♦-♦
УДК 93/94(510)"14/15"
СЕМЬ МОРСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ ЧЖЭН ХЭ (МУХАММАДА ХАДЖИ) - ТАДЖИКСКОГО МОРЕПЛАВАТЕЛЯ И ДИПЛОМАТА В
СРЕДНЕВЕКОВОМ КИТАЕ1
АМИРШОЕВ С.Н.,
Институт истории, археологии и этнографии им А. Дониша НАНТ
Многогранное сотрудничество между таджиками и китайцами особенно развивалось с XIII по XV вв., т.е. в период правления династий Юань (1271-1368 гг.) и Мин (1368-1644 гг.). Отношения между двумя народами стали особенно углубляться после монгольского нашествия: в начале XIII в., после военного похода монголов на запад мусульмане (таджики), из Центральной Азии силой или добровольно мигрировали в Китай и распространились по многим частям страны. Таджики стали постоянными жителями таких городов, как Гуанчжоу, Цюаньчжоу, Ханчжоу, Янчжоу и Чанъань (ныне Сиань). Они строили для себя мечети и общественные кладбища. Некоторые из них женились, заводили детей, которых стали называть «фан-кэ», что означает «гости издалека». Они селились по всему Китаю в качестве купцов, ученых, чиновников и религиозных лидеров, а когда в 1368 г. династия Юань была свергнута императором Чжу Юаньчжаном (династия Мин), многие мусульмане остались в Китае, а их потомки переняли китайскую культуру и имена. Кроме того, в этот период таджики и персы, представители иранских этнических групп, исповедующих ислам, а также азиатские православные, пришедшие в Китай вместе с монголами, стали важными элементами административной системы страны в экономической, политической, военной и культурной областях на протяжении почти двух столетий.
В период правления династий Юань некоторые видные таджикские семьи внесли значительный вклад в историю развития Китая. Важным подтверждением этого является фрагмент книги известного таджикского историка Рашидаддина Фазлуллаха в своей книге «Джаме ут-Таварих», он описывает ряд мусульман из Центральной Азии, которые пользовались большой славой и влиянием в Китае. Он называл их «таджикскими эмирами» или «именитые таджики» и отмечает, что «каждый из них был правителем отдельной провинции» [5, 923]. Также приводит подробный список китайских городов и провинций с именами их губернаторов и градоначальников, правителями которых были в основном таджики.
Следует отметить, что одним из семейств, которые пользовались большой славой и влиянием в Китае являлось семейство Сеид Аджаля Шамс-уд-Дина Омара (1211-1279). Выходец из Бухары Сеид Аджал являлся первым наместником династии Юань в провинции Юньнань и основатель династии мусульманских наместников в Юньнани. Вклад бухарской семьи Сеид Аджала упоминается во многих
1 Статья написана в рамках проекта «История таджикского народа (III - начало XX вв.) государственный регистрационный номер 0121TJ1211.
исторических источниках, одним из которых является книга по истории династии Юань «Юань ши». Во главе CXXV данной книги говорится о биографии Сеид Ад-жаля и о его сыновьях, которые также занимали руководящие должности в провинциях Юньнаня: «У Сай-диан-чжи Шансидинга (Сеид Аджал Шамсуддин) было пятеро сыновей. Старший сын, Насруддин (Й^ЯТ На-су-ла-дин) - служил губернатором в провинции Юньнаня, второй сын, Хасан Хасан) - служил маршалом посланника Сюаньвэй провинции Гуандун; третий сын, Хусейн Ху-син) - служил чиновником в Ючэн, провинция Юньнань, четвертый сын, Шансуд-дин Омар (ЯТ Л1ЛМ Шансу-дин Ву-мо-ли) и последный Масъуд ( Ма-су-ху или Масуни), все они занимали высокие посты» [14, 284]. Позднее «сын Наси-руддина Абубакр, которого также называли Баян Финджаном, еще при жизни отца был послан правителем города Зайтун» [3, 915]. Так, Сеид Аджал Шамсиддин Омар и представители его семьи, занимающие важнейшие государственные должности, оставили заметный след в истории Китая.
К роду Сеида Аджаля возводят своё происхождение многие китайские мусульмане, среди которых мореплаватель Чжэн Хэ. Сеид Чжэн Ма Хэ (Мухаммада Хаджи), мореплаватель, путешественник, дипломат и легендарный адмирал империи Мин. Он организовал и возглавил семь крупномасштабных морских военно-торговых экспедиций, посланных императорами Мин в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки. Есть версии, что экспедиции, организованные им, даже достигали берегов Америки и Австралии.
После того как войска Чжу Ди свергли монголо-юаньскую императорскую власть, была провозглашена новая империя - империя Мин, а Чжу Ди был провозглашен императором Мин. Новый император Чжу Ди был амбициозен. После войны он стал развивать экономику и науку, получил лучших советников и занялся наукой и образованием. Главной целью Императора были моря и океаны, и, как сторонник развития науки, он начал строительство огромного флота, назначив руководить им таджикского адмирала Ма Хэ - его в это время звали Чжэн Хэ за верную службу.
