Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫХОДА ВМФ КНР В МИРОВОЙ ОКЕАН'

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫХОДА ВМФ КНР В МИРОВОЙ ОКЕАН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
247
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ КНР / ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ / ГОСПОДСТВО В МИРОВОМ ОКЕАНЕ / ОТВЕТНЫЙ УДАР / ОПЕРАЦИИ ВОЙСК БЕЗ ВОЙНЫ / БОРЬБА С ПИРАТСТВОМ / СТАЦИОНИРОВАНИЕ ФЛОТА В ИНДИЙСКОМ ОКЕАНЕ / NAVY OF THE PRC / SUBMARINE FLEET / DOMINATION IN THE WORLD OCEAN / COUNTER ATTACK / OPERATIONS OF TROOPS WITHOUT WAR / FIGHT AGAINST PIRACY / FLEET STATIONING IN THE INDIAN OCEAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рау Иоганн

В статье рассматриваются исторические аспекты формирования и совершенствования ВМФ Китая, планов Пекина на возможное господство в Мировом океане на фоне ослабления влияния стран Запада в водных просторах; современная морская политика КНР, сопряженная с мягкой силой. С конца 1990-х годов руководители Китая и его аналитики усмотрели необходимость своего возрастающего участия в разрешении нетрадиционных угроз стабильному мирному росту. Таких угроз, как выяснилось, появилось множество, и они имеют тенденцию возрастать по численности и опасности для мира в международном сообществе. Показано, что за последние десять лет, начиная с 2009 г., мощь китайского ВМФ и его подводной части выросла многократно. Но эта мощь направлена не на агрессию, а на обеспечение обороны и защиту свободы торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ASPECTS OF THE ENTERING OF NAVY OF THE PRC TO THE WORLD OCEAN

In the article considers the historical aspects of the formation and improvement of the Chinese Navy, Beijing's plans for possible domination in the world ocean against the background of the weakening of the influence of Western countries in the water expanses; modern Maritime policy of the PRC, coupled with soft power. Since the late 1990s, the leaders of China and its analysts have seen the necessity for their increasing participation in resolving non-traditional threats to stable peaceful growth. It turned out that there are many such threats, and they tend to increase in number and danger to peace in the international community. It is shown that over the past ten years, since 2009, the power of the Chinese Navy and its underwater part has grown many times. But this power is not aimed at aggression, but at ensuring defense and protecting free trade.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫХОДА ВМФ КНР В МИРОВОЙ ОКЕАН»

Театр не просто вошел в историю города Биробиджана, он являлся отражением его жизни, душой этого города. Однако в советский период театр, как и иной вид искусства, не мог быть вне политики. Именно поэтому его судьба сложилась столь трагично.

Литература и источники

1. Государственный архив Еврейской автономной области (ГАЕАО). Ф.148. Оп.1. Д. 14. Л.12.

2. ГАЕАО. Ф.148. Оп.1. Д.17. Л.18.

3. Дело еврейского антифашистского комитета // www.histrf.ru> Лента времени).. ,/dielo-ievrieiskogho...

4. Еврейский антифашистский комитет //www. politforums.net>historypages /1297757299.html

5. ГАЕАО. Ф.148. Оп.1. Д.1276. Л.3.

6. Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» // Большевик. -1946. - №16.

7. ГАЕАО. Ф1-п. Оп.1. Д.296. Л.52.

8. Два юбилея одного театра// Биробиджанская звезда. - 2019. - 24 апреля.

9. ГАЕАО. Ф.148. Оп.1. Д.20. Л.3.

10. КудишЕ.И. Театральный Биробиджан. - Биробиджан, 1996. - С.19.

11. ГАЕАО. Ф.148. Оп.1. Д.23. Л.8.

12. Котлерман Б. К истории закрытия государственный еврейских театров в СССР: дело Биробиджанского ГОСЕТ им. Л.М.Кагановича в 1949-1951 гг. // Вестник Еврейского университета. - 2005. - № 10.

13. Кудиш Е.И. Театральный Биробиджан. - Биробиджан, 1996.

14. История Биробиджанского государственного еврейского театра // www. kmslib.ru>.. .gosudarstvennogo-evreyskogo-teatra

15. Бузи Миллер // Биробиджанский штерн. - 2019. - 13 июня.

16. Артист строгого режима // Биробиджанский штерн. - 2019. - 30 октября.

References and Sources

1. Gosudarstvennyj arhiv Evrejskoj avtonomnoj oblasti (GAEAO). F.148. Op.1. D.14. L.12.

2. GAEAO. F.148. Op.1. D.17. L.18.

3. Delo evrejskogo antifashistskogo komiteta // www. histrf.ru> Lenta vremeni>.../dielo-ievrieiskogho...

4. Evrejskij antifashistskij komitet //www. politforums.net>historypages /1297757299.html

5. GAEAO. F.148. Op.1. D.1276. L.3.

6. Postanovlenie Orgbyuro CK VKP(b) «O repertuare dramaticheskih teatrov i merah po ego uluchsheniyu» // Bol'shevik. - 1946. - №16.

7. GAEAO. F1-p. Op.1. D.296. L.52.

8. Dva yubileya odnogo teatra// Birobidzhanskaya zvezda. - 2019. - 24 aprelya.

9. GAEAO. F.148. Op.1. D.20. L.3.

10. Kudish E.I. Teatral'nyj Birobidzhan. - Birobidzhan, 1996. - S.19.

11. GAEAO. F.148. Op.1. D.23. L.8.

12. Kotlerman B. K istorii zakrytiya gosudarstvennyj evrejskih teatrov v SSSR: delo Birobidzhanskogo GOSET im. L.M.Kaganovicha v 1949-1951 gg. // Vestnik Evrejskogo universiteta. - 2005. - № 10.

13. Kudish E.I. Teatral'nyj Birobidzhan. - Birobidzhan, 1996.

14. Istoriya Birobidzhanskogo gosudarstvennogo evrejskogo teatra // www. kmslib.ru>...gosudarstvennogo-evreyskogo-teatra

15. Buzi Miller // Birobidzhanskij shtern. - 2019. - 13 iyunya.

16. Artist strogogo rezhima // Birobidzhanskij shtern. - 2019. - 30 oktyabrya.

ГАМАЛЕЙ СОФЬЯ ЮРЬЕВНА - кандидат исторических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин, Дальневосточный юридический институт МВД РФ ([email protected]).

GAMALEY, SOFIA U. - Ph.D. in History, Associate Professor, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia ([email protected]).

УДК 94(510).093:339.56(470+510)

РАУ ИОГАНН

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫХОДА ВМФ КНР В МИРОВОЙ ОКЕАН

Ключевые слова: военно-морской флот КНР, подводный флот, господство в мировом океане, ответный удар, операции войск без войны, борьба с пиратством, стационирование флота в Индийском океане.

