; 3) борьба с коррупцией и ее снижение и искоренение — 4,6%; борьба с терроризмом — 5,1%. Так же необходимым было признано действовать мирным путем (3,4%), выплачивать вовремя зарплату, соблюдать закон, бороться с клановой системой, обеспечить порядок. Был и такой ответ: «ничем уже не помочь».

Данные ответы респондентов демонстрируют ожидание от руководства более жестких и радикальных мер. Очень часто в качестве примера приводилась Чеченская Республика. Но однозначно говорить обо всем обществе нельзя, т.к. были и сторон-

ники мирного пути, постепенного реформирования, демократизации и согласованности.

Наиболее популярной у населения партией оказалась «Единая Россия» — 46%, затем КПРФ — 21%, ЛДПР — 3%. Отсутствие популярной партии отметили 21% респондентов.

За квотированное представительство национальностей в правительстве высказалось 22%, отметивших, что национальность не имеет значения, — 54,6%.

Основными и требующими наиболее пристального внимания и оперативного решения были названы такие проблемы, как терроризм (ваххабизм, экстремизм) — 17,5%, коррупция — 15,4%, безработица — 8,7%. Также были названы клановость, экологические проблемы и беспорядок. За ними следовали с небольшим разрывом бандитизм и преступность, местничество, необразованность, бескультурье, национальные проблемы и грязь. В данных ответах была явно заметна разница между ответами старшего поколения и молодежи. Так, если для старшего поколения основной проблемой является коррупция, то для молодежи — терроризм и радикализм.

В качестве вариантов решения проблем респонденты предлагали: 1) жесткость в управлении, контроль сильной центральной власти, сильного президента — 21%; 2) создание рабочих мест — 16%; 3) совместные усилия — 13%; 4) борьбу с терроризмом, экстремизмом и ваххабизмом — 11%; 5) опору на закон — 7%.

Ответы на следующие вопросы демонстрируют нам противоречия в понимании народом, чего же он на самом деле хочет. Так, на вопрос: «Какая идеология оптимально подходит республике?» — оказалось, что самой привлекательной для республики оказалась демократия — 26%, при этом почти такое же число ответов набрала религиозная (исламская, умеренная) идеология — 25%, толерантность отметили 17% респондентов, либеральную идеологию — 16%, а за тоталитарную и диктаторскую идеологию высказались 13% респондентов.

Таким образом, предпочтения народа оказываются такими же сложными, многосоставными и даже внутренне противоречивыми, как и само общество. Симпатии населения в основном на стороне такой идеологии, которая бы основывалась на сочетании «религия и демократия» или «светское и религиозное».

На вопрос: «Каким Вы видите Дагестан?» — были даны следующие ответы: 1) демократическим — 39%; 2) религиозным (по крайней мере «в какой-то степени»)

— 12%; 3) модернизированным — 9,2%; 4) социалистическим — 8,7%; 5) анархическим — 7,6%; 6) коммунистическим — 6,7%; 7) архаичным — 3,9%; 8) либеральным

— 3,4%; 9) теократическим — 2,1%; 10) иным (диктатура, феодализм, хаос, модернизированная архаичная анархия и т.д.) — 6,5%.

Согласно мнению респондентов, обществу необходимо стремиться к золотой середине (44%), к модернизации (41%), традиционализму (8,3%) и к «серебряному идеалу» (2,3%).

Процент оптимистично настроенных и обладающих верой в то, что нынешний глава Дагестана может улучшить обстановку в республике в тот момент, когда он только пришел к власти, составлял 74% («надеюсь и верю в него»). Пессимистов оказалось всего лишь 14%. Многие отвечавшие положительно, оставляли ниточку сомнения и подчеркивали: «если ему все поможем», «если не помешают», «если дадут». А к концу 2014 г. разочарованными в своих ожиданиях оказались 82,7%.

Первоочередными мерами, которые должен предпринять глава республики, по мнению населения, должны стать:

1) смена власти и политической элиты (набрать во власть людей с чистого листа, создать достойную команду, заставить министерства работать по закону, провести аттестацию чиновников, заменить министров, убрать старые кадры, набрать новых в государственную структуру и управление, сменить коррумпированных чиновников, подобрать достойные властные структуры, дать шанс молодежи) — 20%. Достаточно много было ответов: «успокоить Амирова, чтоб на землю спустился», «уволить С. Амирова»;

2) борьба с коррупцией и ее ликвидация — 15%;

3) борьба с терроризмом и ваххабизмом («отвлечь молодежь от леса», «остановить экстремизм») — 10%;

4) наведение порядка («везде», «в обществе и в бюрократическом аппарате») — 8,1%;

5) борьба с безработицей и создание рабочих мест — 7%;

6) борьба с клановостью — 5%.

Встречались и такие ответы, как «больше действовать», «согласовывать с народом», «найти общий язык с народом», «прислушаться к народу», «поднять экономику», «бороться против невежества», «ликвидировать злоупотребления при сдаче ЕГЭ», «улучшить образование в республике», «покончить с религиозными распрями», «установить мир в Дагестане», «реализовать свои планы», «прекратить взяточничество», «провести газ в села», «навести порядок в отношениях между людьми».