Мухаммад Хаджи - в китайском обществе известен как Ма Хэ Щ Й, Чжэн Хэ ^ Й и Ма Санбао (китайское ^Й, упр. Ж^П, пиньинь Zheng He). Он организовал и возглавил семь крупномасштабных морских военно-торговых экспедиций, посланных императорами Мин в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки. Ма Хэ, то есть Мухаммад Хаджи, родился в 1371 г. в деревне Хэдай, Куньянской области [13, 62-63]. Семья Ма происходила из так называемых сэму - выходцев из Средней Азии, прибывших в Китай во времена монгольского владычества и занимавших разнообразные должности в государственном аппарате империи Юань. Большинство сэму, включая предков Чжэн Хэ, были мусульманского вероисповедания [13,62-63]. После падения власти монголов и провозглашения образования империи Мин их потомки ассимилировались в китайскую среду, главным образом, в ряды китаеязычных мусульман - хуэйцзу [11, 32-4l].
При рождении будущий мореплаватель получил имя Мухаммад (кит. ЩЭД-Ма). О семье Ма Хэ известно немного. Почти все, что известно о них, основано на каменных надписях (Stone Inscriptions), установленных в их родном городе в 1405 г. в их честь по приказу самого адмирала. Отец будущего мореплавателя был известен как Ма Хаджи (1345-1381 или 1382), в честь совершённого им паломничества в Мекку; его супруга носила фамилию Вэнь (/ш). В семье было шестеро детей: четыре дочери и два сына - старший, Ма Вэньмин, и младший, Ма Хэ [13, 62-63]. Согласно семейному преданию, отец Ма Хаджи (т.е. дед Чжэн Хэ), которого также называли Ма Хаджи, был внуком Сеида Аджала, полководца Хубилай-хана. Луиза Левазес, автор книги «Когда Китай правил морями: флот сокровищ Трона Дракона», объясняет, что «отец Ма Хаджи приходится внуком Сеиду Аджалу...», «...человеку которому отвечал за финансы Империи Юаня, также был одним из участников победы монголов в Бирме, первый наместник и основатель мусульманских общин в провинции Юньнань» [13, 62-63].
Кроме того, South China Morning Post также сообщает, что удалось установить местонахождение его предков (Чжэн Хэ). Хотя мраморные бюсты изображают Ма Хэ типичным китайцем, с квадратным подбородком, густыми бровями и плоским носом. Однако в 2014 году китайские ученые из Фуданьского университета в Шанхае, одного из старейших и престижнейших университетов Китая, проверили анализ ДНК предполагаемых предков Ма Хэ и выявили у них персидскую кровь [16, 38].
Когда Чжен Хе был совсем юн в десятилетнем возрасте, в 1381 году, его город подвергся нападению армии династии Мин во время которого его отец был убит в возрасте 39 лет, а он сам был похищен и отправлен в столицу Нанкин, где и стал служить в императорской семье. Мальчика кастрировали, и он стал одним из многочисленных евнухов при дворе Чжу Ди, который носил титул Великого Князя Яньского (Yan Wang) и базировался в Бэйпине (будущем Пекине). Невзирая на постоянное угнетение и тяжелые условия, в которых он находился, Чжен Хе, все же, смог получить лучшее образование и вырос искусным правителем, а также сдружился с одним из наследников престола, Чжу Ди, и когда тот стал императором, Чжен Хе занял самую высокую государственную должность. Юный евнух получил имя Ма Саньбао (ЩНЙ/^Н^) что означает «Три Сокровища» или «Три Драгоценности». По словам английского ученого Джозефа Нидхэма, несмотря на, несомненно, мусульманское происхождение евнуха, его титул служил напоминанием о «трёх драгоценностях» Буддизма (Будда, дхарма и сангха), чьи имена столь часто повторяют буддисты [14, 487].
Некоторые историки считают, что одна из самых известных сказок Востока -«Семь путешествий Синдбада» произошла от рассказа Ма Саньбао (Чжэн Хэ). Рассказы о его путешествиях находятся в книге «Тысяча и одна ночь», часть из которых основанна на реальном опыте путешественников по Востоку, а часть на основе древних поэм. Доказательство этому видят в том, что их зовут «Синдбад» и «Сань-бао» или в том, что оба они совершили семь морских путешествий. Несмотря на то, что книга «Тысяча и одна ночь» имеет долгую историю (то есть до событий Ма Хэ), она все еще остается загадкой в истории создании этой книги. Многие истори-
ки считают, что эта книга была завершена в Средние века. Советский историк-востоковед И.М. Фильштинский отметил, что «Тысяча и одна ночь» не является произведением какого-либо автора. Части этой удивительной реликвии собирались, обрабатывались и редактировались на протяжении веков, а завершена она была только в XVI и XVII веках. Также французский лингвист Сильвестр де Саси говорит, что сборник была создана в XV веке. Таким образом, происхождение сборника «Тысяча и одна ночь» до сих пор вызывает споры [3, Т.3].
