Научная статья на тему 'Вклад профессора Р. С. Бабаянца в отечественную дерматовенерологию'

Вклад профессора Р. С. Бабаянца в отечественную дерматовенерологию Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
246
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Олисова О.Ю., Кочергин Н.Г., Белоусова Т.А., Новоселов В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад профессора Р. С. Бабаянца в отечественную дерматовенерологию»

Олисова О.Ю., Кочергин Н.Г., Белоусова Т.А., Новоселов В.С.

ВКЛАД ПРОФЕССОРА Р.С. БАБАЯНЦА В ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЮ

Кафедра кожных и венерических болезней ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России,

119991, г. Москва, Россия

Бабаянц Роберт Сергеевич родился в городе Баку 1 января 1927 г., как прежде писали, в семье рабочего. Окончив среднюю школу в 1944 г, он поступил в Бакинский медицинский институт и после его успешного окончания в 1949 г. прошел дерматологическую специализацию в клинической ординатуре при Московском областном научно-исследовательском клиническом институте им. М.Ф. Владимирского. После окончания ординатуры Роберт Сергеевич остался работать научным сотрудником этого института и в 1954 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию. Вскоре после защиты по заданию Правительства СССР его командировали в Республику Вьетнам. За плодотворную работу и братскую помощь, оказанную населению республики, правительство страны наградило Роберта Сергеевича Бабаянца орденом.

С 1958 г. Роберт Сергеевич работал старшим научным сотрудником Института биофизики Минздрава СССР и в 1964 г. защитил докторскую диссертацию на закрытую тему по радиационным поражениям кожи. Вскоре после защиты молодого доктора медицинских наук, профессора дерматовенерологии избрали первым заведующим кафедрой кожных и венерических болезней медицинского факультета Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы. В этот творческий период становления кафедры под его руководством коллектив сотрудников-единомышленников выпустил сборник лекций для студентов-иностранцев с учетом тропической кожной патологии, иллюстрированное руководство к практическим занятиям, справочник по лечению кожных и венерических болезней и, наконец, первую в стране и единственную по настоящее время монографию «Кожные и венерические болезни жарких стран», выдержавшую два издания.

В 1970 г. после смерти В.А. Рахманова, заведующего кафедрой кожных и венерических болезней I Московского ордена В.И. Ленина и ордена Трудового Красного Знамени медицинского института им. И.М. Сеченова Роберт Сергеевич Бабаянц стал его преемником и на протяжении последующих 13 лет руководил ведущей кафедрой ведущего медицинского вуза страны.

В это первое десятилетие «пострахмановского» периода под руководством Р.С. Бабаянца было защищено более 50 докторских и кандидатских диссертаций, внедрен целый ряд новых научных и практических лечебно-диагностических подходов в дерматовенерологии. Впервые было создано и успешно функционировало единственное в стране дерматологическое отделение лечебного голодания - разгрузочно-диетическая

терапия (РДТ), в котором за все годы его существования с успехом получили лечение не одна тысяча больных различными хроническими дерматозами, ставшие клиническим материалом для 5 кандидатских диссертаций. Едва ли не первым в стране в те годы было открыто отделение ПУВА-терапии, с успехом функционирующее и по сей день. Тогда же по результатам применения ПУВА-терапии у больных псориазом была защищена первая в отечественной дерматологии докторская диссертация (В.В. Владимиров). По инициативе Р.С. Бабаянца был создан первый в стране кабинет лазеротерапии, и успехи изучения и применения этого метода в дерматологии нашли отражение в первых диссертациях на эту тему (А.П. Ракчеев). До сих пор в клинике кожных болезней успешно функционирует кабинет рефлексотерапии, открытый в начале 1970-х годов по инициативе Р.С. Бабаянца, под руководством которого была защищена и первая диссертация по этой теме (Н.Н. Шинаев). Под руководством Роберта Сергеевича впервые в отечествен-

DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9588-2017-20-2-69-71

РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ КОЖНЫХ И ВЕНЕРИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЕЙ. 2017; 20(2)

ной дерматологии были проведены исследования по изучению психо-эмоциональных и вегетативных факторов в патогенезе экземы и показана их роль в дебюте и рецидивах дерматоза (кандидатская диссертация Т.А. Белоусовой). Поистине переворотом в отечественной венерологии стала разработка и внедрение однокурсового метода лечения больных сифилисом, встретившего в то время немало препятствий на пути внедрения в практику. Она сегодня признана во всем мире. Первые научно-практические результаты применения однокурсового лечения больных сифилисом были закреплены в первой в стране диссертации (В.С. Новоселов), защищенной под руководством Р. С. Бабаянца. Впервые в те годы были начаты исследования по изучению Т-клеток при атопическом дерматите и получены первые данные о ведущей роли Т-хелперов при этом заболевании, что нашло отражение еще в одной кандидатской диссертации (Н.Г. Кочергин).

