Научная статья на тему 'Владимир Соловьёв и болгарская философская мысль второй половины ХХ века'

Владимир Соловьёв и болгарская философская мысль второй половины ХХ века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
111
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ БОЛГАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ / РЕЦЕПЦИЯ НАСЛЕДИЯ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЁВА В БОЛГАРИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Димитрова Нина Ивановна

Исследуется рецепция наследия Вл. Соловьёва в болгарской философской мысли после 1945 года. Утверждается положение, что социально-политические изменения в обществе, происшедшие в конце ХХ века, значительно расширили спектр присутствия русской мысли в интеллектуальной жизни Болгарии, отмечается рост интереса к наследию Вл. Соловьёва.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владимир Соловьёв и болгарская философская мысль второй половины ХХ века»

УДК 14 (497.2:47) ББК 87.3 (4Бол:2Рос) 6

Н. И. ДИМИТРОВА

Институт исследования обществ и знания, Болгарская академия науки

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ И БОЛГАРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Исследуется рецепция наследия Вл. Соловьёва в болгарской философской мысли после 1945 года. Утверждается положение, что социально-политические изменения в обществе, происшедшие в конце ХХ века, значительно расширили спектр присутствия русской мысли в интеллектуальной жизни Болгарии, отмечается рост интереса к наследию Вл. Соловьёва.

Ключевые слова: русская религиозная философия в контексте болгарской культуры, рецепция наследия Владимира Соловьёва в Болгарии.

The article is devoted to V. Solovyev's heritage reception in the Bulgarian Philosophical Thoughts after 1945. The article claims that social and political changes took place at the end of the XXth century considerably extended the spectrum of the Russian Thoughts in the Bulgarian Intellectual Life, V. Solovyov's heritage has also grown in importance.

Key words: Russian religious philosophy in context of the Bulgarian culture; V. Solovyev's heritage reception in theBulgaria.

После 1945 г., т.е. после окончательного провозглашения диалектического материализма «единственно истинной» философией, судьба русской религиозной философии в Болгарии сложилась, мягко говоря, странно; а если точнее - таковой попросту не было. С одной стороны, понятно, что первоначальная перестройка философского мышления (кроме смены кадров и учреждения новых институций по «производству» философской мысли) предполагала - и это было совершенно естественным в новом социально-политическом контексте - определенные приоритеты, которые несколько вытеснили историю философии на задний план. Но дело в том, что, насколько она вообще присутствовала в публикациях болгарских авторов, русская философия сводилась к русской «революционно-демократической» мысли XIX века. Вероятно, в этом отношении известную роль сыграло то обстоятельство, что тургеневский Рахметов был любимым литературным героем «вождя трудового болгарского народа» Георгия Димитрова, но оно было незначительным на фоне общего пренебрежительного отношения к другой русской философии. Среди всего огромного корпуса статей, опубликованных в ведущем болгарском философском журнале «Философская мысль», с момента его основания в 1945 г. по начало 90-х годов, статьи, имеющие какое-либо касательство к этой (реакционной, белоэмигрантской, поповской и т. п.) русской философии, можно сосчитать на пальцах одной руки. Это, прежде всего, статьи Любомира Христова (например, «Распавшееся время в эсхатологической историографии» (№ 6 за 1980 г.)) и статья Максима Лазарова «Иррационализм Льва Шестова» (№ 2 за 1973 г). Я могу утверждать это с абсолютной точностью, так как имела возможность пользоваться указателем опубликованных в «Философской мысли» статей, составленным исключительно тщательно моим коллегой Добрином Тодоровым. Опять-

таки, благодаря составленному им указателю на этот раз публикаций в «Известиях Института философии БАН» становится ясным, что ни один из включенных в него текстов не исследует русскую религиозную философию, в том числе философскую систему Владимира Соловьёва.

