Научная статья на тему 'Вклад Томского государственного педагогического университета в решение задач педагогического образования и социально-экономического развития Сибири'

Вклад Томского государственного педагогического университета в решение задач педагогического образования и социально-экономического развития Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ / ИНТЕГРАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / MODERNIZATION OF THE EDUCATION SYSTEM / PROGRAM OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF SIBERIA / THE INTEGRATION OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / THE SYSTEM OF CONTINUOUS TEACHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухов В. В., Войтеховская М. П., Ревякина В. И.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации необходимым условием формирования инновационной экономики названа модернизация системы образования. В Программе стратегического развития Сибири определены задачи в сфере науки, образования и культуры, в решении которых активно участвует Томский государственный педагогический университет. Основным направлением деятельности университета является участие в повышении качества человеческого капитала для реализации ключевых направлений развития экономики и социальной сферы Сибири посредством интеграция учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования и переподготовки кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обухов В. В., Войтеховская М. П., Ревякина В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN RESHENIEZADACH TEACHER EDUCATION AND SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF SIBERIA

Modernization of the education system is defined in the concept of long-term social and economic development of the necessary condition for the formation of the innovation economy. The programme strategic development objectives in Siberia are identified in science, education and culture, in which Tomsk State Pedagogical University actively participates. The main focus of the university is in improving the quality of human capital for the implementation of key economic and social spheres in Siberia due to the integration of institutions of primary, secondary, higher vocational education and professional development.

Текст научной работы на тему «Вклад Томского государственного педагогического университета в решение задач педагогического образования и социально-экономического развития Сибири»

УДК 94(571.1):377.12

В. В. Обухов, М. П. Войтеховская, В. И. Ревякина

ВКЛАД ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ СИБИРИ

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации необходимым условием формирования инновационной экономики названа модернизация системы образования. В Программе стратегического развития Сибири определены задачи в сфере науки, образования и культуры, в решении которых активно участвует Томский государственный педагогический университет. Основным направлением деятельности университета является участие в повышении качества человеческого капитала для реализации ключевых направлений развития экономики и социальной сферы Сибири посредством интеграция учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования и переподготовки кадров.

Ключевые слова: модернизация системы образования, программа социально-экономического развития Сибири, интеграция учреждений образования, система дополнительного образования педагогических кадров.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации необходимым условием формирования инновационной экономики названа модернизация системы образования как основа динамичного экономического роста и социального развития общества, фактор благополучия граждан и безопасности страны. Стратегической целью государственной политики в Российской Федерации в области образования признано повышение доступности качественного, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества, образования [1-4].

Программа социально-экономического развития Сибири до 2020 года [5] определила основные направления, механизмы и инструменты достижения стратегических целей развития Сибири на указанный период. Главной целью социально-экономического развития региона названо обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социальноэкономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов России в мировом сообществе.

С целью развития и реализации научно-образовательного и инновационного потенциала Томской области осуществляются программы, ориентированные на формирование устойчивого вектора инновационного развития экономики региона [6, 7]. Основной целью этих программ являются разработка и реализация модели Центра образования, науки и инноваций мирового уровня, обеспечивающего динамичное развитие ряда приоритетных направлений научно-технологического комплекса страны, подготовку конкурентоспособных на международном уровне кадров и коммерциализацию разработок в инновационный сектор экономики. Среди приоритетных отраслей социально-эконо-

мического развития Сибири названы высококачественные, включая экспортно-ориентированные, услуги образования, туристско-рекреационной сферы и культуры.

Для достижения поставленной цели в Программе стратегического развития Сибири определены задачи в сфере науки, образования и культуры, в решении которых активно участвует Томский государственный педагогический университет.

