Научная статья на тему 'ВКЛЮЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ В СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ГРАММАТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ВКЛЮЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ В СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ГРАММАТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО / ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСЫ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скобёлкина Наталья Михайловна, Захарова Екатерина Васильевна, Пуляевская Александра Михайловна

Цель исследования - определить роль и место интернет-сервисов в системе обучения иностранных студентов грамматике русского языка. В статье проводится анализ процесса формирования грамматических навыков обучающихся, исследуется потенциал интернет-сервисов как возможных современных средств обучения грамматической стороне русской речи. Предлагаются приемы организации учебного процесса и подходы к разработке упражнений с использованием интернет-сервисов в целях успешного формирования грамматических навыков у иностранных студентов. Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к целесообразному соединению традиционных и электронных грамматических упражнений на основе системы обучения грамматике, сложившейся в методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ). В результате проведенного исследования определены возможности успешного включения интернет-сервисов в процесс обучения студентов-иностранцев грамматике русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скобёлкина Наталья Михайловна, Захарова Екатерина Васильевна, Пуляевская Александра Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSION OF INTERNET SERVICES IN THE SYSTEM OF TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE GRAMMAR TO FOREIGN STUDENTS

The aim of the study is to determine the role and place of Internet services in the system of teaching the Russian language grammar to foreign students. The article analyses the process of forming students’ grammatical skills, studies the potential of Internet services as a possible modern means of teaching the grammatical aspect of the Russian speech. The methods for organizing the educational process and approaches to developing exercises using Internet services are proposed for the successful formation of grammatical skills in foreign students. The scientific novelty of the work lies in the integrated approach to the appropriate combination of traditional and electronic grammar exercises based on the grammar teaching system that has developed in the methodology of teaching Russian as a foreign language. As a result of the study, the possibilities of successful inclusion of Internet services in the process of teaching the Russian language grammar to foreign students have been determined.

Текст научной работы на тему «ВКЛЮЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ В СИСТЕМУ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ГРАММАТИКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Z rpämoTQ

ISSN 2782-4543 (online) ISSN 1997-2911 (print)

Филологические науки. Вопросы теории и практики Philology. Theory & Practice

2022. Том 15. Выпуск 7. С. 2403-2408 | 2022. Volume 15. Issue 7. P. 2403-2408

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): philology-journal.ru

RU

Включение интернет-сервисов в систему обучения иностранных студентов грамматике русского языка

Скобёлкина Н. М., Захарова Е. В., Пуляевская А. М.

Аннотация. Цель исследования - определить роль и место интернет-сервисов в системе обучения иностранных студентов грамматике русского языка. В статье проводится анализ процесса формирования грамматических навыков обучающихся, исследуется потенциал интернет-сервисов как возможных современных средств обучения грамматической стороне русской речи. Предлагаются приемы организации учебного процесса и подходы к разработке упражнений с использованием интернет-сервисов в целях успешного формирования грамматических навыков у иностранных студентов Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к целесообразному соединению традиционных и электронных грамматических упражнений на основе системы обучения грамматике, сложившейся в методике преподавания русского языка как иностранного (РКИ). В результате проведенного исследования определены возможности успешного включения интернет-сервисов в процесс обучения студентов-иностранцев грамматике русского языка.

EN

Inclusion of Internet Services

in the System of Teaching the Russian Language Grammar to Foreign Students

Skobelkina N. M., Zakharova Y. V., Pulyaevskaya A. M.

Abstract. The aim of the study is to determine the role and place of Internet services in the system of teaching the Russian language grammar to foreign students. The article analyses the process of forming students' grammatical skills, studies the potential of Internet services as a possible modern means of teaching the grammatical aspect of the Russian speech. The methods for organizing the educational process and approaches to developing exercises using Internet services are proposed for the successful formation of grammatical skills in foreign students. The scientific novelty of the work lies in the integrated approach to the appropriate combination of traditional and electronic grammar exercises based on the grammar teaching system that has developed in the methodology of teaching Russian as a foreign language. As a result of the study, the possibilities of successful inclusion of Internet services in the process of teaching the Russian language grammar to foreign students have been determined.

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью реагирования на вызовы времени и важностью включения в образовательный процесс новых цифровых средств. Вектор на цифровизацию образования задан в ряде документов Минобрнауки (Об утверждении..., 2017; О деятельности..., 2021; Об утверждении..., 2021).

