Научная статья на тему 'Владимир Соловьев и максим Горький: два взгляда на природу сверхчеловеческого в человеке'

Владимир Соловьев и максим Горький: два взгляда на природу сверхчеловеческого в человеке Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
322
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ / НИЦШЕАНСТВО / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / БОГОИСКАТЕЛЬСТВО / БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО / КВАЗИРЕЛИГИЯ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД / НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК / СМЕРТЬ / БЕССМЕРТИЕ / БОГОЧЕЛОВЕК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Волков Юрий Константинович

Предпринята попытка показать тематическое сходство и идейное отличие мировоззренческих позиций Владимира Соловьева и Максима Горького в понимании природы сверхчеловеческого в человеке. Выдвинуто предположение о том, что основаниями антропоцентризма М. Горького являются принципы светской квазирелигиозности, сакрализирующие образ человека и трудового коллектива. С этой целью проанализированы основные этапы творческой эволюции писателя. Показано, как идея преобразующей старый мир инициативности избранных людей закономерно привели ницшеанца и богоборца М. Горького сначала в стан социалистов-богостроителей, а затем приверженцев светского идеала коллективистской личности нового типа. Отмечено, что в своих итоговых оценках философии Ницше М. Горький характеризует ницшеанство как «философию хозяев» и «мораль господ» с их принципом «падающего толкни», а идею сверхчеловека определяет как реакционный проект создания особого типа людей, условием существования которых является рабство. Проведено сравнение антиницшеанской классово-идеологической позиции М. Горького и положительно критического отношения «позднего» Владимира Соловьева к идее сверхчеловеческого у Ницше. Показаны особенности «разумной критики» Соловьёвым ницшеанского понимания идеи сверхчеловека как желания и возможности человека выйти за пределы своей собственной действительности и победить смерть. Отмечено, что не противоречащая естественной истории позиция В.С. Соловьева дополнительно аргументирована ссылкой на пример Сократа. Делается вывод о том, что для соловьёвского идеала сверхчеловека недостаточно одной лишь телесной завершённости человека, персональной силы ума, гения, нравственной воли и даже достойной смерти, воплотить в себе сверхчеловеческое качество человек сможет лишь тогда, когда станет «настоящим существенным богочеловеком».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владимир Соловьев и максим Горький: два взгляда на природу сверхчеловеческого в человеке»

УДК 141.333(47) ББК 87.3(2)53

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ И МАКСИМ ГОРЬКИЙ: ДВА ВЗГЛЯДА НА ПРИРОДУ СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

В ЧЕЛОВЕКЕ

Ю.К. ВОЛКОВ

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского. Арзамасский филиал ул. К. Маркса, 36, Нижегородская область, г. Арзамас, 607220, Российская Федерация E-mail: yu.k.volkov@yandex.ru

Предпринята попытка показать тематическое сходство и идейное отличие мировоззренческих позиций Владимира Соловьева и Максима Горького в понимании природы сверхчеловеческого в человеке. Выдвинуто предположение о том, что основаниями антропоцентризма М. Горького являются принципы светской квазирелигиозности, сакрализирующие образ человека и трудового коллектива. С этой целью проанализированы основные этапы творческой эволюции писателя. Показано, как идея преобразующей старый мир инициативности избранных людей закономерно привели ницшеанца и богоборца М. Горького сначала в стан социалистов-богостроителей, а затем приверженцев светского идеала коллективистской личности нового типа. Отмечено, что в своих итоговых оценках философии Ницше М. Горький характеризует ницшеанство как «философию хозяев» и «мораль господ» с их принципом «падающего толкни», а идею сверхчеловека определяет как реакционный проект создания особого типа людей, условием существования которых является рабство. Проведено сравнение антиницшеанской классово-идеологической позиции М. Горького и положительно критического отношения «позднего» Владимира Соловьева к идее сверхчеловеческого у Ницше. Показаны особенности «разумной критики» Соловьевым ницшеанского понимания идеи сверхчеловека как желания и возможности человека выйти за пределы своей собственной действительности и победить смерть. Отмечено, что не противоречащая естественной истории позиция В.С. Соловьева дополнительно аргументирована ссылкой на пример Сократа. Делается вывод о том, что для соловьевского идеала сверхчеловека недостаточно одной лишь телесной завершенности человека, персональной силы ума, гения, нравственной воли и даже достойной смерти, воплотить в себе сверхчеловеческое качество человек сможет лишь тогда, когда станет «настоящим существенным богочеловеком».

Ключевые слова: сверхчеловеческое, ницшеанство, антропоцентризм, богоискательство, богостроительство, квазирелигия, коллективный труд, новый человек, смерть, бессмертие, богочеловек

VLADIMIR SOLOVYOV AND MAXIM GORKY: TWO VIEWS OF THE NATURE OF THE SUPERHUMAN IN MAN

Y.K. VOLKOV

National research N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod State University. Arzamas branch K. Marx str., 36, Nizhegorodsky region, c. Arzamas, 607220, Russian Federation E-mail: yu.k.volkov@yandex.ru

