Научная статья на тему 'Вклад музеев Восточной Сибири в литературную жизнь региона в 1960-х – начале 1990-х годов'

Вклад музеев Восточной Сибири в литературную жизнь региона в 1960-х – начале 1990-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ / ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ / ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЕЙНОЕ СООБЩЕСТВО / МЕЖСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / MUSEUMS OF EASTERN SIBERIA / LITERARY LIFE / LITERARY MUSEUMS / LITERARY AND MUSEUM COMMUNITY / INTERSYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яшина Л. В.

Вклад восточносибирских музеев в литературную жизнь региона освещается через раскрытие факторов развития и достижений музейно-литературной жизни, роли музеев в создании необходимых условий для общественно-культурного и личностного роста. Межсистемный подход призван помочь установить степень взаимопроникновения музейной и литературной сфер и жизнеспособность межсистемных моделей функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contribution of Eastern Siberia Museums to the literary life of the region in 1960–19901

That article is devoted to the contribution of museums of Eastern Siberia to the literary life of the region; it studies the factors of development and achievements of museum and literary life, the role of museums in the creation of the necessary conditions for the socio-cultural and personal growth. The author applies the intersystem approach to determine the degree of interpenetration of museum and literary spheres and the viability of intersystem models of functioning.

Текст научной работы на тему «Вклад музеев Восточной Сибири в литературную жизнь региона в 1960-х – начале 1990-х годов»

УДК 006.9(Р573):002 Л.В. Яшина*

ВКЛАД МУЗЕЕВ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ В ЛИТЕРАТУРНУЮ ЖИЗНЬ РЕГИОНА В 1960-х - НАЧАЛЕ 1990-х ГОДОВ

Вклад восточносибирских музеев в литературную жизнь региона освещается через раскрытие факторов развития и достижений музейно-литературной жизни, роли музеев в создании необходимых условий для общественно-культурного и личностного роста. Меж-системный подход призван помочь установить степень взаимопроникновения музейной и литературной сфер и жизнеспособность межсистемных моделей функционирования.

Ключевые слова: музеи Восточной Сибири, литературная жизнь, литературные музеи, литературно-музейное сообщество, межсистемный подход.

Contribution of Eastern Siberia Museums to the literary life of the region in 1960-1990.

LYUBOV V. YASHINA (East Siberian State Academy of Education, Irkutsk).

That article is devoted to the contribution of museums of Eastern Siberia to the literary life of the region; it studies the factors of development and achievements of museum and literary life, the role of museums in the creation of the necessary conditions for the socio-cultural and personal growth. The author applies the intersystem approach to determine the degree of interpenetration of museum and literary spheres and the viability of intersystem models of functioning.

Key words: museums of Eastern Siberia, literary life, literary museums, literary and museum community, intersystem approach.

Литературная жизнь Восточной Сибири как совокупность явлений и связей, доминантой которых была литературная составляющая, имела ярко выраженную региональную и субрегиональную специфику. Среди многих факторов ее развития можно выделить культуроорганизующий потенциал местного музейного сообщества, определивший узлы сопряжения музейного и литературного и окололитературного творчества. Их появлению и укреплению способствовало бурное развитие музейной и литературной сфер в 1960-1980-е годы.

При изучении вклада музеев Восточной Сибири в литературную жизнь возникает много вопросов, на которые не дают исчерпывающих ответов посвященные культурной жизни региона научные исследования. В диссертационных работах о му-

зейном строительстве в Восточной Сибири во 2-й половине XX в. музейно-литературная жизнь показана фрагментарно в контексте развития музейного дела в целом или отдельных музеев и их групп [3, 6, 14, 17, 19, 21, 23]. Научные издания, посвященные истории и деятельности отдельных государственных художественных музеев (см., например, [15]), не дают целостной региональной картины. Остаются не до конца проясненными вопросы субрегиональных особенностей формирования музейно-литературных сообществ, их влияния и вклада в культурную жизнь региона, создания и использования для общественного развития литературно-музейного потенциала и др.

