ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ОТРЯД КРЕЙСЕРОВ
В РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЕ 1904—1905 гг.
1
Вадим Львович АГАПОВ, студент 5-го курса факультета истории и философии ДВГУ
Начало истории Владивостокского отряда крейсеров было положено 15(27) марта 1898 г. В тот день в Пекине была подписана русско-китайская конвенция об аренде Порт-Артура и Талиенвана на 25 лет с правом продления этого срока1. В результате незамерзающий Порт-Артур стал тогда главной базой русского флота на Тихом океане, а Владивостоку была отведена вспомогательная роль.
Занятие Порт-Артура, предпринятое исключительно по политическим соображениям и вопреки мнению фактически всего военно-морского командования, принесло России только вред. Базируясь на Порт-Артур, русский флот оставлял совершенно беззащитным восточный берег Кореи и все дальневосточное побережье России. Между двумя русскими военными портами теперь лежал тысячемильный морской путь, который шел через Корейский пролив, контролировавшийся враждебной Японией. Кроме того, учебные маневры русских армии и флота на Квантунском полуострове в 1900 и 1903 гг., когда победила нападавшая на Порт-Артур сторона, убедительно показали слабую защищенность новой базы2. Не более утешительными оказались результаты стратегических игр, проводившихся в 1902 — 1903 гг. на курсах военно-морских наук при Николаевской морской академии. Они привели к выводу о необходимости перевода сил русского флота во Владивосток3. Но политики вновь не пожелали прислушаться к мнению моряков.
Тем не менее с начала XX в. Владивосток был местом базирования крейсерских сил эскадры Тихого океана. 20 апреля 1903 г. начальник штаба командующего Морскими силами Тихого океана контр-адмирал В.К. Витгефт составил «План военных действий морских сил в Тихом океане на 1903 год». В соответствии с планом большая часть эскадры (броненосцы, крейсера-разведчики и два отряда эскадренных миноносцев) должна была оставаться в Порт-Артуре и после начала войны действовать против японского флота в Желтом море4. Во Владивостоке оставался Отдельный крейсерский отряд, задачи которого командование видело в ведении крейсерской войны, нападении на коммуникации японской армии и отвлечении от Порт-Артура части сил японского флота. В конце 1903 г., уже в преддверии войны с Японией, на совещании в Порт-Артуре был поднят вопрос о возвращении выделенных крейсеров в состав главных сил, но этому воспротивился наместник Е.И. Алексеев, считавший, что крейсера должны «произвести панику в береговом населении и торговых судах Японии»5.
В состав крейсерского отряда вошли броненосные крейсера «Россия», «Громобой», «Рюрик», специально построенные для действий в океане и имевшие вместительные угольные бункеры и большую дальность плавания, один из лучших в российском флоте бронепалубный крейсер «Богатырь», огромный вспомогательный крейсер «Лена» (бывший пароход Добровольного флота «Херсон») и десять малых миноносцев (№№ 201—206, 208—21 1)6. Начальником отряда стал контр-адмирал Э.А. Штакельберг, но из-за болезни 17(30) января 1904 г. он был заменен капитаном 1 ранга Н.К. Рейценштейном.
Как пункт базирования Владивосток имел ряд серьезных преимуществ перед Порт-Артуром. Среди них — укрытая бухта с двумя выходами, большие глубины, допускающие маневрирование кораблей любой осадки. Главными неудобствами считались замерзание с декабря до апреля (проблема эта была решена с появлением во Владивостоке ледокола «Надежный») и сильные туманы в период навигации.
Во Владивостоке находился построенный в 1891 г. единственный на Дальнем Востоке России крупный сухой док имени Цесаревича Николая, способный принимать боевые корабли всех классов. Кроме того, имелись два плавучих дока для миноносцев и малых транспортов, а также технические и портовые мастерские. Число портовых рабочих в августе 1903 г. составляло 1080 чел. Угольные запасы, необходимые для обеспечения действий эскадры, оценивались в 57000 т кардифа и 8600 т мягкого угля7 (каждый выход в море хотя бы трех крейсеров требовал 5000 т угля). Скорость погрузки угля была мала, материалов не хватало, ремонтные возможности были невелики. Опытных мастеровых приходилось доставлять из городов Центральной России: Петербурга, Вот-кинских заводов, Москвы. Строительство укреплений Владивостокской крепости было не закончено, и когда в феврале 1904г. город обстреляли японские корабли, ни одна батарея не была в состоянии вести ответный огонь.
