♦-♦
УДК 94(=511.12) (5-021)
ВКЛАД СЕМЬИ СЕИДА АДЖАЛ БУХАРИ В РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ХШ-Х1У ВЕКАХ1
АМИРШОЕВ С. Н., Институт истории, археологии и этнографии им А. Дониша НАНТ
Жизнь и деятельность Сеида Аджаль Шамсуддина Умара, а также история его семьи представляют собой увлекательный объект исследования, открывающий перед нами уникальные аспекты политического, социального и культурного развития в древнем Китае. Исторические документы, анализируемые в данной статье, позволяют взглянуть на важность вклада таджиков, в частности Сеида Аджаллы, в развитие общественной структуры и культурного наследия Китая в период с XIII по XV века.
Сеид Аджал Бухари, представляя таджикскую общину, сыграл важную роль в развитии общественной деятельности и внес значительный вклад в социальное, экономическое и культурное развитие региона Юньнань. Его политическая деятельность и авторитет среди таджиков Китая отражаются в исторических хрониках и исследованиях, подчеркивая его важность для формирования общественных отношений в указанный период.
Кроме того, исследование рода Сеида Аджаля Бухари раскрывает интересные аспекты его происхождения и связей с другими историческими личностями, такими как Мухаммад Хорезмшах. Анализ представленных данных позволяет более глубоко понять историческое наследие таджиков в Китае и их влияние на развитие культурного ландшафта страны.
Стоит отметить, что в своей книге «Джами-ут-таварих» знаменитый таджикский историк и политик Рашидаддин Фазлуллах описывает многих мусульман из Маве-раннахра и Хорасана, которые имели значительный авторитет и влияние в Китае. Среди них были такие личности, как Мавляна Хамидуддин Самарканди, который был верховным судьей и учеником шейхульислама Сайфиддина Бохарзи; Кади Ба-хауддин Бахаи, занимавший пост министра; Бахауддин Кундузи, руководитель ученых Ханбалыка; Умар Киргизи; Шоди Жучонг, и богослов Бурханиддин Бухари, также ученик шейхульислама Сайфиддина Бохарзи, который проповедовал в соборной мечети Пекина. Рашидаддин упоминает многих других выдающихся личностей, называя их «таджикскими эмирами» или «знаменитыми таджиками», и отмечает, что каждый из них был правителем отдельной провинции в Китае [14, 921-923].
Американский педагог в области религии Кеннет Уильям Морган в своей книге «Ислам, прямой путь: Ислам в интерпретации мусульман», говорит, что: «Во время правления Хубилайхана, территория Юаня было разделена на 12 округов, в каждом из которых управляли губернаторы и вице-губернаторы. Из этих 12 губернаторов 8
1 Статья написана на основе проекта «История таджикского народа» (III век - начало XX века) государственный регистрационный номер 0121ТЛ211.
- были мусульманами, в остальных округах, вице-губернаторы также были мусульманами» [5, Гл.9].
Подтверждение этому факту содержится в отрывке из работы таджикского историка Рашидаддина Фазлуллаха - «Джами-ут-таварих», в котором приведен детальный перечень китайских городов и провинций с указанием имен их правителей, большинство из которых были мусульманами-таджиками:
1.Первый: шинг (администрация) городов Ханбалык и Даду.
2.Второй: шинг провинций Джурджа и Сулонгка. Этот диван находится в Чунь-чжу - крупнейшем городе провинции Сулонгка, там находятся (т.е. правят) Алаад-дин Финджан сын Хисамуддина Самджинга Алмалики и Хасан Жучинг.
3.Третий: В провинции Каули и Кукули, шинг образует отдельний мелик, который именуют Вонг1. Хубилай хан выдал за него свою дочь, а его сын назван Мавонис Кааном.
4.Четвертый: шинг города Нанкин - это один из крупнейших городов в Китае, расположенный на берегу реки Карамурана. Этот город - одна из древнейших столиц в Китае.
5.Пятый: шинг [город Янгчжу] этот город расположен на границе Китая и Тукан сын [Хубилай Каан] находится там.
6.Шестой: шинг города Хингсай - столица провинции Манзи. Там также находились Алаадин Финджан, сын Сайфиддина Тагаджар Ноёна, вместе с китайским лакеем по имени Сучинг, Умар Финджан Манзитай, а также Бек Ходжа Туси Финджан, занимавший должность финджана.
7. Седьмой: шинг города Фу-Джу - один из городов Манзи. Прежде шинг находился там, потом перенесли в Зайтун, и в настоящее время остается на месте. Ранее пост городского правителя занимал Чжэн, брат Дошмана, а в настоящее время [там правит] его место занял брат Баян Финджана, эмир Умар. В этом же месте расположен порт Зайтун, который управляется Бахааддином Кундузи.
