Научная статья на тему 'Владимир Васильевич Мусатов (1949 2003). Памяти ученого'

Владимир Васильевич Мусатов (1949 2003). Памяти ученого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
682
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Петрова Г. В., Бердяева О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владимир Васильевич Мусатов (1949 2003). Памяти ученого»

Владимир Васильевич Мусатов (1949 — 2003)

ПАМЯТИ УЧЕНОГО

...От меня ждут толкового изложения, и я обязан разобраться...

Из письма В.В.Мусатова Л.Н.Таганову от 17. Х. 81

ская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века». В 1993 г. возглавил филологический факультет Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого и кафедру русской литературы ХХ века. Член-корреспондент Академии высшей школы. Автор учебного пособия для вузов «История русской литературы первой половины ХХ века (советский период)» (М.: Высшая школа, 2001). Основатель Российской ассоциации преподавателей журналистики. Автор многочисленных статей по русской поэзии ХХ века, монографий «Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века» (М.: Прометей, 1992; 2-е изд. М.: РГГУ, 1998), «Лирика Осипа Мандельштама» (Киев: Ника-Центр, Эльга-Н, 2000), «"В то время я гостила на земле..." Лирика Анны Ахматовой» (М.: Словари.ру, 2007).

Владимир Васильевич Мусатов родился 24 августа 1949 г. на станции Кочетовка Тамбовской области. Скончался 11 ноября 2003 г. в Санкт-Петербурге.

В 1966 г. с серебряной медалью закончил среднюю школу №80 Юго-Восточной ж. д., в 1971 г. — факультет русского языка и литературы Мичуринского государственного педагогического института. В 1975 г. поступил в аспирантуру Ленинградского государственного педагогического института им. А.И.Герцена. Кандидатскую диссертацию «Проблема художественных традиций в современной лирической поэзии 50-х — начала 70-х гг.» защитил в октябре 1978 г. После окончания аспирантуры работал в Ивановском государственном педагогическом институте (1979 — 1981). С 1981 г. — преподаватель Новгородского государственного педагогического института. В 1992 г. защитил докторскую диссертацию «Пушкин-

Владимир Васильевич Мусатов принадлежит тому поколению ученых-литературоведов, на долю которого выпала сложная задача возвращения русской литературы ХХ века ее читателю, и вместе с тем, адекватного, свободного от идеологических схем, нового и объективного ее прочтения. Исследования В.В.Мусатова по глубине, оригинальности и точности выявленных художественных смыслов занимают исключительное место.

1970 — 1990-е — годы агонии советского строя, общественно-политической нестабильности и неустроенности — были нелегкими для отечественного литературоведения. Кто-то уходил в архивную работу и, преодолевая препятствия, возрождал забытые литературные имена и события, являя читателю подлинные тексты русских поэтов ХХ века, документы, открывавшие новый угол зрения на литературный процесс. Иным путем шел Мусатов. Он проявил себя в первую очередь как блестящий интерпретатор. Источником напряженных размышлений о времени и литературе для него всегда был поэтический текст.

В.В.Мусатов — ученый-самородок. Это не значит, что у него не было учителей. Людей, питавших научное сознание и самоопределение Мусатова, было много, и к ним Владимир Васильевич всегда относился с большим уважением и признательностью. Однако Мусатов не чувствовал себя принадлежащим к какой-либо научной школе. Он был ученым, шедшим своим индивидуальным путем, воспринимавшим исследовательский процесс как дело самопознания. Близкий друг Мусатова доктор филологических наук, профессор Ивановского государственного университета Л.Н.Таганов вспоминает: «Все, что он говорил, было не просто словами, а образом жизни. Чувствовалось, что литература для него способ постижения каких-то высших смыслов духовного существования, или, говоря словами самого Владимира Васильевича, открытие "индивидуальной гипотезы бытия"»1-1.