Целью данной статьи является изучение вклада восточносибирских музеев в литературную жизнь региона через раскрытие факторов раз-

*ЯШИНА Любовь Витальевна, кандидат исторических наук, докторант кафедры истории России (Восточно-Сибирская государственная академия образования, Иркутск). E-mail: Lyubavita@mail.ru © Яшина Л.В., 2013

вития и событий музейно-литературной жизни, роли музеев в создании необходимых условий для общественно-культурного и личностного роста.

Основными факторами развития литературномузейной деятельности в регионе в рассматриваемый период явились следующие:

1. Обращение к опыту известных литературных музеев России и союзных республик. Среди упоминаемых в литературе примеров для восточносибирских музейщиков - Государственный литературный музей в Москве, литературный музей им. А.Н. Навои Узбекистана, музеи Татарстана и др.

2. Развитие литературного краеведения в сфере профессионального и общего образования, в библиотечном деле. В результате этого в 19601980-х годах были созданы небольшие школьные музеи, посвященные землякам, например в селах Тунгуска и Лохово Иркутской области -поэтам И.М. Харабарову и В.А. Пестюрину [11], в с. Елань Бичурского района Бурятии - прозаику и поэту М.М. Шиханову1, в с. Александровский Завод Борзинского района Читинской области -Н.Г. Чернышевскому2, в школе № 5 г. Чита [7], в Ужурской школе-интернате № 7 Красноярского края - писателю А.П. Гайдару[16]; в Якутии

- музеи якутской литературы: Легойский музей, в с. Кэптэни Усть-Алданского района, в с. Чап-панда Ленинского района, якутской школе № 2, Игидейской школе (им. Э.К. Пекарского - автора словаря якутского языка)3, в Туве - в Сарыг-Сепской школе № 2 (им. писателя С.К. Тока)4. Возникло два вузовских музея - литературный им. лауреата Премии комсомола Красноярского края Георгия Суворова в Красноярском государственном педагогическом институте (КГПИ) и музей книги в Восточно-Сибирском государ-

1 Национальный архив республики Бурятия, далее НАРБ. Ф. Р-2019. Оп. 1. Д. 82. Л. 11.

2 Государственный архив Забайкальского края, далее ГАЗК. Ф. Р-17. Оп. 1. Д. 1432. Л. 13.

3 Национальный архив республики Саха (Якутия), далее НАРС. Ф. Р-1344. Оп. 3. Д. 192. Л. 166, 172; Ф. Р-1407. Оп. 2. Д. 95. Л. 62; Список музеев Якутской АССР, работающих на общественных началах (общественных и школьных) по состоянию на 1 января 1980 г. // Науч. архив Якут. гос. объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского (ЯГОМ).

4 Центральный государственный архив Республики Тыва,

далее ЦГАРТ. Ф. Р-14. Оп. 1. Д. 118. Л. 13.

ственном институте культуры5. На базе Читинской областной библиотеки им. А.С. Пушкина открыт Литературный музей Забайкалья [10].

3. Активный интерес к «сибирским судьбам» творцов со стороны российской общественности в лице родственников писателей, научных специалистов, культурных деятелей, библиофилов и других сопричастных истории культуры соотечественников. Так, импульсом к созданию музея В.Я. Шишкова, писателя, автора романа «Угрюм-река», в Ербогачене Катангского района Иркутской области стало письмо жены писателя И. Гольдберга, интересовавшейся жизнью Катангского уезда во времена отбывания супругом ссылки. Кроме того, накануне 100-летия

В. Шишкова (1873-1945) в районе побывала первая научная экспедиция из Томского университета, показавшая важность и необходимость собирательской работы [12].

4. Инициативы и деятельное участие представителей государственных и общественных центров культурной, научной, художественной жизни Восточной Сибири в создании фондов и музеев литературного профиля, в литературномузейной работе. Наибольшую роль сыграли члены Союза писателей, в той или иной мере содействовавшие созданию и улучшению условий функционирования большинства музеев. Грани взаимодействий на постоянной и временной основе разнообразны: разработка концепций музеев, отделов, выставок; пополнение, изучение и публикация материалов фондовых коллекций, членство в музейных советах, руководство литературными студиями музейных клубов, подготовка публикаций о музеях, участие в мероприятиях и многое др.