8.Восьмой: шинг города Лу-Кин Фу - город, который находится в провинции Манзи, одна сторона этой провинции [принадлежит] Тангуту, и брат Баян Финджана, Хасан Финджан, также брат Лачин Финджана, так же по имени Хасан являются там правителями.
8.Девятый: шинг Куньги, который таджики Китая называют «Чини Калон» («Большой Чин»). Это очень большой город у побережья моря, ниже Зайтуна. Правителями там являются нукай и Рукнуддин Тустари Финджан.
1 В русском переводе «Джами-ут-таварих» - «Сборник летописей» (МЛ, 1952) данное предложение звучит так: «...его мелика мазываю'1 'онг-ван'». Однако, при переводе с персидского письма на кириллицу фраза звучит иначе: «Малики онро вонг гуянд.», что означает «Его царя (мелика) называют вонг». Возможно, в первом варианте перевода была допущена ошибка, поскольку в персидской версии самим автором, Рашидаддином, слова сопровождаются подстрочными и надстрочными знаками и огласовками, что исключает возможность их иного прочтения. Также было обнаружено несколько подобных различий в названиях правителей и других слов. Например, при описании второго шинга (в русской версии «шэн») имена указаны следующим образом: «Ала-ад-дин пин-джан, сын Алмалыкского цань-чжэна Хисамиддина» (русская версия, МЛ). В персидской версии же эта фраза выглядит так: «Алааддин Финджан, сын Хисамиддина Самджинга Алмалики» (персидская версия, Тегеран). Аналогично: «Хасан цзо-чэнь» (МЛ) - «Хасан Жучинг» (Тегеран).
10. Десятый: шинг Караджанг - это самостоятельная страна и там существует большой город под названием Ячи; и шинг существует там. Все жители там мусульмане. Правителями являются Яган Тегин и Якуббек, сын Алибека из рода Ялавача.
11. Одиннадцатый: шинг Кин Чжан-Фу, является один из городов провинции Тангут и Ананда, сын Мингкала находится в этой провинции. Правителями [Кайтмиш] являются - брат Дошмана и его финджан Умар Хитаи. Юрта Ананды находится в местности под названием Чаган Наур, где он построил дворец.
12. Двенадцатый: шинг [Камчу также является один из городов] провинции Тангут, которая является крупной территорией, подчиняющейся ему множеством провинций. Власть в нем осуществляет Аджики, а эмир Ходжа Номи, известный также как Шаханги, занимает должность хакима [14, 909-911].
Список правителей провинций и городов Китая, представленный Рашидад-дином, служит дополнительным доказательством высокого положения таджиков во время правления монгольской династии Юань в Китае. Как видно из списка, многие из этих правителей были этническими таджиками из Хорасана и Мавераннахра. Этот документ, содержащийся в «Джами-ут-таварих», является ценным источником информации о роли и влиянии мусульман в Китае в XIII веке.
В списке Рашидаддина указаны имена людей, которые временно занимали эти должности. Далее он перечисляет представителей таджикских семей, таких как Сеид Аджалла Бухари, его сына Насируддина и внука Абу Бакра, которые в разные периоды времени руководили провинциями Караджан (Юньнань) и Зайтун (Цюаньчжоу). Таким образом, данная статья о Сеиде Аджалле Бухари и его семье представляет собой важный вклад в изучение истории межэтнических связей, политических процессов и культурного развития в древнем Китае, а также подчеркивает значимость и влияние таджиков на развитие общественной жизни в указанный исторический период.
Сеид Аджаль Шамсуддин Умар аль-Бухари (перс:
ЙШ^ШШТ, Saidianchi Shansld ing) родом из таджикских семей [3,252], родился в 1211 году в Бухаре во время правления Хорезмшаха. Отцом Сеида Аджала был Камалуддин, а его дедом был Шамсуддин Умар аль-Бухари [7,08], который командовал кавалерией Хорезмшаха, во время монгольского завоевания, что привело к сдаче семьи Чингисхану. Для безопасности своей семьи дед Сеид Аджаля вручил им уникальные подарки, в том числе полосатых леопардов и белых соколов, и предложил им свои услуги, эти действия позволили Сеиду Аджалю пройти специальную подготовку и получить соответствующее образование, благодаря которым он смог претендовать на высшие посты в быстро расширяющейся империи [1, 19].
Сеид Аджаль Шамсиддин Умар (1211-1279) занимал различные высокие государственные должности в монгольской империи Юань в Китае. Он был кадия, правителем провинции Караджан и главным министром при Хубилае-хане, внес значительный вклад в развитие финансовой системы и государственной службы Китая [10, 271-272]. Его высокий статус и авторитет способствовали распространению ислама в центральных и южных областях Китая, а его политическая деятельность оказала влияние на общественное производство и социальное развитие в начале дина-
стии Юань. Рашидаддин отмечал: «Имя Сеида Аджаля среди таджиков [Китая] пользовалось большим уважением, а монголы также... знали, что это имя было одним из самых почтенных у них» [14, 949].
