педагогов и учащихся могут быть реализованы уже в мероприятиях, проводимых сельским Домом культуры, библиотекой.
Список литературы
1. Новиков, Д. В. Полевой дневник экспедиционных работ / Д. В. Новиков. - 2013. - 97 с.
Список информантов
1. Бренева Ольга Леонидовна, 1959 г. р., учитель истории сельской школы, жительница с. Тараданово (уроженка Читинской области);
2. Варнава Нина Сергеевна, 1983 г. р., руководитель работы кружков Сельского Дома культуры, жительница с. Тараданово (уроженка г. Новокузнецка);
3. Велякина Татьяна Ивановна, 1974 г. р., завуч по воспитательной работе сельской школы, учитель технологии, ИЗО, жительница с. Тараданово;
4. Гладышева Тамара Николаевна, 1962 г. р., заведующая МБУК «Крапивинская центральная библиотека», филиал № 21 (Тарадановская сельская библиотека), жительница с. Тараданово;
5. Горбачева (Фладунг) Мария Ивановна, 1959 г. р., пенсионер, жительница с. Тараданово;
6. Горшков Сергей Владимирович, 1971 г. р., сторож сельской школы, житель с. Тараданово;
7. Горшкова Татьяна Павловна, 1977 г. р., сторож сельской школы, жительница с. Тараданово;
8. Енина Кристина Андреевна, 1990 г. р., сотрудник сельского Детского сада, жительница г. Юрги (уроженка с. Тараданово);
9. Косенова Лидия Ивановна, 1969 г. р., учитель начальных классов сельской школы, жительница с. Тараданово;
10. Крылова Надежда Анатольевна, 1979 г. р., преподаватель КузГТУ, жительница г. Кемерово (уроженка с. Тараданово);
11. Лесная Татьяна Анатольевна, 1959 г. р., учитель английского языка сельской школы, жительница с. Тараданово (уроженка Киргизской Республики);
12. Маркосян Оксана Александровна, 1973 г. р., заместитель Главы Тарадановского сельского поселения, жительница с. Тараданово (уроженка д. Инюшка Беловского района Кемеровской области);
13. Новикова Кристина Евгеньевна, 1992 г. р., главный специалист Администрации с. Тараданово, жительница с. Тараданово (уроженка г. Ленинска-Кузнецкого);
14. Ощепков Владимир Викторович, 1965 г. р., руководитель музыкального отделения Сельского Дома культуры, житель с. Тараданово;
15. Переверзева Татьяна Леонидовна, 1959 г. р., директор сельской школы, учитель русского языка и литературы, жительница с. Тараданово (уроженка г. Кемерово);
16. Петрикеева Елена Александровна, 1977 г. р., учитель русского языка, заместитель директора по учебно-воспитательной работе сельской школы, жительница с. Тараданово;
17. Прокудина Анна Валерьевна, 1987 г. р., музыкальный художественный руководитель Сельского Дома культуры, жительница с. Тараданово;
18. Шерин Александр Леонидович, 1960 г. р., сторож сельской школы, житель с. Тараданово;
19. Шнайдер Анна Ивановна, 1956 г. р., пенсионер, жительница с. Тараданово;
20. Шульжик Галина Валерьевна, 1972 г. р., специалист по работе с молодежью Сельского Дома культуры, жительница с. Тараданово.
УДК 304.2(=1.571.1/.5-81)
Н. Д. Ултургашева, И. Г. Турамуратова Кемеровский государственный институт культуры,
Кемерово, Россия;
А. Г. Алексеева, Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации,
Санкт-Петербург, Россия
ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРЕННЫХ И МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ
СИБИРИ
В статье рассматриваются современные проблемы развития национально-региональной системы этнокультурного образования коренных и малочисленных народов Сибири, связанные с этнокультурным образованием в России. Этнокультурное образование заключается в открытии новых структурных подразделений на базе имеющихся центров с целью сохранения и трансляции традиций народной художественной культуры в современное культурно-образовательное пространство.
Ключевые слова: традиционная культура, традиция, коренные народы, национально-региональная система этнокультурного образования, этнокультурный центр, творческая школа.