Стремительно изменяющиеся условия в сфере образования и в жизни общества в течение последних двух лет потребовали от педагогов огромных усилий по перестройке учебного процесса, мобилизовали их на поиск новых форм и приемов обучения. В ситуации активного включения дистанционной формы в образовательную деятельность особо востребованными оказались информационно-коммуникационные средства. Но для их использования от педагогов потребовался целый набор специальных навыков и умений: как поисковых и технических, так и сугубо методических. И хотя публиковались теоретические и практические работы в помощь преподавателю (Астафьев, 2021; Комилова, 2021), оставалось много вопросов по поводу того, как методически и технически грамотно решать определенные учебные задачи. Появляющиеся всё более

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/phil20220370

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 License): https://creativecommons.orq/Licenses/by/4.0/

разнообразные интернет-средства способствовали развитию инновационных обучающих технологий и приемов, но при этом от педагога потребовались умения определять и эффективно реализовывать дидактический потенциал электронных средств. Так, интернет-сервисы дали большой набор новых инструментов, способных стать эффективными дополнительными средствами обучения иностранцев русскому языку. Особенно востребованными эти средства оказались при обучении грамматике, т.к. позволили в значительной степени разнообразить и оптимизировать отработку грамматических навыков. Однако возникла объективная необходимость исследовать возможности интернет-сервисов, чтобы определить, как можно органично и наиболее целесообразно встроить цифровые задания по грамматике в общую систему формирования грамматических навыков у иностранных студентов.

Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:

- описать работу по формированию основных качеств грамматических навыков в рамках обучения РКИ студентов-иностранцев с помощью интернет-сервисов;

- описать стадии формирования грамматических навыков студентов-иностранцев, изучающих РКИ, с применением интернет-сервисов;

- определить виды и формы заданий, которые могут быть разработаны на основе интернет-сервисов с учетом базовых методических положений, касающихся процесса формирования грамматических навыков студентов-иностранцев в рамках преподавания РКИ.

Методологической базой исследования стали работы, посвященные общим вопросам методики преподавания русского языка как иностранного и частным вопросам обучения грамматическому аспекту изучаемого языка и применения инновационных средств в языковом образовании (Азимов, 2008; 2012; Митрофанова, Костомаров, 1990; Пассов, 1991; Пассов, Кузовлева, 2010; Шатилов, 1985; 1991; Щукин, 2015; Федотова, 2016).

В работе использовались методы анализа, описания, сравнения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы статьи могут активно использоваться в аудиторной и внеаудиторной работе, т.к. они знакомят с полезными интернет-сервисами и показывают разнообразные способы их использования при обучении иностранцев русской грамматике.

Основная часть

Авторами статьи выбран для исследования грамматический аспект как важная задача обучения иностранных студентов РКИ, выбор обусловлен сложностью овладения грамматической системой русского языка и важностью грамматически правильного оформления речи иностранцами. Речь без грамматических ошибок свидетельствует о высоком уровне владения языком и о полной сформированности грамматических навыков. Грамматический навык - это «автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи» (Азимов, Щукин, 2009, с. 53).

Любой языковой навык, включая грамматический, должен обладать такими качествами, как автомати-зированность, прочность, устойчивость, подвижность, гибкость (Шатилов, 1991; Азимов, Щукин, 2009). Следовательно, должна быть предусмотрена работа по формированию каждого качества с подбором обучающих средств, максимально подходящих для конкретного качества навыка.

Так, для формирования автоматизированности грамматических навыков наиболее эффективными являются языковые тренажеры, позволяющие за счет многократного повторения довести определенные языковые действия до автоматизма. С этой целью могут быть использованы сервисы Learningapps.org, Vznaniya.ru, Wizer.me, Onlinetestpad.com, Google.Forms, с помощью которых можно построить систему упражнений (например: https://learningapps.org/watch?v=pusfcn7yt22), обеспечивающую как отработку конкретных минимизированных действий, так и их взаимосвязь и включенность в комплексное грамматическое действие, что способствует формированию устойчивых динамических стереотипов и связей. При этом можно задать строгий порядок перехода, т.е. переход к упражнениям с более сложными действиями открывается только после правильного выполнения простейших грамматических действий (Learningapps.org, Onlinetestpad.com). Возможно установление ограничения во времени, чтобы студенты повышали скорость выполнения действий с грамматическим материалом (Vznaniya.ru, Onlinetestpad.com). При этом ограничение может быть не жестким регулированием, а условием, при выполнении которого студенты получают бонусы или доступ к занимательным заданиям.

