УДК 323
СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ТРАНСФОРМАЦИИ
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Сиражудинова кандидат политических наук, докторант кафедры политологии
Саида и этнополитики, Южно-Российский институт управления - филиал
Валерьевна Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: [email protected] Аннотация
Цель даннойстатьи - это поиск способов и методов стабилизации обстановки на Северном Кавказе, и в частности в Республике Дагестан. Накопившиеся десятилетиями проблемы сейчас все чаще выплывают наружу, угрожая и ударяя по стабильности. Обстановка в республике и происходящие в последнее время социальные и политические трансформации требуют тщательного анализа. В статье выделены основные проблемы Дагестана и специфика, в которой они возникают, существуют и обостряются.
Ключевые слова: политический процесс, религия, ислам, радикализм, идентичность
Социально-политические процессы на Северном Кавказе сложны для анализа и осмысления. За ними трудно угнаться и их сложно понять. Слишком много событий внезапно произошло в стране и отразилось на регионе. Слишком быстро и стремительно происходили здесь трансформации и резкие изменения, вторжение нового, появление новых проблем, ранее неизвестных региону. Происходящие трансформации являются следствием внутренних эволюционных процессов самого северокавказского общества, порожденных исторической закономерностью и рядом внешних факторов, как государственной политикой Российской Федерации, так и проникновением глобальных общемировых процессов и порой искусственного и целенаправленного внешнего воздействия на обстановку в регионе.
Трудность в решении проблем республики связана с активным поиском способов их решения, с концептуальным обоснованием формирования политической элиты республики, с выбором наиболее эффективного политического лидера - руководителя республики, а также с многочисленными специфическими и общими для России проблемами.
Существующие проблемы очень важно рассматривать в общекавказской специфике, так как ситуация в каждой отдельной республике имеет некий общий фон для существующих проблем, несмотря на имеющиеся в то же время свои особенности.
Многие исследователи анализируют разные проблемы и разные стороны отдельных проблем, существующих в Республике Дагестан. Нам важно изучить проблему без налета субъективизма и собственных оценок, увидеть ее глазами самого дагестанского народа путем исследования его ожиданий.
Дагестан очень интересен для исследователей, так как эта республика занимает наиболее важное пограничное и стратегическое место в регионе, так же Дагестан отличается особой конфликтностью (религиозной, этнической, территориальной и т.д.).
Религиозный фактор и исламский радикализм, неоценимый вклад в изучение которого в регионе внесли К.М. Ханбабаев, И.П. Добаев [1], осложняют ситуацию в республике, которая отличилась наибольшей степенью религиозности и наибольшим противостоянием членов религиозных групп между собой. И, что еще интересней, именно здесь наиболее заметна встреча современного, традиционного и религиозного. В республике встречаются и пытаются бороться два течения глобализации - западная (вестернизация, проникновение массовой культуры) и восточная (арабизация, проникновение арабской культуры). В то же время среди дагестанских граждан наблюдается достаточно высокий уровень российской
самоидентификации. Что бы ни говорили многие уехавшие за рубеж оппоненты всего российского, в Дагестане 98% не видит себя вне России («без России мы ни что», «мы едины»), считают себя россиянами 94% дагестанцев.
Трансформации 1990-х годов болезненно сказались на Республике Дагестан, в экономической и социальной жизни до сих пор заметны их последствия. Массовое распространение новых религиозных течений, отличающихся радикальностью, конфликтностью по отношению к распространенной и практикуемой веками религии, осложняет и заметно обостряет общую ситуацию, а также взаимоотношения между людьми.
Проведенное в 2013-2014 гг. Центром исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем социологическое исследование «Ожидания Дагестана»1 позволяет увидеть ситуацию в республике уже не глазами политиков, идеализирующих свои программы и достижения, не глазами часто односторонне критикующих правозащитников (руководствующихся исключительно критической позицией), общественных деятелей, работающих с отдельными определенными группами.