Из всех этих ответов виден приоритет действий по борьбе с радикализмом, наведению чистоты, контролю за образованием и ЕГЭ, строительству детских садов и новых дорог. Но все ожидания, конечно, не реализовались.

Согласно ответам респондентов, голосуя, большинство из них руководствуется: 1) партийными взглядами — 37%; 2) идеологией — 31%; 3) этническими взглядами — 13%, личными качествами — 3%. Прочие варианты ответов: «исходя из порядочности кандидата», «смотрю на способность человека», «руководствуюсь здравым смыслом, интуицией», «не люблю голосовать — уже никому не верю».

Согласно оценке респондентов, изменения в лучшую сторону, происшедшие в 2013 г., пусть и не радикальны, но они имеются. Респонденты считают, что за последние 3 года ситуация в республике изменилась: а) в лучшую сторону — 5%; б) в худшую сторону — 47% (очень); в) не изменилась — 45%. За этот год ситуация в республике: а) значительно изменилась в лучшую сторону — 4%; б) незначительно изменилась в лучшую сторону — 39%; в) незначительно изменилась в худшую сторону — 23%; г) вообще не изменилась — 40% (но, может, Абдулатипов сможет изменить). Данные результаты демонстрируют, что обстановка хотя и заметно не изменилась к лучшему, но ухудшение ситуации в глазах общества значительно сократилось.

Оценка экспертами прихода к власти Рамазана Абдулатипова следующая: С.А. Кислицын считает, что Р. Абдулатипов — это не временная фигура, т.к. у Кремля немного крупных (федеральных) политиков родом с Кавказа. Совершенно очевидно, что он не является протеже лоббистских структур ни в Дагестане, ни в Москве. Он не был замешан в серьезных политико-коррупционных скандалах. О порочащих его связях ничего не известно. Он является открытым государственником и выдающимся ученым-этнополитиком, который, имея советское прошлое, тяготеет к отдельным его сторонам — лучшим, естественно. В своей работе Рамазан Абдулатипов вводит жесткое планирование, чтобы действия властей были направлены на опережение событий. Абдулатипов уже обратил внимание на отсутствие в республике нормальной информационной и кадровой политики в интересах государства. Он, безусловно, будет вести борьбу с коррупцией, но не безоглядную, учитывая, что коррупция на Кавказе — это некий образ жизни. Сломать клановую систему в одночасье он не сможет, даже если очень захочет. (Это проблема ментального характера.) На сегодня главная его задача — покончить с экстремизмом и терроризмом. Надо покончить и с внутренним коллаборационизмом, когда часть госаппарата и бизнеса саботирует борьбу с политическим бандитизмом. Это осуществимо, но требует значительных усилий, личного контроля и личного мужества. Вывод: моментальных успехов у Р. Абдулатипова не будет, но общий тренд, бесспорно, сугубо позитивный.

А.Ю. Сунгуров отмечает, что ситуация с приходом к власти Рамазана Абдулатипова, конечно же, должна измениться. К власти пришел человек, существенно слабее связанный с республиканской элитой, чем его предшественники. Собственно, именно определенная самостоятельность предыдущего президента, который, в частности, не поддержал инициативу своего осетинского коллеги об отмене выборов главы республики, и послужила, на мой взгляд, одной из причин его фактической отставки. Можно предположить, что новый президент будет существенно более «управляемым» со Старой площади.

Как показывают результаты исследования, ожидания народа по отношению к власти высоки, и власти необходимо, по крайней мере, знать о проблемах своего народа и его ожиданиях. Какие-то ожидания власть пытается реализовывать, какие-то — игнорируются в силу своей ложности. Выявленные нами проблемы важно решить, это путь к стабильности общества. Но решить их нелегко. Общественные ожидания множественны, некоторые противоречивы и трудно реализуемы. Сложная полиэт-ничность общества сказывается на оценке эффективности действий главы республики жителями, которая оценивается чаще всего через призму личных, групповых, религиозных или этнических интересов. Ожиданий было много, но реализовались и в скором времени реализуются далеко не все.

Список литературы

Гришин В.В. 2010. Рациональные и иррациональные аспекты социального доверия в ментальности россиян. — Мониторинг общественного мнения. № 1(95). С. 156171.

Мамонов М. В. 2007. Оценка ожиданий населения как способ анализа общественно-политической ситуации. — Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. № 2. Т. 3. С. 208-216.

Simon D.M. 2009. Public Expectations of the President. — The Oxford Handbook of the American Presidency (ed. by G.C. Edwards, W.G. Howell). P. 135-159.

SIRAZHUDINOVA Saida Valeryevna, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Doctoral Candidate of South Russian Institute - brunch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Pushkinskaja str., 70, Rostov-on-Don, Russia, 344002; [email protected])

GOVERNMENT AUTHORITY AND EXPECTATIONS IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

Abstract. The author analyzes the results of the sociological research of the mass expectations in the Republic of Dagestan. The surge of expectations occurred here after the change of the head of the republic. Using the basis of the sociological research the author concludes that excessive expectations are always transforming into the high demands that one can observe in the Republic of Dagestan. In a modern democratic society the government cannot fully neglect the requirements of the public but the full realization of such expectations is also impossible. Keywords: policy, expectations, power, government, elite, society

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.