Научная статья на тему 'Вклад миссионерского историко- этнографического музея казанской духовной академии в изучение и сохранение историко- культурного наследия народов России в конце XIX – начале XX веков'

Вклад миссионерского историко- этнографического музея казанской духовной академии в изучение и сохранение историко- культурного наследия народов России в конце XIX – начале XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история / миссионерский историко-этнографический музей Казанская духовная академия / миссионерская политика / историко-культурное наследие / народы России / History / missionary history and ethnographic museum Kazan Theological Academy / missionary policy / historical and cultural heritage / the peoples of Russia

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валеев Р. М., Хабибуллин М. З., Хабибуллина Г. З., Минеева М. С.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена повышенным интересом современных исследователей к проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия. Во второй половине XIX – начале XX вв. крупным религиозно-просветительским, миссионерским и этнополитическим учреждением в России, одним из ведущих центров по изучению истории, культуры, этнографии и языков тюркских, финно-угорских и монгольских народов являлась Казанская духовная академия. Цель исследования состоит в объективном представлении вклада Миссионерского историко-этнографического музея Казанской духовной академии в изучение и сохранение историко-культурного наследия народов Российского государства. Обширные коллекции музея стали основой для современных музеев. В ходе исследования проанализирован опыт создания и функционирования единственного в России миссионерского историко-этнографического музея, определен его вклад в сохранение предметов духовной и материальной культуры, письменных и печатных источников, информативной базы о жизни и деятельности многонационального и многоконфессионального народа Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. На основе архивных материалов авторами раскрыты особенности деятельности музея в Казанской духовной академии. В ходе исследования темы авторам удалось выявить и собрать огромное количество разнообразных материалов (исторических, лингвистических, этнографических) о народах России, имеющих большое практическое значение для исследования истоков современных межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан и Российской Федерации. Материалы статьи могут быть полезными для всех, кто интересуется миссионерской политикой и современными этнополитическими процессами в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Валеев Р. М., Хабибуллин М. З., Хабибуллина Г. З., Минеева М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The contribution of the missionary historical and ethnographic museum of the kazan spiritual academy in the study and preservation of the historical and cultural heritage of the peoples of Russia at the end of XIX – the beginning of the XX centuries

The urgency of the problem under study is due to the increased interest of modern researchers to the problems of interethnic and interfaith interaction. In the second half of the XIX – early XX centuries. The Kazan Theological Academy was a major religious, educational, missionary and ethno-political institution in Russia, one of the leading centers for the study of history, culture, ethnography and languages of the Turkic, Finno-Ugric and Mongolian peoples. The purpose of the study is to objectively present the contribution of the Missionary Historical and Ethnographic Museum of the Kazan Theological Academy in the study and preservation of the historical and cultural heritage of the peoples of the Russian state. The extensive collections of the museum became the basis for modern museums. The study analyzed the experience of creating and functioning of the only missionary historical-ethnographic museum in Russia, defined its contribution to the preservation of spiritual and material culture, written and printed sources, and an informative base about the life and activities of the multi-ethnic and multi-religious people of the Volga, Ural, Siberia and Far East. On the basis of archival materials, the authors revealed the peculiarities of the museum’s activity in the Kazan Theological Academy. In the course of the research, the authors were able to identify and collect a huge amount of various materials (historical, linguistic, ethnographic) about the peoples of Russia, which are of great practical importance for the study of the origins of modern interethnic and interfaith relations in the Republic of Tatarstan and the Russian Federation. The materials of the article can be useful for anyone interested in missionary politics and modern ethno-political processes in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Вклад миссионерского историко- этнографического музея казанской духовной академии в изучение и сохранение историко- культурного наследия народов России в конце XIX – начале XX веков»

УДК 39:908

Вклад миссионерского историко-этнографического музея казанской духовной академии в изучение и сохранение историко-культурного наследия народов России в конце XIX - начале XX веков

Р. М. Валеев1,М. З. Хабибуллин2, Г. З. Хабибуллина1, М. С. Минеева1

E-mail: sade.mineevamasha2014@gmai.com 1 Казанский (Приволжский) федеральный университет,г. Казань, Россия 2ИнститутТатарскойЭнциклопедии, г. Казань, Россия

