УДК 008(470+571)
Ольга Сергеевна Огурцова
заместитель директора по коммерческому развитию
Хакасский национальный
краеведческий музей
имени Л. Р. Кызласова, Абакан, Россия
E-mail: [email protected]
ВКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЮЖНОЙ СИБИРИ В СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО И АВАНГАРДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В статье рассматриваются вопросы включения элементов истории и культуры коренных малочисленных народов в творчество отдельных представителей современного искусства. Анализируется, как они, обращаясь к культуре коренных народов Южной Сибири, способствуют сохранению, изучению и передаче национального культурного кода следующим поколениям людей, проживающих на территории всей нашей страны. Также проведен анализ актуальности данного явления как отклик на социальный запрос этнологического, экологического и природоохранного просвещения в обществе.
Ключевые слова: культурология, искусство, авангардное искусство, этнография, коренные малочисленные народы, шорцы, тувинцы-тоджинцы, Хакасия, Южная Сибирь, Саяно-Алтайский регион
Для цитирования: Огурцова, О. С. Включение элементов культуры коренных малочисленных народов Южной Сибири в современное искусство и авангардное творчество / О. С. Огурцова // Вестник культуры и искусств. — 2024. — № 3 (79). — С. 86-94.
Известные российские культурологи (в числе которых Ю. В. Бовкунова, Т. А. Се-нюшкина, Г. Е. Моргунова и др.) отмечают включение отдельных элементов культуры коренных малочисленных народов в социокультурные реалии современной России. В качестве проблематики эти исследователи рассматривают явления, наблюдаемые в современных молодежных субкультурах, вопросы национальной идентичности и коллективной памяти поколений, сохранение социокультурной идентичности в языках народов России и их фольклоре и другие аспекты культурной жизни социума. В данной статье мы предлагаем рассмотреть несколько иной ракурс и проанализируем включение традиционной культуры коренных малочисленных народов Южной Сибири в творчество представителей современного и авангардного искусства. Данная тема нам близка в первую очередь по той причине, что культура коренных малочисленных народов
Саяно-Алтайского региона сегодня мало изучена, но вместе с тем самобытна и интересна. В ходе исследования мы также приходим к заключению, что данный аспект требует более детального внимания. Например, в дальнейшем мы намерены подробнее изучить, какими причинами такое включение вызвано — доступностью информации, удобством использования, либо все-таки особыми смыслами визуальных и музыкальных образов, близких культурам других народов. Но это дело будущего. Сегодня остановимся на том, кто из представителей современного искусства и авангардного твор-чества1 и каким образом использует элементы
1 В понятие «авангардного творчества» мы включили творчество тех музыкантов и художников, которые, не будучи обладателями званий и правительственных наград, успешно продвигают себя посредством интернет-технологий, собирая миллионную аудиторию в соцпабликах. Тех, чье творчество интересно молодежи и представителям креативных инду-стрий и отвечает запросам современного общества
86
культуры и традиций коренных малочисленных народов Южной Сибири.
Музыкальное и визуальное виды искусства считаются в культурологии наиболее ранними для истории человечества. Возможно, именно поэтому они вызывают сильный эмоциональный отклик у прогрессивной категории населения, ищущей новые пути и способы применения собственных умений и навыков в общественной деятельности. В частности космогеничное2 мировоззрение малочисленных народов Крайнего Севера и Дальнего Востока перекликается с современными представлениями об экологии и охране природы3. Отдельные элементы культуры коренных малочисленных народов Южной Сибири на сегодняшний момент исследованы меньше, чем представителей коренных малочисленных народов (далее — КМН) Крайнего Севера, Дальнего Востока, Камчатки и Якутии. Между тем история и культура шорцев, проживающих в Хакасии и Кемеровской области, тувинцев-тоджинцев, занимающих несколько поселений в Тоджинском кожууне Тувы, ряда алтайских народностей, сохранивших телеутские, кумандинские, тубалар-ские и челканские традиции, а также отдельных представителей чулымцев, кетов, селькупов и долган, поселения которых встречаются в среднем течении реки Енисей, этнографы исследуют нечасто4, что в результате и становится поводом для деятелей культуры и искусства внимательней присмотреться к аутентичности музыкальной культуры и декоративно-прикладного творчества, до сих пор используемых этими этносами. Перечисленные группы КМН проживают в отдаленных труднодоступных таежных и горно-таежных местностях, сохраняя архаичные формы хозяйствования и традиционные промыслы предков. Если углубиться в их мировоззрение, можно понять, что человек — часть природы,
на популяризацию истории, культуры и этнографии коренных малочисленных народов.