В статье рассматриваются исторические аспекты формирования и совершенствования ВМФ Китая, планов Пекина на возможное господство в Мировом океане на фоне ослабления влияния стран Запада в водных просторах; современная морская политика КНР, сопряженная с мягкой силой. С конца 1990-х годов руководители Китая и его аналитики усмотрели необходимость своего возрастающего участия в разрешении нетрадиционных угроз стабильному мирному росту. Таких угроз, как выяснилось, появилось множество, и они имеют тенденцию возрастать по численности и опасности для мира в международном сообществе. Показано, что за последние десять лет, начиная с 2009 г., мощь китайского ВМФ и его подводной части выросла многократно. Но эта мощь направлена не на агрессию, а на обеспечение обороны и защиту свободы торговли.

RAU, JOHANNES

HISTORICAL ASPECTS OF THE ENTERING OF NAVY OF THE PRC TO THE WORLD OCEAN

Keywords: Navy of the PRC, submarine fleet, domination in the world ocean, counter attack, operations of troops without war, fight against piracy, fleet stationing in the Indian ocean.

In the article considers the historical aspects of the formation and improvement of the Chinese Navy, Beijing's plans for possible domination in the world ocean against the background of the weakening of the influence of Western countries in the water expanses;

102

modem Maritime policy of the PRC, coupled with soft power. Since the late 1990s, the leaders of China and its analysts have seen the necessity for their increasing participation in resolving non-traditional threats to stable peaceful growth. It turned out that there are many such threats, and they tend to increase in number and danger to peace in the international community. It is shown that over the past ten years, since 2009, the power of the Chinese Navy and its underwater part has grown many times. But this power is not aimed at aggression, but at ensuring defense and protecting free trade.

Военно-морская активность в новейшей истории.

В условиях современных реалий европейские государства сокращают мощь своих ВМФ, в то время как в странах Северо- и Юго-Восточной Азии эта мощь стремительно наращивается [1]. О господстве в Мировом океане сегодня серьезно не задумывается ни одна европейская страна, так как уже длительное время в этом вопросе полагаются лишь только на США. Удивительно, что англичане даже не заметили, как впервые после 1805 года (сражение при Трафальгаре) их флот по мощи стал уступать мощи французского флота [2].

Иным образом ситуация развивалась в Азии. Так, после десятилетий сдержанности и мониторинга внешней обстановки, обнародовал свои амбиции, связанные с программой создания авианосцев, введения в строй современных подводных лодок (в т.ч. с ядерными энергетическими установками и вооружением) Китай. Официально эти, как и другие китайские суда, появились в Индийском океане с объявленной целью борьбы с пиратством. Однако одновременно в мировой прессе появились сообщения о том, что КНР создал антикорабельные баллистические ракеты (antiship ballistic missile).

Заметим, что усилия Китая в построении современного ВМФ в основном стали ответом на активность в этой области соседних государств. Так, Япония построила корабль под названием «разрущитель вертолетов». На деле речь идет об эскадренном миноносце с внушительной верхней палубой для вертолетов (helikopter destroyer - DDN), который может быть перестроен в авианосец. Другое новшество ВМФ Японии - дизельная подводная лодка, не нуждающаяся в подьеме на поверхность моря для забора воздуха (air-independent propulsion - AIP). Это означает, что она может находиться под водой неопределенно долгое время. В свою очередь, стремительно модернизирует свой ВМФ Южная Корея, которая строит новейшие фрегаты, дизельные подлодки, корабли-амфибии для штурма побережья (amphibious assault ship), создает военно-морское ракетное вооружение (Aegis guided-missile destroyer). Подобные эсминцы-ракетоносцы создает (и приобретает) также Австралия. Кроме того, Канберра приобрела не менее десяти подводных дизель-электрических лодок стоимостью около 17 миллиардов долларов. О модернизации и усилении своего ВМФ громогласно заявляет Индия. Здесь все началось с покупки российского авианосца и продолжилось строительством двух своих. Таким образом, мы имеем дело с очевидной гонкой вооружений. И в этих условиях КНР есть на что реагировать [3].

Исследования деятельности китайского государства по формированию военно-морской стратегии показывают, что особенностью политики Пекина на морском направлении стал акцент на совершенствование торговой экспансии. При этом военно-морским силам страны (также активно модернизируемым) отводится второстепенная роль. Если ранее посредством торгового флота КНР осваивал главным образом «ближние» моря» («near seas»), то в настоящее время Пекин взял направление на освоение и «дальних морей» («far seas»). Ныне Китай уже располагает подлодками, вооруженными баллистическими ракетами, способными достичь важных центров США. Важнейшей составной частью морской стратегии Китая стали атомные подлодки второй генерации, несущие баллистические ракеты (nuclear-powered ballistik-missile submarine -SSBN). Возникает вопрос - способствует ли их появление стратегической стабильности в отношениях КНР и США? При условии их необнаружения - иесомненно. Мало обнаруживаемый атомный подводный флот уменьшает опасность нападения со стороны США и выполняет сдерживающую функцию.

Как известно, всего шесть государств мира официально располагают ядерным оружием (в том числе, и на подводных лодках) - США, РФ, Великобритания, Франция, КНР и Северная Корея (наличие подводных лодок с ядерным оружием у этого государства немецкие эксперты ставят под сомнение).

Уместно напомнить, что Мао Цзэдун с пренебрежением относился как к ВМФ за пределами прибрежных зон, так и к ядерному оружию, которое он сравнивал с «бумажным тигром». Политическая чистка во времена «большого скачка» и «культурной революции» оказала

разрушительное воздействие на научный и инженерно-технический потенциал страны, что, конечно, надолго приостановило развитие китайского ВМФ. Однако уже через десять лет после смерти Мао (1976) это отставание начало быстро преодолеваться, и китайские стратеги уже дискутировали по вопросу пути развития и совершенствования ВМФ - по советскому или американскому образцу. В итоге, однако, они пошли по своему собственному - китайскому пути.

В этой связи заметим, что на поздней стадии холодной войны США обладали солидным подводным ядерным флотом, способным нанести мощный удар по вероятному противнику. Это были не менее 18 подлодок класса launched ballistic Ohio (SASBNs), оснащенных баллистическими ракетами (submarine missile - SLBM) с головками типа Trident-II-C-4 или D-5. Американский «путь» развития ВМФ для КНР был более привлекательным, чем советский, но менее доступным.

В свою очередь, СССР, усмотрев, естественно, нарастающую угрозу от такого обилия американских ядерных подлодок, создал свой ядерный подводный флот, оснащенный баллистичекими ракетами, плавающими по всему Мировому океану. Сначала преимущественным регионом плавания советских подлодок был избран Атлантический океан, прежде всего, такие его регионы, откуда ракеты могли бы наиболее быстро достичь обьектов противника [5]. Но позднее, в связи с совершенствованием подлодок и их вооружения, а также в связи с тем, что в Атлантике нарастало количество подводных лодок США и НАТО, советское руководство перенесло регионы патрулирования в Арктические воды, откуда они также могли достичь своих целей.

