УДК 397 ББК 63.5(2)
DOI: 10.31862/1819-463X-2023-1-109-117
КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ МАЛОЧИСЛЕННОГО ШОРСКОГО НАРОДА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ХАКАСИИ КАК ЦЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Т. Г. Иргашева, Г. Н. Кузнецова, Е. Н. Первакова, Н. И. Чепсаракова
Аннотация. Статья посвящена проблеме возрождения культуры малочисленного шорского народа Кемеровской области и Хакасии. Развитие человечества невозможно без учета национальных особенностей и этнических различий, которые сближают людей и вызывают заинтересованность в культурных традициях, ценностях. В статье подробно освещается историческое прошлое и культура малочисленных коренных жителей Сибири, Хакасии и Кемеровской области - шорцев; уделяется большое внимание процессу возрождения традиций и межнационального взаимодействия; рассказывается об активной работе по возрождению культурных ценностей (с государственной поддержкой); о разработке программ в учебных заведениях; об издании учебников; о работе общественных культурных организаций; об организации концертов и торжественных мероприятий; о проведении национальных праздников; о создании и воплощении творческих и образовательных проектов, об открытии музеев этнографической культуры, этнических центров, региональных обществ коренных народов.
Ключевые слова: культура межнационального общения, коренные малочисленные народы, межнациональное взаимодействие, межкультурная компетентность, поликультурное общество.
Для цитирования: Иргашева Т. Г., Кузнецова Г. Н., Первакова Е. Н., Чепсаракова Н. И. Культура межнационального общения малочисленного шорского народа Кемеровской области и Хакасии как ценность человеческой цивилизации // Наука и школа. 2023. № 1. С. 109-117. DOI: 10.31862/1819-463Х-2023-1-109-117.
© Иргашева Т. Г., Кузнецова Г. Н., Первакова Е. Н., Чепсаракова Н. И., 2023
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
INTERNATIONAL COMMUNICATION CULTURE OF THE SMALL SHOR PEOPLE OF KEMEROVO REGION AND KHAKASSIA AS A VALUE OF HUMAN CIVILIZATION
T. G. Irgasheva, G. N. Kuznetsova, E. N. Pervakova, N. I. Chepsarakova
Abstract. The article is devoted to the problem of the revival of the culture of the small Shor people of the Kemerovo region and Khakassia. The development of mankind is impossible without taking into account national characteristics and ethnic differences that bring people together and cause interest in cultural traditions and values. The article covers in detail the historical past and culture of the small indigenous inhabitants of Siberia, Khakassia and the Kemerovo region - the Shors; great attention is paid to the process of their traditions and interethnic interaction revival and the active work on the revival of cultural values (with state support); to the development of programs in educational institutions; to the publication of textbooks; to the work of public cultural organizations; to the organization of concerts and celebrations; to holding national holidays; to the creation and implementation of creative and educational projects, to the opening of museums of ethnographic culture, ethnic centers, regional societies of indigenous peoples.
Keywords: interethnic communication culture, indigenous peoples, international interaction, intercultural competence, multicultural society.
Cite as: Irgasheva T. G., Kuznetsova G. N., Pervakova E. N., Chepsarakova N. I. International communication culture of the small Shor people of Kemerovo region and Khakassia as a value of human civilization. Nauka i shkola. 2023, No. 1, pp. 109-117. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-1-109-117.
В настоящее время культура межнационального общения всего мирового сообщества, а также малочисленных народов Кемеровской области и Республики Хакасия «имеет такую же ценность для человеческой цивилизации, как биологическое разнообразие природы» [1, с. 3].
Все народы многонациональной России в равной степени ценны с точки зрения своей непохожести. Национальные особенности заинтересовывают и сближают людей разных национальностей. Этнические различия служат одним из основных резервов разнообразия, которое настолько необходимо для нормального развития человечества, насколько необходимо единство. Согласно ст. 5 Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии, каждый человек должен иметь возможность для самовыражения,
творчества и распространения своих произведений на родном языке. Каждый человек имеет право на качественное образование и профессиональную подготовку в условиях полного уважения его культурной самобытности. Каждый человек имеет возможность участвовать в культурной жизни по своему выбору и придерживаться своих культурных традиций.