Аннотация: Актуальность исследуемой проблемы обусловлена повышенным интересом современных исследователей к проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия. Во второй половине XIX - начале XX вв. крупным религиозно-просветительским, миссионерским и этнополитическим учреждением в России, одним из ведущих центров по изучению истории, культуры, этнографии и языков тюркских, финно-угорских и монгольских народов являлась Казанская духовная академия. Цель исследования состоит в объективном представлении вклада Миссионерского историко-этнографического музея Казанской духовной академии в изучение и сохранение историко-культурного наследия народов Российского государства. Обширные коллекции музея стали основой для современных музеев. В ходе исследования проанализирован опыт создания и функционирования единственного в России миссионерского историко-этнографи-ческого музея, определен его вклад в сохранение предметов духовной и материальной культуры, письменных и печатных источников, информатив-

ной базы о жизни и деятельности многонационального и многоконфессионального народа Поволжья, Приуралья, Сибири и Дальнего Востока. На основе архивных материалов авторами раскрыты особенности деятельности музея в Казанской духовной академии. В ходе исследования темы авторам удалось выявить и собрать огромное количество разнообразных материалов (исторических, лингвистических, этнографических) о народах России, имеющих большое практическое значение для исследования истоков современных межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан и Российской Федерации. Материалы статьи могут быть полезными для всех, кто интересуется миссионерской политикой и современными этнополитическими процессами в Российской Федерации.

Ключевые слова: история, миссионерский историко-этнографи-ческий музей Казанская духовная академия, миссионерская политика, историко-культурное наследие, народы России.

Для цитирования: Валеев Р. М., Хабибуллин М. З., Хабибуллина Г. З., Минеева М. С. Вклад Миссионерского историко-этнографического музея Казанской духовной академии в изучение и сохранение историко-культурного наследия народов России в конце XIX - начале XX веков. Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 2018. 38(2): 90-104.

Благодарности: Работа выполнена в соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по конкурентному росту Казанского федерального университета.

The contribution of the missionary historical and ethnographic museum of the kazan spiritual academy in the study and preservation of the historical and cultural heritage of the peoples of Russia at the end of XIX - the beginning of the XX centuries

R. Valeev1, M. Khabibullin2, G. КЬяН^Пта1, M. Mineeva1

E-mail: sade.mineevamasha2014@gmai.com

1Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia 2Institute tatar encyclopedia and regional, Academy of sciences of the

Republic of Tatarstan, Kazan, Russia

Abstract: The urgency of the problem under study is due to the increased interest of modern researchers to the problems of interethnic and interfaith interaction. In the second half of the XIX - early XX centuries. The Kazan Theological Academy was a major religious, educational, missionary and ethno-political institution in Russia, one of the leading centers for the study of history, culture, ethnography and languages of the Turkic, Finno-Ugric and Mongolian peoples. The purpose of the study is to objectively present the contribution of the Missionary Historical and Ethnographic Museum of the Kazan Theological Academy in the study and preservation of the historical and cultural heritage of the peoples of the Russian state. The extensive collections of the museum became the basis for modern museums. The study analyzed the experience of creating and functioning of the only missionary historical-ethnographic museum in Russia, defined its contribution to the preservation of spiritual and material culture, written and printed sources, and an informative base about the life and activities of the multi-ethnic and multi-religious people of the Volga, Ural, Siberia and Far East. On the basis of archival materials, the authors revealed the peculiarities of the museum's activity in the Kazan Theological Academy. In the course of the research, the authors were able to identify and collect a huge amount of various materials (historical, linguistic, ethnographic) about the peoples of Russia, which are of great practical importance for the study of the origins of modern interethnic and interfaith relations in the Republic of Tatarstan and the Russian Federation. The materials of the article can be useful for anyone interested in missionary politics and modern ethno-political processes in the Russian Federation.

Keywords: History, missionary history and ethnographic museum Kazan Theological Academy, missionary policy, historical and cultural heritage, the peoples of Russia.

Acknowledgements:The work is performed according to the Russian Government Program of Competitive Growth of Kazan Federal University.