Стоит отметить это действительно бросающееся в глаза отсутствие русской религиозной философии в тематике исследований болгарских авторов. (В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что в данном очерке я имею в виду не реальное, «неофициальное» присутствие русской философии в болгарской гуманитаристике и тот «эзоповский» способ, которым использовала её болгарская интеллигенция, а только и единственно опубликованные тексты.) Ибо с течением времени под формой «критики современной буржуазной философии» (превратившейся, между прочим, в постоянную рубрику ведущего болгарского философского журнала, да и других изданий) постепенно стала просачиваться информация о тогдашней «западной» философии; несомненно, она преподносилась в остро критическом плане и при обязательной доминации «марксистко-ленинской» линии, но в то время это был единственно возможный канал проникновения идеалистической (одно из общеупотреб-ляемых понятий для обозначения другого мышления) философии. Критике подвергались, например, Сартр, Фуко, Поппер, Рассел, католический модернизм (конечно, не в меньшей степени и мыслители предыдущих поколений, такие как Фрейд, Ницше и т. д.), но русская религиозная философия не рассматривалась практически никем. Политическая (да и другого рода) близость Болгарии и Советского союза является возможным объяснением этого факта, хотя, вероятнее всего, не единственным. Так или иначе, русская философия была представлена главным образом «русскими революционными демократами». Именно их идеи назывались «русской классической философией». Еще в первые годы после смены общественно-политической обстановки в Болгарии был переведен труд М. Иовчука «Основные черты русской классической философии XIX века» (1946), а несколько позднее появился и труд Ангела Бынкова «Русская классическая философия XIX века» (1948). Однако вскоре интерес и к этому аспекту русской философской мысли оказался как бы исчерпанным; в результате чего вся энергия болгарских авторов сосредоточилась на апологетических истолкованиях ленинских трудов.

В центральных библиотеках Болгарии произведения русских религиозных философов были практически недоступны; часть из них там, разумеется, хранилась, но хранилась в «спецфондах» (ситуация, схожая с ситуацией в советских библиотеках). Несколько легче можно было найти их переводы, опубликованные до 1944 г. Библиотека богословского факультета в этом отношении была гораздо богаче, но и в ней доступ к этим книгам был крайне ограничен.

В конце 70-х - начале 80-х годов благодаря Людмиле Живковой внезапно в моду стали входить, хотя и полуофициально, некоторые утонченные формы мистицизма. Тогда был возрожден интерес к Рериху и частично к «Розе мира» Даниила Андреева; в этой связи и русские религиозные мислители все чаще стали «входить в оборот» в среде представителей болгарской интеллигенции, но до публикации посвященных им текстов, хотя бы и критической ориентации, дело не дошло. (Наличными и доступными являются только тогдашние советские исследования этой проблематики.) За весь этот период были опубликованы только две болгарские моно-

графии подобного типа - «Осмеянные миссионеры» (1975) Михаила Василева и «Критика религиозного модернизма» (1985) Любомира Христова. Название первой из них само по себе симптоматично; больший интерес, безусловно, вызывает вторая.

Любомир Христов, несомненно, является тем автором, с именем которого ассоциируется интерес болгарских философов к другой русской философии (упомянутая монография базируется на его более раннем исследовании «Иррацио-налистическая концепция человека и личности в трактовке эсхатологического экзистенциализма»// Научные труды АОНСУ. 1975. № 76); для Христова интерес к этой проблематике превратился в постоянную творческую стратегию.

«Доперестроечный» текст монографии, разумеется, соответствует духу и риторике времени - в нем говорится об эпохе империализма, породившей «образцы воинствующего иррационалистического антисциентизма», среди которых упоминаются Бердяев и Шестов. А мотивы написания книги сформулированы следующим образом: «Необходимость исследования русского религиозного (эсхатологического) экзистенциализма вызвана тем фактом, что современные авторы антимарксистской, антикоммунистической и ревизионистской ориентации не устают спекулировать марксистско-ленинским учением о человеке, его специальной среде и обществе, ссылаясь на труды представителей именно этого буржуазного те-чения»1; т.е. книга направлена против развертывающейся «мощной» деятельности по изданию белоэмигрантских текстов. Но эта деятельность имела место «на Западе», а в Болгарии одним из способов сделать такую информацию доступной была публикация как раз подобного рода исследований (их, в сущности, было совсем немного). Несмотря на обязательное гиперкритическое отношение к рассматриваемым авторам и на «теоретическую стерильность» их идей, их сочинения у Христова представлены достаточно полно, о чем свидетельствует и содержащаяся в его книге библиография. Значительная часть текста книги посвящена воззрениям Владимира Соловьёва, «пророка всеединства», - его социально-политическим идеям, религиозной антропологии, Богочеловеческому «проекту» и т. д. Можно с уверенностью утверждать, что исследование Л. Христова является не просто одним из немногих, а единственным в Болгарии, в котором идеи Владимира Соловьёва проанализированы детально и исключительно профессионально.

