Научная статья на тему 'Включение России в процесс циркуляции мирового образовательного капитала ("циркуляции умов")'

Включение России в процесс циркуляции мирового образовательного капитала ("циркуляции умов") Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
154
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"УТЕЧКА МОЗГОВ" / "ЦИРКУЛЯЦИЯ УМОВ" / BRAIN CIRCULATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / EDUCATIONAL CAPITAL / КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / CULTURAL CAPITAL / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / SOCIAL CAPITAL / СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / SYMBOLIC CAPITAL / ВОЗВРАЩЕНИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ / RETURN OF COMPATRIOTS / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / INTERNATIONAL STUDENTS / ИНОСТРАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / BRAIN DRAIN / INTERNATIONAL STAFF

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Наталия Геннадьевна

В статье предложен краткий теоретический обзор на тему вовлечения России в циркуляцию мирового образовательного капитала. В противовес односторонней эмиграции высококвалифицированных специалистов из России («утечке умов»), которая имеет место с 1990 г., циркуляция образовательного капитала циклические поездки с последующим возвращением обогащают опытом и знаниями как самих ученых, так и страны-реципиенты, а главное страны-доноры. Особое внимание уделено возможности возвращения на родину вчерашних соотечественников культурнородственных, ищущих возможности вернуться, обогащенных образовательным капиталом стран-реципиентов. Для этого автор предлагает дифференцировать выплаты, действующие согласно программе по возвращению соотечественников в Россию, по уровню образовательного капитала, стажу и опыту, а также по достижениям в профессиональной и общественной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The inclusion of Russia in the exchange of global educational capital (brain circulation)

The paper presents a brief theoretical review of involving Russia in the exchange of global educational capital. In contrast to the unilateral emigration of highly qualified staff from Russia which has been taking place since 1990, the circulation of educational capital (the cyclic trips to other countries followed by return) enriches the experience and knowledge of not only scientists but also recipient countries and above all donor countries. The research highlights the possibilities of returning home for the Russian compatriots characterized by the cultural affinity and desire to return, enriched with the educational capital of the recipient countries. To this end, the author proposes to differentiate payments under the Russian compatriots’ return program according to the level of educational capital and experience, the length of service as well as the achievements in professional and social activities.

Текст научной работы на тему «Включение России в процесс циркуляции мирового образовательного капитала ("циркуляции умов")»

УДК 316:37

https ://doi.org/10.24158/spp.2018.6.6

Иванова Наталия Геннадьевна

аспирант кафедры экономической социологии и менеджмента социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

ВКЛЮЧЕНИЕ РОССИИ В ПРОЦЕСС ЦИРКУЛЯЦИИ МИРОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КАПИТАЛА («ЦИРКУЛЯЦИИ УМОВ»)

Аннотация:

В статье предложен краткий теоретический обзор на тему вовлечения России в циркуляцию мирового образовательного капитала. В противовес односторонней эмиграции высококвалифицированных специалистов из России («утечке умов»), которая имеет место с 1990 г., циркуляция образовательного капитала - циклические поездки с последующим возвращением - обогащают опытом и знаниями как самих ученых, так и страны-реципиенты, а главное - страны-доноры. Особое внимание уделено возможности возвращения на родину вчерашних соотечественников - культурнород-ственных, ищущих возможности вернуться, обогащенных образовательным капиталом стран-реципиентов. Для этого автор предлагает дифференцировать выплаты, действующие согласно программе по возвращению соотечественников в Россию, по уровню образовательного капитала, стажу и опыту, а также по достижениям в профессиональной и общественной деятельности.

Ключевые слова:

«утечка мозгов», «циркуляция умов», образовательный капитал, культурный капитал, социальный капитал, символический капитал, возвращение соотечественников, иностранные студенты, иностранные специалисты.