Атомные державы - союзники США по НАТО - Англия и Франция, имели свою стратегию развития и применения подлодок, поскольку уверенности в том, что в случае войны «ядерный зонтик» США защитит их полностью, у них не было. Однак совокупный ядерный подводный флот этих двух держав был мизерным по сравнению с такими супердержавами, как СССР и США. Весь французский подводный ядерный флот был сконцентрирован на французском побережье Атлантического океана. Подлодки, расположенные на британских островах, служили лишь для патрулирования отдельных регионов Атлантики и Северного моря.

В соответствие с имевшей место с склонностью китайского руководства к французской модели развития ВМФ, подводный флот КНР придерживался традиционной китайской стратегии «минимального устрашения» по отношеннию к потенциальным противникам («minimum deterrence»), а позже, когда флот существенно модернизировался, увеличился и расширил зону своих действий, - стратегии «ограниченного устрашения» («limited deterrence»). Впрочем, у западных специалистов понятие «минимальное устрашение», введеное китайцами, было мало употребимым [6], как не дающее стратегической и политической ясности (то ли минимальным будет применение ядерного оружия, то ли минимальным будет для противника ущерб от его применения) [7]. Уже в 1980 г. Китай продемонстрировал глобальные возможности своих баллистических ракет, но и после этого он остался на позициях ограниченного устрашения. Используют китайские специалисты и другие, непривычные для западных коллег термины - «эффективная защита» («effektive defence»), «ограниченный ответный удар самозащиты» («limited self-defence counterattack»), «ядерное взаимное принуждение» («counter nuclear coercion»), «ядерное принуждение противника» («counter nuclear deterrence») [8].

Надо отметить, что термины «минимальное устрашение», «ограниченное устрашение» относительны, историчны: минимум, который сегодня был достаточен, завтра будет опасен для сохранения государства, так как ядерная и ракетная техника непрерывно совершенствуются. Понимают это, конечно, и китайские стратеги. В «Белой книге» («White-Papers») Информационного бюро Китайского Государственного Совета от 2004 г. подчеркивалась необходимость совершенствовать ядерное устрашение на морях, повышать способность ядерному противоудару [9].

В 2000-е годы Китай стремился строить такую ядерную политику, которая отвечала бы стратегическим потребностям защиты страны, но не вызывала бы раздражения и подозрений у остальных великих ядерных держав. Китай, судя по всему, придерживался паритета в соотношении мощи и неуязвимости наземных (например, баллистические интерконтинентальные мобильные ракеты ICBMs Tup DF-31) и морских ядерных сил сдерживания. Обе составляющие ядерной неуязвимости республики постоянно совершенствовались, обеспечивая КНР возможность избежать потери обороноспособности и ответного удара по вероятному противнику. Мобильность DF-31 позволяет использовать огромный пространственный потенциал республики

для ответа, а подлодки Typ 094 и модернизированные Typ 092-Xia своими «патрулями устрашения» дают, в силу скрытности своего местоположения, дополнительную возможность для ответного удара [10].

Американские и китайские специалисты говорят о ряде преимуществ ответного или первичного удара с подлодки, выделяя особо:

1. Трудная обнаруживаемость, сочетаемая с возможностью длительное время быть пассивной.

2. Подвижность подлодок при высокой дальности их стрельбы ракетами.

3. Восполнение ограниченности наземных баллистических ракет по точности и дальности стрельбы.

4. Сила огня и многовекторность удара.

5. Приспособляемость запуска ракет к конкретной обстановке и способность преодоления обороны противника, базирующейся на баллистических ракетах.

6. Нанесение ударов вдали от территории собственного государства, что уменьшает возможность потерь среди мирного населения [11].

Баллистические интерконтинентальные мобильные ракеты ICBMs Tup DF-31 стали большим достижением по сравнению с предыдущими малоподвижными или неподвижными ракетами, защищавшими КНР и десятилетиями сохранявшими стратегическую стабильность между США и Китаем. DF-31 значительно усилили эту стабильность надежной возможностью ответного удара. Привлекательность наземного базирования этих ракет усиливается дороговизной строительства ядерных подлодок. Поэтому флот ядерных субмарин имеет лишь достаточное количество боевых единиц. Китай не стремится в этом отношении к паритету с США [12].

Специалисты США (Hans M. Kristensen, Stephen Saunders, Duncan Lennox и др.) в устных дискуссиях и печатных работах указывали на разное количество ядерных субмарин типа 094 для надежного ответа на нападение - от 4 до 6. США своей ядерной мощью намного превосходят китайскую. Тем не менее, они десятилетиями внимательно следили за развитием и непрестанной модернизацией ядерных (подземных, наземных, водных и подводных) сил КНР. И на каждый китайский шаг вперед в этом отношении Америка делала минимум полтора шага, неуклонно увеличивая свое ядерное превосходство [13].

В свою очередь, китайские аналитики отмечают, что важным фактором принятия решений в сфере развития ВМФ, в т.ч. подводных сил, является география. Учитывается, что ЮжноКитайское море отличается малыми глубинами, большими регионами мелководья, сложными акустическими особенностями прибрежных вод с их многочисленными прибрежными островами и псевдоостровами (скалы, рифы, отмели и др., не всегда покрытые водой). Эти же особенности отчасти характерны и для Восточно-Китайского и Желтого морей [14].

Важно видеть, что многомильная береговая граница, указывающая на океан и близкая к большим глубинам, - оптимальная предпосылка для действий подлодок. Но в Китае прибрежные морские пространства являются частью континентального цоколя (Kontinentalsockel) и подлодкам приходилось преодолевать более 200 километров для достижения глубин, где они смогут маскироваться. Это обстоятельство принуждает Китай строить, наряду с субмаринами, малые подлодки. Ведь большим атомным субмаринам - как китайским, так и иноземным, - в надцокольных водах действовать сложно, если вообще возможно. Так высокоскоростной американской субмарине «Hunter-Killer» («Охотник-убийца»), созданной во время холодной войны для уничтожения советских подлодок, невозможно оперировать в подавляющем большинстве частей Китайского моря. Указанные обстоятельства дают КНР определенное преимущество в морских пространствах - от ее побережья и вплоть до «первой цепи островов» («Erste Inselkette»), которая простирается от южной части Камчатского полуострова через Японский архипелаг, Тайвань, Филиппины, Индонезию и Малайзию, охватывая большую часть Южно-Китайского моря. Стратегическое значение для Китая имеют залив и пролив Бохай (Bohai Wan, Bohaistraße), Тайваньский пролив (Straße von Taiwan), и Луцонский проливы (Straße von Luzon между Филиппинами и Тайванем). Контроль над последним дает выход КНР в Тихий океан. Остров Хайнан Дао (Xainan Dao) в Южно-Китайском море с военно-морской базой Сания (Sanya) дают возможность субмаринам КНР незаметно выскользнуть в Тихий океан через пролив Луцон.

