Научная статья на тему 'ВЛАИЛЬ ПЕТРОВИЧ КАЗНАЧЕЕВ – РУССКИЙ ГЕНИЙ, ВНЕСШИЙ СВОЙ ВКЛАД В БУДУЩИЙ НООСФЕРНЫЙ ПРОРЫВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ИЗ РОССИИ В XXI ВЕКЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.П. КАЗНАЧЕЕВА (1924–2014)'

ВЛАИЛЬ ПЕТРОВИЧ КАЗНАЧЕЕВ – РУССКИЙ ГЕНИЙ, ВНЕСШИЙ СВОЙ ВКЛАД В БУДУЩИЙ НООСФЕРНЫЙ ПРОРЫВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ИЗ РОССИИ В XXI ВЕКЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.П. КАЗНАЧЕЕВА (1924–2014) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛАИЛЬ ПЕТРОВИЧ КАЗНАЧЕЕВ – РУССКИЙ ГЕНИЙ, ВНЕСШИЙ СВОЙ ВКЛАД В БУДУЩИЙ НООСФЕРНЫЙ ПРОРЫВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ИЗ РОССИИ В XXI ВЕКЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.П. КАЗНАЧЕЕВА (1924–2014)»

суализации, должно касаться не только

теоретических знаний гетеросексуального, бисексуального и гомосексуального характера, но также и возможных способов удовлетворения детских потребностей в этой сфере. Казалось бы, доказательства фальсификации результатов лишат этих сторонников детской сексуализации научных оснований, однако встречи Ван Марена с учеными, оспаривающими высказывания «корифеев», открывают лишь травлю и разнообразные попытки заставить замолчать выбившихся из научного мейнстрима «отщепенцев».

Ван Марен констатирует: урон, который нанесли культуре западной цивилизации работы М. Мид, и, особенно, А. Кинси, уже не устранить. Автор «Войны культур» отмечает, что невозможно недооценить масштаб, скорость и последствия сексуальной революции, которая, начатая как спланированная кампания со сфальсифицированными данными, обрушила традиционную культуру Запада. В книге рассматривается, как разворачивалась спровоцированная этими работами война с традиционными семейными ценностями: секс освободили от любви, чему активно способствовали вначале журналы, быстро прошедшие путь от эротических до порнографиче-

ских, а затем и кинематограф с интернетом. Продвигаемая культура свободных сексуальных связей породила новые нормы, неотъемлемой частью которых стали нетрадиционные сексуальные ориентации и всё расширяющееся количество тендеров с отчетливо выраженной пропагандой по смене пола. Описываемые Ван Мареном тенденции, набирая силу, подводят общество к тому, что институт брака уничтожается, стабильность семейного состояния воспринимается новым поколением как ненужное обязательство, а псевдосупружеские отношения становятся всё более частым явлением. В свою очередь, коллапс структуры семьи привел к созданию общества, в котором дети лишены защиты, а органы, которые выглядят, как созданные для заботы о детях (Ювенальная юстиция), на деле являются инструментом, разрушающим жизнь ребенка.

Все эти тезисы не просто приводятся в книге, а подтверждаются социологическими данными, что создает яркую картину развала института семьи, который осмысляется автором «Войны культур» не как естественное явление, возникшее в ходе развития цивилизации, а как результат организованной войны с традиционными семейными ценностями.

А.И. Субетто

ВЛАИЛЬ ПЕТРОВИЧ КАЗНАЧЕЕВ - РУССКИЙ ГЕНИЙ, ВНЕСШИЙ СВОЙ ВКЛАД В БУДУЩИЙ НООСФЕРНЫЙ ПРОРЫВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ИЗ РОССИИ В XXI ВЕКЕ

см со

О

ПОСВЯЩАЕТСЯ 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.П. КАЗНАЧЕЕВА (1924-2014)

© Субетто Александр Иванович - доктор философских наук, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Северо-Западный Институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, Санкт-Петербург; e-mail: suball [email protected]

В этой статье, посвященной 100-летию со дня рождения советского и русского ученого В.П. Казначеева, показывается масштабность творческого наследия Влаиля Петровича Казначеева, с одной стороны, развивавшего учение о переходе биосферы в ноосферу В.И. Вернадского, а с другой стороны, как явления самостоятельного, материализовавшегося в появлении нового научного направления - космоплане-

тарной антропоэкологии. Де-факто можно говорить о казначеевской парадигме человековедения, как базовом условии решении глобальных экологических проблем на Земле. Автор рассматривает научную школу В.П. Казначеева как часть русской ноосферной научной школы, становящейся базисом ноосферного прорыва человечества из России в XXI в. как стратегии спасения человечества от экологической гибели.

Научно-мировоззренческая система XXI в., обеспечивающая этот прорыв, - и есть ноо-сферизм, что признал В.П. Казначеев в «Думах о будущем» (2004).

Слово о В.П. Казначееве

Влаиль Петрович Казначеев - академик Академии медицинских наук (АМН) СССР, затем РАМН (1971), академик Петровской академии наук и искусств (1992), ректор Новосибирского государственного медицинского института (1961-1971), организатор и первый председатель Сибирского филиала АМН СССР, директор Института клинической и экспериментальной медицины (1970-1998), советник Дирекции Научного центра клинической и экспериментальной медицины Сибирского отделения РАН, фронтовик, участник боевых действий в годы Великой Отечественной войны, в том числе и в боях под Сталинградом (награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны II степени, орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «Знак почета», «Дружба народов», восемью медалями), лауреат премии РАМН им. Н.И. Пирогова и Международной премии Хилдеса, почетный профессор Новосибирской государственной медицинской академии, почетный гражданин Новосибирска, а также лауреат многих престижных наград и званий, - несомненно, является не только ученым, но и мыслителем мирового масштаба, ярким представителем того поколения советских людей, которое, выдержав натиск гитлеровско-фашистского нашествия на советскую родину - СССР, освободив Европу от этого «мирового зла», каковым была вся система германского нацизма во главе с Гитлером (так называемый «тысячелетний рейх»), одержав Великую

Влаиль Петрович Казначеев (1924-2014)

Победу в мае 1945 года, стало великим созидателем - созидателем научно-культурного, экономического и военного потенциала СССР, позволившего ему противостоять зловещим планам империализма США и Великобритании и сделать то, что не удалось Гитлеру, - уничтожить СССР.

Влаиль Петрович Казначеев родился 17 июля 1924 г., через полгода после ухода из жизни величайшего гения человечества, вождя великой русской Социалистической революции, первого главы советского государства Владимира Ильича Ленина. Тогда, в 20-х гг. XX в., в молодом советском государстве было модным «изобретать» имена, становящиеся своеобразными символами переживаемой революционной эпохи, устремленной к неизведанным социалистическим формам бытия человека и общества. Так поступили и родители - отец и мать Казначеева, назвав своего сына «Влаилем» (сокращенное от имени и отчества «Владимир Ильич» - «Влаиль»), в память о Владимире Ильиче Ленине.

Влаиль Петрович Казначеев, как и его двоюродный брат Побиск Георгиевич Кузнецов, тоже знаменитый ученый, как и знаменитый философ Александр Александрович Зиновьев, относится к поколению «десятиклассников» (по выражению А.А. Зиновьева), которое приняло на себя главную тяжесть этой войны и одержало победу. Откликаясь на 140-летнюю годовщину со дня рождения И.В. Сталина, в 2019 г. автор опубликовал монографию «Сталин и Победа в Великой Отечественной войне - символы высоты духа советской цивилизации» [91], в которой показал, что советский народ, советские вооруженные силы, советские люди показали в «эпоху Сталина», особенно в годы Великой Отечественной войны, и в годы послевоенной пятилетки, такую высоту духа (посчитал возможным назвать ее «духом советской цивилизации»), которой не знала вся человеческая история до этого. Влаиль Петрович Казначеев, и как человек, и как врач, и как ученый, и как мыслитель с космопланетар-ным горизонтом видения мира, нес на себе «печать» этой «высоты духа советской цивилизации».