2 Космогенез (лат. cosmogenesis; от космос и ге-нез, происхождение, зарождение) — эволюция космоса, Вселенной; учение о зарождении, формировании, структуре и жизнедеятельности (бытии) мира.
3 Чертыков В. К. Историко-этнографическое изучение Хакасско-Минусинского края в 50-80-е годы XIX века. Абакан, 2023. 352 с.
4 Кимеев В. М., Копытов А. И. Горная Шория
историко-этнографические очерки. Кемерово, 2018.
600 с.
где каждого окружают духи-помощники, враждебные силы, стихии и климатические явления — все то, с чем сталкивалось человечество еще со времен неолита, заселяя новые пространства и адаптируясь к непривычным природным ус-ловиям5. Взаимодействие с высшими силами отражено в обрядах, орнаментации и фольклоре коренных малочисленных народов. Образы, сюжеты, и философия, связанные с суровым климатом и бережным отношением к ресурсам, точно передают экологические убеждения прогрессивного человечества. Очевидно, это и является основной причиной современного интереса к культуре коренных малочисленных народов. В данной работе мы стремились уйти от субъективной оценки творчества рассматриваемых персоналий и сосредоточили внимание на объекте их интереса.
К теме происхождения человека и становления колыбельных культур сегодня обращаются многие отечественные археологи и антропологи. В их числе Евгений Юрьевич Гиря, Дмитрий Владимирович Поздняков, Павел Владимирович Волков и другие. Их исследования охватывают различные аспекты смежных естественных наук. В частности работы старшего научного сотрудника Эксперименталь-но-трасологической лаборатории ИИМК РАН (Института истории материальной культуры), кандидата исторических наук, специалиста по периоду палеолита, каменным орудиям и археологической трасологии Е. Ю. Гири весьма интересны подробными описаниями каменных и костяных предметов, аналогичные которым до сих пор используют в быту коренные малочисленные народы6. Старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, кандидат исторических наук Д. В. Поздняков в рамках изучения палеоантропологии населения юга Западной Сибири создал уникальную технологию реконструкции типов лиц коренных малочисленных народов по сохранившимся с конца XIX века фотографиям. Благодаря чему сегодня мы можем наглядно представить, как
5 Дробышевский С. В. Байки из грота: 50 историй из жизни древних людей. М. : Альпина Нон-фикшн, 2018. 455 с.
6 Гиря И. Ю. Технологический анализ каменных индустрий. СПб. : Изд-во РАН ИИМК, 1997. 198 с.
87
выглядят и чем отличаются эти исчезающие народы7. Исследования П. В. Волкова позволяют соотнести декоративные элементы, воссозданные современными художниками и дизайнерами, с предметами, реально бытовавшими в культуре колыбельных цивилизаций8. Не менее полезны в плане изучения исторического орнамента традиционной вышивки коренных народов Хакасии работы доцента кафедры декоративно-прикладного искусства и народной художественной культуры Института искусств Хакасского госуниверситета имени Н. Ф. Ка-танова О. В. Киштеевой9. В подборке работ историка, археолога, этнографа, специалиста по сравнительной мифологии Ю. Е. Березкина найдется много полезного всем тем, кто обращается к песенному и сказочному фольклору древних народов10. Мы в данной статье предлагаем обратиться к исследованиям известного российского палеоантрополога, популяризатора научного мировоззрения, кандидата биологических наук, доцента кафедры антропологии МГУ имени М. В. Ломоносова С. В. Дробы-шевского. Изучая происхождение человеческих рас и народов, он выходит за рамки вопросов антропологии, уделяя особое внимание зарождению культуры и нравственности11. В его трудах прослеживается то общее, что присуще современным представителям коренных малочисленных народов, независимо от того, в Африке, Австралии, Океании или Южной Сибири они проживают12. Насколько популярны эти исследования, можно судить по количеству просмотров лекций и интервью исследователя на научно-популярных каналах и соцпабликах13.
7 Поздняков Д. В. Палеоантропология населения юга Западной Сибири эпохи Средневековья (вторая половина I — первая половина II тыс. н. э.). Новосибирск, 2006.
8 Волков П. В. Опыт эксперимента в археологии. СПб. : Нестор-История, 2013. 416 с.
9 Киштеева О. В. Орнамент и техника традиционной хакасской вышивки. Абакан, 2021. 64 с.
10 Березкин Ю. Е. Мифы Старого и Нового Света. М. : АСТ : Астрель, 2009. 446 с.