N. D. Ulturgasheva, I. G. Turamuratova Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia;
A. G. Alekseeva Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Saint-Petersburg, Russia
THE PROBLEM OF CONSERVATION AND DEVELOPMENT OF THE NATIONAL-REGIONAL SYSTEM OF ETHNOCULTURAL EDUCATION OF THE INDIGENOUS AND SMALL-NUMBERED PEOPLES OF SIBERIA
The article deals with modern problems of development of the national-regional system of ethno-cultural education of the indigenous small-numbered peoples of Siberia, connected with ethnocultural education in Russia. Eth-nocultural education consists in the opening of new structural subdivisions based on existing centers in order to preserve and distribute the traditions of folk artistic culture into a modern cultural and educational space.
Keywords: traditional culture, tradition, indigenous peoples, national-regional system of ethno-cultural education, ethnocultural center, creative school.
Проблема сохранения традиционной культуры и национальных языков коренных и малочисленных народов Сибири (к примеру, алтайцев, тувинцев, телеутов, хакасов, шорцев) связана, на наш взгляд, как отмечала в свое время советская наука, с переходом к социализму, минуя капитализм. Основная беда переходного периода заключалась в игнорировании исторического опыта данных народов, принявших участие в эксперименте со «скачком» в развитии хозяйственной и культурной жизни. Вследствие этого, были утрачены многие секреты скотоводства, традиционного самобытного уклада и быта, национальных языков и культур, забыты тайны народной медицины, традиционные нормы этикета и т. п.
Насильственным образом, оборвав кровеносные сосуды преемственности духовной культуры, коренные народы Сибири потеряли, условно говоря, «линию самообороны», т. е. защитный пояс традиционной культуры (в терминологии хакасского ученого - философа Г. Г. Котожекова), адаптированный к жизненному укладу, окружающей среде. Оборвав эти нити, автохтонные этносы оказались в духовном вакууме. Вместе с тем, они с ходу не смогли приобрести те духовные ценности, которые насильно насаждались рьяными идеологами. Наши народы не прошли ранние этапы капитализации. Следовательно, они, в отличие от русской части населения республик, не имеют достаточного опыта жизнедеятельности в рыночных условиях, опыта предпринимательской деятельности [2. с. 32-33].
Исходя из этого, основными направлениями развития национально-региональной системы этнокультурного образования коренных и малочисленных народов Сибири является расширение методологический базы: проведение научно-исследовательской работы (научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов) по сохранению традиционной культуры и фольклорного наследия.
Так, под названием «Традиционная культура и фольклорное наследие народов евразийского пространства: истоки и современность» в Кемеровском государственном университете культуры и искусств были проведены две конференции:
- 17-18 мая 2012 г. прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Традиционная культура и фольклорное наследие народов Сибири», организованная НИИ ПК КемГУКИ. Целью ее работы явилось обсуждение теоретических и практических вопросов современного состояния традиционного фольклора и разработка предложений, способствующих его сохранению, поддержке и развитию. Был подготовлен сборник материалов, с опубликованными статьями участников.
- 15-17 мая 2014 г. была проведена II Всероссийская научно-практическая конференция «Традиционная культура и фольклорное наследие народов евразийского пространства: истоки и современность». Также был подготовлен сборник материалов конференции.
- 23 сентября 2016 г., в рамках международной научно-практической конференции «Этнокультурные центры: теория и практика взаимодействия и развития современной поликультурной России» было запланировано проведение круглого стола «Традиционная культура и фольклорное наследие народов евразийского пространства». Однако на практике это не было реализовано.
За период социалистического строительства волюнтаристская политика формирования безликого интернационального единообразия, «перемешивания и слияния наций» начала искусственно сдерживать и сужать развитие национальных языков, ограничивать сферы их использования, что объективно вело к их исчезновению, одноязычию.
В связи с тем, что во многих регионах России, а также в этнических группах народов Сибири, Севера и Дальнего Востока идут необратимые процессы деэтнизации - полной утраты национальной культуры и языка, Правительством России предпринимаются определенные меры по сохранению традиционных культур. К примеру, на совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку (прошедшем 19 мая 2015 г.) В. В. Путин подчеркнул, что к системным задачам, безусловно, относится и сбалансированная, эффективная языковая политика: «Для России с её этническим, культурным разнообразием и сложным национально-государственным устройством это, безусловно, один из очевидных приоритетов. Вопросы сохранения и развития русского, всех языков народов нашей страны имеют важнейшее значение для гармонизации межнациональных отношений, обеспечения гражданского единства, укрепления государственного суверенитета и целостности России.
