Научная статья на тему 'Вклад выдающихся врачевателей древности в становление медицины'

Вклад выдающихся врачевателей древности в становление медицины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5127
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО ВРАЧЕВАНИЯ / МЕДИЦИНА / ВЫДАЮЩИЕСЯ ВРАЧЕВАТЕЛИ ДРЕВНОСТИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Демьяненко И. А., Третьякова О. С., Сухарева И. А.

В статье дана характеристика этапов становления медицины, начиная с Месопотамии, Древней Греции и Древнего Рима. Отражен вклад выдающихся врачевателей древности в зарождение и развитие современной медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides a description regarding the stages of formation of medicine since the times of Mesopotamia, Ancient Greece and Rome. It reflects the contribution of outstanding ancient physicians to the birth and development of modern medicine.

Текст научной работы на тему «Вклад выдающихся врачевателей древности в становление медицины»

УДК: 61 (092) - 08

ВКЛАД ВЫДАЮЩИХСЯ ВРАЧЕВАТЕЛЕЙ ДРЕВНОСТИ В СТАНОВЛЕНИЕ МЕДИЦИНЫ Демьяненко И. А. 1, Третьякова О. С.2, Сухарева И. А.2

Кафедра гистологии и эмбри ологии,

2 Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Медицинская академия имени С. И. Георгиевского

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 295006, бульвар Ленина5/7, Симферополь, Россия

Для корреспонденции: Демьяненко Инна Алексеевна, кандидат медицинских наук, доцент ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Медицинская академия имени С. И. Георгиевского, кафедра гистологии и эмбриологии, Е-mail: [email protected]

For correspondence: Inna A. Demianenko, PhD, Аssociate Рrofessor of the Department of Histology and Embryology, Medical Academy of V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Е-mail: [email protected] Information about authors:

Demianenko I.A., http: //orcid.org/ 0000-0001-6148-7076 Tretyakova O.S., http://orcid.org/0000-0002-2476-0624 Sukhareva I.A., http://orcid.org/0000-0002-4266-3297

РЕЗЮМЕ

В статье дана характеристика этапов становления медицины, начиная с Месопотамии, Древней Греции и Древнего Рима. Отражен вклад выдающихся врачевателей древности в зарождение и развитие современной медицины.

Ключевые слова: искусство врачевания, медицина, выдающиеся врачеватели древности.

CONTRIBUTION OF OUTSTANDING ANCIENT PHYSICIANS TO THE FORMATION OF THE MEDICINE

Demianenko I. A., Tretyakova O. S., Sukhareva I. A.

Medical Academy of V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia

SUMMARY

The article provides a description regarding the stages of formation of medicine since the times of Mesopotamia, Ancient Greece and Rome. It reflects the contribution of outstanding ancient physicians to the birth and development of modern medicine.

Key words: art of healing, medicine, outstanding physicians of antiquity.

Профессиональная подготовка врачей невозможна без познания истории становления, формирования и развития медицинской науки на различных этапах исторического развития общества. Изучение закономерностей развития врачевания и овладения медицинскими знаниями неразрывно связано с изучением истории, философии, естествознания и культуры определенных исторических периодов. История медицины нередко возрождает славную жизнь врачей прошлого, раскрывает их заслуги перед народом, освещает и оценивает их успехи [1]. Достижения великих врачевателей древности оказывали существенное влияние и на современников, и на врачей последующих поколений в течение многих веков. При жизни этих людей, идущих впереди своего времени, большинство их открытий и нововведений не были реализованы в силу разных причин, зато в последующем были оценены по достоинству.

Цель исследования - проследить этапы зарождения и развития медицины через призму вклада выдающихся врачевателей древности на основе анализа литературных источников, посвященных истории медицины.