Относительно происхождения Сеида Аджалла Бухари некоторые ученые и писатели считают, что он может быть потомком Мухаммада Хорезмшаха или происходить из рода карлугов. Эти предположения были высказаны на онлайн-конферен-ции Шанхайской организации сотрудничества 29 сентября 2020 года и также упомянуты в нескольких научных журналах и статьях [15. 12].
Однако согласно преданию, Сеид Аджаль Бухари происходил от Али ибн Абу Талиба (двадцать седьмое поколение), что делает его Сеидом. Он также был потомком Су Фэй-эра1 (Амир Сеида Бухари во времена правлении империи Сун 960-1279) в пятом поколении. Фа-сян утверждает, что Су Фэй-эр является предком Сеида Аджалла, однако некоторые скептически относятся к этому утверждению, считая его возможной подделкой, созданной для скрытия факта прибытия Сеида Аджалла в Китай вместе с монголами [18, 847].
Достоверных доказательств о родстве между Сеидом Аджаллом Шамсуддином Умаром и Мухаммадом Хорезмшахом нет, особенно учитывая, что монгольские завоеватели не пощадили семью шаха, и все их члены были казнены. Хорезмшах был потомком среднеазиатских тюрков, в то время как семья Сеида Аджаля, по мнению американского историка Синти Стоукс Браун (1938-2017), скорее всего, имела бу-харско-персидское происхождение. Также такому мнению придерживается профессор Чуан-Чао Ван из Университета Фудань (ШМЖР, Fйdan Daxue - одно из самых престижных и старейших высших учебных заведений в Китае), изучил Y-хромосомы нынешних потомков Сеида Аджаллы и обнаружил, что все они имеют гаплогруппу L1a-M76, что доказывает южноперсидское происхождение.2
В книге «Юань Ши» (Yuan Shi - история династии Юаня, является одним из официальных китайских исторических работ) говорится много о биографии выдающихся мусульман в службу монголов. Некоторые из них занимали высокие должности. В главе «CXXV, (125) Юань Ши», мы находим биографию Й Й ^ Ш ЩТ Sai-dien-ch'i shan-sse-ding (Сайдиен-чи Шан-си-динг), также называемого ШЩ й Wu-ma-r, где говорится, что он был из потомков хуэй-хуэй (т.е. выходцев из Центральной Азии) и потомком ЗУ Ш ЙЙМ Би-ан-бо-р3. В его стране Сай-дянь-чи имеет то же значение, что и ШЙ (благородный род) на китайском языке.
1 Су фей-эр был Бухарским эмиром, который был приглашен в Китай императором династии Сун и получил титул принца от китайского императора. Он сыграл решающую роль в формировании мусульманского народа Хуэй в Китае и дал исламской религии ее нынешнее название на китайском языке. Су фей-эр, его звали на китайском языке, So-fei-er. Было высказано предположение, что его имя на языке оригинала было Суфаир или Зубайр. По мнению М.Т. Хоутсма в «Первой исламской энциклопедии» ...Фа-Сян утверждает, что Сеид Аджал Шамсуддин Умар является предком Амира Сеида (Суфейра).
2 Chuan-Chao Wang, Ling-Xiang Wang, Manfei Zhang, Dali Yao, Li Jin, Hui Li. «Present y chromosomes support the Persian ancestry of Sayyid Ajjal Shams al-Din Omar and Eminent Navigator Zheng He». Cornell University — 2013. /q-bio.PE/. (Перев: Чуан-Чао Ван, Лин-Сян Ван, Манфэй Чжан, Дали Яо, Ли Цзинь, Хуэй Ли «Настоящие Y-хромосомы подтверждают персидское происхождение Сеида Аджала Шамсуддина Умара и выдающегося мореплавателя Чжэн Хэ - 2013»).
3 Переводится как Биан Баэр, Биан Баер - Пайханбар (персидский: j^l*-^ или пейгамбар, также известный как
, ЭШ^^, Пайханпар, Пай Хамбар, Бимбар и т. д.). Персидского происхождения, что означает «посланик» или «святой
потомок», в китайских исторических записяхчасто используется для обозначения пророка Мухаммеда (с.ъ.в.). Согласно «Истории династии Юань», Сай Дяньчи поддерживал Сайдинга как «потомка Биан Баер.
Сеид Аджаль Бухари внес значительный вклад в процветание Китая, оставив свой неизгладимый след в его истории. В 1229 году он был назначен представителем хана в провинциях Фэнь, Цинь и Юннэй при хане Угэдэе. В дальнейшем он занимал должность даругачи (ответственный за налоги) в провинциях Тай-Юань и Пинь-янь. После этого он стал яргучи (судьей) в регионе Чжунду, столице северных земель, принадлежавших Китаю, где его обязанности включали регистрацию населения, исчисление и распределение налогов, а также правосудие [20, 147].
