Научная статья на тему 'Власть и некоммерческие организации в регионе: трудности взаимодействия (на примере Свердловской области)'

Власть и некоммерческие организации в регионе: трудности взаимодействия (на примере Свердловской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
505
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО / СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / ОПРОС ЭКСПЕРТОВ / POWER / STATE AND MUNICIPAL GOVERNMENT / CIVIL SOCIETY / NONPROFIT ORGANIZATIONS / MEDIA / THE SCIENTIFIC COMMUNITY / DEVELOPMENT OF CIVIL SOCIETY / SURVEY OF EXPERTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новгородцева Анастасия Николаевна, Сивкова Надежда Ивановна, Сысолятина Елена Леонидовна

Статья посвящена анализу специфики взаимодействия структур власти и некоммерческих организаций (НКО), проблем и препятствий в формировании гражданского общества в современной России на примере Свердловской области. Опубликованы результаты работы с региональными экспертами, представляющими органы государственного и муниципального управления, социально ориентированные НКО, СМИ, научным сообществом в лице специалистов по проблемам гражданского общества. Проанализированы как договорные, так и конфликтные способы взаимодействия структур власти и НКО, ориентации региональных НКО в отношении государства, особенно в сфере реализации национально значимых проектов. Затронута проблема роли региональных НКО в формировании гражданских структур. Раскрываются цели государственных структур в отношении сотрудничества с НКО и развития гражданского общества в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Power and Non-Profit Organizations in the Region: Difficulties in Interaction (a Case Study of the Sverdlovsk Region)

The research analyzes the specific nature of interaction between power structures and non-profit organizations (NPOs) and discusses challenges and barriers to the creation of civil society in modern Russia by a case study of the Sverdlovsk region. The paper presents the results of a survey of regional experts in civil society from state and municipal authorities, community-focused non-profits, the media, and the scientific community. The research examines both negotiationand conflict-based modes of interaction between power structures and NPOs and the orientation of regional NPOs to the state policy on projects of national significance. The study discusses the role of regional non-profits in the development of civil structures as well. In addition, the research identifies the goals of government agencies concerning their cooperation with NPOs and the development of civil society in the regions.

Текст научной работы на тему «Власть и некоммерческие организации в регионе: трудности взаимодействия (на примере Свердловской области)»

УДК 323.2(470.54)

Новгородцева Анастасия Николаевна

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры прикладной социологии Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Сивкова Надежда Ивановна

кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры политических наук Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Сысолятина Елена Леонидовна

старший преподаватель кафедры политических наук Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

ВЛАСТЬ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (НКО) В РЕГИОНЕ: ТРУДНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКО ОБЛАСТИ)

Novgorodtseva Anastasia Nikolayevna

PhD in Social Science, Associate Professor, Applied Sociology Department, Ural Federal University

Sivkova Nadezhda Ivanovna

PhD in Social Science, Associate Professor, Political Science Department, Ural Federal University

Sysolyatina Yelena Leonidovna

Senior Lecturer, Political Science Department, Ural Federal University

POWER AND NON-PROFIT ORGANIZATIONS (NPOS) IN THE REGION: DIFFICULTIES IN INTERACTION (A CASE STUDY OF THE SVERDLOVSK REGION)

Аннотация:

Статья посвящена анализу специфики взаимодействия структур власти и НКО, проблем и препятствий в формировании гражданского общества в современной России на примере Свердловской области. В статье опубликованы результаты работы с региональными экспертами, представляющими органы государственного и муниципального управления, социально ориентированные НКО, СМИ, научное сообщество в лице специалистов по проблемам гражданского общества. В статье проанализированы как договорные, так и конфликтные способы взаимодействия структур власти и НКО, ориентации региональных НКО в отношении государства, особенно в сфере реализации национально значимых проектов. Затронута проблема роли региональных НКО в формировании гражданских структур. Кроме того, раскрываются цели государственных структур в отношении сотрудничества с НКО и развития гражданского общества в регионах.

