Научная статья на тему 'ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ И "НОВЫЙ САТИРИКОН"'

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ И "НОВЫЙ САТИРИКОН" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
393
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. МАЯКОВСКИЙ / "НОВЫЙ САТИРИКОН" / САТИРИЧЕСКИЕ ГИМНЫ / КОМИЧЕСКОЕ / САША ЧЕРНЫЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шеленок Михаил Алексеевич

Освещается история двухлетнего сотрудничества В. Маяковского с сатирико-юмористическим журналом «Новый Сатирикон» (1915-1917). Отмечается важность данного периода в контексте творческой биографии поэта. Особое внимание уделяется сравнению художественных методов и авторских позиций Маяковского и Саши Черного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VLADIMIR MAYAKOVSKY AND “NEW SATYRICON”

The article deals with the history of the two-year cooperation of V. Mayakovsky with the satirical and humorous magazine “New Satyricon” (1915-1917). There is emphasized the comparison of the artistic methods and the authors’ positions of V. Mayakovsky and Sasha Cherny.

Текст научной работы на тему «ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ И "НОВЫЙ САТИРИКОН"»

2018. № 6. DOI: 10.17513/spno.28328. URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=28328 (data obrashcheniya: 23.02.2022).

8. Stenogramma zasedanij 22 dekabrya 2021 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://transcript.duma.gov. ru/node/5765/ (data obrashcheniya: 23.02.2022).

9. Shahovskij V.I. Vzaimodejstvie kommunika-tivnyh sred v estestvennoj kommunikacii // Kazan. lingv. zhurn. 2020. №2 1(3). S. 113-134. DOI: 10.26907/ 2658-3321.2020.3.1.113-134.

10. Shahovskij V.I. Dissonans ekologichnosti v kommunikativnom kruge: chelovek, yazyk, emocii. Volgograd, 2016.

11. Shahovskij V.I. Ob#emnaya dinamika lingvo-ekologii kak nauchnoj paradigmy // Ekologiya yazyka i kommunikativnaya praktika. 2019. № 4(2). S. 26-34.

12. Shahovskij V.I. Ekologicheskaya mnogoli-kost' kommunikativnyh sred cheloveka // Etnopsiho-lingvistika. 2019. № 2. S. 92-119.

13. Shahovskij V.I. Ekologiya kommunikativnoj distribucii slova. Neofilologiya. 2021. T. 7. № 27. S. 369-376. DOI: https://doi.org/10.20310/2587-6953-2021-7-27-369-376.

14. Shahovskij V.I. Ekologiya yazyka i cheloveka v menyayushchemsya sociume // Neofilologiya. 2020. T. 6. № 22. S. 217-225. DOI 10.20310/2587-69532020-6-22-217-225.

15. Shahovskij V.I. Emotivnaya lingvoekologiya v sovremennom kommunikativnom prostranstve: kol. monogr. / nauch. red. prof. V.I. Shahovskij, otv. red. prof. N.N. Panchenko. Volgograd, 2013.

The non-ecological dominance in the political discourse

The article deals with the classification and illustration of the kinds of the non-ecological dominance in the modern political discourse based on the speech of the spokesman of the group "Communist Party of the Russian Federation" - G.A. Zyuganov in the State Duma of the Russian Federation. In the speech the politician makes actual the non-ecological dominant behavior in the direct and indirect forms with the help of the offences, accusations, critic, assessment, the demonstration of the achievements, the contrasting with the others, irony and hints.

Key words: non-ecological dominance, political discourse, direct/indirect speech act, influence.

(Статья поступила в редакцию 14.02.2022)

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

М.А. шЕлЕноК (санкт-Петербург)

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ И «НОВЫЙ САТИРИКОН»

Освещается история двухлетнего сотрудничества В. Маяковского с сатирико-юмо-ристическим журналом «Новый Сатирикон» (1915-1917). Отмечается важность данного периода в контексте творческой биографии поэта. Особое внимание уделяется сравнению художественных методов и авторских позиций Маяковского и Саши Черного.

Ключевые слова: В. Маяковский, «Новый Сатирикон», сатирические гимны, комическое, Саша Черный.

В 1910-1917 гг. в Москве и Петербурге издавалось около четырех десятков наименований сатирических и юмористических журналов. Но подавляющее большинство из них смогло просуществовать очень короткое время: от нескольких номеров до года или до двух лет издательской жизни.

Из всей массы издававшихся в то время журналов «Новый Сатирикон» был единственным, который привлек В. Маяковского к постоянному сотрудничеству. На протяжении двух лет (с февраля 1915 г. по март 1917 г.) Маяковский не был связан ни с одним периодическим изданием, кроме «Нового Сатирикона».

