УДК 392 (470.21)
Вклад в историческое познание Кольского Севера Contribution to the study of history of the Kola North
© Фёдоров Павел Викторович, доктор исторических наук, профессор, руководитель Лаборатории геокультурных исследований и разработок Международного банковского института (г. Санкт-Петербург). E-mail: [email protected] © Fedorov Pavel Victorovich, Doctor Of Historical Sciences, Professor, Head of the Laboratory of geo-cultural research and projects of International Banking Institute (St. Petersburg). E-mail: [email protected]
Аннотация. Проанализирована научная дея- Abstract. Scientific activity by Irina A. тельность И.А. Разумовой в области историче- Razumova in the field of historical and social ской и социальной антропологии на Кольском anthropology on the Kola North is analyzed. Севере. Дана оценка сборнику документаль- The book of documentary materials "The His-ных материалов «История семьи Жидких на tory of Family of Zhidkih on the Background of фоне поморской культуры». Pomor Culture" is estimated.
Ключевые слова: историческая антрополо- Keywords: historical anthropology, social an-гия, социальная антропология, фольклор, ре- thropology, folklore, regional studies, North, гионоведение, Север, традиция, культурный tradition, cultural landscape, cultural memory, ландшафт, культурная память, семья, уст- family, oral history ная история
Прошло десять лет с тех пор, как при непосредственном участии доктора исторических наук, главного научного сотрудника Центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН И.А. Разумовой (г. Апатиты) на Кольском Севере возникло и стало успешно развиваться новое научное направление — историческая и социальная антропология. Это методологическое поле является междисциплинарным, и для работы в нём потребовались знания Ирины Алексеевны как филолога, фольклориста, этнографа, культуролога и историка. По-существу, всё, что было предложено И.А. Разумовой в различных публикациях [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13], стало вызовом историко-краеведческой традиции, существующей на Кольском Севере, попыткой перевести местную гуманитарную проблематику в другие форматы прочтения и понимания. С этой целью на местную гуманитарную почву были перенесены новые подходы и методы, успешно применяющиеся историками-антропологами в России и мире.
Так, И.А. Разумовой и ее учениками впервые в условиях Мурманской области были использованы методы устной истории, собран и проанализирован значительный контент данных, характеризующий социокультурную ситуацию в центральных и южных районах региона, в первую очередь, на территориях так называемых малых городов. Эти работы «заразили» исследователей Мурманска, которые, в свою очередь, распространили начинание ученого из Апатитов на областной центр и северную часть региона [15]. Также Ирина Алексеевна впервые использовала понятие «культурный ландшафт» применительно к Кольскому Северу [3], что само по себе стало не только научным вкладом, но и своеобразной интеллектуальной провокацией, подтолкнувшей других исследователей к работе в том же направлении [14].
Историко-антропологическая направленность научных исследований И.А. Разумовой предопределила приоритетность социальной, «человеческой» проблематики. Исследователя волнует то, как переживают и воспринимают историю обычные люди — жители Кольского Севера; как функционирует и развивается институт семьи в условиях Заполярья; как происходили и происходят процессы адаптации мигрантов к территориальной и этнокультурной специфике региона; как формируются локальное самосознание, образ жизни и культурные практики жителей края.
Внешняя отстранённость от таких привычных для отечественного исторического сознания концептов, как «государство», «власть», «экономика» и т.д., только на первый взгляд исключает человеческий дискурс из построений «большой размерности». Население Кольского Севера, к которому приковано внимание антрополога, — трудовой ресурс, существующий в тесном взаимодействии с политико-экономическими факторами. И если современная российская власть озадачена вопросом, как сохранить и даже приумножить промышленный и — шире — геополитический потенциал России на территориях Крайнего Севера, антропологические исследования способны оказать большую помощь в выявлении социально-культурных инструментов при решении этих задач.
Новый результат научной деятельности И.А. Разумовой и её ученицы О.В. Змеевой — вышедший в издательстве КНЦ РАН сборник научно-документальных материалов «История семьи Жидких на фоне поморской культуры», который включает выявленные мемуарные записи жительницы г. Кандалакши Мурманской области Г.Ф. Белошицкой, фольклорные тексты из её личного архива, а также научно-справочный аппарат, подготовленный публикаторами [1].
Центральное место в издании занимает сочинение Г.Ф. Белошицкой «История семьи Жидких поморского села Кандалакша», а также дополняющие его небольшие мемуарные произведения этого же информанта, в которых представлен опыт обыденного осмысления истории своей семьи, её традиций, важных событий, атмосферы жизни (игры, песни и т.д.). Мемуарные записи состоят из раздельных текстов, наполненных различными маркерами русской поморской культуры. Они содержат уникальную информацию по истории и этнографии русской поморской семьи в Северном Беломорье в условиях интенсивных социальных трансформаций ХХ века.
Источники существенно обогащают понимание той специфической ситуации, которая возникла в Кандалакше (да и во многих других местах Русского Поморья) на изломе истории. Построенная в 1915-1916 гг. Мурманская железная дорога, соединившая окраину с центром страны, прошла близ села Кандалакша. В годы индустриализации начались работы по строительству каскада гидроэлектростанций на реке Ниве и Кандалакшского алюминиевого завода. В результате рядом с селом Кандалакша стал расти посёлок, который в 1938 г. был преобразован в город. Село продолжало существовать на границе городской территории, пока в 1971 г. не было поглощено ею.
Записки Г.Ф. Белошицкой — свидетельство человека, ставшего очевидцем трансформации традиционного ландшафта и хранителем его культурного наследия.
