Научная статья на тему 'Некоторые этические и правовые аспекты проблемы врачебных ошибок в свете истории медицины'

Некоторые этические и правовые аспекты проблемы врачебных ошибок в свете истории медицины Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
3320
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Султанов И. Я.

В статье сделана попытка анализа врачебных ошибок в различные эпохи в различных странах мира. Выявлена тесная связь рассматриваемого вопроса не только с общим уровнем развития медицины и профессионализмом врачей, но и противоречивое переплетение его с древнейших времен до наших дней с проблемами этики и права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Ethic and Low Aspects of Medical Mistakes in the Light of History of Medicine

In the at article an attempt of analysis of medical mistakes in different continues in different epoch is made. These close ties beetven examined question with the level of development of medicine and the skills of doctors is revealed.

Текст научной работы на тему «Некоторые этические и правовые аспекты проблемы врачебных ошибок в свете истории медицины»

НЕКОТОРЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВРАЧЕБНЫХ ОШИБОК

В СВЕТЕ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ

И.Я. СУЛТАНОВ

Больница № 53. 5-е терапевтическое отделение.109432 Москва, ул. Трофимова, д.26.

В статье сделана попытка анализа врачебных ошибок в различные эпохи в различных странах мира. Выявлена тесная связь рассматриваемого вопроса не только с общим уровнем развития медицины и профессионализмом врачей, но и противоречивое переплетение его с древнейших времен до наших дней с проблемами этики и права.

Медицина - древнейшая из человеческих профессий.

Однако конкретных работ, непосредственно посвящённых историческим и правовым аспектам проблемы диагностических ошибок у врачевателей далёкого прошлого, фактически нет. Ни историки медицины, ни специалисты по врачебной этике и медицинской деонтологии, ни палеопатологи, изучающие органические изменения останков человека, ни этнографы, касаясь тех или иных сторон медицины прошлого, вопрос диагностических ошибок практически обходят стороной, либо касаются его вскользь, мимоходом. Видимо, это связано со скудостью документальных свидетельств на данную тему. Действительно, что можно чётко и исторически корректно сказать о диагностических ошибках врачевателей, к примеру, Шумерийского царства или Ассирии, древних Индии, Китая, Греции или Рима, если примитивен был, в силу неразвитости науки в те времена, сам взгляд на природу человека, на здоровье и болезнь, норму и патологию?

Можно изучать, что успешно делалось и делается, общее состояние медицины в ту или иную эпоху, практические методы работы врачей, их философские воззрения, организацию оказания медицинской помощи и т.д., но говорить что - либо определённое о конкретных диагностических ошибках наших далёких коллег с позиции наших сегодняшних знаний едва ли исторически справедливо. Подменять же полностью тему диагностических ошибок проблемой морально - этических, правовых и прочих взаимоотношений врачевателя и больного - не совсем логично, ибо они не абсолютно тождественны одна другой, хотя моментов соприкосновения у них немало.

Когда погружаешься в изучение источников медицинской истории человечества тысячелетней давности, сразу убеждаешься в верности слов И. П. Павлова о том, что врачебная деятельность - "ровесница первого человека". Наука убедительно доказывает, что уже человек умелый (Ното ЬаЫИз) владел целым рядом навыков по обработке ран, вправлении вывихов, извлечении инородных тел и другими хирургическими приёмами, хотя хирургическими инструментами были каменные и костяные ножи, стрелы, рыбья чешуя, а для обезболивания использовались опьяняющие и наркотические вещества различных растений. Более того, имеются данные о том, что проводились и весьма сложные операции, такие как трепанация черепа, кесарево сечение, кастрация, о чём свидетельствуют данные археологии и изучение исследователями нового времени жизни туземных племён и народов. Точные даты возникновения, скажем, той же хирургии установлены быть не могут, но можно смело предположить, что поиск методов борьбы с болезнями шёл всегда и везде, где бы ни жил человек.

Какова была обоснованность тех или иных операций, их техника, последствия, каковы были взаимоотношения древнего врачевателя с его пациентами? - однозначных ответов нет.