For citation: Valeev R., Khabibullin M., Khabibullinа G., Mineeva M.The contribution of the Missionary historical and ethnographic museum of the Kazan spiritual academy in the study and preservation of the historical and cultural heritage of the peoples of Russiaat the end of XIX - the beginning of the XX centuries.

Izvestiya obshchestva arkheoloii, istorii i etnografii pri Kazanskom universitete = Proceedings of the society for Archaeology, History and Ethnography at the Kazan University. Kazan, 2018; 38(2): 90-104.

Введение

В последнее время в России, в связи с актуализацией национального и конфессионального компонентов в регионах и субъектах страны, обострилась проблема развития профессиональных компетенций в решении межконфессиональных проблем, межнациональных конфликтов и снятии межэтнической напряженности. Все большее значение приобретают гуманитарные науки, связанные с изучением этнических свойств и явлений, национальных структур и отношений. Изучение историко-культурного наследия и языков народов и народностей России приобретает важное теоретическое и практическое значение.

Взаимодействие приверженцев различных конфессий наиболее отчетливо проявилось в Среднем Поволжье после крушения Казанского ханства в 1552 г. Российским правительством проводилась активная широкомасштабная миссионерская политика по отношению к тюркским, финно-угорским и монгольским этносам и народам Поволжско-при-уральского региона. Основной ее целью были отказ от мусульманской религии, насильственное крещение, русификация, создание особой системы образования и ее институтов, а также специальных миссионерских православных организаций, наподобие Братства святителя Гурия. Просветительская, миссионерская политика Российского государства по отношению к народам Поволжья нашла отражение в трудах многих российских ученых (Ислаев, 1999; Димитриев, 2002; Таймасов, 2004), а также западных специалистов (Bennigsen, 1967; Пайпс, 1993;Werth, 1997; Geraci, 2001; Hosking, 1997; Pelenskii, 1974) и др.

Казанская духовная академия во второй половине XIX - начале XX вв. являлась крупным духовным, научным, учебным и просветительским учреждением, проводником российской политики по христианиза-

ции и русификации нерусских народов. Преподаватели миссионерских отделений академии (1854-1920), изучая народы многонациональной России, параллельно выполняли важную научную миссию - они создавали огромную коллекцию предметов материальной и духовной культуры, письменных источников. Богатый коллекционный фонд стал базой открытия в начале XX века единственного в России - Миссионерского историко-этнографического музея.

Методологические основы

Методологическую основу исследования составили общенаучные методологические принципы и методы, применяемые в исторической науке. За основу исследования были взяты следующие принципы исторического познания:

- принцип историзма, требующий рассмотрения любого исторического феномена в его развитии, выявления, как специфических особенностей каждого явления, так и обуславливающих его факторов;

- принцип целостности, требующий подхода к изучению каждого явления как системы взаимосвязанных элементов и причин, детерминирующих их.

С учетом специфики изучаемого объекта были задействованы статистический и социологический методы. При изучении истории народов края был применен комплексный этногенетический подход, предполагающий привлечение знаний из разных научных областей и научных дисциплин, их синтез и адаптацию к предмету представляемого исследования - выявлению характера и специфики взаимодействия географических, экономических, социально-исторических условий и национально-культурных особенностей.

Исследование проведено на основе социокультурного подхода, который предполагает рассмотрение истории через взаимодействие социума и культуры, также применены системный и сравнительно-исторический подходы.

Результаты

Во второй половине XIX - начале XX вв. в Казанской духовной академии проводились фундаментальные и оригинальные исследования

по изучению истории, этнографии, языков и культуры тюркских, финно-угорских и монгольских народов России. Преподаватели академии (1842-1920 гг.) внесли значительный вклад в историко-конфессиональ-ное изучение народов России, в формирование национального образования и просвещения на русском языке, способствовали проведению политики интеграции народов в единое культурное, образовательное и информационное пространство Российского государства.