11 Дробышевский С. В. Происхождение человеческих рас. Закономерности расообразования. Африка. М. : URSS, 2014. 404 с.
12 Дробышевский С. В. Происхождение человеческих рас. Австралия и Океания. М. : URSS, 2014. 340 с.
13 Центр «Архэ»: лекторий / YouTube*. URL:
https://www.youtube.eom/@arhecenter (*В соответствии
Следуя запросам современного общества, образовательные и культурные учреждения Южной Сибири все больше внимания уделяют изучению культуры и истории коренным народам Саяно-Алтайских регионов. Так, хранящиеся в музейных коллекциях уникальные предметы одежды и быта хакасов, шорцев и алтайских народов в первую очередь оказались интересны художникам-декораторам и модельерам. Благодаря процессам, происходившим на территории распавшейся в 1990-х гг. многонациональной страны, ведущие мировые бренды обратили внимание на изобразительное искусство коренных народов России. Модельеры и промышленные декораторы представили на европейских подиумах и выставках новые коллекции, где национальные орнаменты, стилизованные предметы народных костюмов, традиционные технологии, природные материалы и меха очаровали взыскательную публику.
В качестве примера такой востребованности приведем Хакасский театр моды «Ал-тыр», созданный в 2010 г. абаканским художником-модельером и дизайнером одежды Мариной Мамышевой. Стилизованные образы персоналий свадебных обрядов, воинов, охотников, скотоводов-кочевников художница хакасского происхождения заимствует из этнографии и истории Саяно-Алтайского региона. Ее творчество художественно дополнено современными тенденциями моды и новыми технологиями пошива одежды. Марина Ма-мышева — неоднократный дипломант и лауреат российских и международных конкурсов дизайнеров этно-моды. Театр моды «Алтыр» создал шесть коллекций этнических костюмов Южной Сибири — «Свадебный той», «Стихии», «Возрождение», «Трио», «Скифы», «Семь дев». Основной жанр, в котором выступает коллектив — дефиле, где помимо демонстрации моделей этнической одежды представлены уникальные хакасские и шор-
с ч. 1 ст. 11 ФЗ от 01.07.2021 № 236-Ф3 «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации», Роскомнадзором принято решение об информировании пользователей www.youtube.com, что иностранное лицо, владеющее информационным ресурсом, является нарушителем законодательства Российской Федерации — прим. ред.).
88
ские обряды и традиции. Специалисты в области декоративно-прикладного творчества отмечают, что народный орнамент не утрачивает декоративную ценность даже если полностью утрачивает свое практическое назначение. Как вид декоративного искусства он продолжает играть воспитательную роль в обществе, прививает и развивает художественный вкус, чувство ритма, придает одежде индивидуальность и красоту. В частности, кандидат культурологии, доцент О. В. Киштеева пишет: «В настоящее время хакасский орнамент представляет собой достаточно однородный комплекс, в котором представлены различные типы, имеющие исторические связи с древними культурами Южной Сибири. В средневековом искусстве енисейских кыргызов солярную символику имели различные варианты орнамента, имеющие центральную ось симметрии: розетки, кресты, круги... Мотивы орнамента, связанные с космогеническими представлениями, в хакасской вышивке представлены в виде солярного символа — круга с точкой в центре — в таком сакрально значимом нагрудном украшении как пого»14. Стоит пояснить, что модели и образы коллектива нередко подвергаются критике по причине несоблюдения отдельных требований, предъявляемых к традиционному национальному костюму — несоответствию отдельных элементов орнамента и открытым частям тела. Но такая активность лишь становится поводом для интереса к истории и этнографии у аудитории.
Творческое направление театра моды можно охарактеризовать как презентационное: «Алтыр» принимает активное участие в культурной жизни Хакасии, выступая на республиканских праздниках «Тун пайрам», «Ур-тун тойы», «Чыл пазы», «Чир Ине». В 2018 г. Хакасскому театру моды «Алтыр» присвоено почетное звание «народный самодеятельный коллектив»15. В настоящее время известный хакасский модельер, сумевшая в начале
14 Киштеева О. В. Орнамент и техника традиционной хакасской вышивки. Абакан : Хакас. кн. изд-во им. В. М. Торосова. 2021. 64 с.
15 ГАУК РХ «Центр культуры и народного творчества им. С. П. Кадышева : официальный сайт. URL: https://centr-kadisheva.ru/kollektivy/shkoly-krasoty-i-mody/xakasskij-teatr-mody-altyr.