Данное исследование лучше всего демонстрирует мнение общества, его разных групп и слоев, массовое мнение, позволяет увидеть глубину и остроту существующих проблем в Республике Дагестан. Только вникнув в них можно понять дагестанское общество и проблемы, которые больше всего волнуют дагестанский народ. А это уже шаг к разрешению проблем и стабильности общества.
Итак, основными проблемами республики являются: 1) коррупция прежде всего, 2) клановость, 3) безопасность и связанное с ней искоренение радикализма и экстремизма, 4) политическая элита и руководящие кадры. Эти проблемы не единственные, но их решение является наиболее важным, приоритетным и жизненно необходимым для народа, для его социального самочувствия. Их при опросе отмечало большинство. Волнуют народ и вопросы экономики, и социальные проблемы - вопросы образования, медицины, низкого уровня жизни и др. Конечно, эти проблемы известны, но политики и политологи порой мыслят несколько отлично от народа, каждый расставляет свои акценты и уделяет внимание лишь отдельным вопросам для него важным. На некоторые вопросы трудно найти оптимальный ответ, и последствия любого действия и его восприятие могут быть различными. Некоторые вопросы легче замолчать и оставить на будущее, только проблема в том, что даже в будущем они сами собой не разрешатся и есть опасность их обострения и эскалации.
Как показывают результаты исследования, проблем много, но народ выделяет то, что считает более важным и основополагающим. Наблюдающиеся в исследовании особенности ответов и выделения отдельных вопросов демонстрируют, что народ видит несколько первопричин и источников проблем, решение которых, как считают опрошенные жители Дагестана, могли бы развязать узлы, чтобы легче распутать все остальные общественные проблемы, само решение которых способно повлиять на решение всех остальных вопросов во всех сферах в жизни общества. И вышеназванные проблемы в глазах народа являются первоисточником проблем республики.
Конечно, ожидания идеализированы, как всегда завышены и трудно воплощаемы на практике. Легко ожидать, но трудно реализовывать, особенно, если учитывать многосоставную сложность общества и разнообразие интересов его групп, годами скопившиеся проблемы и противоречивость взглядов на их решение среди разных групп (сторон). Но в современном мире, прислушиваться к народу важно или, по крайней мере, вести с ним диалог.
Ответственность, лежащая на Главе республике большая. Ситуация сложная, годами и даже десятилетиями запутывавшаяся все сильнее. Поэтому здесь надо совместить и стремление отвечать тем надеждам и ожиданиям, которые были возложены народом, и дать
1 Социологическое исследование «Ожидания Дагестана», проведенное автором. Проект «Центр исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие», 2013-2014.
народу понять, что нельзя быстро и одним мигом взять и решить в корне все накопившиеся проблемы. Для многих проблем, необходимо создать условия. Многое было упущено раньше, и теперь так разрослось, что взять и искоренить просто нельзя. Новых проблем не появилось, существуют лишь отголоски застарелых ошибок и упущений.
Объем работы не позволяет сделать подробный компаративный анализ проблем всех северокавказских республик, но определенные моменты и примеры сравнительного анализа привести необходимо.
Дагестан отличает особая специфическая среда, в которой все эти проблемы развиваются и протекают. Многие из проблем, существующих в Республике Дагестан, характерны и для других республик. Для всех характерна некая принадлежность к кавказской культуре, к общей религии, которая вроде бы едина, но в тоже время так многообразна, существует общность отдельных адатов, схожесть проблем.
Ситуация в Дагестане осложняется тем, что эта республика отличается своей полиэт-ничностью. Здесь почти в каждом селе своя общность, свой маленький этнос, свои адаты и традиции и даже свой диалект. Как отметил глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов на форуме «Российский Кавказ», здесь «за каждой горой другой Кавказ». Глава считает, что надо анализировать Дагестан с точки зрения вызовов и проявить готовность отвечать на вызовы, посмотреть на общество изнутри. Рамазан Абдулатипов признает тот факт, что общество сложно и многосоставно, и управление подобным обществом также чрезвычайно сложно. Он отмечает, что «в одном месте - полный феодализм, в другом - полный социализм, в третьем - полный капитализм». Поэтому самое главное - это изменить сознание и культуру дагестанцев.