В феврале 1915 г. художник-карикатурист А. Радаков от лица редакции пригласил поэта Маяковского принять участие в журнале (чего, кстати, другие сатирические и юмористические издания не сделали). Приглашая Маяковского, Радаков думал с его помощью как-то оживить журнал. Однако поэта-футуриста в редакции встретили настороженно. Не желая «подлаживаться под общее камерное пение са-тириконцев, он беззастенчиво грохнул раскатистым мощным басом» [1, с. 402]. Некоторые поэты-сатириконцы (особенно Саша Черный, занимавший положение поэтического лидера) не хотели видеть бунтаря-футуриста в составе редакции, но А. Аверченко - главному редак-

О Шеленок М.А., 2022

тору - удалось защитить талант приглашенного автора.

Новаторские элементы поэтического метода Маяковского, определившиеся еще в футуристический период его деятельности, перешли и в «сатириконские» стихи и «благодаря контексту журнала сделались более доступными для читательского восприятия» [7, с. 76]. К таким поэтическим приемам относятся «демократическая», уличная лексика, гиперболизм образов, столкновение высоких и низких смысловых планов, разговорные и ораторские интонации, сложные рифмы и ассонансы и т. д. Тематика анархического бунта поэта против окружающей среды, преобладавшая в ранних стихах Маяковского, также продолжила дальнейшее свое развитие.

Участие Владимира Маяковского в журнале «Новый Сатирикон» стало первым широким выходом поэта на арену сатирической поэзии. Как отмечают исследователи творчества Маковского, к этому периоду относится перелом в эстетических воззрениях поэта, отразивший существо его расхождений с теоретическими установками футуризма: «Сатирикон-ская работа была началом отхода Маяковского от футуристических идей» [8, с. 28].

Сотрудничество Маяковского в «Новом Сатириконе» было подготовлено его тяготением к комическому. теперь поэту предстояла работа в жанре политической сатиры. Маяковский дорожил своим участием в «Новом Сатириконе» и регулярно появлялся в редакции, беседовал с художниками, проявлял активность в редакционных заседаниях. Свои яркие памфлеты, остроумные юморески и политические стихотворения Маяковский всячески стремился продвигать в массы и нередко читал их с эстрады. В 1917 г. почти на всех площадках, где ему приходилось выступать, он читал са-тириконские стихи.

26 февраля 1915 г. (№ 9) было опубликовано стихотворение «Судья» (впоследствии «Гимн Судье»). В течение двух лет в общей сложности Маяковский напечатал в «Новом Сатириконе» 25 стихотворных текстов (последнее стихотворение «сатириконского» периода - «Братья писатели» в № 3 от 12 января 1917 г.). Кроме того, в этом издании 17 марта 1917 г. поэт поместил конец второй и отрывок из третьей части поэмы «Облако в штанах», ранее не пропущенные цензурой при ее отдельном издании.

В «Гимне судье» под видом экзотической картинки из перуанской жизни была дана злая сатира на современную Россию. Маяковский-

сатирик рисует читателю картину жизни в несчастном государстве, где привольно живется лишь «судьям», а народ стонет от бесчисленных поборов, где закованы в кандалы и высланы «на экватор» все инакомыслящие. Есть даже упоминание о запрещении спиртных напитков (недавнее нововведение в николаевской России начала XX в.). Последние строки «Гимна судье» воспринимались, как некий призыв расправиться с ненавистным порядком: «Судьи мешают и птице, и танцу, / и мне, и вам, и Перу» [4, с. 77].

За этим стихотворением последовали другие сатирические «гимны»: ученому, здоровью, критику, обеду, взятке и др. здесь Маяковский высмеивает самые разные социальные пороки общества. Многие исследователи интерпретируют сатирические стихи поэта как «гимны наоборот». Например, И. Эвен-тов отмечает: «Бичевание язв буржуазного мира было облечено Маяковским в условно-панегирическую форму, восходящую в своей традиции к знаменитым панегирикам эразма и Рабле... Ни одно из предшествующих произведений Маяковского не отличалось такой наглядностью и сосредоточенностью сатирических образов, как гимны в «Новом Сатириконе». здесь, собственно, и начал складываться сатирический метод Маяковского. Частично этот метод был связан с традициями классической стихотворной сатиры: с аллегоризмом, в котором искони воплощались нападки художников на государственный строй, с шифровкой темы экзотическими деталями, с притворной гимнологической манерой письма» [8, с. 46].

ограничив себя рамками иронического гимна, Маяковский очень широко разнообразил его содержание. обычно он связывал «гимн» с общим тематическим содержанием сатириконского номера. Например, «Гимн взятке» и «Внимательное отношение к взяточникам» были опубликованы в специальном выпуске «о взятке» «Нового Сатирикона» (№ 35 от 27 августа 1915 г.).