Постоянно работая над новыми научными направлениям в дерматовенерологии, Роберт Сергеевич был новатором и в преподавании дерматологии. Под его руководством на кафедре начали читать лекции по тропической дерматовенерологии, именно в тот период были заложены основы тестового контроля знаний, были созданы первые наборы дерматологических тестов для исходного и итогового контроля знаний. Кроме того, под его руководством сотрудники кафедры стали принимать участие в международных проектах как в рамках педагогического, так и научного сотрудничества, участвовать в международных симпозиумах и съездах.

Р.С. Бабаянц опубликовал более 300 научных работ, он является автором уже упомянутой монографии «Кожные и венерические болезни жарких стран», соавтором монографий «Дерматологическая синдро-мология», «Расстройства пигментации кожи», «Острая лучевая травма» и др. Под его руководством и при непосредственном участии вышли в свет новые учебные таблицы, учебные фильмы, серии учебных слайдов, руководства к практическим занятиям для студентов.

Роберт Сергеевич являлся заместителем председателя Московского общества дерматовенерологов и косметологов (МОДВ), членом правления Всероссийского и Всесоюзного обществ дерматологов и венерологов, редколлегии журнала «Вестник дерматологии и венерологии». Его избрали почетным членом общества дерматологов Югославии, Болгарии, членом редколлегии журналов «Exerpta Medica», издаваемого в Швейцарии, «International Psoriasis Bulletin», издаваемого в США.

Такова профессиональная, научная и педагогическая судьба профессора Бабаянца Роберта Сергеевича. А вот что говорят люди, знавшие его лично, работавшие с ним бок о бок, - его ученики.

«В то время я обучалась в клинической ординатуре, и он был моим научным руководителем, когда я поступила в аспирантуру. Нас, его учеников, всегда поражала его неугомонная энергия, постоянное новаторство в науке, стремление к тесному сотруд-

ничеству с другими научными школами и специалистами смежных специальностей. Круг его научных интересов был чрезвычайно разнообразен. Под его руководством выполняли диссертационные работы по изучению различных аспектов патогенеза и лечения псориаза, атопического дерматита, экземы, розацеа и периорального дерматита, сифилиса. Впервые в дерматологической практике в клинике кожных болезней было открыто отделение разгрузочной диетотерапии и активно разрабатывались методы ее применения в терапии хронических дерматозов. Роберт Сергеевич был активным сторонником использования в терапии кожных болезней нелекарственных методов. По его инициативе лечебная база клиники обогатилась открытием кабинета иглорефлексотерапии, ПУВА-терапии, где активно разрабатывались новые методы лечения различных заболеваний кожи.

Талант ученого у него сочетался с талантом педагога и наставника. Он прекрасно читал лекции, на его обходы и разборы больных приезжали врачи из других лечебных учреждений. В период его руководства кафедрой значительно омолодился ее преподавательский состав. Все аспиранты, в том числе и я, выполнявшие диссертационные работы под его руководством, продолжили работу на кафедре в качестве преподавателей и до настоящего времени составляют основной костяк профессорско-преподавательского коллектива. Роберт Сергеевич был необыкновенно обаятельным и остроумным человеком. Он всегда излучал позитивную энергию и умел не только генерировать идеи, но и успешно претворять их в жизнь, он был творческой личностью во всем. Он прекрасно рисовал и создал целую серию рисунков и учебных пособий для изучения кожных заболеваний. В отношении к своим ученикам он всегда проявлял теплоту и заботу. У меня до сих пор хранится открытка, написанная его рукой, с поздравлением по случаю рождения дочери, где он желает «маленькой Белоусовой» расти здоровой, умной и стать по примеру мамы дерматологом. Его пожелания сбылись, и моя дочь стала дерматологом, успешно защитила кандидатскую диссертацию и работает в клинике кожных болезней, которой когда-то руководил Роберт Сергеевич Бабаянц».

«Самый молодой из профессоров-дерматовенерологов страны 43-летний Р.С. Бабаянц стал во главе старейшей в Советском Союзе кафедры кожных и венерических болезней после целой плеяды отечественных дерматологов от А.И. Поспелова до В.А. Рахманова, которые руководили этой кафедрой. Сегодня, по прошествии 45 лет, можно только себе представить, с какими трудностями и вызовами пришлось столкнуться молодому руководителю кафедры, где десятилетиями складывались свои традиции и устои, не всегда благоприятные и не всегда прощавшие ошибок.

Роберт Сергеевич отличался высоким даром человека, умеющего располагать к себе как студента, так и любого сотрудника. Будучи превосходным оратором,

педагогом, всегда увлекал студентов излагаемым лекционным материалом. Особой популярностью пользовались лекции Роберта Сергеевича, посвященные редким дерматозам жарких стран, когда присутствующие знакомились с фотоиллюстрациями, исполненными лично профессором.

Профессионализм, высокая эрудиция, чуткость и внимание к больным, гигантская трудоспособность -качества, которыми обладал Роберт Сергеевич.