Развитие медицины неразрывно связано с общим историческим развитием общества. Британский историк и философ Р.Дж.К оллингвуд (18891943 гг.) считал, что первой обязанностью историка при изучении событий прошлого является установление исторического события, происходящего в действительности, и попытку воспроизвести это событие в контексте мыслей настоящего времени. В своем главном труде «Идея истории» он писал: «Историческое знание - это тот особый случай памяти, когда объектом мысли настоящего оказывается мысль прошлого, а пропасть между настоящим и прошедшим заполняется не только способностью мысли настоящего думать о прошлом, но и способностью мысли прошлого возрождаться в настоящем» [2]. Получается, что историческую ситуацию следует видеть глазами тех, кто ее создавал или наблюдал, как бы переносясь на место и в условия того времени. Задача эта сложная, ее решение не имеет фиксированных правил и подвергается интерпретациям. «Стихи не умирают, рукописи не горят» - известное высказывание Овидия. Прошлое невозможно подвергнуть переделке, оно неизменно, меняется лишь осмысление прошлого в нашем сознании [3]. В истории вообще, и в

истории медицины в частности, первостепенное значение уделено изучению древних источников. Огромное наследие прошедших веков запечатлено, например, на папирусах Древнего Египта или на керамических черепках Месопотамии. Эти тексты знакомят нас с подробностями повседневной жизни древних народов, которые позволяют лучше понять обычаи, нравы, общественные отношения, частную жизнь людей того времени. Древнеегипетские папирусы, найденные Георгом Эберсом и Эдвином Смитом, являются одними из старейших, сохранившихся до наших дней (XVI в. до н.э.). Папирусы содержат обширный перечень различных болезней, описание их симптомов, диагностику и методы лечения.

Древний Восток считается «колыбелью цивилизации». В Месопотамии древнейшие тексты были записаны клинописью на глиняных табличках (2900-2500 гг. до н.э.). Одна из древнейших на земле пословиц афористического типа происходит из Шумера: «Не делай зла - не будешь в вечном страхе» [4]. Многочисленные данные, полученные в ходе раскопок развалин дворцов правителей Древнего Востока периода VII в.до н.э. свидетельствуют, что уже тогда было накоплено много эмпирических знаний и профессиональных умений в области медицины. Найдены описания рецептов на шумерском языке, которые являются древнейшей фармакопеей. Они давали рекомендации по остановке лихорадки и жара, сведению отеков, «успокоению» выступающих сосудов рук и ног и др. В Месопотамии в больницах лечили знатных лиц и даже рабов. На одной из глиняных табличек, найденных близ города Ашшура изложено письмо врачевателя Мукаллима (XIV в. до н.э.) следующего содержания: «Два твоих взрослых раба, которые свалились в колодец: у одного сломана ключица, второй разбил голову; пусть господин мой напишет, чтобы выдали масла (для втирания), дабы дать им поправиться» [4].

Первым врачом древности, чье имя стало известно, был Имхотеп - древний египетский лекарь. Однако, была найдена печать шумерского врача, датируемая III тысячелетием до н.э., так что шумерская медицина, вероятно, предшествовала египетской. Особенно многочисленны источники по истории Персии, относящиеся к более позднему периоду: хозяйственные документы, исторические надписи, указы царей и наместников областей, официальная переписка. К настоящему времени известны около 200 царских клинописных надписей, которые составлены на древнеперсидском языке [4].

Медицина стала наукой в современном понимании этого слова только в Древней Греции, которая была заселена с III-II тысячелетия до н.э. За двухтысячелетний период истории греки создали