Крах коммунизма привел к резкой перемене этой ситуации. Среди стремительно нарастающего в начале 90-х годов числа изданий переводной литературы русская религиозная философия2 вызывала особо заметный интерес - все это походило на своеобразную попытку наверстать упущенное за десятилетия молчания. Русские религиозные философы (и в особенности Бердяев)3 в то время были «на гребне волны»; такого масштаба увлечение конечно было вызвано и внетеоретической мотивацией, связанной с тогдашним престижем «диссидентской» литературы в целом.

За прошедшие с тех пор годы были переведены основные произвдения русских религиозных философов, некоторые из них в рамках многотомных изданий. Как в России, так и в Болгарии этот процесс давно стал более спокойным и сбалансированным; русские философы просто заняли свое место среди представителей иностранной философии, буквально хлынувшей в страну после политических перемен конца 80-х годов ХХ века.

Важным штрихом, свидетельствующим о новом статусе русской религиозной философии, была публикация в журнале «Философские альтернативы» (1995 г., № 3) дискуссии, посвященной теме «Русские и болгарские авторы о духовном возрождении в России в начале ХХ века», причем с русской стороны гостями журнала были Александр Ермичев, Павел Кузнецов, Николай Маль-чевский, Константин Пигров.

Что касается конкретного объекта предлагаемого нами исследования - Владимир Соловьёв в болгарской гуманитаристике последние двадцать лет, то можно сказать, что его идеи, вероятно, наконец-то удостоились того внимания, которого они заслуживают. Наметим вкратце основные моменты этого процесса. Прежде всего, это публикация двухтомника «Русский религиозный ренессанс XIX века» (1995) (составитель и редактор Любимир Христов), в который включены переводы фрагментов следующих произведений Соловьёва: «Философские начала целостного знания», «Чтения о Богочеловечестве», «Национальный вопрос в России», «Великий спор и христианская политика», «Русская идея» и «Повесть об антихристе» Немного ранее было переведено одно из небольших сочинений Соловьёва «Смысл любви». В том же 1995 году Димитр Мирчев получил приз Союза болгарских переводчиков за перевод «Оправдания добра» (позднее доц. Мирчев защитил докторскую диссертацию «Религиозная антропология Владимира Соловьёва»). Впоследствии «Оправдание добра» было опубликовано еще раз; оно включено в Собрание сочинений Соловьёва, подготовленное издательством «Захарий Зограф».

Наиболее значительным текстом данного периода, к тому же специально посвященным философии Владимира Соловьёва как центральной фигуры русского Логоса, без сомнения, является одноименное исследование Любомира Христова4, в котором многостороннее творчество русского философа обрисовано с впечатляющей компетентностью и тщательностью.

По случаю столетия со дня смерти Соловьёва в 2000 году состоялась большая теоретическая конференция «Владимир Соловьёв и западноевропейская традиция»5; за ней в январе 2001 года последовала еще одна, которая состоялась в Софийском университете и была организована Любомиром Христовым, Ди-митром Мирчевым и Емилией Миневой (из них последние двое - члены международной ассоциации «Владимир Соловьёв»). Попытаемся вкратце очертить основные теоретические рамки этих двух конференций и наметить основные темы, которые там обсуждались.