Жизнь подарила мне возможность, с момента нашего знакомства в 1988 г. в Ленинграде на конференции, посвященной космической антропоэкологии, стать другом Влаиля Петровича Казначеева. Эта наша дружба активной была на контакты, встречи, беседы, начиная с 1991 г. и по год его ухода из жизни - 2014-й г. Я на 13 лет моложе В.П. Казначеева, отношусь к поколе-

см со

О

нию «детей войны» - «поколению 1937 года рождения», которое помнит в какой-то мере и предвоенное время, и тем более, годы войны, и которое формировалось и воспитывалось на героических примерах, подвигах поколения, к которому принадлежал Влаиль Петрович Казначеев. После окончания школы в 1954 г. я поступил в Ленинградскую краснознаменную военно-воздушную инженерную академию им. А.Ф. Можайского, по окончании которой в 1959 г., я прослужил в Вооруженных Силах СССР до 1992 г. Первыми моими сослуживцами, товарищами и друзьями были офицеры, за плечами которых имелся фронтовой опыт, и которые относились к «поколению победителей». Поэтому для меня участие в Великой Отечественной войне Влаиля Петровича Казначеева является знаковым моментом, своеобразным «знаком качества» его как личности.

Мое становление как ученого, началось с 1969 г., через поступление в адъюнктуру в родной академии уже в звании майора, имевшего за плечами 10-летний опыт руководителя строительством разных объектов на космодроме Плесецк. Темой моего исследования, ставшего основой кандидатской диссертации, защищенной в 1973 г., стала проблема обеспечения качества строительства объектов Министерства обороны. И в дальнейшем я, как военный ученый, стал специализироваться на задачах обеспечения качества (управления качеством на всех этапах жизненного цикла) комплексов базирования ракетно-космических войск в СССР, с охватом задач обеспечения качества всех компонентов и процессов функционирования и развития сложных систем, которыми были объекты РВСН СССР, а затем космических войск СССР, включая в том числе и проблемы качества человека, в частности - проблемы качества труда и качества «трудовых систем». Я на этом заостряю внимание потому, что эта проблематика, которую позже я обозначил наукой о качестве объектов и процессов в сфере жизнедеятельности человека и общества - квалитологи-ей, которая развивалась мною на принципе триединства - единства философии и теории качества, квалиметрии, теории и методологии управления качеством, и привела меня на конференцию по космоантропоэкологии, на которой одним из организаторов (вместе с А.И. Мелуа) был В.П. Казначеев, обративший внимание на мои разработки к тому времени по системогенетике, теории циклов, теории качества человека.

Очевидно, мой научный «профиль» как «широкозахватного» ёнаучном поле,

оказался в «резонансе» с интересами В.П. Казначеева, который, как врач и биолог широкого профиля, тоже прошел становление как «ученый междисциплинарного профиля», как «ученый-проблемник», о необходимости которых для развития науки в ХХ в. писал еще в 30-х гг. XX в. В.И. Вернадский [36, 37], и затем необходимость которых подтвердил академик АН СССР В.А. Легасов по урокам Чернобыльской катастрофы в 1986 г.

Мое профессиональное взаимодействие с академиком В.П. Казначеевым пришлось на сложное историческое время - период с 1991 г. по 2014 г., - которое некоторые исследователи называют «смутным временем» в России, другие, как например определяет это время Ю.М. Осипов - «перепутьем», или как Л.Г. Ивашов - «историческим изломом», или по Дж. Кьезе - «концом истории или концом света» [41], эпохой «кризиса мирового капитализма», по Дж. Соросу [52], эпохой перехода человечества к устойчивому развитию по вердикту саммита ООН в 1992 г., эпохой «конца рынка и частной собственности», «эпохой «Апокалипсиса» [24, 25, 31, 34, 38, 40, 41, 45-49, 52, 54, 55 и др.]. Я определил эту эпоху еще в 1990 г. как «эпоху Великого эволюционного перелома», «старт» которой дал переход глобального экологического кризиса, в моей оценке, в первую фазу глобальной экологической катастрофы на рубеже 80-х - 90-х гг. ХХ в. [63, 64, 65-67, 80, 83].

Эта эпоха есть эпоха, в которой был уже природой подписан «приговор» рыночно-капиталистической системе хозяйствования человечества на Земле в форме поставленных «экологических пределов» и соответственно «экологического запрета» на эту форму бытия человека на Земле.

Этот вывод косвенно и опосредованно уже присутствовал в выводах таких зарубежных исследователей, как Б. Коммонер [47], Ф. Капра [40], Д. Кортен [48], И. Шамир, И. Валлерстайн [55], К.Д. Медоуз, Д.Л. Ме-доуз, Й. Рандерс [46], Г.-П. Мартин, Х. Шу-манн [45], Р. Гудленд, Г. Дейли и С. Эль-Серафи, которые в Докладе мировому банку, написанном в 1991 г., сформулировали своеобразный «экологический приговор рынку» (цит. по [49, с. 9]): в экологически заполненной земной нише, которую стало занимать человечество, рынок как механизм развития экономики исчерпал себя.

К близким выводам, с позиции развивающейся им экологии человека, приходит и В.П. Казначеев. Он в «Думах о будущем» ставит проблему о недопустимости превращать человека в товар [11, с. 11]: «По суще-

ству, мы создаем на экономической основе порочный круг, поскольку труд превращен в товар и человек рассматривается как товар». (Выделено В.П. Казначеевым).

В монографии «Здоровье нации. Просвещение. Образование» (1996) он так формулирует антиэкологическую и античеловеческую сущность капиталистической системы [7, с. 207]: «В капиталистическом мире с широкими, казалось бы, демократическими свободами дальнейшее движение приведет к расчленению, дифференциров-ке слоев населения. Важно отметить, часть населения, лишенная необходимого жизненного минимума, не имеет возможности получить образование и потому раскрыть свои психофизиологические данные и способности. Капиталистическая система с ее мафиозными, теневыми межгосударственными корпорациями объективно формирует обреченность и неравенство. .. .Человек неразвитый, лишенный, как в темнице, возможности развития своих способностей -это по современной терминологии и есть зомби. Такая система неминуемо ведет к расчленению, и значит, к экологическому, военному или геополитическому взрыву, может быть, к какому-то геокосмическому нонсенсу типа психотропного оружия».

И хотя слово «социализм» как альтернатива капиталистической системе В.П. Казначеев не произнес, но вывод, что ноосферный императив, стоящий перед человечеством, может быть реализован только как социалистический императив (это положение мною было обосновано в 1990 г. в [63]) проходит «красной нитью» через все его научно-философские рефлексии.