Операции Владивостокского отряда крейсеров
27 января (9 февраля) — 1(14) февраля 1904 г. Сразу же после получения известия о начале войны России с Японией четыре крейсера («Россия», «Громобой», «Рюрик», «Богатырь») под командованием капитана 1 ранга Н.К. Рейценштейна вышли из Владивостока для набега на японские торговые коммуникации у Сангарского пролива. 29 января (11 февраля) у о-ва Хоккайдо они потопили пароход «Никанора-мару» (около 1084 т), следовавший из Сакаты с грузом риса. Вместо того чтобы продолжить успешно начатый поход, начальник повернул к корейскому берегу, а затем штормовая погода и небоеспособное состояние корабельной артиллерии (в стволах орудий замерзла вода, попавшая туда через неплотно закрытые дульные чехлы) вынудили корабли возвратиться во Владивосток.
11(24) февраля — 17 февраля (1 марта) 1904 г. Эскадра исследовала восточное побережье Кореи от русско-корейской границы до порта Гензан (Вонсан), но осмотр велся небрежно и безрезультатно, это дало Н.К. Рейцен-штейну возможность доложить, что помешать действиям японцев в осмотренном районе нельзя, так как никаких морских перевозок здесь не ведется.
Тем временем вывод из строя под Порт-Артуром двух лучших русских броненосцев дал командующему японским флотом адмиралу Того возможность направить для действий против владивостокских крейсеров отряд вице-адмирала Камимуры в составе пяти броненосных крейсеров. 22 февраля (6 марта) 1904 г. японская эскадра обстреляла Владивосток.
Как уже упоминалось, береговые батареи не были готовы отразить нападение. Минные заграждения были поставлены, но не там, где нужно, а крейсера стояли в бухте без паров и не могли выйти в море. Правда, ущерб от бомбардировки оказался невелик: японцы выпустили около 200 снарядов, большая часть из которых не взорвалась, была убита женщина, а на территории госпитального участка ранены тяжело один и легко четыре матроса. В течение следующего месяца русская эскадра ни разу не вышла в море. Капитан 1 ранга Н.К. Рейценш-тейн был отозван в Порт-Артур. Новым начальником отряда стал контр-адмирал К.П. Иессен8, прибывший во Владивосток на поезде из Порт-Артура 3 (16) марта.
10(23) — 14(27) апреля 1904 г. Лишь через месяц после вступления в должность контр-адмирал Иессен «с целью поднятия на эскадре боевого духа» решил предпринять набег на корейский порт Гензан. В операции участвовали крейсера «Россия», «Громобой», «Богатырь» (тихоходный «Рюрик» был оставлен во Владивостоке) и миноносцы №№ 205 и 206. По случайному стечению обстоятельств как раз в это время в Гензане находилась японская эскадра (всего 5 броненосных крейсеров, 4 бронепалубных крейсера, посыль-
ное судно, 4 эсминца, 6 миноносцев, судно-база миноносцев «Никко-мару» и транспорт «Кинсю-мару»), которая обеспечивала высадку небольшого десанта в Ригене. Выполнив эту задачу, 10(23) апреля вице-адмирал Камимура отпустил миноносцы и транспорты, а сам с девятью крейсерами взял курс на север, намереваясь провести военную демонстрацию у Владивостока. Рандеву кораблей не состоялось из-за тумана: двигаясь прямо навстречу друг другу, противники разошлись на расстоянии буквально в несколько миль.