5. Информационное, организационнометодическое, научное и иное обеспечение процесса образования и развития музеев расширяющейся социокультурной инфраструктурой осуществлялось сетью государственных и ведомственных (НИИ, вузов и др.) библиотек, научных и образовательных учреждений, имевших отделы и кафедры филологии, издательств литературных журналов «Сибирь» (Иркутск),

5 Паспорт музея им. Г. Суворова // Науч. архив

Красноярского краевого краевед. музея (КККМ);

Материалы о работе общественных музеев Бурятии //

Науч. архив ЯГОМ.

«Полярная звезда» (Якутск), «Байкал» (Улан-Удэ), «Енисей» (Красноярск).

Целенаправленная работа музейного сообщества по музеефикации литературного наследия последовательно проводилась все изучаемые годы. Государственные литературные музеи созданы по концепциям и на базе коллекций краеведческих музеев. Так, концепция будущего литературного музея была разработана научным сотрудником Красноярского краеведческого музея А. Гуревичем еще в 1946 г., комплектовались материалы.

Музейное движение с середины 1960-х годов обеспечило рост числа преимущественно общественных музейных центров, созданных в большинстве своем во 2-й половине 1970-х-1980-е годы. К началу 1990-х годов только три из 22 литературных музеев были государственными (из них два филиала): Литературный музей им. П.А. Ойунского в Якутске, Литературный музей Бурятии им. Х. Намсараева в Улан-Удэ, дом-музей Н.Г. Чернышевского в с. Александровский Завод Борзинского района Читинской области. В части музеев возникли литературные отделы, например, Чычимахский отдел литературы Алек-сеевского районного краеведческого музея, филиала Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского (ЯГОМ)6. Вышеупомянутый Литературный музей им. Х. Намсараева был открыт на основе созданного в 1984 г. при объединении музеев литературного отдела.

Создание богатейшего уникального литературного фонда можно считать важнейшим вкладом музеев в литературную и общекультурную жизнь. «Работали в культуре» архивы более 300 писателей, поэтов и литературных деятелей, обширнейший книжный фонд, насчитывающий десятки тысяч томов. Музеи располагали уникальными памятниками: редкими книгами первых бурятских летописцев, монгольскими, тибетскими изданиями, книгами и журналами XIX - 1-й половины XX в. и многими др.

Большие собрания посвящены истории становления и развития национальных литератур и их основателям, профессиональному, самодеятельному и народному литературному творчеству представителей коренных народов Восточ-

6 НАРС. Ф. Р-407. Оп. 2. Д. 95. Л. 14.

ной Сибири. Впечатляющими литературными материалами обладали, помимо столичных, многие окружные, районные, городские и сельские музеи: Эвенкийский окружной краеведческий музей (о живших в Эвенкии Ж. Трошеве, А. Нем-тушкине, Н. Оегире, И. Удыгире, В. Власове, Н. Дедюхине), Верхоянский районный краеведческий музей (о поэтах М. Ефимове, Х. Горохове, Д. Дыдаеве), Нижнеингашский краеведческий музей (о земляке Н. Устиновиче), Акшинский историко-краеведческий музей (о Е. Петряеве), музей-библиотека п. Овсянка (о В.П. Астафьеве) и др.7 В местных музеях хранились литературные труды земляков, поддерживающих связи с музеем. Например, в музее Тарасинской восьмилетней школы - литературные произведения бывших выпускников школы заведующего кафедрой литературы Коломенского пединститута Г.В. Дагуровой, научного сотрудника Бурятского филиала СО АН СССР М.П. Хомонова и др. [2].

В фондах отложились материалы о литературной жизни региона: о Днях литературы и искусства народов СССР, о поездках по Восточной Сибири писателей, о мероприятиях и акциях. Создана фотогалерея и фонотека выступлений литераторов.