Влаиль Петрович Казначеев в моем определении - титан эпохи русского Возрождения, ее «вернадскианского цикла». Научная идея, что существует «эпоха русского Возрождения», противостоящая «эпохе Возрождения» в Европе, которая охватывает период с XV в. по XVIII в., если к ней добавить эпоху Просвещения, и которая в ценностном плане сделала ставку на индивидуализм, эгоизм человека и стала «почвой» для «протестантской реформации» и зарождения «капитализма», с одновременной устремленностью к колонизации всего мира под прикрытием «христианизации всего мира», а вернее - его «католизации», «крестом» и «мечом» от имени «Папы Римского» - мною была высказана уже в монографии «Ноосферизм» в 2001 г. [62] и затем раскрыта в монографии «Эпоха русского Возрождения в персоналиях», изданной в 2008 г. [60]. В этой монографии я впервые отнес к «Титанам Русского Возрождения»

и Влаиля Петровича Казначеева. Затем я к этой оценке В.П. Казначеева возвращался неоднократно [57; 58; 60].

В монографии «Русская наука: от прошлого - к ноосферной ответственности за будущее России и человечества» (2018), в ее первой части «Русская наука от Петра Великого и Ломоносова до наших дней (в логике развития Эпохи Русского Возрождения)» я так писал о В.П. Казначееве [60, с. 45, 46]:

«В.П. Казначеев (1924-2014):

— [есть] русский и советский ученый-энциклопедист, мыслитель, философ, антрополог, культуролог, врач, крупнейший ученый-медик, советский воин, защищавший страну в годы Великой Отечественной войны, академик Академии медицинских наук СССР, а затем РАМН, последователь В.И. Вернадского, А.Л. Яншина, А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского, Н.А. Козырева;

— им создана научная школа космоан-тропоэкологии (ссылка на [57]), разработана концепция космопланетарного «измерения» ноосферогенеза, сформулирован принцип космологического дополнения или принцип великого дополнения (ссылка на [5, с. 19]);

— под его руководством, благодаря работам его научного коллектива, получила развитие теория живого вещества биосферы;

— им, совместно с Л.П. Михайловой, открыто в 1982 году дистантное взаимодействие живых клеток в оптическом диапазоне;

— предложена оригинальная теория

космического интеллекта;

ввел понятие «пространство Н.А. Козырева», которое резко отличается от пространства (пространства-времени) Эйн-штейна-Минковского и образует с ним дуальную пару;

— развил учение о будущей автотроф-ности человечества В.И. Вернадского, ввел принцип баланса автотрофных и гетеротрофных живых систем как важный принцип биосфероведения (ссылка на [6, с. 12]);

— разработал с коллегами научную концепцию выживания населения России, в том числе ввел категорию «генетического дефолта», предложил принцип баланса «человекопотребления» и «человекопроиз-водства»;

— предложил понятие «ноосферы человека» и на его основе выстроил концепцию ноосферы человека;

— автор оригинальной концепции единства популяционного здоровья, образования и просвещения...»

Данная мной характеристика В.П. Казначеева далеко не полная, и может быть

см со

О

развита, но ее частично подкрепляет приведенный перечень научных работ В.П. Казначеева [1-21].

Хочу при этом отметить, что вклад В.П. Казначеева в разработанную мною концепцию научно-мировоззренческой системы «Ноосферизм», представленную ниже перечнем [62-90], и развивающуюся на ее основе и на базе Ноосферной академии наук Научную школу ноосферизма, огромен.

Стремительное мое схождение с В.П. Казна-чеевом началось с 25 ноября 1991 г., когда он, после моего выступления на очередной конференции по экологии человека подарил мне свою новую книгу, написанную в соавторстве с Е.А. Спириным, - «Космо-планетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения» с дарственной надписью, написанной размашистым, характерным для него, почерком: «Глубокоуважаемому Александру Ивановичу Субетто. С Восхищением талантом дальновидения мира. 25.11.91. Ваш Казначеев (его размашистая роспись)». Я этой казначеевской оценкой, которой он де-факто благословил меня на дальнейшее научное дерзание (а он и сам, как ученый и как мыслитель, этим качеством владел в полной мере), горжусь. Насколько я обладаю «талантом дальновидения будущего», это не мне судить. Но эта казначеевская оценка мне по-особенному дорога. С тех пор мы регулярно на протяжении 23 лет (1991-2014) находились в постоянном творческом,интеллектуальном взаимодействии, делясь оценками и размышлениями, особенно в области развития учения о ноосфере В.И. Вернадским.

По просьбе директора Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов - профессора, доктора технических наук Надежды Алексеевны Селезневой, в рамках решения задач по разработке человековедения для нужд отечественного образования, В.П. Казначеев, откликаясь на эту просьбу, написал две крупные монографии: «Здоровье нации. Просвещение. Образование» (1996) и «Проблема человековедения» (1997) [7; 8]. В первой монографии я выступил научным рецензентом, мною было написано предисловие «Геополитические основания доктрины российского образования на рубеже второго и третьего тысячелетия» [7, с. 4-21]. А во второй монографии я по просьбе В.П. Казначеева выступил научным редактором и написал послесловие «Человековедческие основания российского образования и императив его гуманизации, или Неклассическое человековедение» [8, с. 300-349]. Замечу, что экономическую помощь в издании

этих замечательных работ В.П. Казначеева оказал профессор В.В. Чекмарев, тогда занимавший пост проректора по науке Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.

Подчеркну, что в монографии В.П. Казначеева «Здоровье нации. Просвещение. Образование» имеется прогностическое, почти пророческое, положение. Оно состоит в том, что сложился социальный заказ на «сохранение и выживание нации, как путь к ренессансу российского интеллекта, к возрождению России как великой державы» [7, с. 10]. И это пророческое положение В.П. Казначеева, обоснованное им в 1996 г., де-факто становится девизом нашего времени, спустя 10 лет после ухода его от нас, его перемещения в высшие уровни иерархии космического интеллекта (если исходить из гипотезы о существовании космического разума Вселенной и его незримого присутствия на Земле).

Научное творчество В.П. Казначеева в «логике» развития эпохи Великого эволюционного перелома и рождения ноосферного прорыва человечества из России, как выхода из экологического тупика истории

В моей концепции, входящей в теоретический комплекс ноосферизма, основные идеи которого, опираясь на монографию «Ноосферизм», В.П. Казначеев поддержал в своих «Думах о будущем» [11, с. 28, 29], эпоха великого эволюционного перелома начинается с рубежа 80-90-х гг. ХХ в. и ее начало ознаменовано переходом глобального экологического кризиса в первую фазу глобальной экологической катастрофы, которая де-факто означала собой, что природа выступила против капитала и рынка [67; 68; 83; 92], предъявила человечеству императив (его можно определить и как «ультиматум») его выживания на Земле в форме его преобразования в разум, осуществляющий научное управление социо-природной эволюцией. Это означает, что эпоха великого эволюционного перелома - это эпоха «родов» действительного, т.е. ноосферного, разума [76], - или другими словами - общественного интеллекта, способного осуществить такое управление. Одновременно это означает преобразование современного общества в «образовательное общество» [63; 64] (позже я его переименовал в «научно-образовательное общество» [77; 86-90]), в котором образование служит «базисом базиса» духовного и материального воспроизводства, а наука становится не только производительной

силой по К. Марксу, но и основой управления таким «суперсложным объектом», как социоприродная, или другими словами -социобиосферная, а значит, и ноосферная, эволюция. Но это одновременно означает, что основой устойчивости такого ноосфер-ного научно-образовательного общества служит закон опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе [63, 64], который выступает антиподом закону устойчивости развития капитализма, и соответственно -строя мировой капиталократии и экономического колониализма [78-81] - закону расчеловечивания человека, роста его отчужденности от себя, своей «природы» и природы, эволюция которой и привела к его появлению как разума.