В результате появление русских крейсеров у Гензана оказалось неожиданным для японцев. Утром 12(25) апреля, войдя в бухту, миноносцы потопили выстрелом торпеды японский пароход «Гойо-мару» (около 600 т), после чего возвратились к отряду и были взяты на буксир крейсером «Россия». Вечером того же дня к северо-востоку от Гензана был обнаружен еще один пароход — «Хогинура-мару», который по снятии с него команды был потоплен подрывной партией с крейсера «Громобой». Ночью на пути русской эскадры оказался брошенный своим охранением транспорт «Кинсю-мару». На борту транспорта по японским данным, находились 72 чел. судового состава, морской ревизор с 17 членами команды, 77 рабочих (кули), 3 купца, а также 9-я рота 37-го пехотного полка японской армии (5 офицеров, 2 фельдфебеля, 121 солдат, 2 переводчика, флотский капитан-лейтенант, исполнявший обязанности офицера связи). Часть людей были перевезены на русские крейсера, но солдаты сдаваться отказались и даже открыли по «России» огонь из винтовок, ранив рулевого и вышедшего на палубу кочегара. В ответ флагманский крейсер выпустил по «Кинсю-мару» торпеду и обстрелял его из орудий правого борта; в 1 ч 45 мин 13(26) апреля транспорт затонул («Россия» спасла 67 чел., «Громобой» — 100, «Богатырь» — 42).
Утром 2(15) мая 1904 г. владивостокский отряд крейсеров понес первую серьезную потерю: бронепалубный крейсер «Богатырь» напоролся на скалы у мыса Брюса в заливе Славянка. Авария произошла по вине контр-адмирала Иессена, который приказал крейсеру в сильном тумане следовать на чрезмерно большой скорости. «Богатырь» получил тяжелые повреждения, и, хотя в дальнейшем его удалось снять с камней и поставить в док, из-за плохого оборудования порта и нехватки материалов ремонт затянулся до июля 1905 г. 9(22) мая 1904 г. во Владивосток прибыл командующий флотом на Тихом океане вице-адмирал Н.И. Скрыдлов, получивший это назначение после гибели С.О. Макарова, но так и не попавший в осажденный японцами Порт-Артур. Контр-адмирал К.П. Иессен был снят с должности и заменен вице-адмиралом П.А. Безобразовым, который и возглавил следующий поход.
30 мая(12 июня) — 7(20) июня 1904 г. В апреле-мае японские войска начали наступление в Маньчжурии и на Ляодунском полуострове. Из Японии на материк шел поток транспортов с новыми войсками и снабжением для армий. В штабе вице-адмирала Скрыдлова разработали план операции, в которой предполагалось участие почти всех имевшихся во Владивостоке кораблей: три миноносца должны были атаковать рыбные промыслы у Хоккайдо, крейсер «Лена» и пять других миноносцев составили «угольную экспедицию» — для встречи у Сахалина прорывавшихся во Владивосток транспортов-угольщиков, а броненосные крейсера отправились в восточный Корейский пролив для прерывания сообщения Японии с Южной Кореей. Русское командование считало, что все силы японского флота переброшены под Порт-Артур, тогда как на самом деле эскадра вице-адмирала Камимуры находилась в маневренной базе на о-ве Цусима.
«Россия», «Громобой» и «Рюрик» снялись с якоря 30 мая(12 июня), но их движение на целые сутки было задержано туманом; как вспоминал потом очевидец, «случай с «Богатырем» всех напугал». Только утром 2(15) июня отряд благополучно миновал Корейский пролив. Успех превзошел все ожидания: практически сразу было встречено несколько крупных японских транспортов. Один из них, «Идзумо-мару» (3229 брт), расстреляли артогнем с «Гро-мобоя», при этом было убито 7, взято в плен 105 чел., из них 25 раненых. Позднее выяснилось, что «Идзумо-мару» вез в Дальний тяжелую артиллерию (восемнадцать 280-мм гаубиц), предназначенную для осады Порт-Артура, и, таким образом, уничтожение этого судна с грузом стало крупным успехом
Владивостокского отряда. Следующий атакованный транспорт «Хитаци-мару» (6175 брт), перевозивший войска из Хиросимы и имевший на борту кроме 120 чел. судового экипажа 1095 солдат и офицеров и 320 лошадей, попытался таранить «Громобой», но был поврежден артиллерийским огнем и добит торпедой, а его командир, англичанин Джон Кэмпбелл был взят в плен. Третий транспорт «Садо-мару» (6226 брт) был дважды торпедирован «Рюриком», но остался на плаву и позже был отбуксирован на мель.