Благодаря своему умению заслуживать доверие хана Хубилая, основателя монгольского государства Юань, Сеиду Аджалю удалось сделать впечатляющую карьеру. В 1273 году он был назначен губернатором провинции Юньнань (Караджан). На новом посту он провел перепись населения, реорганизовал администрацию, внедрил почтовую систему (ям), развивал системы ирригации и каналов, которые существуют по сей день, а также внедрял новые агрокультуры и методы ведения сельского хозяйства. Это привело к экономическому подъему провинции, которая до этого считалась отсталой и варварской [21, Т.8].
Сеид Аджаль основал город в китайском стиле на месте современного Куньмина, который назвал Чжунцзин Чэн. Он приказал построить в городе буддийский храм, конфуцианский храм и две мечети. Построенный им в 1274 году конфуцианский храм, который также служил школой, стал первым конфуцианским храмом в Юньнани. Сеид Аджаль продвигал как конфуцианство, так и ислам в своей «цивилизаторской миссии» в Юньнани [16, 92].
Целью его политики по продвижению конфуцианства и образования в Юньнани было «цивилизовать» местных «варваров». Он обучал местных жителей конфуцианским церемониям, таким как свадьбы, сватовство, похороны, поклонение предкам и низкий поклон, и подарил местным вождям одежду вместо их «варварской» одежды [19, 47].
И Марко Поло, и Рашидаддин записали, что Юньнань был густонаселен мусульманами во времена династии Юань, а Рашидаддин назвал город со всеми мусульманскими жителями «великим городом Ячи» [9, 174]. Было высказано предположение, что Ячи был городом Дали (Тали). У Дали было много людей хуэй (выходцев из Центральной Азии). Также в записях французкого историка Жан-Поль Ру говорится, что в Юньнане (еще некитаезированном), жили бухарцы, прибывшие вместе с Сеидом Аджалой ставшие предками китайских мусульман (дунган), хотя они могут быть и потомками ста тысяч ремесленников, переселенных из Гурганджа [4, 273].
Сеида Аджаля считают первым, кто привнес ислам в Юньнань и способствовал его укреплению в регионе. Он поддерживал местную мусульманскую общину и строил мечети, хотя некоторые историки полагают, что его роль в распространении ислама преувеличена. Сеид Аджаль создал систему сюэтянь, напоминавшую исламские благотворительные фонды (вакфы), направляя доходы от земель на содержание школ. Он также содержал 55 школ на свои средства, надеясь своим примером вдохновить других.
Несмотря на свою приверженность исламу, Сеид Аджаль осознавал свою роль как ставленника хана, поэтому проявлял уважение к конфуцианству и китайской культуре, развивая конфуцианское образование и строя конфуцианские храмы.
Сеид Аджаль Шамсуддин Умар ушел из жизни в 1279 году, но его наследие продолжало жить. Хубилай-хан и последующие правители провозгласили его методы управления, административные и экономические политики примером для подражания. Его влияние распространилось на многих мусульман Китая, особенно в Юньнани, где его потомки до сих пор сохраняют значительное влияние. Важные фигуры, такие как мусульманский адмирал Чжэн Хэ и ученый Юсуф Ма Чжу, связывают свое происхождение с Сеидом Аджалем. Сегодняшняя мусульманская община Юньнани бережно хранит память о нем за его вклад в мирное сосуществование и распространение ислама в этом регионе [17, 248].
В книге «История династии Юань» (Юань-ши), в главе CXXV описывающей биографию Сеида Аджаля Бухари, также упоминаются его сыновья, которые занимали руководящие должности в провинциях Юньнаня. В тексте говорится: «У Сай-диан-чжи Шансидинга было пятеро сыновей. Старший сын, Насируддин (Й^ЯТ На-су-ла-дин) - служил губернатором в провинции Юньнаня; второй сын, Хасан (^ ^ Хасан) - служил маршалом посланника Сюаньвэй провинции Гуандун; третий сын, Хусейн Ху-син) - служил чиновником в Ючэн, провинция Юньнань; четвертый сын, Шансуддин Умар (ЙТ JtffM. Шан-су-дин Ву-мо-ли) и последный Масъуд ( ЩШШ Ма -су-ху или Масуни)», все они занимали высокие посты [1, 16. 13, 284].
Насируддин (перс: ¿¿¿Jl^; кит. Й^ЯТ, Nas^adlng), после смерти отца стал губернатором Юньнани [14, 914-915], служил в своей должности с 1279 по 1284 год. Он был наместником в Юньнани и отличился в войне с южными племенами Киао-чи (Кохинхина) и Ш Миен (Бирма). Он умер в 1292 году, отец двенадцати сыновей, имена, пяти из которых приведены в биографии, а именно. ЙШШЙ Бо-йен чар, имевший высокий пост, ШЩй Ву-ма-р, Дже-фа-р (Джафар), Ху-
сиен (Хусейн) и Ша-ди (Саади) [6, 122]. Рашидаддин в своей книге пишет о восьми сыновьях Насируддина внуках Сеида Аджаля, которые, как их предки, получив ярлыки из рук Хана, служили на высоких государственных должностях в Китае [14, 929].