The thematic similarity and ideological difference between the ideological positions of Vladimir Solovyov and Maxim Gorky in understanding the nature of the superhuman in man an attempt is made to show. It is suggested that the foundations of M. Gorky's anthropocentrism are the principles of secu-

lar quasi-religion which sacra lazing the image of a person and a working collective. To this end the main stages of the creative evolution of the writer are analyzed. It is shown how the idea of the initiative of the elected people transforming the old world naturally led Nietzschean and God-fighter M. Gorky to the camp of the socialist-God-builders and then made him an adherent of the secular ideal of a new type of collectivist personality. It is noted that in their resulting estimates of the philosophy of Nietzsche M. Gorky characterizes Nietzscheanism as a «philosophy of the masters» and «the morality of the sirs» with their principle «pushes the falling» and the idea of a superman as a reactionary project to create a special type of people whose existence is conditional on slaver is presented. A comparison was made between the anti-nietzscheanistic class-ideological position of M. Gorky and the positive critical attitude of the «late» Vladimir Solovyov to the idea of the Nietzschean 's superhuman. The features of «reasonable criticism» by Solovyov Nietzsche's understanding of the idea of superman as a person's desire and ability to go beyond his own reality and defeat death are shown. It is noted that the Solovyov'sposition which does not contradict the natural history is additionally argued by reference to the example of Socrates. From this it is concluded that for the Solovyov's ideal of the superman it is not enough just the bodily completeness of man, the personal power of mind, genius, moral will, and even decent death. The man can be embodying superhuman in him then when he will be «real significant of God-man».

Key words: superhuman, Nietzscheanism, anthropocentrism, God-seeking, God-building, quasi-religion, collective labor, new man, death, immortality, God-man.

Сила и масштаб влияния идей В.С. Соловьева на представителей творческой российской интеллигенции рубежа XIX-XX веков, на наш взгляд, заключены в его обращении к самым обсуждаемым проблемам, имеющим не только теоретическое, но и практическое значение. Круг этих проблем достаточно обширен. Однако на первое место, видимо, можно поставить актуальную для общества эпохи буржуазного транзита антропологическую проблематику, инициированную, в том числе, распространением учения Ф. Ницше.

Характерное для русского ренессанса последней четверти XIX - начала XX столетия политическое размежевание способствовало тому, что повышенный интерес к проблеме природы и сущности человека стали проявлять активно участвующие в культурной жизни России представители российской интеллигенции, занимавшие социал-демократические позиции. К их числу с некоторыми оговорками, связанными с альтернативными идейными поисками, можно отнести А.М. Горького.

Философско-антропологические воззрения Горького неоднократно уточнялись и дополнялись на разных этапах жизненного и творческого пути писателя. В этом смысле наиболее заметным увлечением «раннего» Горького может считаться его оригинальная литературно-художественная и публицистическая интерпретация ницшеанской доктрины сверхчеловека1.

1 Существует значительно количество фактов, подтверждающих влияние учения и личности Фридриха Ницше на творчество Максима Горького. Первый и, вероятно, самый сильный интерес к Ницше Горький испытывал на рубеже XIX-XX веков, после того как он познакомился с нижегородским семинаристом Николаем Васильевым (см.: Горький М. О вреде философии // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 15. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1951. С. 52-63 [1]; Горький М. Беседы о ремесле // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 25. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 320 [2]). Кроме того, известен факт письма М. Горького сестре Ницше Элизабет (см.: Азадовский К.М. Русские в «Архи-

Разумеется, антропологическое учение М. Горького включает не только ницшеанскую идею «высшего человека». Горьковский антропоцентризм тесно связан с идеями антиэволюционизма, энергетизма, ноосферизма, парапсихологии, теософии и богоборчества2. Однако главным мировоззренческим посылом в горьковском понимании природы человека, на наш взгляд, всё же является идея существования особой категории свободных людей, призванных стать разрушителями старого и творцами нового мира. Именно идеи творческой инициативности и нравственной свободы избранных людей закономерно привели ницшеанца и богоборца Горького сначала в стан марксистов-богостроителей, а затем приверженцев идеала социалистической личности. Чтобы лучше понять соотношение и субординацию идей в меняющейся мировоззренческой конструкции горьковского понимания человека и сверхчеловека, коротко рассмотрим основные этапы творческой эволюции антропологического учения писателя.

Первый этап формирования литературно-философской концепции горь-ковского антропоцентризма полон романтическими образами сильных, свободных и гордых людей, напоминающих ницшеанские «господские натуры» (Дан-ко, Ларра, Челкаш и др.)3. Завершает этот период духовной эволюции писателя поэма «Человек» - гимн мыслящему, свободному и гордому Человеку4: «Человек! Я вижу его гордое чело и смелые, глубокие глаза, а в них - лучи бесстрашной Мысли, той величавой силы, которая в моменты утомленья - творит богов, в эпохи бодрости - их низвергает»5.

События первой русской революции и последующая политическая реакция не могли не изменить горьковский взгляд на идеал человека. Важную роль в этой трансформации сыграли новые влияния, к числу которых относится

ве Ницше» // Фридрих Ницше и философия в России: сб. статей / сост. Н.М. Мотрошилова, Ю.В. Синеокая. СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1999. С. 123-125 [3]). Более подробно по теме «Горький и Ницше» см.: Басинский П.В. К вопросу о «ницшеанстве» Горького // Известия РАН. Сер. Литература и язык. 1993. Т. 52. № 4. С. 26-34 [4]); Гельрот М. Ницше и Горький // Ницше: pro et contra. СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1997. С. 381-429 [5]; Колобаева А. Горький и Ницше // Вопросы литературы. 1990. № 10. С. 162-173[6]; Кулагина Г.Н. Культурно-этический идеал Сверхчеловека Ф. Ницше и творчество М. Горького // Философские аспекты культуры: материалы науч.-метод. конф.). Казань: КГУ, 1993. С. 80-82 [7]; Певцова Р.Т. Максим Горький и Фридрих Ницше. М.: Альфа. 2002. 64 с. [8].