Формирование Миссионерского историко-этнографического музея происходило на базе миссионерских отделений Казанской духовной академии. Поэтому научные исследования преподавателей и выпускников единственных в России миссионерских отделений по истории и учению христианства, ислама, буддизма, языческих верований народов и народностей, имели важное значение для сохранения историко-культурного наследия (Ильминский, 1887; Малов, 1891; Остроумов, 1876; Машанов, 1881; Жузе, 1899; Коблов, 1916). Они положили начало к сбору коллекционного фонда музея. Как отмечал российский исламовед, профессор Кельнского университета Марк Батунский, студенты и преподаватели противомусульманского отделения Казанской духовной академии "являлись первыми в России профессиональными миссионерами-исламоведами" (ВаШшку, 1987).

Большой пласт научной информации, предметов духовной и материальной культуры народов России, накопленный студентами, выпускниками и преподавателями миссионерских отделений академии во время многочисленных командировок и экспедиций в 1854-1920 гг., легли в основу музейных фондов Казанской духовной академии (Журавский, 1999; Geraci, 2001; Валеев, 2009; Хабибуллин, 2013).

Миссионерские отделения в Казанской духовной академии были созданы в 1854 г.: "Иноверцы и язычники, находящиеся в Епархиях Казанского духовно-учебного округа, трех родов: а) татары, б) народы монгольского племени, в) чуваши, черемисы и вотяки. Все сие племена говорят разными языками и имеют каждый свои собственные заблуждения в отношении к вере, посему: 1) Необходимо открыть при Казанской духовной академии три параллельных миссионерских отделения для образования наставников Семинарий и миссионеров, умеющих действовать на а) татар, на б) монгольское племя и на в) чуваш, черемис и вотя-

ков. 2) В сии отделения должны быть помещаемы те студенты высшего и низшего отделения, которые изъявят желание быть по окончании Академического курса или миссионерами, или наставниками в Семинариях Казанского духовного учебного округа по языкам означенных племен и по миссионерским предметам; преимущественно же должно помещать в сии отделения воспитанников тех Епархий, в которых есть означенные племена" (Национальный архив Республики Татарстан. Фонд 10. Опись 1. Дело 827. Лист 39; Национальный архив Республики Татарстан. Фонд 10. Опись 1. Дело 1324. Листы 96-97об.). Таким образом, в академии были открыты четыре миссионерских отделения: 1) противораскольни-ческое, 2) противомусульманское, 3) противобуддистское и 4) черемис-ско-чувашское.

На миссионерских отделениях Казанской духовной академии велись лекционные занятия по этнографии и языкам татар, киргизов, башкир, чувашей, марийцев, удмуртов, мордвы, монголов, бурятов, калмыков, остяков, самоедов, якутов, чукчей, тунгусов, маньчжур, корейцев, гольдов, гиляков, коряков и других народов России. Таким образом, предметом изучения практически становились все народы и народности Поволжья и Приуралья, Сибири и Дальнего Востока.

Создание отделений в значительной мере способствовало не только интеграции значительной части нерусских народов (прежде всего, мордвы, удмуртов, марийцев, чувашей) в единое православное (русское) культурно-образовательное пространство, но и широкому внедрению эт-нонационального компонента в образовательный процесс, а также поиску новых, более эффективных педагогических концепций, необходимых для православного культурно-религиозного просветительства нерусских народов (Хабибуллин, Шайдуллин, Батыршин, 2014).

За годы плодотворного сотрудничества преподавателей миссионерских отделений Казанской духовной академии с представителями различных народов и конфессий, было накоплено большое количество документальных источников, научных отчетов, книг и других предметов, отражающих культуру, быт, обычаи, национальные праздники многих народов России. Большинство этих ценных вещей были собраны в Миссионерском историко-этнографическом музее Казанской духовной академии, который был организован в 1912 г. при фундаментальной библио-

теке академии. А официально музей был открыт в 1913 г. в соответствии с указом Священного Синода от 9 января 1913 г. (Национальный архив Республики Татарстан. Фонд 10. Опись 1. Дело 11571). Музей создали на базе собрания предметов этнографии, археологии, палеонтологии и нумизматики. Данные коллекции оказались в библиотеке академии, став частью ее фонда после расформирования мюнц-кабинета, кабинета редкостей и кабинета натуральной истории, функционировавших в Казанской духовной академии в 1848-1870 гг. в качестве учебно-вспомогательных подразделений. С 1913 г. музей являлся учебно-вспомогательным учреждением для студентов миссионерского отделения академии, с 1915 г. - дополнительно для слушателей миссионерских двухгодичных курсов при Спасо-Преображенском монастыре, расположенном в юго-западной части Казанского кремля.