Известно, что с появлением первых признаков цивилизации появились и лица, в обязанность которых входило как проведение целого ряда лечебных и психологических мероприятий для поддержания физического и духовного здоровья племени, общины, так и оказание конкретной медицинской помощи отдельным индивидам. Шаманы были, видимо, теми первыми лекарями, знахарями, целителями, которые боролись с болезнями не только изгоняя "злых духов" и смягчая гнев неких сверхъестественных сил с помощью устрашающих масок, ритуальных действий, громкой музыки, жертвоприношений,

но и давая больному различные лекарственные средства, проводя операции и т. д. Это, без сомнения, был особый тип людей высшей профессиональной подготовки того времени, сочетающих в себе интуицию и здравый смысл, знания, опыт предков и способности психолога, гипнолога, чревовещателя, артиста, фокусника... В условиях господства суеверного сознания и примитивных возможностей медицинской "науки" они делали многое, чтобы справиться с недугами и как - то помочь соплеменникам. Это должны были быть, вместе с тем, мужественные люди, ибо в случае большого числа неудач в лечении их репутация стремительно падала и ситуация могла окончиться для них трагично, от изгнания до умерщвления.[5,15,19].

С появлением государства, начиная с наиболее древнего из известных, Шумерийского, развивается и культура, наука древнего мира. Дальнейшее развитие получает медицина, являясь составной частью, объединяющей все естественные науки того времени натурфилософии. Позже медицина первой выделилась из натурфилософии, став самостоятельной наукой. Вначале возникла храмовая, жреческая медицина, существовавшая наряду с народной и использовавшая опыт последней.

История не сохранила информации о состоянии медицины в древнем Шумерийском царстве, но найдены клинописные тексты свода законов шестого вавилонского царя Хаммурапи (1792 - 1750 годы до н. э.), подчинившего своей власти весь Шумер, и "библиотека" ассирийского царя Ашшурбанипала (668 - 626 годы до н. э). Эти законы, регулировавшие правовые аспекты деятельности врача в Вавилоне и Ассирии, были весьма строги. Так следует отметить, что, несмотря на высокое общественное положение врачей в Вавилоне, за ошибки, причинение больному вреда, они жестоко наказывались: врачу выкалывали глаза, отрубали руки и т.д. (законы Хаммурапи) вне зависимости от причин, приведших к неудачному исходу лечения. То есть не проводилось различия между врачебной ошибкой и врачебным проступком.

Хотя первое дошедшее до нас имя врача Древнего Египта относится к эпохе Древнего царства, к периоду правления фараона Ш-ей династии Джосера (около 2780 - 2760 годов до н. э.): Имхотеп - гениальный архитектор, врач и мудрец, (древние греки затем отождествляли с ним своего бога медицины Асклепия), но первые дошедшие до нас древнеегипетские медицинские тексты относятся лишь к эпохе Среднего царства (около 2050 - 1650 годов до н.э.). "Тексты пирамид" (надписи на гробницах), медицинские папирусы, описания историков (Геродот, Манефон и др.) свидетельствуют, что в целом медицина в Египте сделала значительный прогрессивный шаг в развитии. Конечно, эмпирически найденные полезные лекарственные средства соседствовали с магией, религиозными ритуалами, мистикой, но вместе с тем уже существовали не просто профессия врача, а и врачебная специализация (окулист, стоматолог и т.д.), мастера же мумифицирования, бальзамирования продвинули вперёд познания в анатомии.

Каждый врач в Древнем Египте принадлежал к определённой коллегии жрецов и его деятельность регламентировалась строгими законами. При соблюдении их врач ничем не рисковал даже в случае летального исхода лечения. При нарушении же этих законов врач считался убийцей и сам мог быть подвергнут смертной казни, отвечая своей жизнью за смерть больного.

В Древней Индии, особенно с эпохи Гуатамы Будды (VI - V века до н.э.), имело место бурное развитие медицины. Медицинские учения Древней Индии стали впоследствии основой так называемой тибетской медицины.

Врач в Древней Индии был высокоуважаемым членом общества. Если обязанности врачей - заклинателей исполняли врачи - брахманы, то настоящими врачами считались представители высшего медицинского сословия - вайдия. Право медицинской практики давал раджа. Он же следил за деятельностью врачей и соблюдением ими медицинской этики. В "Аюрведе" ("Знание жизни", составлена в IX - III веках до н. э.), описаны не только более 150 болезней и сотни рецептов, но и правила поведения врача. Строго наказывалось неправильное лечение. Согласно Законам Ману за неправильное лечение не только людей, но и животных, врач выплачивал штрафы. Вознаграждение за лече-

ние запрещалось требовать от обездоленных, друзей врача и брахманов, однако если зажиточные люди отказывались от уплаты за лечение, то врачу переходило всё их имущество.

