ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2005. № 6
ФИЛОСОФСКИЕ ПОРТРЕТЫ
В.И. Антонов
ВЛАДИМИР КУПЦОВ: УЧЕНЫЙ-ФИЛОСОФ,
ПЕДАГОГ, МЕТОДОЛОГ НАУКИ
(К 70-летию со дня рождения)
Человеческой жизни свойственно всегда устремляться вперед. Покуда жив человек, его жизненный разбег ни на минуту не прекращается. Причем этот разбег имеет обыкновение в зависимости от конкретныж обстоятельств и периодов жизни то ускоряться, то замедляться. Такова синергетика человеческой жизни, которая обычно разворачивается в некоторой Богом предначертанной длительности многомерных жизненных импульсов. Иначе говоря, жизненный путь человека не бывает устлан прямой ковровой дорожкой. Потому он время от времени не обходится без крутых виражей, подъемов, спусков. В этой непростой диалектике жизни ключевыми моментами, позволяющими осмыслить пройденное, выступают определенные жизненные высоты, покоряемые человеком. В числе таких высот особое место занимает семидесятилетняя вершина. На эту вершину в нынешнем году восходит мой учитель по Московскому университету, доктор философских наук, профессор, академик Российской академии образования Владимир Иванович Купцов. На Востоке 70 лет традиционно и, в общем-то, совершенно верно считаются порой золотой мудрости.
Владимир Иванович Купцов родился в Москве в 1936 г., в последний месяц лета, когда цветение природы, как известно, достигает своего пика. В 1959 г. окончил Московский физико-технический институт. Затем в 1960 г. поступил и соответственно в 1963 г. завершил обучение в аспирантуре философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. С той поры вплоть до 1985 г. В.И. Купцов преданно, с присущей ему особой внутренней ответственностью служил делу ставшего родным для него великого университета на стезе университетского философского образования и науки. Последовательно работал ассистентом, старшим преподавателем, доцентом и профессором. В 1964 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме: «О природе статистических закономерностей», а в 1974 г. — докторскую диссертацию по теме: «Лапласовский детерминизм и вероятность». Начиная с 1976 г. в течение 9 лет заведовал крупнейшей межфакуль-
6 ВМУ, философия, № 6
тетской кафедрой МГУ — кафедрой философии естественных факультетов. Затем в научно-педагогической карьере В.И. Купцова наступает новыш этап. В 1985 г. его приглашают и утверждают заместителем директора Института философии АН СССР. А через два года Владимира Ивановича, учитывая его организаторские способности, переводят в Государственный комитет СССР по народному образованию и назначают на должность начальника Главного управления преподавания общественных наук. В указанном качестве он проработал вплоть до 1992 г., т.е. до той поры, пока окончательно не распался Советский Союз. После этого В.И. Купцов переходит на работу в Российскую академию управления (образованную тогда на базе упраздненной Академии общественных наук при ЦК КПСС) в ранге первого заместителя руководителя Гуманитарного центра. И в 1994 г. он вновь возвращается в родной университет — МГУ имени М.В. Ломоносова — и становится директором Учебно-научного объединения «Гуманитарное образование», которое в 1999 г. было включено в состав нового факультета университета — факультета педагогического образования. В настоящее время Владимир Иванович работает профессором, заведующим лабораторией факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова.
В.И. Купцов в 1990 г. был избран действительным членом (академиком) Академии педагогических наук (АПН) СССР (ныне — Российская академия образования). Он довольно-таки продолжительное время являлся членом редколлегии журнала «Философские науки», членом редакционного совета журнала «Вестник высшей школы».
В.И. Купцов, будучи крупным ученым-философом, признанным методологом науки, внес заметный вклад в разработку актуальный проблем развития научного мировоззрения во второй половине XX столетия. В исследованиях феномена детерминизма им дано оригинальное толкование особенностей картины мира, построенной на основе динамических законов, вышвлено многообразие форм случайностей, обоснована несводимость статических закономерностей к динамическим, на основе целостного изучения различных интерпретаций теории вероятностей показана важность ее использования в физике, биологии, социологии и других областях науки.
В трудах В.И. Купцова исследуются специфика философского мышления, структура научного знания, соотношение эмпирического и теоретического в научном познании, обосновытаются критерии научности и их значение для науки и практики. В своих исследованиях он выдвигает и развивает собственные (авторские) концепции антиредукционизма, соотношения генетически связанных теорий, природы фундаментальных открытий, многообра-
зия и особенностей математизации различных наук. Также В.И. Купцовыш дана интересная разработка методологических проблем, связанный с изучением научного наследия Георга Менделя. За достижения в этой области он удостоен медали Г. Менделя (ЧССР).