Насируддин был назначен губернатором в Караджане и сохранял свое положение в Юньнани до своей смерти, которая, по словам Рашидаддина, писавшего около 1300 г. н.э., произошла за пять или шесть лет до этого. Насируддин упоминается М. Поло, который именует его Нескрадином [2, 48]. Из числа сыновей Насируддина наиболее высокое положение Баян Финджана (губернатора) занимал Абу Бакр, который перед смертью отца был назначен правителем провинции Зайтун. В дальнейшем в память о его великом деде, хан стал его называть Сеид Аджаллом и пожаловал ему должность главного министра. «Он стал самым могущественным и влиятельным министром [в империи]» [14, 939-950].
Внук Сеида Аджаля Бухари, сын Насираддина - Абу Бакр стал сахиб диваном (главным министром) империи. Во времена Хубилая-хана он два года был министром, и его деятельность настолько понравилась Хубилайхану, что он возложил на Абу Бакра выполнение всех важных государственных дел. Как пишет Рашидаддин, он в первые дни назначения на эту должность встречает жену Чинкима - сына Ху-билая, которая сообщает ему о болезни своего сына Темура. Абу Бакр по просьбе
матери навещает больного и с тех пор между Темурханом и Абу Бакром сложились дружеские отношения. Хубилай называл Абу Бакра «сартаулом», то есть таджиком [14, 907-928]. Дружеские отношения между ними продолжались и после объявления Темура-ханом, т.е. императором. Вместе с тем, как пишет Рашидаддин, в свое время Абу Бакр оказал важную услугу Темуру по просьбе его матери Кунаржин хатун. Она просит Абу Бакра «передать Хубилай-хану, что уже девять лет опечатано кресло Чим Кима. Что он думает по этому поводу?». Абу Бакр передает эти слова хану. Хубилай-хан, несмотря на то, что был болен, встает, приказывает собрать вельмож и говорит: «Вы всегда злословили об этом сартауле, утверждая, что он плохой человек, но именно он заботится о милосердии к народу, и именно его беспокоит судьба трона, он же волнуется за моих детей, чтобы после меня не возникли разногласия и распри» [14, 928-929]. хан после этих слов поручает Абу Бакру «немедля ехать вслед за его внуком Тимуром, который во главе войска идет в направлении к Кайду, вернуть его назад, посадить на трон отца, устроить трехдневный туй (праздник) и утвердить его царем» [14, 929].
Как видно из приведенной цитаты из «Джами-ут-таварих», хан наделяет Абу Ба-кра чрезвычайно высокими полномочиями, которые значительно превосходят функции Баяна Финджана. Впоследствии Абу Бакр станет ближайшим другом и доверенным лицом Темурахана, который взошел на трон после смерти своего деда. Во времена правления Темурахана именно Абу Бакр из таджикского семейства Сеид Ад-жаля удостаивается звания Баян Финджана, главы всех финджанов [14, 914].
Политическая деятельность семьи Сеида Аджаля Шамсуддина Умара, в частности, его детей и внуков на протяжении всей жизни оставили свой глубокий след в истории, культуре и социально-экономических делах Китая, особенно в этих двух великих империях Юань и Мин, в котором можно увидеть их влияние и по сей день. Многие мусульмане в Китае приписывают свое племя Сеиду Аджалю. В качестве подтверждения этих слов можно привести период правления императора Чжу Ди (1360-1424, династии Мин), во время которого было организовано несколько морских экспедиций под руководством известного адмирала, исследователя и дипломата Сеида Чжэн Ма Хэ (Мухаммад Хаджи 1371-1435).
Мухаммад Хаджи на китайском языке известен как Ма Хэ Щ Й, Чжэн Хэ ^ Й
и Ма Санбао (кит. ^Й, Ж^П, Zheng He). Он организовал и возглавил семь крупномасштабных морских военно-торговых экспедиций, посланных императорами Мин в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки. Существуют версии, что его экспедиции могли даже достигать берегов Америки и Австралии. В период с 1405 по 1433 годах Чжэн Хэ организовал серию экспедиций по указанию императора Чжу Ди, которые открыли торговые маршруты в Юго-Восточной Азии и Индийском океане, установив контакты с более чем 56 странами, включая Малайзию, Индонезию, Таиланд, Индию, Шри-Ланку и другие. Он также расширил дипломатические и торговые связи, укрепив влияние Китая за его пределами. Его деятельность сыграла ключевую роль в развитии мореплавания и торговли Китая, а его достижения признаны важным этапом в истории страны [8, 62-63].
