Научная статья на тему 'Вклад С.П. Дягилева в культурную дипломатию России'

Вклад С.П. Дягилева в культурную дипломатию России Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
93
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.П. Дягилев / культурная дипломатия / культурный обмен / «мягкая сила» / S.P. Diaghilev / cultural diplomacy / cultural exchange / "soft power"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Г.А. Бегларян

В статье рассматривается феномен «культурной дипломатии», один из вариантов «мягкой силы», через его развитие в России, благодаря фигуре С.П. Дягилева. Исследуется личный вклад Дягилева в формирование позитивного образа России у иностранцев, а также в активизацию международного культурного обмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

S.P. Diaghilev’s contribution to the cultural diplomacy of Russia

The article examines the phenomenon of "cultural diplomacy", one of the variants of ";soft power", through its development in Russia, thanks to the figure of S.P. Diaghilev. The article examines Diaghilev's personal contribution to the formation of a positive image of Russia among foreigners, as well as to the activation of international cultural exchange.

Текст научной работы на тему «Вклад С.П. Дягилева в культурную дипломатию России»

УДК 94(47). 083

Вклад С.П. Дягилева в культурную дипломатию России

Г.А. Бегларян, Московский государственный институт международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россия, Москва; студент; grant_beg@mail.ru. Науч. рук. д-р. ист. наук, профессор Т.В. Черникова

Аннотация. В статье рассматривается феномен «культурной дипломатии», один из вариантов «мягкой силы», через его развитие в России, благодаря фигуре С.П. Дягилева. Исследуется личный вклад Дягилева в формирование позитивного образа России у иностранцев, а также в активизацию международного культурного обмена.

Ключевые слова: С.П. Дягилев, культурная дипломатия, культурный обмен, «мягкая сила»

S.P. Diaghilev's contribution to the cultural diplomacy of Russia

G.A. Beglaryan, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO), Russia, Moscow; student. Research adviser T.V. Chernikova

Abstract. The article examines the phenomenon of "cultural diplomacy", one of the variants of "soft power", through its development in Russia, thanks to the figure of S.P. Diaghilev. The article examines Diaghilev's personal contribution to the formation of a positive image of Russia among foreigners, as well as to the activation of international cultural exchange.

Keywords: S.P. Diaghilev, cultural diplomacy, cultural exchange, "soft power".

Одним из приоритетных направлений внешней политики ключевых игроков на мировой арене сейчас является так называемая культурная дипломатия, то есть вариант «мягкой силы» (термин Дж. Ная [2]), призванный укрепить взаимопонимание между странами через активизацию культурного обмена, а также представить позитивный образ страны у иностранцев. Так называемый «национальный брендинг» (термин С. Анхолта), то есть имидж страны вовне, складывается не в последнюю очередь благодаря культурным связям. Так, в современной России за популяризацию русского языка и культуры за рубежом отвечают такие государственные организации как фонд «Русский мир» и федеральное агентство «Россотрудничество».

Разговор о культурной дипломатии России невозможен без фигуры Сергея Павловича Дягилева (1872-1929) - великого антрепренёра, чью роль в истории мирового искусства сложно переоценить. Потомственный дворянин и тонкий знаток живописи и музыки, в 1897 г. он организовал свою первую выставку немецких и английских живописцев. Будучи одним из главных деятелей «Мира искусства», первого крупного художественного объединения рубежа веков в России, участники которого совмещали новаторскую технику с любовью к отечественной истории, а яркость и лёгкость работ - с особым философско-эстетическим мировоззрением, с 1906 г. и до конца жизни

Казанский вестник молодых учёных. 2021. Т. 5. № 3.

Kazan bulletin of young scientists. 2021; 5(3)

Дягилев, благодаря влиятельным покровительствам и контактам в Императорских театрах, в основном выступал в роли талантливого импресарио, сначала организовав первый Исторический русский концерт в Париже, где представил лучшие образцы русской оперы, а три года спустя - первый из будущих двадцати «Русских балетов» (тогда - «Русских сезонов»), задававших моду и с триумфом шедших по миру вплоть до смерти знаменитого импресарио [3, 7].

Цель доклада - показать на примере антрепренёрской деятельности Сергея Дягилева 1906-1929 гг. (от открытия выставки русского искусства в Осеннем салоне Парижа до последнего, двадцатого сезона Ballets Russes) успешный опыт национального брендинга, на долгое время закрепивший за Россией статус великой державы с богатой разнообразной культуры. Помимо биографического метода, в работе используется анализ большого культурного феномена в исторической ретроспективе.

Вопреки мифам, Дягилев не «открыл» Россию для Запада (политическая и культурная элита осознавала себя частью Европы ещё с XVIII в.), однако сделал из неё узнаваемый бренд (как до него, но с меньшим размахом -И.К. Айвазовский и Карл Фаберже), а также раскрыл таланты многих гениев своего времени - как артистов балета Императорских театров (Татьяна Карсавина, Анна Павлова, Вацлав Нижинский), так и целой плеяды отечественных и зарубежный деятелей модернизма в музыке, живописи и декоре (на Дягилева в разное время работали Николай Рерих, Пабло Пикассо, Эрик Сати, Игорь Стравинский, Коко Шанель и многие другие). Балеты Дягилева продлили Серебряный век русской культуры, стали символом первой волны русской эмиграции и навсегда изменили историю музыки, балета и кураторства в искусстве. В работе будет убедительно доказано, что главными инструментами Дягилева служили:

- постепенность в открытии большой культурной традиции (сначала русские иконы, затем живопись и большие оперы XIX века, только потом революционные балетные представления);

- совмещение новаторских техник с пониманием культурной традиции, глубокого проникновения в общемировой исторический контекст с репрезентацией культурного кода собственной страны (то, что Достоевский в знаменитой Пушкинской речи назвал «всемирной отзывчивостью»);

- частная инициатива, личные связи и привлечение профессионалов из самых разных областей;

- создание т.н. «гезамкунстверка», то есть синтеза искусств, работающего на эффект шоу.

Многолетний опыт Дягилева по знакомству Европы с высшими культурными достижениями России и мира до сих пор поражает своим масштабом. Неслучайно с 2017 года Министерство культуры РФ запустили возрождение дягилевской антрепризы, международные проект «Русские сезоны», в течение года гастролирующий в той или иной зарубежной стране (Япония, Германия, Франция). Подобный интерес к опыту великого импресарио только подтверждает большую актуальность избранной темы, ведь не только творческое

наследие «сезонов» Дягилева, но и его личный вклад в популяризацию русской культуры нуждаются в глубоком анализе и переосмыслении.

Литература

1. Diaghilev and the Ballets Russes, 1909-1929: When Art Danced with Music. National Gallery of Art, Washington, 2013. - 28 p.

2. Joseph Nye. Soft Power: The Means to Success in World Politics. - PublicAffairs, 2004.

3. Брезгин О. П. Сергей Дягилев / Олег Брезгин. - М.: Молодая гвардия, 2016. - 639 с.: ил. - (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1597).

4. Герман М. Ю. Модернизм: искусство первой половины XX века. СПб.: Азбука-классика, 2003. 480 с. (Новая история искусства)

5. Лучкин А. В. Ретроспективные выставки в Санкт-Петербурге: историзм мышления на рубеже XIX-XX вв // Вопросы музеологии. - 2013. - Вып. 1 (7). С. 31-40.

6. Сергей Дягилев и художественная культура XIX-XX вв. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1989. - 182 с.

7. Шенг Схейн. Сергей Дягилев. «Русские сезоны» навсегда. КоЛибри, 2016. 608 с. (Персона)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.