Этнический фактор сегодня вновь становится еще не до конца осознанным явлением многих общественных процессов, как в политической сфере, так и духовно-нравственной. Роль этнокультурного образования заключается в том, чтобы «передавать подрастающему поколению богатство родного языка, культуры, духовно-нравственных ценностей, менталитет нации, его обычаи и традиции. Развивать национальную самобытность, но в то же время ориентироваться на общечеловеческие ценности, содействовать укреплению и развитию межкультурных и межнациональных связей, формировать толерантность [1].
В резолюции II Международного конгресса традиционной художественной культуры: проблемы фундаментальных исследований народного искусства (ХМАО-ЮГРА Ханты-Мансийск, 17-19 ноября 2014 г.) подчеркивается, что в настоящее время этнокультурное образование развивается на основе национально-региональных инициатив и не имеет достаточной государственной поддержки. Очевидно, что значение региональных и местных культур велико, но чтобы эта тенденция приняла вид целостной общероссийской системы необходима федеральная концепция и программа государственной поддержки этнокультурного образования, предусматривающая: создание общероссийской модели этнокультурного образования (ЭКО), разработку технологии проектирования и реализации региональных этнокультурных образовательных систем, издание федеральных комплектов учебников и учебно-методических пособий для всех уровней ЭКО, комплексные межвузовские исследования ЭКО [4].
В указанном русле отметим следующие процессы, проходящие на региональном уровне. В Кемеровском государственном институте культуры, при кафедре теории и истории народной художественной культуры был открыт Молодежный этнокультурный центр коренных и малочисленных народов Сибири «Тенгри» («Небесный Бог»).
Целью деятельности Центра является сохранение и трансляция традиций народной художественной культуры коренных и малочисленных народов Сибири в современное культурно-образовательное пространство.
Для осуществления поставленных целей Этнокультурный Центр решает следующие задачи:
1) обучение национальным языкам и разговорной речи коренных и малочисленных народов сибири (алтайский, шорский, телеутский, хакасский и др.), при этом педагогами выступают также и носители языка;
2) обучение игре на национальных музыкальных инструментах коренных и малочисленных народов сибири (такие, как «хомыс», «чатхан», «чадаган», «игил», «икили»);
3) проведение этнокультурных программ, лекций, мастер-классов, проведение научно-практических конференций и семинаров по проблемам этнокультурного образования и народной художественной культуры, выставок, культурно-зрелищных и спортивных мероприятий;
4) обучение техникам декоративно-прикладного творчества (национальные костюмы и национальные украшения, «ээн» и «моркам», роспись по ткани, бисероплетение в технике мозаика, ручного ткачества);
5) проведение традиционных национальных календарных праздников.
При Молодежном этнокультурном центре «Тенгри» («Небесный Бог») создана Творческая школа традиционной культуры коренных народов Сибири «Тореен чирим» («Родная земля»). Занятия в Школе предназначены для тех, кто хочет погрузиться в мир коренных народов Сибири через изучение культурного наследия, обучиться различным этнокультурным практикам, в том числе искусству «горлового пения», игре на национальных музыкальных инструментах и традиционному искусству валяния войлока.
В программу курса входят: изучение художественной культуры коренных народов Сибири, национальных языков коренных народов Сибири, обучение игре на их музыкальных инструментах, обучения искусству «горлового пения», работа в материале (мокрое валяние войлока, вышивка) и изучения национальных орнаментов коренных народов Сибири.
В Творческой школе также проводятся национальные праздники коренных тюркоязычных этносова Сибири - шорцев, алтайцев, тувинцев, хакасов, телеутов, такие как: Праздник урожая «Уртун тойы» (праздник благодарения Природы и освещение урожая), «Мылтых» (по срокам совпадает с «Крещением» (19 января), «Чыл Пазы», «Чыл Пажи», «Шагаа» - тувинский, «Цаган сар» - монгольский, «Сага-
алган» - бурятский (Новый год), «Малый Тун Пайрам», «Чага Байрам» и ряд других. Сюда же относится международный праздник «День родного языка» (проводится ежегодно 22 февраля).
При Молодежном этнокультурном центре коренных и малочисленных народов Сибири «Тенгри» («Небесный Бог») действует студенческий фольклорный ансамбль коренных тюркоязычных этносов Сибири «Алтын Ай». Его художественным руководителем является Надежда Доржуевна Ултургашева, доктор культурологии, профессор, заслуженный деятель науки Республики Тыва.