«Гимн обеду» был напечатан в юбилейном номере, посвященном году войны (№ 29 от 16 июля 1915 г.). На его обложке - символический рисунок: толстый младенец сосредоточенно и серьезно жует «пушечное мясо». Следовательно, «гимн» Маяковского прежде всего был направлен против войны. Это объясняется наличием военных ассоциаций в тексте: Если ударами ядр / тысячи Реймсов разбить удалось бы - / по-прежнему будут ножки у

пулярд, / и дышать по-прежнему будет ростбиф! [3, с. 84]

Образы «гимна» двойственны: параллельно развиваются тема войны и тема обеда (тысячи Реймсов и миллионы котлет, кровь на войне и кровь из последней «взрезанной» бычьей шеи). А над всем этим господствует многозначный образ Мяса: ростбиф на столе у жирного, который сам уже словно заплывший салом «желудок в панаме» и, наконец, пушечное мясо, бросаемое в костер войны.

Многозначительны образы и в стихотворении «Хвои», которое было напечатано в рождественском номере (№ 52 от 22 декабря 1916 г.). Все стихотворение построено на перебивке двух планов: новогодняя елка и война. План декоративный перебивается планом прозаических вещей: на месте елочных украшений начинают мелькать осколки ядер, смертоносные осы, порох, «железные чудища». Дети просят елку, однако ее не будет: в лесу летают сотни ядер, вата нужна раненым, а рождественский дед на заводе делает порох: Не будет музыки. / Рученек / где взять ему? / Не сядет, играя. / Ваш брат / теперь, / безрукий мученик, / идет сияющий в воротах рая [5, с. 125]. Таким образом, вместо традиционного новогоднего стихотворения перед читателем появилась экспрессивная антивоенная проповедь.

Сатирические «гимны» Маяковского объединены общей задачей - высмеять типичные пороки общества. А главный объект сатиры -это российское мещанство в самых разных его обличиях. «Гимны» заканчиваются обобщенным портретом «жирного», взирающего на людскую суету сверху. Сатира Маяковского направлена не только на обывателей, но и на «верхи», т. е. на тех, «кто в золото заткан». К крупным бюрократам, обирающим Россию, издевательски обращается автор «Внимательного отношения к взяточникам»: Берите, милые, берите, чего там! / Вы наши отцы, а мы ваши дети [2, с. 96].

В этом стихотворении поэт выступает под прикрытием сатирической маски. Его издевательства замаскированы лицемерным сочувствием к взяточникам, что создает мощный комический эффект.

Пытаясь бороться с жестокостью грабительского мира, лирический герой сам оказывается его жертвой. Особенно заметно это в другом сатириконском цикле стихотворений Маяковского, который имеет общее заглавие «Издевательства».

Сатирические произведения дореволюционного Маяковского наполнены гротесковым горьким смехом, природа которого заключена в сознании одиночества поэта перед окружавшей его толпой обывателей. Комическое и трагическое составляли в поэзии Маяковского единое целое. При этом лирический герой через саркастический смех находил выход из трагизма, ибо это не был трагизм Саши черного, т. е. трагизм отчаяния, безысходности и тупика. Трагизм Маяковского был отвергающий, бунтующий, гневный и полный сарказма. Огромная сила презрения, смешанная с горечью, с гневом, со страстной надеждой, нуждалась для своего выражения в гиперболических образах, способных низвергнуть и уничтожить ненавистное поэту зло.

Метод «снижения» и низведения космических величин до насущных домашних потребностей обывателя стал впоследствии излюбленным приемом сатиры Маяковского.

Необычайно характерным сатирическим приемом, позволяющим разоблачить внутреннее убожество обывательской публики, для поэта было грубое овеществление человека. Лирический герой Маяковского не может найти в огромном мире ни одного человеческого лица.

И город уже не кажется Маяковскому символом современной красоты. за внешним великолепием открывается во всем его безобразии вызывающее чувство отвращения «адище города». для Маяковского нет красоты там, где нет справедливости. Поэт не может назвать город красивым, ибо он безжалостно уродует человека. Жителями такого города-урода могут быть лишь духовные мещане, которые вызывают у поэта чувство жгучей ненависти. И если Саша черный показывал в своих сатирах мещанина изнутри, то Маяковский не касается чувств и мыслей обывателя. Поэт показывает его с внешней стороны, рисуя перед читателем невероятно омерзительный образ. «Реалистический» гротеск Саши черного совсем не похож на фантастический гротеск Владимира Маяковского. Там, где у Саши черного мы видим лишь презрение и пассивное созерцание, у Маяковского - яростный гнев и призыв к борьбе.