Значительным вкладом музеев в литературную жизнь стала консолидация региональных сообществ в процессе изучения, сохранения и пропаганды литературного наследия. Включенность широкой общественности в создание музейных объектов, «народные стройки» - показательная практика общественно-культурного процесса изучаемого времени. В создании музея-усадьбы П. Ойунского, например, участвовали строители совхоза «Таттинский», учащиеся Харбалахского СПТУ, Черкехской средней школы, коллективы районных организаций8.

Неиссякаемый поток школьных поисковых программ открывал широкие возможности для привлечения к музейно-литературной деятельности носителей народной культуры, фольклористов, самодеятельных певцов и музыкантов, осознававших значимость своего участия в сохранении памятников устного народного творчества. Краеведы музея восьмилетней школы

7 ЦГАРТ. Ф. Р-14. Оп. 1. Д. 118. Л. 13; Паспорта музеев //

Науч. архив ЯГОМ.

8 НАРС. Ф. Р-1407. Оп. 2. Д. 95. Л. 61.

им. А.П. Квитного Каа-Хемского района Тувы с 1960-х годов работали со сказителями и собрали семьдесят фольклорных произведений - сказок, поэм, песен и т.д.9

Наибольшую активность в консолидации региональных сил музеи проявили в конце 1980-х

- начале 1990-х годов в период общественной кампании по передаче лучших зданий, памятников архитектуры детским и культурным учреждениям и национально-общественных движений в республиках и областях. Сотрудники музея истории Бурятии и его литературного филиала заручились поддержкой творческой интеллигенции и в письменном обращении к первому секретарю ОК КПСС Л.В. Потапову о предоставлении здания гостиницы «Интурист» под литературный музей, и в проведении в 1990 г. первого благотворительного вечера. Список его участников является социальным срезом наиболее активных национальных общественно-культурных сил [1]. В конце 1980-х годов начался период культивирования субрегиональных особенностей культурных сообществ, имеющих национальноэтническую привязку.

Важным является укрепление интегрированного потенциала гуманитарных сфер общества. Вклад музеев в развитие литературной жизни просматривается во всех ее межотраслевых гранях: общественно-, научно-, художественно-, музыкально-, театрально-, музейно-литературной. Музеи при этом выступали во всех своих ипостасях и миссиях - исследователей, трансляторов, популяризаторов, хранителей памяти о событиях и творцах и др.

Межотраслевое поле творчества имело тенденцию к расширению благодаря превращению музея в площадку поэтапного творческого процесса: идея - проект - реализация в создании эскизов музеев и экспозиций. Так, музей-усадьба П. Ойунского на территории его родного аласа Дэлбэрийбит создавался в 1983 г. по эскизу художника Якутска А.Л. Осипова. В 1973 г. в Литературном музее П. Ойунского к 80-летию со дня рождения писателя В.И. Антоновым установлена 8-гранная коновязь как памятник10. Тематика многих выставок носила межотраслевой характер: «П. Ойунский в творчестве якутских

9 ЦГАРТ. Ф. Р-147. Оп. 1. Д. 52. Л. 31.

10 НАРС. Ф. Р-407. Оп. 1. Д. 740. Л. 9; Оп. 2. Д. 95. Л. 61.

художников» (Якутский республиканский музей изобразительного искусства (ЯРМИИ), 1983), «Книжная иллюстрация И.И. Попова» (ЯРМИИ, 1990) и др. [15, прил., с. 13].

Универсальными площадками межотраслевого взаимодействия становились конференции, посвященные изучению народного и профессионального литературного творчества. Участие музеев в них как организаторов и участников диктовалось и научными интересами сотрудников, и фондовыми возможностями музейных центров. Так, на конференции сказителей Тувы (Кызыл, 1972) научные сотрудники Тувинского республиканского краеведческого музея записали фольклорные произведения и сфотографировали 55 сказителей, пополнив музейный научный архив11.