2000-х гг. воплотить в своем творчестве хакасские и шорские мотивы, орнаменты и декоративные элементы, работает над проектом «Новая эстетика хакасского платья», продолжая черпать идеи в народном костюме. Посты о путешествиях в Казань, Тыву, Москву художник-модельер иллюстрирует образами в неожиданных архитектурных пространствах, а за основу новых костюмов берет иллюстрации хакасского художника Владимира Тодыкова, сумевшего в 1970-1980-х гг. запечатлеть в графике и живописи хакасский героический эпос16.
Всемирно известным представителем современного искусства, обратившимся к культуре коренных малочисленных народов Саяно-Ал-тая, можно считать российского скульптора Даши Намдакова17. Художник, родившийся в Бурятии и с детства окруженный восхитительными образами Южно-Сибирского эпоса, расширил его географию на весь мир. Простые формы обрели изысканность и утонченность. Одна из выдающихся работ Даши Намдакова «Золотая Шория», установленная в 2010 г. в Таштаголе Кемеровской области, представляет собой хрупкую девушку, восседающую верхом на огромном лосе — шорском тотемном животном. Рога могучего зверя защищают девушку, бережно удерживающую в руках чашу с ритуальным огнем18. Еще одним масштабным проектом, созданным под впечатлением от ушедшей культуры, стала скульптурная композиция, установленная в Кызыле «Царская охота»19. Жанровая скульптура представляет собой двойную конную композицию, воспроизводящую сцену мифического и священного в азиатской древности ритуала охоты. Она установлена на берегу верхнего течения Енисея — неподалеку от традиционных мест обитания древних охотников тувинцев-тоджинцев. Симбиоз древних культур и современного искусства представляет вниманию утонченного знатока истории всадника и всадницу в торжественном облачении участников соколиной охоты, окруженных ручными
16 Марина Мамышева. URL: https://vk.com/mmg_ top?from=search.
17 Попова-Гамаюн Е. Тринадцать мистических работ Даши Намдакова на Алтае // Сноб. 2023. 22 сент.
18 Даши Намдаков : официальный сайт. URL: https://dashi-art.com/gallery/monuments/golden-shoria.
19 Там же.
89
барсами. Они запечатлены в состоянии стремительной погони. Автор знакомит нас с древней историей и культурой Тувы, погружая в яростную и величественную энергию архаичного ритуала. Помимо «Царской охоты» и «Золотой Шории» у скульптора есть множество работ, где шаманские образы переплетены с природой Южной Сибири, древняя магия соперничает с современной художественной экспрессией, побуждая сегодняшнего зрителя обернуться в далекое прошлое20.
Художественная выставка «Сны Сибири», экспонировавшаяся в 2023 г. в Москве при поддержке Фонда «Таволга» и посвященная 130-летию Транссибирской магистрали, рассказывает о древнейшем и средневековом прошлом Сибири, Приуралья и Дальнего Востока21. Здесь также экспрессивно и мистически представлены образы уходящих культур коренных малочисленных народов. В рамках выставки показаны зооморфные объекты железного века, деревянные панно, сделанные из бересты и кожи, артефакты неолита и другие экспонаты, наглядно демонстрирующие исконный быт сибирских племен. Коллекции для уникальной выставки предоставили крупнейшие российские музеи, в том числе Хакасский национальный краеведческий музей им. Л. Р. Кызласова. Выставка «Сны Сибири» — это культурологическое путешествие через века, леса, горы и степи с прямой отсылкой к культуре народов, некогда населявших эти края. Помимо языка орнамента, резьбы по дереву, декоративного творчества, исконных навыков ремесла и древних промыслов в распоряжении коренных малочисленных народов имелось устное народное творчество, обрядовые традиции, народные песни и танцы. Ко всему перечисленному и обратились создатели выставки, поспособствовав сохранению, популяризации и памяти о коренных малочисленных народах Южной Сибири.
Одной из ярких представительниц музыкального сообщества, обратившейся к творчеству коренных малочисленных народов Саяно-Алтайского региона является популяр-
20 Даши Намдаков : официальный сайт...
21 Мероприятия к выставке «Сны Сибири», Государственный исторический музей.
ная шорская певица Чылтыс Таннагашева22. Обладательница уникального голоса, исполнительница женского горлового пения имитирует пение птиц, голоса животных и шум тайги. Чылтыс — племянница последнего выдающегося кайчи (сказителя) Горной Шории Сарыга. Этот человек славился у соплеменников как искусный охотник, способный на лыжах в заснеженной тайге добыть двух рысей. В истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. он запомнился метким стрелком, не знавшим русского языка, но спасавшим бойцов невероятной меткостью. Талантливая племянница героя войны завораживает зрителей глубиной и силой голоса, и мистической аурой национального искусства. Чылтыс Таннагаше-ва — обладательница многочисленных наград и дипломов, победитель и лауреат международных и российских конкурсов и фестивалей.