рациональную экономическую систему, основанную на использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством и, наконец, высокую культуру, оказавшую огромное влияние на развитие римской и мировой культуры. Историки сходятся во мнении, что культурное мировое развитие было бы невозможно без того наследия, которое оставила нам Древняя Греция. На основе мифологии и религии великим Гомером были написаны поэмы «Илиада» и «Одиссея». В Древней Греции были получены те фундаментальные знания, которые использует современная наука. Греческий философ Аристотель заложил основы представлений о материальном и нематериальном мире [5]. Любая наука или сфера искусства, спорта, так или иначе связана с этим великим древним государством. Греция дала миру выдающихся мудрецов, создавших философские школы, где возвышались принципы гуманизма, утверждались справедливость и величие человеческого духа. Эпические поэмы Гомера являются также источниками сведений о древнегреческой медицине У11-У1 вв. до н.э. Медицина Древней Греции, в отличие от восточной и римской, в меньшей степени находилась под влиянием религии. Высокий уровень медицинских знаний, наряду с влиянием религии, обеспечивался неразрывной связью с философией. В Древней Греции процветала храмовая медицина, так называемые асклепи-оны - прообразы первых больниц. Древнегреческие врачи и даже воины умели извлекать стрелы, останавливать кровотечения, накладывать фиксирующие и давящие повязки. Многие медицинские термины, употреблявшиеся в то время, используются и в наши дни. Широкому культивированию и возвышению профессии лекаря в значительной мере способствовали поэты, писатели, художники. Знаменитыми поэтами и историками Древней Греции были Эсхил, Еврипид и Софокл. Последний по легенде был прямым потомком Асклепия [6], как и все семейство врачей Древней Греции. Софокл был также жрецом храма Асклепия в Афинах. При раскопках этого храма были найдены отрывки из его произведений. Самыми известными являются его трагедии «Антигона», «Эдип-царь», «Электра». На эмблеме медицины Асклепий изображается с посохом, обвитым змеей (Рис.1). Посох символизирует организующую и направляющую силу врача, нацеленную на использование целительных сил растительного мира на благо человека. Змея считалась символом бессмертия и вечной жизни, по другой версии - символом мудрости, обновления и могущества природных сил [7].

Рис.1 Античная мраморная плита с изображением Асклепия и Гигиеи

В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеёй на фоне земного шара, окаймленного лавровыми ветками, является эмблемой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).

Все области человеческих знаний объединялись в античном мире общим понятием «философия» («любовь к знаниям») [5]. Однако натурфилософскую медицину необходимо было отделить от храмовой с её религиозно-мистическими составляющими. В античной Элладе ряд философов занимались и медициной. Первыми известными врачами были философы Алкмеон (конец VI - начало V в. до н.э.) и Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.). Медиками были также такие философы, как Пифагор и Демокрит. Алкмеон впервые установил, что умственная деятельность сосредоточена в головном мозге, описал связь глазных яблок с мозгом. Он считал местом возникновения болезни головной, спинной мозг, кровь. Таким образом, Алкмеон положил начало понятию «патогенез болезней». Эмпедокл воздействовал на организм больного не только с помощью лекарств, но и психологически. Считают, что он обладал навыками гипноза [8, 9, 10].

Самой выдающейся фигурой античного мира, возвеличившей медицину до высокой профессии и науки, был и остается Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) - древнегреческий врач и реформатор медицины (Рис. 2). Первые биографии этого медика были написаны не ранее, чем через несколько столетий спустя после его смерти. Поэтому их повествования носят отпечаток легендарности, которой было окружено имя великого врача. Гиппократ жил в период величайшего расцвета Древней Греции. Его современниками были Перикл, Геродот, Фукидид и другие великие греки. Медицинское образование он получил под руководством отца - врача Гера-клида. Мать Гиппократа - Фенарета была акушер-

кой. Считают, что Гиппократ относился к 17-му поколению семьи врачей. Вел жизнь странствующего врача в Греции, Малой Азии, Ливии, посетил берега Черного моря, был у скифов. Это позволило ему ознакомится с медициной народов Передней Азии и Египта [11]. Одно из ведущих сочинений Гиппократа «О воздухах, водах, местностях». Он учил, что врач должен лечить не болезнь, а больного, принимая во внимание индивидуальные особенности организма и окружающую среду. Это был прорыв в медицине. Гиппократ исходил из мысли об определяющем влиянии на формирование теле-

Рис. 2. Гиппократ (460-377 гг. до н.э.)

сных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека факторов внешней среды: климата, воды, почвы, образа жизни людей, законов страны и т.д. Таким образом, он был родоначальником медицинской географии. Также Гиппократ придавал огромное значение индивидуальным факторам, зависящим от питания и деятельности человека. Впервые ввел классификацию, исходя из конституции человека, выделив четыре основных типа людей: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики [12-15]. Разрабатывал вопросы этиологии, отрицая при этом сверхъестественное, божественное происхождение болезней. Заслугой Гиппократа было освобождение медицины от влияний храмового целительства и выведение ее на путь самостоятельного развития. Он выдвинул четыре принципа лечения: приносить пользу и не вредить, противоположное лечить противоположным, помогать природе, соблюдая осторожность,