2 См.: Агурский М. Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель) // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 54-74 [9].

3 К «господским натурам» также относится персонаж повести «Фома Гордеев» Яков Маякин, которому, по воспоминаниям самого Горького, он действительно приписал «кое-что от социальной философии Фридриха Ницше» (см.: Горький М. Беседы о ремесле. С. 319).

4 Выражением горьковского идеала человека этого периода могут считаться слова Сатина из пьесы «На дне» в которых свободный и асоциальный человек противостоит массе зависимых от общества людей-рабов: «Ложь - религия рабов и хозяев ... Правда - Бог свободного человека!» (см.: Горький М. На дне // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 6. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1950. С. 166 [10]).

5 См.: Горький М. Человек // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 5. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1950. С. 362 [11].

увлечение писателя идеями богостроительства6. В интервью французскому журналу Le Mercure de France Горький, объясняя актуальность идеологии богостроительства, указывает на принципиальное различие религиозной идеологии и религиозного чувства, понимаемого им как гордое и радостное ощуще-

„7

ние гармонической связи человека и вселенной .

Литературным обоснованием горьковской версии социалистического богостроительства стала повесть «Исповедь». Жизненный путь главного героя повести Матвея, от имени которого ведется всё повествование, представлен как постоянный религиозный поиск, связанный с понимание смысла идеи бога в реальном, а не вымышленном церковном мире. Однако отрицание главным героем повести официальной религии не означает отказа от веры вообще. Человеку необходима вера, основанная на поисках смысла жизни и её хозяина, который есть та, живущая внутри человека божественная и созидательная сила8. Этот перелом в сознании Матвея, представленный в виде ответа ему странника Ионы-Иегудиила9, заключается в понимании того, что вера в человеке не является проявлением его слабости и скорби. Другая ключевая мысль Ионы состоит в ответе на вопрос о носителе боготворчества. Таким носителем и вечным источником богостроительства странник Иона считает не отдельного человека, которого невозможно поставить рядом с богом, но лишь трудовой народ, представляющий собой силу духа земли10.

Критический ответ на предложенный Горьким вариант богостроительства прозвучал как со стороны теоретиков, так и со стороны практиков марксизма. В частности, в условиях решения насущных практических задач внутрипартийной борьбы своё резко отрицательное отношение к богостроительству («божественному отзовизму») высказал В.И. Ленин11. В свою очередь, развер-

6 Есть некоторые основания предполагать, что богоискательство Горького было одной из характерных особенностей его мировоззренческих исканий начиная с самых первых литературных опытов. Однако теоретическое обоснование стихийным поискам нового бога Горький находит лишь в идеологии богостроительства, возникшего в среде российских социал-демократов.

7 См.: Гостев И.А. Проблемы религиозного сознания М. Горького и их отражение в интервью журналу «Le Mercure de Fiance» // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 74-1. С. 124-126 [12].

8 См.: Горький М. Исповедь // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 8. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1950. С. 329-330 [13].

9 Иегудиил Хламида - один из литературных псевдонимов молодого А.М. Пешкова.

10 См.: Горький М. Исповедь. С. 332, 376, 378. Идеализируя народную веру, Горький вместе с тем резко отрицательно относится к идеологии мещанства, проявления которой он находит в религиозном и светском гуманизме, ницшеанстве, дворянской и разночинской литература, а также в творчестве Достоевского и Толстого (см.: Горький М. Заметки о мещанстве // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 23. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 344, 348-352,353-354 [14]).

11 См.: Ленин В.И. Совещание расширенной редакции «Пролетария» 8-17 (21-30) июня 1909 г. // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 19. М.: Изд-во полит. лит., 1970. С. 17-18 [15]. Более предметно о богостроительстве как идеологии мещанства и о его буржуазно-реакционной сущности В.И. Ленин оценочно высказался лишь в письмах А.М. Горькому, написанных в ноябре 1913 года (см.: Ленин В.И. Письмо А.М. Горькому 13 или 14 ноября 1913 г. // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 48. М.: Изд-во полит. лит., 1970. С. 226-228 [16]; Ленин В.И. Письмо А.М.

нутую теоретическую критику богостроительства Горького дал Г.В. Плеха-

12

нов .

Период второй половины 1910-х годов свидетельствует об изменении отношения Горького к идее богостроительства как новой формы народной религиозности. Одновременно с этим меняется горьковское понимание сути нового человека-творца. Это уже не просто стихийный бунтарь-одиночка, но революционер, который является сознательным выразителем конструктивных идеалов монистического социализма.

Ещё более радикальный поворот в горьковском понимании сущности человека происходит в период революционных событий 1917-1921 гг. В целостном образе революционера писатель начинает выделять тех, кого он определяет как «вечные революционеры», исторической миссией которых является оживление всего «мозга мира», и «революционеры на время», «оскопляющие творческую силу революционной идеи»13. Столь же неоднородной в представлении Горького выступает народная масса, в которой сочетаются высокая духовность и низкие инстинкты, переходящие порой в необъяснимые проявления

14

жестокости и садизма .