Основными задачами миссионерского историко-этнографического музея были изучение, приумножение и использование исторических, культурных, научных ценностей и материалов, касающихся истории и этнографии народов Российской империи, популяризация этнографических знаний, научное исследование в области материальной культуры, духовной жизни, традиций, истории народов. Материалы из фондов музея использовались в учебно-образовательной и исследовательской деятельности студентов, преподавателей и научной деятельности миссионерского отделения академии.

Здесь необходимо отметить, что огромная роль в организации музея, в успешном функционировании принадлежала его единственному директору - доктору сравнительного языкознания, профессору миссионерского отделения Казанской духовной академии, тюркологу, этнографу, фольклористу Н. Ф. Катанову (1862-1922). Музей в короткий срок (функционировал в 1912-1919 гг.) стал полноценным культурно-образовательным центром не только академии, но и всей Казани. Необходимо отметить, что после закрытия музея его коллекции пополнили фонды других музеев Казани. Можно сказать, что с приходом Н. Ф. Катанова в академию была усилена научная составляющая исследований. Так, был основан журнал «Инородческое обозрение», резко увеличилось количество статей в «Православном собеседнике» по истории миссий и по этнографии народов Поволжья, Приуралья, Сибири, Азии и других

регионов и областей, возник этнографический музей, вырос интерес студентов к миссионерскому отделению, увеличилось число диссертаций на соискание степени кандидата наук, посвященных этнографической тематике. Он руководил работой по комплектованию фонда музея, устанавливая временные и постоянные контакты с лицами и организациями, которые либо доставляли, либо обладали предметами музейного значения. В «Журнале входящих бумаг директора историко-этнографи-ческого музея при Казанской академии Н. Ф. Катанова» названо 58 лиц и учреждений,передававших предметы в дар музею (Национальный архив Республики Татарстан. Фонд 10. Опись 1. Дело 11528). Среди них иерархи, священники, миссионеры, преподаватели, коллекционеры, краеведы, меценаты, преподаватели и студенты Казанской академии, сотрудники других музеев, а также мастерские, выпускавшие предметы народного потребления и изделия художественных промыслов (Назипова, 2000). В числе дарителей и поставщиков экспонатов были архимандрит Иннокентий (Ястребов), епископ Алексий (Молчанов), В. И. Иванов, священник Иаков Тихомиров, профессора Казанской духовной академии И. М. Покровский, Н. Ф. Катанов, П. В. Знаменский, Е. А. Малов, М. Г. Иванов, архимандрит Гурий (Степанов), Н. В. Никольский, Г. А. Филиппов,доцент академии иеромонах Амфилохий (Скворцов) и др. (Национальный архив Республики Татарстан. Фонд 10. Опись 1. Дело 11358).

Большое значение для комплектования фондов имели пожертвования преподавателей академии. Многие обладали многолетним опытом миссионерской деятельности. Так, доцент академии по кафедре калмыцкого языка архиепископ Иннокентий (Илья Иванович Ястребов, 1867-1928) в течение 14-летней миссионерской деятельности несколько раз побывал в калмыцких улусах Астраханской губернии для изучения языка, быта и религиозных верований калмыцкого народа, путешествовал в Сибирь, совершенствуя опыт в миссионерской деятельности и изучая язык сибирских монголов (Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1890 год, 1891). Ученым-востоковедом профессором академии по кафедре миссионерских предметов архиепископом Суздальским Гурием (Алексей Иванович Степанов; 1880-1938) были пожертвованы ценные коллекции буддийских, монгольских, калмыцких и бурятских идолов и других предметов домашнего быта этих народов

(Национальный архив Республики Татарстан. Фонд 10. Опись 1. Дело 11358).