Трансформация и любые вторжения в духовную сферу всегда более болезненны. Поэтому быстро изменить сознание и культуру народа вряд ли удастся при всем желании. Это долгосрочный процесс, требующий значительных усилий и продуманной стратегии. Подобные трансформации трудно проводить в условиях, когда модернизация затруднена конфликтностью, сложной политической обстановкой, слабостью реального гражданского общества, экономической отсталостью региона, нестабильностью общества, проявлением и распространением религиозного радикализма, экстремизма и терроризма, отсутствием чувства безопасности, низким уровнем правосознания граждан, межэтническими проблемами, территориальными спорами и др.
Специфика общества, его традиционность и исламский фактор оказывают значительное влияние на политические установки населения региона, на их социальные и политические ожидания.
Приверженность населения традициям, обычаям, адатам, своей общине, сохранившийся до сих пор традиционный образ жизни и сложившаяся веками практика самоуправления и регуляции оказывают значительное воздействие на формирование ценностных, политических, идеологических и гражданских предпочтений, ожиданий, политического мышления и политических установок, выборов и приоритетов в регионе.
В Дагестане до сих пор сохранилось особое положение человека в обществе, особенно ценности, его свобода и независимость. Население во многом определяет общинность, вхождения человека в род, тухум, общину, семью, клан. Поэтому вопрос клановости и отсутствия социальных лифтов для отдельных этнических групп и лиц, у которых отсутствует поддержка некой общинной структуры, стоит весьма остро. Эти группы порой замкнуты на себе и развитие их затруднено, даже несмотря на уровень образования и внешний светский лоск. Традиционность очень часто здесь побеждает современность, впитывая ее отдельные удобные для себя черты, а остальные просто подчиняя своей силе и игнорируя. До сих пор клановая и этническая принадлежность, а в последнее время сюда добавились и религиозная, - главный идентифицирующий личность признак. Побороть клановость, круговую поруку, предвзятость, выйти за этнические рамки в подобном обществе очень сложно. Тем более, что в обществе еще не устоялся приоритет закона над адатом и элементами шариата.
Влияние ислама в северокавказском обществе велико. Он определяет нравственные и юридические нормы поведения, социально-правовые, семейно-бытовые устои, общественные и политические ценности населения. С одной стороны, гражданское общество предполагает секулярный образ мышления и религиозный детерминизм с этой точки зрения противоречит гражданскому обществу. С другой стороны, религия является неотъемлемой частью гражданского общества, религиозные организации выступают как один из основных институтов гражданского общества.
Основное влияние ислама на политические установки проявляется в желании создания исламского государства, закреплении за шариатом функции регулирования общественных отношений. На примере количественных показателей можно сделать вывод, что в северокавказском обществе переплетаются между собой ценности как ислама, так и светской жизни. Традиционный образ жизни народа больше основан на адатах, чем на законах шариата и на праве. Но общество многолико, и у разных групп свои взгляды и свои ценности.
На формирование установки на демократизацию и построение гражданского общества среди жителей региона влияет и проблема социального самочувствия населения в ходе трансформационных процессов в современном обществе. Здесь важным представляется не только социальное самочувствие населения региона и республики в общем, но и самочувствие личности, общности (этнической, социальной, гендерной и конфессиональной группы, клана, рода). Оно выражается в таких показателях, как: отношение квласти, состояние общества, острые специфические проблемы региона и др.
1. Отношение к власти. Этот показатель включает в себя «совпадение реальной формы общественного устройства с желаемой» и уровень «доверия к власти» в сознании населения.
Из примеров приведенных нами социологических исследований видно, что население рассматриваемых республик в основном поддерживает светскую форму правления, но желает, чтобы политика государства не противоречила основным нормам ислама, не ущемляла права на свободу вероисповедания.