Завершающий период творческой эволюции писателя приходится на время его возвращения в СССР. В многочисленных публицистических произведениях, письмах, очерках, выступлениях и приветствиях этого периода, касающихся вопросов появления нового человека15, явно проходит мысль о необходимости создания таких условий, при которых бы соединились творческое индивидуальное и коллективное начало и на этой трудовой основе изменилось прежнее отношение к человеку16.

Горькому. Вторая половина ноября 1913 г. // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 48. М.: Изд-во полит. лит., 1970. С. 230-233 [17]).

12 См.: Плеханов Г.В. О так называемых религиозных исканиях в России. Статья вторая // Избранные философские произведения в 5 т. Т. 3. М.: Госполитиздат, 1957. С. 389-402 [18].

13 См.: Горький М. Несвоевременные мысли и рассуждения о революции и культуре (1917-1918 гг.). М.: МО Союза журналистов СССР; Ассоциация «Ротация» при участии МСП «Интерконтакт», 1990. С. 186-189 [19].

14 Тема жестокости и дикости многих народных обычаев, связанных с темнотой и зависимостью наиболее униженных слоёв народа, типична для Горьковских произведений разных лет. Однако наиболее резко о проявлениях народной жестокости писатель высказался в статье «О русском крестьянстве», которая вышла в Берлине 1922 году (см.: Горький М. О русском крестьянстве. Берлин: Изд-во И.П. Ладыжникова, 1922. 45 с. [20]). П.А. Сорокин в своей монографии «Социология революции» оценил эту книгу как «однобокую», «постыдную» и «нечестную» по отношению к русскому крестьянству, а самого Горького зачислил в разряд «пседореволюционеров», «спекулянтов и тартюфов революции» (см.: Сорокин П.А. Социология революции. М.: Территория будущего, РОСПЭН, 2005. С. 503, 526-527 [21]).

15 Новый, или идеальный, человек в понимании Горького - это, прежде всего, человек, «свободный от расовых, национальных, классовых предрассудков». Однако создать такого человека из «простых» людей, по мнению Горького, может лишь рабочий класс (см.: Горький М. О солитёре // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 25. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 186 [22].

16 См.: Горький М. О социалистическом реализме // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 27. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 13 [23].

Коллективный труд Горький считает условием для того, чтобы обнаружить таланты и способности даже у «социально опасных людей» и «перековать» их в людей честных17. В этом отношении к преступникам, по мнению Горького, заключён активный гуманизм пролетариата, «которого никогда не было ... в обществе, где "человек человеку - волк"»18. Таким образом, идеализация расширительно понимаемой культуры труда носит у Горького последовательно классовый пролетарский характер, который он представляет как выражение общечеловеческого гуманизма19.

Что же касается оценочного отношения к ницшеанскому учению зрелого Максима Горького, то его можно найти в ряде статей и выступлений писателя. В зависимости от избранной темы, эти короткие оценки различаются, хотя в целом всегда остаются резко негативными20. Несколько подробнее о Ф. Ницше и его идее сверхчеловека Горький пишет в «Беседах о ремесле». Отметив, что даже в молодости его не увлекала социальная сторона учения Ницше, Горький определяет ницшеанство как выражение «философии хозяев» и «морали господ» с их принципом «падающего толкни». Смысл же социальной философии Ницше, по мнению Горького, прост: истинная цель жизни - это создание людей высшего типа, «сверхчеловеков», условием для чего является рабство21.

Отношение «позднего» Соловьева к идее сверхчеловека Ницше наиболее ясно выражено в статье с одноименным названием. Рассмотрим содержание работы В.С. Соловьёва и попытаемся ответить на вопрос: в чём же состоит оригинальность соловьёвского отношения к ницшеанской идее сверчеловече-ского в человеке?

Показав различия между идейными увлечениями русского общества середины и конца XIX столетия, суть которых В.С. Соловьев видит в отказе от единомыслия в пользу идейного плюрализма, философ с позиции положительной и разумной критики разбирает ницшеанство как одну из трёх модных

17 См.: Горький М. «Две пятилетки» // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 27. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 431 [24].

18 См.: Горький М. О культурах // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 27. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 463 [25].

19 См.: Горький М. От «врагов общества» - к героям труда // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 27. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 509 [26].

20 Например, в статье «О мещанстве» Горький характеризует философию Ницше как «отчаянную и неудачную попытку» доказать бессмысленность жизни и необходимость лжи (см.: Горький М. О мещанстве // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 25. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 26 [27]). В публикации, посвященной женщинам, Ницше, наряду с Н.Ф. Фёдоровым, отнесён к числу самых главных «женоненавистников» (см.: Горький М. О женщине // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 25. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 161 [28]). В статье «О старом и новом человеке» немецкий философ определяется как выразитель буржуазной жажды «сильного человека», которая регрессирует от Фридриха Великого до Гитлера (см.: Горький М. О старом и новом человеке // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 26. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 281 [29]).

21 См.: Горький М. Беседы о ремесле. С. 320-322.

идей22. При этом Соловьев лишь очень коротко обозначает ту очевидную сторону учения Ницше, которая состоит в презрении к человечеству, языческом понимании силы и красоты, эгоизме избранных. В то же время философ подробно останавливается на том, что, по его мнению, является истинным и привлекательным в учении Ф. Ницше. Такой стороной ницшеанства российский философ полагает идею сверхчеловека как желание и возможность человека выйти за пределы своей собственной действительности 23.

