Научная статья на тему 'Власть и бизнес в российской федерации: анализ взаимодействия'

Власть и бизнес в российской федерации: анализ взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1539
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / БИЗНЕС / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИЙСКИХ ИНСТИТУТОВ / POWER / BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришаков Александр Владимирович

В статье проводится ретроспективный анализ основ становления и взаимодействия российских институтов «власть» и «бизнес». Описываются последствия их взаимодействия в период становления рыночной экономики (1990-2000 года) и период ее развития (2001-2012 года).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POWER AND BUSINESS IN THE RUSSIAN FEDERATION: INTERACTION ANALYSIS

In article the retrospective analysis of bases of formation and interaction of the Russian institutes the power and business is carried out. Consequences of their interaction during formation of market economy (1990-2000) and the period of its development (2001-2012) are described.

Текст научной работы на тему «Власть и бизнес в российской федерации: анализ взаимодействия»

ВЛАСТЬ И БИЗНЕС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А. В. ГРИШАКОВ

В статье проводится ретроспективный анализ основ становления и взаимодействия российских институтов «власть» и «бизнес». Описываются последствия их взаимодействия в период становления рыночной экономики (1990-2000 года) и период ее развития (2001-2012 года). Ключевые слова: власть, бизнес, взаимодействие российских институтов.

Начало современного процесса формирования существующей модели взаимодействия бизнеса и властных структур произошел в период постсоветских реформ. Данные реформы коренным образом изменили не только эти структуры, но и видоизменили понимание взаимодействия данных институтов в обществе. Стоит отметить, что самое глубокое изменение того времени - переход от плановой экономики к рыночным основам и становлению капиталистической формы собственности. Как известно, основным владельцем крупных предприятий в советском союзе было государство, которое не только занималось производством необходимой продукции, но и практически полным ее распределением.

Однако резкий переход от одной модели функционирования экономики на абсолютно другую форму породил новые формы бизнес-структур, посредством смены форм собственности. Как известно, приватизация крупнейших предприятий страны произошла, как отмечается сегодня, не совсем прозрачна для народа. В основном все крупные предприятии отошли так называемым «красным директорам», членам «политбюро» или теневым структурам. Поэтому сформировавшийся бизнес имел тесные связи с институтом государственной власти, который в принципе его и породил.

Отличительная черта становления капиталистического уклада в новой России характеризуется тем, что он произошел за весьма короткий срок, не в ходе длительного развития частнособственнических отношений как в западных странах. Данная «спешка» породила деформации, как в экономической, так и в политической системе страны.

Отметим, что трансформационные процессы произошедшие в период постсоветских реформ, в частности, экономические, вызывают особый научный интерес и требуют научного осмысления в ис-

токах формирования взаимодействия институтов «власть» и «бизнес». Стоит отметить что, научные исследования в этой области позволяют не только сформировать ретроспективу взаимодействия, но и провести анализ перспективных форм и моделей их взаимодействия на современном этапе развития российской экономики.

Современные российские исследователи прежде всего стремятся выяснить, каким политическим ресурсом, включая влияние на власть, располагает бизнес, а также каковы его связи с политическими и общественными институтами (партиями, движениями, ассоциациями и пр.).

На сегодняшний день существует множество научных и публицистических изданий, посвященных данной проблеме. Например, коллективная монография Высшей школы экономики под научной редакцией А. Н. Шохина «Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия» рассматривают многие актуальные аспекты взаимодействия данных институтов. В ней рассматриваются вопросы современного состояния их взаимодействия на различных уровнях, подробно рассматриваются основные методы и практики формирования механизмов взаимодействия властных структур и субъектов предпринимательства, и другие аспекты взаимодействия. При этом в данном коллективном труде говорится то, что в России пока нет идеально работающего механизма координации и согласования интересов российского бизнеса и государства, но основы такого механизма уже сформировались, и он постепенно совершенствуется [5].

Также стоит отметить и предвыборные статьи президента РФ В. В. Путина, в которых рассматриваются некоторые аспекты взаимодействия данных институтов и их перспектива. В качестве примера можно привести цитату по взаимодействию госу-

дарства и бизнеса: «...по каждой компании у нас сегодня есть план по их реорганизации, выводу на рынок. Часть их будет превращена в публичные компании с последующей продажей пакетов акций. Это затронет Ростехнологии, Росавтодор, Росатом в его гражданской части и ряд других госкорпораций. Это работа не одного дня, но и тянуть ее до бесконечности мы не можем. Считаю возможным до 2016 г. снизить долю участия государства в некоторых сырьевых и завершить процесс выхода из капитала крупных не сырьевых компаний, которые не относятся к естественным монополиям и оборонному комплексу» [4].