Кроме того, в работах В.И. Купцова важное место занимают исследования интеграционных процессов в истории цивилизации и в современном мире, изучение и выявление особенностей социальныж революций в XX в. В связи с этим им выработаны собственное видение и истолкование учения В.И. Вернадского о ноосфере.
Обширна география издания научных работ В. И. Купцова: Афины, Варшава, Ганновер, Зальцбург, Монреаль и другие города разных континентов. Его труды опубликованы на многих ино-странныгх языках — английском, немецком, французском, греческом, польском, итальянском и т.д.
В большом ряду исследовательских работ В.И. Купцова можно выделить такие крупные и известные для своего времени книги, как «Философия и наука» (в соавт.) (М., 1973); «Детерминизм и вероятность» (М., 1976); «Философия в современном мире» (М., 1987); «Человек и общество» (в соавт.) (в 3 т. М., 1993). К слову сказать, в деле изучения философских проблем науки названная выше работа «Философия и наука» в наши студенческие годы (первая половина 70-х гг. прошлого столетия) невольно (а может, наоборот: закономерно, т.е. благодаря какой-то воле, предзаданной сверху) сыграла роль настольной книги для многих, в особенности для тех, кто специализировался по кафедре диалектического материализма.
Книга привлекала студентов, прежде всего, своей познавательной глубиной и широтой. Она быша построена на солидном историко-философском пласте, ее методологический базис умело и аргументированно подкреплялся богатым и многообразным конкретно-научным материалом. Еще одной привлекательной стороной книги для студентов, пожалуй, являлось наличие в ней должного культурологического фона.
Хотя данная книга быша написана в соавторстве, т.е., по сути, была коллективным трудом, тем не менее она в нашей студенческой среде справедливо называлась «купцовской книгой». Ведь основным генератором идей, реализованных в ней, главным ее «концептуальщиком», интеллектуально-научным «синтезатором» выступал именно Владимир Иванович Купцов.
Несомненны заслуги В.И. Купцова и в подготовке научно-философских кадров. Под его руководством защитили диссертации многие десятки кандидатов и докторов наук. По существу, здесь можно говорить о научной школе Купцова. В числе его учеников
можно назвать таких ныне известных в России ученых, как В.Г. Борзенков (заслуженный профессор МГУ), С.А. Лебедев (заслуженный профессор МГУ), В.В. Ильин, А.В. Кезин и др.
Владимир Иванович читал нам лекции на четвертом курсе в 1972/73 учебном г. Излагая дисциплину «Философские проблемы современного естествознания», он чувствовал себя как рыба в воде. И это бышо совершенно естественно. В его лекционном курсе самым положительным образом сказывался органично выраженный профессионально-образовательный сплав, который состоялся у него за годы студенческой и аспирантской учебы в знаменитом Физтехе и на не менее известном философском факультете МГУ. Натурфилософские глубины, методологические «водовороты», куда он с уверенностью доки заводил нас, студентов, представлялись тогда заманчивыми и привлекали своей познавательной перспективой.
Обладая от природы сильным и звонким голосом, В.И. Купцов без особого труда «осиливал» акустически-пространственный фон поточной аудитории протяженностью на два этажа. Говорил он всегда эмоционально, с методической нацеленностью на высокую ноту. Его речь во время лекций интонационно ассоциировалась со своего рода эмоционально-познавательными «волнами», накатывающими с некоторым интервалом друг на друга и последовательно нарастающими. Завороженная и ведомая подобной речевой «стилистикой» подачи учебно-лекционного материала наша пыггливая студенческая мысль постепенно и неминуемо поднималась на этих «волнах» на соответствующие вершины учебныгх знаний. При этом ощущение акустической «волнообраз-ности», ритмичности изложения В.И. Купцовым лекций изоморфным образом отражалось на самом интеллектуальном восприятии студенческой аудитории: напряжение мысли у нас то усиливалось, то спадало, сменяясь ненадолго релаксацией, то опять поднималось.