В рамках человеческой истории этот процесс, по мнению В.С. Соловьева, начинается как внутреннее стремление человека к идеалу. Однако в природной истории внутренний рост человека и человечества, как считает Соловьёв, примыкает к процессу усложнения природного бытия, поскольку предпосылки для внутреннего совершенства человека возникали путём совершенствования длинного ряда телесных форм. Завершением этой внешней цепи изменений стало, по мнению Соловьёва, появление человеческого тела. Как отмечает В.С. Соловьев «с появлением тела человеческого вступает в мир такая животная форма, которая ..., оставаясь существенно тою же, может вместить в себя беспредельный ряд степеней внутреннего ... возрастания: от дикаря-полузверя ... до величайших гениев мысли и творче-

24

ства» .

Как резюмирует Соловьев, в истории эволюции возникает финитная ситуация, когда более «не требуется никакой новой сверхчеловеческой формы организма, потому что форма человеческая может совершенствоваться ., оставаясь при этом тою же: она способна по своему первообразу . вместить и связать в себе всё, стать орудием и носителем всего, к чему только можно стремиться, - способна быть формою совершенного всеединства, или боже-ства»25.

Вместе с тем, понимая, что в любом завершении развития необходимо присутствует момент невозможности дальнейшего совершенства, Соловьев в целях устранения этого противоречия использует аргумент различия между формой существования организма и его функциями. Морфологическая устойчивость и законченность человека как органического типа, по убеждению философа, не противоречит его стремлению к идеалу сверхчеловека, «потому что истинность этого стремления относится не к тем или другим формам человеческого существования, а лишь к способу его функционирования в этих формах, что ни в какой необходимой связи с самими формами не находится»26.

22 По мнению В.С. Соловьева, это экономический материализм К. Маркса, отвлеченный морализм Л.Н. Толстого и демонизм «сверхчеловека» Ф. Ницше (см.: Соловьев В.С. Идея сверхчеловека // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. 2. 2-е изд. М.: Мысль, 1990. С. 627 [30]).

23 Там же. С. 629.

24 Там же. С. 630.

25 Там же. С. 631.

26 Там же.

Следовательно, препятствия, мешающие человеку стать сверхчеловеком, как считает Соловьёв, могут идти лишь со стороны функционального существования человека. Таким препятствием является смерть, которая в единичных случаях выступает как патологическое состояние, однако в целом для всех людей считается нормальным явлением. Смерть - это, по словам Соловьева, то, «на чём должны бы . сосредоточить своё внимание люди, желающие подняться выше наличной

27

действительности - желающие стать сверхчеловеками» .

Именно смерть, как отмечает Соловьёв, определяет водораздел между обычным человечеством и сверхчеловеками. Различие это, по мнению философа, состоит в следующем. Если обычный смертный человек побеждается и преодолевается смертью, то сверхчеловек, по словам Соловьева, должен быть «освобождённым освободителем человечества от тех существенных условий, которые делают смерть необходимою, и, следовательно, исполнителем тех

условий, при которых возможно или вовсе не умирать, или, умерев, воскрес-

28

нуть для вечной жизни» .

В то же время В.С. Соловьев признает, что сверхчеловеческая цель победы над смертью так же далека, как «она оказалась далекой для тех неразумных христиан первого века, которые думали, что вечная жизнь . сейчас же упадёт к ним с неба ... »29. Несмотря на это, путь к бессмертию, заключающийся в совершенствовании условий, требующих торжества над смертью, по мнению философа, существует в действительности. Такими действительными условиями, как полагает Соловьёв, являются условия, противоположные тем, при которых смерть забирает над нами силу и побеждает нас30.

Вывод, к которому приходит В.С. Соловьев в итоге своих рассуждений о сверхчеловеческом в человеке, вполне очевиден. В мире уже существует ясный образ подлинного «сверхчеловека», действительного победителя смерти, «первенца из мёртвых» - Христа. Для тех же, кто считает, что образ Богочеловека слишком «затемнён и запутан различными наслоениями», есть, как считает российский мыслитель, сверхчеловеческий путь, которым шли, идут и будут идти как можно дальше многие на благо всех, потому что в конце пути - «полная и решительная победа над смертью»31.

Таково основное содержание в значительной степени итогового, хотя и приглашающего к продолжению разговора произведения В.С. Соловьева32, в

27 См.: Соловьев В.С. Идея сверхчеловека. С. 632.

28 Там же. С. 633.

29 Там же.

30 Там же.

31 Там же. С. 634.

32 В «Трёх разговорах» тема смерти и воскресения продолжается в контексте проблемы природы добра и зла. Из трёх основных видов зла: индивидуального (морального), общественного и физического, которые называет Г[-н], именно физическое зло в форме смерти является крайним злом. Из этого следует, что победа добра над злом состоит в личном воскресении всех (см.: Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об

котором зафиксирована принципиальная позиция философа в его отношении к идее сверхчеловека Ф. Ницше. Не останавливаясь более детально на анализе темы «Ницше и Соловьев», которая достаточно подробно исследована в нашей философской литературе33, отметим лишь следующее интересующее нас обстоятельство. Из различных трактовок ницшеанской идеи сверхчеловека В.С. Соловьев сознательно, во многом под влиянием идей Н.Ф. Федорова, выбрал неорелигиозную по своей сути версию сверхчеловека, связанную с критикой антихристианских мотивов Ницше и верой в реальность воскресения. Однако, в отличие от общечеловеческого супраморализма философии «общего дела» Николая Фёдорова, воскресение понимается Соловьевым как индивидуальный акт восхождения от человека к Богу.