В.П. Казначеев в «Думах о будущем», создавший к этому времени целую научную школу космоантропоэкологии, которую можно определить и как казна-чеевскую парадигму ноосферного человековедения [1-10], отмечал [11, с. 28, 29]:

«Ноосферизмом» (ссылка на [60]) мы называем такой синтез науки в формулировке К. Маркса, в котором объединяющим началом является повышение качества управления социоприродной эволюцией системы «Человечество - Биосфера - Земля», на базе общественного интеллекта и образовательного общества.

...В «Ноосферизме» (2001) показано, что понятие ноосферного будущего человечества может быть правильно осознано на основании новой парадигмы эволюционизма, в которой синтезируются дарвиновская, кропоткинская и берговская парадигмы эволюционизма и которая позволяет осознать механизмы своеобразного «оразумления» Космоса, неизбежно приводящие к появлению человеческого разума на Земле.

Задача отечественных ученых - довести дело развития учения о ноосфере В.И. Вернадского до ноосферогенетиче-ского синтеза всех наук, имя которому - но-осферизм». (Выделено В.П. Казначеевым.)

К этому следует добавить, что уже с первых своих работ по ноосфере в 80-х гг. XX в. [2; 4], в развитие учения о биосфере и ноосфере В.И. Вернадского, В.П. Казначеев, к этому времени уже сложившийся как ученый-энциклопедист, за «плечами» которого был уже опыт комплексных исследований, связанных с расширением «предметного поля» медицины как науки, с включением в это «поле» проблем становящейся науки о здоровье человека - ва-

леологии, ставит проблему становления науки об экологии человека, именно как комплексной науки [1; 4; 5; 13; 18; 21], которая затем у него принимает статус космической антропной экологии (космоантро-поэкологии). В сборнике научных трудов Сибирского отделения АМН СССР, руководителем которого он являлся начиная с 1970 г., «Методологические проблемы экологии человека» (1988) он публикует в соавторстве с Е.А. Спириным знаковую статью «Комплексные научные направления: методологические и общенаучные проблемы». В этой статье, по сути развивая императив проблемной организации научного знания, который был сформулирован В.И. Вернадским еще в 30-х гг. XX в. [36; 37], поставлена была цель - «формирование комплексных проблем науки и соответствующих научных направлений» [21, с. 7], за реализацией которой требуется развитие «классического наследия русской и советской науки, столь ярко представленного в работах ученых-энциклопедистов. К ним, несомненно, должны быть причислены В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский,

A.Л. Чижевский, многие другие деятели науки и культуры» [21, с. 9].

К началу 90-х гг. XX в., когда, по моей оценке, человечество вошло в эпоху великого эволюционного перелома, «старт» которой дал переход глобального экологического кризиса в первую фазу глобальной экологической катастрофы,

B.П. Казначеев вошел в эту эпоху как ученый-энциклопедист, главным «фокусом» в научной деятельности которого стало становление комплексной ноос-ферной науки о человеке, включающей в себя, в свое «предметное поле» все науки, особенно такие как космогония, геология, биология, медицина, экология, культурология, экономика, астрофизика, учение о биосфере и ноосфере, которое получило комплексное развитие в трудах многих советских ученых в «пост-вернад-скианскую эпоху» - А.Л. Яншина (которого В.П. Казначеев назвал своим учителем), Н.В. Тимофеева-Ресовского, А.В. Ковды, Н.Н. Моисеева, А.Д. Урсула и многих других [22-30; 43; 44; 49; 51; 53 и др.].

Именно в эту эпоху В.П. Казначеев со своими научными соратниками и во многом - учениками, Е.А. Спириным, А.В. Трофимовым, А.И. Акуловым, А.А. Ки-сельниковым, И.Ф. Мингазовым, А.Н. Дмитриевым, Ю.М. Горским, П.П. Гаряевым, А.А. Васильевым, А.А. Березиным и другими совершает научный прорыв в постановке стратегии выживания человечества,

и особенно - стратегии возрождения России как мировой державы и лидера в решении проблем экологии вообще, и экологии человека в частности [5; 7; 8-21 и др.].

Несомненно, оставленное В.П. Казначе-евым наследие требует глубокого в него погружения и исследования, его соотнесения с другими научными школами, развивавшими учение о ноосфере В.И. Вернадского, в первую очередь с работами Н.Н. Моисеева [22-24], В.А. Ковды [26], Р.С. Карпинской [29], Л.С. Келля [28], Г.П. Мельникова [30], Р.И. Косолапова [31], В.Г. Комарова [43], А.Д. Урсула, Н.Ф. Реймерса и многих других. Логике становления Ноосферной научной школы в «поствернадскианский период» я посвятил специальную монографию «Но-осферная научная школа: итоги и перспективы» (2012) [70], в которой показал, что благодаря исследованиям В.П. Казначеева, А.Л. Яншина, Н.Н. Моисеева, В.А. Ковды,

A.Д. Урсула, Н.Ф. Реймерса, которые создали свои отдельные научные школы, можно говорить о неповторимой русской ноосфер-ной научной школе мирового значения, развитие которой и «провоцирует» ту «вер-надскианскую революцию» в научном мировоззрении; о которой впервые сказали свое «слово» Н. Полунин и Ж. Гриневальд

[50], и которая де-факто есть начавшаяся ноосферно-парадигмальная революция.

Миссия этой революции - преодолеть «ббарьер сложности», осуществить «расставание с простотой» (по Н.Н. Моисееву [24]), превратить науку в «базис» научного управления социоприродной эволюцией, или другими словами - в «движущую силу» будущей ноосферной истории, именно как управляемой социоприродной эволюции системы «Человечество - Биосфера - Земля». Этот переход в свою очередь, требует полного освобождения человечества от строя капиталократии, института частной капиталистической собственности, рыночных отношений, на что в своих понятийно-категориальных системах указывали и указывают как зарубежные ученые Ф. Капра [40], Дж. Кьеза [41], Г.-П. Мартин и Х. Шуманн [45], Б. Коммо-нер [47], Д. Кортен [48], И. Шамир и И. Вал-лерстайн [55], так и отечественные ученые и мыслители, например такие как

B.Г. Афанасьев, Э.В. Гирусов, А.Г. Назаров [27], Р.И. Косолапов [31], В.Ю. Катасонов [32-34], А.А. Зиновьев [38], В.Г. Комаров [43], В.А. Зубаков [49], В.Н. Сагатовский

[51], А.П. Федотов [53], А.И. Фурсов [54] и многие другие, в том числе, по-своему, на это, как на переход к «экономике человека», указывал и В.П. Казначеев.

Развитие русской ноосферной научной школы, вклад в которую научно-творческого наследия В.П. Казначеева огромен и неоценим, и служит фундаментом для осуществления ноосферной миссии России в XXI веке - стать во главе ноосферного прорыва человечества, как единственной стратегии спасения человечества от экологической гибели [60-62, 66, 68, 69, 74, 76, 81].

Космопланетарный феномен человека

По В.П. Казначееву, человековедение - это не только комплексная наука о человеке, выражение развивающегося самопознания человека в его взаимосвязях с биосферой и планетой Земля, и в целом - с космосом (и здесь он выступает гениальным выразителем целостного взгляда на мир, характерного для всех представителей русского космизма - Н.Ф. Фёдорова, В.С. Соловьёва, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, И.А. Ефремова, Н.Г. Холодного, В.И. Вернадского, А.Л. Яншина, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина и др.), но и есть социальный институт, в значительной степени определяющий качество развития общества как системы [8].

И в «логике» становления казначеевской парадигмы человековедения, особенно проявившейся в эпоху великого эволюционного перелома, когда всё более зримые контуры стали приобретать опасности экологической гибели человека на Земле, выделяется появление (в соавторстве с Е.А. Спириным) книги «Космопланетарный феномен человека» в 1991 г. [5].