Для формирования гибкости навыка используются иного типа упражнения, которые позволяют студенту научиться легко варьировать грамматические средства, быстро переключаться с одной грамматической модели на другую в зависимости от изменяющихся условий. Эти упражнения характеризуются ситуативной заданностью, коммуникативной направленностью, повышенной сложностью. Они требуют от студентов развития способности переносить навык в новые условия, сохраняя его устойчивость и целостность. Для этого обучающимся предлагаются упражнения, побуждающие к продуцированию высказываний в меняющихся обстоятельствах какой-либо ситуации, например при изменении времени действия, на что будут указывать маркеры времени (вчера, сейчас, завтра), в таком случае одна и та же история может быть представлена в настоящем, прошедшем и будущем времени, либо герой будет перемещаться во времени и совершать разные действия (https://app.wizer.me/print/dIm3BMwpZcO8). Разработка таких упражнений может осуществляться посредством следующих сервисов: Vznaniya.ru, Wizer.me, Google.Forms, Genially.

Мы рассмотрели в качестве примеров два базовых качества навыка: автоматизированность и гибкость, которые являются диаметрально противоположными по своей природе и требуют абсолютно разных способов и средств их формирования. Другие качества навыка тесно взаимосвязаны с двумя рассмотренными качествами и могут формироваться по их принципу.

Создание комплекса упражнений для формирования необходимых качеств грамматических навыков должно быть соотнесено с концепцией стадий формирования навыков, включающей несколько обязательных стадий: 1) ознакомительно-подготовительную, 2) стандартизирующую, 3) варьирующую (Шатилов, 1985, с. 37).

В первую очередь преподаватель отбирает сервисы, подходящие для ознакомительно-подготовительной стадии формирования грамматических навыков студентов-иностранцев, изучающих РКИ. На данной стадии преподаватель знакомит студентов с определенным грамматическим материалом, обучаемые имеют возможность наблюдать и анализировать грамматические явления русского языка. Для этого требуются сервисы, позволяющие педагогу предъявить учебный материал в доступной и запоминающейся форме. На ознакомительно-подготовительной стадии востребованы три формата: видеоформат, формат презентации и ме-диатекст. Хорошая визуализация (например, посредством сервисов Storyboardthat, Storyset, Genially) в значительной мере способствует успешному усвоению материала. Использование звукового сопровождения активизирует слуховые анализаторы, что создает условия для работы комплекса анализаторов и приводит к лучшему восприятию и запоминанию грамматического материала обучающимися.

Для стандартизирующей стадии, на которой происходит формирование автоматизированности, устойчивости, прочности грамматических навыков, преподаватель может использовать достаточно широкий спектр интернет-сервисов: Learningapps.org, Google.Forms, Wizer.me, Liveworksheets.com, Vznaniya.ru, Onlinetestpad.com, Udoba.org. Эти сервисы подходят для создания дрилловых упражнений и тщательной отработки грамматического материала. Выделим такие типы заданий, как: ввод пропущенных окончаний (слов в определенной грамматической форме, предлогов), выбор правильной формы слова, распределение слов по группам в зависимости от заданного грамматического значения, подбор второго компонента пары слов, конструирование словосочетаний и предложений. Learningapps.org, Vznaniya.ru, Wordwall.com предлагают в открытом доступе банк заданий по РКИ, уже созданных другими пользователями. Сервисы Liveworksheets.com, Wizer.me, Vznaniya.ru предоставляют возможности создания рабочих листов (Worksheets). Ru.islcollective.com является русифицированным ресурсом и имеет банк разработанных заданий по РКИ, в частности по грамматике русского языка.

Интерактивное видео (Interactive Video) на базе Youtube-видео можно разработать с помощью сервисов H5p.org, Udoba.org, Learningapps.org, Vznaniya.ru, Learnis.ru. Формат интерактивного видео подразумевает, что в режиме просмотра обучающиеся получают комментарии, в частности для снятия лексико-грамма-тических трудностей и получения необходимой страноведческой информации, а в режиме остановки выполняют интерактивные упражнения с автопроверкой, т.е. это особый формат предъявления студентам учебного видеоконтента с элементами самоконтроля.