Ключевые слова:

власть, государственное и муниципальное управление, гражданское общество, некоммерческие организации, средства массовой информации, научное сообщество, становление гражданского общества, опрос экспертов.

Summary:

The research analyzes the specific nature of interaction between power structures and NPOs and discusses challenges and barriers to the creation of civil society in modern Russia by a case study of the Sverdlovsk region. The paper presents the results of a survey of regional experts in civil society from state and municipal authorities, community-focused non-profits, the media, and the scientific community. The research examines both negotiation- and conflict-based modes of interaction between power structures and NPOs and the orientation of regional NPOs to the state policy on projects of national significance. The study discusses the role of regional non-profits in the development of civil structures as well. In addition, the research identifies the goals of government agencies concerning their cooperation with NPOs and the development of civil society in the regions.

Keywords:

power, state and municipal government, civil society, non-profit organizations, the media, the scientific community, development of civil society, survey of experts.

Обращение к анализу некоммерческих организаций (НКО) как структур гражданского общества в современной России весьма актуально. Несмотря на кажущуюся проработанность данной проблематики на теоретическом и на прикладном уровнях исследований, остается нерешенным вопрос о поиске оснований, позволяющих оптимизировать взаимодействие между государством и НКО как наиболее массовыми и активными структурами гражданского общества.

Поэтому в 2018-2019 гг. нами была предпринята попытка реализации актуального исследования по вопросу глубинного всестороннего анализа специфики взаимодействия структур государственной власти и НКО. И структуры государственной власти, и структуры гражданского общества в проведенном исследовании были представлены конкретными экспертами. Указанное

исследование проводилось в таком крупном промышленном субъекте Российской Федерации, входящем в состав Уральского федерального округа, как Свердловская область.

В исследовании был задействован метод экспертного интервью. Бланк интервью включал как закрытые, так и открытые вопросы к экспертам с обеих сторон, что позволило участникам интервью не только свободно выражать мысли, но и привело нас к сбору комплексной информации по изучаемой проблеме. Экспертов мы отбирали методом «снежного кома», то есть каждый участник интервью называл одного или нескольких специалистов, наиболее компетентных в исследуемом вопросе.

Всего было опрошено 48 экспертов, представляющих структуры, вовлеченные в процесс функционирования государственной власти и гражданского общества. Речь идет о представителях органов государственного и муниципального управления, социально ориентированных НКО, журналистах, редакторах средств массовой информации (СМИ), а также представителях научного сообщества, занимающихся изучением проблем гражданского общества. Таким образом, в исследовании были представлены все стороны, включенные в процесс взаимодействия власти и гражданского общества.

В 2018 г. в Свердловской области была утверждена комплексная программа под названием «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Свердловской области на 2018-2024 гг.» [1], что повлекло за собой количественный рост НКО в регионе.

В 2019 г. в России зарегистрировали себя 216 тысяч НКО, из них более 6 157 - на территории Свердловской области [2]. Следовательно, Свердловская область попала в список из десяти наиболее активных по этому показателю регионов. Кроме того, Свердловская область получила пятое место в списке регионов, где НКО стабильно выигрывали президентские гранты.

Большинство НКО Свердловской области в 2019 г. выражали намерение принять активное участие в реализации национальных проектов [3]. Предполагается также, что до 2025 г. эти НКО получат около 780 млн р. на внедрение в жизнь 260 проектов по защите прав граждан, благотворительности и патриотического воспитания.

Включенность НКО в процесс распределения финансирования федеральными и региональными властями свидетельствует о готовности к сотрудничеству гражданских и государственных структур в сфере реализации национально значимых проектов. Более того, в последние годы со стороны государственных структур были приняты значимые законодательные акты, связанные не столько с регулированием деятельности НКО, сколько с предоставлением им больших возможностей для участия в социально значимой деятельности.

Однако представители НКО достаточно противоречиво относятся к активности субъектов государственной власти по вопросам сотрудничества с ними.