Благоприятные условия для межсферных взаимодействий создавали выставки, приуроченные к научным конференциям и иным крупномасштабным мероприятиям. Например, выставка «Памятники материальной и духовной культуры якутов XVII-XX вв.» в картинной галерее Якутского государственного университета (ЯГУ) к всесоюзной научной конференции «Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока» (1977) организована общими усилиями ЯГУ, Общества охраны памятников истории и культуры, Якутского республиканского краеведческого музея (ЯРКМ), ЯРМИИ и Союза художников ЯАССР [15, прил., с. 111]. Конференции расширяли возможности и межмузейного сотрудничества. Например, в 1979 г. Музей П. Ойунского участвовал в проведении научной конференции Литературного музея Бурятии, посвященной 90-летию Х. Намсараева12.

Через развитие межтерриториальных связей обеспечивалась целостность литературномузейного пространства. Этому способствовали дни национальных культур, в которых участие музеев было обязательным. Например, в Литературном музее П. Ойунского в 1980 г. оформлялись стенды к дням русской, казахской, башкирской, горноалтайской, тувинской, хакасской литератур под девизом «Дружба литератур -дружба народов»13.

11 ЦГАРТ. Ф. Р-147. Оп. 1. Д. 134. Л. 5.

12 НАРБ. Ф. Р-1976. Оп. 1. Д. 17. Л. 53.

13 НАРС. Ф. 1407. Оп. 2. Д. 4. Л. 21.

В театрально-литературной жизни региона интерес зрителей вызывали камерные театрализованные постановки в стенах музея. В литературном музее Еланской средней школы Бичур-ского района Бурятии в 1988 г. поставлена пьеса «Друзья Белой волшебницы» по произведению М. Шиханова [18]. Музейный антураж в Зырянском районном музее служил декорациями к спектаклю «В гостях у бабушки Дарьи» по произведению народного писателя Якутии Н. Мордвинова «Весенняя пора» о жизни якутов в прошлом (1992) [8]. Наибольшей популярностью у аудитории пользовались литературномузыкальные салоны, фестивали, получившие распространение в 1980-е годы. Многие подобные мероприятия стали объединяться в программах республиканских литературных праздников, как в Бурятии в 1987 г. во время подготовки к проведению месячника, посвященного международному Дню музеев 18 мая14.

В научно-литературной жизни музеи занимали нишу популяризаторов литературоведения. Сотрудники музеев привлекались к работе литературных факультетов народных общественных университетов культуры15. В их стенах нередкими гостями и участниками мероприятий, руководителями клубных секций были ученые-филологи [1, 22]. Общественный Музей печати Бурятии пропагандировал издания литераторов и исследователей-филологов. Выставки о литературной жизни региона способствовали увековечиванию имен писателей и поэтов, литературных деятелей. Организованные Акшинским филиалом Читинского областного краеведческого музея в 1989 г. зональные и районные «Петряевские чтения», «Чтения П. Ойунского» в музее-усадьбе Ойунского (1980-е), многочисленные мероприятия, посвященные творцам, были ступенями мемориализации их имен [13]. Одним из итогов этой работы было открытие мемориальных досок, памятных знаков. Так, в 1985 г. на доме-музее П. Ойунского установлена мемориальная доска Союза писателей Якутии с именами десяти писателей-фронтовиков. В 1974 г. на территории ЯРКМ посажена в честь народного поэта Якутии

С. Кулачикова аллея его имени16.

14 НАРБ. Ф. Р-1976. Оп. 1. Д. 137. Л. 6.

15 Государственный архив новейшей истории Иркутской области, далее ГАНИИО. Ф. 2830. Оп. 1. Д. 273. Л. 23.

16 НАРС. Ф. Р-1407. Оп. 1. Д. 748. Л. 17; Оп. 2. Д. 75. Л. 39.

Персонализация истории литературного творчества служила отправной точкой и в работе, и в оценке достижений всех сфер и уровней. Музейно-литературное творчество способствовало личностному росту его участников. Сам творческий процесс служил прекрасным демонстратором роли личности в истории.

