Научная статья на тему 'ВЛАСТЬ И БИЗНЕС: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГЧП В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОБЛАСТЯХ ЦФО'

ВЛАСТЬ И БИЗНЕС: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГЧП В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОБЛАСТЯХ ЦФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-частное партнерство / здравоохранение / концессионное соглашение / модернизация здравоохранения / договор аренды с инвестиционными обязательствами / public-private partnership / healthcare / concession agreement / healthcare modernization / lease agreement with investment obligations
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛАСТЬ И БИЗНЕС: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГЧП В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОБЛАСТЯХ ЦФО»

Любкина О.Р.

Воронежский филиал Российского экономического университета

ВЛАСТЬ И БИЗНЕС: ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГЧП В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОБЛАСТЯХ ЦФО

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, здравоохранение, концессионное соглашение, модернизация здравоохранения, договор аренды с инвестиционными обязательствами.

Keywords: public-private partnership, healthcare, concession agreement, healthcare modernization, lease agreement with investment obligations.

Пандемия коронавируса, которая стала серьезным вызовом социальной и политической системам РФ, актуализировала вопрос о необходимости масштабной и качественной модернизации отрасли здравоохранения. Отрасли, где в период 2000-х годов уровень общественных расходов варьировал в пределах 3% ВВП1. Вследствие этого само здравоохранение, несмотря на реализацию профильных нацпроектов и ФЦП, отличает ряд базовых проблем. Это высокая стоимость и недоступность лечения, некачественные медицинские услуги, нехватка квалифицированных врачей и современного оборудования, изношенная инфраструктура отрасли. Более того, прилагаемые государством усилия не могут иметь высокого эффекта без участия других секторов общества. В том числе и российского бизнеса, взаимодействие с которым рассматривается государством как важнейший императив современного социального развития. Причем как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Одним из направлений повышения доступности, прогрессивности и качества медицинских услуг в России является государственно-частное партнерство (ГЧП). Однако это вызывает ряд трудностей в связи с кризисными явлениями, снижением инвестиционной активности, несовершенством и ригидностью законодательной базы, отсутствием опыта реализации отраслевых ГЧП-проектов и рядом других факторов, включая специфику сферы здравоохранения.

Общество - это упорядоченный способ сосуществования больших совокупностей людей. Чтобы понять, как функционирует и развивается общество, необходимо знать его строение в целом, т. е. его структуру. Обычно говорят о трех секторах: государство, бизнес, некоммерческие организации. Только при сплочённом взаимодействии возможно поступательное развитие общества. Наиболее прогрессивная модель взаимодействия - это «модель садовника»2, при которой органы всех уровней власти (федеральной, региональной и муниципальной) принимают нормативные акты, способствующие появлению и развитию независимых общественных организаций как основы зарождающегося гражданского общества и предпринимают конкретные действия по поддержке развития таких организаций.

По мнению Э.Р. Йескомба, термин ГЧП первоначально относился к государственному финансированию социальных услуг, предоставляемых негосударственными, зачастую общественными (некоммерческими) организациями, и к государственному финансированию научно-исследовательских и конструкторских разработок, проводимых частными предприятиями3. В свою очередь отечественный экономист В. Г. Варнавский определяет ГЧП как институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР4. Сегодня российский рынок ГЧП насчитывает 3601 проект на разных стадиях реализации с совокупным объемом привлекаемых общих инвестиций в 3,9 млрд. руб., из которых 2,8 млрд. руб. составляют средства частных инвесторов. В 2019 году прошли коммерческое закрытие более 200 крупных и средних проектов, которые привлекли около 600 млрд. руб. общих инвестиций, в том числе свыше 450 млрд. руб. частных средств.

По оценкам Национального центра ГЧП, сейчас в России с помощью различных механизмов государственно-частного партнерства (концессионных соглашений, соглашений о ГЧП/МЧП и т.д.) реализуется 452 проекта в социальной сфере. Треть проектов - в здравоохранении, примерно столько же - в культуре, досуге и туризме, остальные -в спорте и социальном обслуживании. За последние пять лет число проектов выросло в три раза. Можно уверенно сказать, что социальная сфера интересна бизнесу, и крайне важно, чтобы бизнес инвестировал в нее. Ежегодно в России появляется более 50 новых строек по ГЧП в «социалке» - это детские сады, школы и многое другое. Без ГЧП дан-

1 Соболева И.В. Социальная политика: факторы неэффективности и направления реформирования / И.В. Соболева, М.Е. Баскакова, Л.С. Дегтярь, Л.С. Рыженина, Э.Н. Соболев // ИгЫ й огЫ / Под общ. ред. Р.С. Гринберга, А.Я. Рубинштейна: в 3-х т. - СПб.: Алетейя, 2014. - Т. 2. Экономическая политика. - С. 549.