В направлении улучшения качества окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в условиях возрастающей антропогенной нагрузки путем внедрения природоохранных технологий и модернизации производств в ТГПУ осуществляются фундаментальные исследования: по выявлению закономерностей функционирования торфяно-болотных экосистем в условиях воздействия природных и антропогенных факторов с целью рационального природопользования; по изучению генетического полиморфизма возбудителей малярии p. Plasmodium для развития молекулярно-генетических методов диагностики малярии с целью ее ликвидации в СНГ и гидрофауны Сибири, биомор-фологической адаптации высокогорных растений; разрабатываются математические модели и методы анализа экологической безопасности при катастрофах и террористических актах.Помимо фундаментальных осуществляются прикладные исследования: разработка флуоресцентных полимерных материалов, исследования физико-химических и биологических свойств торфов и получения продукции на основе торфа, сапропеля и других болотных образований.

С 2006 г. в ТГПУ работает единственная за Уралом испытательная лаборатория агроэкологии “Testing laboratory of agroecology”, которая аккредитована на техническую компетентность в «Системе аккредитации аналитических лабораторий (центров)», согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 17

025/2006 и внесена в Государственный реестр аккредитованных лабораторий (РОСС. ЯИ 0001.516054 от 23.12.09). Лаборатория проводит оценку почв, грунтов, торфов, воды и продукции переработки торфа, минеральных и органических удобрений, а также агроэкологический мониторинг торфяных месторождений и болотных экосистем.

Основным в деятельности Томского государственного педагогического университета является участие в таком направлении программы стратегического развития региона, как повышение качества человеческого капитала для реализации ключевых направлений развития экономики и социальной сферы Сибири посредством интеграции учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования и переподготовки кадров в многофункциональные центры профессионального обучения, включая дистанционные формы [8].

ТГПУ осуществляет систему непрерывного образования на основе многоуровневой системы подготовки кадров, повышения квалификации и переподготовки, аспирантуры и докторантуры, ведет подготовку специалистов по 34 специальностям и 27 направлениям 8 укрупненных групп специальностей высшего профессионального образования. Создана и эффективно работает система переподготовки и повышения квалификации педагогических работников. Ежегодно осуществляются более 130 программ дополнительного образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка) по всем основным образовательным программам педагогического профиля, по которым осваивают дополнительные образовательные программы с выдачей документов государственного образца от 900 до 1300 педагогов Томской области и Сибирского региона. Кроме того, более 2 тыс. специалистов системы общего, дошкольного и дополнительного образования проходят обучение на разовых лекциях и обучающих семинарах. Большинство программ дополнительного образования, реализуемых в ТГПУ, направлены на развитие профессиональной (предметной и методической) компетенции педагогов, на освоение ими новых, активных и интерактивных образовательных технологий. Ориентирован на повышение квалификации педагогов высшей квалификации и на работу с талантливыми детьми Центр дополнительного физико-математического образования.

Важным направлением деятельности Томского государственного педагогического университета является повышение конкурентоспособности российского образования, в том числе экспортно-ориентированных услуг образования. ТГПУ реализует программы двойных дипломов с Вроцлавским университетом, Польша (магистерская программа по славянской филологии), Монгольским сельско-

хозяйственным университетом (бакалавриат по направлению «Числовые системы»), Международной бизнес-академией, Караганда, Казахстан (магистерская программа по иностранным языкам). Наиболее востребованы такие образовательные услуги, как обучение иностранных учащихся русскому языку, образование в рамках академической мобильности (физика, математика, биология, химия, русский язык и литература), послевузовское образование в аспирантуре и докторантуре ТГПУ, дополнительное образование - повышение квалификации по педагогическим направлениям, стажировки.