Отметим, однако, что даже самые совершенные ядерные субмарины Китая не могут эффективно патрулировать в Тихом океане без наличия определенной защитно-информационной структуры на поверхности. Например, без авианосцев. Подлодки могут выполнять функции современного средства устрашения противника совместно с наземными, надводными и подводными структурами. Стартовав из бухты Бохай Ван, китайская ракета JL-2l может достичь цели на расстоянии 5.095 миль (8.200 км.). Это означает, что, как минимум, вся территория Аляски, Гавайские острова и Гуам могут быть поражены этими ракетами [15].

Для китайских специалистов не было тайной долго продолжавшееся размещение на Гуаме платформ противолодочной обороны и стационирование там ядерных субмарин - охотников за подлодками противника класса Los-Angeles. Эти же специалисты рекомендовали руководству еще в 2004г. создавать собственные платформы противолодочной обороны в Тихом океане, с тем, чтобы своевременно реагировать на перемещения подводных средств ВМФ США.

Примером подводных структур обнаружения чужих подлодок и поддержки акций своих является созданная во времена холодной войны американцами сонарная система слежки за советскими подлодками - Sound Surveillance System (SOSUS). В частности, это касалось морских пространств около полуострова Камчатка. В 1980-х годах американские и японские ВМФ вступили в тесную кооперацию по слежению за советскими ВМФ в Охотском море [16]. Эта структура и кооперация, вероятнее всего, усовершенствованные, работали и работают против КНР в настоящее время. Способность японских морских сил самообороны (UMSDF) к обнаружению и преследованию была продемонстрирована, когда в 2004 г. китайская подлодка класса Han пыталась проникнуть в воды Японии. Высокопоставленное лицо из UMSDF заявило тогда, что китайские подлодки не способны незаметно проникнуть в Тихий океан и через пролив Луцон.

Начиная с 2004 г., в Китае появились мнения некоторых военачальников и гражданских аналитиков о необходимости отказа от применения ядерного оружия первыми. Появление все новых видов неядерных вооружений с разрушительной или убойной силой заставляет КНР пересмотреть принцип ненападения первыми [17].

В свое время сенсацию в мировой прессе вызвало появление в Аденском заливе двух эскадренных миноносцев и вспомогательного корабля сопровождения КНР с официальной целью борьбы с пиратством. В течение месяцев ВМФ Китая демонстрировали способности, которые до этой акции мало кто считал возможными. Речь идет о снабжении этой флотилии горючими и иными материалами на громадном расстоянии от берегов КНР, а также о выполнении ремонтных работ без наличия вблизи китайской верфи. Одновременно эта малая китайская флотилия безупречно координировала свои действия с соответствующими американскими корабельными соединениями (Task Forse 151) и корабельным соединением ЕС (Atalanta). У этих трех соединений была одна задача - обеспечить свободный проход мирных судов через Аденский залив. Эта акция китайских ВМФ имела большое значение для снятия напряженности между Индией и Китаем: первая давно уже полагала, что присутствие китайских ВМФ в Индийском океане представляет угрозу для региональной безопасности. На деле китайское «вмешательство» существенно усилило безопасность торгового мореходства в этих местах [18].

Идеологическая составляющая.

За последние десятилетия Китай создал более трехсот Институтов Конфуция в самых разных странах и регионах с тем, чтобы сделать более доступными миру китайский язык и культуру. Особый акцент сделан на философии и мировоззрении знаменитого Конфуция - наряду с Лао Цзы, одного из основателей духовной культуры Китая. КПК рассматривается при этом как наследница важнейших идей Конфуция. Это касается и положений мыслителя-пацифиста об отношениях между государствами. Пацифизмом окрашивает современная китайская идеология и не менее знаменитого среди мореходов страны адмирала Чжэн Хэ (Zheng He), жившего в последнем столетии времен династии Мин [19]. Этот адмирал совершил со своей флотилией множество исследовательских плаваний по Южно-Китайскому морю и Индийскому океану. По некоторым утверждениям, он заплывал и в Тихий океан, достигая Австралии. И все его акции основывались на ненасильственных формах взаимодействия. Его общение в странах пребывания давало жителям этих стран примеры мирной китайский дипломатии и взаимовыгодной торговли. Нынешняя политика КНР всюду и всегда выдвигает приоритет ненасильственности, в особенности, по отношению к малым странам в регионе и за его пределами. Внешняя политика

Китая официально позиционируется как конфуцианская, нацеленная на мирное и взаимовыгодное решение всех вопросов [20].

Полагаем, что Китай нуждается в такой ненасильственной мощи, так как зависит от надежных иностранных поставок нефти, газа и прочих товаров, которые идут, в основном, через Южно-Китайское море и Индийский океан с Ближнего Востока и Африки. Китаю нужен мир на морях, нужны надежные торговые морские трассы. В качестве мирной морской державы, он и сегодня использует достижения своего легендарного адмирала Чжэн Хэ, который во всех своих походах не сделал ни одной попытки вооруженных завоеваний.

Таким образом, как и любая великая страна с многотысячелетней историей, Китай трактует ее с точки зрения современных проблем и потребностей. В политике и идеологии у КНР действует принцип «пригодное прошлое» («usable past» - H.S. Commager) - знать, желательно, всю историю, но использовать на практике следует лишь пригодное в ней. Пример адмирала Чжэн Хэ указывает на древность мирной морской политики Китая и на ее приверженность древнекитайскому, конфуцианскому «культу защиты» («Kult der Verteidigung» - A. Scobell), предполагающему агрессивность и нападение только в крайнем случае, когда нет возможности договориться, найти взаимовыгодный, с «сохранением лица» компромисс, а толерантность становится более нетерпимой_[21].

Английский исследователь Эдвард Л. Драйер (Edward L. Dreyer) показал, что возникновение династии Мин, при которой Китай на короткое время стал «властелином» азиатских морей, было связано с войной на внутренних водах страны. Она дала опыт строительства более больших и надежных судов, что и стало одной из предпосылок возможности семи дипломатических, торговых и научно-географических экспедиций адмирала Чжэн Хэ.

Была и внутрисемейная причина экспедиций адмирала: он был изгнан с трона императором Чжу Ди (Zhu Di /1360-1424/), который опасался, что его низвергнутый племянник попытается отомстить за свое низвержение. С точки же зрения государственной, экспедиции Чжэн Хэ принесли большую пользу стране, возвышению ее авторитета во всем южно-азиатском регионе.

Активизация военно-морской активности КНР и историческая традиция.

Многие столетия китайцы рассматривали свою страну как континентальную державу. В частности, и Мао Цзэдун не доверял морю и приветствовал континентальное мышление. Ему было достаточно надежной защиты прибрежных вод. Положение стало меняться с наступлением эры Дэн Сяопина. Большая заслуга в переходе к новой политике принадлежала адмиралу Лю Хуацину (Liu Huaqing). Хотя его рекомендации не находили у руководства Китая должного внимания вплоть до конца 90-х годов, все же была поставлена грандиозная общая задача для страны - к 2050 году стать великой морской державой, сравнимой с США, имеющей все виды морских (надводных, подводных и воздушных над морем) вооружений, в том числе и авианосцы. К 1993 г. потребности КНР в импорте нефти стали стремительно расти. Нефть шла с запада, и надо было осваивать, как и рекомендовал адмирал Лю, Индийский океан. Восток - Тихий океан, где безраздельно господствовал ВМФ США, мог подождать. В начале 2009 г., по случаю празднования 60-летия создания ВМФ Китая, было заявлено, что КНР начнет строить авианосцы, хотя никаких сроков объявлено не было [23].