щадить больного [12, 13]. По Гиппократу правильный диагноз являлся предопределяющим в выборе тактики лечения больного. И по сей день верен принцип «Bene dignositor- bene curator», что в переводе означает «хорошо распознается - хорошо лечится» [11]. Гиппократ известен и как выдающийся хирург. Он разработал способы применения повязок, лечения переломов и вывихов, ран, фистул, геморроя, эмпием. Гиппократ являлся автором ряда выдающихся медицинских фолиантов, таких как «Прогностика», «О древней медицине», «Эпидемии», «О переломах», «О ранах головы», «О вправлении суставов», «Афоризмы» и др. Он сочинил текст так называемой врачебной клятвы («Клятва Гиппократа»), сжато формулирующей моральные нормы поведения врача [11,16]. Большинство врачей мира дают клятву, как присягу врача, вот уже две с половиной тысячи лет.

Слава о врачебном искусстве Гиппократа распространялась во многих государствах. Их правители приглашали его к себе на службу. Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в «Гиппократовом сборнике», который является энциклопедией классического периода древнегреческой медицины. В историю Гиппократ вошел как «Отец медицины».

Древний Рим отмечен так называемым царским периодом, продлившимся около двух с половиной веков (VIII-VI вв. до н.э.) и оставившим нам имена полулегендарных царей. Царский период сменился образованием Римской республики, просуществовавшей почти половину тысячелетия (до 31г. до н.э.), далее трансформировавшейся в Римскую империю (до 476 г. н.э.).

Понятие «Древний Рим» изменялось с течением времени: от центральной части Апеннинского полуострова (VI-IV вв. до н.э.) до гигантской территории, раскинувшейся по всем берегам Средиземноморья (I-II вв. н.э.).

Древний Рим долгое время пребывал под греческим влиянием. Культурное заимствование проявилось в эпоху империи, в связи с бурным экономическим развитием и растущей нехваткой рабочей силы. Из Эллады на Апеннинский полуостров привозили в огромном количестве рабов и ремесленников, используя их на работе в городах и крупных землевладениях [17]. Этот приток чуждых этнических элементов коренным образом изменил облик Рима. Греческий язык стал со временем разговорным языком широких слоев римских простолюдин. Недаром римский поэт Ювенал жаловался в одной из своих сатир, что «в городе стало невозможно жить. Кругом одни греки!» [18]. О масштабах этого процесса свидетельствует и то, что на надгробиях рабов и вольноотпущенников археологи находят чаще греческие имена, чем римские [17]. Широкое проникновение эллинизма, особенно во

II веке до н.э., привело к большому воздействию на общество греческой религии и приспособлению к ней римских религиозных воззрений. Римляне отождествили своих богов с греческими. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Церера с Деметрой и т.д. Древнеримский Эскулап стал аналогом греческого Асклепия. Однако следует отметить, что Рим, восприняв греческую мифологию и превратив ее в греко-римскую, оказал человечеству огромную услугу. Дело в том, что большинство гениальных произведений греческих скульпторов, за малым исключением, дошло до нашего времени лишь в римских копиях. И если сейчас наши современники могут судить о замечательном изобразительном искусстве греков, то за это они должны быть благодарны римлянам, равно как и за сугубо римское богатое наследие. Величественные остатки римских городов, амфитеатров, дорог, акведуков и мостов, терм и базиликов, храмов и портиков, триумфальных арок и других наглядных свидетельств могущества прошлого поражают даже современного человека. Письменные памятники сохранились в виде рукописей на папирусе, коже, пергаменте, на камне, керамике, металле. Рим дал миру латинский язык. Слово «медицина» (лат. medicina), как и русское - «врачевание», означает искусство исцеления. Несмотря на происшедшие со временем вытеснение латинского языка национальными языками, он и до настоящего времени сохраняет свое значение в области научной терминологии в юриспруденции, медицине, биологии. Медицина Древнего Рима развивалась в условиях социальной необходимости и постоянной востребованности со стороны как богатых патрициев, так и бедных римлян. Если общественные здания и дома богачей блистали роскошью отделки и удобствами, то жилища большинства свободного населения были убоги, не имели даже элементарных санитарно-бытовых условий. Они в большинстве отапливались очагом, находившимся в середине помещения. Часто возникали пожары. Особенно страшен был пожар в 64 г. н.э., когда сгорели дома десяти из четырнадцати районов Рима. Средняя продолжительность жизни в этот период составляла 35-36 лет [17] . Смертность римских граждан в таком раннем возрасте можно объяснить еще и тем, что Рим вел практически не прекращавшиеся войны, в которых гибли не только воины, но и мирные граждане. Огромная римская армия, порой насчитывавшая около 140 тыс. пограничных и около 125 тыс. полевых войск несла ощутимые потери, воюя на границах империи и в междоусобных конфликтах. Причем римские легионеры нередко обращали свое оружие против мирного населения с целью его грабежа. Это приводило к истощению человеческих ресурсов, нехватке граждан детородного возраста и снижению