Ivanova Natalia Gennadyevna

PhD student, Economic Sociology and Management Subdepartment, Sociology Department, Lomonosov Moscow State University

THE INCLUSION OF RUSSIA IN THE EXCHANGE OF GLOBAL EDUCATIONAL CAPITAL (BRAIN CIRCULATION)

Summary:

The paper presents a brief theoretical review of involving Russia in the exchange of global educational capital. In contrast to the unilateral emigration of highly qualified staff from Russia which has been taking place since 1990, the circulation of educational capital (the cyclic trips to other countries followed by return) enriches the experience and knowledge of not only scientists but also recipient countries and above all donor countries. The research highlights the possibilities of returning home for the Russian compatriots characterized by the cultural affinity and desire to return, enriched with the educational capital of the recipient countries. To this end, the author proposes to differentiate payments under the Russian compatriots' return program according to the level of educational capital and experience, the length of service as well as the achievements in professional and social activities.

Keywords:

brain drain, brain circulation, educational capital, cultural capital, social capital, symbolic capital, return of compatriots, international students, international staff.

Потери России от эмиграции высококлассных специалистов и оттока ноу-хау уже превысили 1 трлн долл. США [1]. 15 % выпускников вуза МФТИ, или 1,5 тыс. человек, уезжают сразу после его окончания, т. е. только с одного вуза Россия теряет 1,5 млрд долл. в год. Это самый оптимистичный сценарий, другие исследователи называют цифры в 50 %. В связи с изложенным очевидными становятся проблема преодоления последствий этого явления в России и необходимость включения страны в мировой процесс циркуляции образовательного капитала. Это не только наша проблема. По утверждению Ч. Хэнди, это проблема глобального мира: «Даешь образование молодежи и теряешь ее» [2].

Но можно превратить явление, получившее название «утечка мозгов», в «циркуляцию умов», т. е. наладить обмен научным потенциалом между государствами. Актуальность мер по сохранению и привлечению образовательного капитала в Россию подтверждается созданием нового министерства - Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Так как высококлассные специалисты и ученые обладают большим объемом образовательного капитала, который трудно передается, но является одним из условий процветания любой страны и позволяет его обладателям занять высокое положение в обществе, в принимающих странах для них создают максимально комфортные условия проживания и жизнедеятельности.

России также следует создать такие условия, чтобы в страну приезжали талантливые и одаренные специалисты. Это, на наш взгляд, поможет Российской Федерации включиться в международный обмен и преодолеть последствия массовой эмиграции ученых и высококвалифицированных специалистов из России. Тем более что России необходимо поступление нового населения примерно в масштабах 700 000 чел. в год. К 2030 г. нам будет необходимо 1 200-1 300 тыс. чел. в

год [3]. В 2010 г., благодаря умелой демографической политике правительства, тенденцию постоянного снижения численности населения удалось преломить [4]. Но это не значит, что кризис позади. По прогнозам демографов, страну ожидает еще больший спад в связи с приближением детородного возраста тех женщин, которые родились в 1990-е гг. - во время демографической ямы. Мы по-прежнему нуждаемся в притоке населения за счет миграционного сальдо. Вместе с мигрантами мы привлекаем образовательный капитал, полученный ими за границей или по приезде в Россию.

Образовательный капитал агента - это не только приобретенные в школе знания, но и знания и культура, воспринятые им от родителей [5].

Согласно теории П. Бурдье, образовательный капитал - это совокупность культурного, социального и символического капиталов [6].

Культурный капитал представляет собой переданный семьей культурный код для распознавания объектов высокой культуры, а в старшем возрасте - и объектов высокой науки. Он позволяет индивиду занять более высокое положение в обществе, обеспечивает доступ к дефицитным благам. Также культурный капитал включает в себя легитимные знания, умения и навыки, усвоенные в процессе социализации.

Социальный капитал - определенная позиция в системе отношений между индивидами и возможное количество связей, которые агент может мобилизовать в нужный момент (дружественные, родственные связи, профессиональные контакты).

Символический капитал связан прежде всего с обладанием определенным авторитетом, репутацией, «именем». «Символический капитал... - любая собственность, любая разновидность капитала, воспринимаемая социальными агентами, категории восприятия которых таковы, что позволяют им знать о ней, замечать ее, придавать ей ценность» [7, р. 116].

«Циркуляция умов», или циркуляция образовательного капитала, означает циклические перемещения высокообразованных представителей населения страны за границу для обучения и дальнейшей работы, а затем - возвращение их на родину, улучшение их профессиональной позиции за счет преимуществ, полученных за время пребывания за рубежом [8, с. 53].