Вместе с тем, как отмечает Соловьев в предшествующем «Идее сверхчеловека» очерке «Жизненная драма Платона», для того, чтобы человек мог исполнить своё назначение и стать бессмертным сверхчеловеком, недостаточно одной лишь силы ума, гения, нравственной воли и даже достойной смерти. То есть всего того, что персонально продемонстрировал, например, Сократ. Дальше и выше Сократа «мог идти только тот, кто имеет силу воскресения для вечной жизни»34. Иначе говоря, потенциально предназначенный к вечной жизни человек сумеет в действительности воплотить в себе сверхчеловеческое качество лишь тогда, когда соединит его с божественным началом и станет «настоящим существенным богочеловеком»35 [34, с. 625].

Подведём краткий итог. Как показывает сравнение позиций двух знаковых представителей русской культуры, и Владимир Соловьеев и Максим Горький, обращаясь к общей теме сверхчеловеческого в человеке, демонстрируют принципиально различные мировоззренческие позиции. При этом каждый из них предлагает свою собственную интерпретацию сверхчеловека, отличную от центральной идеологемы аристократического и атеистического учения Ф. Ницше. У «раннего» Максима Горького это богоборческая и революционно-демократическая позиция, закономерно приведшая его к квазирелигиозной доктрине социалистического богостроительства, а затем к классово-пролетарской оценке учения Ф. Ницше. У Владимира Соловьева отношение к ницшеанской идее, на наш взгляд, представляет собой пример неорелигиозного и общечеловеческого

антихристе и с приложениями // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 2. 2-е изд. М.: Мысль, 1990. С. 727-728 [31]).

33 Из обширного перечня работ, посвященных теме «Владимир Соловьёв и Фридрих Ницше», укажем лишь материалы международной конференции с таким же названием (см.: Владимир Соловьев и Фридрих Ницше (материалы Междунар. конф. 29-31 марта 2001 г., Трира) // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 14-101 [32]) и монографию под редакцией Н.В. Мотрошиловой и Ю.В. Синеокой «Фридрих Ницше и философия в России», которая снабжена библиографией работ о творчестве Ницше, вышедших с 1892 по 1998 г. (см.: Фридрих Ницше и философия в России / под ред. Н.В. Мотрошиловой и Ю.В. Синеокой. СПб.: РХГИ, 1999. 312 с. [33]).

34 См.: Соловьёв В.С. Жизненная драма Платона // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 2. 2-е изд. М.: Мысль, 1990. С. 625 [34].

35

См.: Соловьёв В.С. Жизненная драма Платона. С. 625.

понимания идеала сверхчеловека, идеала, преследующего гуманистическую, хотя и утопическую цель - достижение реального бессмертия.

Список литературы

1. Горький М. О вреде философии // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 15. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1951. С. 52-63.

2. Горький М. Беседы о ремесле // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 25. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 291-359.

3. Азадовский К.М. Русские в «Архиве Ницше» // Фридрих Ницше и философия в России: сб. статей / сост. Н.М. Мотрошилова, Ю.В. Синеокая. СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1999. С. 109-132.

4. Басинский П.В. К вопросу о «ницшеанстве» Горького // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1993. Т. 52. № 4. С. 26-34.

5. Гельрот М. Ницше и Горький // Ницше: pro et contra. - СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997. С. 381-429.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Колобаева А. Горький и Ницше // Вопросы литературы. 1990. № 10. С. 162-173.

7. Кулагина Г.Н. Культурно-этический идеал Сверхчеловека Ф. Ницше и творчество М. Горького // Философские аспекты культуры: материалы науч.-метод. конф.). Казань: КГУ, 1993. С. 80-82.

8. Певцова Р.Т. Максим Горький и Фридрих Ницше. М.: Альфа. 2002. 64 с.

9. Агурский М. Великий еретик (Горький как религиозный мыслитель) // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 54-74.

10. Горький М. На дне // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 6. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1950. С. 103-175.

11. Горький М. Человек // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 5. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1950. С. 362-368.

12. Гостев И.А. Проблемы религиозного сознания М. Горького и их отражение в интервью журналу «Le Mercure de France» // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 74-1. С. 124-128.

13. Горький М. Исповедь // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 8. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1950. С. 211-378.

14. Горький М. Заметки о мещанстве // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 23. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 341-367.

15. Ленин В.И. Совещание расширенной редакции «Пролетария» 8-17 (21-30) июня 1909 г. // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Изд.5-е. Т. 19. М.: Изд-во полит. лит., 1970. С. 1-42.

16. Ленин В.И. Письмо А.М. Горькому 13 или 14 ноября 1913 г. // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Изд. 5-е. Т. 48. М.: Изд-во полит. лит., 1970. С. 226-229.

17. Ленин В.И. Письмо А.М. Горькому. Вторая половина ноября 1913 г. // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Изд.5-е. Т. 48. М.: Изд-во полит. лит., 1970. С. 229-230.

18. Плеханов Г.В. О так называемых религиозных исканиях в России. Статья вторая // Избранные философские произведения в 5 т. Т. 3. М.: Госполитиздат, 1957. С. 364-402.

19. Горький М. Несвоевременные мысли и рассуждения о революции и культуре (19171918 гг.). М.: МО Союза журналистов СССР; Ассоциация «Ротация» при участии МСП «Интерконтакт», 1990. 192 с.