Студенческий фольклорный ансамбль коренных тюркоязычных народов Сибири «Алтын Ай» уникален в своем роде. Есть в республиках Алтай, Тыва, Хакасия, в Горной Шории разные самобытные коллективы различных составов со своим национальным репертуаром. Участниками данного ансамбля являются представители тюрко-язычных этносов Сибири: алтайцы, хакасы, телеуты, тувинцы, шорцы, ительмены (коренные этносы Дальнего Востока) и др., которые собрались, образно говоря, «под одной крышей». А это интересно, хотя и сложно. Несмотря на то, что все они тюрки - каждый этнос обладает своими сложившимися стереотипами, менталитетом мышления, особенностями и элементами традиционной культуры. Языки также порой очень сильно отличаются. Но, тем не менее, все студенты исполняют песни этих народов на языке оригинала и заучивают поэтические тексты.
«Алтын Ай» в переводе с тюркского означает «Золотая луна». Коренные этносы Сибири, как и многие народы Северной и Восточной Азии, строили свою жизнь по лунному календарю. Различные фазы луны влияли на ход тех или иных событий в жизни семьи, рода. Например, счисление времени по величине луны у тюрков Сибири является одним из наиболее древних. Полный цикл изменения формы видимой части светила считался одним месяцем - «ай». По размеру лунного диска определяли конец старого месяца и начало нового. Религиозно-мифологические представления тюрков Южной Сибири являлись единственной возможностью осмыслить бытие, объяснить непостижимые для человеческого разума явления природы: появление грома и молнии, засухи и наводнений, затмений солнца и луны. Особо стоит отметить, как они обращались к солнцу и луне. Ежедневно, при восходе солнца, совершался обряд поклонения солнцу. Когда случалось солнечное или лунное затмение, древние тюрки полагали, что злой демон-дракон проглатывает на время небесные светила. Они громко кричали, били в железные предметы, щипали за ухо собаку (суку), чтобы она громче лаяла. «Весь этот крик и шум продолжался до тех пор, пока затмение не прекратится. Целью этого действия было стремление помочь в борьбе солнцу или луне, чтобы они победили злого демона».
Студенческий фольклорный ансамбль коренных тюркоязычных этносов Кемеровского государственного института культуры решено было назвать «Золотая луна», как бы подчёркивая значение небесного объекта для жителей Сибири и, одновременно, с надеждой на его защиту. Лунное покровительство сказалось практически сразу. Первый концерт в зале университета прошёл на высоком творческом уровне, после чего начались концерты, выступления, долгая репетиционная работа, поиски новых творческих путей.
Творческий коллектив «Студенческий фольклорный ансамбль тюркоязычных этносов Сибири «Алтын Ай»» КемГУКИ является одной из форм подготовки творческих кадров в вузе, которая обеспечивает любительско-практическую направленность получаемых студентами знаний и навыков, способствует внедрению в систему художественного образования инновационных технологий, обеспечивает осуществление просветительской деятельности, реализацию творческих достижений вуза в социально-культурной практике, сфере искусства в Кемеровской области, Сибирском Федеральном округе, Российской Федерации.
Творческая деятельность коллектива направлена на достижение высоких результатов творческо-исполнительской деятельности, обеспечение системности, непрерывности и преемственности, компетентной передачи национально-культурных традиций и просветительской деятельности. Сюда же отнесем и привлечение к исполнительской деятельности талантливой молодежи.
Таким образом, особое значение приобретает выступление Президента Российской Федерации на Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге: «Наша страна исторически строилась как цивилизация, в которой каждый народ сохранял свою этнокультурную идентичность», - подчеркнул В. В. Путин. Этим опытом, опытом взаимодействия традиций, языков, культур мы открыто и доброжелательно готовы делиться с миром, и одновременно стремимся учитывать, обогащать свою собственную жизнь лучшими достижениями человечества. И потому мы в полной мере разделяем принципы, которые продвигает ЮНЕСКО [3].
Список литературы
1. Ершова, Л. В. Ершова Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации / Л. В. Ершова, Т. Я. Шпикалова, Т. И. Бакланова. - Шуя : Изд-во Шадринского гос. пед. ун-та, 2006. - 23 с.
2. Котожеков, Г. Г. Культура народов Саяно-Алтайского нагорья / Г. Г. Котожеков. - Абакан, 1992. -192 с.