Китай предпочитает иметь прямые договорные отношения со своими морскими соседями и, в то же время, принимает активное участие в акциях международных региональных организаций, например, в Ассоциации Южноазиатских Наций (Association of Southeast Asian Nations - ASEAN). Республика подписала в 2002 Кодекс поведения в Южно-Китайском море (Verhaltenskodex). Этот кодекс для Китая имел во многом символический характер, что показала последующая «строительная» активность КНР в Южно-Китайском море [24]. Но имел он и практические последствия. Так, в 2004 г. Малайзия и Индонезия громко протестовали против патрулей ВМС США в Малаккском проливе. И патрулировать на кооперативной основе договорились Китай и Япония при согласии остальных членов ассоциации.

В этом же 2004г., в декабре на Филиппины обрушилось цунами, последствия которого оказались катастрофическими и по количеству жертв, и по разрушениям. На помощь стране пришли военно-морские силы США, Японии, Сингапура, Австралии и Новой Зеландии. Акции спасения были особенно активны и результативны у берегов провинции Асе /Aceh/ и в других местах побережья Суматры. Китай в спасательной акции не участвовал, что роняло его престиж,

как члена АСЕАН. Мобильных сил ВМФ у КНР тогда было недостаточно и руководству Республики пришлось принимать меры по решительному ускорению развития своего военно-морского флота. А США использовали катастрофу для восстановления своего имиджа, который сильно пострадал в южно-азиатском регионе после их вооруженных действий в Ираке.

В 2005 г. в Китае официально отмечали 600-летие первого плавания адмирала Чжэна, что дало повод китайским аналитикам внимательней присмотреться к этому событию исторической значимости. Они выделили три лейтмотива плаваний:

1. Чжэн укреплял мир в международных отношениях. Несмотря на военное могущество его флота, адмирал не делал никаких попыток принуждения или завоевания, а распространял идеи мирной взаимовыгодной торговли и культурного взаимообогащения. И сегодня, подчеркивали аналитики, КНР стремится к этим главным целям в международных отношениях.

2. Адмирал показал себя как посланник уникальной мирной цивилизации и оригинальных китайских культуры и мировоззрения, страны, всегда настроенной на добрососедские отношения даже с самыми малыми государствами.

3. Чжэн стал символом современной китайской открытости по отношению ко всем странам, несмотря на множество различий между ними и Китаем и между ними самими.

Эти восхваления Чжэна представляют его как прaотца всей китайской внешней политики и самой яркой фигурой предыстории китайского флота. Имеется множество противоречивых данных о мощи его флотилии и величине отдельных кораблей. Историки династии Мин сообщают, что некоторые корабли были длиною 134 метра, а в ширину - 55 метров. Но современные расчеты показывают, что при тогдашних технологиях парусными судами такой величины невозможно было бы управлять. Другие источники говорят о длине некоторых судов в 55 метров, что представляется более соответствующим действительности. Такие размеры соответствовали бы количеству людей на судах (экипаж и пассажиры), о котором повествуют тогдашние историки. Но имеются и сведения, что некоторые корабли имели не менее девяти мачт, что свидетельствует о необыкновенно больших размерах судна. Во всяком случае, корабли Чжэна были много крупнее каравелл Христофора Колумба. Его капитанская каравелла была длиною всего в 25 метров. Корабли Чжэна были и трудно потопляемыми: они имели множество водонепроницаемых перегородок в подводной части корпуса. Эта техническая особенность дает одно из объяснений возможности столь далеких (многие тысячи миль) плаваний флота Чжэна. Корабли адмирала были снабжены компасами и, как утверждают некоторые историки, иными навигационными приборами. Навигаторы знали, как определять, например, градус широты и проложить курс к намеченным целям. Они уточняли имеющиеся карты так точно, что некоторые из них использовались мореходами еще в восемнадцатом веке. Но откуда у них были карты для уточнения? Ведь такие походы совершались китайцами впервые? Здесь надо указать на утверждения историков Индии, которые считают, что господство мореплавателей их королевств в Индийском океане отмечалось задолго до китайцев и закончилось примерно за сто лет до походов флотилии Чжэна.

Относительно дальности походов флотилии Чжэна отмечаются большие разногласия. Так, в 2003 г. председатель Ху Цзиньтао /Hu Jintao) утверждал: «экспедиционный флот китайской династии Мин в 1420-х годах достиг австралийских берегов ...». Еще радикальней утверждение американского исследователя Гевина Мензиса (Gavin Menzies), полагающего, что Чжэн достиг берегов Американского континента за семьдесят лет до Колумба, а именно, - в 1421 году. Большинство западных историков мореплаваний считают эти две даты натянутыми. Но в науке вопрос об истинности большинством голосов не решается [25].

В целом, не только китайские, но и некоторые западные аналитики отмечают, что применение военной силы по отношению к соседям в Китае было много реже, чем в Европе. Португальские и английские мореходные экспедиции в регион Южно-Китайского моря неизменно заканчивались грабежами и захватом чужих территорий. Тогда как Китай относительно мирно соседствовал с другими государствами, в Европе веками между соседями шли кровопролитные войны [26].

Выдающиеся достоинства китайского отношения к государствам-соседям на примере экспедиций адмирала Чжэна подчеркивали многие представители китайского руководства и политической элиты. К примеру, председатель Ху Цзиньтао (Hu Jintao) во время своего посещения

Южной Африки в одной из речей говорил, что флот Чжэна: «принес африканским народам послание мира и благоденствия, а не мечи, пушки эксплуатацию и рабство». Премьер-министр Вэн Жибао (Wen Jiabao) во время посещения США заявлял, что Чжэн принес странам своего посещения «шелк, чай и китайскую культуру», «но не занял ни одного дюйма страны посещения». Го Чонгли (Guo Chongli) - посол КНР в Кении, провозгласил: «большая флотилия Чжэн Хэ ... не использовала свое пребывание для эксплуатации ресурсов страны ..., но служила дружбе, при торговле с другими странами. Он давал больше, чем брал», способствуя таким образом «взаимопониманию, дружбе и торговым отношениям между китайской династией Мин и другими странами Южной Азии, Западной (от Китая- Р.И.) Азии и Восточной Африки». Об этом же пишет «Народная газета» («Pioples Daily»), отметившая, что походы Чжэна за моря «показали в полном объеме китайский настрой на гармонию», как он выражается в учении Конфуция, в то время, как Колумб и его последователи, падкие на рост через ограбление других, основали большое количество колоний в Северной, Средней и Южной Америке». Подробно на этом сравнении Запада и Китая в пользу последнего останавливалась «Китайская газета» («China Daily»): «В отличие от европейских современников, пересекавших моря и океаны с тем, чтобы другие нации подчинить силой, китайский флот привозил этим чужим странам чай, фарфор, шелк и искусство ремесел. Он приносил остальному миру мир и цивилизованность и никогда не оккупировал чужую страну, - достоинства, символизирующие серьезность старой империи в намерении усилить обмен с другими нациями». Другая, не менее известная газета «Жэньминь жибао» писала, что династия Мин свою мощь использовала не для увеличения территории Китая, а вместо этого усиливала Великую стену для защиты своей территории. И «вместо того, чтобы создавать заокеанские колонии для эксплуатации других стран, китайская флотилия обращалась с другими нациями дружелюбно и великодушно, мало требуя взамен».