ТГПУ в консорциуме с 8 европейскими (Герма -нии, Австрии, Португалии, Италии, Польши) и 11 российскими университетами реализует грант Европейской Комиссии «Erasmus Mundus Action 2 MULTIC» на академическую мобильность студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава между европейскими и российскими университетами (2.5 млн евро, 250 стипендий на консорциум от 3 до 34 месяцев). В 2011 г. ТГПУ являлся головным вузом по организации мобильности молодых ученых и преподавателей в пределах консорциума

В сфере общего образованияТомский государственный педагогический университет средствами научных разработок, практической образовательной деятельности по основным и дополнительным программам решает ряд важнейших задач. Одной из них является формирование многоуровневой системы дошкольного образования (детские сады, включая малокомплектные, группы краткосрочного пребывания детей, детские сады-школы, семейные ясли-сады и т. д.). Университет осуществляет подготовку кадров высшей квалификации по соответствующим педагогическим специальностям «дошкольная психология и педагогика», «логопедия»; по профилям направлений «педагогика» и «педагогическое образование», «специальное (дефектологическое) образование» (бакалавриат): «воспитательная работа», «психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии», «дошкольное образование - дополнительное образование»; «логопедия». По направлениям «педагогика», «педагогическое образование», «психолого-педаго-гическое образование» (магистратура) по профилям: «дошкольное образование», в том числе для управленцев ДОУ, «психология и педагогика развития дошкольника».

ТГПУ традиционно проводит курсы повышения квалификации специалистов муниципальных дошкольных образовательных учреждений, не имеющих высшего педагогического образования

[9]. Только за сентябрь-октябрь 2011 г. прошли курсы 50 человек. В рамках съезда работников об-

разования Сибири «Образование - ресурс инновационного развития Сибири» (25-26 ноября 2010 г.) ТГПУ курировал направление «Развитие вариативных форм дошкольного образования как условие обеспечения его доступности». С 2008 г. ТГПУ ежегодно проводит конкурс-выставку образовательных проектов и программ дошкольных образовательных учреждений «Инновации» с участием ДОУ городов Томск и Северск.

Ключевой проблемой региональной системы общего образования является сохранение и модернизация малокомплектных школ (МКШ) и школ-интернатов в сельских поселениях. ТГПУ в рамках выполнения проектов Аналитической ведомственной целевой программы проведено комплексное исследование состояния МКШ Томской области с точки зрения социально-экономического окружения, кадровых и инфраструктурных характеристик

[10].

Специалисты ТГПУ были привлечены к разработке пакета локальных нормативных актов, методических рекомендаций по моделированию и организации дидактической системы разновозрастной сельской МКШ Томской области. Внесены поправки в Закон об образовании в Томской области в части определения понятий МКШ и принципов их деятельности. Разработан Закон о субвенциях и смоделирована система финансирования МКШ с учетом специальных коэффициентов. Разработаны методические рекомендации по формированию управленческо-педагогических команд для модернизации МКШ [11]. Для разработки и апробации моделей модернизации МКШ ТГПУ совместно с ТОИПКРО создали сеть образовательных учреждений, в которую входили 104 школы Томской области. Разработаны модели разновозрастной МКШ (частично-разновозрастного для более крупных МКШ и разновозрастного обучения для малочисленных МКШ) [12].

ТГПУ внедрил в практику учебно-методические комплексы для повышения профессионального роста педагогов и менеджеров сельских МКШ - 36 программ повышения квалификации, в том числе «Развитие содержания образования в сельских МКШ на основе межпредметных связей», «Методика формирования разновозрастных групп и разновозрастных классов-комплектов». Только за последние четыре года более 1000 педагогов прошли краткосрочные курсы по этим программам. ТГПУ за счет внебюджетных средств вуза и средств на апробацию программ повышения квалификации провел переподготовку 39 и повышение квалификации 200 учителей МКШ.

Разработаны комплексы методических материалов по реализации программ разновозрастного обучения, методические рекомендации и совмест-

но с департаментом общего образования Томской области рабочие тетради разновозрастного обучения для МКШ. Создана на основе научной лаборатории ТГПУ «Сельская МКШ» система консультационных и образовательных услуг по сопровождению модернизации МКШ региона. Сформированы условия для мультисетевого взаимодействия МКШ Томской области.