Итак, идеи Вл. Соловьёва о положительном всеединстве были рассмотрены в качестве оригинальной попытки решения дилеммы вера-разум, выражающей появление определенного типа религиозной философии. Философская система русского мыслителя сопоставлялась с воззрениями многих авторов - У. Джеймса, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Я. Беме, а также с творчеством Достоевского и Василия Розанова. В связи с «синтетичностью» созданных Соловьёвым теоретических конструкций обсуждался вопрос о степени их оригинальности или эклектизма. Обсуждались, кроме того, и интересные и мало известные факты биографии и философского творчества Соловьёва; особое внимание было уделено его социальным (и социально-утопическим) идеям. В целом этот сборник может быть интересным не только для специалистов, но и для более широкой гуманитарной ауди-

тории. В то время когда проводились упомянутые конференции, русская религиозная философия была уже хорошо знакома болгарскому читателю и по переводам основных текстов, и по их осмыслению. Но до тех пор не было столь масштабной дискуссии, посвященной этому русскому мыслителю, вот почему публикация её материалов определенно вызвала немалый интерес6.

Нельзя не сказать и о продолжающихся исследованиях творчества Соловьёва, осуществляемых болгарскими богословами. Например, подробным и внимательным анализом «Воскресных писем» Соловьёва является одна из статей А. Хубанчева7. Кроме того, в Интернете можно найти разнообразные исследования болгарских авторов, касающиеся того или иного аспекта личности и творчества этого русского философа8.

Последним на данный момент фактом, на который обязательно следует указать в качестве индикатора присутствия Вл. Соловьёва в рамках сегодняшнего культурного пространства Болгарии, является перевод Димитра Мирчева «Чтений о Богочеловечестве»9, сопровожденный обстоятельным исследованием его взглядов в целом, причем особое внимание уделено его философской антропологии.

За последние двадцать лет, наряду с появлением последователей самых разнообразных философских направлений, течений и школ, и русская религиозная философия (в том числе, идеи Владимира Соловьёва) приобрела своих постоянных и верных почитателей. С уверенностью можно утверждать, что в этот период на ней сконцентрировались внимание и интерес не только богословов, но, прежде всего, болгарских философов.*

Примечания

1 Христов Л. Критика на религиозния модернизъм. С.: Наука и изкуство, 1985. С. 6-7

2 Еще в 1988 г. двухтомник Вл. Соловьёва молниеносно исчез из русских книжных магазинов.

3 Например, выдающийся болгарский философ-диссидент Асен Игнатов часто называл себя духовным сыном Бердяева.

4 Христов Л. Руският Логос. С.: Парадигма, 2000.

5 См. Владимир Соловьов и западноевропейската традиция. С.: Кота, 2001.

6 См. подробнее: Димитрова Н. Рецензия на: Владимир Соловьов и западноевропейската фи-лософска традиция // Философия. 2002. №1.

7 Хубанчев А. Владимир Соловьёв и Владимир Лоски - Възгледи за Христовото Възкресе-ние // Духовна култура. 1991. № 4.

8 См. напр.: статьи иеродиакона Петра Граматикова. Възгледите на социално-политическо стро-ителство на Владимир Соловьов и неговите последователи / petargramatikoff.blogspot.com/; Милославы Янковой Измерения на любовта като ценност у Владимир Соловьов/ www.sustz.com/Proceeding08/Papers/.../Yankova Шйо81ауа 2.pdf; Камелии Ангеловой . Истори-ософски възгледи на Ф. М. Достоевски и Вл. Соловьов / pvpetrov.wordpress.com/2008/04/ и др.

9 Вл. Соловьов. Лекции за Богочовечеството. С.: Дилок, 2009.

*К статье прилагается Библиография сочинений болгарских авторов о Владимире Соловьёве, составленная проф. Н. Димитровой. - Ред.

БИБЛИОГРАФИЯ СОЧИНЕНИЙ БОЛГАРСКИХ АВТОРОВ О ВЛАДИМИРЕ СОЛОВЬЁВЕ

Бобчев И.С. Основите на обществото според Вл. Соловьов [Основы общества согласно Соловьёву] // Българска сбирка. 1895. № 3.

Веселинов В. Непреходният проблем за любовта във философията на Владимир Соловьов [Непреходящая проблема любви в философии Владимира Соловьёва] // Философия. 2000. № 3.

Владимир Соловьов и западноевропейската философска традиция [Владимир Соловьёв и западноевропейская философская традиция]. София: Кота, 2001.