Индийский океан: рост влияния КНР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С конца 1990-х годов руководители Китая и его аналитики усмотрели необходимость своего возрастающего участия в разрешении нетрадиционных угроз стабильному мирному росту. Таких угроз, как выяснилось, появилось множество, и они имеют тенденцию возрастать по численности и опасности для мира в международном сообществе. Среди них - торговля наркотиками и людьми, пиратство, терроризм, природные катастрофы с многочисленными человеческими и материальными жертвами, торговля запрещенным оружием, «интернет»-преступность; пандемии, международные экономические и финансовые преступления, последствия которых имеют глобальный характер и др. Глава штаба ВМФ Китая, адмирал У Шэнли (Su Shiliang) добавляет еще одну угрозу - всемирный финансовый кризис.

Китайские аналитики справедливо утверждали, что усилия КНР по преодолению последствий таких угроз или воспрепятствованию им позиционируют КНР как великую державу, увеличивают ее моральное влияние в мире. Дискуссии о роли военной силы, в частности ВМФ, продолжались в Китае до конца 90-х годов и привели к появлению нового термина - «военные операции без войны» («nicht-kriegerische Militäroperationen»). Это был аналог американскому выражению «military Operations other than war» («операции войск без войны»). Известный аналитик Шу Шийинг (Zhu Zhijing) так определяет невоенные операции военных: воспрепятствование или избегание войны; ослабление конфронтации; способствование миру и стабильности; достижение целей, поставленных руководством, которые не могут быть достигнуты обычными военными средствами; действия в рамках международного права. Все больше исследователей рассматривает и маневры ВМФ как операции военных без войны. В таком случае цели маневров: демонстрация силы; устрашение вероятного противника; усиление стабильности в существующих отношениях. Адмирал У Шэнли (Su Shiliang) подчеркивает необходимость расширения маневров во всех частях Мирового океана для надежной защиты морских транспортных трасс и самих торговых судов для гарантированной защиты источников минеральных и редкоземельных ресурсов и рыболовства [28].

Необходимость борьбы с сомалийскими пиратами, на которых до прихода китайского флота управы не было, дало КНР прекрасную возможность продемонстрировать свой вклад в сохранение надежности морских путей в этом регионе. И сомалийские пираты стали бояться китайцев как огня. Ведь прежде они могли прятать огромные металлические танкеры так, что никакая современная техника, в том числе, и космическая, не могла их обнаружить. Между тем,

китайская флотилия была небольшой - два эсминца-ракетоносца с самонаводящимися и управляемыми ракетами и кораблем обслуживания (combat logistics ship), функции которого были весьма многосторонними. Эта флотилия показала, что ВМФ Китая вовсе не ограничен защитой своих берегов и имеет возможности обеспечивать в самых дальних регионах океана свой флот горючим, оружием и возможностями ремонта [29].

Активность ВМФ КНР и Индия.

У руководителей внешней политики Индии и ее ВМФ эта акция КНР вызвала, с оглядкой на свои тогдашние возможности, глубокую озабоченность. В индийских штабах стали говорить о первом китайском шаге в направлении длительного пребывания китайских флотилий и устройства опорных пунктов для них в Индийском океане. Как известно германским аналитикам, один из индийских специалистов полагал, что Китай искусственно использовал повод борьбы с пиратством для проникновения в Индийский океан, долговременного стационирования там своего флота и подготовки здесь базы обслуживания будущих авианосцев. А вице-адмирал П.С. Дас (P.S. Das) предупреждал правительство своей страны, что Китай уже стремительно осваивает Индийский океан, создавая новые опорные порты пункты в Гвадаре (Gwadar, Пакистан), в Ситтве/Акиаб (Sittwe/Akiab, Маянмар ), в Хамбантота (Hambantota, Sri Lanka), уже построил пункты прослушивания моря у Кокосовых островов (Kokos-Inseln) рядом с Андаманским архипелагом [30].

Курприит Хурана (Gurpreet Khurana), директор исследовательского центра по стратегии ВМФ Индии, опубликовал доктрину этой стратегии еще в 2009 г., в которой указывал на срочную необходимость встать, как минимум, на один уровень с ВМФ КНР в Индийском океане. Так же, как китайцы рассматривают Южно-Китайское море, в силу его биологического изобилия, как свою «консервную банку», так и Индии следует открыто объявлять свои претензии на Индийский океан и отстаивать их соответствующим ростом своих ВМФ. Достаточно посмотреть на карту, чтобы увидеть, что пространство между континентальными берегами Индии и Андаманским архипелагом по площади соответствует примерно Южно-Китайскому морю. Адмирал Арун Пракаш (Arun Prakash) добавляет: «хотим мы или нет, обязанность сохранения стратегической стабильности в IOR (Индийском Океанском Регионе) лежит на плечах Индии...». К этой же оценке присоединяется и бывший посол в Берлине М.К. Бхадракумар (M.K. Bhadrakumar): «Доминирование США на морях ослабевает. С другой стороны, Китай стремится в течении десятилетия иметь больше военных кораблей, чем США» [31].

Весьма скептически относятся индийские исследователи и к экспедициям адмирала Чжэна, и к их исключительно мирным, якобы, мотивам. Так, Г. Партасарату (G. Parthasarathu) описывает флот Чжэна как «военную экспедицию» («expeditionary force») и обвиняет Пекин в «Оживлении имперских амбиций императоров династии Мин». Этот автор предупреждает правительство своей страны о необходимости срочного усиления индийского ВМФ. Вице-адмирал Арун Кумар Сингх (Arun Kumar Singh), занимавший высокие посты в ВМФ, говорит о наводнении КНР Индийского океана подводными лодками-охотниками за подлодками противника [32].

Заключение

В последние десятилетия наблюдаются разительные отличия в развитии ВМФ государств ЕС и государств Северо- и Юго-Восточной Азии. Первые сокращают мощь своего ВМФ, все еще надеясь на США, вторые - наращивают, надеясь, в основном, только на себя.