Его рабочие дни всегда начинались с пятиминуток. Сотрудники кафедры и клиники были ориентированы на рабочие планы руководителя. Все «трудные» производственные вопросы Роберт Сергеевич разрешал в личных беседах. Был доверителен к человеку-собеседнику, однако в межличностных отношениях не прощал предательства. Возникающие в коллективе сопротивления и разногласия (а это нормальное явление для работы любого коллектива) руководитель кафедры успешно разрешал, выстраивая с подчиненными конструктивный диалог так, чтобы не настраивать «команду» против себя и при этом оставить контроль за собой. Роберт Сергеевич не занимался самопиаром, всегда переводил разговор на своего сотрудника, обладающего способностями клинициста высокого класса. Выслушивал мнение каждого, не подвергая резкой критике допустивших в работе какую-либо неточность.

Он умел вдохновлять подчиненных, браться за то, что в дебюте любого новшества могло казаться неисполнимым. Так, благодаря его научной прозорливости впервые в СССР в клинике применили лазер, методы фототерапии, разгрузочной диетической терапии, однокурсовой метод лечения сифилиса, разрабатывали принципы психотерапии и рефлексотерапии.

Роберт Сергеевич был образованным интеллигентным человеком с острым умом и тонким чувством юмора. Виртуозно музицировал на пианино, превосходно танцевал, профессионально рисовал и декламировал стихи. Был любящим мужем и отцом. Он умело владел концепциями развития и способностью предвидеть будущее. Был невероятно стойким. Умел извлекать уроки из своих ошибок, перегруппировываться, убедившись в своей правоте и вновь испытывая уверенность в себе, с удвоенной скоростью двигаться вперед».

«Роберт Сергеевич был моим учителем с моего студенчества: я слушал его лекции на четвертом курсе еще в Университете дружбы народов, и, похоже, именно его личностные качества обаятельного и талантливого человека были в основе моего выбора специальности, и впоследствии я стал одним из его первых аспирантов уже в Первом меде. Действительно, он старался везде быть первым, поэтому выбор моей темы кандидатской диссертации был связан с только начинающимся в то время иммунологическим направлением в исследованиях. Его стремление к пер-фекционизму во всем иллюстрирует один случай. Роберт Сергеевич как-то был приглашен на один международный конгресс с научным докладом, который

нужно было делать на английском языке. Он подготовил русский текст и попросил меня сделать перевод. Потом он попросил меня начитать этот английский текст на магнитофон. И потом выучил его наизусть. По возвращении из Европы вызывает меня в кабинет и говорит: «Все прекрасно, меня все поняли, правда, я не понял их вопросов. Ну, да ладно». И с юмором продолжает: «Слушай, тут меня в Японию с докладом пригласили, ты, случайно, японского не знаешь?»

«Роберт Сергеевич был руководителем моей кандидатской диссертации, и мне довелось общаться с ним, к сожалению, очень непродолжительное время. Впервые Роберта Сергеевича я увидела, поступив в клиническую ординатуру на кафедру кожных и венерических болезней Первого меда. Красивый, статный, энциклопедически образованный, прекрасно воспитанный, он, к примеру, всякий раз вставал из-за стола навстречу, когда к нему в кабинет входила женщина, не важно, санитарка это была, или доцент, или клинический ординатор, как я. Он обладал уникальным чувством юмора и одновременно был чрезвычайно скромный - мало кто знал, что Роберт Сергеевич великолепно играл на рояле, писал картины, сочинял стихи.

О том, что Роберт Сергеевич смертельно болен, многие не ведали, тем более мы, ординаторы. Но вначале все было очень радужно, полно замечательных впечатлений, например, проведенные нашей кафедрой впервые в России международные симпозиумы по фотохимиотерапии в 1982 и 1983 гг. В 1980-е годы впервые этот прогрессивный метод лечения был применен у нас на кафедре во время руководства кафедрой Р.С. Бабаянцем. На первый и второй симпозиумы слетелись дерматологи мирового уровня. Конечно, лидировал Роберт Сергеевич. А какая культурная программа была - Большой театр, Цирк на Вернадского, Загорская (ныне Сергиево-Посадская) Лавра.

А сколько других, как сейчас принято говорить, инновационных методов было внедрено Робертом Сергеевичем в работу клиники - это и иглорефлексо-терапия, и лазеротерапия, и лечебное голодание, и лечение сифилиса дюрантными препаратами, и многое другое.

Я вспоминаю с огромной благодарностью вступительный экзамен в аспирантуру по специальности. Роберт Сергеевич уже не выходил на работу, а лежал дома. Это было незадолго до его смерти. Сроки поджимали, и мне пришлось сдавать экзамен Роберту Сергеевичу у него дома. Я не понимала всего трагизма ситуации, а Роберт Сергеевич ничем не выказывал, что он уходит из жизни, все так же шутил и, как всегда, хвалил за успехи, поставив пятерку. Вскоре его не стало».

Умер Роберт Сергеевич Бабаянц 21 октября 1983 г. в Москве. Хоронили мы его в Баку в его родовом пантеоне. К тому времени все слезы уже были выплаканы.

Никто не плакал, но всем казалось, что идет дождь...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.