Процесс либеральных реформ проводимых институтом власти в начале 90-х гг. XX в., привели к тому, что интересы вновь сформированного бизнеса и власти стали срастаться, что привело к «дикому» капитализму. Однако дальнейшее развитие института бизнеса, посредством финансово промышленных групп, крупных корпораций, сочетающие различные виды экономической деятельности, спод-вигло государственную власть к глубоким институциональным и правовым изменениям, направленных на систематизацию процесса взаимодействия данных институтов.

Решение данной задачи сопровождалось множеством проблем. Наверное, одна из самых серьезных - противоречия между «зреющим» частным капиталом и обществом. В статистике это отражалось по многим показателям. Например, уровень доходов населения страны существенно снижался при высоком уровне появления сверх богатых людей, так называемых «новых русских», а апогей данного процесса прослеживается в появление новой социально-финансовой группы «олигархи». Стоит отметить, что данная группа, произошедшая в основном из властных структур, имела сильное влияние на политические решения

института власти, лоббируя свои бизнес интересы, которые в большинстве своем не ориентировалось на благо общества. Данной группе принадлежали и принадлежат по сей день крупнейшие бизнес структуры страны, развитие которых в той или иной степени может влиять, и влияет на тренд экономического развития страны.

Однако развития не было, это касается в основном промышленного сектора экономики, за счет того, что крупный бизнес не стремился налаживать и модернизировать производство, «выжимая» последние из имеющегося технологического фонда. При этом институт власти не принимал и не стремился влиять на данные процессы. Общая характеристика взаимодействия данных институтов на федеральном уровне того времени опиралась на принцип «плачу и заказываю». Однако институт власти сохранял значительные возможности по оказанию влияния на распределение так называемой трансформационной ренты - ренты, возникающей в рамках перехода от плановой экономики к рынку [5].

Результат такой модели взаимодействия институтов «власть» и «бизнес», заложил основу для обострения социальных противоречий и появления кризисных явлений в российской экономике в 1998 г. и подчинение интересов государства интересам бизнеса. Как следствие: чрезмерный импорт, утеря ведущих позиций на мировой арене как сверх державы, невозможность влиять на ход развития мирового товарооборота и развития мировой экономической системы в целом. При этом экономика страны пережила глубокий спад, сопровождавшийся всплеском инфляции, снижением инвестиций (табл. 1), нарастанием внешнего долга, бартеризацией экономики, кризисом неплатежей, уменьшением доходов населения и многими другими негативными явлениями (рис. 1-3) [2; 6].

Рис. 1. Доля ВВП России в мировом ВВП

год

Рис. 2. Экспорт товаров из РФ в млрд долл.

Рис. 3. Индекс потребительских цен на товары и платные услуги населению, декабрь в % к декабрю предыдущего года (декабрь предыдущего года - 100)

Таблица 1

Инвестиции в России, млрд долл. [2]

Годы Инвестиций всего Иностранные инвестиции Инвестиции в ТЭК Иностранные инвестиции в ТЭК

1992 21,5 н/д 3,6 н/д

1995 59,3 3,0 8,5 0,5

2000 41,7 10,9 7,7 0,6

Стоит подчеркнуть, что многие цели и методы экономической политики властей, проводившейся в 1990-е гг., формировались исходя из указаний международных финансовых организаций. Методы экономической политики, применявшиеся в 1995-1998 гг., напоминали «дурную бесконечность»: вновь и вновь повторялись похожие по смыслу меры, несмотря на то, что они каждый раз давали отрицательные результаты [7]. Ставка постоянно делалась на крайне ограниченный набор денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер.

Первые изменения во взаимодействие институтов «власть» и «бизнес» произошел с приходом на пост президента РФ В. В. Путина. Данные новшества изменили государственную политику к крупному бизнесу. Основой нового взаимодействия послужил принцип равного удаление крупного бизнеса от центральной власти, который должен был снизить влияние олигархически финансово-промышленных групп на институт власти. При этом основной прицел во взаимодействие направлен на то, чтобы бизнес принимал активное участие в социальных проектах. Это отражалось в посланиях президента В. В. Путина, «власть и бизнес должны учитывать ожидания и потребности общества» [3], формируя основы модели сильного государства.