После десятилетий сдержанности и общего наблюдения за ситуацией, Китай обнародовал свои амбиции, связанные с созданием авианосцев, вывел в плавание современные подводные лодки, в том числе с ядерными энергетическими установками и вооружением. Усилия Китая в построении современного ВМФ стали ответом на рост активности в этой области соседних и дальних государств. С начала девяностых годов прошлого века китайские стратеги дискутируют о том, по какому пути развивать и совершенствовать ВМФ республики. В итоге КНР пошла по своему собственному, китайскому пути, который учитывал мировой, в том числе, французский опыт. Во времена холодной войны французские подлодки с малой дальностью стрельбы, как часть эскадры НАТО, патрулировали в водах Северного и Норвежского морей и могли достать Москву. Они накопили большой опыт маневрирования в северных прибрежных зонах [33]. В силу дороговизны и политики малого, но достаточного устрашения вероятного противника, флот ядерных субмарин КНР имеет лишь необходимое количество боевых единиц, достаточных для

ответного смертельного удара по вероятному противнику. Китай не стремится в отношении количества субмарин к паритету с США.

Китайский малый флот вместе с соответствующими американскими корабельными соединениями (Task Forse 151) и корабельным соединением ЕС (Atalanta) провели значимую антипиратскую операцию. У этих трех соединений была одна задача - обеспечить свободный проход мирных судов через Аденский залив. Эта акция китайских ВМФ имела значение для ослабления напряженности между Индией и Китаем: первая давно уже полагала, что присутствие китайских ВМФ в Индийском океане представляет угрозу для региональной безопасности. На деле китайское «вмешательство» существенно усилило безопасность торгового мореходства в этих местах. Вместе с тем, у руководителей внешней политики Индии и ее ВМФ эта акция КНР вызвала глубокую озабоченность. В индийских штабах стали говорить о первом китайском шаге в направлении длительного пребывания китайских флотилий и устройства опорных пунктов в Индийском океане.

Отметим, что за последние десять лет, начиная с 2009 г., мощь китайского ВМФ и его подводной части выросла многократно. Но эта мощь направлена не на агрессию, а на обеспечение обороны и защиту свободы торговли. Слова благодарности

Благодарим Научный Форум по Международной Безопасности (WIFIS) при Академии штабных офицеров Бундесвера (Гамбург) и Академии защиты отечества (Вена), авторов многочисленных публикаций по данной теме Dr. Toshi Yoshihara, Dr. James R. Holmes за любезно доставленную возможность знакомства с их трудами.

Литература и источники

1. DavidLague. China Airs Ambitions to Beef Up Naval Power // New York Times, 28. Dezember 2008.

2. Bruce Swanson. A History of China's Quest for Sea Power 1982, p. 28-43; Julian S. Corbett. Some Principles of Maritime Strategy. Annapolis, Naval Institute Press, p.94.

3. Toshi Yoshinara, James R. Holmes. Der rote Stern über dem Pazipfik // Chinas Austieg als Seemacht ... Berlin 2011, Mittler und Sohn GmbH, S. 2-3.

4. John Wilson Lewis, Xue Litai. China's Strategic Sea Power: The Politics of Force Modernization in the Nuclear Age. Stanford University Press, 1994.

5. John B. Hattendorf. The Evolution of the U.S. Navy's Maritime Strategie, 1977-1986. Naval War College Press, 2004, p. 23-36.

6. Avery Goldstein. Deterrece and Security in the 21st Century: China, Britain, France, and the Enduring Legacy of the Nuclear Revolution. Stanford University Press, 2000, p. 139-216.

7. Cha Changsong. French Sea-Based Strategic Nuclear Power in the New Century// Contemporary Military, April 2005, p. 56; Sun Ye. French Nuclear Weapjns, Standing Tall at Sea. Global Military, no. 7, 2008, p. 50.

8. Toshi Yoshinara, James R. Holmes. Der rote Stern über dem Pazifik. Chinas Austieg als Seemacht ... Berlin 2011, Mittler und Sohn GmbH, S. 235; Rong Yu, Hong Yuan. From Counter Nuclear Deterrence Strategy tu Minimum Nuclear Deterrence ... // Journal of Contemporary Asia-Pacific Studies, №3, 2009, S.122; Li Bin. An Analysis of Chinese Nuclear Strategy// World Economics and Politics, №9, 2006, p.17.

9. Informationsbüro des chinesischen Staatsrats: China's National Defence in 2004. 27. Dezember 2004, http: //www.defenselink.mit/pubs/china.html; Informationsbüro des chinesischen Staatsrats: China's National Defence in 2006 und China's National Defense in 2008 http://www.defenselink.mit/pubs/china.html

10. HansM. Kristensen, ... Chinese Nuclear Forces and U.S. Nuclear War Planning. Washington: FAS/NRDC, November 2006, p. 89; Paul H.B. Godwin. Potenzial Chinese Responses to U.S. Ballistic Missile ... Washington, Henry L. Stimson Center, 2003, p. 6667; YangLianxin. Exploring Nuclear Submarints. Ptking. Ocean Press, 2007, p. 120; Jing-dong Yuan. Do China's New Submarines Signal a New Strategy? // WMD Insights, Juli/August 2007, p.4.

11. Hong Hai. China Should Develop Sea-Based Nuclear Capabilities // Naval and Merchant Ships, №4, 2009, p. 24-26.

12. Gangtie Shayu. // Sanlian Shenhuo Zhoukan, 20, 19. Mai 2003, p.29-30; Zhang Baohui. The Modernization of Chinese Nuclear Forces and its Impact on Sino-U.S. Relations //Asian Affairs 34, №2, Sommer 2007, p. 92.

13. Der rote Stern ... S. 132, 133, 236, 237.

14. WuXie. Zhanlue Heqianting Sheji Fangan Jianxi // Bingqi Zhishi, №4, April 2004, p. 53.

15. Heqianting yu Zhongguo Haijun.// Jianchuan Zhishi, №306, März 2005, p. 13; Liu Jiangping. Maritime Challenges Hasten a Naval Transition // Ocean World. №8, 2007, p. 72; Kristensen ... Chinese Nuclear Forces ... Imaging Notes, Winter 2006, p. 85.

16. Oga Ryohei. What the PRG Submarine Forse is Aiming For.// Sokal no Kansen, 1. Juli 2005, p. 96-101.

17. Jeffrey Lewis. China and „No First Use„ 17 Juli 2005 // http://www.armscontrolwonk.com/ 677/china-and-no-first-use

18. Andrev S. Erickson. Chinese BMD Countermeasures: Breaching America's Great Wall in Spase? // China's Nuclear Force Modernization. Newport 2005, Naval War Cjllege Press, p.77-88. О китайских разработках по преодолению ударов баллистических ракет см.: Li Wensheng. Manhua Zhanlue Dandao Daodan Youer Jishu // Bingqi Zhishi, №2, Februar 2005, p.28-31

19. Особые заслуги в этом процессе принадлежат итальянскому иезуиту Маттео Ритши (Matteo Ricci 1552-1610), который с 1597г. руководил иезуитской миссией в Китае.