В 1399 году, когда войска тогдашнего императора Чжу Юньвэня (ШХ 13981402) осадили Пекин, которым правил Чжу Ди, Ма Хэ проявил исключительное мужество, защищая его на одном из городских водоемов. Через несколько лет в ответ, Чжу Ди поднял мощное войско, во главе Ма Хэ которым было поручено захватить столицу империи Нанкини, он проявил мужество в этой борьбе и в 1402 году захватил столицу Нанкини, и Чжу Ди 17 июля того же года взошёл на трон под девизом правления Юнлэ «Вечное счастье». Именно смелые действия Ма Хэ позволили Чжу Ди свергнуть своего племянника и стать императором Китая. 11 февраля 1404 года, на китайский Новый год, Чжу Ди присвоил Ма Хэ в награду за верную службу и пожаловал ему новую фамилию «Чжэн» Хэ, соответствующая названию одного из древних царств, существовавших в Китае в V-Ш веках до нашей эры [13,
Вскоре император Чжу Ди начал обширную программу судостроения для экспедиций Чжэн Хэ, в которой он стремился усилить политику и влияние «Среднего государства». Всего за короткое время было построено или переоборудовано 1681 судно для плавания в открытое море. Строительство крупнейших кораблей, известных как «корабли-сокровищ» (кит. ЬаоЛиап), расширилось на верфи Лунцзян (Река Дракона). Это огромное предприятие располагалось под стенами тогдашней столицы Нанкина, на берегу реки Син-хуэй (^Ш) [13, 75-76].
Согласно биографии Чжэн Хэ, которая приводится в историческом источнике «История Мин», их (баочуан) длина составляла 44 чжана (т.е. 440 чи - не менее 117 м), а ширина - 18 чжан (не менее 48 м). По словам американского историка Эдварда Дрейера, современные историки приписывают размеры кораблей Чжэн Хэ более короткому из них, к Фуцзянскому Чи. Даже если принять наименьший размер Чи за 26.7см., «размер флагмана Чжэн Хэ, был не менее чем 117м в длину и 48 м в ширину, что в два раза превышает длину крупнейших европейских деревянных военных кораблей XVIII начала XIX веков» [9, 111-112].
Сравнение «Корабля-сокровищ» Чжэн Хэ, с кораблем Христофора Колумба «Санта-Мария».
Сведения о китайских «кораблях сокровищ» почерпнуты также из летописей династии Мин и других документов, опубликованных китайскими историками в
72-73].
начале 2000-х годов. Согласно этим источникам, при сопоставлении основных размеров корабля сокровищ в современной метрической системе видно, что его длина составляла около 134 м, ширина - 55 м, грузоподъемность - около 30 000 т, экипаж - около 1 000 человек. Если мы сравним размеры корабля Колумба «Санта-Мария», то увидим, что он был в несколько раз меньше. Например, «Санта-Мария»: длина -25 м, ширина - около 9 м, водоотлив - 100 т, экипаж - 40 человек. Китайские историки и кораблестроители до сих пор не могут описать все особенности и характеристики кораблей Чжэн Хэ. Многие утверждают, что, исходя из инженерных знаний, они были слишком велики для деревянного парусного корабля. Однако документ «Легенда о небесной деве», обнаруженный в 2000 году, убедительно доказывает, что «корабль сокровищ» Чжэн Хэ был не легендой, а историческим фактом [2, 79].
Флот Чжэн Хэ состоял примерно из 250 кораблей и насчитывал от 27 до 30 тыс. моряков во главе с 70 евнухами. Согласно фактическим данным истории династии Мин, этот флот был самым большим деревянным парусным флотом в истории. Среди историков существуют разные мнения о числе судов во флоте Чжэн Хэ. Так, автор популярной биографии Чжэн Хэ (Levathes, 1994), рассчитал состав флота, участвовавшего в первом походе Чжэн Хэ (1405-1407), в 317 кораблей, складывая 62 корабля-сокровищницы, о которых говорится в «Истории Мин» с «250 кораблями» и «5 кораблями». Однако Э. Дрейер, анализируя источники, полагает что складывать подобным образом цифры из разных источников некорректно, и в реальности упоминание о «250 кораблей» подразумевает все суда, заказанные для этой экспедиции [9, 51-123]. Тем не менее, само существование подобной дискуссии свидетельствует о недостаточности имеющейся информации о флоте Чжэн Хэ.
Какие бы споры ни велись, ясно одно император династии Мин, построив такие большие корабли и огромные морские силы, хотел показать богатство и мощь Китая в странах Южной и западной Океании, а именно в Юго-Восточной Азии и странах Индийского океана. В то же время организация таких морских экспедиций имела и другие цели, она включала в себя политические и социальные, торговые и рыночные связи, науку, культуру и другие направления. Именно для достижения таких целей он приказал построить самые большие корабли и большие военно-морские силы.