За всем этим избиением наблюдал дозорный японский бронепалубный крейсер «Цусима», который вызвал по радио помощь. «Проспавший» появление противника у японского побережья вице-адмирал Камимура вскоре «очнулся» с четырьмя броненосными крейсерами в 14 часов прошел в 10 милях от русских кораблей, не заметив их из-за тумана.
7(20) июня русские крейсера вошли в бухту Золотой Рог. Почти одновременно из своего набега на Хоккайдо вернулись миноносцы №№ 203, 205 и 206. Хотя их действия и не произвели большого эффекта, им все же удалось уничтожить три японские шхуны (в том числе «Хайтце-мару» и «Орангута-мару») и захватить еще одну («Хакацу-мару») в качестве приза9.
15(28) июня — 20 июня(3 июля) 1904 г. Пятый поход. Крейсерам было приказано совместно с миноносцами и транспортом «Лена» произвести «дежурный» набег на Гензан, вступить в бой с японцами и затем прорываться в Желтое море, стараясь нанести противнику максимальный урон, уничтожать транспорты, но не уклоняться и от боя с военными кораблями, если силы не будут слишком неравными. Для выполнения этой задачи в море вышли три броненосных крейсера, вооруженный транспорт «Лена» и восемь миноносцев (№№ 201—204, 205, 206, 210, 211). В ночь на 17(30) июня эскадра подошла к Гензану, а под утро миноносцы ворвались в порт, который японцами почти не использовался и потому был пуст. В итоге были сожжены лишь шхуна «Сейхо-мару» и каботажный пароход «Коун-мару» (360 т). Миноносец № 204 потерпел навигационную аварию и был затоплен.
После этого «Лена» и оставшиеся миноносцы направились во Владивосток, а крейсера во главе с «Россией» под флагом вице-адмирала Безобразова пошли в Корейский пролив, где их уже ждал жаждущий крови вице-адмирал Камимура с эскадрой из 4 броненосных крейсеров, 4 бронепалубных крейсеров, авизо, вспомогательного крейсера и 18 миноносцев. На сей раз встреча произошла южнее острова Цусима после 18 часов 18 июня(1 июля)10. Русская эскадра, естественно, уклонилась от неравного боя. Японцы действовали бестолково, и после 22 часов ночная темнота скрыла русские корабли от глаз преследователей. 20 июня(3 июля) эскадра вернулась во Владивосток.
П.А. Безобразов после этого похода был списан на берег, а его место (и теперь уже до конца войны) вновь занял К.П. Иессен. 4(17) июля 1904 г. в Уссурийском заливе миноносец № 208 подорвался на японской мине и затонул. Постановка мин была произведена японцами еще в апреле, об организации хоть сколько-нибудь результативного траления никто не позаботился.
4(17) июля — 19 июля(1 августа) 1904 г. Командование решило использовать большую дальность плавания своих крейсеров и направило их в Тихий океан на коммуникации Японии с Америкой. Там им предстояло заняться уничтожением судов противника, а также нейтральных, перевозящих контрабанду. В целях экономии угля прорыв в океан был осуществлен ранним утром 7(20) июля через Сангарский пролив, при этом русские крейсера были замечены с фортов Хакодатэ, что, впрочем, мало помогло японцам, не располагавшим в этом районе значительными военно-морскими силами. В течение следующих суток были потоплены пароход «Такасима-мару» (130 т), шхуны «Кихо-мару» и «Хокуру-мару». 9(22) июля захвачен и отправлен с призовой командой во Владивосток большой германский пароход «Arabia», направлявшийся из Нью-Портленда в Иокогаму с грузом муки и железнодорожных материалов. 11(24) июля был остановлен и досмотрен английский пароход «Knight-Commander». Он вез из Шанхая в Иокогаму железнодорожные материалы, мостовые части, машины и смешанные товары. Груз был признан контрабандой, но нехватка на судне угля не позволяла отвести
его во Владивосток, и потому «Knight-Commander» был потоплен к юго-востоку от входа в Токийский залив. В том же районе «Громобоем» и «Рюриком» были уничтожены две японские парусные шхуны. 12(25) июля еще одной жертвой русских крейсеров стал германский пароход «Thea», шедший из Отару в Тадоцу с грузом рыбьего тука и рыбьего жира: чтобы потопить пароход, «Рюрику» пришлось истратить 75 снарядов калибром от 120 до 203 мм. Затем было задержано английское судно «Calchas», доставлявшее из Ванкувера в Иокогаму груз муки, хлопка, бревен и почты. Начальник отряда приказал отвести «Calchas» во Владивосток, однако позже Владивостокский призовой суд постановил отпустить это судно11.
