Научная статья на тему 'ВКЛАД МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО МАКАРИЯ (БУЛГАКОВА) В ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ (К 205-Й ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДЫКИ)'

ВКЛАД МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО МАКАРИЯ (БУЛГАКОВА) В ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ (К 205-Й ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДЫКИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ / ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ / РУССКАЯ ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бердник Александр Николаевич

Статья посвящена исследованию процессов формирования русской церковно-исторической школы на протяжении XVIII - XIX веков. Сделан вывод о том, что фундаментальный труд «История Русской Церкви» митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) положил начало новому этапу развития русской церковно-исторической школы, связанному с именами В.В. Болотова, П.В. Знаменского, Е.Е.Голубинского и др. Макарий (Булгаков) сумел оказать существенное влияние на развитие русской церковно-исторической школы не только своими произведениями, но и учрежденными им именными «макарьевскими» премиями, вручение которых возрождено в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF METROPOLITAN OF MOSCOW AND KOLOMNA MAKARII (BULGAKOV) TO THE FORMATION OF THE RUSSIAN NATIONAL CHURCH HISTORY SCHOOL (ON THE 205TH ANNIVERSARY OF THE BIRTH OF VLADYKA)

The article is devoted to the study of the processes of formation of the Russian church-historical school during the XVIII - XIX centuries. Russian Russian Orthodox Church History by Metropolitan Makarii (Bulgakov) of Moscow and Kolomenskoye marked the beginning of a new stage in the development of the Russian church-historical school, associated with the names of V. V. Bolotov, P. V. Znamensky, E. E. Golubinsky, and others. Makarii (Bulgakov) managed to have a significant impact on the development of the Russian church-historical school not only with his works, but also with the nominal "Makariev" prizes established by him, the presentation of which is revived today.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО И КОЛОМЕНСКОГО МАКАРИЯ (БУЛГАКОВА) В ФОРМИРОВАНИЕ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ (К 205-Й ГОДОВЩИНЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЛАДЫКИ)»

Научные статьи и исследования

УДК 008-023.17

Александр Николаевич Бердник, кандидат исторических наук, доцент кафедры библеистики и богословия Белгородской Православной Духовной семинарии,

Россия, г. Белгород, BerdnikAl@mail.ru

Вклад митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)

в формирование русской национальной церковно-исторической школы (к 205-й годовщине со дня рождения владыки)

Аннотация. Статья посвящена исследованию процессов формирования русской церковно-исторической школы на протяжении XVIII - XIX веков. Сделан вывод о том, что фундаментальный труд "История Русской Церкви" митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)положил начало новому этапу развития русской церковно-исторической школы, связанному с именами В.В. Болотова, П.В. Знаменского, Е.Е. Голубинского и др. Макарий (Булгаков) сумел оказать существенное влияние на развитие русской церковно-исторической школы не только своими произведениями, но и учрежденными им именными "мака-рьевскими" премиями, вручение которых возрождено в наши дни.

Ключевые слова: духовное образование и просвещение, духовный регламент, история русской Церкви, русская церковно-историческая школа.

вклад митрополита московского и коломенского макария (Булгакова)

в формирование русской национальной церковно-исторической школы

(к 205-й годовщине со дня рождения владыки) 86

Научные статьи и исследования

Berdnik Alexander Nikolaevich Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Biblical Studies and Theology

Belgorod Theological Seminary, Russia, Belgorod, BerdnikAl@mail.ru

Contribution of Metropolitan of Moscow and Kolomna Makarii (Bulgakov) to the formation of the Russian national church history school (on the 205th anniversary of the birth of Vladyka)

Abstract. The article is devoted to the study of the processes of formation of the Russian church-historical school during the XVIII - XIX centuries. Russian Russian Orthodox Church History by Metropolitan Makarii (Bulgakov) of Moscow and Kolomenskoye marked the beginning of a new stage in the development of the Russian church-historical school, associated with the names of V. V. Bolotov, P. V. Znamensky, E. E. Golubinsky, and others. Makarii (Bulgakov) managed to have a significant impact on the development of the Russian church-historical school not only with his works, but also with the nominal "Makariev" prizes established by him, the presentation of which is revived today.

Key words: spiritual education and enlightenment, Spiritual regulations, history of the Russian Church, Russian church history school.