20. Горький М. О русском крестьянстве. Берлин: Изд-во И.П. Ладыжникова, 1922. 45 с.

21. Сорокин П.А. Социология революции. М.: Территория будущего, РОСПЭН, 2005. 704 с.

22. Горький М. О солитёре // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 25. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 177-186.

23. Горький М. О социалистическом реализме // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 27. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 5-13.

24. Горький М. «Две пятилетки» // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 27. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 425-432.

25. Горький М. О культурах // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 27. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 453-466.

26. Горький М. От «врагов общества» - к героям труда // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 27. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 507-512.

27. Горький М. О мещанстве // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 25. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 18-30.

28. Горький М. О женщине // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 25. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 154-167.

29. Горький М. О старом и новом человеке // Горький М. Собр. соч. в 30 т. Т. 26. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1953. С. 280-290.

30. Соловьёв В.С. Идея сверхчеловека // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 2. 2-е изд. М.: Мысль, 1990. С. 626-634.

31. Соловьёв В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об антихристе и с приложениями // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 2. 2-е изд. М.: Мысль, 1990. С. 635-762.

32. Владимир Соловьев и Фридрих Ницше (материалы Междунар. конф. 29-31 марта 2001 г., Трира) // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 14-101.

33. Фридрих Ницше и философия в России / под ред. Н.В. Мотрошиловой и Ю.В. Синеокой. СПб.: РХГИ, 1999. 312 с.

34. Соловьёв В.С. Жизненная драма Платона // Соловьёв В.С. Сочинения в 2 т. Т. 2. 2-е изд. М.: Мысль, 1990. С. 582-625.

References

1. Gor'kiy, M. O vrede filosofii [About the dangers of philosophy], in Gor'kiy, M. Sobranie sochineniy v 30 t., t. 15 [Collected Works in 30 vol., vol. 15]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1951, pp. 52-63.

2. Gor'kiy, M. Besedy o remesle [Conversations about the craft], in Gor'kiy, M. Sobranie sochineniy v 30 t., t. 25 [Collected Works in 30 vol., vol. 25]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1953, pp. 291-359.

3. Azadovskiy, K.M Russkie v «Arkhive Nitsshe» [Russians in the «Archives of Nietzsche»], in Sbornik statey «Fridrikh Nitsshe i filosofiya v Rossii» [Digest of articles «Friedrich Nietzsche and philosophy in Russia»]. Saint-Petersburg: Russkiy khristianskiy gumanitarnyy institut, 1999, pp. 109-132.

4. Basinskiy, P.V. K voprosu o «nitssheanstve» Gor'kogo [On the issue of Nietzscheanism of Gorky], in Izvestiya RAN. Seriya literatury iyazyka, 1993, vol. 52, no. 4, pp. 26-34.

5. Gel'rot, M. Nitsshe i Gor'kiy [Nietzsche and Gorky], in Nitsshe: pro et contra. Saint-Petersburg: Russkiy Khristianskiy Gumanitarnyy Institut, 1997, pp. 381-429.

6. Kolobaeva, A. Gor'kiy i Nitsshe [Gorky and Nietzsche], in Voprosy literatury, 1990, no.10, pp. 162-173.

7. Kulagina, G.N. Kul'turno-eticheskiy ideal Sverkhcheloveka F. Nitsshe i tvorchestvo M. Gor'kogo [Cultural and ethical ideal of Superman F. Nietzsche and the works of M. Gorky], in Filosof-skie aspekty kul'tury (Materialy nauchno-metodicheskoy konferentsii) [Materials scientifically-methodical conference «Philosophical aspects of culture»]. Kazan': KGU, 1993, pp. 80-82.

8. Pevtsova, R.T. Maksim Gor'kiy i Fridrikh Nitsshe [Maxim Gorky and Friedrich Nietzsche]. Moscow: Al'fa, 2002. 64 p.

9. Agurskiy, M. Velikiy eretik (Gor'kiy kak religioznyy myslitel') [Great heretic (Gorky as a religious thinker)], in Voprosy filosofii, 1991, no. 8, pp. 54-74.

10. Gor'kiy, M. Na dne [At the bottom], in Gor'kiy, M. Sobranie sochineniy v 30 t., t. 6 [Collected Works in 30 vol., vol. 6]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1950, pp. 103-175.

11. Gor'kiy, M. Chelovek [Man], in Gor'kiy, M. Sobranie sochineniy v 30 t., t. 5 [Collected Works in 30 vol., vol. 5]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1950, pp. 362-368.

12. Gostev, I.A. Problemy religioznogo soznaniya M. Gor'kogo i ikh otrazhenie v interv'yu zhurnalu «Le Mercure de France» [Problems of religious consciousness of M. Gorky and their reflection in an interview with «Le Mercure de France»], in Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena, 2008, no. 74-1, pp. 124-128.

13. Gor'kiy, M. Ispoved' [Confession], in Gor'kiy, M. Sobranie sochineniy v 30 t., t. 8 [Collected Works in 30 vol., vol. 8]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1950, pp. 211-378.

14. Gor'kiy, M. Zametki o meshchanstve [Notes on philistinism], in Gor'kiy, M. Sobranie sochineniy v 30 t., t. 23 [Collected Works in 30 vol., vol. 23]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1953, pp. 341-367.

15. Lenin, V.I. Soveshchanie rasshirennoy redaktsii «Proletariya» 8-17 (21-30) iyunya 1909 g. [The meeting of the extended edition of «Proletary» 8-17 (21-30) June 1909], in Lenin, V.I. Polnoe sobranie sochineniy. T. 19 [Complete works. Vol. 19]. Moscow: Izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1970, pp. 1-42.