В 1405-1407 годах Чжэн Хэ начал свои путешествия, исследуя маршруты от Сучжоу до Шри-Ланки и Малабарского побережья Индии. Во время второй экспедиции (1407-1409 гг.) он контролировал торговые маршруты в южной части Китая, доставляя посланников на родину. Третья экспедиция началась в следующем году и включала посещение Тямпы, Темасека (Сингапур), Малакки и султаната Самудра-Пасай, прежде чем вернуться к Шри-Ланке. Эти экспедиции установили торговые связи и признание Китая многими государствами. Следующие четыре экспедиции (1413-1415, 1417-1419, 1421-1422, 1431-1433) достигли Ормуза, Сомали и Красного моря, дополнив карты и описав обычаи и политические порядки. Чжэн Хэ также наладил дипломатические и торговые отношения с различными странами, укрепляя влияние Китая на международной арене [11, 487].
Достижения Чжэн Хэ в области мореплавания и связанных с ним наук, и технологий в Китае утвердили его как ключевого деятеля. Он открыл новую эпоху в истории морского транспорта Китая и оказал значительное влияние на будущее проектирования морских маршрутов в Индийском и Тихом океанах.
Исследование роли таджиков, в частности семьи Сеида Аджаля Бухари, в средневековом Китае, в период правления империй Юань и Мин, демонстрирует их значительный вклад в политическую, экономическую и социальную жизнь страны. Они активно участвовали в правительственных структурах, управлении городами и провинциями, а также в военных делах, что подчеркивает их влияние на развитие и укрепление китайских империй. Их активность в общественно-политической сфере и участие в создании общественных организаций свидетельствуют о значимости их роли в этом процессе.
На протяжении веков наследие семьи Сеида Аджаля продолжает оставаться неотъемлемой частью истории Китая. Их значимый культурный и политический вклад подчеркивает важность многонационального характера китайского общества. Семья Сеида Аджаля с богатыми традициями и историческим влиянием оставила глубокий отпечаток в культурной и политической жизни нации, простирающийся через множество поколений и переживающий времена и изменения. Их влияние продолжает быть вдохновением для современных поколений, а история семьи становится не только частью прошлого, но и мостом к будущему, где культурное наследие Китая продолжает способствовать его уникальности и силе на мировой арене.
ЛИТЕРАТУРА
1. Армиджо Х. Перевод и цитирование в диссертации. «Юань Ши//Биография Сеида Аджаля». - Гарвардский университет, 1997. 19 с.
2. Бретшнайдер Э. «Записки по средневековой географии и истории Центральной и Западной Азии». -Лондон, - 1876. «Трюбнер и компания». - 252 с.
3. Дарья Т. Оксфордский справочник по истории Ирана. - США: «Издательство Оксфордского университета», 2012. - 414 с.
4. Жан-Поль Ру История Ирана и иранцев: от истоков до наших дней: [пер. с фр.]. - Евразия: 2012. - 429 с.
5. Кеннет В. Морган «Ислам, прямой путь: ислам в интерпретации мусульман». (Глава 9: Исламская культура в Китае, Давуд К.М. Тинг). - Нью-Йорк, 1958. - 453 с.
6. Королевское азиатское общество (автор). «Журнал Северо-Китайского отделения Королевского азиатского общества». - Шанхай, 1876. - Т.10. -565 с.
7. Лейн Д. «Стела Дали». В книге: Килич-Шюбель, Нуртен; Бинбаш, Еврим (ред.). - Стамбул: «Горизонты мира», 2011. - 39 с.
8. Луиза Леватес. «Когда Китай правил морями: сокровища флота Трона Дракона, 14051433». - Нью-Йорк: 1996. (Издательство Оксфордского университета). - 252 с.
9. Махад Шуюн аль-Акаллият аль-Муслимах. Журнал Института по делам мусульманских меньшинств. Оригинал из Университета Вирджинии: - (Институт по делам мусульманских меньшинств, Джамиат аль-Малик Абд аль-Азиз). 1986. - Т.7-8. -414 с.
10. Моррис Р. «От Юань до современной Китая и Монголии: Письма Морриса Россаби». -Бостон: BRILL, 2014. -702 с.
11. Нидэм Дж. Морские технологии. «Наука и цивилизация в Китае: физика и физические технологии». - Кембридж: 1971. (Издательство Кембриджского университета). - Т.4. -990 с.
12. Онлайн конференция: «По изучению жизни и деятельности Сеида Шансуддина». Опубликовано: 04.08.2022. http://rus.sectsco.org/news/20200929/683340.html (Использовано: 16.05.2024).
13. Рафаэль Израили. «Ислам в Китае: религия, этническая принадлежность, культура и политика» (Лексингтонские книги). - Мэриленд, 2002. - 350 с.
14. Рашид ад-Дин Фазлуллах Хамадани. «Джами ат-таварих». -Тегеран, -1373. Т.2 -2977 с.