Дар ученого у Мусатова проявился не сразу. В юности он осознавал себя поэтом, поступал и был принят в Литинститут им. А.М.Горького. Однако судьбе было угодно иначе распорядиться его глубокой одаренностью, и творческие амбиции Мусатова-поэта уступили место его научной мысли.

Русская поэзия от Пушкина до Пастернака станет для Владимира Васильевича главным предметом изучения. Он неоднократно повторял, что поэзия первоначально заменяла ему все — музыку, живопись, театр — и мыслилась как высший вид искусства, как вершина культуры. Научные работы Мусатова отмечены страстной любовью к поэтическому слову, что, может быть, и делает их столь востребованными и необходимыми сегодня.

Как человек послевоенной эпохи, выросший в российской глубинке, как преподаватель провинциальных вузов, Владимир Васильевич очень хорошо знал, что такое русская действительность с ее внутренними парадоксами, противоречиями и непости-

1-1 «Свет мой канет в бездну. Я вам оставлю луч...»: Сб. публикаций, статей и мат., посвящ. памяти В.В.Мусатова / Сост. О.С.Бердяева, Т.В.Игошева. В.Новгород: НовГУ, 2005. С.229.

жимой глубиной, чувствовал ее нутро. Отсюда его интерес к русской истории и стремление говорить о поэзии как историческом явлении, о ее роли в становлении национального исторического самосознания.

Искусство как только форма, требующая своего системного описания, никогда не было для Мусатова пределом исследования. Русская поэзия ХХ века в лице ее виднейших представителей — Александра Блока, Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Бориса Пастернака — осознавалась Мусатовым как сила, выступившая противовесом страшному «отрицательному» социально-историческому опыту ХХ столетия, сохранившая веру в «неизживаемые творческие возможности истории: веру в будущее, обещанное человеку, веру в достоинство последнего, в его "сверхреальное" предназначение»2-.

Замысел его главных книг об Осипе Мандельштаме и Анне Ахматовой датируется концом 1970-х годов. Осуществиться же ему будет дано только после масштабного исследования русской поэзии ХХ века в контексте пушкинской традиции. По этому поводу Мусатов говорил: «Сами по себе конкретные разборы эффективны и точны в том случае, если исследователь держит. целое в поле своего постоянного внимания»3-.

Осмысление русской поэзии ХХ века как целого, рассматриваемого в его пересечениях, «диалогах» с исторической действительностью, требовало овладения опытом не только русской, но и мировой истории, философии, культуры, науки. Коллеги, ученики и просто собеседники, даже случайные, знают, что Владимир Васильевич был ученым универсального знания, с легкостью, но в то же время всегда ответственно и аргументировано реагировавшим на любую тему.

Свое концептуальное и глубоко оригинальное видение поэтического ХХ века В.В.Мусатов реализовал в исследовании «Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века», состоящем из двух частей. В первой — «Пушкинская традиция в творчестве А.Блока, С.Есенина и В.Маяковского» — рассматривается процесс освоения пушкинской проблематики и художественных принципов подхода к человеку и истории в творчестве символистов и той «жизнестроительной» линии, которая связана с символистской концепцией «теургии». Во второй части

— «От Анненского до Пастернака» — исследуется вторая линия наследования пушкинской традиции, представленная И.Анненским, О.Мандельштамом, А.Ахматовой, Б. Пастернаком.

Владимир Васильевич утверждал, что поэтический процесс ХХ века шел двумя путями. На первом

— поэзия и история вступали в остро конфликтный диалог и противоборство. Наиболее рельефно и масштабно это противостояние обозначилось в лирике Блока, Есенина и Маяковского. Второй путь связан с творчеством Мандельштама, Ахматовой, Пастернака,

2) Мусатов В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. М., 1992. С.202.

3) Мусатов В. Лирика Осипа Мандельштама. Киев, 2000. С.8.

которые не столько преображали своей поэзией мир, сколько осваивали его, осуществляя «понимание истории как "объективно ценного процесса"», веря в его целостный замысел.