16. Lenin, V.I. Pis'mo A.M. Gor'komu 13 ili 14 noyabrya 1913g. [Letter A.M. Gorky on November 13 or 14, 1913], in Lenin, V.I. Polnoye sobraniye sochineniy. T. 48 [Complete works. Vol. 48]. Moscow: Izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1970, pp. 226-229.

17. Lenin, V.I. Pis'mo A.M. Gor'komu. Vtoraya polovina noyabrya 1913 g. [Letter A.M. Gorky. The second half of November 1913], in Lenin, V.I. Polnoye sobraniye sochineniy T. 48 [Complete works. Vol. 48]. Moscow: Izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1970, pp. 229-230.

18. Plekhanov, G.V. O tak nazyvaemykh religioznykh iskaniyakh v Rossii. Stat'ya vtoraya [On the so-called religious quests in Russia. Article Two], in Izbrannye filosofskie proizvedeniya v 5 t., t. 3 [Selected philosophical works in 5 vol., vol. 3]. Moscow: Gospolitizdat, 1957, pp. 364-402.

19. Gor'kiy, M. Nesvoevremennye mysli i rassuzhdeniya o revolyutsii i kul'ture (1917-1918 gg.) [Untimely thoughts and arguments about the revolution and culture (1917-1918)]. Moscow: MO So-yuza zhurnalistov SSSR; Assotsiatsiya «Rotatsiya» pri uchastii MSP «Interkontakt», 1990. 192 p.

20. Gor'kiy, M. O russkom krest'yanstve [About the Russian peasantry]. Berlin: Izdatel'stvo I.P. Ladyzhnikova, 1922. 45 p.

21. Sorokin, P.A. Sotsiologiya revolyutsii [Sociology of revolution]. Moscow: Territoriya bu-dushchego. ROSPEN, 2005. 704 p.

22. Gor'kiy, M. O solitere [About the tapeworm], in Gor'kiy, M. Sobranie sochineniy v 30 t., t. 25 [Collected Works in 30 vol., vol. 25]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1953, pp. 177-186.

23. Gor'kiy, M. O sotsialisticheskom realizme [About the socialistic realism], in Gor'kiy, M. Sobranie sochineniy v 30 t., t. 27 [Collected Works in 30 vol., vol. 27]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1953, pp. 5-13.

24. Gor'kiy, M. «Dve pyatiletki» [Two five-year plans], in Gor'kiy, M. Sobranie sochineniy v 30 t., t. 27 [Collected Works in 30 vol., vol. 27]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1953, pp. 425-432.

25. Gor'kiy, M. O kul'turakh [About cultures], in Gor'kiy, M. Sobranie sochineniy v 30 t., t. 27 [Collected Works in 30 vol., vol. 27]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1953, pp. 453-466.

26. Gor'kiy, M. Ot «vragov obshchestva» - k geroyam truda [From the «enemies of society» -to the heroes of labor], in Gor'kiy, M. Sobranie sochineniy v 30 t., t. 27 [Collected Works in 30 vol., vol. 27]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1953, pp. 507-512.

27. Gor'kiy, M. O meshchanstve [About the philistinism], in Gor'kiy, M. Sobranie sochineniy v 30 t., t. 25 [Collected Works in 30 vol., vol. 25]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1953, pp. 18-30.

28. Gor'kiy, M. O zhenshchine [About woman], in Gor'kiy, M. Sobranie sochineniy v 301., t. 25 [Collected Works in 30 vol., vol. 25]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1953, pp. 154-167.

29. Gor'kiy, M. O starom i novom cheloveke [About old and new man], in Gor'kiy, M. Sobranie sochineniy v 30 t., t. 26 [Collected Works in 30 vol., vol. 26]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1953, pp. 280-290.

30. Solov'ev, V.S. Ideya sverkhcheloveka [The idea of Superman], in Solov'ev, V.S. Sochineni-ya v 2 t., t. 2 [Works in 2 vol., vol. 2]. Moscow: Mysl', 1990, pp. 626-634.

31. Solov'ev, V.S. Tri razgovora o voyne, progresse i kontse vsemirnoy istorii, so vklyucheniem kratkoy povesti ob antikhriste i s prilozheniyami [Three conversations about war, progress and the end of world history, with the inclusion of a short story about the Antichrist and with appendices], in Solov'ev, V.S. Sochineniya v 2 t., t. 2 [Works in 2 vol., vol. 2]. Moscow: Mysl', 1990, pp. 635-762.

32. Vladimir Solov'ev i Fridrikh Nitsshe (materialy mezhdunarodnoy konferentsii 29-31 marta 2001 g., Trira) [Vladimir Soloviev and Friedrich Nietzsche (materials of the international conference March 29-31, 2001, Trier)], in Voprosy filosofii, 2002, no. 2, pp. 14-101.

33. Fridrikh Nitsshe i filosofiya v Rossii [Friedrich Nietzsche and philosophy in Russia]. Saint-Petersburg: RKhGI, 1999. 312 p.

34. Solov'ev, V.S. Zhiznennaya drama Platona [Plato's life drama], in Solov'ev, V.S. Sochineniya v 2 t., t. 2 [Works in 2 vol., vol. 2]. Moscow: Mysl', 1990, pp. 582-625.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.