воспроизводства населения. Поэтому востребованность медицины была высока. Тем более, что кризис в римском обществе усугублялся вспышками инфекционных заболеваний, частыми заболеваниями внутренних органов, зубов и др. Лечили в этот период преимущественно народными средствами: заклинаниями, религиозными обрядами, ритуалами, услугами различных магов и кудесников. Однако главное направление в лечении и профилактике заболеваний получило траволечение. В I в.н.э. в Риме был создан небольшой ботанический сад, где выращивались целебные дикорастущие и культурные растения. Распространение Римом своего политического и экономического влияния на другие страны создавало условия для широкого использования новых лекарственных растений в медицине. Свидетельством этому является факт наличия военного трофея в виде попавшего в руки древнеримского полководца Помпея (106-48 гг. до н.э.) при победе над царем Митридатом (134-63 гг. до н.э.) сочинения понтийского царя о лекарственных растениях, которому в свою очередь присылали их со всех концов царства, что легло в основу описания видов и семейств растений. Помпей по достоинству оценил этот трофей и велел перевести эти записки на латинский язык. «Таким образом, победа Помпея принесла не меньше пользы людям в их частной жизни, чем государству» - заключил по этому поводу Плиний [2].

Римская медицинская наука, преодолевая латентное состояние от столетия к столетию, набирала обороты. Во время правления Августа в Риме была создана школа по подготовке врачей (такие школы функционировали и в Малой Азии). Возле Пергама возник важный научно-медицинский центр - Асклепион. Одним из учеников медицинской школы был Авл Корнелий Цельс (30-25 гг. до н.э. - 45-50 гг. н.э.). Учителями Цельса были выдающиеся греческие врачи, практикующие в Риме: Мегет, Трифон и Евельнист. Он был разносторонне развитым человеком. Цельса называли «медицинским Цицероном». Его трактат «О медицине» был своего рода руководством по медицине, созданным на основе опыта, полученного при врачевании в больнице для рабов. Вслед за философом Лукрецием (99-55 гг. до н.э.) Цельс продолжает разработку латинской терминологии, заменяя греческие названия латинскими [19]. В своем трактате Цельс резюмировал достижения древнеримской медицины по диететике, патологии, терапии, хирургии. Также в этот труд он внес данные из собственного клинического опыта. Таким образом, в сочинении Авла Корнелия Цельса «О медицине» изложены основные принципы и теории медицинской науки догаленовского периода [20].

После Гиппократа наиболее прославленным врачом античности считается древнеримский

медик Клавдий Гален (130-200 гг. н.э.). Имя его прочно вошло в историю медицины и биологии. Гален не стал приемником взглядов его великого предшественника грека Гиппократа. Более того, он подверг сомнениям выводы Гиппократа о целебных свойствах растений и указал, что в растительном сырье, наряду с полезными веществами содержаться ненужные, а порой и вредные. Он извлекал из растений полезные вещества, делая настои, отвары, настойки, так называемые «галеновые препараты», которые носят его имя и в настоящее время. Гален -автор многих сочинений по медицине и фармации. Он описал 304 лекарственных средства растительного, а также 80 средств животного и 60 - минерального происхождения. Гален изучал анатомию человека и изложил это в различных трактатах, заложил основы физиологических знаний, был близок к открытию системы кровообращения. За свою жизнь написал около 500 трактатов по медицине, большинство из которых утеряно. Его труды являлись базисными медицинскими источниками не только в Европе, но и на Востоке в течении нескольких столетий [13].