Имя выдающегося деятеля Русской Православной Церкви митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) является достоянием белгородской земли, потому что здесь прошли детские и юношеские годы его жизни.

Будущий митрополит Макарий, в миру Михаил Петрович Булгаков, родился в 1816 году в селе Сурково Новооскольского уезда Курской губернии в семье священника. Сегодня здесь действует духовно-просветительский центр, а в 2016 году, в честь празднования 200-летнего юбилея митрополита Макария, в селе Сурково освящен храм-часовня и открыт бюст митрополита. В Белгороде его имя было присвоено социально-теологическому факультету Белгородского госуниверситета, где открыт духовно-просветительский центр имени митрополита Макария (Булгакова).

вклад митрополита московского и коломенского макария

_ (Булгакова)

в формирование русской национальной церковно-исторической школы

(к 205-й годовщине со дня рождения владыки) 87

Научные статьи и исследования

Свои детские годы будущий митрополит провел в Белгороде и обучался сначала в Корочанском духовном, а затем в Белгородском Окружном уездном училищах. Здесь следует упомянуть об одном случае, который описывают все биографы митрополита и называют поворотным пунктом в развитии его дарований. Ввиду слабого здоровья Михаилу тяжело давалось учение и он не выделялся способностями. Однажды, когда Михаил был сосредоточен на приготовлении уроков, внезапно в его голову попал камень, брошенный одним из его товарищей. Камень рассек мальчику голову и вызвал сильное кровотечение. Все ожидали, что здоровье Михаила еще более ухудшится, однако произошло наоборот: вместе с заживлением раны на голове прошли и все болезни. Кроме того, у Михаила стали открываться необыкновенные умственные дарования, и он вскоре стал одним из лучших учеников училища. В дальнейшем митрополит Макарий сам неоднократно рассказывал своим родным и знакомым об этой истории с камнем [7, с.18-19].

В 1831 году Михаил продолжил свое обучение в Курской духовной семинарии, которая тогда располагалась в Белгороде.

В ходе обучения в Курской духовной семинарии будущий митрополит Мака-рий выделялся своими способностями, и все биографы отмечают, что некоторые преподаватели то ли в шутку, то ли всерьёз обращались к нему по имени-отчеству [6, с.52].

В 1837 году он в числе первых выпускников семинарии был направлен в Киевскую духовную академию. После ее окончания Макарий остался работать преподавателем на кафедре Русской церковной и гражданской истории. Здесь вышел его первый труд по истории Киевской духовной академии, который сразу привлек к себе всеобщее внимание. В 1846 году будущий митрополит Макарий вновь сумел заявить о себе в качестве нового крупного исследователя после выхода в свет "Истории христианства в России до равноапостольного князя Владимира как Введение в историю Русской Церкви".

В 1857 году начинается Санкт-Петербургский этап деятельности преосвященного Макария, который стал ректором Санкт-Петербургской духовной академии и выпустил первый том своего фундаментального труда "Истории Русской Церкви", завершение издания которого произойдет уже после его кончины в 1882 году.

Всего было издано двенадцать томов, охвативших огромный период истории, с древнейших времен до церковного раскола в Московском царстве второй половины XVII века, которое завершает линию церковно-исторических произве-

вклад митрополита московского и коломенского макария

_ (Булгакова)

в формирование русской национальной церковно-исторической школы

(к 205-й годовщине со дня рождения владыки) 88

Раздел I_

Научные статьи и исследования

дений, подготовленную историками-клириками, начиная с "Краткой российской церковной истории" (1805 г.) митрополита Московского Платона (Левшина) до "Истории Русской Церкви" (1847-1848гг.) архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского).

Пытаясь дать ответ на вопрос, что нового внес митрополит Макарий (Булгаков) в становление и развитие русской церковно-исторической школы, необходимо отметить, что в предшествующий период, и особенно в XVIII веке, изучению истории в духовных учебных заведениях того времени уделялось недостаточное внимание. Например, написанный Феофаном Прокоповичем "Духовный регламент" 1721 года, определивший на многие годы содержание обучения в духовных учебных заведениях Российской империи, изучению истории и географии отводил всего один год в первом грамматическом классе. Причем история и география рассматривались как второстепенные предметы, годные только для того, чтобы стать определенной иллюстрацией к освоению более сложной науки - грамматики. Свою оригинальную идею Феофан объясняет тем, что такое разделение будет весьма полезно и ученики с большим стремлением будут учиться, ".. .когда невеселое языка учение толь веселым мира и мимошедших в мире дел познанием растворено им будет и скоро от них грубость пропадет." [1, с.95-96].