Маяковского отличает от сатириконцев главное: взгляд на будущее. Вся сатирикон-ская поэзия была наполнена жалобами на судьбу, с которой ничего не поделаешь. В оценке политических событий у сатириконцев неизменно слышался безнадежный пессимизм. У Маяковского всюду боль, гнев, но не слезли-

вость. он яростно жалеет человечество и активно стремится уничтожить причину их несчастий в своих сатирических произведениях. Лирический герой Маяковского - оптимист и гуманист, способный на яростный бунт против современного строя, превращающего человека в зверя.

В «Новом Сатириконе» Владимир Маяковский приобрел навыки профессионального сатирика. однако сотрудничество в этом журнале постепенно перестало удовлетворять поэта. Маяковский не мог ужиться с сатирикон-цами, которые видели свою задачу в том, чтобы «оживить смехом скучные понедельники, опоэтизировать будни, наступившие после революционного праздника» [1, с. 411].

Последнее стихотворение Маяковского в «Новом Сатириконе», опубликованное 12 января 1917 г. - «Братья-писатели». Это резкое обращение к «литературной братии» частично направлено против тех самых сатирикон-цев, которые начали разменивать свой талант на легковесный юмор.

К 1917 г. ведущие сатириконские авторы окончательно поверили в неодолимость зла и начали проповедовать отказ от борьбы. Все их рассуждения стали сводиться к тому, что исправить пороки на время не стоит труда, но создать идеальное новое общество невозможно. Не разделяя этой социальной психологии, Маяковский отошел от «Нового Сатирикона», а после Февральской революции порвал с ним окончательно.

Итак. Сотрудничество известного поэта и знакового сатирико-юмористического издания оказалось выигрышным для каждой из сторон. Маяковский, оттачивая комическое мастерство, закрепил за собой статус сатирика, а «Новый Сатирикон» получил яркие новаторские произведения, что доказывает значимость данного опыта как для творческой биографии автора, так и для развития журнала.

Список литературы

1. Евстигнеева Л. Журнал «Сатирикон» и поэты-сатириконцы. М., 1968.

2. Маяковский В. Внимательное отношение к взяточникам // Его же. Полное собрание сочинение: в 13 т. Т. 1: Стихотворения, трагедия, поэмы и статьи 1912-1917 годов. М., 1955. С. 95-96.

3. Маяковский В. Гимн обеду // Его же. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 1: Стихотворения, трагедия, поэмы и статьи 1912-1917 годов. М., 1955. С. 84-85.

4. Маяковский В. Гимн судье // Его же. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 1: Стихотворе-

ния, трагедия, поэмы и статьи 1912-1917 годов. М., 1955. С. 76-77.

5. Маяковский В. Хвои // Его же. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 1: Стихотворения, трагедия, поэмы и статьи 1912-1917 годов. М., 1955. С. 124-125.

6. Сторожев А. Сатира дооктябрьского периода в творчестве В.В. Маяковского. Волгоград, 1969.

7. Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского. М., 1970.

8. Эвентов И. Маяковский-сатирик. Л., 1941.

* * *

1. Evstigneeva L. Zhumal «Satirikon» i poety-satirikoncy. M., 1968.

2. Mayakovskij V. Vnimatel'noe otnoshenie k vzyatochnikam // Ego zhe. Polnoe sobranie sochinenie: v 13 t. T. 1: Stihotvoreniya, tragediya, poemy i stat'i 1912-1917 godov. M., 1955. S. 95-96.

3. Mayakovskij V. Gimn obedu // Ego zhe. Polnoe sobranie sochinenij: v 13 t. T. 1: Stihotvoreniya, tragediya, poemy i stat'i 1912-1917 godov. M., 1955. S. 84-85.

4. Mayakovskij V. Gimn sud'e // Ego zhe. Polnoe sobranie sochinenij: v 13 t. T. 1: Stihotvoreniya, tragediya, poemy i stat'i 1912-1917 godov. M., 1955. S. 76-77.

5. Mayakovskij V. Hvoi // Ego zhe. Polnoe sobranie sochinenij: v 13 t. T. 1: Stihotvoreniya, tragediya, poemy i stat'i 1912-1917 godov. M., 1955. S. 124-125.

6. Storozhev A. Satira dooktyabr'skogo perioda v tvorchestve V.V. Mayakovskogo. Volgograd, 1969.

7. Hardzhiev N., Trenin V. Poeticheskaya kul'tura Mayakovskogo. M., 1970.

8. Eventov I. Mayakovskij-satirik. L., 1941.

Vladimir Mayakovsky and "New Satyricon"

The article deals with the history of the two-year cooperation of V. Mayakovsky with the satirical and humorous magazine "New Satyricon" (19151917). There is emphasized the comparison of the artistic methods and the authors' positions of V. Mayakovsky and Sasha Cherny.

Key words: V. Mayakovsky, "New Satyricon", satirical hymns, the comic, Sasha Cherny.

(Статья поступила в редакцию 14.01.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.