Важным направлением работы коллектива университета стало формирование инновационных образовательных комплексов и создание кадрового и методического сопровождения развития в школах профильного обучения, построения индивидуальных образовательных программ учащихся [13]. ТГПУ осуществляет 4 проекта по разработке учебно-методических комплексов (УМК) и современных материалов для средней школы по гранту НФПК: создание современного УМК по математике; разработка мультиплицированной игровой системы, которая базируется на моделировании поведения человека в новой языковой среде для обучения иностранным языкам; разработка совместно с коллегами из немецкого университета в Ольденбурге комплекса обучения по предпринимательству; выполнение УМК по географии с использованием послойного картографирования, что позволяет ученику с помощью компьютерных технологий строить «привязку» к картам различных объектов (первый слой - политическая карта города или страны; второй - экономическая карта; третий -геокультурный слой: население, плотность, распределение языков; четвертый - экосистемы).

В соответствии с концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 гг. предполагается создание стажировочных площадок в области модернизации дошкольного образования и распространения моделей образовательных систем качественного общего образования, одна из них создана на базе ТГПУ. В перспективе предполагается создание 6 центров поддержки одаренных детей и 15 центров сертификации профессиональных компетенций.

Распоряжением Правительства Российской Федерации №1756-р от 06.10.2011 г. утверждена «Концепция создания Центра образования, исследований и разработок». Реализация проекта позволит скоординировать усилия на укреплении научно-образовательного комплекса и инновационной инфраструктуры, сформирует условия для результативной поддержки инноваций, основанной на развитии и повышении эффективности частно-государственного партнерства. Одним из основных направлений проекта является создание сетевой модели образования на основе использования инновационного потенциала взаимодействия вузов и школ для повышения качества образования, в том

числе физико-математического и естественно-научного. Администрация Томской области сделала заказ на создание физико-математического центра на базе ТГПУ.

В центре осуществляется комплексная работа -повышение квалификации учителей, работа с одаренными детьми, разработка современной учебнометодической и лабораторной базы физико-математического и естественно научного образования. В качестве преподавателей привлечены известные российские специалисты, среди них президент Международного олимпийского комитета школьных олимпиад по математике Н. Х. Агаханов (г. Москва, МФТИ) и преподаватель по физике

А. Н. Аполонский (г. Бийск, Бийский лицей-интернат), подготовивший пять призеров международных олимпиад. В данном направлении эффективно работает известный в России межвузовский центр по проблемам интеллектуального развития личности, возглавляемый доктором педагогических наук, профессором Э. Г. Гельфман, созданный при физико-математическом факультете ТГПУ Разработан широкий спектр учебников, учебных и учебно-методических пособий, в том числе с грифами УМО и Минобрнауки.

С 2006 г. в ТГПУ реализуется проект по внедрению и эффективному использованию свободного программного обеспечения (СПО) в системе образования. Проект был инициирован специалистами Института прикладной информатики ТГПУ, который сейчас является основным исполнителем. Томская область - один из трех регионов РФ, участвовавших в федеральной программе внедрения СПО. ТГПУ был единственным российским вузом, привлеченным к выполнению этой программы.

Университет принимал участие в реализации регионального проекта по внедрению и сопровождению СПО в органах государственной власти и организациях бюджетной сферы Томской области (2007-2010 гг.), а также в трех федеральных проектах по разработке и апробации СПО для использования в общеобразовательных учреждениях. Разработано более 30 учебно-методических пособий и 7 программ повышения квалификации в области СПО, осуществляется консалтинг, внедрение и поддержка решений на базе СПО.

Специально в интересах развития системы общего образования в ТГПУ разрабатывается интегральная система менеджмента качества общего и педагогического образования Томской области. Одной из возможностей системы является мониторинг востребованности педагогических кадров в соответствии с запросами рынка труда. Методика уже была использована при выполнении проектов РГНФ (1995 г.), НФПК (2002-2003 гг.) и в инициативных исследованиях.