Только спустя более ста лет трудами таких выдающихся подвижников науки, как упоминавшийся выше митрополит московский Платон (Левшин), митрополит Киевский Евгений (Болховитинов), архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) и митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков), историческая наука сумела занять подобающее ей место.

Каковы основные заслуги митрополита Макария в деле становления русской церковно-исторической школы? Главная из них состояла в том, что двенадцатитомный труд владыки Макария является одним из первых грандиозных опытов систематического изложения истории Русской Православной Церкви, с привлечением огромного количества ранее неизученных источников. Издававшаяся до него, в 1847-1848 годах, "История Русской Церкви" архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского), хотя и была доведена до 1826 года, но вышла всего в пяти выпусках. В отличие от предшественников, митрополит Макарий (Булгаков) проделал титанический труд по разысканию, систематизации и введению в научный оборот множества древних источников по истории Русской Церкви.

Причем преосвященный Макарий не просто систематизировал огромный фактический материал, но сумел его изложить в определенной логической последо-

вклад митрополита московского и коломенского макария

_ (Булгакова)

в формирование русской национальной церковно-исторической школы

(к 205-й годовщине со дня рождения владыки)

89

Научные статьи и исследования

вательности, живо и интересно для читателей. Главными чертами митрополита Макария как историка являются необыкновенная тщательность в работе, стремление привлечь к исследованию как можно более широкий круг архивного материала, а также превосходный и точный язык изложения.

Когда в 1846 году вышел вводный том его истории, то редактор журнала "Москвитянин", видный историк М.П. Погодин, писал, что это по-настоящему ученый труд и служит блистательным, новым доказательством зрелости нашей церковно-исторической науки: "Знакомство близкое со всеми источниками, внимательность к прежним исследованиям, осторожность в заключениях, полнота, соразмерность, ясный ум, прекрасный язык - вот достоинства книги" [6, с. 274-275].

Заслуживает внимания отзыв последнего обер-прокурора Святейшего правительствующего синода, министра исповеданий Временного правительства 1917 года, видного историка русской эмиграции А. В. Карташева: "Выдающееся достоинство монументального творения митрополита Макария - это его пока еще непревзойденная фактическая полнота, благодаря которой оно представляет для историков Русской Церкви такую же сокровищницу специального знания, какой является история С. М. Соловьева для общей истории России. Фактическая полнота соединяется и с новизной пущенных в ученый оборот материалов, особенно в изложении древнего периода" [2, с.28].

Знаменательным символом возрождения Русской Православной Церкви после развала СССР стало новое издание масштабного труда митрополита Московского Макария (Булгакова), осуществленное в 1994 - 1996 годах. Оно включает в себя семь книг, содержащих все двенадцать томов истории митрополита Мака-рия. Издание открывает обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с выходом первой книги нового издания [4].

Каждый том вновь изданной "Истории Русской Церкви" преосвященного автора предваряют обстоятельные статьи о заслугах митрополита Макария как историка [7]. Две последние книги посвящены истории церкви в Синодальный и Советский периоды, они написаны известным эмигрантским церковным историком И.К. Смоличем и нашим современником - протоиереем В. Цыпиным.

Сегодня даже скептически настроенные к заслугам митрополита Макария авторы, которые заявляют об устарелости многих положений его труда и пишут о том, что его работа отражала кризисные явления в русской церковной истории того периода, - тем не менее, и они воздают должное преосвященному, который стремил-

вклад митрополита московского и коломенского макария

_ (Булгакова)

в формирование русской национальной церковно-историчесжой школы

(к 205-й годовщине со дня рождения владыки)

90

Научные статьи и исследования

ся найти новые основы для периодизации истории Церкви и постоянно пытался обогатить свое исследование беспрецедентным обилием источников [5].

Нельзя не отметить еще одно важнейшее направление многогранной деятельности преосвященного Макария, который на свои средства учредил премию за лучшее произведение по Церковной истории. Таким образом, митрополит Ма-карий (Булгаков) стал оказывать существенное влияние на развитие русской церковно-исторической школы не только своими произведениями, но и учрежденными им именными "макарьевскими" премиями, которые будут также способствовать развитию исторических исследований. В 1995 году произошло возрождение Макариевского фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова).