С одной стороны, НКО хотят большей свободы от государственных структур, считая контроль с их стороны помехой в развитии гражданского общества. С другой стороны, НКО ожидают помощи от государственных структур для осуществления своей деятельности. Следовательно, государство и гражданское общество в лице НКО вынуждены взаимодействовать друг с другом. Степень конструктивности этого взаимодействия во многом определяется представлением НКО о характере отношений с государством - это либо сотрудничество, либо конфликт.

Наше исследование показывает, что понимание гражданского общества как единства интересов граждан и государства находит поддержку только у 1,7 % опрошенных. Этот низкий процент говорит о том, что, в понимании экспертов, структуры НКО и государственной власти не готовы к конструктивному диалогу. Государство постоянно вытесняется из системы отношений власть - гражданское общество, что свидетельствует о росте самостоятельности и активности последнего.

Мы согласны с мнением О.А. Матвейчева о том, что гражданское общество и государство -это «два сопряженных понятия, условно говоря, играют на одном поле. На поле человеческих прав и свобод. Отсюда - и некая конкуренция и напряженность в отношениях. Отсюда - и бесконечные споры, что кому принадлежит» [4].

Однако ориентации гражданского общества на большую самостоятельность и активность в отношениях с государством могут быть опосредованы либеральной политической традицией, отводящей гражданскому обществу роль заградительного барьера от произвола властей, а не партнера для сотрудничества в решении актуальных проблем.

Об ориентациях гражданского общества в сторону большей самостоятельности и активности в отношениях с государством говорят и опрашиваемые эксперты от структур НКО. Они представляют гражданское общество как общество, отстаивающее ценности свободы, прав, закона, имеющее высокие морально-нравственные и правовые установки.

Кроме того, в их представлениях гражданское общество стремится освободиться от государственной власти, выстроить, возможно, конфликтную по отношению к государству, возможно,

оторванную от него систему негосударственного, публичного взаимодействия, в которую будут активно вовлечены НКО.

Эксперты, представляющие государственное и муниципальное управление (ГМУ), характеризуют отношения государства и гражданского общества как менее конфликтные и более вовлеченные. Большинство экспертов-прогосударственников дают позитивные оценки деятельности НКО в Свердловской области. Доля тех из них, кто удовлетворен деятельностью НКО, представлена в таблице 1, она составляет около 50 %.

Таблица 1 - Оценка деятельности некоммерческих организаций экспертами

Свердловской области, %

Оценка В целом Власть, ГМУ Наука НКО СМИ

Отлично 3 0 0 0 8,3

Хорошо 26 50,0 22,2 0 33,3

Удовлетворительно 55 50,0 77,8 60,0 33,3

Плохо 10 0 0 40,0 8,3

Очень плохо 3 0 0 0 8,3

У всех по-разному 0 0 0 0 8,3

В то же время обнаружились существенные расхождения среди экспертов по уровню доверия деятельности НКО. Эксперты, представляющие органы ГМУ, более благосклонны по уровню доверия результатам деятельности НКО в Свердловской области.

Интересно, что эксперты - представители ГМУ доверяют результатам деятельности НКО гораздо больше по сравнению с экспертами-представителями от гражданского общества. Кроме того, среди экспертов от ГМУ половина оценивает эффективность деятельности НКО как хорошую, отсутствуют те, кто дают сугубо негативные оценки. Для сравнения, опрос экспертов от ГМУ в Ярославской области показал, что «каждый четвертый представитель региональных и местных органов власти испытывает чувство недоверия к НКО. Так, скорее не доверяют НКО 22,7 % экспертов, однозначно не доверяют 1,5 %» [5]. В Свердловской области эксперты - представители от ГМУ, не доверяющие результатам деятельности НКО, отсутствуют.

В то же время в Свердловской области эксперты - представители НКО оказались к себе более критичны. Среди них нет тех, кто бы дал положительные оценки своей деятельности, а 40 % из них низко оценили результаты своей работы. В чем же причина подобной самокритики и расхождений в оценках между экспертами - представителями власти и НКО?