В связи с тем, что не было принято мер к обеспечению увеличения автономности (не приняты усиленные запасы угля, отсутствовали транспорты снабжения), крейсера находились в океане недостаточное время. В конце концов на «Громобое» обнаружился перерасход угля, и это вынудило отряд к возвращению. Пройдя тем же Сангарским проливом, все три крейсера 19 июля (1 августа) ошвартовались на бочках в бухте Золотой Рог.
30 июля(12) августа — 4(17) августа 1904 г. Крейсера вышли встречать портартурские корабли, но опоздали.
1(14) августа 1904 г. в южной части Корейского пролива эскадра встретила четыре сильных японских броненосных крейсера («Идзумо», «Адзума», «Токива», «Ивате»), которые преградили русским крейсерам путь отступления во Владивосток. Сражение началось в 5 ч. 5 мин. утра и продолжалось более пяти часов. Поначалу русские крейсера еще отвечали на огонь противника меткими залпами, однако при стрельбе на больших углах возвышения проседала батарейная палуба и у 152-мм орудий ломались зубья передач подъемных механизмов. Сказалось и техническое превосходство кораблей японцев: более высокая скорострельность и дальнобойность их орудий и лучшее качество снарядов.
Через час после начала боя на «Рюрике» было выведено из строя рулевое управление. «Россия» и «Громобой» пытались прикрыть подбитого товарища, и в результате все три крейсера подверглись ожесточенному обстрелу. В 8 ч. 25 мин. начальник эскадры с «Россией» и «Громобоем» решил пробиваться на север. Преследование велось нерешительно, и этим двум крейсерам удалось уйти. Однако «Рюрик», потерявший всю артиллерию и лишившийся хода, в 10 ч. 42 мин. был затоплен своей командой. Из 818 матросов и офицеров его храброго экипажа было убито 202 и ранено 238 чел.12 Среди погибших были командир корабля капитан 1 ранга Е.А. Трусов, старший офицер и старший механик. Более 600 оставшихся в живых были взяты японцами в плен.
Потери на «России» и «Громобое» тоже были тяжелыми. В «Россию» попало в общей сложности 35—40 японских снарядов крупного и среднего калибра. Были убиты 48 и ранены 165 человек команды. В «Громобой» было меньше попаданий, однако потери экипажа— 91 убитый и 182 раненых.
Огонь русских кораблей оказался неэффективным. Хотя только «Россия» и «Громобой» выпустили в бою 3251 снаряд, добившись не менее 40 попаданий в крейсера противника, японцы признали со своей стороны потерю 44 убитых и 82 раненых.
3(16) августа 1904 г. контр-адмирал Иессен привел остатки эскадры во Владивосток. Ремонт «России» затянулся до 20 ноября; одной из причин этого стала нехватка орудий для замены поврежденных. «Громобой» вернулся в строй раньше, но 30 сентября(13 октября), перевозя батальон войск в залив Посьет, налетел на банку Клыкова и погнул наружное днище на протяжении 50 шпангоутов; и на этот раз ремонт крейсера продолжался до 9(22) февраля 1905 г.