Богатую коллекцию из более ста предметов, привезенных из Монголии, в дар музею преподнес специалист по ламаизму иеромонах Ам-филохий (Скворцов Александр Яковлевич, 1885-1937; впоследствии епископ Енисейский и Красноярский). В числе предметов были изображения буддистских богов и богинь на полотне, из терракоты, бронзы, дерева и папье-маше, ксилографические доски для печатания молитв, принадлежности шаманского культа, четки, китайские монеты и многое другое (Отчет о состоянии Казанской духовной академии за 1909-1913 годы, 1913; Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1907-1913 годы, 1913). По возвращении в 1914 г. из двухлетней командировки в Монголию, помимо научной и преподавательской деятельности, он принимал самое активное участие в судьбе музея, будучи помощником директора (Дамаскин, 2002).

Еще один источник формирования музейного собрания - это научные экспедиции выпускников академии. С 1842 г. Казанская академия активно осуществляла собирательскую деятельность, в которой участво-валистуденты. В то же время при создании музея значительный вклад в комплектование его фонда внесли выпускники академии, что объяснялось родом их деятельности. Выпускников академии направляли в качестве миссионеров в разные, а порой в самые отдаленные районы Российской империи. Проповедуя православие среди нерусских народов, они соприкасались с их жизнью и бытом, знакомились с историей, обычаями, традициями, отраженными в памятниках материальной культуры и письменных источниках, которые собирались и передавались затем в академический музей. К письменным источникам относились путевыеи прочие заметки, письма, дневники и очерки, в которых фиксировались обычаи, знания и навыки, язык, устный эпос, музыка, танец, игры, мифология, ритуалы, ремесла, традиционные формы коммуникации, знаки и символы и т.п.

Благодаря таким записям о разнообразной жизни отдельного народа создавался фонд нематериального культурного наследия, представлявший совокупность традиционных форм культурной деятельности и представлений народа. Указанный фонд мог оказывать неоценимую по-

мощь в учебном процессе. К сожалению, эта задача не была реализована в связи с непродолжительным функционированием музея.

Формирование и увеличение фонда музея способствовало развитию научно-исследовательской деятельности, которая определялась задачами накопления документальных свидетельств и источников знаний, их обработки, а также использованием в образовательном процессе. Содержание этой работы в зависимости от профиля музея и специализации фонда было обусловлено необходимостью комплексного изучения этнокультурного развития народов Российской. Собрание музея формировалось как совокупность коллекций, которые отражали культуру многонационального населения Российской империи. Оно давало представление о конфессионально-этническом многообразии народов, существовавшем к концу XIX столетия. В коллекциях музея содержится много интересных сведений по истории и этнографии народов Поволжья, Приура-лья и Сибири, Восточной Азии, представляющих большой интерес для современных исследователей.

Заключение

Актуальность исследования определяется всевозрастающим интересом со стороны государственных структур и общества в целом к проблемам регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений, к защите прав коренных малочисленных народов и сохранению национально-культурного многообразия. Интеграция обширных территорий Среднего Поволжья в Российское государство со 2-й половины XVI в. стало отправной точкой в формировании российского полиэтничного и поликонфессионального пространства. Народы России стали специальным предметом изучения научных организаций и обществ. Преподаватели миссионерских отделений Казанской духовной академии внесли значительный вклад в изучение истории, культуры, этнографии, языков, религиозных верований финно-угорских, тюркских и монголоязычных народов России. Миссионерский историко-этнографический музей стал единственным подобным музеем в России, здесь было собрано огромное количество разнообразных материалов (исторических, лингвистических, этнографических), предметов материальной и духовной культуры, быта имеющих большое значение для исследования истории народов.

Рекомендации

Материалы статьи могут быть полезными для всех кто интересуется миссионерской политикой и современными этнополитическими процессами в Российской Федерации, при написании обобщающих трудов по истории народов России, при чтении лекционных курсов по отечественной истории.

Литература

Валеев Р. М. Российское университетское востоковедение в архивных документах: центры, события и наследие (XIX - нач. XX вв.). Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2009.

Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Книга 6. Тверь: Булат. 2002.

Димитриев В. Д. Просветитель чувашского народа И. Я. Яковлев. Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2002.