Положительные оценки деятельности НКО в Свердловской области со стороны экспертов от ГМУ связаны с тем, что для них НКО - активный субъект решения тех проблем, которые сложно решить в рамках деятельности государственных и муниципальных структур. Интерес власти к сотрудничеству с НКО закономерен, поскольку специфика деятельности НКО заключается в том, что они являются наиболее эффективным инструментом в ситуации, когда надо принять участие в быстром решении острой социальной проблемы, связанной с привлечением как материальных, так и нематериальных ресурсов.

Заинтересованность представителей государственной власти в сотрудничестве с НКО отмечается и другими исследователями. По мнению В.Б. Беневоленского и И.В. Мерсияновой, «актуальный вектор развития нормативно-правовой базы свидетельствует о существенной заинтересованности государственных органов в подключении потенциала некоммерческого сектора к решению задач социальной политики, прежде всего к повышению качества социальных услуг, их доступности и вариативности» [6].

За счет меньшей регламентированности и организационной независимости НКО имеют больше возможностей, чем государственные (муниципальные) структуры для решения тех проблем, которые требуют немедленного решения. В Свердловской области НКО со своими задачами в целом справляются. Они активно участвуют и в социальных, и в экономических процессах в регионе и являются лидером мнений и настроений среди других регионов страны.

В то же время структурная организация НКО, особенности ее хозяйственной и финансовой деятельности не всегда понятны и прозрачны. Это приводит к трудностям в сотрудничестве с властными структурами, поскольку последних не устраивает, что в НКО открыт доступ «к информации о направлениях деятельности, реализуемых проектах и истории организации и закрыт - к финансовой отчетности, данным об учредителях и результатах деятельности НКО» [7]. Вариантом решения этой проблемы могла бы стать электронная информационная система документооборота НКО, разработанная совместно с властными структурами.

Однако для властных структур НКО - субъект, оказывающий не только социально значимую помощь, но и хозяйственную. С ним государство выстраивает финансовые отношения, требующие четкого выполнения тех стандартов, которые утверждены органами власти. Соблюсти

эти стандарты НКО бывает затруднительно. Например, в Екатеринбурге (Свердловская область) возникла сложная ситуация у Фонда «Я - особенный» [8], который находился на грани закрытия в связи ошибками в документах.

Казалось бы, в подобной ситуации представители НКО должны быть заинтересованы в получении знаний, опыта в сфере PR, GR, деловой коммуникации. Однако наше исследование выявило, что лидеры НКО Свердловской области не имеют запроса на методическую и консультативную помощь. Невелика и доля НКО, считающих важным повышение квалификации своих сотрудников. Низкий уровень профессионализма, образования сотрудников НКО является одним из факторов, влияющих на то, что представители гражданского общества недостаточно высоко оценивают деятельность его структур.

83 % опрошенных экспертов - представителей гражданского общества уверены в том, что НКО Свердловской области нуждаются в помощи со стороны органов власти. Интересно, что перечень нужд достаточно большой и каждый его пункт значим, поскольку имеет более 10 % поддержки экспертов. Следовательно, НКО рассматривается экспертами не как развитая, а как развивающаяся сфера деятельности. Возможно, удовлетворение перечня нужд НКО со стороны государства позволит повысить активность гражданского общества.

Ниже в таблице 2 отражена разница в представлениях экспертов от ГМУ и от гражданского общества о помощи НКО со стороны органов власти. Так, эксперты от ГМУ более ориентированы на информационно-организационную и методическую помощь, в то время как эксперты от гражданского общества хотели бы большей материальной поддержки: прямые материальные субсидии, налоговые льготы, льготы по аренде и пр.