Проблема циркуляции образовательного капитала в России стала широко обсуждаться совсем недавно. Интересные идеи для развития этого процесса на территории стран СНГ высказал Е. Кузнецов (Институт Всемирного банка): необходима работа со сверхуспевающими представителями диаспоры, но в то же время государственный сектор не должен быть напрямую вовлечен в проекты диаспоры, хотя его роль очень важна. С его стороны нужны скорее подпитка и развитие обнадеживающих идей, чем их отбор и сопоставление, без подавления разработчиков материальной заинтересованностью [9].

По утверждению Е.Н. Алексеевой, циркуляция образовательного капитала «расширяет возможности молодых мигрантов в области образования, трудоустройства, изменения социального статуса, реализации творческого и интеллектуального потенциала. Транснациональные связи выступают ресурсом адаптации мигрантов и при эффективном управлении миграционными процессами превращаются в инструмент повышения уровня и качества жизни общества и снижения социальной напряженности» [10].

Первым шагом на пути включения страны в процесс циркуляции образовательного капитала являются высокие стандарты образования. Но этого недостаточно, нужны условия, чтобы удержать высокообразованных. Эту задачу исследователи из Германии возлагают на политиков, общественных деятелей и другие группы заинтересованных лиц, которые должны предоставить возможности трудоустройства и карьерных перспектив высококвалифицированным специалистам на родине [11].

О миграции исследователей пишут ученые Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе [12]. Ученые выделили основные факторы, влияющие на миграцию исследователей:

- различие в правах и миграционных правилах в стране-реципиенте,

- состояние рынка труда и доступность средств,

- профессиональные цели и желание карьерного роста,

- родственность языка и культуры,

- дети и другие родственные связи.

Для полного, а не одностороннего (в виде эмиграции талантливых ученых из России) включения России в процесс циркуляции образовательного капитала автор предлагает разделить мигрантов на целевые аудитории и выделить следующие направления политики:

- привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов,

- возвращение вчерашних соотечественников,

- привлечение иностранных студентов.

1. Привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов

Исследованием миграционной политики и привлечения иностранных специалистов занимались А.Л. Арефьев, Ф.Э. Шереги [13], Л.В. Андриченко [14], С.С. Захарченко [15], Ю.А. Алек-сенцев, Е.В. Балацкий, И.Г. Дежина, Р.В. Маньшин. Миграционная политика, направленная на привлечение высококвалифицированных специалистов в национальную экономику, рассматривалась в работах Ю.А. Алексенцева, Е.В. Балацкого, А.Ю. Гапоновой, Г.И. Глущенко, И.Г. Дежи-ной, Р.В. Маньшина и др. [16].

В России насчитывается 110 тыс. иностранных высококвалифицированных специалистов, 40 тыс. из них занимают руководящие должности [17]. Согласно исследованию рекрутинговой компании Antal, среди иностранных высококвалифицированных специалистов почти в два раза больше тех, кто получил MBA (есть у 13 % иностранцев и у 7 % российских респондентов) [18].

Для дальнейшего привлечения таких специалистов необходимо задействовать бизнес. Государство может позволить себе привлекать только единичных уникальных специалистов, прежде всего по причине секретности и в целях государственной безопасности.

2. Возвращение вчерашних соотечественников

Одновременно с привлечением иностранных специалистов, о котором пишут перечисленные авторы, необходимо наладить процесс возвращения вчерашних соотечественников в Россию, так как большинство из них являются квалифицированными и высококвалифицированными специалистами. Они представляют собой отдельную, в большинстве своем дружественную категорию иностранцев, обладающих большим объемом образовательного капитала.

Автор предлагает совместить очевидно выгодную экономически программу по привлечению иностранных специалистов с возвращением соотечественников для преодоления последствий оттока образовательного капитала в 1990-2018 гг. из России - явления, получившего название «утечка мозгов».

С 2012 г. действует программа по возвращению соотечественников в Россию [19]. Выплаты в данной программе добровольным переселенцам в РФ дифференцированы только по территории вселения. Вчерашние соотечественники мечтают о возвращении, но не согласны на экономические условия, которые предлагают в России, по словам доктора философских наук, профессора МГУ Л.Н. Доброхотова, который вернулся в Россию после длительного пребывания в США.