Музеи способствовали повышению интереса к книге, литературе, облекая ореолом престижности культуру чтения и начитанность. Книжные выставки в музеях организовывались с начала 1950-х годов. С ростом фондов и музейных библиотек тематический диапазон и экспонатная представленность существенно расширились, особенно в литературных музеях. Например, библиотека Литературного музея П. Ойунского пополнялась новинками Якутского книжного издательства, дарами писателей, старинными изданиями из научной библиотеки Пушкина, библиотеки училища потребкооперации и из других источников. В 1983 г. в музее прошли выставки миниатюрных книг книголюбов, произведений якутских писателей в центральных изданиях, новинок Якутского книжного издательства, книжной графики художника С. Герасимова17.

Наибольшего размаха книжно-выставочная работа приобретает в 1980-е годы - время подъема общественно-культурной работы. В 1981 г. в музее книги Восточно-Сибирского государственного института культуры открылась выставка «Поэзия в миниатюрной книге», представившая зрителю 150 томиков произведений поэтов Бурятии и союзных республик, народный эпос «Калевала» и многое другое. На выставке экспонировалась часть коллекции по теме «Поэзия» преподавателя института культуры, активного члена Всесоюзного общества книголюбов, увлеченного пропагандиста книги Е.М. Смирнова [4]. В музее КГПИ проходили презентационные выставки художественной литературы для студентов, преподавателей и всех посетителей. Уроки родного языка и литературы, читательские конференции с участием авторов предвосхитили современную музейную интерактивность на основе диалога18.

17 НАРС. Ф. Р-1407. Оп. 2. Д. 95. Л. 9-10; Ф. Р-344. Оп. 3.

Д. 175. Л. 76; ЦГАРТ. Ф. Р-147. Оп. 1(доп.). Д. 3. Л. 12.

18 ЦГАРТ. Ф. Р-14. Оп. 1. Д. 138. Л. 17; НАРБ. Ф. Р-1976.

Оп. 1. Д. 91. Л. 11-12; ГАЗК. Ф. Р-63. Оп. 1. Д. 850. Л.

Музеи пытались удовлетворить потребности личностного роста в ценностно-смысловых, общекультурных, познавательных, информационных, коммуникативных и иных ориентациях, предлагая «продукт» музейного творчества, возможность участия или самореализации на музейном поприще. Специфика музейного творчества, привлекшая тысячи участников, состояла в многогранности деятельности, востребованности творческой инициативы, рамки которой раздвигались межсистемными люфтами, возможностью их заполнения через освоение новых направлений и форм работы.

Личностное совершенствование музейных специалистов, общественников проходило и через литературные опыты, результаты которых внесли определенный вклад в литературную жизнь. Приведем лишь несколько примеров. Первый директор Тувинского краеведческого музея В.П. Ермолаев выпустил в свет в Тувинском книжном издательстве книгу «Легенда о Саине». Он писал повести, рассказы, очерки, были, хранящиеся в фондах музея [9]. Организатор музея Нельхайской средней школы Бурятии Ж.А. Зимин являлся автором ряда книг. Его пьеса «Половодье Хужарты» на сцене Бурятского драматического театра пользовалась успехом [5]. Директор Эвенкийского окружного краеведческого музея И.И. Суворов, член Союза писателей СССР с 1960 г., подготовил и издал в Красноярском книжном издательстве сборник эвенкийских сказок «Верный друг», популярный очерк «Народное творчество в Эвенкии» [20].

Музейное творчество как фактор личностного роста расширяло круг «носителей» музейной культуры - идейных лидеров, истинных подвижников. Для многих из них музеи стали делом жизни: дом-музей В. Шишкова - для Д.П. Ждановой, А. Вампилова - для Ю.Б. Соломеиной, В. Яна - для П.К. Палиловой. Личные заслуги стали маркером музейных достижений, получивших общественное признание. Благодаря сближению линий профессионального и личностного роста был создан социально-стратификационный пласт музейно-культурной элиты с высокой планкой внутренней культуры, оказывающей заметное влияние на развитие культуры и общества.