Таблица 2 - Помощь НКО со стороны органов власти Свердловской области, %*

Вид помощи Власть, ГМУ Наука НКО СМИ

Предоставление льгот по налогам 28,6 15,4 46,7 13,3

Снижение арендной платы 14,3 46,2 53,3 33,3

Увеличение объема субсидий 14,3 46,2 46,7 40,0

Организационная поддержка в проведении совместных мероприятий 78,6 53,8 66,7 66,7

Повышение квалификации членов НКО 38,7 15,4 24,7 20,0

Предоставление методической и консультативной помощи 64,3 7,7 20,0 26,7

Информационная поддержка 50,0 53,8 60,0 26,7

*Примечание: сумма ответов превышает 100 %, так как эксперт мог выбрать несколько вариантов ответов.

Потребность в материальной помощи со стороны власти НКО вполне обоснована, поскольку финансовые вопросы серьезно беспокоят НКО, особенно социально ориентированные. По мнению экспертов общероссийского народного фронта (ОНФ), «в местных бюджетах закладывается недостаточно средств на возмещение НКО за оказанные услуги, и эти деньги не поступают к ним вовремя» [9].

Эксперты от ГМУ и от гражданского общества сходятся во мнении о том, что НКО необходима организационная поддержка со стороны государства в проведении совместных мероприятий. Это, с одной стороны, позволит продемонстрировать сближение НКО и органов власти, понимание взаимосвязи и поддержки между ними, с другой - снизит затраты НКО на организацию собственных мероприятий.

Для того чтобы взаимодействие между структурами власти и НКО носило более конструктивный характер, последним следует предлагать структурам государственной власти более проработанные проекты. На это пожелание указали около 60 % опрошенных экспертов с обеих сторон. Таким образом, НКО надо активнее вовлекать экспертов из различных сфер жизнедеятельности региона в свою работу. Это послужит импульсом к более взвешенной проработке предложений для органов власти.

НКО следует разрабатывать региональные образовательные программы для своих руководителей и по возможности принимать участие в проработке подобных федеральных образовательных программ, связанных не только с повышением уровня правовой культуры, но и направленных на формирование культуры взаимодействия с органами власти и СМИ. Речь идет о таких образовательных программах, как основы GR, основы PR, основы фандрайзинга, спонсоринга.

Кроме того, полезным будет и участие представителей нКо в социально-психологических тренингах: от командообразования до личной эффективности. Однако вопрос о том, проявят ли заинтересованность НКО к таким формам самообразования, по-прежнему открыт.

И здесь стоит сослаться на результаты исследования Центра «Аналитик», выявившего, что чем профессиональнее члены НКО и гражданские активисты работают с государственными

структурами, используя современные методы и формы взаимодействия, тем больше у них шансов для привлечения дополнительных ресурсов [10].

Еще одним важным пунктом нашего исследования стал вопрос о том, кто берет на себя роль инициатора развития гражданского общества в регионе. Экспертное интервью показало, что две трети опрошенных представителей ГМУ и НКО имеют единую точку зрения. Они считают, что в Свердловской области именно представители НКО (67,8 %) являются структурами, активно развивающими гражданское общество. Эти представления наглядно отражает представленный ниже рисунок 1 .

Представители некоммерческих организаций

Представители органов власти Представители СМИ Представители бизнеса Никто

Рисунок 1 - Инициаторы развития гражданского общества в регионе в представлениях экспертов от ГМУ и НКО, %

Значительно меньшая доля экспертов от ГМУ и НКО (40,7 %) уверена в том, что на развитие гражданского общества в регионе оказывают влияние властные структуры. Кроме того, такой важный социальный институт, как СМИ, не нашел поддержки в кругу экспертов, лишь 20 % из них считают СМИ значимой структурой в развитии регионального гражданского общества.

Далее, мы попытались отыскать разницу в представлениях экспертов от ГМУ и НКО, которые ранее сошлись во вменении, что инициатором развития гражданского общества в регионе являются НКО. Указанную разницу мы попытались структурировать в таблице 3, представленной ниже.