Flippity.net, Learningapps.org, Vznaniya.ru, Educaplay.com имеют ряд шаблонов для создания игровых заданий, направленных на автоматизацию навыка. Стоит отдельно отметить сервис Umaigra.com как бесплатный российский онлайн-конструктор для создания интерактивных дидактических игр. Каждая игра включает в себя несколько типов грамматических заданий. На выбор пользователю предоставляется 8 комплексных игр: «Футбол» (правда/ложь, выбор одного ответа), «Воришка-кот» (правда/ложь, краткий ответ, выбор одного ответа), «Заколдованный замок» (удаление слов и построение фразы, отбор правильных фраз, составление фразы), «Авиаперелет» (правда/ложь, выбор одного ответа), «Сядь на поезд» (правда/ложь, выбор одного ответа), «Остров Банан» (составление заданного результата), «Планета Умаус» (задание на соответствие), «Сокровище Фараона» (нахождение слов, попарное соответствие, распределение множества на группы).

На варьирующей стадии происходит процесс формирования гибкости, подвижности, динамичности навыка, студенты учатся применять свои навыки для решения ситуативно-коммуникативных задач. Для этого эффективно используются открытые вопросы, диалоги, эссе и т.д. Данные задания выполняются студентами на занятии и/или дома и предполагают «ручную проверку» со стороны преподавателя. Onlinetestpad.com, Vznaniya.ru, Wizer.me, Google.Forms предлагают шаблоны для создания таких упражнений, наиболее подходящих для развития подвижности, гибкости грамматических навыков, т.к. обучающиеся должны максимально точно ориентироваться в заданной ситуации и выборе адекватных грамматических средств для оформления своих высказываний. Onlinetestpad.com, Educaplay.com, H5p.org, Udoba.org позволяют разрабатывать сценарии диалогов разной тематики. При реализации варьирующей стадии формирования грамматического навыка возрастает важность наличия обратной связи и роли педагога как собеседника.

У преподавателей может возникнуть закономерный вопрос: какие сервисы можно использовать на всех трех стадиях формирования грамматических навыков? Такими сервисами, в частности, являются российские сервисы Onlinetestpad.com и Vznaniya.ru, предоставляющие весьма широкий спектр возможностей.

«Владение грамматическим навыком означает способность производить речевое действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в конкретной ситуации общения, и осуществлять правильное оформление речевой единицы с соблюдением норм языка» (Азимов, Щукин, 2009, с. 53). Отсюда возникает требование необходимости формирования такого уровня грамматического навыка, чтобы обучающийся мог свободно и безошибочно с точки зрения грамматики оформлять свои высказывания в реальных ситуациях общения.

В методике обучения иноязычной речи подчеркивается важность формирования трех компетенций: языковой (лингвистической), речевой и коммуникативной (Азимов, Щукин, 2009, с. 107). В работе С. Ф. Шатилова (1991)

представлена система, где этапы формирования грамматического навыка тесно связаны с тремя понятиями «язык - речь - коммуникация» и, соответственно, с тремя компетенциями:

1. лингвистическая компетенция - понимание, анализ, знание грамматического явления;

2. речевая компетенция - умение воспринимать и употреблять речевые образцы, насыщенные определенной грамматической формой;

3. коммуникативная компетенция - умение воспринимать и создавать тексты, используя данную грамматическую категорию.

Согласно данным компетенциям в методике преподавания РКИ выделяют три типа упражнений: 1) языковые, 2) речевые, 3) коммуникативные. Для формирования устойчивых грамматических навыков студентов-инофонов в соответствии с методическими требованиями должны быть предусмотрены упражнения каждого типа.

Интернет-сервисы образовательной направленности предоставляют широкие возможности для создания языковых упражнений с учетом их специфики. В таких упражнениях обучаемым предлагается выполнить ряд повторяющихся и в то же время усложняющихся грамматических действий с определенным языковым материалом. Это могут быть следующие упражнения: узнавание конкретной грамматической формы, группировка слов по грамматическим признакам, выбор или ввод окончаний или слов, соотнесение, подстановка, трансформация, комбинирование. С одной стороны, это знакомые традиционные упражнения. С другой стороны, электронные средства придают им новые формы, увлекательность, динамизм. Слова «оживают», двигаются, устанавливают отношения, подчиняются правилам зависимости, соотносятся с визуально представленными предметами действительности (PowerPoint, Learningapps.org, Vznaniya.ru, Genially).