Главный постулат казначеевского человековедения - «феномен человека следует рассматривать как фундаментальную соци-оприродную целостность» [5, с. 5, 6].

Второй постулат: человек многомерен (с позиции многообразия «социоприродных измерений»).

В.П. Казначеев предлагает выделить 5 таких «социоприродных измерений» [5, с. 10, 11]:

— измерение-1 - это здоровье человека, охватывающее глобальный, популяцион-ный и индивидуальный уровни;

— измерение-2 - совокупность «социоприродных валентностей», к которым были отнесен хозяйственный уклад, институт семьи, культурные традиции и язык;

— измерение-3 - «эволюционно-экологические основы здоровья человека и психофизиологические возможности»;

— измерение-4 - «социоприродный, биосферно-ноосферный мир, в котором ре-

ализуются психофизические возможности и резервы человека»;

— измерение-5 - «выражение слабых экологических связей, определяющих полевые (прежде всего - электромагнитные) основы жизнедеятельности человека».

Последнее измерение не только в этой работе, но и в серии более поздних научных работ В.П. Казначеева [6-8; 11], получило развитие в форме своеобразного направления экологии человека с акцентом на эти «слабые экологические связи».

«Социоприродное измерение-2 » в бытии человека, особенно «социоприродная валентность» как связь человека с типом хозяйственного уклада (или с типом экономики) привело В.П. Казначеева к идее «экономики человека», противостоящей «ценовой экономике», т.е. «рыночной экономике», которая по И. Валлерстайну [55, с. 164] и есть «капитализм».

В «Думах о будущем» Казначеев так определил роль «ценовой» или «рыночной» экономики в наблюдаемых катастрофических экологических процессах, ведущих к потенциальной экологической гибели человечества [11, с. 104-109]:

«.в понятие экономики человека вносится не ценовая категория, а эволюция, так как всякая эволюция с движением информации, энергии, труда, антитруда, тормозных, регрессивных эволюционных процессов рассматривается не с ценовой позиции, а на двух уровнях.

Первый уровень - это система жизнеобеспечения, которая распределяет для данной группы людей, их объединений условия жизни по принципу равенства. -природные ресурсы, продукты сельского хозяйства, промышленные товары, услуги, транспорт, культуру, систему родового конструирования и продолжения рода так, чтобы новое молодое поколение входило в систему жизнеобеспечения. Для каждого будущего субъекта уже заранее предусматриваются потребности его в культуре, образовании и дальнейшем переходе в следующее поколение, опережающие потребности социального рынка. Значит, система жизнеобеспечения - это пока скрытая форма реально существующей организации, которая сегодня игнорируется и перекрывается рыночной экономикой.

[Второй уровень]. Если мир не найдет в себе силы постепенно перейти на единицы измерения человеко-часов здоровой жизни в физическом, биологическом, репродуктивном, психологическом и интеллектуальном плане и наложить эти единицы на природные запасы (сегод-

няшние и завтрашние), то, по существу, невозможно будет измерить антитруд. Вся отрицательная экономика и экология, отрицательные последствия загрязнений ближнего космоса, атмосферы, стратосферы, ионосферы, биосферного чехла планеты - все эти составляющие понятия накапливают «антитруд».

.Сегодня стоимость ресурсов планеты оценивается в несколько тысяч триллионов долларов, от этой стоимости на планете Земля имеется в наличии только 15-18%. Вся эта денежная масса прячется в банках и является, по существу, виртуальным мерилом благополучия. «золотой миллиард» будет угнетать и вытеснять сохранившееся многомиллиардное население планеты». (Выделено мною - С.А.)

В этом казначеевском положении-мысли, развивающем обоснования императива перехода человечества в его стратегии выживания к «экономике человека», угадываются контуры «ноосферной экономики» как «экономики управляемой», входящей важным основанием в систему научного управления социоприродной эволюцией, составляющего, как идея, магистральную линию в «картине мира» по «Ноосферизму» [62], которую поддержал В.П. Казначеев.

В концепции космопланетарного человековедения (по В.П. Казначееву и Е.А. Спирину) осуществляется расширение содержание антропного принципа и принципов дополнительности. Они ставят вопрос о «принципе космологического дополнения» [5, с. 19, 20]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Принцип дополнительности может быть распространен и на исследования неразрывной связи (всеединства) человека, монолита жизни и универсума.

В этом случае его следует обозначить как принцип космологического дополнения (или великого дополнения). Суть данного принципа в том, что всякое масштабное исследование явлений физического мира необходимо соотносить с соответствующими исследованиями живого вещества и человека как разумной формы жизни... В настоящее время этот принцип начинает воплощаться в исследованиях по космической антропоэкологии, в частности при изучении солнечно-земных связей.» (Выделено мною - С.А.).

Исходя из гипотезы, что «наряду с белково-нуклеиновой формой жизни могут существовать иные ее формы» (в соответствии с идеями Ф. Дайсона, выдвинутыми в 1983 г.), в этой работе ставится проблема широкой трактовки самого человека как космического наблюдателя»,

см со

О

в котором «сочетаются различные формы жизни» [5, с. 21]. В этом случае, отмечают В.П. Казначеев и Е.А. Спирин, «возникает возможность преодоления человеком как космическим наблюдателем своих пространственно-временных ограничений, возможность его дополнительности относительно более глубоких слоев (уровней) в иерархии универсума» [5, с. 21].

Замечу, что к этому положению новой трактовки единства микрокосма и макрокосма (о котором писали еще философы Древней Греции, а затем дал свою трактовку в своем учении о пневматосфере П.А. Флоренский), подошел и я, в одно и то же время, но исходя из других обобщений, а именно обобщения аналогов принципа Э. Геккеля - онтогенез повторяет филогенез, - сформулированных в разных научных областях, в 1990-1991 гг., когда работал над книгой «Творчество, жизнь, здоровье и гармония (Этюды креативной онтологии)», изданной в 1992 г. в Москве [65]. В этой работе, исходя из разработанного мною нового научного направления - системогенетики, мною было сделано предположение, что существует закон спиральной фрактальности системного времени (ЗСФСВ), как закон любой прогрессивной эволюции, в соответствии с которым она - эволюция - в каждом акте системогенеза «запоминает самую себя» [93]. Из действия этого закона (ЗСФСВ) следовало, что в памяти человека как наблюдателя Вселенной в свернутом виде (в его «бессознательном») хранится память о предшествующей эволюции Вселенной, которая закономерно и привела к появлению на Земле человеческого разума, в «правополушарной части» которого хранится эта память. В соответствии с концепцией этого закона, представленной в развернутом виде в [93], «так называемые мистические (экстатические) озарения на основе концентрации психофизических (психокосмических) резервов человека», которые есть «случаи погружения в мировое целое», по В.П. Казначееву [5, с. 21], - есть «спуск» наблюдателя в процессе таких «озарений» в нижние страты своего «бессознательного», т.е. в эволюционной памяти этого «мирового целого».

«Принцип космологического дополнения» послужил для меня «эвристикой» при разработке теоретического комплекса ноо-сферизма. Он стал «отправной точкой» при формулировке мною принципа большого эколого-антропного дополнения, в соответствии с которым экологические проблемы на Земле принципиально не решаемы,

и человечество обрекается на экологическую гибель в XXI в., если не решаются проблемы человека, проблемы его опережающего развития, раскрытия его творческого потенциала, проблемы справедливости, проблемы опережающего самопознания его как наблюдателя, и значит - если не решены проблемы расставания с «капитализмом», и соответственно - с рынком, частной собственностью и «рыночной демократией», в которых действует «закон расчеловечивания человека» [62, 65, 68, 76, 77, 81, 83, 87, 92 и др.].

