Научная статья на тему 'Роль миссионерского историко-этнографического музея Казанской духовной академии в изучении истории, этнографии и языков народов России'

Роль миссионерского историко-этнографического музея Казанской духовной академии в изучении истории, этнографии и языков народов России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
155
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ / МИССИОНЕРСТВО / ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / КОЛЛЕКЦИЯ / КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДА / НАУЧНАЯ БАЗА / SPIRITUAL ACADEMY / MISSIONARY ACTIVITY / ETHNOGRAPHIC MUSEUM / COLLECTIONS / FUND ACQUISITION / SCIENTIFIC BASE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лобачева Елена Эдуардовна, Хабибуллин Марс Забирович

Рассмотрен опыт создания и функционирования единственного в России миссионерского музея. На основе архивных материалов раскрыты особенности деятельности музея в Казанской духовной академии. Определена значимость подобного подразделения в учебной структуре учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF A MISSIONARY ISTORIKO-ETHNOGRAPHIC MUSEUM OF THE KAZAN SPIRITUAL ACADEMY IN STUDYING OF HISTORY, ETHNOGRAPHY AND LANGUAGES OF THE PEOPLE OF RUSSIA

Offered article is devoted history of creation of the only thing in Russia a missionary museum. The features of activity of a museum in the higher spiritual educational institution are considered on the basis of archival materials. The importance of this division is defined in educational structure of academy.

Текст научной работы на тему «Роль миссионерского историко-этнографического музея Казанской духовной академии в изучении истории, этнографии и языков народов России»

3. Егоров В.Е. Развитие народного образования (1959-1967 гг.) // Чувашия в годы семилетки. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1967. 146 с.

4. Егоров Н.Е., Сергеев Т.С. Развитие общеобразовательной школы // История и культура Чувашской Республики. Вып. 1. 1917-1985 / ЧНИИ ЯЛИЭ. Чебоксары, 1992.

5. ЕфимовЛ. А. Школы Чувашского края в XIX-XX вв. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2003. 535 с.

6. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. документов. 19171973 гг. М.: Педагогика, 1975. 559 с.

7. Советская Чувашия за 45 лет. Чебоксары: Чувшкнигоиздат, 1965. 191 с.

ЛАСТОЧКИН ВЯЧЕСЛАВ БОРИСОВИЧ - старший преподаватель кафедры Отечественной истории имени А. В. Арсентьевой, Чувашский государственный университет, Чебоксары (vyacheslav_lastochkin@mail.ru).

LASTOCHKIN VYACHESLAV BORISOVICH - senior teacher of Russian History Chair named after A.V. Arsentyeva, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 930

Е.Э. ЛОБАЧЕВА, М.З. ХАБИБУЛЛИН

РОЛЬ МИССИОНЕРСКОГО ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО МУЗЕЯ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ, ЭТНОГРАФИИ И ЯЗЫКОВ НАРОДОВ РОССИИ*

Ключевые слова: духовная академия, миссионерство, этнографический музей, коллекция, комплектование фонда, научная база.

Рассмотрен опыт создания и функционирования единственного в России миссионерского музея. На основе архивных материалов раскрыты особенности деятельности музея в Казанской духовной академии. Определена значимость подобного подразделения в учебной структуре учреждения.

E.E. LOBACHEVA, M.Z. KHABIBULLIN THE ROLE OF A MISSIONARY ISTORIKO-ETHNOGRAPHIC MUSEUM OF THE KAZAN SPIRITUAL ACADEMY IN STUDYING OF HISTORY, ETHNOGRAPHY AND LANGUAGES OF THE PEOPLE OF RUSSIA

Key words: spiritual academy, missionary activity, ethnographic museum, collections, fund acquisition, scientific base.

Offered article is devoted history of creation of the only thing in Russia a missionary museum. The features of activity of a museum in the higher spiritual educational institution are considered on the basis of archival materials. The importance of this division is defined in educational structure of academy.

