политическое и культурное - всё в свете и духе Евангелия. Ведь Христос не обещал нам и ада на земле. Соловьев был апологетом христианской ответственности во всей полноте жизни и отрицал эсхатологический индивидуальный эскапизм, попытки достичь личной святости и спасения при равнодушии к общественной проблематике. Он видел в этом опасный вид эгоизма.
Идея христианского понимания социально-политической проблематики не нова для Запада. Социальная философия В.Соловьёва оценена Католической церковью. Папа Иоанн Павел 2 даже учредил премию имени В.Соловьёва.
Но идеи Соловьёва, к сожалению, не усвоены в России. Не является ли это одной из причин нашего социального неблагоустройства?
1 См. Соловьев B.C. Соч. в 2-х томах. М.,1989. T.l. С.164.
2 Там же. С.411-412.
3 Соловьев B.C. Духовные основы жизни. гл. 3 // Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 3. С. 412.
4 Соловьев B.C. Соч. В 2 т. М., 1988. Т.1.С.522.
5 Ср.: ст.2 Конституции РФ.
Р.Н. ХОЛОДОВ
Ивановский государственный энергетический университет
ВЛ.СОЛОВЬЕВ И О.КОНТ: КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Одним из важнейших понятий историософии Вл. Соловьева является человечество как единое целое, как органический субъект исторического развития. Такое понимание сообщества людей не случайно актуализировалось во второй половине XIX века, когда развитие науки и транспортных средств, рост промышленного производства показали, насколько тесен мир, как все в нем взаимосвязано и в географическом, и в социальном отношении. В значительной степени распространение подобных взглядов произошло благодаря трудам Огюста
Конта, родоначальника позитивизма и социологии, который, по словам Соловьева, «яснее, решительнее и полнее всех своих предшественников указал <...> собирательное целое, по внутреннему существу, а не внешним только образом превосходящее каждого единичного человека, действительно его восполняющее как идеально, так и совершенно реально, - указал на человечество как на живое положительное единство.»1.
Отношение Владимира Соловьева к теориям французского философа, безусловно, являлось предметом исследований ученых (подробно об этом писал С. Б. Роцинский в работе «Владимир Соловьев и западная мысль»2), поскольку в течение всей творческой жизни русский мыслитель обращался к ним, сначала с резкой критикой - в приложении к магистерской диссертации «Кризис западной философии (против позитивистов)» (1874 г.), и много позже с высокой оценкой контовской идеи человеческого рода, понятого в качестве Великого существа - в статье «Идея человечества у Августа Конта» (1898 г.). Однако вопрос о преемственности соловьевского понимания человечества и расхождениях с предшественником требует внимательного рассмотрения.
Большой интерес представляет работа Ю.Н. Давыдова «B.C. Соловьев как критик О. Конта»3. Рассматривая противоречия методов философов и - тем не менее - сходство позиций, автор статьи приходит к следующему выводу: «Конт <...> одолел Соловьева. Контовский образ человечества оказался решающим <...> в миросозерцании [русского мыслителя]»4. Можно ли согласиться с этим суждением? Исследователь исходит прежде всего из предложенного Соловьевым в работе «Оправда -ние добра» соотношения личности и общества, соотношения, при котором личность не имеет самостоятельного значения и всецело подчиняется единому социальному организму. Однако не все ученые разделяют эту точку зрения. Так, С.Б. Роцинский отмечает, что у Соловьева личность «нисколько не теряет своей действительной ценности от укорененности в живой целостности человечества»5. Исследователь доказывает, что и крайний коллективизм, и крайний индивидуализм не были близки русскому мыслителю. В отличие от Огюста Конта, заявлявшего, что для «положительного мышления» «человек в собственном
смысле слова не существует, существовать может только человечество»6, Владимир Соловьев высоко оценивал роль личности в обществе, так как от моральных качеств каждого отдельного человека, по его мнению, зависит весь социальный организм.
Можно ли все-таки согласиться с тем, что контовский образ человечества в философской системе Владимира Соловьева в целом преобладает? Этот вопрос требует серьезного осмысления.
Соловьев многое позаимствовал у Конта, несмотря на очевидную непримиримость исходных позиций, оснований философских систем мыслителей. Так, подвергая аргументированной критике «закон трех стадий» позитивиста, в частности, указывая на неправомерность утверждения преемственности теологической (фиктивной), метафизической (абстрактной) и положительной (реальной)7 стадий интеллектуальной эволюции личности и рода, русский философ сам создает в «Чтениях о Богочеловече-стве» систему линейного исторического развития человеческого рода, в которой последовательно (с небольшими оговорками) сменяют друг друга этапы теогонического процесса, откровения божественной сущности. Обвиняя Конта в претензии на универсальность разработанной им концепции, Соловьев поддается тому же искушению, создавая свою.
Доказательства того, что Владимир Соловьев так же, как и Огюст Конт, воспринимает сообщество людей как единый, целостный организм, можно увидеть во многих его работах. К примеру, в «Чтениях о Богочеловечестве» София - Душа Мира -воплощается во всем человечестве - идеальном и природном, а в ходе теогонического процесса проявляется в различных его представителях: личностях (пророках) и народах, постигающих божественные откровения. После явления Богочеловека Иисуса Христа начинается богочеловеческий процесс, в котором София воплощается как духовное человечество, тело Христа или церковь Его. В статье «Русская идея» (1888 г.) Соловьев прямо заявляет: «...мы должны рассматривать человечество в его целом, как великое собирательное существо или социальный организм, живые члены которого представляют различные нации. С этой точки зрения очевидно, что ни один народ не может жить в себе,
чрез себя и для себя, но жизнь каждого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества »8.