Еще один яркий коллектив, использующий элементы древних культур в своем творчестве — музыкальная группа коренных народов Сибири «Otyken». Коллектив создан в 2015 г. предпринимателем и меценатом Андреем Медоносом23. Руководитель группы, не имея сибирского происхождения, вырос на пасеке своей семьи среди коренных жителей. Он увлечен чулымской культурой, охотой, рыбной ловлей, собирательством и женат на женщине из коренного населения. Супруга Медоноса — одна из первых исполнительниц группы «01укеп», мастер по изготовлению сценических костюмов, которые включают элементы исторического и современного дизайна. В составе группы представители коренных сибирских народов из Красноярского края — чулымцы, кеты, селькупы, хакасы и долганы. Все участники — местные таланты из крошечных поселений Красноярского края, где доступ к медицине и электричеству затруднен, а продукты питания добываются рыбалкой, охотой, собирательством, земледелием и пчеловодством. Основной музыкальный стиль исполнителей — соединение разных музыкальных жанров поп-музыке и рока со звуком этнических
22 Чылтыс Таннагашева. URL: https://vk.com/ chyltyz.
23 Андрей Медонос и группа OTYKEN. URL: https://andreymedonos.ru/o_nas.
90
инструментов и горлового пения24. Треки выходят на чулымском, хакасском, долганском и русском языках. Участники группы играют как на аутентичных инструментах — варгане, ики-ли, хомысе, так и на современных барабанах, бас-гитаре, клавишных и саксофоне. Горловое пение нередко сочетают с речитативом. Большую часть клипов группа снимает на природе: в лесу, на замерзшей реке, на вершинах гор.
Известный эстрадный певец и исполнитель Руслан Ивакин Гурудэ25, также охотно использующий в своем творчестве этнические элементы народов Сахалина, Камчатки и Южной Сибири, погрузившись в собранный материал написал, издал и представил для сценических проектов книгу для детей «Тайна Белого Июса»26. Здесь также переплелись архаичное мировоззрение, с современным прочтением древних легенд. Творческий эксперимент интересен многофункциональностью контента для эстрады, издательской деятельности и публикаций в соцсетях.
Насколько актуально обращение современными деятелями искусства к образам прошлого говорит целый спектр фильмов, созданных в последние годы молодыми отечественными кинематографистами. Из числа режиссеров постановщиков, работающих в данном жанре, можно назвать Юрия Курочку, снявшего в 2020 г. фильм «Белая дорога Эльзы»27. В основу сценария, положена реальная история, случившаяся несколько лет назад в Туве, когда четырехлетняя Саглана в разгар морозов и волчьих свадеб более шести часов шла по зимнему
24 Официальный YouTube*-канал группы OTYKEN/URL: https://www.youtube.com/channel/ UCaesWTz3KTrvpSHIh3EaDRg (*В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ от 01.07.2021 № 236-Ф3 «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на территории Российской Федерации», Роскомнадзором принято решение об информировании пользователей www.youtube.com, что иностранное лицо, владеющее информационным ресурсом, является нарушителем законодательства Российской Федерации — прим. ред.).
25 Руслан Гурудэ. URL: https://vk.com/gurude_ ethno.
26 Сказка-спектакль GURUDE «Тайна Белого Июса». URL: https://planetary-spb.ru/afisha/events/ skazka-spektakl-gurude-tayna-belogo-iyusa.
27 Кинопоиск. URL: https://www.kinopoisk.ru/
film/4324731/?utm_referrer=www.google.com.
лесу, чтобы сказать родным о плохом состоянии здоровья деда. Это история о мужестве, традиционных ценностях коренного народа, долге и любви. Фильм получил премию «Чыпчаал» (Республика Якутия) за лучшее региональное кино и премию «Алтын Тэлинке» (Республика Татарстан) за лучшую женскую роль.
Этнические образы и элементы обрядовой культуры использовал в своей передаче «Загадочная Хакасия» ее автор Михаил Мерз-ликин28. В 2016 г. режиссер снял первый документальный фильм, а в 2019 — дебютный игровой полнометражный фильм «Харах Оды», ставший лауреатом российских и зарубежных фестивалей. Следующая кинолента «Книга степей» вышла в 2022 г. Сериал из 5 серий, повествует об архаичных духах — Воды, Гор, Огня, Горлового пения и Злом духе. По сюжету это рассказы коренных жителей Хакасии о том, как их быт переплетается с мифологией. Дополняют повествование художественные вставки и кукольная анимация. Оба режиссера — Михаил Мерзликин и Юрий Курочка — из Республики Хакасия. Их творчество, получившее высокую оценку на международных кинофестивалях, отражает историю и культуру коренных народов Южной Сибири и основано на местном материале.