Уже в этой работе заложены основы казначеевского этапа в развитии учения о живом веществе В.И. Вернадского (совместно с Е.А. Спириным, А.В. Трофимовым). В них раскрываются механизмы роста негэнтропии в системе живого вещества, представленного биосферой Земли, благодаря действию законов Бауэра -Вернадского.

Негэнтропийный запас биосферы - основа действия «закона квантитативно-компенсаторной функции А.Л. Чижевского» (в таком явном виде это понятие тоже впервые было введено В.П. Казначеевым [5]), который и позволил человечеству вплоть до конца ХХ в. развиваться энтропийно, т.е. в парадигме «Стихийной истории», где действует «закон искажения великодушных идей» по Ф.М. Достоевскому, или «историческое бессознательное» по Гегелю, и которую К. Маркс назвал «предысторией». Маркс разрушительное воздействие отчужденного человека в этой стихийной истории на природу определил в одной из глав «Капитала» так: культура, которая развивается стихийно, оставляет после себя пустыню.

Переход глобального экологического кризиса в первую фазу глобальной экологической катастрофы возвестил де-факто конец капитализму и «рыночной» (или «ценовой», как ее назвал В.П. Казначеев) экономике, и одновременно - конец всей стихийной истории.

Из закона Бауэра - Вернадского вытекает третий постулат космоантропоэкологии [5, с. 26]: «негэнтропия данного сгущения (монолита) живого вещества может нарастать лишь тогда, когда под его влиянием нарастает негэнтропия среды его обитания».

Главный посыл В.П. Казначеева, который определяет проблему ноосферогенеза в XXI в., - это особый принцип самопознания человека как космического наблюдателя [57, с. 10]:

«.человек как космический наблюдатель, появляющийся в космической эво-

люции не случайно, не может быть адекватно познан, если в этом познании он будет рассматриваться в отрыве от «всеединства мирового целого (универсума)».

Важным в этой работе является и выстроенная «гомология между Большим космологическим взрывом и Большим биологическим взрывом, под которым понимается появление на одном из этапов космологической эволюции живых систем во Вселенной, в том числе - биосферы на Земле [5, с. 29].

Развитием комплекса идей космопла-нетарного феномена человека, подчеркну это, стали такие работы как «Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете Земля» (соавтор - А.В. Трофимов, 2004) [6], «Думы о будущем (Рукописи из стола)» (2004) [11], «Мысли о будущем. Интеллект, голографическая вселенная Н.А. Козырева» (2008) [19].

З аключение

Влаиль Петрович Казначеев - выдающийся русский ученый, яркий представитель русской науки, «вернадскианского цикла» в развитии эпохи русского Возрождения и не менее выдающийся ученый и мыслитель в мировом, космопланетарном, культурно-историческом «измерениях».

Он не связывал явно становление ноосферы с социализмом, как сделал я в своих научно-философских работах по ноос-феризму [62-93 и др.], связав ноосферизм с концепцией экологического отрицания рыночно-капиталистической системы хозяйственного природопотребления и с переходом к единственной форме выживания человечества и развития его космического прорыва - ноосферному экологическому духовному социализму и соответственно -к научно-образовательному обществу, как единственному базису реализации научного управления социоприродной эволюцией, что и составляет содержание ноосферы будущего.

Но косвенно связь ноосферного императива с экологическим отрицанием «рыночной экономики» и необходимостью перехода к «экономике человека», в том числе к обществу с высшим приоритетами развития науки и образования, в научном наследии В.П. Казначеева прослеживается, особенно в таких его трудах, как «Кос-мопланетарный феномен человека» (1991), «Здоровье нации. Просвещение. Образование» (1996), «Проблемы человековедения» (1997), «Думы о будущем» (2004) [5, 7, 8, 11].

В.П. Казначеев, как выражение духовно-космического поиска русского народа

и русского человека, масштабен. Как в свое время сказал Н.В. Гоголь, Пушкин есть русский человек в своем развитии, подчеркивая проявившуюся в великом русском поэте универсальность духовного поиска русского человека, мы эту гоголевскую характеристику можем напрямую отнести к В.П. Казначееву.

Я много раз встречался с В.П. Казначе-евым и в Ленинграде/Санкт-Петербурге, и в Новосибирске, и у него дома в Академгородке под Новосибирском, в том числе общаясь «глаза в глаза» в домашней обстановке, и в искренних совместных размышлениях о России, мире, космосе, о русском космизме, о природе интеллекта, о призвании человека. И в этих беседах универсальность внутреннего мира Казначеева, многообразие «векторов» его исследовательского поиска, которые превращались в единую систему, и эту «систему» можно назвать «казначеевским человековедением», меня восхищала.

В «Космопланетарном феномене человека» [5] В.П. Казначеев еще в 1991 г. ввел понятие «Российского Ренессанса» и пророчески предсказал его наступление. Время «Российского Ренессанса» на фоне войны Запада против России наступило. Россия возвращается к своим цивилиза-ционным основаниям развития [59-62; 82; 89; 91] и к своему цивилизационному призванию в XXI в. - возглавить ноос-ферный прорыв человечества, который и есть «Российский Ренессанс», именно как ее ноосферный прорыв [66]. И в галерее духовных лидеров - гениев ноосферного прорыва России, и ноосферного прорыва человечества из России, достойное место займет Влаиль Петрович Казначеев.

Мышление В.П. Казначеева - сложное, междисциплинарное, основой которого являются исследования им (как врачом, ученым-медиком, биологом) человека, организмов, сложной организации монолита живого вещества, представленного биосферой. Освоение его наследия требует глубокого, деликатного изучения, которое и должно стать одним из «дел» тех, кто считает себя наследниками казначеевской научной школы.

Я в этой юбилейной статье только затронул ряд положений из казначеевского интеллектуального наследия, абсолютно не претендуя на комплексность и системность предлагаемой рефлексии.

В наследии Казначеева поставленных им вопросов намного больше, чем высказанных им ответов и выдвинутых гипотез и концепций.

см со

О

В этом плане всё научно-философское ского космизма, в котором звучит забота

творчество В.П. Казначеева, его человекове- о том, чтобы человечество достойно преодо-

дение (космоантропоэкология) есть огром- лело глобальный экологический кризис, су-

ное вопрошание, обращенное к разуму мело сохранить биосферу Земли и достойно

человечества, ко всей мировой науке и куль- продолжило процесс «оразумления» эволю-

туре, - вопрошание, обращенное ко всей ции Вселенной, который и привел к появле-

истории человеческой мысли, истории рус- нию человеческого разума на Земле!

Список литературы:

[1] Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека. - М.: Наука, 1983. - 260 с.

[2] Казначеев В. П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. - Новосибирск: Наука, 1989. - 248 с.

[3] Казначеев В.П., Михайлова Л. П. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей. - Новосибирск: Наука, 1985. - 181 с.

[4] Казначеев В.П., Яншин А. Л. Учение В. И. Вернадского о преобразовании биосферы и экология человека // Вестник АН СССР. - 1980, № 9. - С. 67-71.

[5] Казначеев В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. - Новосибирск: Наука, 1991. - 304 с.

[6] Казначеев В.П., Трофимов А. В. Проблемы новой космогонии. Препринт. - Новосибирск, 1994. - 72 с.

[7] Казначеев В. П. Здоровье нации. Просвещение. Образование / предисл. А. И. Субетто «Геополитические основания доктрины российского образования на рубеже второго и третьего тысячелетий». - М. - Кострома: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1996. - С. 4-21.