В связи с этим предлагаем сильно дифференцировать программу возвращения соотечественников в Россию по уровню образования, накопленному стажу и опыту работы.

3. Привлечение иностранных студентов

Всего в России 242,5 тыс. иностранных студентов [20]. Россия занимает шестое место в мире и имеет долю в 4 % иностранных студентов, обучающихся за рубежом, по данным Института статистики ЮНЕСКО. Для сравнения Советский Союз занимал третье место по этому показателю и имел долю 10 %.

Считается, что иностранные студенты тратят на 25 % больше, чем местные студенты, 1 234 122 000 долл. США - расходы иностранных студентов в России в одном 2017 г. [21]. Это без учета стоимости образования. Если говорить о плате за образование, важно заметить, что финансовые показатели международного рынка образования оцениваются в 150-155 млрд долл. США в год.

Вклад иностранных студентов в экономику Великобритании, например, в 10 раз превышает расходы, которые страна несет, принимая их у себя. Об этом, как передает «Интерфакс», свидетельствуют данные исследования консалтинговой компании London Economics, проведенного по заказу британского Института политики в сфере высшего образования (Higher Education Policy Institute, HEPI) [22].

Привлечение иностранцев к обучению в России обладает как экономическим, так и образовательным потенциалом. Это приносит только выгоду, так как, чтобы поступить в российский вуз, иностранцу необходимо преодолеть серьезные испытания, пройти которые способны только хорошо подготовленные абитуриенты, обладающие значительным объемом образовательного капитала.

Лидирующие университеты мира имеют интернациональный состав научно-педагогических кадров, а показатель доли иностранных педагогических сотрудников используется при подсчете одного из наиболее известных мировых рейтингов университетов - QS World University Rankings [23].

Для привлечения иностранных студентов необходимо менять миграционное законодательство.

Итак, символический капитал для России могут обеспечить иностранные студенты и преподаватели. Прежде всего это актуально для российских вузов, что поднимет их в мировых рейтингах.

Культурный капитал «привезут» готовые высококвалифицированные специалисты (опыт и знания) и бывшие соотечественники, обладающие специфическим образовательным капиталом, помно-

женным на культурный контекст стран-реципиентов, в которых они сейчас проживают. Для возвращения соотечественников предлагаем дифференцировать будущих участников действующей программы по возвращению соотечественников в Россию по уровню образовательного капитала.

Социальный капитал, который нам необходим, - это прежде всего связи, наработанные соотечественниками в мировой науке и бизнесе, контакты, которыми обладают иностранные студенты и в большей степени - готовые специалисты. Роль фильтра по образовательному капиталу для иностранцев выполняет бизнес - неквалифицированному специалисту не предложат хороший компенсационный пакет.

Ссылки и примечания:

1. Шалманов С. Россия потеряла от «утечки мозгов» $ 1 трлн [Электронный ресурс] // Silicon Taiga. 2003. 28 апр. URL: http://www.silicontaiga.ru/home.asp?artId=1449 (дата обращения: 27.06.2018).

2. Хэнди Ч. Слон и блоха. Будущее крупных корпораций и мелкого бизнеса. M., 2004. 204 с.

3. Бараева ЛБ. Социальный конфликт [Электронный ресурс]. URL: http://www.bestreferat.ru/referat-236230.html (дата обращения: 08.08.2015).

4. Кравченко Л.И. Демографическая ситуация в России [Электронный ресурс] // Центр Сулакшина. Центр научной политической мысли и идеологии. 2013. 16 дек. URL: http://rusrand.ru/forecast/demograficheskaja-situatsija-v-rossii (дата обращения: 08.08.2015).

5. Mаксимова MA Доступность высшего образования, образовательный капитал и выбор образовательной стратегии // Bестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2006. № 1. С. 273-279.

6. Бурдье П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений // Socio-Logos'96. Альманах Российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской академии наук. M., 1996. С. 8-31.

7. Bourdieu P. Raisons pratiques. Sur la théorie de l'action. Paris, 1994. 256 p.

8. Шишов С.Е. Циркуляция «мозгов»: остановить... или ускорить процесс? // Ценности и смыслы. 2011. № 4 (13). С. 45-53.

