Научная статья на тему 'Владимир Порфирьевич Теплов (1904–1964)'

Владимир Порфирьевич Теплов (1904–1964) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
213
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Жарков И. В.

Второе издание. Первая публикация: Жарков И.В. 1964. Владимир Порфирьевич Теплов (28 июля 1904 – 6 мая 1964) // Бюл. МОИП. Отд. биол. 69, 6: 150-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владимир Порфирьевич Теплов (1904–1964)»

Аландских островов, опубликованную в Записках Финского общества охотников и рыболовов (Fazer 1931).

Таким образом, мы видим, что Карл Фацер не только страстно любил птиц и охоту (и именно на охоте оборвалась его жизнь). Он очень много сделал для сохранения природы Финляндии и оставил свой след в научной орнитологической литературе этой страны.

Литер атур а

Fazer K. 1931. Om ejdern pá Yttre-Klovsk är i Föglö // Finlands Jakt- och Fisketidskr 26: 151-147.

Hackman H., Qvarnström E. 1925. Äyräpäänjärvi // Ornis fenn. 2, 1: 1-8.

Grenqvist P. 1936. Some diving notes on young tufted ducks, young velvet scoters and young

eider ducks // Ornis fenn. 13, 1: 6-23. Stjernberg T. 1982. The size of the breeding Eider population of the Baltic in the early 1980s

// Ornis fenn. 59, 2: 135-140. Välikangas I. 1926. Bericht über die Vogelberingung in Finnland in den Jahren 1924 und

1925 // Ornis fenn. 3, 2: 33-36. Välikangas I. 1927. Die Vogelberingung in Finnland im Jahre 1926 // Ornis fenn. 4, 4: 99-104. Välikangas I. 1933. Havaintoja englantilaissyntyisten, Suomeen tuoduista munista kasva-tettujen sinisorsien (Anas p. platyrhyncha L.) muutosta // Ornis fenn, 10, 3: 49-61.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2013, Том 22, Экспресс-выпуск 939: 3105-3109

Владимир Порфирьевич Теплов (1904-1964)

И.В.Жарков

Второе издание. Первая публикация в 1964*

Тяжёлая болезнь вырвала из наших рядов активного деятеля отечественной зоологии, экологии, энтузиаста системы заповедников — Владимира Порфирьевича Теплова. Он скончался 6 мая 1964 года в расцвете творческих сил, полный энергии и незавершённых планов. До последней минуты своей жизни В.П.Теплов думал о продолжении начатых им исследований.

В.П.Теплов родился 28 июля 1904 года в Казани в семье врача. Живой интерес к орнитологии и териологии зародился у него ещё в школьные годы и окончательно окреп во время обучения на лесном факультете Казанского института сельского хозяйства и лесоводства, а затем на биологическом отделении Казанского университета. В формировании его научных взглядов и совершенствовании навыков полевых

* Жарков И.В. 1964. Владимир Порфирьевич Теплов (28 июля 1904 — 6 мая 1964) // Бюл. МОИП. Отд. биол. 69, 6: 150-153.

исследований важную роль сыграл студенческий научный кружок «Любители природы» и руководитель секции по изучению наземных позвоночных этого кружка доцент Александр Александрович Перша-ков (1875-1943) — отличный натуралист-краевед и талантливый педагог. Неписаным, но непреложным законом для всех членов кружка было участие в живом, настоящем деле. Члены кружка активно участвовали в организации Зоосада в Казани, восстановили разрушенный Ботанический сад, были инициаторами и участниками многих научных экспедиций, создали Волжско-Камскую охотничье-промысловую биостанцию, участвовали в организации Бирюлинского зверосовхоза. И если без совета А.А.Першакова как научного руководителя не обходилось обычно ни одно из этих начинаний, то организатором их был неизменно Володя Теплов, вкладывавший в работу кружка всю свою энергию, знания и темперамент. Ненасытная жажда к действию была главной чертой характера В.П.Теплова с юношеских лет и до конца его жизни. В 1925 году он был активнейшим членом комитета по организации Казанского зоосада и одним из первых его сотрудников.