Порт-Артур к тому времени пал, что дало японцам возможность перевести весь свой флот в базы в южной части Японского моря и использовать броненосцы для прикрытия перевозки войск в Гензан. Поэтому история активных операций русских крейсеров, в сущности, и закончилась боем в Корейском проливе. Два оставшихся броненосных крейсера больше не могли рассматриваться как серьезная сила на театре военных действий. Тем не менее заслуживают внимания меры, предпринятые русскими моряками для повышения боеспособности своих кораблей.
С целью увеличения секторов обстрела были переставлены подальше от оконечностей погонные и ретирадные орудия, сооружены импровизированные противоосколочные прикрытия для орудийной прислуги, с каждого крейсера сняты по шесть 75-мм пушек, замененных на такое же количество 152-мм, наконец, к концу весны 1905 г. установлены присланные из России новые радиостанции, дальномеры и оптические прицелы, а также введены новые правила организации артиллерийской стрельбы (залпами)13.
25 апреля(8 мая) — 28 апреля(11 мая) 1905 г. Русские корабли совершили короткую вылазку к о-ву Хоккайдо. Первыми 18 апреля(1 мая) вышли в море миноносцы №№ 201, 203, 205 и 206, которые 25 апреля(8 мая) уничтожили шхуну «Явата-мару № 3» и захватили еще одну шхуну, которая до Владивостока не дошла, будучи протараненной японским транспортом. Чтобы поддержать действия легких сил, а заодно провести испытания привязного аэростата, «Россия» и «Громобой» произвели демонстрацию у Сангарского пролива. 26 апреля(9 мая) русскими крейсерами были потоплены японские шхуны «Яйя-мару» и «Сенрио-мару», а на следующий день — «Койо-мару» и «Хокузей-мару», возвращавшиеся с хищнического лова морского зверя в российских территориальных водах.
Следующий выход в море 11(24) мая 1905 г. завершился подрывом на японской мине крейсера «Громобой». Взрыв произошел под первой кочегаркой левого борта. Корабль остался на плаву и своим ходом вернулся во Владивосток, однако ввести его в док удалось только в июле, после окончания ремонта «Богатыря». Исправление же повреждений «Громобоя» было закончено только в сентябре.
16(29) — 17(30) мая во Владивосток пришли крейсер «Алмаз» и эсминцы «Грозный» и «Бравый» — они были из числа немногих русских кораблей, которым удалось уцелеть в Цусимском сражении. Летом 1905 г. все боевые операции русской армии и флота были прекращены.
Владивостокскому отряду крейсеров к этому времени выпала судьба оказаться единственным боеспособным соединением русского флота на Тихом океане. К концу войны отряд состоял из 2 броненосных крейсеров, 1 бронепалубного крейсера 1 ранга, 1 крейсера 2 ранга, 2 эсминцев и 8 миноносцев. После подписания мирного договора отряд был расформирован.
1 Апушкин В.А. Русско-японская война 1904—1905 гг. М., 1910. С. 11.
2 Гладких С.А. Проблема приобретения Россией незамерзающего военного порта на Дальнем Востоке // Гангут. Вып. 16. С. 14—15.
3 Война России с Японией в 1905 г.: (Отчет о практических занятиях по стратегии на курсах военно-морских наук при Николаевской Морской академии). СПб., 1904. С. 136.
4 Калинин А.И. Организация морских сил на Тихом океане в 1898 — 1904 гг. // Российский флот на Тихом океане: история и современность. Владивосток, 1996. Вып. 1. С. 62—63.
5 Егорьев В.Е. Операции владивостокских крейсеров в русско-японскую войну. М.; Л., 1939. С. 22—23.
6 Проблема эта была решена с появлением во Владивостоке ледокола «Надежный».
7 Русско-японская война 1904—1905 гг.: работа исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904—1905 гг. при Морском Генеральном штабе. СПб., 1912. Кн. 1. С. 25.