Выдающимся философом, врачом и химиком средневекового Востока был Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа Ар-Рази (850-923 гг.). Родился он в Рее, недалеко от Тегерана. Несмотря на то, что медицину Ар-Рази начал изучать уже после 30 лет, впоследствии он стал настолько искусным врачом, что современники называли его арабским Га-леном. В течение длительного времени он руководил Багдадской больницей, затем вернулся в свой родной город Рей и руководил Рейской клиникой. Настойчиво и упорно Ар-Рази занимался теорией и практикой медицины. Им были написаны 56 научных трудов, среди которых нужно отметить труды «Всеобъемлющая книга по медицине» в 25 томах, «Медицинская книга» в 10 томах, «Медицина бедных», «Мансурова медицина», «Об оспе и кори». В последней книге Ар-Рази впервые дифференцирует эти два заболевания и устанавливает принцип оспопрививания. Ар-Рази принадлежит и заслуга введения в медицинскую практику истории болезни. Также великий врач интересовался проблемами философии и религии. Он написал около 200 трактатов, посвященным различным философским наукам. Наиболее известным из них является трактат «Духовная медицина». В ней придается особое значение вопросам нравственно-этического воспитания, влиянию вредных привычек на физическое и психическое здоровье человека. Ар-Рази отмечает, что пристрастие к пьянству является одним из дурных проявлений человеческой натуры, подвергающих человека серьезным опасностям, различным несчастьям и смертельным заболеваниям [21]. Изучение «Духовной медицины» Ар-Рази имеет неоценимое значение для уяснения истории

и эволюции этических учений арабских мыслителей древности, что может способствовать моральному прогрессу современного общества, особенно молодого поколения.

В 1Х-Х1 вв. важнейшим центром науки и культуры на Востоке становится Средняя Азия со столицей в Бухаре. Эта земля дала миру выдающегося врача и философа Ибн-Сину (Абу Али ал-Хусейн ибн Абдаллах ибн ал-Хасан ибн Али ибн Сина), по лат. Аукеппа (980-1037 гг.). Ибн-Сина имел почетное прозвище «Шейх ар-Раис» (учитель мудрецов) (Рис. 3).

Родился и вырос персидский (таджикский) врач, философ и ученый в местечке Афшан, близ Бухары. Известно, что уже в 17 лет Абу Али вылечил эмира от тяжкого недуга. Абу-Али много времени проводил за чтением, и познаниями своими преимущественно обязан самообразованию [22]. Вот как он пишет об этом: «К десяти годам я изучил Коран и литературную науку. Потом я занялся чтением книг по логике и тонкости этой науки постиг уже самостоятельно. Я продолжал читать и собирать книги. Тут я обратился к медицинской науке и увлекся книгами по медицине. В короткое время мое искусство в этой области достигло таких пределов, что многие из уважаемых врачей того времени стали приходить за советом. Занялся я также и практикой врачевания, и врата исцеления и опыта распахнулись предо мной. А было мне в это время только 18 лет» [23]. Можно только удивляться работоспособности и неутолимой пытливости молодого Ибн-Сины. «В это время я ни одной ночи не спал полностью, да и днем я ничем другим не занимался, как наукой... пока не укрепил себя во всех знаниях, пока не продвинулся в изучении их насколько, насколько позволяет человеческая природа» - писал он впоследствии [23]. Чудеса врачебной практики Ибн-Сины, основанной на глубоких знаниях, поражали современников. Одной из доминирующих идей Ибн-Сины-философа была идея о душе и теле. «Душа нетленна, она не гибнет с гибелью тела и не уничтожается, душа мыслит самостоятельно и связи с телесностью не имеет» - говорил он. По этой сложнейшей для понимания теме Ибн-Сина сделал несколько пространных философских обобщений и доказательств. Признание заслуг Ибн-Сины в разных областях знаний символично запечатлено в памятнике-мавзолее в г.Хамадине (Иран). Памятник представляет собой 12 устремившихся ввысь колонн, соединенных вверху куполом, символизирующий 12 основных отраслей знаний того времени, которыми в совершенстве владел великий ученый. Его творческое наследие насчитывает более 450 трудов (хотя сохранилось около 240). Труды по философии и мировоззрению представлены 150 книгами. Стихотворения и поэмы Авиценны являются классикой в арабоязычном мире. Поми-