[8] Казначеев В. П. Проблемы человековедения / послеслов. А. И. Субетто «Человековедческие основания российского образования и императива его гуманизации, или Неклассическое человековедение» / под науч. ред. А. И. Субетто. - М. - Новосибирск: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1997. - С. 300-349.

[9] Казначеев В.П., Трофимов А. В. Очерки о природе живого вещества и интеллекта на планете Земля: Проблемы космопланетарной антропоэкологии. - Новосибирск: Наука, 2004. - 312 с.

[10] Казначеев В. П. Проблемы живого вещества и интеллекта: этюды к теории и практике медицины третьего тысячелетия // Вестник МИКА (Международного института космической антропоэкологии им. Н. А. Козырева). Вып. 2-1995. - С. 7-24.

[11] Казначеев В. П. Думы о будущем. Рукописи из стола. - Новосибирск: Издатель, 2004. - 208 с.

[12] Казначеев В.П., Акулов А. И., Кисельников А. А., Мингазов И. Ф. Выживание населения России. Проблемы «Сфинкса XXI века». 2-е изд., перераб. и доп. / под общ. ред. акад. В. П. Казначеева. - Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 2002. - 462 с.

[13] Казначеев В.П., Гаряев П. П., Васильев А. А., Березин А. А. Солитонно-голографический геном с коллективно-симметричным генетическим кодом. Препринт. - Новосибирск: Институт клинической и экспериментальной медицины СО АМН СССР, 1990.

[14] Казначеев В. П. Ноосфера В. И. Вернадского - это автотрофность человечества // Вернадскианская революция в системе научного мировоззрения - поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке: коллективная монография / под науч. ред. А. И. Субетто. - СПб.: Астерион, 2003. -С. 207-216.

[15] Казначеев В. П. Принцип Реди и проблема «соувинга» // Вестник МНИИКА. - 2000, вып. 7. - С. 9-16.

[16] Казначеев В.П. К вопросу о трансперсональной психологии и перспективах машины времени // Вестник МИКА. - 1997, вып. 4. - С. 14-26.

[17] Казначеев В.П., Дмитриев А. Н., Мингазов И. Ф. Цивилизация в условиях роста энергоемкости природных процессов Земли (Проблемы ноосферной футорологии). - Новосибирск: РАМН, 2007. - 422 с.

[18] Казначеев В. П. Космическая антропоэкология - направления исследований и разработок // Космическая антропоэкология. Техника и методы исследования: материалы Второго Всесоюзного совещания по космической антропоэкологии (Ленинград, 1984 г.) - Л.: Наука, 1988. - С. 3-24.

[19] Казначеев В. П. Мысли о будущем. Интеллект, голографическая вселенная Козырева / отв. ред.д.м. н. А. В. Трофимов. - Новосибирск: Наука, 2008. - 192 с.

[20] Гомеостатика живых, технических и экологических систем / Авт.: Ю. М. Горский, В. И. Астафьев, В. П. Казначеев и др. - Новосибирск: Наука, 1990. - 350 с.

[21] Методологические проблемы экологии человека / отв. ред. и автор предисл. академика АМН СССР В. П. Казначеев. - Новосибирск: Наука, 1988. - 139 с.

[22] Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 351 с.

[23] Моисеев Н. Н. Современный рационализм. - М.: МГВП КОКС, 1995. - 376 с.

[24] Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. - М.: Аграф, 1998. - 480 с.

[25] Горский Ю., Лавшук В. Жизнь или смерть цивилизации (модель, прогноз, роль интеллекта и информации). - Иркутск: Символ, 1994. - 31 с.

[26] Ковда В. А. Биогеохимические циклы в природе и их нарушения человеком. - М.: Наука, 1974. - 72 с.

[27] Кибернетика и ноосфера. - М.: Наука, 1986. - 160 с.

[28] Келль Л. С. Экологические аспекты развития ноосистем в свете парадигмы самоорганизации материи. - СПб.: Астерион, 2010. - 84 с.

[29] Карпинская Р. С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М.: Интерпракс, 1995. - 351 с.

[30] Мельников Г. П. Функции разума в биосфере и его технические усилители. - Киев: Институт кибернетики АН СССР, 1990. - 24 с.

[31] Косолапов Р. И. Истина из России. - Северная корона, 2004. - 666 с.

[32] Катасонов В. Ю. Капитализм. История и идеология «денежной цивилизации». - М.: Институт русской цивилизации, 2013. - 1032 с.

[33] Катасонов В. Ю. Экономика Сталина / отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2014. - 416 с.

[34] Катасонов В. Ю. Закат эпохи либерализма. Хроника финансового Апокалипсиса. Серия «Финансовые хроники профессора Катасонова». Вып. VIII. - М.: Книжный мир, 2019. - 512 с.

[35] Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. - 271 с.

[36] Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 520 с.

[37] Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М.: Алгоритм, 20 00. - 736 с.

[38] Зиновьев А. А. Главное мировое зло - это частная собственность // Экономическая и философская газета. - 2006, № 7 (59). - С. 8.

[39] Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. И. О. Лосского (печат. по изд.: СПб., 1902). - СПб.: ИКА «ТАИМ-АУТ», 1993. - 472 с.

[40] Капра Ф. Паутина жизни. - Киев: София, 2003

[41] Джульетто Кьеза. Конец истории или конец света // Завтра. - 2020, март. - 310 (368). - С. 3.

[42] Бир С. Мир и сложность современного мира. Серия: Математика, кибернетика. - 1976, № 11. - М.: Знание. - С. 7-20.

[43] Комаров В. Г. Правда: онтологическое основание социального разума / под науч. ред.д.ф. н., д.э.н., проф. В. Я. Ельмеева. - СПб.: СПбГУ, 2001. - 592 с.

[44] Сороко Э. М. Структурная гармония систем / под ред. член-корр. АН БССР Е. М. Бобосова. - Минск: Наука и техника, 1984. - 264 с.

[45] Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. - М.: Альпина, 2004. - 335 с.

[46] Медоуз Д. К., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. За пределами роста. - М.: Пангея, 1994. - 304 с.

[47] Коммонер Б. Замыкающийся круг. - Л.: Гидрометеоиздат, 1974. - 280 с.

[48] Кортен Д. Когда корпорации правят миром. - СПб.: ВиТ Принт, 2002. - 328 с.

[49] Зубаков В. А. Эндоэкологическое отравление и эволюция: стратегия выживания (К саммиту ООН «Рио+10»). - СПб., 2002. - 86 с.

[50] Полунин Н., Гриневальд Ж. Биосфера и В. И. Вернадский // Вестник РАН. - 1993. Т. 63. - № 2. - С. 122-126.

[51] Сагатовский В. Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь. Серия: Россия накануне XXI века. Вып. 2. - СПб.: Петрополис, 1994. - 217 с.

[52] Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. - М.: Инфра- М., 1999. - 262 с.

[53] Федотов А. П. Глобалистика. Начала науки о современном мире. - М.: Аспект-Пресс, 2002. - 224 с.

[54] Фурсов А. И. «Трещит земля как пустой орех.» (война эпохи конца света уже идет) // Завтра. - 2018, февраль. - № 7 (1263). - С. 5.

[55] Шамир И. Каббала власти. - М.: Алгоритм, 2008. - 544 с.

[56] Эйнштейн А. Физика и реальность: сборник статей. - М.: Наука, 1965. - 359 с.