Декларация принципов международного культурного сотрудничества (ЮНЕСКО, 1966 г.) устанавливает, что каждая культура обладает достоинством и ценностью, которые следует уважать и сохранять, что развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа, а все культуры, включая культуру малочисленных народов, являются частью общего достояния человечества.
К числу поощряемых и охраняемых прав меньшинств относятся права
пользоваться достоянием своей культуры, исповедовать свою религию и справлять религиозные обряды, использовать свой язык, а также устанавливать и поддерживать контакты с другими членами своей группы. Государства также должны охранять существование и национальную или этническую, культурную, религиозную и языковую самобытность меньшинств. Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам, имеют право пользоваться своей культурой, религией и языком (Права ребенка по Конвенции о правах ребенка 1989 г.).
Каждый народ за свою многовековую, а порой и тысячелетнюю историю создал уникальные образцы культуры, которые с полным основанием можно считать достоянием всего человечества. «Культура - это созданная творчеством человека среда, комплексное явление, результат разносторонней деятельности человека в различных условиях с разной целью и разнообразными инструментами. Это результат взаимодействия людей в определенных условиях» [2, с. 10]. Культура межнационального общения является конкретной формой проявления отношений, взаимодействия представителей разных национальностей. Изучая ментальность народа, человек получает не только воспитательный компонент, но и знакомится с национальной культурой.
Остановимся подробнее на историческом прошлом и культуре малочисленных коренных жителей Сибири, Кемеровской области, Хакасии - шорцах. Шорцы (самоназвание - шор), народ в России, в Кемеровской обл. (Горная Шо-рия), численность 16 тыс. человек (1995), 14 тыс. человек (2020) [3, с. 1804]. Горная Шория (по-шорски - Таглыг Шор) как географический горно-таежный регион расположена на юге Кемеровской области, в центре Алтае-Саянского экоре-гиона. Но такое название закрепилось в научной литературе, справочниках и
периодической печати только в 1920-х гг., после образования советскими властями Горно-Шорского национального района. Коренное население Горной Шории шорцы - это тюркоязычный народ, проживающий, кроме юга Кемеровской области, в смежной горно-таежной местности Хакасии и Горного Алтая [4, с. 5] (в статье рассматривается Кемеровская область и Хакасия). Шорцы являются прямыми потомками древних тюрков, в VI веке н. э. создавших знаменитый каганат, государство, объединившее евразийские земли от Дальнего Востока до Волги и Каспийского моря, от Средней Оби на севере до Тибета на юге. Одним из самых многочисленных из так называемых «коренных» народов Кузбасса (Кемеровская область - субъект Российской Федерации, расположенный на юге Западной Сибири, входит в состав Сибирского федерального округа) в единственной области в России, в которой имеется второе официальное название - Кузбасс, считаются шорцы, хотя во всех официальных документах название этого народа обозначается как «малочисленные народы Севера». Декретом ВЦИК «Об образовании в составе Кузнецкого округа Сибкрая национального Горно-Шорцевского района» от 12 апреля 1926 г. законодательно закрепляется национальное самоопределение шорского народа. Важнейшую роль в формировании единого самосознания и основ общешорской культуры сыграло всеобщее распространение грамотности на основе созданной письменности и единого литературного языка с середины 1920-х гг. Однако до конца этот процесс так и не был завершен. Последовавшее в дальнейшем интенсивное освоение природных богатств Горной Шории и, как следствие этого, резкое падение доли шорцев в общей численности населения привело к упразднению в 1938 г. Горно-Шорского района и разделению его на три административных района: Таштагольский, Кузедеевский и
Мысковский. Немногочисленные группы шорского населения, не утратившего свою традиционную культуру и разговорный язык, сохранились только в таежных улусах по реке Мрассу и по ее левому притоку Пызасу (административная территория Усть-Анзаса и Чилису-Анзаса).
Хакасия расположена в центральной части Азиатского континента, в Алтае-Саянском экологическом регионе. Во время последней Всероссийской переписи населения в 2010 г. количество шорцев составило 1150 человек. Т. Г. Боргоякова в своем пособии «Миноритарные языки: проблемы сохранения и развития» отмечает: «Министерством образования в школах (в районах проживания коренных народов) с 2000-2001 учебного года введены классы с изучением шорского языка» [1, с. 20].