Доверие к власти - понятие широкое. Оно подразумевает отношение к государственным структурам власти, к органам местного самоуправления, к общественным и политическим объединениям, к выборам. Проблема выборов (отмена итогов выборов мэра в Дербенте, завышенный процент явки избирателей в Ингушетии) актуальна для республик Северного Кавказа. Отмена прямых выборов обострила ситуацию в республике и породила недовольных, особенно среди политических и общественных деятелей. К федеральной политике государства (если опустить национальный вопрос) и центральным органам власти здесь лояльны. Местной властью население почти всегда недовольно. Партия власти здесь пользуется наибольшей поддержкой.
Сейчас вместе со всплеском ожиданий и сменой руководителя республики ситуация улучшилась. Личность лидера - важный фактор. При анализе ответов о желаемом типе руководителя республики можно сделать вывод, что народ привлекает такой образ политика, который был бы сильной личностью, жестким, интеллигентным, умным, опытным, отсюда и симпатии населения, и его доверие к политике Р. Абдулатипова, и частое обращение к политике Р. Кадырова как к образцу.
2. Состояние общества. Общее состояние общества можно охарактеризовать с точки зрения стабильности, духовной, экономической, социальной удовлетворенности, но в республиках Северного Кавказа охарактеризовать его положительно пока нельзя. Показатели экономического развития республик региона самые низкие по России. Материальное положение и доходы населения невелики, свободных рабочих мест почти нет. Многие представители северокавказских республик вынуждены искать себе заработок в других частях России. На сегодняшний день здесь не преодолены коррупция и клановость. Данный фактор не слишком позитивно отражается на социальном самочувствии как каждого отдельного индивида, так и населе-
ния республик в целом, осложняет построение гражданского общества. Но не эти проблемы вызывают обеспокоенность населения. К экономическим трудностям они уже привыкли и приспособились. Предметом их волнения выступают недавно возникшие проблемы, пути оптимального разрешения которых пока не найдены. Они обозначены в третьем показателе.
3. Острые специфические проблемы региона определяются наличием факторов, вызывающих напряженность в обществе, волнение и озабоченность населения. К подобным проблемам можно отнести наличие радикальных экстремистских групп и бандформирований, с одной стороны, и притеснение людей правоохранительными органами и силовыми структурами, с другой, а также многонациональный состав населения, наличие территориальных споров и конфликтов, межконфессиональные и внутриконфессиональные разногласия, отсутствие чувства безопасности, неуважение к личности и нарушение прав человека и многие другие. Эти проблемы имеют тенденцию к разрастанию и расширению, вследствие чего и требуют незамедлительного решения.
Все эти основные наиболее общие показатели (их можно выделить намного больше) определяют политические установки граждан, их восприятие общественного устройства, власти, правительства, государства. Они оказывают значительное влияние на стабильность региона в целом.
Политические установки народа и политических деятелей во многом совпадают. Как и народ, главы республик осознают важность и необходимость формирования гражданского общества, которое здесь сопровождается поддержанием национальных традиций и ислама, что иногда вступает в противоречие.
Власть как один из основных факторов, определяющих социальное самочувствие граждан, играет важную роль в стабильности общества и в социальной удовлетворенности граждан. В последнее время власть во многом повернулась лицом к гражданскому обществу, стала больше ориентироваться на диалог, чем частично снизила конфликтность общества, несмотря на то, что сами проблемы остаются пока неразрешенными. Нельзя не согласиться со словами правозащитников что «сотрудничество гражданского общества и власти, когда оно основано на доверии и взаимопонимании, может приносить очевидные и очень большие результаты» [3]. Только и сами представители структур гражданского общества должны быть ориентированы не на исключительную конфронтацию и акцентирование внимания на негативе, не на разжигание конфликтов и конфликтности в обществе, а на диалог, консенсус, стремление к взаимодействию в решении проблем общества.
Различных организаций и представителей структур гражданского общества здесь можно насчитать десятки, что связано как с необходимостью в решении многочисленных проблем, защите интересов отдельных групп граждан, так и с возможностью грандополуча-тельности от западных европейских фондов. Сильны в республиках и религиозные структуры гражданского общества, которые условно можно подразделить на традиционные (ДУМ, суфийские общины - тарикаты и вирдовые братства, институт шейхизма) и оппозиционные (салафитские, как их в последнее время принято называть) структуры, влияющие на население (преимущественно молодежь) через электронные ресурсы (СМИ, социальные сети) и активную пропагандистскую деятельность.