Завершить примеры использования этнических элементов культуры коренных малочисленных народов Южной Сибири в современном искусстве логично на примерах генерации художественных образов с помощью искусственного интеллекта. Нейронные сети из доступного набора данных создают вполне соответствующие объективности иллюстрации национальных костюмов, персонажей, музыкальные этюды и прочее. Такие опыты говорят о наличии запросов в поисковиках и, соответственно, об интересе к теме культуры коренных-малочисленных народов Южной Сибири. В частности, активно использует возможности искусственного интеллекта съемочная группа кинокомпании «Ветер перемен». При съемках фильма «Книга степей» режиссера Михаила Мерзликина образы степных духов, шаманов и некоторых фантастических персонажей
28 Михаил Мерзликин. URL: https://vk.com/kniga_ stepei.
91
создавались с помощью первой российской нейросети «Шедеврум»29, созданной компанией Яндекс на основе нейросетей YandexART и YandexGPT в 2022 г. для генерации текстов и изображений. Отдельные недостатки, вызванные необходимостью более точной проработки деталей, устранялись специалистами в области редактуры и киноискусства.
Таким образом, обращаясь к культуре коренных народов Южной Сибири, современные
29 URL: https://shedevrum.ai.
отечественные деятели искусства, во-первых, раскрывают и популяризируют ранее не обнародованные аутентичные культуры исчезающих народов, несущих свои традиции с доисторических времен. Во-вторых, использование уникальных и мало исследованных элементов культуры в современном искусстве способствует сохранению, изучению и передаче культурного феномена утраченных культур следующим поколениям людей, которые сегодня проживают на территории всей нашей страны.
Список литературы
1. Балин, К. Г. Алтайские сказки в мобильном приложении / К. Г. Балин // Туризм как фактор устойчивого развития региона : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Горно-Алтайск, 10-11 февраля 2022 г.). — Горно-Алтайск : БИЦ Горно-Алтайского государственного университета, 2022. — 278 с.
2. Березкин, Ю. Е. Мифы Старого и Нового Света / Ю. Е. Березкин. — Москва : АСТ : Астрель, 2009. — 446 с.
3. Бовкунова, Ю. В. Социокультурные реалии современной России в процессе глобализации : монография / Ю. В. Бовкунова. — Белгород : Константа, 2010.
4. Бовкунова, Ю. В. Экология языка и фольклора как фактор сохранения социокультурной идентификации / Ю. В. Бовкунова // Патриотизм как концепт формирования человека и мира : материалы межвуз. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию Великой Победы. — Белгород, 2006. — С. 26-28.
5. Волков, П. В. Опыт эксперимента в археологии / П. В. Волков. — Санкт-Петербург : Нестор-История, 2013. — 416 с.
6. Гиря, И. Ю. Технологический анализ каменных индустрий / И. Ю. Гиря. — Санкт-Петербург : Изд-во РАН ИИМК, 1997. — 198 с.
7. Глызина, А. И. Ресурсы исторических и краеведческих музеев и проблемы их эффективного использования в современном российском обществе : материалы заседания Сиб. филиала Научного совета исторических и краеведческих музеев РФ (Красноярск, 6-8 декабря 2005 г.) / А. И. Глызина, Л. Л. Карнаухова, Н. И. Сичкарь. — Красноярск, 2006. — 212 с.
8. Горинова, Д. О. Музейные коллекции Хакасского национального краеведческого музея им. Л. Р. Кызласова / Д. О. Горинова // История создания, экспонирование, хранение : сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. «Седьмые Рехловские чтения» (18 февраля 2021). — Шушенское, 2022. — 174 с.
9. Дробышевский, С. В. Байки из грота: 50 историй из жизни древних людей / С. В. Дро-бышевский. — Москва : Альпина Нон-фикшн, 2018. — 455 с.
10. Дробышевский, С. В. Происхождение человеческих рас. Закономерности расообразо-вания. Африка / С. В. Дробышевский. — Москва : URSS, 2014. — 404 с.
11. Дробышевский, С. В. Происхождение человеческих рас. Австралия и Океания / С. В. Дробышевский. — Москва : URSS, 2014. — 340 с.