Владимир Васильевич считал, что культура, как и литература, в частности поэзия, не может существовать вне жанровой определенности, и утверждал, что его исследование посвящено жанровой природе лирики ХХ века, главной особенностью которой является драматизация лирического пространства.

По мнению Мусатова, лирика в ХХ веке сыграла ту же роль, что трагедия в античном мире. Она, как утверждал Иннокентий Анненский, один из самых любимых поэтов Владимира Васильевича, показывая «красоту, силу и умственную энергию» жизни, «кристаллизовавшуюся в ярких героических явлениях и славных муках», вызывала «в сердцах зрителей такой полный гармоничный аккорд, что эти сердца широко открывались для нравственных уроков...»; она «более чем за 23 века до нашего времени, показала человечеству, насколько жизненным и высоким в общественном смысле может быть чистое искусство»4).

Сформировав представление о «целом» поэтического ХХ века, Мусатов обращается к конкретному разбору уникального и парадоксального поэтического мира Осипа Мандельштама. Другого такого полного, интересного, ответственного и внятного разговора о развитии художественного сознания Мандельштама, о «логике его поэзии» современное литературоведение не знает до сих пор. Мандельштам в книге Мусатова выступает как поэт трагический, «новый Икар», «нашедший гибель в небе вследствие своей безумной, необъяснимой тяги к свету»5).

Последняя книга В.В.Мусатова о лирическом творчестве Анны Ахматовой осталась незавершенной, но благодаря усилиям его друзей, коллег и учеников в 2007 году она все-таки увидела свет. Открывает книгу вступительная статья учителя и старшего друга Владимира Васильевича, профессора Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, доктора филологических наук

В.Н.Альфонсова, который, определяя научно-исследовательский метод Мусатова-ученого, подчеркнул: «Глубокую, значительную книгу написал Владимир Мусатов. Он представлен в ней во всеоружии прекрасной эрудиции, ума, филологического чутья и разнообразных приемов литературоведческого анализа. <...> Книга В.В.Мусатова равно посвящена глубокому драматизму самосознания Ахматовой и высоте его поэтического претворения»6). Имея в виду незавершенность последней работы Мусатова, он пишет: «Книга не нуждается в оправдательных оговорках — она безусловно состоялась и должна стать заметным событием в изучении Ахматовой, которое на уровне больших определений если и не зашло в тупик, то явно буксует и требует нового

толчка»7).

Судьба книг Мусатова в научном мире складывалась сложно, его подход к русской поэзии был весьма пререкаемым. Известно, что непросто проходили защиты кандидатской и докторской диссертаций Владимира Васильевича, книга о Мандельштаме вызвала не только научную полемику, но и критику. Мусатова упрекали в игнорировании художественной специфики словесной формы, в фактологических неточностях. Однако, повторяя мысль В.Н.Альфонсова, отметим, что адвокат книгам Мусатова не требуется. Сама жизнь доказывает, что книги его незаменимы.

Последние годы научной деятельности В.В.Мусатова не были простыми. Он не раз говорил о том, что его пугают симптомы кризиса гуманитарного знания, филологической науки. Владимиру Васильевичу не суждено было увидеть, что, вопреки всему, начало ХХ1 века, отмеченное большой научной активностью, постепенно станет периодом капитального освоения русской литературы предыдущего столетия, не суждено было убедиться и в том, что в этом процессе немаловажную роль сыграли и продолжают играть его книги, его научная мысль, его научная деятельность.

Г.В.Петрова, О.С.Бердяева

4) Театр Еврипида. Т.1. СПб. [1906]. С.¥1, 25, 38.

5) Мусатов В. Лирика Осипа Мандельштама. С.544.

6 Альфонсов В. О последней книге В.В.Мусатова // Мусатов В. «В то время я гостила на земле...» Лирика Анны Ахматовой. М., 2007. С.10.

7 Там же. С.6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.