Народная медицина Древнего Китая представлена тысячами дошедших до нас трудов, книг, некоторым из которых 2 -3 тысячи лет. Медицинское законодательство возникло в Китае в эпоху династии Чжоу (Х1-Ш века до н.э.). Несмотря на то, что конфуцианская этика запрещала вскрытие умерших, (как религиозная этика не позволяла вскрывать трупы в древнем Вавилоне и Ассирии), многие внутренние органы человека были известны китайским врачам и человеческий организм для них имел вполне материальную основу. Вершиной искусства диагностики древних китайских врачей считались пульсовая диагностика, которая насчитывала до 200 видов пульса, иглотерапия, прижигания, массаж. Огромное значение придавалось медицинской этике, соблюдению врачом определённых правил и требований, как непременного условия успешного лечения больного.

Вообще надо отметить, что изучение общих закономерностей проблемы врачебных, в том числе диагностических, ошибок во все времена, во всех цивилизациях, неизбежно приводило большинство исследователей к выделению роли врачебной этики как одного из важнейших факторов в преодолении ошибок в профессиональной деятельности врача. Со временем возникла необходимость создания определённых норм, которые регламентировали бы деятельность врачевателей, чтобы они использовали свои знания в интересах людей, а не против их жизни и здоровья. Так возникло врачебное право. Но ещё до выработки правовых норм, или наряду с ними, создавались и моральные нормы с целью заключить деятельность врачей в известные рамки. С глубокой древности и до наших дней чётко прослеживается мысль, что если врач не следует законам медицинской этики, если не соблюдает определённых требований - ошибки, брак в работе будут неизбежны как в диагностике, так и в лечении. Все врачебные школы всех эпох и народов требуют от врача не только хорошей профессиональной подготовки, но и высоких человеческих качеств: честности, бескорыстия, чуткости и доброты к людям, независимо от их социального положения и материального благосостояния, понимания эмоционального состояния больного, заботы о его душевном состоянии, о его вере в выздоровление и т. д. Без соблюдения этих принципов, одним голым рационализмом и техницизмом хороших результатов лечения сплошь и рядом не достичь, многое можно не заметить, упустить. То есть одного только таланта распознавания болезней, умения улавливать тонкие детали лечебно - диагностического процесса во врачебном деле недостаточного. Не вникнув в душу больного - не излечить его. Бездушный врач - нонсенс. И ни в одной другой профессии последствия допущенной ошибки не имеют порой столь фатального значения, как в медицине.

Особенно ярко это следует из наследия великого врача Древней Греции - Гиппократа, жившего в V - IV веках до н.э.

В античной медицине сформировался уже целый кодекс нравственных и моральных норм, которыми должен был руководствоваться врач. В сконцентрированном виде это нашло отражение в знаменитой "Клятве". В плане рассматриваемой темы следует отметить, что Гиппократ, дабы врачи допускали меньше ошибок, призывал их не гоняться за новизной ради новизны, а лучше использовать для диагностики и лечения пусть старые, но проверенные способы, следуя принципу: прежде всего "не вредить"! Гиппократ активно боролся со всякого рода шарлатанами, дискредитирующими медицину. Вознаграждением же для врача по Гиппократу должно быть здоровье больного и благодарная память, а не минутная слава и высокий гонорар.

В Древней Греции медицина была с одной стороны храмовой, с другой - профессиональной. Имелись лечебницы, медицинские школы. В стремлении постигнуть природу человека медицина античной Греции шла тем же путём, что медицина Китая и Индии, то есть через натурфилософию. Греческие врачи научились довольно неплохо выделять отдельные симптомокомплексы, понимать происхождение отдельных симптомов и их

значение для организма (начатки диагностики и семиотики). Опираясь на эти знания они делали довольно смелые хирургические вмешательства. И каким бы иногда наивным, грубым или ошибочным не считалось сегодня то, что ими делалось, не надо забывать, о чём уже говорилось в самом начале, что на многие вопросы ответ могло дать только последующее развитие науки. По сравнению же с медициной древнего Востока этап греческой античной медицины - безусловный шаг вперёд.

В плане развития этических основ медицины несколько противоречиво выглядит период Древнего Рима. Рим заимствовал у греков культ Асклепия, назвав его Эскулапом, принципы натурфилософии и основные достижения практической медицины. Но, построив на одном из островов Тибра храм Эскулапа, они затем свозили на этот остров и бросали там рабов, признанных неизлечимыми или малосильными. Вместе с тем имелись и выдающиеся врачи - гуманисты, такие как Асклепиад (128 - 56 года до н.э.).