Одним их приоритетных направлений деятельности ТГПУ как учебного заведения является воспитание молодежи и подготовка выпускников к осуществлению воспитательных функций, проведению спортивной, кружковой работы, досуговых мероприятий в системе общего образования. Воспитательная работа в педагогическом университете является составной частью образовательного процесса.

Одним из наиболее перспективных направлений научной и практической деятельности специалистов ТГПУ является развитие музейной педагогики. Создан учебный музейный комплекс. Причем музеи в ТГПУ (за исключением научных) выполняют ряд функций. Во-первых, образовательные - использование собранных коллекций в целях пополнения знаний студентов в предметной области. В анатомическом музее ТГПУ, музее спорта на факультете физической культуры и спорта, в музее «Русская изба в Сибири», в археологическом музее на историко-филологическом факультете проходят занятия студентов. Во-вторых, музейный комплекс выполняет воспитательную функцию - формирование уважения к родному вузу и его традициям. Первокурсники начинают знакомство с университетом в музее истории ТГПУ. Культурно-образовательные функции выполняют: музей выпускника Томского учительского института (ныне ТГПУ) детского писателя А. Волкова; «Картинная галерея ТГПУ», в которой проходят выставки профессиональных художников и студентов института культуры ТГПУ, мастер-классы приглашенных специалистов. Традиционными стали встречи с интересными людьми, профессорами ТГПУ, фольклорные программы, выставки прикладного творчества студентов факультета технологии и предпринимательства. Каждый музей ТГПУ учит будущего учителя использованию средств музея в процессе обучения учащихся, созданию школьного музея, а студенческие музейные проекты обучают совместной проектной деятельности от появления идеи до ее реального воплощения.

В последние 4 года ТГПУ совместно с администрацией г. Томска реализовывал проект по организации летнего досуга детей «Городское лето». Актуальность и значимость проекта была обусловлена отсутствием в современной образовательной практике универсальной и инвариантной системы организации досуга детей в период летних каникул. Система организации детских оздоровительных лагерей не может полностью решить данную проблему в силу как социально-организационных, так и финансовых причин. Исполнение проекта «Городское лето» основывалось на принципах социального партнерства органов местного самоуправления (Томск), вуза (ТГПУ) и социально ак-

тивных жителей города (родители), шаговой доступности места проведения и организации образовательно-развивающего пространства на придомовых территориях. В 2011 г. (в четвертый год реализации проекта) «Городское лето» прошло в формате 31 площадки, задействовано было 46 сотрудников и студентов старших курсов ТГПУ, было охвачено более 1200 детей.

В 2011 г. ТГПУ силами управления по воспитательной работе, отдела по работе с молодежью и педагогического отряда «Данко» выполнил хоздоговор для Акционерной компании «АЛРОСА» (Республика Саха (Якутия)) на общую сумму более 2 млн р. (с учетом заработной платы) по разработке, проведению апробации и внедрению современной модели жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря «Алмаз», а также разработке программно-методического обеспечения его деятельности и организации педагогического отряда.

Перспективным направлением деятельности коллектива ТГПУ является формирование благоприятной среды развития предпринимательства. Университет осуществляет проекты, направленные на создание благоприятной среды развития предпринимательства. В рамках программы непрерывного бизнес-образования (школа-вуз-предприятие) группой преподавателей и студентов ТГПУ («SIFE ТГПУ») на протяжении трех лет проводятся: конкурс TIFE (TEENAGERS IN FREE ENTERPRISE) среди школьных команд г. Томска (учащиеся 8-11-х классов); конкурс с привлечением представителей бизнес-элиты Томска и политических структур «Открой свои Афины»; Онлайн-конкурс среди школьных команд Сибирского региона (организации регионального турнира компьютерного моделирования предпринимательской деятельности среди школьников); проект «Бизнес ждет МЕНЯ» для воспитанников детских домов и интернатов; проект «АкадемТренинг-М» для младших школьников 1-5-х классов (лекции-беседы, раскрывающие основные экономические понятия; экономические игры; экономические загадки; задачи; кроссворды).