20. Confucius Institute // Online, http:/ /www.uri.edu/confucius/

21. Andrew Scobell. China and Strategic Culture.Strategic Studies Institute, U.S. Army War College, Mai 2002, p. 3-4.

22. LouiseLevantes. When China Ruled the Seas: The Treasure Fleet of the Dragon Throne 1405-1433. New York und Oxford, Oxsford University Press, 1994, p.73; On Our Military's Historic Missions in the Century// Liberation Army Daily. New Stage. 17 Februar 2006.

23. John Wilson Lewis, Xue Litai. China's Steategic Sea Power: The Polutics of Force Modernization in the Nuclear Age. Stanford University Press, 1994; Alexander Chieh-cheng Huang. The Chinese Navy's Offshore Active Defense Strategy // Naval War Cjllege Review 47, №3, Sommer 1994, p. 9-18; David Hale. China's Growing Appetites// National Interest 76, Sommer 2004, p. 137-147.

24. Турицын И.В., Рау И. Тайвань во внешнеполитической стратегии КНР: исторические условия возникновения и трудности решения проблемы// Современная научная мысль. - 2019. - №2. - С.116-144.

25. Swanson- Eigth Voyage of the Dragonm, p. 33-34; Levathes. Wen China Ruled the Seas, p. 19; Gavin Menzies. 1421: The Year China Discjvered America. New York , 2003, William Morrow; Hansen: China in World History, p. 4-7;Wang Gungwu. China's Cautious Pride an Ancient Mariner// YaleGlobal Online, 4. August 2005; Toshi Yoshihara, James R. Holmes. ... Der rote Stern ..., p.157, 247; Hu Jintao. Constantly Increasing Commjnd Grjund. Rede vor dem australischen Parlament, 24. Oktober 2003.

26. Wei Zhenhua. Zhang He's Expedition to the Western Seas and China's Oceanic Culture// Pearl River Transport 2006, №7, p.144; Zhu Guangyan. Awakening Sea Power from its 400-Year Deep Slumber ... // Freunde von Parteimitgliedern und Kader, Juli 2005, p.19; WangXiang. An Inquiry intu Peaceful Foreign Policy of Zheng Ze's Exprditioons to the Western Seas// China Water Transport 4, №3, März 2006, p. 12-13; Zhou Siming. Interpreting Zheng He's Expedition top the Western Seas from the Angle of Confucian Thought // Journal des Jillin Teachers Ionstitute of Engineering and Technology, 22, №10, Oktober 2006, p. 29-30; Xiao Yaocheng. China's Oceanic Consciousness and the Current State of Sea Power // Journal des Yunyang Teacher College 25, №5, Oktober 2005, p. 88; Cai Yiming. On Zheng He's faring Spirit and Our Nation's Harmonious Ocean Outlook// Navigation of China, №4, Dezember 2006, p. 3.

27. Rede des Präsidenten Hu Jintaos an der Universität von Pretoria vei der China-Africa Cooperation: Enhance China-Africa Unity and Cooperation to Build a Harmonious World. 7. Februar 2007, http://www.internationaltpolitik.de/; Chen Jian, Zhao Halyan. Wen Jiabao on Sino-U.S. Relations: Cherish Harmony; Be Harmonious but Different// China News Service, 8. Dezember 2003; Kenyan Girl Offered Chance to Go to College in China. Xinhua, 20. März, 2005; Enlightenment Drawn from Global Worship of Confucius// Renmin ribao, 29. September 2005; Yu Sui. Peace Is Priceless in the Pursuit of Happiness// China Daily, 14. August 2006; Li Xuejiang. U.S. Report - The Military Power of the People's Republic of China - Harbors Sinister Motives. // Renmin ribao, 27 Juli 2005.

28. Zhu Zhijiang. On Non-War Military Operations// Journal of Nanjing Institute of Politics 19, №5, 2003, p. 84; Gao Yue. Military Exercises: Non-Contact Style Confrontation and Poilitical Contest // Shipborne Weapons, №11, 2005, p. 15-18; Su Shiliang. Persistently Folloiw the Guidance of Chairman Hu's Important Thought on the Navy's Building, Greatly Push Forward Innovation and Development in the Navy's Military Work. // Renmin Haijun, 6. Juni 2009.

29. Joshua Kurlantzik. Charm Offensive: How China's Soft Power is Transforming the World. New Haven, Yale University Press, 2007, p.10-11.

30. BhaskarBalkrishnan. China Woods Vauritius, Eyes Indian Ocean // Political and Defence Weekly 7, №41, Juli 2009, p. 7-9; P.S. Das. India's Strategic Conserns in the Indian Ocean in South Asia Defence and Strategy Year Book. New Delhi, 2009, Panchsheel, p. 96-100.

31. Arun Prakash. Indian Ocean: F Zone of Conflict? // South Asia Defence and Strategy Year Book. New Delhi 2009, Panchshee, p.43-50; M.K. Bhadrakumar. Sri Lanka Wards Off Western Bullying. // Asia Times, 27 Mai 2009.

32. ThomasMathew. Mighty Dragon in the Sea. In:Hindustan Nimes, 24 Juni 2009; G. Parthasarathy. Challenges from China: India Faces Growing Hostility after 26/11. Tribune,19. März 2009; Arun Kumar Singh. Let's Prepare to Meet the Chinese in India's Ocean// Deccan Chronicle, 20. Februar 2009.

33. Li Jie, Liu Tao. Key Debates and Thinking abaut Strategic Nuclear Submarine Development// Modern Ships 11A, 2008, p. 19.

РАУ ИОГАНН - доктор философии, профессор; Научный форум по международной безопасности при Академии штабных офицеров Бундесвера (Гамбург) и Академии защиты Отечества (Вена).

RAU, JOHANNES - Doctor of Philosophy, Professor; Scientific Forum on International Security at the Academy staff officers of the Bundeswehr (Hamburg) and the Academy of defending the Homeland (Vienna) ([email protected]).

УДК 94(510).093:327

ДАНИЛОВ В.Д.

ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КНР СО СТРАНАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (НА ПРИМЕРЕ КИРГИЗИИ)

Ключевые слова: Китай, Киргизия, гуманитарное сотрудничество, культурный диалог, «мягкая сила»

В статье на примере киргизско-китайского двустороннего взаимодействия характеризуется современное состояние культурно-гуманитарного сотрудничества Китая со странами Центральной Азии. Анализируя опыт киргизско-китайских отношений, автор выделяет специфику китайского подхода к региону и обозначает существующие для Китая трудности в поддержании его позитивного имиджа, успешном продвижении своей «мягкой силы». Отдельное внимание на киргизском примере уделено фактору антикитайских настроений (синофобии), предпринята попытка проанализировать причины их подъема в регионе и обозначить пути их преодоления.

DANILOV, V.D.

PROBLEMS OF CULTURAL AND HUMANITARIAN COOPERATION AMONG CHINA AND THE CENTRAL ASIA

COUNTRIES (ON EXAMPLE OF THE KYRGYZ REPUBLIC)

Keywords: China, the Kyrgyz Republic, humanitarian cooperation, cultural dialogue, «softpower»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.