Медицина Рима, как и медицина Греции была сочетанием медицины храмовой и профессиональной. Деятельность врачей чётко регламентировалась. В период Римской империи было введено и широко применялось понятие ошибки в отношении врачебной деятельности (Закон Аквилия). .Причём к ошибкам относили не только неоказание помощи или неосторожность, но и неопытность врача.

Позиция храмовой медицины, жрецов сводилась к одному: болезни ниспосылаются богами и не медицине с её ничтожными средствами бороться с волей богов. Вместе с тем в организационных вопросах римляне значительно усовершенствовали медицинскую службу. В войсках были введены должности войсковых врачей, организованы военные лечебницы. При дворе имелись лейб - медики, имелись старшие врачи провинций, городов ( "архиятры"), должностные врачи при цирках, банях, публичных садах, библиотеках. Имелись специальные частные медицинские школы. Труд знаменитого древнеримского учёного - энциклопедиста, не бывшего, кстати, врачом, Авла Корнелия Цельса (около 25 г. до н. э. - около 50 г. до н. э.):" О медицине ", хотя и состоял главным образом из заимствований у древне-греческих медиков, является единственным медицинским сочинением на латинском языке эпохи древнего мира, которое дошло до наших дней.

Завершающей фигурой в истории медицины древнего мира является Гален (131 г. н. э. - около 201 г. н. э.), учение которого господствовало в медицине все средние века вплоть до XV - XVI веков.

В Средние века - столетия господства схоластики в Западной Европе (V - XV вв.) -врачебные ошибки, включая диагностические, оценивались исходя из теологических догм, главной сутью которых было утверждение, что "все возможные знания уже даны в священном писании, либо в творениях отцов церкви". Как успехи, так и неудачи врачебной практики объяснялись божьим промыслом. Всё, что не укладывалось в раз и навсегда принятые понятия и представления, объявлялось ересью. Вплоть до XV века было запрещено - за редчайшим исключением - вскрытие трупов. Многие врачи принадлежали к монашеским орденам, а медицинскую помощь часто оказывали монахи, у которых отсутствовали глубокие медицинские знания, хотя встречались среди них и искусные лекари. О каком высоком качестве, к примеру, хирургических вмешательств можно было серьёзно говорить, если операции часто выполнялись цирюльниками, знахарями, а то и палачами.4

Наука полностью контролировалась церковью. Врач, таким образом, как бы освобождался от необходимости глубоко и тщательно анализировать свои действия. И если медицинская наука всё же развивалась, то нередко не благодаря ортодоксальным установкам

4 Тема низкого уровня медицины того времени была настолько актуальна, что нашла довольно выраженное отражение в произведениях литературы и живописи. В произведениях Сервантеса, Рабле, авторов т.н. "плутовских" романов, Лесажа, Мольера врачи чаще всего изображались шарлатанами, пройдохами, самоуверенными лицемерами с большими претензиями, но на деле мало что знающими и могущими.

О характере жанровых полотен мастеров живописи на тему врачебной помощи можно судить уже по названиям. "Операция глупости" (нидерландский художник Иероним Босх, 1460 - 1516 гг.), "Шарлатан" (голландский художник Ян Стен, 1626 - 1679 гг.) и т.д. [7].

религии, а вопреки им. Только с появлением в Европе первых университетов в XI - XII веках начался медленный, трудный, мучительный подъём уровня медицинских знаний, приведший в конце концов к появлению таких крупнейших учёных, как Парацельс (1493 -1541 г.г.), Везалий (1514 - 1564 г.г.), с которых, собственно, и началось возрождение в Западной Европе медицины как науки.

Однако мировая медицина в эти века не впала в абсолютную стагнацию. В эпоху средневековья, когда в Европе практически отвергалась любая новая, смелая мысль, центрами развития медицины были Византия, сохранившая достижения античной культуры, науки, а также арабы и их государства - халифаты (VII - XIII века н. э.).

Особо значительна роль в развитии медицины великого учёного - энциклопедиста Средней Азии - Абу Али Ибн Сины (980 - 1037 г.г. н.э.). Его фундаментальный труд: "Канон врачебной науки" - итог многовекового опыта индийской, греческой, римской, среднеазиатской медицины. Уже в XII веке он был переведён с арабского на латинский язык и в течение многих веков служил руководством для врачей многих стран. Во всех старейших университетах Европы до середины XVII века изучение и преподавание медицины основывалось на трудах Ибн Сины.