В работе «Идея человечества у Августа Конта» русский мыслитель анализирует «позитивную религию» и соотносит контовское «Великое Существо» (то есть воплощенное единое Человечество) с понятием Софии Премудрости Божией и приходит к выводу о том, что они суть одно и то же - «чистое и полное человечество, высшая и всеобъемлющая форма и душа природы и вселенной, вечно соединенная и во временном процессе соединяющаяся с Божеством и соединяющая с Ним все, что есть»9. Верховное Существо Конта женского рода, и в этом Владимир Соловьев видит «инстинкт, угадывающий истину»10.
Однако необходимо обозначить принципиальное различие между Софией, являющей собой лишь одно из трех Лиц божественной Троицы, и Великим Существом, которое для Конта -Лицо единственное по сути своей и единственно возможное. По Соловьеву, конечная цель Софии - единение с Сущим через совершенствование ее как духовного человечества. В чем может заключаться цель самодостаточного Верховного Существа? В прогрессе ради прогресса? По-видимому, не находя у французского философа ответа на этот вопрос, Соловьев сводит идею Конта к весьма приемлемому для себя решению: истинное человечество «не может быть просто человечеством, так как это значило бы быть воспринимающим без воспринимаемого, формой без содержания или пустой формой»11, оно «есть по необходи -мости Богочеловечество и Богоматерия»12.
Но в сущности, несмотря на стремление Соловьева «примирить» здесь свою позицию и позицию Конта, налицо явное противоречие между ними. «Позитивная религия», как заметил С.Н. Булгаков, имеет человекобожеский характер, тогда как в основе христианской концепции русского философа лежит идея Богочеловечества. Это и есть та пропасть, которая разделяет понимание человечества двумя мыслителями.
Существуют и другие немаловажные отличия. Стоит обратить внимание на то, что Конт считает временем проявления людской общности как организма свое время, а необходимым условием этого проявления - принятие за основу мировоззрения позитивной философии. Он пишет: «... единственно положи-
тельная философия может постепенно осуществить <...> великий план всемирной ассоциации», фундаментом которой должен стать «принцип <...> великого интеллектуального согласия»13. По его мнению, теологическая и метафизическая стадии интеллектуальной эволюции человечества лишь предваряли приход позитивной философии и установление торжества науки, промышленности и здравого смысла, а следовательно, - единение человечества.
Для Соловьева развитие человечества неотделимо от всего исторического процесса, начинающегося с отпадения Софии от Абсолюта и заканчивающегося ее возвращением. Потому человеческий род един с момента возникновения, причем един не только в пространстве, но и во времени, поскольку существует «нерасторжимая связь поколений», поддерживающих друг друга в прогрессивном исполнении одного общего дела - приготовления к Царству Божию и к воскресению всех.
Таким образом, говорить о том, что соловьевская концепция человечества в основе своей содержит контовский образ социального организма, неправомерно. Безусловно, возможно, что некоторые идеи Конта были восприняты Владимиром Соловьевым, но, попав на иную плодородную почву, они получили принципиально новое развитие.
1 Соловьев B.C. Идея человечества у Августа Конта // Соловьев B.C. Соч. В 2 т. М., 1990. Т. 2. C. 568.
2 Роцинский С. Б. Владимир Соловьев и западная мысль: критика, при-
мирение, синтез. М., 1999.
3 Давыдов Ю.Н. В.С.Соловьев как критик О.Конта // Очерки по истории теоретической социологии XIX - нач. XX вв. Пособие для студентов гуманитарных вузов. М.,1994.
4 Давыдов Ю.Н. Указ. соч. С. 182—183.
5 Роцинский С.Б. Указ. соч. С. 110.
6 Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 2001. С. 99.
7 Соловьев B.C. Кризис западной философии (против позитивистов) // Соловьев B.C. Соч. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 122—138.
8 Соловьев B.C. Русская идея // Соловьев B.C. Соч. в 2 т. М., 1989. Т. 2. C. 220.
9 Соловьев B.C. Идея человечества у Августа Конта // Соловьев B.C. Соч. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 577.
10 Там же. С. 578.
11 Соловьев B.C. Идея человечества у Августа Конта... С. 578.
12 Там же.
Е.Г. СИЗАРОВА
Ивановский филиал Владимирского юридического института
Минюста России
А.С.ЯЩЕНКО О ПРАВОВОЙ КОНЦЕПЦИИ ВЛ. СОЛОВЬЕВА
Правовая концепция Владимира Соловьева - наименее разработанная область его интеллектуального наследия. Одной из немногих работ, посвященных правовым взглядам Соловьева, является книга А.С.Ященко «Философия права Владимира Соловьева», изданная в 1912 году. Имя этого ученого надолго было забыто в отечественной науке, да и сейчас об А.С.Ященко можно найти только очень скромные сведения.
Александр Семенович Ященко (1877-1934) - русский ученый-юрист, философ, педагог. После окончания юридического факультета Московского университета в 1900 году был оставлен на кафедре для работы над диссертацией. В 1907 году он становится приват-доцентом Московского университета. С 1909 года -экстраординарный профессор Юрьевского университета, а с 1913 года - профессор Петербургского университета. В 1917 году, став профессором Пермского университета, был направлен в научную командировку в Берлин, откуда не вернулся по политическим соображениям. С 1924 года - профессор Каунасского университета. В область его научных интересов входили вопросы природы и сущности права, соотношения права и нравственности, природы власти и государства. В своей философии права Ященко продолжает традиции русского религиозного идеализма и, прежде всего, основывается на работах Вл.Соловьева.
А.С.Ященко давал высокую оценку правовой концепции Вл.Соловьева, подчеркивал ее значимость для правовой мысли