15. Статья: «История в деталях. Как выходец из Бухары стал выдающимся государственным деятелем в Древнем Китае». Опубликовано: 04.08.2022. - https://silkway.uz/ news/istoriya-v-detalyah-kak-vyhodets-iz-buhary-stal-vydayushhimsya-gosudarstvennym-deyatelem-v-drevnem-kitae/(Использовано: 18.05.2024).
16. Тан Та Сэн. «Чжэн Хэ и ислам в Юго-Восточной Азии». (иллюстрировано, переиздание под ред.). - Институт исследований Юго-Восточной Азии, 2009. - 292 с.
17. Томас Уокер Арнольд. «Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры». - ВЕСТМИНСТЕР: А. Констебль и компания, 1896. - 433 с.
18. Хаутсма М.Т., Венсинк А.Дж., Хефенинг В. «Первая энциклопедия ислама 1913-1936»,
- BRILL, -1987. -Т.9, -5042 с.
19. Янг Бин. «Между ветрами и облаками: создание Юньнани». - Издательство Колумбийского университета: «Глава 5. Китаизация и коренное население: появление юньнанцев», 2008. -352 с.
20. Зэнт Минт-Ю. «Там, где Китай встречается с Индией: Бирма и новый перекресток Азии».
- Макмиллан: 2011. - 400 с.
21. Ц. r^^j 0A^.^S-1934. (Перев. Чэнь Юань. Текстовые исследования хуэй-хуэй западных областей династии Юань. - Пекин: «Рукопись» (8 - томов), 1934.
- 8 томов.
ВКЛАД СЕМЬИ СЕИДА АДЖАЛЯ БУХАРИ В РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В XIII-XIV ВЕКАХ
Исследование «Вклад семьи Сеида Аджала Бухари в развитие китайской государственности в XIII-XIV веках» представляет собой глубокий анализ роли и влияния этой выдающейся таджикской семьи на политическое, социальное и культурное развитие древнего Китая. Автор анализирует исторические документы, археологические находки и источники, чтобы раскрыть важность деятельности этой семьи в контексте китайской истории.
Исследование подробно рассматривает влияние Сеида Аджаля Бухари на развитие общества и культурного наследия Китая. Особое внимание уделяется их вкладу в управление государством, развитие административной системы и взаимодействия с другими культурами и народами. Автор также исследует связи Сеида Аджаллы Бухари с другими историческими личностями, такими как Мухаммад Хорезмшах, их влияние на политическую картину того времени.
Это исследование вносит значительный вклад в изучение влияния таджикского народа на историю Китая и мусульманский мир, способствуя расширению понимания процессов формирования государственности и культурного обмена в Азии. Полученные результаты будут полезны
-МУАРРИХ - ИСТОРИК - HISTORIAN-
историкам, культурологам и всем, интересующимся взаимодействием различных цивилизаций и его влиянием на современный мир.
Ключевые слова: Сеид Аджаль Бухари, семейство, таджики, Китай, государственность, история, культура, мусульманский мир, таджикская община, влияние, исторические личности.
САХ.МИ ХОНАДОНИ САЙИД А^АЛИ БУХОРОЙ ДАР РУШДИ ДАВЛАТДОРИИ ЧИН ДАР АСР^ОИ XIII - XIV
Муаллиф дар тахкикоти «Сахми хонадони Сайид Ачали Бухорй дар рушди давлатдории Чин дар асрхои XIII-XIV» накш ва таъсири амики ин хонадони барчастаи точикро дар рушди сиёсй, ичтимой ва фархангии Чини асримиёнагй мавриди баррасй карор додааст. Муаллиф асноди таърихй, бозёфтхои археологй ва маъхазхоро тахлил намуда, ахаммияти фаъолияти ин хонаво-даро дар заминаи таърихи Чин ошкор намудааст.
Ба таври муфассал муаллиф сахми хонадони Сайид Ачали Бухориро дар тараккиёти истехсо-лоти чамъиятй ва мероси фархангии Чин тахлил кардааст.Сахми онхо бо идоракунии давлат, та-шаккули низоми маъмурй ва робитаи онхо бо дигар фархангу халкиятхо таваччухи махсус дода мешавад. Илова бар ин, муаллиф иртиботи Сайид Ачали Бухороиро бо дигар шахсиятхои таърихй, ба монанди Мухаммад Хоразмшох ва таъсири онхоро ба манзараи сиёсии он замон мавриди баррасй карор додааст.
Тахкикоти мазкур дар омузиши таъсири мардуми точик ба таърихи Чин ва чахони мусул-монй, такмили дарки равандхои ташаккули давлат ва табодули фархангй дар Осиё сахми арзанда мегузорад. Натоичи ба даст омада барои муаррихон, фархангшиносон ва хар касе, ки алокамандй ба таомули тамадунхои мухталиф ва таъсири он ба чахони муосир таваччух дорад, муфид хохад буд.
Калидвожахо: Сайид Ацал Бухорй, хонадони тоцик, Чин, давлатдори, таърих, фаруанг, цауони мусулмони, цамъияти тоцикон, таъсир, шахсиятуои таърихи.