Общим самоназванием всех групп шорцев было «татар-кижи». Кроме того, различные группы исторических предков шорцев именовались по местообитанию - черневые татары, мрасцы, кон-домцы, верхотомцы или по названиям родов - абинцы, шорцы, каларцы, кар-гинцы.
Кемеровская область имеет уникальные самобытные традиции, своими корнями уходящие в народную культуру со всем многообразием обрядов, ритуалов, праздников, промыслов и ремесел. Изучение этих традиций раскрывают интереснейшие исторические факты.
Первые исследования удивительного по своей красоте края - Горной Шории и народа, его населяющего, относятся к началу XVIII в. В 1734 г. доктор Иоганн-Георг Гмелин, этнограф, преподаватель химии и ботаники, совершил путешествие по Сибири. Путевые заметки, оставленные им, отличаются подробностью описания быта, занятий коренного населения. Именно эти дневниковые записи дают нам первое представление о климате края, его величавой красоте, внешнем виде населения. Вот как путешественник описал жилища древних
шорцев: «Дома очень низкие, напоминающие землянки, в центре - очаг». Особенно подробно Гмелин описал одежду женщин, их внешний облик: «У женщины на каждой стороне впереди по четыре косы, которые по всей длине украшены раковинками. Снизу они украшены колечками. Девушки были украшены так же, однако на лбу у них была повязка, украшенная тоже раковинками» [5, с. 11].
В середине XIX в. на протяжении пяти лет Сибирский край посещал миссионер В. Вербицкий, который оставил после себя не только описание быта и нравов шорцев, но и их численного состава, их легенд и обрядов. Он же впервые упоминает о принятии христианства коренными народами Сибири. В записках В. Вербицкого повествуется легенда об утесе Панто-Гаязы и о богатыре Ольгудеке, положившем начало одному из шорских народов.
Наибольшую ценность из записей XIX в. имеют работы ученых-тюркологов: дневниковые записи Василия Васильевича Радлова и труды Николая Федоровича Катанова. В 1961 г. В. В. Радлов проехал по шорским селениям, расположенным в верховьях реки Томь. Во время этого путешествия ученый изучал шорский язык и записывал произведения шорского фольклора, главным образом героический эпос на шорском языке под диктовку сказителей. Ценность трудов В. В. Радлова в том, что его записи были сделаны в тот период, когда «шорцы жили в своей естественной среде и не испытывали особых культурных влияний извне» (Е. Н. Чайковская, 2007). По описаниям В. В. Радлова, население занимается рыболовством, живет в прямоугольных избах с очагом в середине жилища. Мужчины одеты в грубые полотняные халаты, отделанные синей каймой, женщины носят короткие синие рубахи с красной каймой. Вероисповедание отличается тем, что они верят в Бога Ку-дая, живущего на небе и создавшего Землю, и в Айну, живущего под землей.
Тексты героических сказаний, собранные В. В. Радловым, по объему были небольшими: «Каратты Перген» состоят из 517 стихотворных строк, «Кан Перген» -из 515, «Алтын Ергек» - из 504, остальные по размеру - короче. Записи этих текстов вошли в первый том труда В. В. Радлова «Образцы народной литературы тюрских племен, живущих в Южной Сибири и Дунганской степи» [6, с. 75]. Таким образом, основные сведения об этнической культуре шорцев сохранились во многом лишь в дневниковых записях исследователей: шорский фольклор и устное народное творчество; к,ай - культурное наследие шорского народа; шорское народное искусство и декоративно-прикладное творчество; обычаи и традиции шорского народа. Именно эти записи сегодня позволяют возрождать основные обрядовые традиции шорцев, их мироощущения, верования и культуру. Немаловажным источником, раскрывающим особенность народного менталитета, его ценности является фольклор, героический эпос и литература. Многогранная культура, олицетворенная в национальном фольклоре, искусстве, традициях и творчестве, является воплощением духовности, народной мудрости многих поколений, представляет собой уникальный социокультурный исторический феномен.
В XX в. исследования шорской культуры были практически приостановлены. Период середины XX в. стал одним из нелегких в судьбе шорского народа.