В 1405 году Чжэн Хэ начал первую экспедицию по приказу императора Чжу Ди. За все свои заслуги ему был присвоен титул «главного евнуха» и назначен адмиралом флота. Чжэн Хэ хоть и не был профессиональным мореплавателем, но успел проявить себя успешным дипломатом и полководцем, а в дальних краях эти качества могли весьма пригодиться. Адмирал со всей серьезностью подошел к вопросу и решил подготовиться основательно. Он осуществил плавания в Юго-Восточную Азию и Индийский океан с 1405-1433 годов, будучи мусульманином, он сыграл важную роль в решении о назначении командования «Золотого морского флота», так как в его путешествиях были и исламские страны. В состав своей экспедиции Чжэн Хэ включил моряков, чиновников, дипломатов, переводчиков, писцов, счетоводов, астрологов, служителей культа, поваров, докторов. Экспедиция была поистине масштабной, Чжэн Хэ в каждом походе возглавлял около 30 000 человек, более 250 огромных кораблей во главе с 70-ю императорскими евнухами. Он
открыл новую эру в истории морского транспорта Китая и оказал глубокое влияние на проектирование морских путей сообщения в Индийском и Тихом океанах в будущем [10, 8].
Между 1405 и 1433 годами под его руководством было совершено семь экспедиций по важнейшим торговым путям: побережьям Юго-Восточной Азии, Индийского океана, Красного моря и северным берегам Восточной Африки. Он правил «Шелковым водным путем», открывал новые народы и земли, продемонстрировал силу и величие империи Мин, установил многогранные отношения между династией Мин и зарубежными странами. Флотилия под руководством Чжэн Хэ за короткое время (1405-1433 гг.) посетили более 56 стран. Китайские корабли доходили до берегов Малайзии, Индонезии, Таиланда, Индии, Шри Ланки, Ирана, Омана, Йемена, Саудовской Аравии, Сомали, Кении и многих других стран. Первое плавание Чжэн Хэ состоялось в 1405-1407 годах по маршруту Сучжоу- берега Тямпы, остров Ява, Северо-Западная Суматра, Малаккский пролив и остров Шри Ланка. Затем, обогнув южную оконечность Индостана, флотилия двинулась к торговым городам Малабарского побережья Индии, добравшись до самого крупного индийского порта - Каликута (Кожикоде). Во второе путешествие (1407-1409 гг.), Чжэн Хэ отправился на Южный остров Цзяоцюй, где он установил контроль над торговыми маршрутами в Южной части Китая. Также корабли должны были доставить иностранных посланников на родину, в связи с этим маршрут второго похода был идентичен первому. Экспедиция носила чисто политический характер. Третий по счету, поход начался уже на следующий год. Курс пролегал через Тямпу, Темасек (Сингапур) в Малакку, где Чжэн Хэ подтвердил признание суверенитета султаната Парамешвара Китайской империей и, соответственно, гарантировал поддержку его власти здесь. Далее армада двинулась в султанат Самудра-Пасай, а оттуда на Шри-Ланку. Заглянул флот Чжэн Хэ в Килон, Кочин и Каликут, а в 1411 г. прибыл в Нанкин.
Первые три экспедиции позволили Китаю не только наладить торговые отношения, но и получить признание в качестве сюзерена со стороны многих государств южной Индии и юго-восточной Азии. Четвёртая (1413-1415), пятая (14171419), шестая (1421-1422) и седьмая (1431-1433) экспедиции доходили до Ормуза и африканского берега в районе современного Сомали, заходили в Красное море. Мореплаватели вели подробные и точные записи увиденного, составляли карты. В них регистрировалось время отплытия, места стоянок, помечалось расположение
рифов и мелей. Были составлены описания заморских государств и городов, политических порядков, климата, местных обычаев, легенд. Их авторами были участники экспедиции: Ма Хуань, Фэй Синь и Гун Чжэн. Чжэн Хэ установил торговые и дипломатические отношения с многими странами, доставлял в зарубежные страны послания императора, поощрял прибытие в Китай иностранных посольств, вёл торговлю и таким образом расширил влияние Китая на международной арене [4, Т.4].
Однако, вне зависимости от мирных и дипломатических целей, на кораблях размещались и тысячи морских пехотинцев, которые могли хорошо воевать как на море, так и на суше. В то же время флотилия Чжэн Хэ были оснащены самым современным вооружением и техникой того времени. Существуют разные мнения о применении вооруженных сил. Например, по мнению Джеффа Уэйда из Института исследований Юго-Восточной Азии в Сингапуре в интервью Би-Би-Си утверждает, что по меньшей мере флотилия адмирала прибегала к насилию и три раза повергала своих противников в пепел на Яве, Суматре и в Шри-Ланке [7]. Международное общество Чжэн Хэ в Сингапуре оспаривает эту «западную мысль» и говорит, что битвы адмирала были либо ответом на насилие, либо попытками избавить море от пиратов.