В дошедших до нас трудах мыслителей, философов и врачей, в произведениях литературы и искусства отражены представления древних народов о здоровье, болезнях, культе красоты и физической силы. Понятия "здоровья" и "болезни" разные народы в различные исторические периоды определяли по разному: "божественный дар", "гармония внутренних жидкостей", "результат вхождения духов" и т.д. Но одним из первых Ибн Сина связал плохое здоровье с факторами социальной жизни. Следом за ним о потребности человека в здоровой, нормальной физической и духовной жизни писали выдающиеся мыслители эпохи Возрождения (Ф.Петрарка, Леонардо да Винчи, Дж.Бруно, Г.Галилей и др.) [2,6,12,14,16].

Следует отметить, что в прошлом ответственность за сохранение своего здоровья нёс исключительно сам индивидуум, вступая для получения медицинской помощи в отношения купли - продажи с представителем медицинской профессии. Это отражало основной принцип организации медицинской помощи: частную медицинскую практику, предусматривающую свободный выбор врача и свободу врача в определении места и объёма своей деятельности, величины гонорара, прямую оплату пациентом всех врачебных услуг и медикаментов. Однако органы государственной власти и местного самоуправления с древнейших времён пытались регламентировать деятельность лиц врачебной профессии в отношении их профессиональной пригодности, ответственности за незаконное врачевание и врачебные ошибки. Но доминирующая роль частной практики препятствовала созданию служб медицинской помощи и приводило к разделению лечебной и профилактической функций здравоохранения.

С ростом материального благосостояния общества, с развитием науки, был создан в XIX - XX веках мощный арсенал средств диагностики, лечения, предупреждения болезней человека. Значительно выросло число врачей. ( По данным ВОЗ, если в XIX веке в университетах Европы было подготовлено в 25 раз больше врачей, чем в XVIII веке, то только за первую половину XX века - почти в 10 раз больше, чем за весь XIX век.). С первой половины XIX века начало развиваться страхование здоровья (в Англии, Франции, Германии) [13].

Параллельно этому процессу росла ответственность государства и общества за охрану здоровья населения на основе проведения комплекса экономических и социальных мероприятий, что, однако, не сняло ответственности с врача за высокое качество его работы. Отношение к своим ошибкам по - прежнему точно характеризует морально - этические качества врача, его нравственные критерии. Признание ошибок часто требует от врача не только добросовестности, но и личного мужества. К примеру, в 1836 году великий русский хирург Н.И. Пирогов издал в Дерпте работу: "Анналы хирургической клиники" в двух томах, где беспощадно анализировал свои (!) врачебные неудачи и ошибки (ему было в то время 27 лет). Он не искал себе оправданий, но искал пути, как лучше помочь больным,

понимая, что ошибка - всегда материал для глубокого анализа и учёбы. Это, в конечном итоге, должно быть нравственным императивом врача: скрывать ошибки ради "чести мундира", или корпоративных интересов во врачебном деле недопустимо! [4,11].

В свете вышеизложенного разрабатываются в новейшей истории этические и юридические вопросы о правах и обязанностях врача, получают развитие гражданское и уголовное законодательство, регулирующие взаимоотношения врача и пациента. Более того, сегодня перед человечеством стоят новые сложные проблемы биоэтики в связи с ' получением возможностей трансплантации внутренних органов, перспективой клонирования живых существ, вплоть до человека и т.д.

Предугадать, какой будет жизнь хотя бы через тридцать - сорок лет, достаточно трудно, а во многом и попросту невозможно. Человечество переживает эпоху стремительного, бурного развития, (за почти 200 лет оно шагнуло от лошади до космических кораблей), но завтрашний день начинается сегодня и необходимо учиться жить в новом мире, ибо те нравственные заповеди, которыми люди пользовались века, к сожалению, не предусматривают тех закономерностей и возможностей, какие вносит в жизнь наука, порождая новые реальности, резко меняя окружающую нас действительность, превращая чисто, казалось бы, научные проблемы в этические, дабы мы не повредили окончательно и бесповоротно природу, без которой и сама жизнь станет невозможна. Занижать в своём сознании значение этих масштабных проблем, без разрешения которых наше будущее фактически будет поставлено под угрозу, недопустимо.

Это не простые задачи. Вообще провести резкую грань между моральными и правовыми нормами нередко очень сложно, особенно в медицине. Согласно современному законодательству многих стран, при неудачном лечении, вплоть до гибели больного по вине врача, последнему может быть предъявлен гражданский иск. Однако законодательство разграничивает ошибку и проступок, умысел.