3. Путин, В. В. По принципам ЮНЕСКО : Смирнова, А. По принципам ЮНЕСКО : [о работе IV Санкт Петербургского международного культурного форума (14-16 дек. 2015 г.)] / А. Смирнова, И. Метелькова // Педагогические вести. - 2015. - № 17/19. / В. В. Путин // Педагогические вести.- Санкт-Петербург, 2015. -№ 17-19.
4. Резолюция II Международного конгресса традиционной художественной культуры: проблемы фундаментальных исследований народного искусства ХМАО-ЮГРА, 17-19 нояб. 2014 г. - Ханты-Мансийск, 2014.
УДК 791.43(575.1)"1966"
Э. С. Юлдашев
Государственный институт искусств и культуры Узбекистана,
Ташкент, Узбекистан
«ОТТЕПЕЛЬНОЕ» КИНО В УЗБЕКИСТАНЕ (НА ПРИМЕРЕ ЭПОХАЛЬНОЙ КИНОКАРТИНЫ
«НЕЖНОСТЬ»)
В статье затронут процесс становления так называемого «оттепельного» кинематографа Узбекистана. Первая картина этого исторического периода «Нежность» впервые и досконально проанализирована в аспекте «оттепельного» явления как творческой интеграции. Автором представляются малоизученные факты и ключевые явления узбекского поэтического кинематографа.
Ключевые слова: «оттепель», «оттепельное», кинематограф, кино, фильм, экран, художественность, искусство.
E.S. Yuldashev Uzbekistan State Institute of Arts and Culture, Tashkent, Uzbekistan
«THAW» CINEMA IN UZBEKISTAN (ON THE EXAMPLE OF THE EPOCHAL MOTION PICTURE
«TENDERNESS»)
The article touched upon the process of formation of the so-called «thaw» cinematography of Uzbekistan. The first picture of this historical period «Tenderness» for the first time and thoroughly is analyzed in the aspect of the «thaw» phenomenon as creative integration. The author presents the little-studied facts and key phenomena of the Uzbek poetic cinema.
Keywords: «Thaw», «thaw», cinematography, cinema, film, screen, artistry, art.
Один из важнейших аспектов, который сыграл свою созидательную роль в мировоззрении социума в прошлом столетии, стала так называемая «оттепель». Говоря по поводу характера этого исторического отрезка, есть понимание того, что так называемая «оттепель» вплотную повлияла на творческий класс и интеллигенцию, отражая их взгляды и идеи. Под влиянием новой творческой волны менялось, конечно же, и киноискусство, чьи достижения оказались выше всяких ожиданий, глубоких оценок заслуживают все крупные киностудии бывшего СССР в этот киноотрезок, в том числе единственный в регионе легендарный «Узбекфильм», где новое кино и его высокие смыслы показаны во весь рост.
Так, оперируя понятием «оттепельное» кино, российские киноведы, перечисляя ключевых кинотворцов и их творения той поры, в один голос выделяют узбекскую киноленту «Нежность» Э. Ишмухамедова (1966). Киновед-архивист В. Дмитриев, говоря о приходе призванного поколения кинодеятелей, сделавших монтажный кинематограф фактом мирового искусства, подчеркивает вклад Э. Ишмухамедова, ставя его в один ряд с другими мэтрами мирового кино. «Кино 60-х годов, утверждает он, феномен которого, увы, больше ценят сейчас на западных фестивалях, нежели на родине, в основном породили те, кому едва исполнилось 30 лет - как Андрею Тарковскому («Иваново детство»), 28 лет - как Ларисе Шепитько («Крылья») и Андрею Кончаловскому («Первый учитель»), всего 24 - как Эльёру Ишмухамедову («Нежность»), или даже 23 - как Андрею Смирнову, снявшему одну из лучших военных лент «Пядь земли» совместно с 32-летним Борисом Яшиным» [1, с. 17]. Или, к примеру, составители так называемого «Топа 30 лучших фильмов "оттепели" (1953-1968)», ставят так же эту картину в один ряд с образцами мирового «оттепельного» кино [2]. Таким образом, фильм Э. Ишмухамедова ложиться в одну обойму лучшего кинотворения и заставляет изучать и анализировать себя.
Стоит отметить, что этот фильм-дебют детище не только одного режиссера, а целой троицы выпускников ВГИКа. Так, ВГИКовцы - оператор Д. Фатхуллин и драматург О. Агишев, в творческом тандеме с Э. Ишмухамедовым, становятся пионерами, открывшими страницу поэтического кинематографа,