Восстановление традиций, движение за сохранение родного языка начинается с середины 1980-х, когда в Новокузнецке при педагогическом институте начинает свою работу кафедра шорского языка и литературы. Основателем ее стал выдающийся российский фольклорист А. И. Чудояков (22.09.192808.04.1994). Все его труды направлены на возрождение, сохранение культуры шорского народа. В частности, он собрал редкий материал шорского эпоса,
записал на магнитную пленку горловое пение (кая), а также национальные песни и частушки. В 1995 г. свой труд он оформил в виде сборника «Этюды шорского эпоса». В. Г. Косточаков так оценил труд ученого: «Это не просто сборник статей, это - учебник по шорскому эпосу и фольклору, по шорской культуре» [7, с. 13]. Позже, под руководством Г. В. Косточакова и кафедры шорского языка Кузбасской Государственной педагогической академии, данный труд был доработан и переиздан под названием «Духовная Шория. Шорский фольклор в записях и из архива профессора А. И. Чудоякова».
Большой вклад в сохранение шорской культуры внесли: писатели Ф. Чиспия-ков, В. Борискин, Г. В. Косточаков, С. То-тыш, Л. Чульжанова; поэты Н. Бельчеге-шев и С. Торбоков. Огромная работа была проведена создателем Телеутско-го словаря Л. Рюминой.
Кемеровская область, Кузбасс исторически формировались как многонациональный регион. Учитывая эту особенность Кемеровской области, Министерство культуры и национальной политики - Кузбасс, а также Министерство образования - Кузбасс уделяли и продолжают уделять пристальное внимание развитию творчества малочисленных народов, шорцев в том числе, разрабатываются программы, творческие и образовательные проекты. В качестве примера отметим преподавание родного шорского языка в Таштагольском районе. Обучение шорскому языку здесь осуществляется в следующих образовательных организациях: как учебный предмет - родной (шорский) язык в 1-м, 2-м классе в МБОУ ООШ № 10, МБОУ ООШ № 31; как предмет внеурочной деятельности в МБОУ СОШ № 1, Гимназии № 2, МБОУ СОШ № 11. В этих учебных заведениях дети обучаются шорскому языку и знакомятся с культурой, литературой шорского народа в рамках дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в детских объединениях по интересам МБУ ДО (муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования), в «ЦРТДЮ» (Центр развития творчества детей и юношества). Были подготовлены и изданы учебники для изучения шорского языка, такие как: Букварь 1 класс [8]; Шорский язык. 2 класс [9]; Шорский язык. 3 класс [10]. Учебник Шорский язык. 4 класс уже готовится к изданию.
Огромный вклад, по мнению многих ученых, преподавателей-практиков, общественных деятелей: Г. В. Косточакова, Л. И. Поповой, Е. Н. Чайковской и других в решение проблемы возрождения культуры малочисленных народов Кемеровской области привнесло создание общественной организации «Шория», открытие музея этнографической культуры «ТАЗЫХАН» в г. Новокузнецке (направление этнография), Краеведческого этнографического музея в г. Таштагол (направление этнография). В 2006 г. впервые на обозрение общественности был представлен шорский обрядовый праздник «Наа-чыл» - Новый год.
О необходимости вести работу по культуре межнационального общения малочисленных народов говорит исследователь Г. Н. Кузнецова: «Для того, чтобы совместные действия представителей различных культур были эффективными и успешными, членам интернационального общества важно не только хранить традиции и обычаи собственной культуры, но и развивать индивидуальную поведенческую межкультурную компетентность - потенциальную способность внимательно и осмысленно подходить к контактам с другой культурой, подготовленность к межнациональному взаимодействию, а также умение адекватно разрешать возникающие противоречия и конфликты, возникающие в процессе общения в поликультурном обществе» [11, с. 102-106]. В этом направлении важно проводить мероприятия с государственной поддержкой.
Активная работа ведется по культуре межнационального общения коренных народов Хакасии и Кемеровской области. Например, благодаря реализации соглашений между правительством Республики Хакасия и Федеральным агентством по делам национальностей в сентябре 2020 г. в деревне Тлачек Таш-тыпского района было организовано праздничное открытие этнического центра культуры шорцев (визит-центра), где приняли участие должностные лица администрации, района и республики. От их лица звучали искренние поздравления, пожелания процветания и сохранения традиций, а также напутствия о развитии этнотуризма. В праздничном концерте участвовали гости из Кемеровской области. Шорская певица Чылтыс Таннагашева восхитила мастерством горлового пения, а шорский фольклорный ансамбль «Отчагаш» представил народное творчество шорцев. Гостям праздника были продемонстрированы музыкальные инструменты, картины, а также проведены прикладные мастер-классы по созданию этнических украшений. Двухэтажное здание этнического центра вмещает в себя жилые комнаты для гостей, конференц-зал, творческие мастерские, классы для изучения музыкальных инструментов, выставочные залы.