21-23. Паспорт музея КГПИ // Научный архив КККМ.

Итак, под влиянием общероссийских и региональных факторов в Восточной Сибири в изучаемые годы было сформировано музейнолитературное сообщество, готовое к разработке новых идей и проектов и способное к их реализации. Создан огромный «человеческий капитал» для дальнейшего развития музейно-литературной сферы, в которой многие творческие находки и открытия этого времени стали музейной классикой. При этом необходимым условием был и остается поиск новых граней взаимодействия и сотрудничества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Басаева А. Дом, где согреваются сердца // Молодежь Бурятии. 1990. 21 июля.

2. Бельгаева А. Как увлекательная повесть // Сельская правда. 1975. 21 ноября.

3. Винокуров П.В. Становление и развитие музейного дела в Якутии (сер. 80-х гг. XIX в. - 1980 г.): дис. ... канд. ист. наук / Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова. Якутск, 1996. 208 с.

4. Волынцева Т. Библиотека, уместившаяся в портфеле // Правда Бурятии. 1981. 14 окт.

5. Григорьев В. Сельский народный музей // Вост.-Сибир. правда. 1970. 16 июля.

6. Дыртык-оол А.О. Становление и развитие музейного дела в Туве (1921-2000): дис. ... канд. ист. наук / Бурят. гос. ун-т. Кызыл, 2002. 198 с.

7. Ермаков Е. Школьный музей // Комсомолец Забайкалья. 1982. 11 июля.

8. Иванова Л. Музею - 45 лет // Колымские новости. 1992.

6 ноября.

9. Кенин-Лопсан М. Окно в минувшее // Тувинская правда. 2007. 28 июля.

10. Кобисский В.П. «Всюду нужны Петряевы!» // Забайкалье: судьба провинции. Чита : ЧГОМ. 1996. С. 6-10.

11. Ковальская Т. Маленький школьный музей // Вост.-Сибир. правда. 1991. 19 марта.

12. Козырев С. Репортаж из самого северного музея области // Вост.-Сибир. правда. 1995. 21 февр.

13. Макаров Б. «Вас здесь ждут» // Забайкальский рабочий. 1989. 6 дек.

14. Найдакова Г.В. История создания и развития музейного дела в национальных районах Восточной Сибири. 1917-1980 гг. (на материалах Бурят. АССР, Агинского и Усть-Ордынского бурят. нац. округов): дис. ... канд. истор. наук / Ин-т истории, филологии и философии СО АН СССР. Новосибирск, 1990. 340 с.

15. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия): сб. ст. / под ред. Г.Г. Неустроевой. Якутск : Сахаполиграфиздат, 1999. 160 с.

16. Раткевич Н. Музей Гайдара // Красноярский комсомолец. 1978. 12 окт.

17. Саяпарова Е.В. История музейного дела в Бурятии

(кон. XIX-XXI вв.): дис. ... канд. ист. наук / Ин-т 22. монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Улан-Удэ, 2012. 205 с. 23.

18. Стрекаловская Е. Уроки сопричастности // Правда Бурятии. 1990. 20 сент.

19. Труевцева О.Н. Историко-краеведческие музеи Сибири во второй половине XX века: дис. ... д-ра ист. наук / Том. гос. ун-т. Томск, 2000. 328 с.

20. Удыгир Г.В. Здесь речь ведет история сама. Красноярск: Центросиб, 2010. С.55-56.

21. Феоктистова Т.Н. История становления и развития музейного дела в Хакасии в XX веке (1928-2003 гг.): дис. ... канд. ист. наук / Бурят. гос. ун-т. Абакан, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

196 с.

Ячменёв Е. «Прекрасное должно быть.» // Сов. молодежь. 1990. 18 дек.

Яшина Л.В. Развитие музейного дела в Восточной Сибири в 1945-1985 гг. (на материалах Красноярского края и Иркутской области): дис. ... канд. ист. наук / Иркут. гос. ун-т. Иркутск, 2006. 311 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.