В последние годы противостояние между религиозными группами усиливается, становится более напряженным. Идентичность, основанная на разделении на внутренние исламские течения, становится все более определяющей.
Ожидания построения исламского государства как в среде народа, так и среди исламских общин не одинаковы. Тарикатисты (суфисты) не отрицают возможность жить в исламском государстве, признают светское государство. Так, известный в Дагестане шейх Саид-афанди сравнивал государственную власть и религиозные институты по аналогии с «двумя родными братьями, которые ведут свое хозяйство по отдельности, но при этом сохраняют братские отношения так, как положено» [2, с. 3-5].
Для салафитского течения построение исламского государства является целью, их отношение к светскому государству и к законам страны более сложное. Политика Р. Абду-латипова, пронизанная светским и этническим, встречает неприятие и критику со стороны радикально настроенного течения ислама. Вопрос конфликтного противостояния религиозных групп, политики подавления разрастания радикализма будет осложнять проведение трансформаций в обществе.
Внезапное возникновение протестной активности в Дагестане - акции представителей партий и общественности (голодовка осенью 2014) свидетельствует о наличии проблем в обществе, но вызывает разные оценки.
Эта акция лишний раз подчеркивает важность данной работы - и следования и анализа ожиданий народа, важность прислушиваться к ожиданиям и организовывать диалог.
На Северном Кавказе нет единства ни в политических установках, ни религиозного, ни этнического. Здесь сочетаются и исламские, и традиционные, и светские ценности, противоречивые по своей природе. Интересы многих групп здесь не выражены. Гражданское общество очень часто живет своей жизнью, народ своей. Каждый заявляет о своих интересах, но важно еще и понять, что жизнь в обществе, тем более в таком многоликом обществе, требует диалога, порой компромисса, но главное, согласования своих интересов с интересами другого.
Возможность выработать такую политику, которая способна сформировать наиболее оптимальные общие и адекватные ценности и политические установки среди населения, которые бы коренным образом не вступали в противоречие с традиционными ценностями и основными политическими установками населения, существует, но она достаточно эфемерна. В первую очередь необходимо попытаться разрешить те негативные проблемы, которые отрицательным образом влияют на социальное самочувствие населения. Найти такой путь нелегко, и этот процесс не может быть быстрым.
Литература
1. Добаев И.П. Исламский радикализм: социально-философский анализ. Отв. редактор А.В. Малашенко. - Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. - 120 с.
2. Современность глазами шейха Саида-Афанди. - Махачкала: Изд-во «Ихлас», 2005. - 48 с.
3. Стенографический отчёт о заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека от 19 мая 2010 года. http://www.kremlin.ru/transcripts/7792.
Sirazhudinova Saida Valeryevna, doctoral candidate of department of political science and ethnopolicy, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected]
MODERN SOCIAL AND POLITICAL PROCESSES AND TRANSFORMATION IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN Abstract
The situation in the modern Republic of Dagestan very complex and confusing. The accumulated last decades ofproblems now increasingly flowing out, threatening and hitting stability, and often their surge occurs at the same time. Modern social and political transformation in the Republic of Dagestan hasn't positive results. The situation in the Republic and the recent social and political transformation requires careful analysis. The article highlights the main problems of Dagestan and its specificity. Keywords: political process, religion, Islam, radicalism, identity.
References
1. Dobaev I.P. Islamskij radikalizm: social'no-filosofskij analiz. Otv. redaktor A.V. Malashenko. -
Rostov n/D.: Izd-vo SKNC VSh, 2002. - 120 s.
2. Sovremennost' glazami shejha Saida-Afandi. - Mahachkala: Izd-vo «Ihlas», 2005. - 48 s.
3. Stenograficheskij otchjot o zasedanii Soveta po sodejstviju razvitiju institutov grazhdanskogo obshhestva i pravam cheloveka ot 19 maja 2010 goda. http://www.kremlin.ru/transcripts/7792.