2 Сунгуров А.Ю. Модели взаимодействия органов государственной власти и структур гражданского общества: российский опыт // Модернизация экономики и глобализация: В 3 кн. / Отв. ред. Е.Г. Ясин. Кн. 1. - М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2009. - С. 500-508.

3 Йескомб Э.Р. Государственно-частное партнерство: Основные принципы финансирования / Пер. с англ. - М. : Альпина Паблишер, 2015. - 457 с.

4 Государственно-частное партнерство: теория и практика / В.Г. Варнавский, А.В. Клименко, В.А. Королев. - М.: ГУ-ВШЭ, 2010. - http://www.hse.ru/news/17990346.html

ные проекты могли бы и вовсе не реализоваться. Что очень ценно - большинство строек приходится на регионы, где иногда нет даже базовой инфраструктуры1.

В целом отрасль здравоохранения сегодня занимает лидирующую позицию по реализации ГЧП на региональном уровне. Реализуемые в субъектах Российской Федерации проекты ГЧП в здравоохранении, можно разделить на три группы: 1) инфраструктурные проекты; 2) проекты аутсорсинга; 3) крупные федеральные проекты по созданию социально значимого продукта.

Согласно данным Министерства здравоохранения РФ, по реализации проектов ГЧП в сфере здравоохранения регионами-лидерами являются республики Татарстан, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, а также Новосибирская, Ленинградская, Вологодская, Липецкая, Калужская, Самарская, Нижегородская и Ростовская области, город Москва и Ставропольский край.

В Липецкой области в рамках проекта ГЧП на муниципальном уровне реализуется строительство диализного центра в г. Липецке (мощность центра 240 пациентов в сутки). Договор с ООО «Фразениус» был подписан в 2015 г., сроком на 49 лет, общий объём инвестиций 250 млн. руб. В 2016 г. был подписан договор с ООО «МРТ Эксперт Липецк» сроком на 10 лет (общий объем инвестиций 32 млн. руб.), в рамках которого будет организован МРТ-центр в г. Липецке. Соглашение с частным учреждением содействия развитию медицинских технологий «Нефрологический экспертный совет» (с 07.11.2014 - Медицинское частное учреждение дополнительного профессионального образования «Нефросовет») о развитии гемодиализной помощи жителям Ивановской области было подписано в 2012 г., срок действия документа 49 лет. Данный проект относится к высокотехнологичной медицинской помощи. Краткосрочное соглашение (на 5 лет) было подписано в Белгородской области для создания поликлиники, были привлечены инвестиции в объеме 50 млн. руб. Участниками проекта стали Департамент здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области и ООО «Медицинская инвестиционная группа».

В Курской области было заключено соглашение (2014 г.) сроком на 15 лет с общим объемом инвестиций 120 млн. руб., в рамках которого ООО «ПЭТ-Технолоджи» взяло на себя обязательства по созданию центра позитрон-но-эмиссионной компьютерной томографии. В это же время было подписано соглашение о создании офисов врачей общей практики (реконструкции помещений, обеспечении специалистами и оборудованием) на сумму 25 млн. руб. В течение 10 лет ООО «Центр медицинских осмотров и профилактика» будет эксплуатировать и обслуживать модернизированное здание. В 2014 г. в Воронежской области был подписан договор аренды с инвестиционными обязательствами с МЧУ ДПО Нефросовет (НПО «Румед») сроком на 10 лет. Договор включал в себя создание 7 объектов, входящих в сеть нефрологических центров на территории города Воронежа и муниципальных районов области (860 млн. руб. инвестиций). В Рязанской области развита практика организации офисов врачей общей практики с помощью механизма договора аренды с инвестиционными обязательствами. В августе и сентябре 2020 г. закончит действовать ряд договоров, общая сумма которых 10 млн. руб.

Исследуя практику взаимодействия государственных структур субъектов РФ и бизнес-сообщества в формате государственно-частного партнерства (ГЧП) в медицинской отрасли, стоит выделить ряд моментов. Во-первых, данное взаимодействие двух секторов общества становится локомотивом развития российских регионов в различных отраслях и сферах. Во-вторых, происходит существенное наращивание финансовых ресурсов, направляемых на модернизацию отрасли здравоохранения. В- третьих, оформляющееся партнерское отраслевое взаимодействие власти и бизнеса работает на приращение общего блага и становится примером для других секторов общества.

1 Количество ГЧП-проектов в социальной сфере утроилось за последние пять лет. - https://pppcenter.ru/press-tsentr/smi/ kolichestvo-gchp-proektov-v-sotsialnoy-sfere-utroilos-za-poslednie-pyat-let/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.