И действительно, Владимир Иванович лекции читал ярко, выразительно, с одержимостью ищущего духа. Он самозабвенно уходил в глубину рассматриваемых лекционныгх вопросов. Нередко у него во время лекций глаза горели, улыбка не сходила с его лица. Когда обнажал сложные смысловые моменты, «распутытал» узловые точки в проблемных вопросах лекций, он всегда представал перед нами в состоянии особого озарения, внутреннего одухотворения. Радость поиска и обнаружения той или иной конкретной истины буквально была написана на его лице, хотя, понятное дело, для него как давно состоявшегося ученого и методолога науки открытавшаяся для нас истина являлась известной доселе ему на все сто рядов и, следовательно, тривиальной. Тем не менее его радость мгновенно, словно электропроводом,
передавалась нам. В те минуты казалось, что мы как будто сами дошли до сложной истины, сами раскрыли ее.
Прочитанные В.И. Купцовым лекции находили органичное преломление на семинарских занятиях. Они вытолняли естественную функцию учебного полигона для практической апробации и усвоения лекционного материала. И здесь необходимо отметить особую роль С.А. Лебедева как преподавателя, педагога и методиста (тогда — молодого кандидата наук, ныне — доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой ИППК при МГУ им. М.В. Ломоносова). Именно Сергей Александрович своим настоящим профессионализмом и педагогическим мастерством сумел тогда привить нашей — 42-й — группе повышенный интерес к философским проблемам естествознания. Поэтому семинарские занятия под его руководством проходили под знаком активного участия со стороны студентов нашей группы, в обстановке бурных дебатов. На них, например, обсуждались такие важные по тем временам (кстати, не утратившие своей актуальности и сегодня) проблемы, как эволюция геометрии и ее значение для теории познания, понятие вероятности, природа математического знания, проблемы пространства и времени, причинности в классической и современной физике, соотношение динамических и статистических закономерностей, эволюционный процесс в живой природе; системная организованность биологических объектов, проблема происхождения жизни и т.д. И рассмотрение всех этих вопросов предварялось и завершалось генерализацией основополагающей проблемы учебного курса — соотношения философии и частных наук.
В этой связи мне не без основания думается, что именно тогда, в далеком 1973 г., когда мы усердно и с особым интересом постигали на лекциях В.И. Купцова и на семинарских занятиях С.А. Лебедева учебный курс «Философские проблемы естествознания», у большинства из нас состоялся проблемно-тематический выбор не только для дипломных работ, но и для будущих диссертационных исследований. К примеру, С.В. Корнилов (ныне — профессор Калининградского госуниверситета) кандидатскую диссертацию посвятил теме: «Опережающая функция отражения и органическая целостность» (1979), а в докторской диссертации он рассматривает такую проблему, как «Кант и философские основы биологии» (1990), а В.В. Ильин (в настоящее время — профессор ИППК при МГУ имени М.В. Ломоносова, зав. кафедрой философии МГТУ имени Н.Э. Баумана) написал кандидатскую диссертацию на тему: «Особенности ассимиляции научных знаний» (1978), докторскую — «Природа науки. Гносеологический анализ» (1989). Другие одногруппники, М.Б. Сапунов (ныне — главный редактор журнала «Высшее образование
в России») и Ч.О. Цербаев, свои диссертации посвятили актуальным проблемам биологического познания. Диссертационное исследование еще одного нашего одногруппника, И.К. Русанду (ныше — проректор по науке Университета гуманитарных знаний, г. Кишинев), связано с разработкой философских проблем экологии.
Как видим, факты говорят сами за себя. Поэтому хочется еще раз подчеркнуть, что начало процесса нашего научного «оперения» в немалой степени было положено под мощными философ-ско-методологическими «крыльями» Владимира Ивановича Купцова. Во всяком случае, его позитивное влияние на нас в таком процессе тогда являлось вполне очевидным. В этом небольшого роста сухопаром и жилистом человеке, излучавшем на лекционных занятиях всегда много силы и энергии, мы, студенты, видели кладезь неисчерпаемых естественно-научных знаний, ощущали большой интеллектуально-духовныш потенциал. Не без гордости отмечали в нем талант лектора и педагога.
Не случайно, видимо, то, что Владимир Иванович был востребованным лектором не только среди студентов, но и у преподавателей, профессоров философского, механико-математического, физического и других факультетов МГУ. Неоднократно выступал в качестве руководителя и основного лектора на методологических семинарах естественный факультетов Московского университета. Будучи уже аспирантом МГУ, я с удовольствием прослушал несколько его глубоких и интересных лекций на методологическом семинаре у молодых преподавателей-математиков МГУ.