мо этого, им написано около 40 книг по медицине, в том числе знаменитый «Канон медицины» - один из крупнейших в истории медицины трудов, заслуженно получивший статус медицинской энциклопедии. В нем собраны и обобщены, с учетом уровня взглядов той эпохи, медицинские знания, накопленные греческими, римскими, индийскими и среднеазиатскими врачами. На протяжении пяти веков «Канон» являлся основным руководством для изучения медицины в университетах. Известно знаменитое высказывание Авиценны: «Есть три средства для того, чтобы вылечить больного: при помощи слова, снадобий и трав и третье средство -скальпель» [24]. Под скальпелем великий медик расширенно понимал оперативное вмешательство.

Ибн-Сина умер от болезни, которой посвятил в свое время специальный медицинский трактат «Книгу о коликах» и от которой не раз спасал людей. Рок судьбы. . В мусульманской традиции не принято рисовать людей, поэтому нет художественного изображения Ибн-Сины, однако имеется антропологическая версия, созданная М.М. Герасимовым.

Рис. 3. Ибн Сина (Авиценна) (980-1037 гг.)

Влияние медицины Древнего Востока на развитие мировой медицины огромно. Оно осуществлялось по многим приоритетным направлениям и стало важнейшей составной частью ее истории. При этом следует иметь в виду тот факт, что грань между Востоком, Египтом и античным миром не была существенной. С одной стороны, восточные народы проникали иногда довольно далеко на запад, с другой - греки колонизировали значительную часть побережья Малой Азии, остров Кипр, другие важные центры. А с походами Александра

Македонского греческое влияние распространилось далеко на Восток, вплоть до берегов Инда. Древневосточный и античный миры находились в тесном взаимодействии и проникновение культур из одного в другой происходило в течение многих веков и тысячелетий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Великие врачеватели древности обладали высокой эрудицией, чрезвычайно широким спектром знаний и интересов, необычайным трудолюбием, разносторонними талантами и философским мышлением. Они несли высокую миссию гуманности и человечности, оказывали огромное влияние на развитие медицины, образования и науки, чем ускоряли общий прогресс общества.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петряев Е.Д. Методика и техника историко-медицинского исследования. Москва: Медицина, 1972.

2. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории. Автобиография. Москва: Наука, 1980.

3. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Москва: ЭКСМО, 2007.

4. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. Москва: Наука, 1965.

5. Трубецкой С.Н., Трубецкой Е.Н. Политические идеалы Платона и Аристотеля Москва: Издательский центр ЛИБРОКОМ, 2011.

6. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции, Москва, 1975.

7. Тарасонов В.М. Символы медицины как отражение врачевания древних народов. Москва: Медицина, 1985.

8. Чикин С.Я. Врачи-философы. Москва: Ме-дицина,1990.

9. Longrigg J. Greek Rational Medicine Phylosophy and Medicine from Alcmeon to the Alexandrians. Poutledge Taylor & Francis group, London and New York, 200.

10. John Hedley Brooke. Science and Religion: Some Historical Perspectives. Cambridge University Press, 1991.

11. Гиппократ. Избранные книги / Пер. проф. В.И.Руднева. Москва: Изд. Медицинской и биологической литературы, 1936.

12. Глязер Гуго О мышлении в медицине. Москва: Медицина, 1969.

13. Глязер Гуго Исследователи человеческого тела. От Гиппократа до Павлова. Москва: Медгиз, 1956.

14. Гусев И.С. Гиппократ. Донецк: Донеччина, 1995.

15. Nutton V. Ancient medicine. Poutledge Taylor & Francis group, London and New York, 2004

16. Петров Б.Д. От Гиппократа до Семашко, преемственность идей. Очерки и портреты. Москва: Медицина, 1990.