Данкова Р. Владимир Соловьов и традициите на българската историко-фи-лософска култура. Към взаимоотношенията между руската и българската философия [Владимир Соловьёв и традиции болгарской историкофилософской науки. К взаимоотношениям между русской и болгарской философией] // Лю-бомъдрие. Юбилеен том. 2010.

Данкова Р. Екзистенциалните идеи на Владимир Соловьов и тяхната мотивация [Экзистенциальные идеи Владимира Соловьёва и их мотивация] / Вл. Со-ловьов. Кратка повест за Антихриста. Три речи в памет на Достоевски. Велико Търново, 1994.

Данкова Р. Нравственото и естетическото в културния модел на Владимир Соловьов [Нравственное и эстетическое в культурной модели Владимира Соловьёва] // Философия. 2003. № 3.

Денкова Л. Послеслов към: Владимир Соловьов. Смисълът на любовта. Стара Загора: Алфа-инт, 1993.

Димитрова Н. Владимир Соловьов и проблематизирането на националната философия [Владимир Соловьёв и проблематизация национальной философии] // Философия. 2001. № 3.

Димитрова Н. Лев Шестов и Владимир Соловьов - дървото на живота и дървото на познанието [Лев Шестов и Владимир Соловьёв - древо жизни и древо познания] / Шестов Л. Умозрение и апокалипсис. Религиозната философия на Владимир Соловьов // Съвременник. 1995. № 1.

Димитрова Н. Националната руска философия - pro et contra [Национальная русская философия - pro et contra]. Велико Търново: Фабер, 2002.

Димитрова Н. Социално-религиозни утопии в руския духовен ренесанс [Социально-религиозные утопии в русском духовном ренессансе]. София: АИ Марин Дринов, 2005.

Димитрова Н. Социалното християнство на Владимир Солоьов между утопизма и есхатологизма [Социальное христианство Владимира Соловьёва между утопизмом и эсхатологизмом] // Философия. 2000. № 3.

Добрев Д. Доброто в системата на всеединството. Етическата система на руския философ Владимир Соловьов [Доброе в системе всеединства. Этическая система русского философа Владимира Соловьёва]. София, 2000.

И.Б. Мисли на Вл. Соловьов върху физическата нравственост и основаване на нравствеността изобщо [Мысли Вл. Соловьёва о физической нравственности и основание нравственности вообще] // Българска сбирка. 1895. № 6.

Минева Е. Владимир Соловьов и проблемът за смисъла на живота [Владимир Соловьёв и проблема смысла жизни] // Философия. 1998. № 5-6.

Минева Е. Проблемът за смисъла на живота във философията на Владимир Соловьов [Проблема смысла жизни в философии Владимира Соловьёва] / Вл. Соловьов. Оправдание на доброто. София: ЛИК, 1999.

Минева Е. Свръхчовек и/или Богочовечество. Фр. Ницше и Вл. Соловьов след сто години [Сверхчеловек и/или Богочеловечество. Фр. Ницше и Вл. Соловьёв сто лет спустя] / Ницше и Изтокът. София: Дилок, 2002.

Минева Е. Vladimir Solov'ev's approach to the problem of meaning of life. / Vladimir Solovjov"s: reconciler and polemist. Peters-Leuven; Paris; Sterling; Virginia, 2000.

Мирчев Д. Антропологически проблеми в Лекции за Богочовечество и Идеята за Свръхчовека на Владимир Соловьов [Антропологические проблемы в Чтениях о Богочеловечестве и Идея сверхчеловека Влaдимира Соловьёва] // Философски алтернативи. 2005. № 1.

Мирчев Д. Владимир Соловьов в културата на Сребърния век [Владимир Соловьёв в культуре Серебряного века] // Философия. 2003. № 6.

Мирчев Д. Владимир Соловьов за Фридрих Шелинг: влияния и трансформации [Владимир Соловьёв о Фридрихе Шеллинге: влияния и трансформации] // Философия. 2005. № 6.

Мирчев Д. 155 години от рождението на Владимир Соловьов (1853-1900). Философът на Сребърния век [155 лет со дня рождения Владимира Соловьёва. Философ Серебряного века] // Философски форум. 2008. № 1.