На основании упомянутых мнении, можно привести примеро событиях на побережьях Явы, Суматры и Малайи, где существовало сильное китайское торговое сообщество и которое часто подвергалось набегам китайских пиратов. Торговцы пожаловались на пиратов, и Чжэн Хэ было приказано встретить их на обратном пути, чтобы решить проблему. Так, в первом плавании на обратном пути китайские экспедиционные войска пленили известного пирата Чэнь Цзу'и, захватившего в то время Палембанг - столицу индусско-буддийского государства Шривиджая на Суматре. «Чжэн Хэ вернулся и привез Чэнь Цзу'и в кандалах. Прибыв в Старый порт (Палембанг), он призвал Чэня подчиниться. Тот прикинулся, что подчиняется, но втайне планировал бунт. Чжэн Хэ понял это... Чэнь, собрав силы, вступил в битву, а Чжэн Хэ выслал войска и принял бой. Чэнь был разбит наголову. Более пяти тысяч бандитов были убиты, десять кораблей сожжены и семь захвачены... Чэнь и еще двое были взяты в плен и доставлены в императорскую столицу, где их приказали обезглавить». Так посланец метрополии защитил мирных соотечественников-мигрантов в Палембанге и заодно впервые продемонстрировал, что его корабли несли на бортах оружие не только для красоты. По словам Фэй Синя, после поражения пиратов в 1407 году Чжэн Хэ стал упорядоченным и скромным правителем морей. Император был очень доволен и наградил всех их титулами по заслугам», -говорится в «Истории династии Мин» [13, 87-103. 2, 81-82].
Таким образом, Чжэн Хэ регулярно присоединял земли, которые находились вдоль Муссонного маршрута, в подчинение своего императора. Такие дипломатические методы с демонстрацией военных сил обеспечили успех китайских морских экспедиций в большинстве стран Южного моря. Куда бы ни шел Чжэн Хэ, он сразу же направлялся к правителю этого города или страны и передавал им приветствие «дитя Небесного», то есть императора Китая. Затем посланный даровал придворному правителю дорогие подарки. Во многих странах китайцам пытались устроить грандиозный пир. Поэтому правитель Тямпы (государства в Южном Вьетнаме), отправлялся встречать Чжэн Хэ на слоне. За ним ехали на лошадях придворные и
сотни солдат. Казалось, вся сила была готова во славу великого гостя. Почти все они пытались отправить своих послов в Китай вместе с экспедициями или за ними.
В истории судоходства трудно привести другой пример завоевания мира без кровопролития. Обычно в истории приводили, что когда морские силы приближались к берегу, обязательно должна была начаться артиллерийская стрельба. Воины Чжэн Хэ не жгли земли, не использовали мечи, не грабили города, не порабощали людей, не строили крепостей, не обращали «многобожников» в свою веру и т.д. Всякий раз, когда флот возвращался в Китай, император выражал искреннюю радость. Во время этих экспедиций произошло несколько обменов товарами. Так, Чжэн Хэ привозит в Китай слоновую кость, а также таких экзотических животных, как страус, зебра и жираф. В «Истории династии Мин» говорится, что «было трудно оценить количество приобретенных ими драгоценных камней и товаров». Возвращение адмирала Чжэн Хэ всегда вызывало в столице радость и волнение. Все находки были торжественно переданы в императорский дворец [13, 142-143].
Экономика и политика были не единственными сферами, на которые повлияла эта экспедиция под руководством Чжэн Хэ. Китай был разнообразен с точки зрения религии, национальности и языка. Среди моряков Чжэн Хань можно было увидеть не только китайцев хань, но и мусульман Хуэй, арабов, персов и других народов Средней Азии. Многие из его советников также были китайскими мусульманами, например, переводчик Ма Хуан, который свободно говорил по-персидски и арабский и говорил с мусульманами из разных стран на протяжении их путешествий. Кроме того, он записал свои путешествия под названием «Ин-яй Шэнь-лан», что сегодня является важным источником информации об обществе вокруг Индийского океана в XV веке.
Адмирал «Золотого Флота» Сайед Чжэн Ма Хе (Мухаммад) таджикский Колумб был первым, кто открыл Африку, и считается, что он также открыл Америку задолго до Колумба. Он командовал крупнейшими военно-морскими силами своего времени и, возможно, поэтому стал прототипом Синдбада-мореплавателя из знаменитых восточных легенд.
В связи с плаваниями Чжэн Хэ западные авторы часто задают вопрос: «Как получилось так, что европейская цивилизация за пару веков вовлекла в свою сферу влияния весь мир, а Китай, хотя начал крупномасштабные океанские плавания раньше и с гораздо большим флотом, чем имели Колумб и Магеллан, вскоре прекратил такие экспедиции и перешёл к политике изоляционизма?» [13, 20], «что было бы, если бы Васко да Гама встретил на своём пути китайский флот, подобный флоту Чжэн Хэ?» [13, 21]. Ответы, естественно, даются разные, в зависимости от научных или политических воззрений автора. Наиболее своеобразный ответ даёт отставной британский морской офицер Гевин Мензис, который в своей книге «1421: год, когда Китай открыл мир», изложил свою теорию о том, что именно легендарный полководец Чжэн Хэ первым посетил Америку и совершил кругосветное плавание. Во время экспедиции... они путешествовали по всему миру, посетив Америку, Австралию и Антарктиду! «Ни один из великих европейских исследователей не открыл ничего нового. Прежде чем они отправились в путь, у всего мира уже была карта и план. Значит, кто-то сделал это раньше них» [1, 139-140].