Жузе П. К. Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама. Казань: Типография В. М. Ключникова, 1889.

Журавский А. В. Казанская духовная академия на переломе эпох. 1884-1921 гг.: дисс. <...> канд. ист. наук. Москва, 1999.

Ильминский Н. И. Казанская крещено-татарская школа. Материалы для истории просвещения. Казань: Казанский университет, 1887.

Ислаев Ф. Г. Православные миссионеры в Поволжье. Казань: Татарское книжное издательство, 1999.

Коблов Я. Д. Конфессиональные школы казанских татар. Казань: Центральная типография, 1916.

Малов Е. А. О крещеных татарах (из миссионерского дневника). Казань: Типография Казанского университета, 1891.

Машанов М. А. Отчет о поездке в деревню Никифорово Мамадыш-ского уезда для увещания отпавших от христианства. 27 октября 1881 года (Национальный архив Республики Татарстан, фонд 967, опись 1, дело 8, 18 листов), 1881.

Назипова Г. Р.Казанский городской музей. Очерки истории 18951917 годов. Казань: Кazan-Казань, 2000.

НА РТ - Национальный архив Республики Татарстан.

Остроумов Н. П. Первый опыт словаря народно-татарского языка по выговору крещеных татар Казанской губернии. Казань: Типография Казанского университета, 1876.

Отчет о состоянии Казанской духовной академии за 1909-1913 гг. Казань: Типография Казанского университета, 1913.

Пайпс Р. Россия при старом режиме. Пер. с англ. М.: Независимая газета. 1993.

Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1890 г. Казань: Типография Казанского университета, 1891.

Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1907-1913 гг. Казань: Типография Казанского университета, 1913.

Таймасов Л. А. Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века. Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2004.

Хабибуллин М. З. Народы Среднего Поволжья и Приуралья в ракурсе этнополитических и историко-конфессиональных исследований преподавателей Казанской духовной академии (1842-1921 гг.). Казань: Республиканский центр мониторинга качества образования, 2013.

Хабибуллин М. З., Шайдуллин Р. В., Батыршин Р. Р. Деятельность миссионерских отделений в Казанской духовной академии (вторая половина XIX - началоXX вв.) // Вестник Екатерининского института. 4 (28). Москва, 2014. С. 141-144.

Batunsky M. Russian missionary literature on Islam // Zeitschrift fur Religions und Geistesgeschichte. Bd. 39 (3). 1987.

Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay Ch. Islam in the Soviet Union. New York: Fredrick A. Praeger Publishers, 1967.

Geraci R. Window on the East: National and Imperial Identities in Late Tsarist Russia. USA: University of Virginia, 2001.

Hosking G. Russia: People and Empire. Cambridge: Mass., 1997.

Pelenskii J. Russia and Kazan: Conquest and Imperial Ideology (1438-1560s). The Hague; Paris, 1994.

Werth P. W. Subjects for Empire: Orthodox mission and imperial governance in the Volga-Kama region, 1825-1881. USA: University of Michigan, 1997.

Сведения об авторах:

Валеев Р. М., Институт международных отношений, истории и во-токоведения, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Хабибуллин М. З., ИнститутТатарскойЭнциклопедии, г. Казань, Россия.

Хабибуллина Г. З., Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Минеева М. С. , Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

References

Batunsky M. Russian missionary literature on Islam. Zeitschrift fur Religions und Geistesgeschichte. 1987; 39 (3): 261.

Bennigsen A. and Chantal Lemercier-Quelquejay. Islam in the Soviet Union. New York: Fredrick A. Praeger Publishers, 1967.

Valeev R.M. Rossiiskoe universitetskoe vostokovedenie v arkhivnykh dokumentakh: tsentry, sobytiya i nasledie (XIX - nach. XX vv.). Kazan': Izdatel'stvo Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2009.

Damaskin (Orlovskii). Mucheniki, ispovedniki I podvizhniki blagochestiya Russkoi Pravoslavnoi tserkvi XX stoletiya: Zhizneopisaniya I materialy k nim. Kniga 6. Tver': Bulat. 2002.