9. Кузнецов Е. От «утечки мозгов» к их «циркуляции»? Как страны могут привлечь своих талантов за рубежом [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/41304107-Ot-utechki-mozgov-k-ih-cirkulyacii-kak-strany-mogut-privlech-svoih-talantov-za-rubezhom.html (дата обращения: 09.06.2018).

10. Алексеева Е.Н. Транснациональная миграция молодежи и ее социальные последствия в современном мире : дис. ... канд. социол. наук. M., 2013. 213 с.

11. Straubhaar T. International Mobility of the Highly Skilled: Brain Gain, Brain Drain or Brain Exchange [Электронный ресурс] : HWWA discussion paper no. 88. Hamburg, 2000. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/down-load?doi=10.1.1.557.9988&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 27.06.2018).

12. International Mobility of Researchers: A Review of the Literature [Электронный ресурс] / S. Guthrie, С. Lichten, J. Corbett, S. Wooding. Santa Monika (CA) ; Cambridge (UK), 2017. URL: https://royalsociety.org/~/media/policy/projects/international-mobility/researcher-mobility-report-review-literature.pdf (дата обращения: 09.06.2018).

13. Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. Иностранные студенты в российских вузах. Раздел первый: Россия на международном рынке образования. Раздел второй: Формирование контингента иностранных студентов для российских вузов [Электронный ресурс]. M., 228 с. CD-ROM.

14. Андриченко Лб. Особенности привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов к трудовой деятельности в России // Журнал российского права. 2011. № 7. С. 5-13.

15. Захарченко С.С. Подготовка иностранных специалистов в отечественной системе профессионального образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. M., 2007. 22 с.

16. Цит. по: Жестерев ДБ. Привлечение иностранной квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силы в экономику Российской Федерации с учетом опыта зарубежных стран : дис. ... канд. экон. наук. M., 2016. 174 с.

17. Зенченко Н.П. Привлечение иностранных специалистов на российский рынок в условиях санкций // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 10-2. С. 125-127.

18. Гермерсхаузен M. Экспаты на российском рынке труда [Электронный ресурс] // Компетенции : деловой портал. URL: http://obzory.hr-media.ru/expats_in_russia (дата обращения: 08.06.2018).

19. Программа переселения соотечественников в Россию [Электронный ресурс] // Гражданство РФ. URL: https://graz-danstvo-rf.ru/priobretenie-grazhdanstva-rf/priem/programma-pereseleniya-sootechestvennikov-v-rossiyu (дата обращения: 08.06.2018).

20. Контингент обучающихся [Электронный ресурс] // Индикаторы образования: 2017. С. 109-160. URL: https://www.hse.ru/data/2017/06/29/1171183207/IO%202017.%204.%20Kontingent%20obuchajushhihsja.pdf (дата обращения: 08.06.2018).

21. Клячко Т.Л., Краснова Г.А. Экспорт высшего образования: состояние и перспективы в мире и России [Электронный ресурс] // Экономика образования. 2015. Т. 1, № 2. С. 102-108. URL: http://pro-fil.ranepa.ru/docs/pubs/p790/559140fc6e231.pdf (дата обращения: 08.06.2018).

22. The Costs and Benefits of International Students by Parliamentary Constituency - January 2018 [Электронный ресурс] // London Economics. URL: https://londoneconomics.co.uk/blog/publication/costs-benefits-international-students-parliamen-tary-constituency/ (дата обращения: 08.06.2018).

23. Mеликян АБ., Железов ББ. Инструменты интернационализации высшего образования: опыт привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов в российские вузы [Электронный ресурс] // Bестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. № 1. С. 156-171. URL: http://ecsoc-man.hse.ru/data/2012/03/26/1269124124/6.pdf (дата обращения: 08.06.2018).

References:

Alekseeva, EN 2013, Transnational migration of youth and its social consequences in the modern world, PhD thesis, Moscow, 213 p., (in Russian).

Andrichenko, LV 2011, 'Aspects of inviting the highly qualified experts to work in Russia', Zhurnal rossiyskogo prava, No. 7, pp. 5-13, (in Russian).

Arefyev, AL & Sheregi, FE n.d., International students in Russian universities. Section One: Russia on the international education market. Section Two: The establishment of the pool of international students for Russian universities, Moscow, 228 p., CD-ROM, (in Russian).