Эти смелые слова произнес командир британской подводной лодки, писатель и историк Гэвин Мензис. Некоторые европейские историки не воспринимают эти утверждения всерьез и ссылаются на непрофессиональную интерпретацию. Но он также говорит: «После подтверждения моей работы в Австралии и Китае я впервые задаюсь вопросом: почему европейские и американские ученые утверждают, что Колумб открыл Америку, а командир Джеймс Кук открыл Австралию?» Неужели они до сих пор не знают, что флот Чжэн Хэ путешествовал по всему миру? Я решил прояснить этот вопрос и с удивлением обнаружил, что в мире существует не менее тысячи книг, в которых говорится о визите китайцев в Америку в доколум-бовый период. Только список названий книг (библиография) по этой теме составляет два тома» [1, 139-140]. Он считает, что важнейшие географические открытия были сделаны китайцами задолго до европейцев.
В силу своего масштаба, своего отличия от предшествующей и последующей китайской истории, и своей внешней схожести с плаваниями, которые несколько десятилетий позднее начали европейский период Великих географических открытий, плавания Чжэн Хэ стали одним из самых известных эпизодов китайской истории за пределами самого Китая. Например, в 1997 году журнал Life в списке 100 человек, оказавших наибольшее влияние на историю в последнем тысячелетии, поместил Чжэн Хэ на 14-е место [12].
Хотя фотографии Чжэн Хэ не сохранились, согласно записям членов его семьи, он был: «ростом семь чи, талия пять чи, его лоб был высоким, его щеки не были тонкими, его нос был маленьким, глаза сверкающие, зубы белые, по форме напоминающие раковины, а голос был глубоким и сильным, как звон колокола. Записано также, что он обладал большими познаниями в военном деле и был хорошо приучен к сражениям. В 1433 году он умер после последнего путешествия на обратном пути в Китай, и его тело было похоронено в море по традиции моряков. Но китайский историк Сюй Юху (Ш5Й) цитирует в автобиографии Чжэн Хэ, что на самом деле командир флота Чжэн Хэ благополучно вернулся в Нанкин, еще два года он также служил в качестве Нанкинского военного командира и командующего военно-морскими силами и умер только в 1435 году.
Такую же точку зрению поддерживает российский исследователь А.А. Бокща-нин. К сожалению, из-за того, что Чжэн Хэ был евнухом, у него не было детей. По этой причине он усыновил одного из своих двоюродных братьев, Чжэн Ха Осао, который и по сей день известен как «семья Чжэн Хэ». Экспедиции военно-морских сил Чжэн Хэ были забыты после их завершения в первые века, но теперь они занимают важное место в исторической памяти человечества. Исследования показывают, что флот Чжэн Хэ было хорошо организован, а его каманда была подобрана идеально. Этот факт свидетельствует о богатом опыте военно-морских сил китайского народа в прошлом, который обеспечил успех экспедиций Чжэн Хэ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гевин Мензис. «1421 - год, когда Китай открыл мир»//Изд-во Эксмо, Яуза. Перевод с английского А. Кашина. Москва, -2006. - С.640.
2. Динара В.Д. «Сокровищницы адмирала Чжэн»//Журнал «Вокруг света». -№6, -Москва, -2008. - С.252.
3. И.М. Филштинский. Адабиёти араби асрдои XIII-XVI. Х,азору як шаб//Таърихи адабиё-ти чадон. Института адабиёти чадонии бо номи А.М. Горкий. Москва, -1985. Т. 3. -С.558.
4. Усов В.Н. «Чжэн Хэ»//Духовная культура Китая: энциклопедия//Издательская фирма «Восточная литература» РАН. Москва-2009. Т. 4. С. 790.
5. 4YV >Y «¿ijijili 50U» 4)1 J¿s ¿jjJIj^j (Рашидаддин Ф. «Джами ул-Таварих» Т.2. Тегеран - 1373. С.1541.)
6. By Zoe Murphy. «Zheng He: Symbol of China's 'peaceful rise'«. BBC News - 2010. source: https://www.bbc.com/news/world-asia-pacific-10767321.
7. By Cynthia Stokes Brown. «Chinese Admiral in the Indian Ocean». Khan Academy. source: https://www.khanacademy.org/humanities/big-history-project/expansion-interconnection/exploration-interconnection/a/zheng-he.
8. Dreyer, Edward L. «Zheng He: China and the oceans in the early Ming dynasty, 1405-1433». The library of world biography. New York-2007. P. 238.
9. Fujian Sheng xin wen ban gong shi. «Zheng He's Voyages Down the Western Seas» // by Information Office of the People's Government Fujian Province. China Intercontinental Press, Beijing-2005. P.109.
10. Jonathan Neaman Lipman. «Familiar strangers: a history of Muslims in Northwest China». Hong Kong University Press, Honk Kong-1998. С.266.