В Республике Хакасия в 1999 г. была организована и зарегистрирована хакасская республиканская общественная организация, региональное общество малочисленных народов Севера «Шория». Основная цель «Шории» - практическое осуществление программ сохранения и возрождения традиций представителей шорского народа, компактно проживающих в трех селах Республики Хакасия -Балыксе Аскизского района, Анчуле и Матуре Таштыпского района. «Шория» -активный участник городских и республиканских мероприятий, фестивалей, конкурсов, праздников - Наа-чыл, Дня Республики и др. В 2002 г. «Шория»
совместно с республиканским Министерством и Комитетом по национальной политике при Правительстве Республики Хакасия впервые провела в селе Балыкса празднование Международного Дня коренных народов мира. В 2002 и 2003 гг. «Шория» была одним из организаторов проведения праздника Наа-чыл (Новый год) в селе Балыкса, а в 2004 г. провела вечер, посвященный памяти А. Тунекова, композитора, певца, поэта шорского народа в городе Абакан. «Шория» проводит акции по оказанию гуманитарной помощи жителям шорских поселков и сел. Организует концерты как местных творческих коллективов, так и с приглашением деятелей культуры и искусства из Горной Шории Кемеровской области. «Шо-рия» - член Общественной палаты Республики Хакасия, Хакасского регионального отделения общероссийской организации «Ассамблея народов России», Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ [12, с. 290].
Культура шорцев включает народное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни, а также наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус, являющиеся частью его истории. Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни шорского народа на протяжении столетий, национальная гордость, это начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование.
Важность проводимой работы несомненна, так как она способствует удовлетворению образовательных, социокультурных, адаптивных и других потребностей малочисленного шорского народа, стимулировать в нем стремление приобщаться к общенациональным и общечеловеческим ценностям как поликультурный феномен. В подтверждение этому следует сделать вывод о необходимости сохранения культуры коренных народов Кемеровской области и Хакасии для обеспечения необходимой общности и единства человеческой цивилизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Боргоякова Т. Г. Миноритарные языки: проблема сохранения и развития: учеб. пособие. Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2001. 160 с.
2. Гришаева Л. И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие для студентов лингвист. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2008. 352 с.
3. Большой Российский энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энцикл., 2007. 1887 с.
4. Кимеев В. М., Копытов А. И. Горная Шория: история и современность. Историко-этнографи-ческие очерки: моногр. Кемерово: Примула, 2018. 600 с.
5. Гмелин И. Г. Путешествие по Сибири. Шорский сборник. Кемерово, 1994.
6. Радлов В. В. Шорцы. Шорский сборник. Кемерово, 2005.
7. Историко-культурное взаимодействие народов Сибири: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. И. В. Шевцовой, Д. М. Токмашева. Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2008. 462 с.
8. Чайковская Е. Н., Чепсаракова Н. И., Башева А. Е. Букварь 1 класс: учеб. пособие на шорском языке для общеобразоват. организаций. СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2020. 175 с.
9. Чайковская Е. Н., Чепсаракова Н. И., Косточаков Г. В. Шорский язык. 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2021. 175 с.: ил. (Новый учебник Сибири).
10. Чайковская Е. Н., Чепсаракова Н. И., Косточаков Г. В. Шорский язык. 3 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.; СПб.: Просвещение: С.-Петерб. филиал изд-ва «Просвещение», 2022. 143, [1]: ил. (Новый учебник Сибири).
11. Кузнецова Г. Н. Поликультурное образовательное пространство иностранных курсантов в военных вузах России // Лингвометодическая школа в Республике Татарстан: история и современность: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (к 100-летию со дня рождения выдающегося ученого-методиста, основателя Казанской лингвометодической школы Шакировой Лии Заки-ровны). Казань, 2021. С. 102-106.