Внешнеэкономические условия и внутригосударственные настроения позволили институту власть в начале 2000 гг. претендовать на более активную роль в экономике, нежели чем в 90-ые. Усиливалось прямое регулирование экономической деятельности и административный контроль. Логично, что это привело к существенным изменениям схемы взаимодействия бизнеса и власти. Произошло появление так называемой вертикали власти с возрастанием роли чиновничьего аппарата как на федеральном уровне, так и на местах. При этом институту власти удалось провести масштабную экспансию в экономику, основными механизмами которой были наращение доли государственных активов. На-

пример, национализация нефтяного концерна ЮКОС, далее с произошедшим ребрендингом в Роснефть, расширение участия в «Газпроме» крупнейших кредитных учреждениях ВТБ, Сбербанк, в подведении под фактический контроль государства крупных и общественно значимых промышленных предприятий «АвтоВАЗ», и т. д.); организация отраслевых холдингов, принадлежащих государству, такие как «Объединенная авиастроительная корпорация», «Рособоронэкспорт » и другие; создание государственных корпораций в приоритетных направлениях государственной политики («Роснано», «Росатом», «Ростехнологии», «Олимпстрой» и др.). Все эти политико-экономические начинания сопровождались активизационной деятельности государственных регулирующих и контрольных органов ФНС РФ, ФАС РФ, Счетная палата РФ и др.

Однако, несмотря на то, что институт власти всесторонне работает по развитию экономической системы, в России до сих пор деятельность института власть выстроена по жесткой вертикали. Возведение вертикали власти оперировалось определенной экономико-политической ситуацией в стране в начале 2000 гг. Обоснованием создания такой системы в институте власть оперировалось необходимостью укрепления российской государственности, которая пошатнулась после парада суверенитетов, а также увеличением уровня ответственности чиновников перед обществом. Главный шаг в построении вертикали власти - создание семи федеральных округов, разделивших всю страну на примерно равные в экономическом отношении части, назначение главами федеральных округов ответственных людей и переподчинение глав субъектов федерации новым чиновникам [8]. Однако данная система себя оправдала, но породила деформации взаимодействия с институтом бизнеса. Особенно сильно это прослеживается в регионах страны. Например, там, где регионы получают существенную «подпитку» со стороны федерального Центра (с Краснодарским краем, который активно реализует ФЦП «Сочи-2014») или крупного бизнеса (Иркутской областью), штабы которого располагаются в Москве, они в большей степени начинают ориентироваться на интересы более верхних и высоких этажей политико-государственной системы, часто превращая управление регионом в аналог иерархично и жестко выстроенной модели крупной корпорации. И наоборот -чем более дотационен и, соответственно, социально уязвим регион (Курская область, Респуб-

лика Карелия), тем более взвешенно и по-партнерски выстраиваются отношения с основными акторами публичного пространства, апеллируя к их деловой и гражданской активности [1].

Однако современные реалии свидетельствуют о том, что данную вертикаль взаимодействия

в институте власть необходимо модернизировать в сторону увеличения экономической активности и самодостаточности регионов страны, где регионы в большинстве своем будут сами находить пути развития, опираясь на общую концепцию развития национальной экономики (рис. 4).

Рис. 4. Схема вертикали власти в Российской Федерации

В итоге между властью и бизнесом в современной России сформировался ярко выраженный вертикальный тип контракта, обладающий следующими характерными особенностями:

- взаимодействие имеет асимметричный вид, где изначально заложено неравноправие права и обязанности обеих сторон (правами обладает, главным образом, представители государства, а обязанности привязаны к представителям бизнеса;

- периодическое размывания правил игры и нечеткое закрепление прав собственности, вызывая простор для манипуляций в зависимости от текущей ситуации;

- непрозрачность и незащищенность прав собственности создают условия для манипулирования государством уровня контроля, а также поддержки того или иного бизнеса с применением избирательных стимулов и избирательного привлечения к ответственности. Все это усугубляется асимметрией информации, которой располагают

взаимодействующие стороны, отсутствием надежных механизмов контроля деятельности государства и трудностью консолидации общества, в большинстве своем дорожащего обретенной стабильностью и готового принять ограничения личных свобод в обмен на поступательное, хотя и крайне медленное, улучшение качества жизни [5].

Литература

1. Никовская Л. И., Якимец В. Н. Публичная политика как ресурс и фактор посткризисной модернизации // Модернизация и политика в XXI веке / отв. ред. Ю. С. Оганисьян. М., 2011. С. 27-35.

2. По данным сайта государственной статистики. иКЬ: http://www.gks.ru

3. Послание федеральному собранию президента РФ В. В. Путина 2000 год. иКЬ: http://archive. кгет-lin.ru

4. Путин В. В. «О наших экономических задачах» URL http://putin2012.ru

5. Шохин А. Н. Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия М., 2011.

6. Экономика России. URL: http://www.wiki.com

7. URL: http://dic.academic.ru

8. URL: http://4plus5.ru

A. V. Grishakov

In article the retrospective analysis of bases of formation and interaction of the Russian institutes the power and business is carried out. Consequences of their interaction during formation of market economy (1990-2000) and the period of its development (2001-2012) are described.

Key words: power, business.

* * *

THE POWER AND BUSINESS IN THE RUSSIAN FEDERATION: INTERACTION ANALYSIS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.