8 Иессен Карл Петрович (1852 — 1918). В 1875 окончил Морское училище, в 1881 — минный офицерский класс по 1 разряду, в 1884 — артиллерийский класс. В 1890 командовал черноморским миноносцем «Адлер», затем с 1891 по 1893 в должности старшего офицера крейсера «Адмирал Корнилов» плавал на Балтике и на Дальнем Востоке. В 1894 — 1895 командовал военным п/ х «Нева», в 1895 — 1896 — крейсером «Азия», в 1898 — 1902 — крейсером «Громобой», на котором совершил переход на Дальний Восток. В 1897 г. произведен в капитаны 1 ранга, в январе 1904 г. — в контр-адмиралы. 17 февраля(1 марта) 1904 назначен младшим флагманом эскадры Тихого океана, 25 февраля (9 марта) — начальником Отдельного отряда крейсеров.
9 Галлямова Л.И. Владивостокский морской порт: формирование рабочих кадров (1860 — 1916гг.) // Российский флот на Тихом океане: история и современность. Владивосток, 1996. Вып. 3. С. 58.
10 Колоколов Г. На крейсере «Россия». СПб., 1997. С. 22.
11 Русско-японская война 1904 — 1905 гг.: работа исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904 — 1905 гг. Пг., 1915. Кн. 3. С. 27.
12 Мельников Р.М. «Рюрик» был первым. Л. , 1989. С. 202.
13 Емелин А.Ю. Уроки боя в Японском море // Гангут. СПб., 1998. Вып. 17. С. 26—38.
SUMMARY: «Vladivostok Cruisers Detachment in the Russo-Japanese War 1904—1905» — is the title of the article written be a student of Far Eastern State University V. Agapov. The author describes in detail fighting actions of some cruisers of the Russian Pacific Fleet. He tells about each march of these ships separately while analyzing different fighting situations.
Лю Бочэн (1892 — 1986) — выдающийся военный деятель один из создателей НОАК (Народно-Освободительная Армия Китая) и один из основателей КНР. Он внес значительный вклад в победу китайского народа над японскими захватчиками, а также над войсками гоминдана. После основания КНР Лю Бочэн был заместителем председателя Государственного комитета обороны, членом Политбюро ЦК КПК.
В долгий период войн, которые шли на территории Китая в 20—40-е годы XX в., Лю Бочэн блистал незаурядным военным талантом. Применявшуюся им стратегию и тактику ведения боев, военные знания высоко ценили не только товарищи, но и враги. Генералы противника и боялись, и уважали его.
Воинское мастерство Лю Бочэна, глубокие знания военного дела — результат большого труда маршала. Он тщательно и серьезно изучал китайское военное искусство, зарубежную военную теорию и опыт, в том числе русскую и советскую военную науку.
В ноябре 1927 г. КПК послала Лю Бочэна в СССР с целью изучения им советской военной науки. Он поступил в Московское высшее общевойсковое училище. В ходе учебы перед ним возникло серьезное препятствие: требовалось срочно изучать русский язык. Но настойчивости и трудолюбия курсанту из Китая было не занимать. И он с большим энтузиазмом стал изучать русский язык, начал с азбуки, потом запоминал необходимые слова.
Каждое утро Лю Бочэн вставал раньше всех и где-нибудь в уединенном месте читал вслух учебник русского языка. Каждый день он пополнял свой словарный запас. Через несколько месяцев учебы он рассказывал в письме другу: «... По-моему, грамматика — золотая нитка, слова — жемчуги, которые на нее нанизываются. Трудности воспринимаю, как позиции врага, которые я обязан взять и беру. Дни и ночи я упорно занимаюсь русским языком. Прошло несколько месяцев, и я в конце концов уже могу читать книги на русском языке!»
Осенью 1928 г. Лю Бочэн, успешно пройдя обучение в училище, поступил в Военную академию имени Фрунзе. Там он систематически, с еще большей глубиной продолжал изучение военных наук. Постигал и стратегию вооруженных сил, тактику, воинские уставы, историю войн, функции штабов, особенности строительства армии и флота. Его кругозор значительно расширился, более высоким стал уровень военных знаний.
МАРШАЛ ЛЮ БОЧЭН И СОВЕТСКАЯ ВОЕННАЯ НАУКА
Ли СУЙАНЬ, кандидат исторических наук, Институт истории АОН провинции Хэйлунцзян, КНР