12. Энциклопедия Республики Хакасия в 2 т. / гл. ред. В. В. Кузьмин. Красноярск: Поликор, 2008. Т. 2: О - Я. 320 с., ил.
REFERENCES
1. Borgoyakova T. G. Minoritarnyeyazyki: problema sokhraneniya i razvitiya: ucheb. posobie. Abakan: Izd-vo Khakasskogo gos. un-ta im. N. F. Katanova, 2001. 160 p.
2. Grishaeva L. I. Vvedenie v teoriyu mezhkulturnoy kommunikatsii: ucheb. posobie dlya studentov lingvist. fak. vyssh. ucheb. zavedeniy. Moscow: Akademiya, 2008. 352 p.
3. Bolshoy Rossiyskiy entsiklopedicheskiy slovar. Moscow: Bolshaya Rossiyskaya entsikl., 2007. 1887 p.
4. Kimeev V. M., Kopytov A. I. Gornaya Shoriya: istoriya i sovremennost. Istoriko-etnograficheskie ocherki: monogr. Kemerovo: Primula, 2018. 600 p.
5. Gmelin I. G. Puteshestvie po Sibiri. Shorskiy sbornik. Kemerovo, 1994.
6. Radlov V. V. Shortsy. Shorskiy sbornik. Kemerovo, 2005.
7. Istoriko-kulturnoe vzaimodeystvie narodov Sibiri. Proceedings of International scientific-practical conference. Eds. I. V. Shevtsova, D. M. Tokmashev. Novokuznetsk: Izd-vo KuzGPA, 2008. 462 p.
8. Chaykovskaya E. N., Chepsarakova N. I., Basheva A. E. Bukvar 1 klass: ucheb. posobie na shorskom yazyke dlya obshcheobrazovat. organizatsiy. St. Petersburg: Filial izd-va "Prosveshchenie", 2020. 175 p.
9. Chaykovskaya E. N., Chepsarakova N. I., Kostochakov G. V. Shorskiy yazyk. 2 klass: ucheb. posobie dlya obshcheobrazovat. organizatsiy. St. Petersburg: Filial izd-va "Prosveshchenie", 2021. 175 p.: il. (Novyy uchebnik Sibiri).
10. Chaykovskaya E. N., Chepsarakova N. I., Kostochakov G. V. Shorskiy yazyk. 3 klass: ucheb. posobie dlya obshcheobrazovat. organizatsiy. Moscow; St. Petersburg: Prosveshchenie: S.-Peterb. filial izd-va "Prosveshchenie", 2022. 143, [1]: il. (Novyy uchebnik Sibiri).
11. Kuznetsova G. N. Polikulturnoe obrazovatelnoe prostranstvo inostrannykh kursantov v voennykh vuzakh Rossii. In: Lingvometodicheskaya shkola v Respublike Tatarstan: istoriya i sovremennost. Proceedings of International scientific-practical conference (k 100-letiyu so dnya rozhdeniya vydayushchegosya uchenogo-metodista, osnovatelya Kazanskoy lingvometodicheskoy shkoly Shakirovoy Lii Zakirovny). Kazan, 2021. Pp. 102-106.
12. Entsiklopediya Respubliki Khakasiya. In 2 vols. Ed. V. V. Kuzmin. Krasnoyarsk: Polikor, 2008. T. 2: O - Ya. 320 p., il.
Иргашева Тамара Гулямовна, доктор педагогических наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
e-mail: [email protected]
Irgasheva Tamara G., ScD in Education, Associate Professor, Katanov Khakass State University
e-mail: [email protected]
Кузнецова Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры русского языка, Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва e-mail: [email protected]
Kuznetsova Galina N., PhD in Education, Senior Lecturer, Russian Language Department, Army General Khrulev Military Academy of Logistics e-mail: [email protected]
Первакова Евгения Николаевна, аспирант, Хакасский государственный университет
им. Н. Ф. Катанова
e-mail: [email protected]
Pervakova Evgenia N., PhD post-graduate student, Katanov Khakass State University e-mail: [email protected]
Чепсаракова Наталья Ильдаровна, аспирант, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
e-mail: [email protected]
Chepsarakova Natalya I., PhD post-graduate student, Katanov Khakass State University e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.11.2022 The article was received on 03.11.2022