Dimitriev V. D. Prosvetitel' chuvashskogo naroda I. Ya. Yakovlev. Cheboksary: Izdatel'stvo Chuvashskogo universiteta, 2002.

Geraci R. Window on the East: National and Imperial Identities in Late Tsarist Russia. USA: University of Virginia, 2001.

Zhuze P. K. Mytazility. Dogmatiko-istoricheskoe issledovanie v oblasti islama. Kazan': Tipografiya V. M. Klyuchnikova, 1889.

Zhuravskii A. V. Kazanskaya dukhovnaya akademiya na perelome epokh. 1884-1921 gg.: diss. kand. ist. nauk. Moskva, 1999.

Hosking G. Russia: People and Empire. Cambridge: Mass., 1997.

Il'minskii N. I. Kazanskaya kreshcheno-tatarskaya shkola. Materialy dlya istorii prosveshcheniya. Kazan': Kazanskii universitet, 1887.

Islaev F. G. Pravoslavnye missionery v Povolzh'e. Kazan': Tatarskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1999.

Koblov Ya. D. Konfessional'nye shkoly kazanskikh tatar. Kazan': Tsentral'naya tipografiya, 1916.

Malov E. A. O kreshchenykh tatarakh (iz missionerskogo dnevnika). Kazan': Tipografiya Kazanskogo universiteta, 1891.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mashanov M. A. Otchet o poezdke v derevnyu Nikiforovo Mamadyshskogo uezda dlya uveshchaniya otpavshikh ot khristianstva. 27 oktyabrya 1881 goda (Natsional'nyi arkhiv Respubliki Tatarstan, fond 967, opis' 1, delo 8, 18 listov), 1881.

Nazipova G. R. Kazanskii gorodskoi muzei. Ocherki istorii 1895-1917 godov. Kazan', 2000.

Ostroumov N. P. Pervyi opyt slovarya narodno-tatarskogo yazyka po vygovoru kreshchenykh tatar Kazanskoi gubernii. Kazan': Tipografiya Kazanskogo universiteta, 1876.

Otchet o sostoyanii Kazanskoi dukhovnoi akademii za 1909-1913 gg. Kazan': Tipografiya Kazanskogo universiteta, 1913.

Paips R. Rossiya pri starom rezhime. Per. s angl. M.: Nezavisimaya gazeta. 1993.

Pelenskii J. Russia and Kazan: Conquest and Imperial Ideology (1438-1560s). The Hague; Paris, 1994.

Protokoly zasedanii Soveta Kazanskoi dukhovnoi akademii za 1890 g. Kazan': Tipografiya Kazanskogo universiteta, 1891.

Protokoly zasedanii Soveta Kazanskoi dukhovnoi akademii za 1907-1913 gg. Kazan': Tipografiya Kazanskogo universiteta, 1913.

Taimasov L. A. Pravoslavnaya tserkov' i khristianskoe prosveshchenie narodov Srednego Povolzh'ya vo vtoroi polovine XIX - nachale XX veka. Cheboksary: Izdatel'stvo Chuvashskogo universiteta, 2004.

Werth P. W. Subjects for Empire: Orthodox mission and imperial governance in the Volga-Kama region, 1825-1881. USA: University of Michigan, 1997.

Khabibullin M. Z. Narody Srednego Povolzh'ya i Priural'ya v rakurse etnopoliticheskikh i istoriko-konfessional'nykh issledovanii prepodavatelei Kazanskoi dukhovnoi akademii (1842-1921 gg.).Kazan': Respublikanskii tsentr monitoringa kachestva obrazovaniya, 2013.

Khabibullin M. Z., Shaidullin R. V., Batyrshin R. R. Deyatel'nost' missionerskikh otdelenii v Kazanskoi dukhovnoi akademii (vtoraya polovina XIX - nachalo XX vv.). Vestnik Ekaterininskogo institute. 2014. 4 (28). Moskva. S.141-144.

About the authors

Valeev R., Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.

Khabibullin M. Institute tatar encyclopedia and regional, Academy of sciences of the Republic of Tatarstan, Kazan, Russia.

Khabibullina G., Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.

Mineeva M., Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia.

Дата поступления 14.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.