ВКЛАД ЗАХИРИДДИНА МУХАММАДА БАБУРА В РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Азамова М.Р. Email: [email protected]
Азамова Муножат Рахимовна - старший преподаватель, кафедра истории узбекской музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается вклад выдающегося полководца, основоположника династии Великих Моголов, поэта, историка, государственного деятеля, бастакора Захириддина Мухаммада Бабура в культурное развитие многих народов.
Основатель династии Бабуридов, великий полководец, известный поэт Захириддин Мухаммад Бабур - является одним из самых талантливых и духовно зрелых личностей в истории человечества. Он интересовался искусством и литературой, писал стихи на тюркском и персидском языках. Захириддин Мухаммад Бабур внес неоценимый вклад не только в литературу, но и через нее во многие сферы.
Ключевые слова: Бабур, маком, исполнитель, Наваи, Шашмаком, мелодия, бастакор, музыкальное искусство.
CONTRIBUTION OF ZAKHIRIDDIN MUHAMMAD BABUR IN THE DEVELOPMENT OF MUSICAL ART Azamova M.R.
Azamova Munojat Rakhimovna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF HISTORY OF THE UZBEK MUSIC, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article examines the contribution of the outstanding commander, founder of the Mughal dynasty, poet, historian, statesman, bastakor Zakhiriddin Muhammad Babur to the cultural development of many peoples.
The founder of the Baburid dynasty, the great commander, the famous poet Zakhiriddin Muhammad Babur is one of the most talented and spiritually mature individuals in the history of mankind. He was interested in art and literature, wrote poetry in Turkic and Persian. Zahiriddin Muhammad Babur made an invaluable contribution not only to literature, but also through it in many areas. Keywords: Babur, makom, performer, Navai, Shashmakom, melody, bastakor, musical art.
УДК 078
Бабур со своим мировоззрением, культурой и исповедованием смог повлиять на культурное развитие многих народов и эту традицию соответственно продолжили его последующие поколения. В своих сочинениях Бабур отмечал важность духовности и просвещения и в управлении государством, и в отношениях с людьми. Примечательно также, что он достиг выдающихся результатов в области литературы, миниатюры, в созидательной деятельности и особенно музыки.
Будучи великим историком, искусным полководцем, великим ученым и крупным государственным деятелем, Бобур очень любил музыкальное искусство. Кроме того и обладал необходимыми знаниями в области музыки. Этому свидетельствуют мемуары «Бобурнома» (книга жизни), а также трактаты, летописи, исторические источники и многие литературные образцы.
Следует отметить, что деятельность Бобура в области музыки изучена недостаточно. Можно с уверенностью сказать, что изучение на уровне научных исследований сегодня является одной из самых актуальных проблем. На данном этапе мы намерены проанализировать большой вклад Бабура (и Бабуридов) в развитие музыкального искусства.
Вдохновленный талантом своего друга султана Хусана Мирзы, Захириддин Мухаммад Бабур процитировал следующую информацию: во дворце для правителей и придворных служил специальный ансамбль музыкантов-исполнителей, в состав которого входили мастера искусства и выдающиеся музыканты. "Хужа Абдулла Марварид исполнитель инструмента "цонун^и бастакор, музыкант ^ули Мухаммад Удий, известен как искусный исполнитель инструмента «борбад» и «щтора". Шайх Наий - мастер инструмента «най» и «борбад». Гулом Шодий и Биной являются составителями сборника популярных песен и мелодий» [1].
Данные сведения олицетворяют Бобура не только как знатока музыки, но и как зрелого представителя музыкальной науки. Он умело оценивает исполняемые произведения придворных музыкантов как исполнитель.
В произведении "Мах,буб ул-кулуб" (Возлюбленный сердец) мыслитель Навои называет певцов и музыкантов «мутриб» и «муганний», а Бабур Мирзо счел необходимым назвать придворных музыкантов «аули нагма». Для великолепия дворца, он привлекал и спонсировал известных певцов и музыкантов, поэтов и писателей. Согласно источнику индийского писателя Атхара Аббоса Ризви «Индия в период Моголов» (перевод Зиёдуллы Насуллаева), во дворце шаха в определенные дни недели (в понедельник и в среду) организовывались вечера «музыки и песен» под названием «ахле мурод» и эти дни считались священными, так как осуществлялись мечты.