Таблица 3 - Инициатор развития гражданского общества в

эегионе, %*

Инициатор Власть Наука НКО СМИ

Представители органов власти 71,4 35,7 21,4 40,0

Представители бизнеса 28,6 14,3 14,3 13,3

Представители НКО 64,3 85,7 85,7 46,7

Представители СМИ 21,4 7,1 14,3 40,0

Сумма ответов 185,7 142,8 135,7 140,0

*Примечание: сумма ответов превышает 100 %, так как эксперт мог выбрать несколько вариантов ответов.

В ходе опроса выяснилось, что эксперты от ГМУ, несмотря на убежденность в первенствующей роли НКО в развитии регионального гражданского общества, ориентированы на подключение властных ресурсов к процессу развития гражданских структур в Свердловской области -71,4 и 64,3 % соответственно (табл. 3).

Таким образом, у представителей ГМУ наблюдаются противоречивые ожидания. С одной стороны, они хотят, чтобы структуры гражданского общества в регионе развивались самостоятельно, по инициативе снизу, с другой - они считают правильным придавать импульс развитию региональных гражданских структур в одностороннем порядке, сверху.

Противоположной - и более однозначной - точки зрения придерживаются эксперты - представители НКО. Основным инициатором развития гражданского общества в регионе они видят только НКО, на что указали около 85 % опрошенных в группах «Наука» и «НКО» (табл. 3).

По вопросу о том, какие структуры затрудняют развитие гражданского общества в регионе, мнения экспертов от ГМУ и НКО разделились следующим образом. Более половины опрошенных экспертов с обеих сторон указали на то, что именно властные структуры создают препятствия на пути развития гражданского общества. Однако около 40 % экспертов сошлись на том, что именно властные структуры развивают гражданское общество в регионе. Мнение этой группы наглядно представлено ниже на рисунке 2.

Федеральная власть

43

И те, и другие одинаково Затрудняюсь ответить Региональная власть

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9

10

Не заинтересованы

7

Рисунок 2 - Оценка заинтересованности субъектов власти в развитии некоммерческих организаций, %

Далее, эксперты - представители НКО не смогли пояснить актуальность развития гражданских структур в регионе, а также направления их развития. В то время как эксперты - представители ГМУ высказались более определенно: они видят задачу развития НКО в Свердловской области в том, чтобы установить связь между властью и гражданским обществом. Это вновь свидетельствует о заинтересованности власти в вопросе выстраивания гражданских структур сверху под прикрытием ориентации на учет общественного мнения при принятии важных управленческих решений.

Результаты опроса позволяют предположить, что у власти существует потенциальная заинтересованность в развитии региональных НКО. Лишь 7 % экспертов - представителей обеих сторон отметили, что властные структуры не заинтересованы в развитии гражданского общества.

Мы разделяем мнение Т.А. Васильевой о том, что НКО, включенные «в публичную социальную политику государства, способствуют укреплению авторитета самой власти, расширяют социальную базу публичной политики. В то же время не устранены бюрократические барьеры, осложняющие процесс межсекторного ресурсного взаимодействия» [11].

Анализ суждений экспертов от властных и гражданских структур показывает, что развитие НКО - это и региональная, и в большей степени федеральная повестка для обсуждения. От 30 до 50 % опрошенных экспертов с обеих сторон указали на то, что федеральные власти наиболее заинтересованы в развитии и федеральных, и региональных НКО. В то же время каждый третий эксперт ориентирован на совместные усилия федеральной и региональной власти в указанном вопросе.

В ходе проведенного исследования мы попытались разобраться в том, как устроено взаимодействие структур государственной власти и НКО в Свердловской области изнутри. Для этого мы провели интервью с региональными экспертами и проанализировали его результаты. Было опрошено 48 экспертов, представляющих органы государственного и муниципального управления, социально ориентированные НКО, СМИ и научное сообщество, - специалистов по проблемам гражданского общества.

По результатам экспертного опроса мы пришли к следующим выводам:

1. НКО готовы сотрудничать с государственными структурами в сфере реализации национально значимых проектов в регионах.