11. List of Life magazine's 100 most important people of the last millennium. Life magazine (1997).
12. Louise Levathes. «When China ruled the seas: the treasure fleet of the Dragon Throne, 14051433». Oxford University Press. New York - 1996, P 252.
13. Needham J. Nautical technology. «Science and civilization in China: Physics and physical technology». Cambridge University Press. Cambridge-1971. Vol. 4. P.990.
14. Raphael Israeli. «Islam in China: religion, ethnicity, culture and politics». Lexington Books Maryland-2002. - P.350.
15. Shih-Shan Henry Tsai. «Perpetual Happiness: The Ming Emperor Yongle». Seattle, Wash.: University of Washington Press - 2002. Р.286.
16. Shih-shan Henry Tsai. «Eunuchs in the Ming Dynasty». State University of New York Press. New York-1996. Р.290.
СЕМЬ МОРСКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ ЧЖЭН ХЭ (МУХАММАДА ХАДЖИ) -ТАДЖИКСКОГО МОРЕПЛАВАТЕЛЯ И ДИПЛОМАТА В СРЕДНЕВЕКОВОМ КИТАЕ
В данной статье автор освещает жизнь Чжэн Ма Хэ (Мухаммад Хаджи), выдающегося таджикского мореплавателя и легендарного адмирала, чей вклад в историю и культуру Китая XIV-XV веков оказался уникальным. За короткий промежуток времени Чжэн Хэ посетил более чем 56 стран и мегаполисов, возглавив крупнейший в Китае флот, состоящий из более 250 кораблей и насчитывавший от 27 до 30 тыс. человек.
В период с 1405 по 1433 годы он руководил семью экспедициями по ключевым торговым путям Юго-Восточной Азии, Индийского океана, Красного моря и северного побережья Восточной Африки. Будучи выдающимся китайским стратегом и полководцем, Чжэн Хэ контролировал морской Шелковый путь, открывая новые земли и устанавливая разносторонние связи династии Мин с заморскими странами.
Статья также рассматривает активную жизнь Чжэн Хэ и его семейные связи. Семейное предание утверждает, что отец Ма Хаджи (или дед Чжэн Хэ) был внуком Сеида Аджала Шам-суддина Омара, одного из полководцев хана Хубилая в империи Юань. Заслуги этого выдающегося адмирала подчеркиваются в современном Китае, где он приносил великие науки и знания своего времени. Чжэн Хэ рассматривается как посланник мира и дружбы, символ открытости Китая миру. Он учредил китайские и мусульманские поселения в Юго-Восточной Азии, осуществил первую связь между Китаем и Африкой, и его вклад способствовал политическим страте-
гиям новых правителей Китая. По словам китайских чиновников, Чжэн Хэ «привнес в новые страны чай и шелк, а не кровь и рабство».
Ключевые слова: Чжэн Хэ, Ма Хэ, Сеид Аджал Бухари, таджик, мусульмане, мореплаватель, династия Мин, Чжу Ди.
ХДФТ САФАРИ БАХРИИ ЧЖЭН МА ХЭ (МУХДММАД ХОЧЙ) - БАХРНАВАРД ВА ДИПЛОМАТИ ТОЧИК ДАР ЧИНИ АСРИМИЁНАГЙ
Муаллифи макола доир ба фаъолияти яке аз фарзандони фарзонаи халки точик, бахрна-вард, дипломат ва фармондехи маъруф Сайид Чжэн Ма Хэ (Ма Хэ - Мухаммад Дочй), ки мав-суф дар таъриху фарханги Чин дар асрхои XIV-XV сахми беназири худро гузоштааст, мухтасар сухан рондааст.
Чжэн Хэ дар муддати кутох зиёда аз 56 кишвар ва шахрхои азимро сафар намуда, хамзамон бузургтарин Куввахои бахрии Чинро, ки микдори умумии хайати он зиёда аз 250 киштй ва аз 27 то 30 хазор нафар иборат буд, идора мекард. Дар байни солхои 1405 ва 1433, бо сарварии у хафт экспедитсия дар мухимтарин роххои тичоратй: сохилхои Осиёи Чднубу Шаркй, Укёнуси Динд, Бахри Сурх ва инчунин, ба сохилхои шимолии Африкои Шаркй гузаронида шуда буд. Уро бузургтарин бахранавард ва фармондехи Чин меноманд, у дар бахри «Рохи обии абрешим» хукм-ронй карда, халкхо ва заминхои навро кашф намуд ва робитахои гуногунчабхаи сулолаи Минро бо кишвархои бурунмарзй ба рох мондааст.