Осуществляется проект «Бизнес в селе» для жителей сельской местности Томской области. Проведены тренинги, направленные на обучение по созданию бизнес-проектов для жителей Шары-повского района Красноярского края; оказана помощь в подготовке документов на конкурс, проводимый администрацией Красноярского края на получение субсидий для создания предприятий малого бизнеса. Разрабатывается сайт для фермеров и занятого в личном подсобном хозяйстве населения Томской области с целью оказания информационной правовой, экономической, агрономической, технической и ветеринарной поддержки, помощи в поиске рынка сбыта и т. д.

Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 г. одним из направлений в сфере культуры предусмотрены сохранение и поддержка самобытного этнокультурного развития малочисленных народов Сибири, внесших свой вклад в формирование уникального гражданского единства и культурного многообразия, духовной общности и союза различных народов. В ТГПУ решение обозначенных проблем осуществляется путем научных исследований в области языка и культуры народов Сибири, формирования и поэтапной реализации в Томской области модели этнопедагоги-зации непрерывного и художественно-эстетического образования.

В России и за рубежом широко известна лингвистическая школа «Языков и культур аборигенных народов Сибири и Севера», в рамках ее ведутся совместные исследования в области языков малочисленных народов Сибири с научным центром «Математики и морфология» г. Сардис (Канада). Ежегодно проводятся международные конференции с участием представителей Германии, Канады, Польши, США, Эстонии, Японии и т. д. Результаты научных исследований широко используются в практической работе при подготовке учителей для малочисленных народов Сибири и Севера. Созданы учебники и учебно-методические, в том числе электронные, материалы по языкам исчезающих культур. К 2010 г. научным коллективом был выполнен проект «Исследование типологических особенностей языков и культур коренных малочисленных народов Сибири», за счет средств РГНФ издан «Селькупско-русский диалектный словарь», ведется работа над кетско-русским переводным словарем. Проведена систематизация и компьютеризация материалов полевых и экспедиционных исследований по языкам коренных малочисленных народов Сибири. Реализован грант по фундаментальным исследованиям совместного финансирования РГНФ-Томская область по теме «Коренные малочисленные народы Севера Томской области: судьбы традиций и языка».

Этнографические исследования в области культуры и искусства проводятся преподавателями и студентами ТГПУ (Институт культуры, историкофилологический факультет, факультет технологии и предпринимательства, факультет иностранных языков).

В направлении формирования и поэтапной реализации в Томской области модели этнопедагоги-зации непрерывного и художественно-эстетического образования ТГПУ осуществляется комплекс мер и проектов.

ТГПУ - активный участник и один из организаторов программы «След», главной идеей которой является сохранение самобытности культур корен-

ных народов Сибири. Один из авторов проекта -профессор ТГПУ, заслуженный художник России

С. П. Лазарев. В 2009 г. Молодежным объединением Томского отделения Союза художников в картинной галерее Томского государственного педагогического университета была организована выставка «Отражение» (участники выставки - студенты ТГПУ, ТГУ, ТОККИ). В репертуаре хореографического коллектива «Театр танца» (под руководством проф. ТГПУ В. И. Петриевой), который регулярно представляет Томскую область в России и за рубежом - яркие фольклорные композиции, воспроизводящие в костюмах и танце национальные особенности народностей Томской области.