Владимир Иванович от природы обладает красивым и сильным голосом. Он является прекрасным исполнителем современных и народных песен, старинныгх романсов, некоторый арий из классических опер. Это еще одна яркая грань в его творческой натуре. Во время исполнения песен, романсов, арий он обычно по-особому преображается, воодушевляется, словно соприкасается с каким-то небесным ликом, источающим божественную энергию.
В этой связи хочется привести несколько интересных эпизодов, связанный с периодом моей годичной докторантуры в 1991/92 учебном г. в Академии общественных наук при ЦК КПСС, преобразованной осенью 1991 г. в Российскую академию управления (ныне — Российская академия государственной службы при Президенте РФ). Их можно выстроить в единую временную последовательность, так как они имеют непосредственное отношение к вокальному таланту не только моих земляков, именитых оперных певцов из Улан-Удэ, но и самого Купцова.
Первый эпизод из этой неразрытной общесмысловой цепочки произошел осенью 1991 г. и связан с приходом ко мне в гости моего земляка Дамби Дамбаева (тогда — народного депутата
СССР, ныне — главы администрации одного из районов Бурятии). Он был тогда вместе с народным артистом СССР, солистом Бурятского академического театра оперы и балета (БАТОиБ) басом Кимом Базарсадаевым. Наша встреча в моей докторантской комнате с соответствующим застольем, естественно, не могла завершиться без песен. Ким Иванович исполнил арии из опер, несколько русских и бурятских народных песен, да так, что от мощного вала вокальныж волн, шедших от певца, зазвенели оконные стекла, задрожали стены в комнате. На следующее утро о посещении моей комнаты известным оперным певцом знал весь 16-й этаж.
Следующий такого же рода случай произошел весной 1992 г. Он стал незабываемым благодаря тому, что как-то вечером нежданно-негаданно ко мне в гости, к моей большой радости, явился мой большой друг Геннадий Манжуев (тогда — заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия, ныне — вице-консул РФ в Монголии) вместе с народным артистом СССР, солистом БАТОиБ тенором Дугаржапом Дашиевым. И тут, вполне понятно, не обошлось без красивых песен в исполнении последнего на русском, итальянском, монгольском и бурятском языках. Одновременно в тот вечер блистал мой друг Геннадий, тонкий знаток классической поэзии, своим изысканным стихоиз-ложением.
И наконец, третий эпизод связан с таким памятным числом, как 25 июня 1992 г. Он был знаменателен для меня тем, что в тот день состоялась успешная защита мною докторской диссертации. На этот раз на высоте не хуже любого оперного певца (разумеется, после защиты диссертации) был Владимир Иванович Купцов. Он не только горячо поздравил меня, но и пел от души, с большой радостью на сердце. Причем застолье было продолжено в моей комнате. Владимир Иванович пел сильно, страстно и чувственно. Он был тогда, можно сказать, в ударе. Пел без устали почти до раннего утра.
Кстати, на следующий день сосед, живший подо мной, этажом ниже, приятно удивил расспросами: «Ну, кто же теперь был у вас прошедшей ночью? Что за оперная звезда?» Я ответил с непроницаемым видом: «Народный артист России Владимир Иванович Купцов». Реакция собеседника быша спокойной и серьезной: «Все понятно. Известный сибиряк». Я, еле сдержав смех, кивнул естественным образом: «Да, да...» При этом испыгтал чувство гордости за своего учителя из Московского университета за его многогранный талант.
...Владимиру Ивановичу Купцову, моему университетскому учителю, в текущем году исполняется 70 лет. Это, безусловно, особая человеческая вершина. Причем ее значимость и событий-
ность вовсе не измеряются только пройденной временной дистанцией. Величие этого возраста как раз определяется тем, насколько и какое интеллектуально-духовное, моральное, семейное и другое по-человечески ценное богатство накоплено аксакалом за семь долгих и вместе с тем быстро (по историческим меркам — в одно мгновение) пролетевших десятилетий, насколько и какой жизненный, творческий потенциал наработан и реализован им за прожитое время, насколько и какое человеческое наследие в прямом и переносном смысле подготовлено им для будущего. Здесь я могу с радостью и с полным основанием утверждать, что Владимиру Ивановичу есть что сказать по поставленным выше вопросам из философии жизни своим родным и близким, друзьям и коллегам, своим многочисленным ученикам, есть что оставить для будущих поколений. При этом в какой степени я прав в подобном выводе о своем учителе из Московского университета — можно судить и по данной статье.
Улан-Удэ, май 2005 г.