Мирчев Д. Съвременен прочит на етическата система на Владимир Соловь-ов [Современная интерпретация этической системы Владимира Соловьёва] // Философски форум. 1999. № 3.

Мирчев Д. Философски изследвания на всеединната същност на човека [Философские исследования всеединой сущности человека] / Вл. Соловьов. Лекции за Богочовечеството. София: Дилок, 2009.

Мирчев Д. Философията като обяснение в любов (Владимир Соловьов за Имануел Кант) [Философия - объяснение в любви. Владимир Соловьёв и Имма-нуель Кант] / Кант и Кантовата традиция в България. София: ЛИК, 2001.

Мирчев Д. A Contemporary Reading of the Ethical System of Vladimir Solov'ov / Vladimir Solovjov"s: reconciler and polemist. Peters-Leuven; Paris; Sterling; Virginia, 2000.

Мирчев Д. The Philosopher of "The Silver Century" (155th Anniversary of Vladimir Solovyov: 1853-1900) // Sofia Philosophical Review. 2009. Vol. III.

Мънзов М. Софийната философия на Владимир Соловьов. Основни черти на София и проявления на абсолютното [Софийная философия Владимира Соловьёва. Основные характеристики Софии и проявления абсолютного] / М. Мънзов. Мистичните корени на руската религиозна философия. Логос и София. София, 2003.

Панайотов Пл. Владимир Соловьов / Пл. Панайотов. Руски мислители. София: Летописи, 1994.

Паси И. Владимир Соловьов / И. Паси. Руски мислители. София, 1996; 2000.

Пенчев Деян. Онтология на абсолютното. Философията на Владимир Со-ловьов и връзката и с мистичните учения [Онтология абсолютного. Философия Владимира Соловьёва и ее связь с мистическими учениями] / Езикът на битието. София: Фабер, 2010.

Попстоименов Б. Проблемата за войната и мира у Ф.М. Достоевски, Вл. Соловьов и Н. Бердяев [Проблема войны и мира у Ф. М. Достоевского, Вл. Соловьёва и Н. Бердяева] // Духовна култура. 1940. Кн. 1-2.

Станчев Ст. За личността, за културата и за войната [О личности, культуре и войне] // Литературен глас. 1940. Бр. 459.

Стефанов И. Интерпретацията на Кант от Владимир Соловьов [Интерпретация Канта Владимиром Соловьёвым] / Хуманизъм, култура, религия. София: ЛИК, 1997.

Сярова Е. Апостолът на духа, странникът в света на несъвършенството [Апостол духа, странник в мире несовершенного] / Владимир Соловьов. Моха-мед. Живот и религиозно учение. София: Рива, 2002.

Христов Л. Владимир Сергеевич Соловьов (1853-1900) // Философия. 2000.

№ 3.

Христов Л. Критика на религиозния модернизъм [Критика религиозного модернизма]. София: Наука и изкуство, 1985.

Христов Л. Руският Логос. Философия и религия [Русский логос. Философия и религия]. София: Парадигма, 2000.

Христов Л. Философията на всеединството - преход от гносеология към онтология (Владимир Соловьов и Павел Флоренски) [Философия всеединства - переход от гносеологии к онтологии (Владимир Соловьёв и Павел Флоренский)] // Философия. 2000. № 3.

Хубанчев А. Владимир Соловьов и Владимир Лоски - възгледи за Христо-вото Възкресение [Владимир Соловьёв и Владимир Лосский о Воскресении Христа] // Духовна култура. 1991. № 4.

Цанков Ст. Православното християнство [Православное христианство]. -Годишник на Софийским университет, Богословски факултет, 1941/42, т. 19.

Янев Я. Владимир Соловьов. По случай 30 години от смъртта му [К тридцатилетию ухода Владимира Соловьёва] // Пряпорец. 1930. Бр. 29.

Янкова М. Владимир Соловьов за религиозното начало на нравственоста ] [Владимир Соловьёв о религиозном начале нравственности]: сб. науч. тр. на Шу-менския университет, ч. I, 2002.

Сост. проф. Нина Димитрова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.