В направлении развития народных художественных промыслов и сохранения культурного наследия народов Сибирского региона в ТГПУ разрабатываются и реализуются модульные программы дополнительного образования педагогических кадров, ориентированные на активизацию и привлечение молодежи к созидательно-продуктивной деятельности и коммерциализации соответствующих разработок. В рамках экспозиционно-выставочной деятельности сотрудники и студенты ТГПУ ежегодно организуют и проводят передвижные и стационарные выставки декоративно-прикладного и технического творчества народов Сибири, конкурсы юных дизайнеров и мастер-классы. Коллективы ТГПУ -участники и победители конкурсов «Сибирские Афины» (III Сибирский форум) в номинации «Сохранение традиционной культуры и развитие народного творчества», Международного фестиваля молодых дизайнеров (2009 г.) в номинации «Этно-стиль», межрегионального конкурса молодых дизайнеров «ВИДиМО» (2010 г.), форума творческой и активной молодежи «Твое будущее - бизнес» (проект «Лаборатория войлочных изделий» 2010 г.).

Решая задачи стратегического развития Сибири, Томский государственный педагогический университет осуществляет ряд мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, мотивирование граждан к личной ответственности за свое здоровье. Для студентов всех специальностей читаются курсы по основам медицинских знаний и здорового образа жизни, а в качестве элективного - «Здоровье населения Сибирского региона». Изучение этих дисциплин особенно значимо для студентов педагогических специальностей, которые по окончании вуза должны демонстрировать здоровый образ жизни сами и содействовать его распространению среди школьников. В рамках курсов повышения квалификации работников образования подготовлены и ведутся занятия по проблемам «Внедрение здоровьесберегающих технологий и пропаганда в образовательном процессе здорового образа жизни».

С целью осуществления Стратегии антинарко-тической политики РФ до 2020 г. по снижению рисков наркотизации студенческой молодежи в Томском государственном педагогическом университета совместно с Научно-исследовательским центром Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Томским университетом систем управления и радиоэлектроники создан и начал работу Центр первичной социально-психологический помощи. Помимо основной деятельности - работы с молодежью, находящейся в группе риска по наркотической зависимости, - Центр, основной состав которого представлен сотрудниками ТГПУ, осуществляет разработку и реализацию программ повышения квалификации преподавателей средних, среднеспециальных и высших учебных заведений в области психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности в соответствии со своей тематикой.

В реализации задач обеспечения массового занятия физкультурой и спортом населения, в первую очередь детей и молодежи, формирования комплексной системы инфраструктуры спорта высших достижений ТГПУ осуществляет подготовку кадров по специальностям и направлениям: «Физическая культура», «Физическая культура и спорт», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». Для подготовки учителей физической культуры, тренеров, спортсменов созданы необходимые условия - ТГПУ располагает стадионом, спортивнооздоровительным комплексом, спортивными залами, плавательным бассейном, загородной базой для спортивных тренировок. Создана и работает кафедра высших спортивных достижений.

Специально на подготовку профессиональных спортсменов рассчитаны разработанные специалистами университета спецкурсы по мониторингу функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной систем в подготовке; разработана методика лимфодренажного массажа как средства восстановления в тренировочном процессе; на основе изучения особенностей физического развития студентов с вегетативной лабильностью разработаны методики коррекции функционального состояния спортсменов.

В направлении адаптации, реабилитации и создания инновационных технологий обучения де-тей-инвалидов, обозначенном среди стратегических в программе социально-экономического развития региона, в Томском государственном педагогическом университете выполняются междисциплинарные исследования по медицине, физиологии и педагогике. Создан центр обучения методам оздоровления детей с ограниченными возможно-

стями, по программам которого прошли обучение более 200 педагогов Томской области и 50 родителей детей-инвалидов. В реабилитационном центре ТГПУ успешно используется специальное оборудование для реабилитации детей с нарушениями органов дыхания и патологией зрения. Реализуется программа специализированной подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья для сдачи ЕГЭ и поступления в вузы, результативность работы - половина подростков-инвалидов, прошедших программы, поступили в вузы.