Baraeva, LV 2015, Social conflict, viewed 08 August 2015, <http://www.bestreferat.ru/referat-236230.html>, (in Russian).

Bourdieu, P 1994, Raisons pratiques. Sur la théorie de l'action, Paris, 256 p., (in French).

Bourdieu, P 1996, University doxa and creativity: against scholastic elements', Socio-Logos'96. Al'manakh Rossiysko-frantsuzskogo tsentra sotsiologicheskikh issledovaniy Instituta sotsiologii Rossiyskoy akademii nauk, Moscow, pp. 8-31, (in Russian).

Germershausen, M 2018, 'Expatriates on the Russian labor market', Kompetentsii: delovoy portal, viewed 08 June 2018, <http://obzory.hr-media.ru/expats_in_russia>, (in Russian).

Guthrie, S, Lichten, C, Corbett, J & Wooding, S 2017, International Mobility of Researchers: A Review of the Literature, Santa Monika (CA), Cambridge (UK), viewed 09 June 2018, <https://royalsociety.org/~/media/policy/projects/international-mobility/re-searcher-mobility-report-review-literature.pdf>.

Handy, Ch 2004, The elephant and the flea, Moscow, 204 p., (in Russian).

Klyachko, TL & Krasnova, GA 2015, 'The export of higher education: the state and prospects in the world and Russia', Ekonomika obrazovaniya, Vol. 1, No. 2, pp. 102-108, viewed 08 June 2018, <http://pro-fil.ranepa.ru/docs/pubs/p790/559140fc6e231.pdf>, (in Russian).

Kravchenko, LI 2015, 'Demographic situation in Russia', Tsentr Sulakshina. Tsentr nauchnoy politicheskoy mysli i ideologii, December 16, viewed 08 August 2015, <http://rusrand.ru/forecast/demograficheskaja-situatsija-v-rossii>, (in Russian).

Kuznetsov, E 2018, From the brain drain to its circulation. That is how countries can attract their talents abroad, viewed 09 June 2018, <http://docplayer.ru/41304107-0t-utechki-mozgov-k-ih-cirkulyacii-kak-strany-mogut-privlech-svoih-talantov-za-rubezhom.html>, (in Russian).

Maksimova, ML 2006, 'Accessibility of higher education, educational capital and the choice of educational strategy', Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nyye nauki, No. 1, pp. 273-279, (in Russian).

Melikyan, AV & Zhelezov, BV 2012, 'Tools for the internationalization of higher education: the practice of inviting the highly qualified experts to study at Russian universities', Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy: obrazovaniye, nauka, novaya ekonomika, No. 1, pp. 156-171, viewed 08 June 2018, <http://ecsocman.hse.ru/data/2012/03/26/1269124124/6.pdf>, (in Russian).

Shalmanov, S 2003, 'Russia lost one trillion dollars because of the brain drain', Silicon Taiga, April 28, viewed 27 June 2018, <http://www.silicontaiga.ru/home.asp?artId=1449>, (in Russian).

Shishov, SE 2011, 'Brain circulation: stop it or speed up the process?', Tsennostiismysly, No. 4 (13), pp. 45-53, (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Straubhaar, T 2000, International Mobility of the Highly Skilled: Brain Gain, Brain Drain or Brain Exchange: HWWA discussion paper no. 88, Hamburg, viewed 27 June 2018, <http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/down-load?doi=10.1.1.557.9988&rep=rep1&type=pdf>.

'The Costs and Benefits of International Students by Parliamentary Constituency - January 2018' 2018, London Economics, viewed 08 June 2018, <https://londoneconomics.co.uk/blog/publication/costs-benefits-international-students-parliamentary-con-stituency/>.

Zakharchenko, SS 2007, Training of international experts in the Russian system of vocational education, PhD thesis abstract, Moscow, 22 p., (in Russian).

Zenchenko, NP 2014, 'Involvement of international experts in the Russian market in the context of sanctions', Gumani-tarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki, No. 10-2, pp. 125-127, (in Russian).

Zhesterev, DV 2016, The international qualified and highly skilled experts involved in the Russian economy considering other countries' practices, PhD thesis, Moscow, 174 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.