12. Кимеев, В. М. Горная Шория историко-этнографические очерки / В. М. Кимеев, А. И. Копытов. — Кемерово, 2018. — 600 с.
13. Киштеева, О. В. Орнамент и техника традиционной хакасской вышивки / О. В. Киште-ева. — Абакан, 2021. — 64 с.
92
14. Моргунова, Г. Е. Регион и город как факторы формирования современной субкультуры молодежи / Г. Е. Моргунова // Вестник Поволжской академии государственной службы. - 2009. - № 1 (18). - С. 212-217.
15. Национальная идентичность и коллективная память: между прошлым и будущим : [кол. монограф.] / отв. ред. Т. А. Сенюшкина ; науч. ред. Е. А. Сенюшкин — Симферополь : Н. Орiанда, 2022. — 320 с.
16. Поздняков, Д. В. Палеоантропология населения юга Западной Сибири эпохи Средневековья (вторая половина I — первая половина II тыс. н. э.) / Д. В. Поздняков. — Новосибирск, 2006.
17. Попова-Гамаюн, Е. Тринадцать мистических работ Даши Намдакова на Алтае / Е. По-пова-Гамаюн // Сноб. — 2023. — 22 сентябрь. — URL: https://snob.ru/profile/32945/ blog/3059787.
18. Мероприятия к выставке «Сны Сибири» // Государственный исторический музей. — URL: https://shm.ru/shows/33716 (дата обращения: 30.06.2024).
19. Прокопьева, Е. А. Административно-территориальные преобразования Хакасии в архивных фондах Национального архива Республики Хакасия (советский период) : сб. материалов III Межрегион. краевед. чтений, посвящ. Леониду Романовичу Кызласову (Абакан, 17-18 ноября 2013 г.) / под ред. Н. В. Танбаевой. — Абакан, 2014. — 344 с.
20. Феоктистова, Т. Н. Музеи Хакасии / Т. Н. Феоктистова. — Абакан, 2010. — 153 с.
21. Чертыков, В. К. Историко-этнографическое изучение Хакасско-Минусинского края в 50-80-е годы XIX века / В. К. Чертыков. — Абакан. — 352 с.
Получено 12.07.2024
Olga S. Ogurtsova
Commercial development vice manager
Khakassian National Local History
Museum named after L. R. Kyzlasov, Abakan, Russia
E-mail: [email protected]
Inclusion of Native Small-Numbered Peoples of the South Central Siberia into Modern Art and Avant-Garde Creative Activity
The article considers the issues of including elements of history and culture of the native small-numbered peoples into the creative activity of some of modern art representatives. The author analyzes their appeal to the South-Central Siberia native peoples' culture and how they promote the protection, study and transfer of the national culture code to the next generations of people living in different cities, towns and settlement of our country. The article also contains the results of the analysis of this phenomenon urgency as a response to the social inquiry of ethnological, ecological and environmental enlightenment in the society.
Keywords: culturology, art, Avant-Garde art, ethnography, native small-numbered peoples, Shorts, Tuvinians, Todzhinians, South Central Siberia, Sayano-Altrai Territory
For citing: Ogurtsova O. S. 2024. Inclusion of Native Small-Numbered Peoples of the South Central Siberia into Modern Art and Avant-Garde Creative Activity. Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 3 (79): 86-94. (In Russ.).
References
1. Balin K. G. 2022. Altai fairy tales in a mobile application. Turizm kakfaktor ustoichivogo razvitiya regiona [Tourism as a factor of sustainable development of the region]. Gorno-Altaisk: BIC of Gorno-Altaisk State University. 278 p. (In Russ.).
93
2. Berezkin Yu. E. Mify Starogo i Novogo Sveta [Myths of the OLd and New World]. Moscow: AST, AstreL, 2009. 446 p. (In Russ.).
3. Bovkunova Yu. V. 2010. SotsiokuL'turnye reaLii sovremennoi Rossii v protsesse gLobaLizatsii [SociocuLturaL reaLities of modern Russia in the process of gLobaLization]. BeLgorod: Constant. (In Russ.).
4. Bovkunova Yu. V. 2006. EcoLogy of Language and foLkLore as a factor of preservation of socio-cuLturaL identification. Patriotizm kak kontsept formirovaniya cheloveka i mira [Patriotism as a concept of the formation of man and the world]. BeLgorod. Pp. 26-28. (In Russ.).
5. VoLkov P. V. 2013. Opyt eksperimenta v arkheoLogii [Experiment experience in archaeoLogy]. St. Petersburg: Nestor-Istoriya. 416 p. (In Russ.).