Разработан и издан перечень специальностей, которые рекомендованы для лиц с патологией зрения. Базовыми для апробации методик работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, являются: областные школы-интернаты г. Томска № 15 (для глухих и слабослышащих), № 33 (для слепых и слабовидящих); специализированные коррекционные образовательные учреждения для умственно отсталых детей в с. Моряков-ский Затон; для детей с заболеваниями опорнодвигательной системы в с. Басандайка; образовательные учреждения, использующие методики инклюзивного образования в г. Северске: школы № 84 и 195 с отдельными классами для детей с патологией зрения и умственно отсталых детей, № 90 - с санаторными классами для детей с пато-

логией органов дыхания. В последние четыре года выполнено научное исследование «Создание научно-практического центра реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» (РГНФ) и ряд региональных проектов.

Организовано методическое сопровождение реализации инклюзивного образования в региональной образовательной системе. Проведен стартовый мониторинг готовности образовательных учреждений Томской области к реализации инклюзивного образования и мониторинг возможностей использования дистанционных технологий обучения де-тей-инвалидов. Выявлена реальная потребность системы образования в специалистах, готовых к введению основ инклюзивного образования. В каждом муниципальном образовании определены экспериментальные площадки по реализации инклюзивного образования, в которых разработана и утверждена программа эксперимента до 2013 г. ТГПУ приступил к разработке программ повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования.

Таким образом, Томский государственный педагогический университет в своей деятельности ставит в качестве приоритетной задачи содействие реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г.

Список источников и литературы

1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Распоряжение Правительства от 7 февраля 2011 года № 163-р.

2. Приоритетный национальный проект «Образование» Российской Федерации 5 сентября 2005 г.

3. Образовательная инициативная программа «Наша новая школа».

4. Решение Государственного Совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 31 августа 2010 г. по вопросу приоритетов развития профессионального образования в России.

5. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации N 1120-р от 5 июля 2010 г.

6. Областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Томской области».

7. Межведомственная программа «Разработка и реализация модели Центра образования, науки и инноваций мирового уровня на основе консорциума томских университетов и научных организаций (2009-2013 гг.)».

В. Червонный М. А. Стратегия человеческих ресурсов как основа формирования концепции дополнительного профессионального образования учителей малокомплектных школ // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 11 (101). С. 9-12.

9. Михайличенко А. Ю. Профессиональная переподготовка учителей малокомплектных школ (из опыта работы Томского государственного педагогического университета) // Там же. 2009. Вып. 12 (90). С. 19-21.

10. Обухов В. В., Войтеховская М. П., Червонный М. А. Задачи педагогических университетов по решению проблем МКШ // Там же. С. 7-10.

11. Осетрин К. Е., Санникова И. Г. Командный метод управления образовательным учреждением как методологическая база концепции дополнительного профессионального образования учителей малокомплектных школ // Там же. 2010. Вып. 11 (101). С. 13-17.

12. Сартакова Е. Е. Концепция формирования сетевого взаимодействия сельских школ для решения задач модернизации образования // Там же. С. 24-31.

13. Санникова И. Г. Организация профильного обучения в сельских малокомплектных школах // Там же. С. 61-62.

Обухов В. В., доктор физико-математических наук, профессор, ректор.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Войтеховская М. П., кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Ревякина В. И., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail [email protected]

Материал поступил в редакцию 13.01.2012.

V V Obukhov, M. P Voitekhovskaya,V. I. Revyakina

THE CONTRIBUTION OF TOMSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY IN RESHENIEZADACH TEACHER EDUCATION

AND SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF SIBERIA

Modernization of the education system is defined in the concept of long-term social and economic development of the necessary condition for the formation of the innovation economy. The programme strategic development objectives in Siberia are identified in science, education and culture, in which Tomsk State Pedagogical University actively participates. The main focus of the university is in improving the quality of human capital for the implementation of key economic and social spheres in Siberia due to the integration of institutions of primary, secondary, higher vocational education and professional development.

Key words: modernization of the education system, program of social and economic development of Siberia, the integration of educational institutions, the system of continuous teacher education.

Obukhov V. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Voitekhovskaya M. P.

Tomsk State Pedagogical University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Revyakina V. I.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.