2. Региональные НКО хотят большей свободы от государственных структур, при этом ожидая помощи от них (в первую очередь финансовой) для осуществления своей деятельности.

3. Взаимодействие НКО и властных структур развивается в двух противоположных направлениях - сотрудничества и конфликта.

4. НКО становятся более самостоятельными и активными, постепенно вытесняя государство из системы отношений власть - гражданское общество.

5. Гражданское общество - это социальная структура, члены которой отстаивают ценности свободы, прав, закона, имеют высокие морально-нравственные и правовые установки.

6. Властные структуры заинтересованы в сотрудничестве с НКО, так как видят в них эффективный инструмент для быстрого разрешения острых социальных противоречий в регионах, а также помощника в хозяйственных региональных вопросах.

7. Региональные НКО нуждаются в организационной поддержке со стороны государства, особенно при проведении совместных мероприятий.

8. В Свердловской области НКО - главный инициатор развития гражданского общества. Однако наряду с ними властные структуры также пытаются взять на себя роль по развитию гражданского общества в регионе.

9. У властных структур имеется потенциал для создания препятствий на пути развития гражданского общества в регионе, однако они предпочитают его не использовать или используют умеренно.

10. Властные структуры заинтересованы в том, чтобы через механизмы контроля самим более активно выстраивать региональные гражданские структуры для ситуативной ориентации на общественное мнение.

Ссылки:

1. О мерах государственной поддержки некоммерческих организаций [Электронный ресурс]. URL: http://econ-omy.midural.ru/content/podderzhka-nko (дата обращения: 21.01.2020) ; Поддержка НКО - Информационные материалы [Электронный ресурс]. URL: http://economy.midural.ru/kategoriya-stati/podderzhka-nko-informacionnye-materialy (дата обращения: 21.01.2020).

2. О деятельности некоммерческих организаций [Электронный ресурс]. URL: http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx (дата обращения: 21.01.2020).

3. Более 6 тысяч НКО объединятся для реализации национальных проектов в Свердловской области [Электронный ресурс]. URL: http://midural.ru/news/list/document145989/ (дата обращения: 21.01.2020).

4. Матвейчев О.А. Гражданское общество и государство. Модели взаимоотношения [Электронный ресурс]. URL: http://samgutgp.narod.ru/state.pdf (дата обращения: 21.01.2020).

5. Соколов А.В., Фролов А.А. Отношение власти к НКО: характер взаимоотношений в Ярославской области // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2016. № 5 (58). С. 35-43.

6. Беневоленский В.Б., Мерсиянова И.В. Преимущества НКО как поставщиков социальных услуг: апробация в российских условиях // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 4. С. 7-26.

7. Антропова Ю.Ю., Коробейникова А.П. Некоммерческие организации и неформализованная социально-значимая активность граждан (региональный аспект) // Социодинамика. 2016. № 12. С. 11-18.

8. Фонд «Я-особенный» : официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: http://yaosobenniy.ru/ (дата обращения: 21.01.2020).

9. Эксперты ОНФ провели опрос и выявили основные проблемы в деятельности НКО [Электронный ресурс]. URL: https://onf.ru/2018/11/23/eksperty-onf-proveli-opros-i-vyyavili-osnovnye-problemy-v-deyatelnosti-nko/ (дата обращения: 21.01.2020).

10. Аналитический отчет по проекту «Методика оценки эффективности НКО» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rc-analitik.ru/vlast/publikacii_pro_vlast/analiticheskij_otchet_po_proektu_metodika_ocenki_effektivnosti_nko/?cache=1 (дата обращения: 21.01.2020).

11. Васильева Т.А. Взаимодействие государственных органов власти и негосударственных некоммерческих организаций как институтов гражданского общества в современной России: тенденции, противоречия, перспективы развития : автореф. дис. ... д-ра полит. наук [Электронный ресурс]. М., 2009. 48 с. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003484032#?page=11 (дата обращения: 21.01.2020).

Редактор: Хорева Людмила Николаевна Переводчик: Куликова Маргарита Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.