6. Giria I. Yu. 1997. TekhnoLogicheskii anaLiz kamennykh industrii [TechnoLogicaL anaLysis of stone industries]. St. Petersburg: PubLishing House of the Russian Academy of Sciences IIMK. 198 p. (In Russ.).
7. GLyzina A. I., Karnaukhova L. L., Sichkar N. I. 2006. Resources of historicaL and LocaL history museums and probLems of their effective use in modern Russian society : materiaLs of the meeting of the Siberian branch of the Scientific CounciL of HistoricaL and LocaL History Museums of the Russian Federation (Krasnoyarsk, December 6-8, 2005). Krasnoyarsk. 212 p. (In Russ.).
8. Gorinova D. O. 2022. Museum coLLections of the Khakass NationaL Museum of LocaL Lore named after L. R. KyzLasov. Istoriya sozdaniya, eksponirovanie, khranenie [The history of creation, exposure, storage]. Shushenskoye. 174 p. (In Russ.).
9. Drobyshevsky S. V. 2018. Baiki iz grota: 50 istorii iz zhizni drevnikh Lyudei [TaLes from the grotto: 50 stories from the Life of ancient peopLe]. Moscow: ALpina Non-fiction. 455 p. (In Russ.).
10. Drobyshevsky S. V. 2014. Proiskhozhdenie cheLovecheskikh ras. Zakonomernosti rasoobrazovaniya. Afrika [The origin of human races. Patterns of raciaL formation. Africa]. Moscow: URSS. 404 p. (In Russ.).
11. Drobyshevsky S. V. 2014. Proiskhozhdenie cheLovecheskikh ras. AvstraLiya i Okeaniya [The origin of human races. AustraLia and Oceania]. Moscow: URSS. 340 p. (In Russ.).
12. Kimeev V. M., Kopytov A. I. 2018. Gornaya Shoriya istoriko-etnograficheskie ocherki [Gornaya Shoriya historicaL and ethnographic essays]. Kemerovo. 600 p. (In Russ.).
13. Kishteeva O. V. 2021. Ornament i tekhnika traditsionnoi khakasskoi vyshivki [Ornament and technique of traditionaL Khakass embroidery]. Abakan. 64 p. (In Russ.).
14. Morgunova G. E. 2009. Region and city as factors of formation of modern subcuLture of youth. Vestnik Povolzhskoi akademii gosudarstvennoi sluzhby [Bulletin of the Volga Region Academy of Public Administration]. No 1 (18): 212-217. (In Russ.).
15. Natsional'naya identichnost' i kollektivnaya pamyat': mezhdu proshlym i budushchim [National identity and collective memory: between the past and the future]. 2022. SimferopoL: N. Orianda. 320 p. (In Russ.).
16. Pozdnyakov D. V. 2006. PaLeoantropoLogiya naseLeniya yuga Zapadnoi Sibiri epokhi sredneve-kov'ya (vtoraya poLovina I — pervaya poLovina II tys. n. e.) [PaLeoanthropoLogy of the popuLation of the south of Western Siberia of the MiddLe Ages (the second haLf of the I — first haLf of the II miLLennium AD)]. Novosibirsk. (In Russ.).
17. Popova-Gamayun E. 2023. Thirteen mysticaL works of Dasha Namdakov in ALtai. Snob. September 22. AvaiLabLe from: https://snob.ru/profiLe/32945/bLog/3059787. (In Russ.).
18. Events for the exhibition "Dreams of Siberia". Gosudarstvennyi istoricheskii muzei [State Historical Museum]. AvaiLabLe from: https://shm.ru/shows/33716 (accessed: 30.06.2024) (In Russ.).
19. Prokopyeva E. A. Administrativno-territoriaL'nye preobrazovaniya Khakasii v arkhivnykh fonda-kh NatsionaL'nogo arkhiva RespubLiki Khakasiya (sovetskii period) [Administrative-territoriaL transformations of Khakassia in the archivaL coLLections of the NationaL Archive of the RepubLic of Khakassia (Soviet period)]. 2014. Abakan. 344 p. (In Russ.).
20. Feoktistova T. N. Muzei Khakasii [Museums of Khakassia]. 2010. Abakan. 153 p. (In Russ.).
21. Chertykov V. K. Istoriko-etnograficheskoe izuchenie Khakassko-Minusinskogo kraya v 50-e — 80-e gody XIX veka [HistoricaL and ethnographic study of the Khakass-Minusinsk region in the 50s — 80s of the XIX century]. Abakan. 352 p. (In Russ.).
Received 12.07.2024
94