В нашей стране правоотношения в сфере оказания медицинских услуг регулируются гражданским законодательством - Гражданским кодексом РФ, Основами законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", законом "О защите прав потребителей" и принятыми в соответствии с этим законом «Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями». При этом понятия "врачебная ошибка" и "врачебный проступок" строго разграничены. "Под врачебными ошибками,- пишет

Н.В.Эльштейн, - следует понимать неправильные действия (или бездействие) врача, имеющие в своей основе несовершенство современной медицинской науки, объективные условия работы, незнание. Характерным признаком врачебной ошибки является невозможность для данного врача предусмотреть её и предотвратить её последствия. В отличие от врачебного проступка, упущения, халатности, преступления, ошибки всегда являются результатом добросовестного заблуждения врача" [21]. Таким образом, термин "врачебная ошибка" не относится к юридическим понятиям [3,10,18,20].

Следует подчеркнуть, что разграничить диагностическую ошибку и халатность, безответственность не всегда легко. Нередко диагностическая ошибка является не только следствием недостаточной квалификации врача или его невежества в тех или иных вопросах, но и его самомнения, не критичности в отношении своих действий, боязни за свой авторитет и т.п. То есть грань между врачебной ошибкой и врачебным проступком часто бывает размытой.

Учитывать это необходимо при анализе причин, повлекших за собой ту или иную врачебную ошибку.

Проблеме диагностических ошибок в нашей стране уделяется огромное внимание. Издаётся много работ о врачебных ошибках, особенно, ошибках диагностики.[1,8,9,17]. Проводятся съезды, симпозиумы, конференции на эту тему. Тем не менее вопрос о критериях качества диагностики, о путях дальнейшего уменьшения диагностических ошибок по - прежнему остаётся в повестке дня органов здравоохранения.

Литература

1. Бенедиктов И.И. Происхождение диагностических ошибок. Свердловск. 1977.

2. Бородулин Ф.Р. История медицины: избранные лекции. М. 1961.

3. Громов А.П. Юридические аспекты хирургической деятельности.//Хирургия. 1992. №11-12. С.11-

16.

4. Давидовский Л.Я. Ваш диагноз, доктор? Алма - Ата., 1991.

5. Заблудовский П.Е. Основные этапы развития медицины. М. 1967.

6. Заблудовский П.Е. История медицины и здравоохранения. М. 1971.

7. Звиедре А.К. Художественная литература как историко - медицинский источник. Рига. 1975.

8. ЗыбовА.М. Гносеологические корни диагностических ошибок.//Воен. мед. журнал.1977. № 10. С.12 -

15.

9. Кондратьев В.Г. Гносеологические корни диагностических ошибок//Воен. мед. журнал. 1976. № 8. С. 23-27.

10. Концевич И.А., Кузьмин Е.И. О характере и причинах профессиональных правонарушений медицинских работников. М. 1979.

11. Кузьмин М.К. Лекции по истории русской медицины. М. 1973.

12. Кузьмин М.К. История медицины: очерки. М. 1978.

13. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения. М. 1973.

14. Мультановский М.П. История медицины. М. 1961.

15. Сорокина Т.С. Медицина в первобытном и рабовладельческом обществе. М. 1978.

16. Сорокина Т.С. История медицины. М. 1988.

17. Султанов ИЯ. Ошибки диагностики в клинике внутренних болезней: Дис. анд. мед. наук. М. 1994.

18. Томилин В.В. Ответственность медицинских работников в случаях нарушений ими профессиональных обязанностей. //Воен. мед. журнал. 1991. №8. С. 75 - 78.

19. Цимсен Г. О врачебной науке древности. М. 1898.

20. ШнурА. Уголовно - правовая ответственность врача в ФРГ//Хирургия. 1992. № 11-12. С. 8-11.

21. Эльштейн Н.В. Ошибки диагностики и лечения в практике работы терапевтов. М., 1975.

SOME ETIC AND LOW ASPECTS OF MEDICAL MISTAKES IN THE LIGHT OF HISTORY OF MEDICINE

I.Ja. SULTANOV

Municipal Hospital N 53.109432. Moscow. Trofimova st 26

In the at article an attempt of analysis of medical mistakes in different continues in different epoch is made.

These close ties beetven examined question with the level of development of medicine and the skills of doctors is revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.