Публикаторы данного источника справедливо подошли к его анализу с позиций не только конкретно-исторического и частного, но и структурного и типического, что позволило им осмыслить проблемы семейной идентичности и культурной памяти в контексте динамики русской поморской культуры. Публикаторы справедливо считают, что мемориальная культура в значительной степени определяет жизнеспособность культурных традиций на этапах «ускорения истории» [1, с. 12]. Советская трансформация не привела к исчезновению всего пласта дореволюционной культуры, благодаря консервации отдельных её элементов в «ландшафте памяти».
Подробные комментарии к текстам воспоминаний успешно обеспечивают их репрезентативность с накопленным в науке объемом знаний по истории, культуре и этнографии. Особое внимание было уделено языку мемуарного источника. В специальной таблице публикаторы установили коррелируемость поморских терминов, встречающихся в записях Г.Ф. Белошицкой, с известными словарями русской поморской лексики. Восприятие текстов усилено за счёт приводимых фотографий, архивных документов, рисунков из семейного архива Жидких.
Документальное собрание из личного архива Г.Ф. Белошицкой — не единственный пример семейного мемуарирования на Кольском Севере. Как показали исследования 20122013 гг., проведённые экспедицией Мурманского государственного гуманитарного университета, источники, опубликованные И.А. Разумовой и О.В. Змеевой по истории семьи Жидких, имеют аналоги в северных районах Мурманской области, весьма похожие и по структуре, и по направленности содержания. Например, с собранием Г.Ф. Белошицкой вполне могут быть соотнесены опубликованные ныне мемуарные записи колян Е.М. Поповой и В.С. Ло-пинцева, мурманчанки Т.С. Уваровой. И фольклорные материалы, собранные Г.Ф. Белошиц-
кой, перекликаются с собранием частушек жительницы Колы М.И. Жеребцовой [15]. Данные параллели не могут не свидетельствовать о том, что, вопреки представлениям о дефиците культурного слоя на Кольском Севере, семейная культура здесь по-своему богата.
Изучение семейной памяти и личных архивов северян — актуальная задача гуманитарной науки в условиях демографических вызовов и угроз, стоящих сегодня перед всем российским обществом и Русским Севером в особенности.
Сборник, посвящённый истории семьи Жидких, является лучшим доказательством того, что у междисциплинарного подхода и, в частности, у исторической и социальной антропологии, как признанного направления современной науки, на Кольском Севере есть перспективы.
Литература
1. История семьи Жидких на фоне поморской культуры: исследование и публикация по материалам Г.Ф. Белошицкой / Общая ред. и вступит. статья И.А. Разумовой; Подготовка текстов, составление и комментарии И.А. Разумовой, О.В. Змеевой. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2013. 184 с.
2. Разумова И.А. Краеведческий текст в социальном поле исторической науки (размышления над книгой А.А. Киселева «Записки краеведа») // Труды Кольского научного центра РАН. Серия «Гуманитарные исследования». 2013. № 6 (19). С. 5-19.
3. Разумова И.А. Культурные ландшафты Кольского Севера: города у «Большой Воды» и Хибин. СПб.: Издательским дом «ГАМАС», 2009. 160 с.
4. Разумова И.А. Поминальные обряды: типология, сценарии, функционирование (на примере современных семей Кольского Заполярья) // Труды Кольского научного центра РАН. Серия «Гуманитарные исследования». 2011. № 3 (6), вып.2. С.5-18.
5. Разумова И. А. Рецепция региональной истории в рассказах горожан Кольского Севера // III Ушаковские чтения: Сборник научных статей. Мурманск: МГПУ, 2006. С.5-11.
6. Разумова И. А. «Родина — это минимум край...»: к проблеме локальной самоидентификации жителей Севера // Европейский Север в судьбе России. ХХ век: (к 80-летию проф. А. А. Киселёва): Сборник научных статей. Мурманск: МГПУ, 2006. С.39-45.
7. Разумова И. А. Роль семьи в процессе адаптации человека на Севере / И. А. Разумова // Живущие на Севере: образы и реальность: Сборник научных статей. Мурманск: МГПУ, 2006. С.141-148.
8. Разумова И. А. «Свобода» как один из ключевых определителей Севера // Живущие на Севере: опыт и прогнозы: Сборник статей. Мурманск: МГПУ, 2008. С. 5-12.
9. Разумова И.А. «Север» — категория времени // Северяне: проблемы социокультурной адаптации жителей Кольского Севера. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2006. С.5-14.
10. Разумова И.А. Северный «миграционный текст» постсоветской России // Этнокультурные процессы на Кольском Севере. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2005. С.5-21.
11. Разумова И. А. Творчество городских самодеятельных поэтов как индикатор региональной общности // IV Масловские чтения: Сборник научных статей. Мурманск: МГПУ, 2006. С.46-49.
12. Разумова И. А. «Экстремальность» как фактор локальной идентичности жителей Кольского Севера // Живущие на Севере: вызов экстремальной среде: Сборник статей. Мурманск: МГПУ, 2005. С. 91-95.
13. Разумова И.А. Этнокультурные аспекты функционирования семьи на Кольском Севере (по историко-этнографическим материалам) // Кольский Север в ХХ-ХХ1 вв.: культура, наука, история. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2009. С.37-50.
14. Федоров П.В. Культурные ландшафты Кольского Севера: структура и историческая динамика. Мурманск: МГГУ, 2014. 175 с.
15. Человек — место — память: Мемориальная культура старожильческого населения северных районов Кольского полуострова в условиях социальных трансформаций: Материалы научных исследований / Под ред. П.В. Фёдорова, А.А. Малашенкова. Мурманск: МГГУ, 2013. 409 с.