Дамзамон, дар макола оид ба хаёту фаъолияти Чжэн Хэ ва хонадони у оварда шудааст. Во-лидони Чжэн Хэ дар Чин бо шарофати зиёрати Макка маъруф буданд, онхо аз мухочирони Бу-хоро буда, дар хонаводаи хуэйсхо (сэму) фаъолият менамуданд. Тибки ривоятхои ин хонавода падари Ма Дочй (яъне бобои Чжэн Хэ) набераи Сайид Ачал Шамсуддин Умар, яке аз фармон-дехони Кубилой-коон (империяи Юон) зодаи Бухоро буд. Сахми чахонии ин бахрнаварди маъруф Чжэн Хэ дар Чин то ба имруз гуфта мешавад, у чахонро ба руйи Чин ва Чинро ба руйи чахон боз кард. У ба Чин илму дониш ва навгонихои азим овард. Чжэн Хэ хамчун рамзи ку-шодагии Чин ба чахон, хамчун фиристодаи сулху дустй тасвир карда мешавад. Вай дар сароса-ри Осиёи Чднубу Шаркй шахракхои чинй ва мусулмониро таъсис дод, аввалин робитахои байни Чин ва Африкоро низ баркарор кард ва холо хам ба максадхои сиёсии хукуматдорони нави Пекин хизмат мекунад. Чуноне, ки макомоти Чин мегуянд, Чжэн Хэ «ба кишвархои нав чой ва абрешим овардааст, на хуну гуломй».
Калидвожахо: Чжэн Хэ, Ма Хэ, Сайид Ацал Бухори, тоцик, мусулмонон, бахранавард, сулолаи Мин, Чжу Ди.
SEVEN VOYAGES OF ZHENG HE (MUHAMMAD HAJJI) - TAJIK NAVIGATOR AND DIPLOMAT IN MEDIEVAL CHINA
In this article, the author tells the story of Zheng He (Muhammad Hajji), a famous Tajik navigator and legendary admiral who made a unique contribution to the history and culture of China in the 14th and 15th centuries.
Zheng He, in a short period of time, visited more than 56 countries and metropolises, leading the largest fleet in China, consisting of more than 250 ships and 27-30 thousand people. From 1405 to 1433, he led seven expeditions along the most important trade routes of Southeast Asia, the Indian Ocean, the Red Sea, and the northern coast of East Africa. As the greatest Chinese specialist and military leader, he dominated the maritime Silk Road, discovered new nations and lands, established multi-faceted relations between the Ming dynasty and foreign countries.
The article also tells about Zheng He's active life and his family. According to family tradition, Ma Hajji's father (i.e. Zheng He's grandfather) was the grandson of Sayyid Ajall Shamsuddin Omar, one of the commanders of Khan Kublai (the Yuan Empire). The contribution of this famous admiral Zheng He to the development of the world is still talked about in China today. He brought great sci-
ence and knowledge of that time to China. Zheng He is depicted as an ambassador of peace and friendship, a symbol of China's openness to the world. He founded Chinese and Muslim settlements in Southeast Asia, built the first link between China and Africa, and his contribution served the political goals of new rulers in China. According to Chinese officials, Zheng He «brought tea and silk to new countries, not blood and slavery».
Key words: Zheng He, Ma He, Seid Ajal Bukhari, Tajik, Muslims, navigator, Ming dynasty, Zhu
Di.
Сведения об авторе: Амиршоев Сиёвуш Нурмухаммадович - младший научный сотрудник отдела древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии и этнографии им А. Дониша НАНТ. Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. ак. Раджабова, 7. E-mail: [email protected]
Information about the author: Amirshoev Siyovush Nurmuhammadovich - Junior Researcher of the Department of Ancient, Medieval and Modern History of the Institute of History, Archeology and Ethnography named after V.I.A. Donisha NANT. Adress: 734025,
Republic of Tajikistan, Dushanbe, st. ak. Radjabovs, 7. E-mail: [email protected] ♦--♦
УДК 72.01(5-011.3)"9/10"
ИСКУССТВО ГРАДОСТРОЕНИЯ В IX - X ВВ.1
МУКИМОВ Р.С., Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша
Раннее средневековье охватывает ГУ-Х вв., которое заключает в себя два этапа развития: ГУ-УШ и ГХ-Х вв. На первом этапе проявился ряд закономерностей в архитектуре Среднего Востока. Во-первых, раннесредневековое зодчество развивалось в общем русле становления раннефеодальной архитектуры во взаимосвязи и взаимообогащении с культурами различных стран Евразии. Во-вторых, одним из важных выводов является то, что основой для возникновения феодальной архитектуры в рассматриваемом регионе стали преемственность и устойчивость архитектурно-художественных традиций центрально-азиатской античности. В-третьих, как показал анализ градостроительного искусства на территории Мавераннахра, города в раннем средневековье отличались высоким уровнем благоустройства и продуманной мощной системой фортификации, приспособленной к сложным природным условиям местности.
Последующий период в архитектуре Мавераннахра, да и всей Центральной Азии в целом, знаменует собой формирование качественно нового стиля, отличного по своему внутреннему содержанию и внешнему выражению от стиля, слагавшегося в условиях предшествующего общества. Вступление одной из самых развитых стран Востока, какой был Мавераннахр, на путь интенсивной феодализации не только породило новые формы общественной идеологии, но и коренным образом отразилось в области архитектурного творчества.
1 Статья написана в рамках проекта «История таджикского народа (III - начало XX вв.) государственный регистрационный номер 0121TJI2II.