Речевые упражнения имеют иной характер, т.к. требуют создания условной речевой ситуации. Эту ситуацию очень удобно создавать именно с помощью электронных средств, позволяющих визуально представлять героев ситуации, их перемещение во времени и пространстве. Можно некоторых героев сделать постоянно действующими лицами продолжающейся истории. По мере изучения грамматических тем может вводиться новый языковой материал и развиваться сюжет истории, могут появляться дополнительные герои и разные сюжетные линии (PowerPoint, Storyboardthat.com, Google.Jamboard, Genially). Большим плюсом таких упражнений является то, что речевые образцы соотносятся с определенными ситуациями и хорошо закрепляются в памяти. Особое внимание уделяется разным формам обучения диалогическому взаимодействию, при этом активно применяется аудиоформат упражнений (PowerPoint, Genially). Многим студентам нравится работать с комиксами, для этого можно использовать сервисы PowerPoint, Storyboardthat.com, Genially. Интересным моментом в групповой работе бывает сравнение того, что хотел передать студент, являющийся автором комикса, с тем, что увидели и поняли другие студенты, и тогда это обсуждение становится реальной коммуникативной ситуацией и может относиться к следующему типу упражнений.

Коммуникативные упражнения характеризуются тем, что в ходе их выполнения отрабатывается реализация возможного коммуникативного намерения иностранного студента. Это может быть написание поздравления русскому другу или преподавателю с праздником, грамматически верное оформление письма своему руководителю курсовой работы, написание заявления, объяснительной записки. Эти традиционные задания можно разнообразить благодаря электронным средствам, предлагая студентам конкретные формы открыток и деловых бумаг, меняя адресата и задачу. Полезны задания (с видеозаписью и последующим анализом), когда студент выступает в роли интервьюера или интервьюируемого, а также в роли телеведущего, например, студенты-иностранцы с удовольствием показывают приготовление национальных блюд как авторы своей кулинарной телепрограммы. Но наиболее важными, на наш взгляд, являются отработки непредвиденных чрезвычайных ситуаций в жизни студентов, когда от правильного коммуникативного поведения зависят имидж, успех и даже безопасность студента-иностранца. Особую актуальность приобретает такая работа, когда иностранные студенты находятся на дистанционном обучении вне языковой среды и готовятся приехать в страну изучаемого языка. Работа строится на основе использования и создания видеофрагментов, включает просмотр, озвучивание, изменение предложенной коммуникативной ситуации, моделирование и озвучивание собственной ситуации (Learningapps.org, Vznaniya.ru).

Следует особо отметить, что при обучении русской грамматике, учитывая её многоаспектность и сложность, необходимо предусмотреть упражнения всех трех рассмотренных типов, чтобы студент мог не только безошибочно выполнять грамматические упражнения, но и свободно использовать изученные образцы в речи и, главное, грамматически правильно оформлять свои высказывания в любой естественной ситуации общения.

Отметим, что современные информационные технологии в обучении основаны на использовании Интернета Web 2.0 (Пуляевская, 2012), при этом сервисы развиваются посредством постоянного пополнения контента от своих пользователей. Это значит, что преподаватель может либо создавать свои собственные упражнения, либо использовать задания, уже подготовленные другими педагогами. Дополнительно хочется остановиться на вопросе подключения студентов к наполнению шаблонов грамматических упражнений на сервисах Flippity.net и Genially, а также к созданию учебных ресурсов на базе сервисов Google и Яндекс. Данные сервисы обеспечивают организацию сетевого взаимодействия преподавателя со студентами, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность студентов, контролировать качество наполнения шаблонов заданий, своевременно добавлять комментарии, вносить правки, оценивать степень включенности каждого студента. Так может быть сформирован банк упражнений и разработана система продуктивной самостоятельной работы студентов.

Таким образом, авторами статьи представлен системный подход к определению задач, места и приемов включения интерактивных упражнений и интернет-сервисов в систему обучения студентов-иностранцев

грамматике русского языка. Согласно этому подходу, предлагается учитывать теоретически и практически важные положения методики преподавания РКИ, раскрывающие закономерности формирования языковых навыков, специфику грамматического навыка и механизма его формирования. Определяется, что у преподавателя РКИ должно быть целостное представление, включающее понимание природы и качеств грамматического навыка, стадий его формирования, необходимых видов упражнений, приемов комбинирования традиционных и цифровых заданий.