THE CONTRIBUTION OF THE SEYID AJALL BUKHARI FAMILY TO THE FORMATION OF CHINESE STATEHOOD IN THE XIII-XIV CENTURIES
This study, entitled «The Contribution of the Seyid Ajall Bukhari Family to the Formation of Chinese Statehood in the XIII-XIV Centuries» provides an in-depth analysis of the role and influence of this distinguished Tajik family on the political, social, and cultural development of ancient China. The author employs a multidisciplinary approach, examining historical documents, archaeological findings, and sources, in order to elucidate the significance of this family's activities within the context of Chinese history.
The research in question thoroughly explores Seyid Ajall Bukhari's impact on the development of public production and China's cultural heritage. Special attention is given to their contribution to state governance, the formation of the administrative system, and interactions with other cultures and peoples. Additionally, the author examines the connections between Seyid Ajall Bukhari and other historical figures, such as Muhammad Kharezmshah, and their influence on the political landscape of the time.
This study makes a significant contribution to understanding the impact of the Tajik people on Chinese history and the Muslim world, enhancing comprehension of the processes of state formation and cultural exchange in Asia. The findings will be of value to historians, cultural scholars, and anyone interested in the interactions between various civilizations and their influence on the modern world.
Key words: Seyid Ajall Bukhari, family, Tajiks, China, statehood, history, culture, Muslim world, Tajik community, influence, historical figures.
Маълумот дар бораи муаллиф: Амиршоев Сиёвуш Нурмухаммадович - ходими хурди илмии шуъбаи таърихи кадим, аср^ои миёна ва нави Институти таърих, бостоншиносй ва мар-думшиносии ба номи А. Дониши АМИТ. Сурога: 734025, Чумхурии Точикистон, кучаи ак. Рачабов^о, 7. E-mail: [email protected]
Information about the author: Amirshoev Siyovush Nurmuhammadovich - Junior Researcher of the Department of Ancient, Medieval and Modern History of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after V.I. A. Donisha NANT. Adress: 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe,
st. ak. Radjabovs, 7. E-mail: [email protected] ♦-♦
УДК 94 (57) «16/17» (=222.8)
БАЪЗЕ МАСЪАЛА^ОИ ЗИРОАТКОРЙ ВА ШУГЛИ ^УНАРМАНДИИ ТОЧИКОН ДАР СИБИР (АСР^ОИ XVII - XVIII)
МУВДДИНОВ С. Р., Донишгохи славянии Россия ва Точикистон
Собит шудааст, ки огози муносибатх,ои тичоративу сиёсй миёни Аврупои Шаркй ва Осиёи Миёна х,ануз аз давра^ои кадим вучуд доштанд. Минбаъд ин муносибат^о пас аз сукути давлати мутамаркази точикон - давлати Сомониён (асрх,ои IX-X), дар хдйати дигар давлатх,ои гасбкор мах,з тавассути мардуми бумии ин минтака -точикон сурат гирифт. Ба вижа, дар муносибатх,ои тичоратии миёни Русия ва Осиёи Миёна дар асрх,ои XVI - XVIII бухориён - точикон сах,ми бузург доштанд. Онх,о дар ин давра яке аз аввалинх,о шуда, бо корвонх,ои тичоратй ба ша^рх,ои Русия, бахусус минтакаи Сибир, сафар намуда, на танх,о дар муносибатх,ои тичоратй, балки наздикшавии фархднгиву иттилоотй, густариши ислом, зироаткорй, ^унармандй, хочагидориву ша^рсозй ва гайрах,о сах,ми босазо гузоштаанд.
Хануз дар асрх,ои XIX ва ХХ муаллифони рус С. Шелехов, М. В. Флоринский, В. Б. Шостакович, К. В. Базилевич, П. Н. Бутсинский, П. М. Головачёв, Н. Васин, В. К. Андриевич, Г. Н. Потанин, С. Олферев, Г. Ф. Миллер, С. В. Бах-рушин, В. В. Бар-толд, Х. Зиёев, О. Н. Вилков, Ф. Т. Валеев, С. Н. Корусенко, Е. О. Полякова, П. Н. Бутсинский, Н. А. Томилова, О. Н. Вилкова, Д. Я. Резуна, Е. О. Поляковой, Г. Н. Потанина, С. Г. Скоблева, В. В. Куклина, М. Р. Хабибулина, мухдккикони хоричй А. Бартон, Э. Монахан, И. Г. Георги, Кристиан Ноаск ва гайрах,о дар асарх,ояшон мавкеи чугрофй, вазъи иктисодиву сиёсй, таркиби ах,олй, таърихи маскуншавии халкияту кабилах,ои мухталиф ба Сибир ва азхудкунии он ёдовар шуда, аз сукунати (бухориён) точикон низ маълумот меоранд. Ба масъалах,ои зикршуда, бахусус муно-