В 1928 году на базе Зоосада организуется охотничье-промысловая биостанция, в создание которой В.П.Теплов вложил много сил и работой которой он руководил вплоть до начала 1935 года. Изучение охотничьих животных Среднего Поволжья и разработка способов рационального использования их были главными задачами биостанции. Персонал её состоял из молодёжи, сплотившейся в дружный коллектив ещё во время совместной работы в кружке «Любителей природы» и в Казанском зоологическом саду. Будучи руководителем биостанции, В.П.Теплов поощрял и развивал коллективные формы работы. В составлении планов научных исследований и в сборе материалов по всем темам обычно участвовали все сотрудники. Вопрос о том, кто будет обрабатывать те или иные материалы, решался нередко уже после того, как эти материалы были накоплены. Такая организация исследований оказалась весьма плодотворной. Казанская биостанция быстро выдвинулась на одно из первых мест в системе аналогичных учреждений. В настоящее время она функционирует в качестве отделения Всесоюзного института животного сырья и пушнины.

В те годы при непосредственном участии В.П.Теплова была выполнена серия работ, посвящённых изучению питания многих видов пушных зверей и хищных птиц, ставшая первым опытом регионального исследования пищевых взаимоотношений животных на массовом материале. Много внимания и сил уделял он изучению экологии выхухоли и сурка — животных редких, но представлявших потенциальную ценность для пушной промышленности, а также так называемым второстепенным пушным видам, в частности водяной крысе. Коллектив биостанции разработал ряд методических приёмов полевых иссле-

дований, нашедших в дальнейшем широкое применение. Это сочетание экспедиционных исследований с углублённым изучением жизнедеятельности вида на стационарах, массовые вскрытия объектов изучения, круглосуточные наблюдения за изменениями активности животных в связи с погодными условиями и др.

В начале 1935 года В.П.Теплов перешёл на работу в Кавказский заповедник, где руководил Комплексной естественноисторической станцией, впоследствии преобразованной в зоологический сектор. В заповедниках он видел широкие возможности для развёртывания стационарных экологических исследований. В Кавказском заповеднике он проработал два с половиной года, но за это время сумел широко привлечь к сбору зоологических материалов персонал охраны, заложил основу картотеки зоологических наблюдений (подобные картотеки ведутся теперь во всех заповедниках РСФСР), организовал стационар для изучения экологии куницы и собрал материалы, давшие ему возможность опубликовать ряд интересных научных статей.

Своеобразная природа Кавказа показалась В.П.Теплову слишком экзотичной, «чуждой», и он перешёл на работу в Печоро-Илычский заповедник. Здесь он прежде всего организовал стационарные зоологические наблюдения, заложив ряд постоянных маршрутов, на которых с тех пор ежегодно проводились учёты относительной численности основных видов животных, глазомерная оценка урожая кормов, периодические измерения высоты снежного покрова и т.п. Много времени и летом и зимой проводил он в экспедициях по обширному заповеднику, участвовал в доставке и выпуске в верховья Печоры речных бобров. К зоологическим наблюдениям В.П.Теплов привлёк работников охраны заповедника и охотников, среди которых нашёл немало настоящих таёжников, тонко понимающих местную природу.

За первые два года работы в заповеднике он подготовил три больших статьи, основанных на обобщении личных наблюдений и опыте местных охотников. Две из них — о млекопитающих заповедника и роли снежного покрова в жизни зверей и птиц — написаны им вместе с Е.Н.Тепловой, всегда бывшей верной его помощницей и в экспедициях и дома. Третья — по экологии глухаря в Печоро-Илычском заповеднике - стала по настоянию профессора А.Н.Формозова кандидатской диссертацией В.П.Теплова.

Защита диссертации состоялась 4 апреля 1940 года в Московском университете и прошла блестяще. Получив степень кандидата биологических наук, В.П.Теплов не покинул заповедник, но продолжал систематически накапливать материалы о взаимоотношениях животных в условиях северной тайги. В 1942 году, когда его мобилизовали в Советскую Армию, стационарные наблюдения непрерывно продолжала Е.Н.Теплова. Из армии его через несколько месяцев демобилизовали

по состоянию здоровья, и все военные годы он возглавлял работу Пе-чоро-Илычского заповедника.