[57] Субетто А. И. Влаиль Петрович Казначеев - титан эпохи русского Возрождения, мыслитель космопла-нетарного, универсального самовыражения. - СПб. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, Астерион, 2009. - 23 с.

[58] Субетто А. И. Казначеевская парадигма ноосферного человековедения // Ноосферизм. Арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке. Том II. Роль Арктики и Антарктики в стратегии ноосферного развития и выхода из глобального экологического кризиса: коллективная научная монография: в 2 книгах / под науч. ред. А. И. Субетто. - СПб.: Астерион, 2009. - Кн. 1. -С. 348-363.

[59] Субетто А. И. Эпоха русского Возрождения в персоналиях (Титаны русского Возрождения) - I. - СПб. -Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. - 500 с.

[60] Субетто А.И, Русская наука: от прошлого - к ноосферной ответственности за будущее России и человечества: монография / под науч. ред. президента Петровской академии наук и искусств, д.ф.н., проф. А. В. Воронцова. - СПб.: Астерион, 2018. - 200 с.

[61] Субетто А. И. Слово о русском человеке и русском народе: научное издание / под науч. ред.д.ф. н., проф. А. В. Воронцова. - СПб.: Астерион, 2013. - 265 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[62] Субетто А. И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. - СПб.: КГУ им. Н. А. Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. - 537 с.

[63] Субетто А. И. Опережающее развитие человека, качества общественных педагогических систем и качества общественного интеллекта - социалистический императив. - М.: Исследовательский центр Гособразования СССР по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1990. - 84 с.

[64] Субетто А. И. Гуманизация российского общества - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. - 156 с.

[65] Субетто А. И. Творчество, жизнь, здоровье и гармония (Этюды креативной онтологии). - М.: Логос, 1992. - 204 с.

[66] Субетто А. И. Ноосферный Прорыв России в Будущее в XXI веке / под науч. ред.д.ф. н., проф. В. Г. Егор-кина. - СПб.: Астерион, 2010. - 544 с.

[67] Субетто А. И. Эпоха великого эволюционного перелома. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. -88 с.

см со

О

[68] Субетто А. И. Эпоха Краха рынка, капитализма и либерализма: ноосферно-социалистический прорыв или экологическая гибель человечества? - СПб. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. - 88 с.

[69] Субетто А. И., Горбунов А. А. Ноосферная экология: основания становления / под науч. ред.д.э. н., проф., Заслуженного деятеля науки РФ В. Н. Бобкова. - СПб.: Астерион, 2017. - 48 с.

[70] Субетто А. И. Ноосферная научная школа в России: итоги и перспективы. - СПб.: Астерион, 2012. - 76 с.

[71] Субетто А. И. Разум и Антиразум (Что день грядущий нам готовит?). - СПб.: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. - 138 с.

[72] Субетто А. И. Критика «экономического разума». - СПб. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. -508 с.

[73] Субетто А. И. Свобода. Часть I. Критика «либерального разума». - СПб. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2008. - 238 с.

[74] Субетто А. И. Управляющий разум и новая парадигма науки об управлении (в контексте ноосферного императива XXI века) / под науч. ред.д.т. н., д. псих. н., д. пед. н., проф., президента Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО) В. В. Лукоянова. - СПб.: Астерион, 2015. - 52 с.

[75] Субетто А. И. Мегакосмическая проскопия разума (общественного интеллекта) человечества: монография / под науч. ред.д.т. н., д. псих. н., д. пед. н., проф. В. В. Лукоячнова. - СПб.: Астерион, 2015. - 218 с.

[76] Субетто А. И. Роды действительного разума / под науч. ред.д.ф. н., проф. Л. А. Зеленова. - СПб.: Астерион, 2015. - 200 с.

[77] Субетто А. И. Грядущий ноосферный синтез науки и власти (восемь положений-теорем) / под науч. ред.д.ф. н., проф. Л. А. Зеленова. - СПб.: Астерион, 2016. - 44 с.

[78] Субетто А. И. Капиталократия: философско-экологические очерки. Избранные статьи и интервью. -СПб.: ПАНИ, КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000. - 224 с.

[79] Субетто А. И. Капиталократия и глобальный империализм. - СПб.: Астерион, 2009. - 572 с.

[80] Субетто А. И. Глобальный империализм и ноосферная социалистическая альтернатива. - СПб. - Кострома: Астерион, КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. - 99 с.

[81] Субетто А. И. Идеология XXI века / под науч. ред.д.т. н., д. псих. н., д. пед. н., проф. В. В. Лукоянова. -СПб.: Астерион, 2014. - 92 с.

[82] Субетто А. И. Теория качества жизни: монография / под науч. ред.д.ф. н., проф. Л. А. Зеленова. - СПб.: Астерион, 2017. - 380 с.

[83] Субетто А. И. Глобальная патология и глобальное здоровье в контексте императива ноосферной гармонии: монография / под науч. ред. д. псих. н., к.б.н., проф. Н. П. Фетискина. - СПб.: Астерион, 2014. - 114 с.

[84] Субетто А. И. Введение в неклассическое человековедение. - СПб. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 458 с.

[85] Субетто А. И. Манифест ноосферной философии // Ноосферное образование в евразийском пространстве: коллективная монография / под науч. ред. А. И. Субетто. - СПб.: Астерион; Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. - 628 с.

[86] Субетто А. И., Шанти Д. П., Лукоянов В. В. Ноосферизм - новая обобщающая научная идея и новая парадигма истории человечества: научный доклад / под науч. ред.д.э. н., проф. А. А. Горбунова. - СПб.: Астерион, 2017. - 100 с.

[87] Субетто А. И., Лукоянов В. В. Диалоги: Ноосферизм - будущее человечества / под науч. ред. президента ноосферной общественной академии наук д. псих. н., проф. В. В. Семикина. - СПб.: Астерион, 2020. -183 с.

[88] Субетто А. И. Ноосферизм: новая парадигма бытия человека и развития цивилизации на Земле и в Космосе / под науч. ред. В. В. Лукоянова. - СПб.: Астерион, 2020. - 380 с.

[89] Субетто А. И. Ноосферизм - «идеология XXI века», рожденная в России: монография / под науч. ред. президента ноосферной академии наук д. псих. н., проф. В. В. Семикина. - СПб.: Астерион, 2024. -180 с.

[90] Субетто А. И. Ноосферизм как целостное учение и базис теории и практики перехода к управляемой социоприродной эволюции: научный доклад на IV Международной научно-практической конференции «Космическая философия - космическое право - космическая деятельность: триединство космического прорыва», посвященной 160-летию со дня рождения В. И. Вернадского, 26 февраля 2023 г., Санкт-Петербург. - СПб.: Астерион, 2023. - 56 с.

[91] Субетто А. И. Сталин и Победа в Великой Отечественной войне - символы высоты духа советской цивилизации (посвящается 140-летию со дня рождения Иосифа Виссарионовича Сталина) / под науч. ред. д. ист. н. В. П. Казанцева. - СПб.: Астерион, 2019. - 208 с.

[92] Субетто А. И. Природа против капитала и рынка (или Конец беременности природы человеком и «роды» ноосферной истории): монография / под науч. ред. президента Международной ассоциации выживания человечества (ЮНИСЕФ-ЮНЕСКО), Заслуженного испытателя и создателя космической техники РФ д.т.н., д. псих. н., д. пед. н., проф. В. В. Лукоянова. - СПб.: Астерион, 2023. - 60 с.

[93] Субетто А. И. Закон спиральной фрактальности системного времени и теория наблюдателя и сверха-блюдателя: монография / под науч. ред.д.э. н., проф. В. А. Шамахова. - СПб.: Астерион, 2022. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.