Необходимо сказать также о личных качествах митрополита, отличавшегося скромностью и благородством даже по отношению к своим научным оппонентам, которым он помогал издавать свои труды.

Таким образом, с начала XVIII века, когда начинается процесс формирования русской церковно-исторической школы, мы можем видеть одну особенность. Так же как реформы Петра I породили в российском обществе известное брожение, приведшее к рождению великого национального гения А.С. Пушкина, точно так же, в XIX веке, после Отечественной войны 1812 года, русское общество охватило религиозное воодушевление, что привело к созданию и расцвету в духовных учебных заведениях собственной русской церковно-исторической школы второй половины XIX-начала XX веков, Церковная история превратилась в самостоятельную научную дисциплину благодаря трудам таких выдающихся историков, как архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский), протоиерей, профессор, ректор Московской духовной академии А.В. Горский, профессор МДА Е.Е. Го-лубинский, профессор Санкт-Петербургской духовной академии В.В. Болотов, профессор Казанской духовной академии П.В. Знаменский и др.

Среди этой плеяды выдающихся ученых особое место принадлежит митрополиту Московскому и Коломенскому Макарию (Булгакову). Его труды стали отправной точкой для продолжения дальнейших исследований в сфере церковной истории, а большинство выводов митрополита Макария не потеряли своего значения вплоть до настоящего времени и находят развитие в трудах современных исследователей.

вклад митрополита московского и коломенского макария (Булгакова)

в формирование русской национальной церковно-историчесжой школы

(к 205-й годовщине со дня рождения владыки)

Раздел I_

Научные статьи и исследования

Библиография

1. Из Духовного регламента о "Домах училищных и в них учителях и учениках, також церковных проповедниках" //Православие и культура в Белгородском крае. Документы и материалы XVIII века. /Сост. О.Б. Пономарева. - Белгород, 1999. - С.95-96.

2. Карташев А. В. - Очерки по истории Русской Церкви: в 2-х т.- Париж: UMKA-PRESS, 1959. - Т. 1. - С. 28. [Электронный ресурс]// Электронная библиотека Одинцовского благочиния. - URL: http://www.odinblago.ru/kartashev_1 (дата обращения: 17.03.2021).

3. Нифонтова О.И., Липич Т.И. "История Русской Церкви" Макария (Булгакова) митрополита Московского и Коломенского в отзывах современников и потомков // Евангелие в контексте современной культуры. 1917-2017:Уроки столетия: сборник материалов V Междунар.науч-практ. конф. / под. Ред. Т.И.Липич, С.М.Дергалева. - Белгород: ИД "Белгород" НИУ "БелГУ", 2017. - С 201-203.

4. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в связи с выходом первой книги "История Русской Церкви" митрополита Макария (Булгакова) // Макарий (Булгаков) митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви.- Кн.Г История христианства в России до Равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской церкви. - М: Изд-во Свято-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. - С.5-8.

5. Солнцев Н. И. Труды русских историков церкви в отечественной историографии XVIII-XIX веков: Автореф. дисс. д-ра ист. наук. Нижний Новгород, 2009. 46 с. [Электронный ресурс] // Сайт библиотека диссертаций. - URL: http:// www.dslib.net/istorio-grafia/trudy-ru (дата обращения: 17.03.2021).

6. Титов Ф.И., протоиерей. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский: ист.-биографич. очерк: в 3 т. - Т.1: Годы детства, образования и духовно-училищной службы митрополита Макария (1816 -1857). - Репр. изд. с доп. К 200-летию со дня рождения митрополита Макария (Булгакова) / Публикация К.Г. Капкова. - М.; Белянка: Летопись, 2015. - 463с.

7. Шаховской Д. М. Митрополит Макарий как церковный мыслитель и историк // Макарий (Булгаков) митр. Московский и Коломенский. История Русской Церкви.-Кн.УП, отдел второй: Патриаршество Московское и всея Великие, и Малые, и Белые России - воссоединение Западнорусской Церкви с Восточнорусской (1654-1667). -М: Изд-во Свято-Преображенского Валаамского монастыря, 1955. - С.7-14.

вклад митрополита московского и коломенского макария

_ (Булгакова)

в формирование русской национальной церковно-исторической школы

(к 205-й годовщине со дня рождения владыки)

92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.