Результаты стационарных наблюдений изложены им в отдельной книге (см. «Труды Печоро-Илычского заповедника», вып. 8), в которой прослежены за период с 1938 по 1949 год изменения численности 19 видов млекопитающих и 8 видов птиц в связи с условиями обитания. Эта наиболее крупная работа В.П.Теплова ценна тем, что в ней показано на обширном материале как реагируют различные виды животных Печорской тайги на изменения условий среды, обсуждаются методы прогнозирования численности охотничьих животных и даются конкретные предложения по изменению сроков, способов и интенсивности использования их запасов в соответствии с колебаниями численности. Решительно осуждая практику планирования добычи животных на основе результатов их промысла в предшествующем сезоне, он указывает на необходимость накопления массовых материалов о динамике численности животных, а также о годичных и сезонных изменениях их экологии. Только такие материалы, собираемые сетью специальных биопунктов, могут дать основу для правильного планирования в охотничьем хозяйстве. Ведущая роль в этом деле должна принадлежать заповедникам. Из работ печорского периода заслуживает также особого внимания статья о соотношении полов у диких млекопитающих, в которой убедительно показана закономерность преобладания самцов или самок среди новорождённых животных и неодинаковой гибели особей разного пола в более старших возрастах.

В 1952 году В.П.Теплов перешёл в Окский заповедник, научной работой которого он руководил до конца своей жизни. И здесь он начал с организации исследований, с пополнения коллектива молодёжью. Он умел подобрать для каждого студента, приехавшего на практику в заповедник, интересную и посильную тему, а главное умел убедить каждого, что поручаемая ему работа очень нужна и заповеднику, и самому исполнителю. Лучшие практиканты впоследствии становились постоянными сотрудниками заповедника. Некоторые из них уже стали кандидатами биологических наук.

Настойчивые поиски новых, наиболее перспективных направлений зооэкологических исследований привели В.П.Теплова к твёрдому убеждению о необходимости организации в стране орнитологических станций и службы биологической съёмки.

Первая в СССР орнитологическая станция была организована при Окском заповеднике в январе 1956 года в целях углублённого изучения экологии отдельных видов птиц, изучения их миграций путём массового кольцевания и стационарных наблюдений на путях пролёта, а также для разработки и усовершенствования методов учёта и изучения динамики численности птиц. В 1958 году по его же инициативе

были организованы Северная, Южная и Дальневосточная орнитологические станции при заповедниках системы Главохоты РСФСР. Работа всех орнитологических станций развернулась достаточно широко. При них была устроена сеть стационарных пунктов для наблюдений за пролётом, работавших по единой программе. Массовое кольцевание птиц проводилось путём специальных экспедиций. Успешно разрабатывались новые способы массового отлова птиц, которые немедленно же использовались для мечения их. Работа орнитологических станций быстро дала интересные в научном и практическом отношении результаты, большая часть которых уже обнародована в сообщениях В.П.Теп -лова и его учеников на орнитологических конференциях, в сборниках печатных работ станции и в других изданиях.

В.П.Теплова очень беспокоило состояние и использование запасов охотничьих животных, особенно водоплавающей и боровой дичи. Он настойчиво доказывал, что охотничье хозяйство невозможно правильно организовать без регулярного учёта сырьевой базы, кадров охотников и количества добываемых животных. Для сбора этих сведений при Окском заповеднике была создана специальная группа сотрудников, выполняющая силами егерей и лесной охраны целый комплекс научных исследований и ежегодно дающая обзоры состояния и использования запасов охотничьих животных по 12 областям в центральной части европейской территории РСФСР. Работу группы биологической съёмки В.П.Теплов рассматривал как прообраз системы мероприятий, дающих научное обоснование для планирования охотничьего хозяйства. В публичных выступлениях последних лет В.П.Теплов горячо ратовал за необходимость согласования форм ведения различных отраслей народного хозяйства с интересами охраны природы и охотничьего хозяйства. Главной задачей заповедников он считал содействие наиболее рациональному хозяйственному освоению ресурсов дикой природы.

Помимо служебных обязанностей, В.П.Теплов выполнял многие общественные. Он был членом Правления Росохотрыболовсоюза, членом Совета по охотничьему хозяйству Министерства сельского хозяйства СССР, членом Научно-технического совета Главохоты РСФСР, членом Постоянного орнитологического комитета и др.

Владимир Порфирьевич Теплов отличался строгой принципиальностью, непримиримостью к любым недостаткам, прямолинейностью суждений и высказываний, а главное - неисчерпаемой активностью и инициативой. Добрая память о нём останется навсегда в сердцах всех знавших его лично и работавших с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.