Заключение

В результате исследования был разработан комплексный подход к созданию системы грамматических упражнений с включением интернет-сервисов на основе базовых положений методики РКИ с учетом:

- специфики основных качеств грамматических навыков;

- концепции стадий формирования навыков;

- типов упражнений: языковых, речевых, коммуникативных.

Для реализации рассмотренной системы упражнений в цифровом формате были проанализированы и выбраны интернет-сервисы, которые позволяют не только создавать интерактивные грамматические упражнения, но и обеспечивать многообразие форм учебной речевой деятельности иностранных студентов на русском языке. Было определено место интерактивных упражнений в общей системе формирования грамматических навыков иностранных студентов. Таким образом, цель исследования была достигнута, поставленные задачи были решены.

Материалы исследования могут быть использованы в практике преподавания русского языка как иностранного. На основе предложенного комплексного подхода и приемов применения интернет-сервисов преподаватель может выстроить систему упражнений по формированию определенного грамматического навыка при работе с любой грамматической темой. Использование интернет-сервисов дает возможность расширить педагогический инструментарий и значительно разнообразить формы работы при обучении иностранных студентов грамматике русского языка, а также помогает сформировать у студентов-иностранцев устойчивые грамматические навыки, обеспечивающие правильное оформление устной и письменной речи и позволяющие студентам продемонстрировать высокий уровень владения русским языком и успешно реализовать свое коммуникативное намерение в реальном общении.

В перспективе исследование может быть продолжено на основе междисциплинарного подхода (на стыке лингводидактики, психологии и информационных технологий) с целью выявления условий, способствующих более результативному включению интернет-средств в сложный процесс обучения иностранцев русской грамматике.

Источники | References

1. Азимов Э. Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2012.

2. Азимов Э. Г. Методика применения компьютерных технологий в обучении русскому языку как иностранному. 2008. URL: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/1529/6/1331990-stage2_readingbook.pdf

3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.

4. Астафьев А. Ю. Обновление образовательной парадигмы в условиях перехода вузов на электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». 2021. № 1.

5. Комилова М. М. Цифровые технологии при дифференцированном подходе в обучении русскому языку как иностранному // Проблемы науки. 2021. № 7 (164).

6. Митрофанова О. Д., Костомаров В. Г. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990.

7. О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации: Приказ Минобрнауки России от 2 ноября 2021 г. № 999. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_399765

8. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816. URL: https://docs.cntd.ru/ document/436767209#6540IN

9. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования: Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р. URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/403203308/#1000

10. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991.

11. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: метод. пособие для преподавателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010.

12. Пуляевская А. М. Учиться - интересно! Аналитический обзор сервисов Web 2.0. Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing, 2012.

13. Федотова Н. Л. Методика преподавания русского языка как иностранного. М.: Златоуст, 2016.

14. Шатилов С. Ф. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку иностранных учащихся. Л.: ЛГУ, 1985.

15. Шатилов С. Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / сост. А. А. Леонтьев. М.: Русский язык, 1991.

16. Щукин А. Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном. М.: Русский язык. Курсы, 2015.

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Скобёлкина Наталья Михайловна1, к. пед. н., доц. Захарова Екатерина Васильевна2 Пуляевская Александра Михайловна3

1 2 Байкальский государственный университет, г. Иркутск 3 Издательство «Златоуст», г. Санкт-Петербург

Skobelkina Natalia Mikhaylovna1, PhD Zakharova Yekaterina Vasilievna2 Pulyaevskaya Alexsandra Mikhaylovna3 1 2 Baikal State University, Irkutsk 3 Publishing Center "Zlatoust", St. Petersburg

1 snmirkutsk@mail.ru, 2 zakharovaekaterina1997@gmail.com, 3 kinf_pam@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 05.06.2022; опубликовано (published): 29.07.2022.

Ключевые слова (keywords): методика преподавания русского языка как иностранного; грамматические навыки; интернет-сервисы; иностранные студенты; система обучения грамматике; methods of teaching Russian as a foreign language; grammar skills; Internet services; foreign students; grammar teaching system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.