Характеризуя способности музыкантов Бабур раскрывает их творческим подходом: «Из музыкантов никто так не играл на кануне, как Ходжа АбдАллах Мерверид. Об этом уже было упомянуто. Еще был Куль-Мухаммед Уди. Он хорошо играл на геджаке, натянув на него три струны. Из музыкантов и исполнителей никто не сочинял так много хороших пешравов («Пешрав, накш, савт», «амал» - музыкальный термины используемые во многих древних трактатах о музыке, выражают форму определенной мелодии или способы сочинения мелодий). Еще был Шейхи Наи. Он тоже хорошо играл на уде и геджаке. На нае он прекрасно играл с двенадцати или тринадцати лет. Как-то раз на пиру у Бади-аз-Замана- мирзы Шейхи Наи хорошо сыграл на нае одно произведение. Куль-Мухаммед на геджаке этого сыграть не сумел и сказал: «Геджак - несовершенный инструмент». Шейхи тотчас же взял геджак из рук Куль-Мухаммеда и чисто и хорошо сыграл это произведение. Про Шейхи Наи рассказывали еще и другие истории. В отношении мелодий он был так сведущ, что, услышав какую-нибудь мелодию, говорил: «Такой-то напев, сочиненный таким-то, созвучен с этим». Однако он сочинил немного произведений; ему приписывают одно или два накша. Еще был Шах-Кули Гиджаки. Он родом из Ирака. Придя в Хорасан, он стал упражняться в игре на инструментах и сделал успехи. Он сочинил много накшей и других произведений. Еще был Хусейн Уди. Он делал с удом интересные вещи: оставлял на уде одну струну и играл на ней. У него был недостаток: играя на инструменте, он жеманился. Однажды Шейбани-хан приказал ему играть. Хусейн-Уди начал привередничать и играл плохо, к тому же принес не свой инструмент, а чужой, негодный. Шейбани-хан все понял и велел тут же на пиру надавать ему по шее. Это единственное хорошее дело в мире, которое сделал Шейбани-хан. Действительно, он прекрасно поступил. Таких надменных людей следует наказывать еще больше. К сочинителям музыки принадлежал и Гулям-Шади, сын певца Шади. Хотя он играл на инструментах, но не стоял в одном ряду с теми исполнителями. У него есть хорошие сауты и прекрасные накши. В то время не было человека, который бы сочинил столько накшей и саутов. В конце концов Шейбанихан отослал его к казанскому хану Мухаммед-Амин-хану; больше сведений о нем не было. Еще был Мир-Азу; этот не играл, он был только сочинителем. Хоть у него и немного произведений, но среди них есть интересные вещи. Беннаи также был сочинителем; у него есть хорошие сауты и накши. Еще один из бесподобных людей того времени был Пехлеван-Мухаммед-Бу-Саид. Он был выдающимся борцом, а также слагал стихи и сочинял сауты и накши; у него есть хороший накш в ладу «чар-гах» [2, 167].
Музыканты - исполнители, певцы и бастакоры упомянутые в мемуарах Захириддина Мухаммада Бабура являлись важными участниками культурной жизни того периода.
Творчество Бабура в искусстве классической речи - занимает последующее особое место после Навои. В ряде источников указывается, что поэты которых называют также и бастакорами, являлись сочинителями мелодий входящих в состав макомов того времени под названием нацш, пешрав, савт и чоргох. Хотелось бы отметить, что во время Бабура по отношению к творчеству бастакоров употреблялся термин "боглабтур", что означает ("связать") и выражает понятие "музыкальный сочинитель". В научной монографии «Макомлар» музыковеда Исхока Ражабова в определенной степени описано бастакорское творчество Алишера Навои. В монографии приводятся также некоторые ценные задачи связанные с искусством прошлого, в частности бастакорского творчества и формы мелодий. Автор упоминает и отношение Захириддина Мухаммада Бабура к музыкальному творчеству Навои. «Сам Бабур был бастакором, и в стиле макома Рости Панджгох создал сочинение под названием «сажъ» [3, 35] - пишет Исход Ражабов и этим подчеркивает бастакорское творчество Бабура.
В завершение статьи хочу особо отметить, что в отличие от других правителей мира, Захириддин Мухаммад Бабур не только был выдающимся полководцом, но и великим поэтом,
историком, государственным деятелем и основоположником династии Великих Моголов. Он с большим уважением относился к культуре и искусству многих народов и тем самым внес огромный вклад в культурное развитие многих народов Центральной Азии, Афганистана и Индии.
Список литературы / References
1. Achar'ya Brikhaspati. «Muzyka musul'man i Indiyskogo poluostrova» (sokrashchennyy perevod s urdu na uzbekskiy). Perevodchik Z. Nasullayev. T., 2009.
2. Bobur Zakhiriddin Mukhammad. «Boburnoma». T., 1989.
3. Radzhabov Iskhak. «Statusy». T., 2006.
ИЗ ИСТОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА УЗБЕКСКИХ НАРОДНЫХ
ИНСТРУМЕНТАХ Каримов Ф.У. Email: [email protected]
Каримов Файзулла Убайдуллаевич - старший преподаватель, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье автор освещает основные этапы пройденного исторического пути, отбор, систематизацию и обобщение материалов, посвященных становлению исполнительского искусства на узбекских народных инструментах от истоков до настоящего времени.
Исполнительство на народных инструментах составляет важную и неотъемлемую часть музыкальной культуры Узбекистана. Оно опирается на многовековые традиции, которые непрерывно развиваются и совершенствуются. Его современное состояние отличается многообразием исполнительских школ и локальных особенностей интерпретации. Необходимость обращения к данной теме продиктована тем обстоятельством, что до недавнего времени вопросы истории и теории исполнительства на узбекских народных инструментах не получали должного освещения и, фактически, оставались вне поля зрения системы обучения в музыкальных ВУЗах.
Ключевые слова: народное искусство, народные инструменты Узбекистана, исполнительское искусство на народных инструментах, национальное исполнительское искусство.
FROM THE HISTORY OF PERFORMING ON THE UZBEK PEOPLE'S
INSTRUMENTS Karimov F.U.
Karimov Fayzulla Ubaydullaevich - Senior Teacher, DEPARTMENT PERFORMANCE ON PUBLIC INSTRUMENT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the author of the article highlights the main stages of the historical path, selection, systematization and generalization of the materials devoted to the development of performing arts on Uzbek folk instruments starting from the roots to the present time.
Performing folk instruments is an important and integral part of the musical culture of Uzbekistan. It is based on centuries-old traditions that are constantly developing and improving. Its current state is distinguished by a variety of performing schools and local features of interpretation. The need to address this topic is dictated by the fact that, until recently, the history and theory of performance on Uzbek folk instruments did not receive proper coverage and, in fact, remained outside the field of vision of the educational system in music universities.
Keywords: folk art, folk instruments of Uzbekistan, performing arts on folk instruments, national performing arts.
УДК 078
Особенно ясно этот недостаток ощущался при подготовке кадров по специальности «Народные инструменты». История исполнительского искусства на народных инструментах в