17. Кузищин В.И. История Древнего Рима. Москва: Высшая школа, 1982.

18. Косидовский З. Сказание евангелистов. Москва: Политиздат, 1977.

19. Лукреций Кар Т. О природе вещей / Пер. Ф.А.Петровского. T.I, кн.6. Москва.,1946

20. Цельс Авл Корнелий. О медицине. Москва, 1959.

21. Абу-Бакр Ар-Рази. Духовная медицина. Душанбе: Ирфон, 1990.

22. Воскобойников В.М. Великий врачеватель Авиценна: жизнеописание. Москва: Молодая Гвардия, 1980.

23. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов, Симферополь: Реноме, 1997

24. Абу Али Ибн Сина. Канон врачебной науки. Ташкент, 1994.

REFERENCES

1. Petryaev E.D. Metodika i tekhnika istoriko-medicinskogo issledovaniya. Moskva: Medicina, 1972 (in Russ).

2. Kollingvud R.Dzh. Ideya istorii. Avtobiografiya. Moskva: Nauka, 1980 (in Russ).

3. Gegel' G.V.F. Filosofiya istorii. Moskva: EHKSMO, 2007 (in Russ).

4. Kramer S.N. Istoriya nachinaetsya v SHumere. Moskva: Nauka, 1965 (in Russ).

5. Trubeckoj S.N., Trubeckoj E.N. Politicheskie idealy Platona i Aristotelya Moskva: Izdatel'skij centr LIBROKOM, 2011 (in Russ).

6. Kun N.A. Legendy i mify Drevnej Grecii, Moskva, 1975 (in Russ).

7. Tarasonov V.M. Simvoly mediciny kak otrazhenie vrachevaniya drevnih narodov. Moskva: Medicina, 1985 (in Russ).

8. Chikin S.YA. Vrachi-filosofy. Moskva: Medicina, 1990 (in Russ).

9. Longrigg J. Greek Rational Medicine Phylosophy and Medicine from Alcmeon to the Alexandrians. Poutledge Taylor & Francis group, London and New York, 2000.

10. John Hedley Brooke. Science and Religion: Some Historical Perspectives. Cambridge University Press, 1991.

11. Gippokrat. Izbrannye knigi / Per. prof. V.I.Rudneva. Moskva: Izd. Medicinskoj i biologicheskoj literatury, 1936 (in Russ).

12.Glyazer Gugo O myshlenii v medicine. Moskva: Medicina, 1969 (in Russ).

13. Glyazer Gugo Issledovateli chelovecheskogo tela. Ot Gippokrata do Pavlova. Moskva: Medgiz, 1956 (in Russ).

14. Gusev I.S. Gippokrat. Doneck: Donechchina, 1995 (in Russ).

15. Nutton V. Ancient medicine. Poutledge Taylor & Francis group, London and New York, 2004.

16. Petrov B.D. Ot Gippokrata do Semashko, pre-emstvennost' idej. Ocherki i portrety. Moskva: Medicina, 1990 (in Russ).

17. Kuzishchin V.I. Istoriya Drevnego Rima. Moskva: Vysshaya shkola, 1982 (in Russ).

18. Kosidovskij Z. Skazanie evangelistov. Moskva: Politizdat, 1977 (in Russ).

19. Lukrecij Kar T. O prirode veshchej / Per. F.A.Petrovskogo. T.I, kn.6. Moskva.,1946 (in Russ).

20. Cel's Avl Kornelij. O medicine. Moskva, 1959 (in Russ).

21. Abu-Bakr Ar-Razi. Duhovnaya medicina. Dushanbe: Irfon, 1990 (in Russ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Voskobojnikov V.M. Velikij vrachevatel' Avi-cenna: zhizneopisanie. Moskva: Molodaya Gvardiya, 1980 (in Russ).

23. Taranov P.S. Anatomiya mudrosti: 120 filoso-fov, Simferopol': Renome, 1997 (in Russ).

24. Abu Ali Ibn Sina. Kanon vrachebnoj nauki. Tashkent, 1994 (in Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.