Казанская духовная академия (КазДА), открытая в 1842 г., являлась крупным дореволюционным научным и образовательным центром по изучению языков, истории, этнографии нерусских народов России. Ее история неразрывным образом связана с миссионерской политикой, которая активно осуществлялась по отношению к нерусским народам Российского государства. Поставленные перед академией цели и задачи, а также специфика данного учреждения требовали привлечения в ее стены талантливых преподавателей, интересующихся историей и этнографией нерусских народов России. Руководство Казанской духовной академии стремилось связать просветительскую политику государства с активным изучением объекта своего исследования. Именно с этой целью в ее стенах в 1854 г. были открыты 4 миссионерских отделения: противораскольническое, противомусульманское, противобуддистское и черемисско-чувашское. Они стали центрами по изучению истории и культуры народов Поволжья, Приуралья и Сибири. Наиболее видными представителями миссионерских отделений были Г.С. Саблуков, Н.И. Ильминский, А.А. Бобров-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-11-16013а/В).

ников, Е.А. Малов, Н.П. Остроумов, М.А. Машанов, Н.Ф. Катанов, П.К. Жузе и др. Они внесли существенный вклад в изучение истории, этнографии и языков татар, марийцев, чувашей, мордвы, удмуртов и других народов.

В результате многочисленных командировок преподавателями отделений Казанской духовной академии было накоплено большое количество документальных источников, научных отчетов, книг и других предметов, отражающих культуру, быт, обычаи, национальные праздники многих народов России. Большинство этих ценных вещей были собраны в миссионерском историко-этнографическом музее (МИЭМ) Казанской духовной академии, который был организован в 1912 г. при фундаментальной библиотеке академии. А официально музей был открыт в 1913 г. в соответствии с указом Св. Синода от 9 января 1913 г. [8]. Его создали на базе собрания предметов этнографии, археологии, палеонтологии и нумизматики. Данные коллекции оказались в библиотеке, став частью ее фонда после расформирования мюнц-кабинета, кабинета редкостей и кабинета натуральной истории, функционировавших в Казанской духовной академии в 1848-1870 гг. в качестве учебно-вспомогательных подразделений. С 1913 г. музей являлся учебновспомогательным учреждением для студентов миссионерского отделения академии, с 1915 г. - дополнительно для слушателей миссионерских курсов при Спасо-Преображенском монастыре г. Казани.

Основными задачами миссионерского историко-этнографического музея были изучение, приумножение и использование исторических, культурных, научных ценностей и материалов, касающихся истории и этнографии народов Российской империи, популяризация этнографических знаний, научное исследование в области материальной культуры, духовной жизни, традиций, истории народов. Материалы из фондов музея использовались в учебнообразовательной и исследовательской деятельности студентов, преподавателей и научной деятельности миссионерского отделения академии.

Музей за достаточно короткий срок (1912-1919 гг.) стал полноценным культурно-образовательным центром КазДА. Заслуга в этом его бессменного директора - доктора сравнительного языкознания, профессора миссионерского отделения КазДА, тюрколога, этнографа, фольклориста Николая Фёдоровича Ката-нова (1862-1922). С приходом Н.Ф. Катанова в академию возник журнал «Инородческое обозрение», резко увеличилось количество статей в «Православном собеседнике» по истории миссий и этнографии, возник этнографический музей, возрос интерес студентов к миссионерскому отделению, увеличилось число кандидатских диссертаций, посвященных этнографической тематике. Он руководил работой по комплектованию фонда МИЭМ, устанавливая временные и постоянные контакты с лицами и организациями, которые либо доставляли предметы музейного значения, либо обладали ими. В «Журнале входящих бумаг директора историко-этнографического музея при КДА Н.Ф. Катанова» названо 58 лиц и учреждений, передававших предметы в дар музею [9]. Среди них иерархи, священники, миссионеры, преподаватели, коллекционеры, краеведы, меценаты, преподаватели и студенты Казанской академии, сотрудники других музеев, а также мастерские, выпускавшие предметы народного потребления и изделия художественных промыслов [5]. В числе дарителей и поставщиков экспонатов были архимандрит Иннокентий (Ястребов), епископ Алексий (Молчанов), В.И. Иванов, священник Иаков Тихомиров, профессора КазДА И.М. Покровский, Н.Ф. Катанов, П.В. Знаменский, Е.А. Малов, М.Г. Иванов, Архимандрит Гурий (Степанов), Н.В. Никольский, Г.А. Филиппов, доцент КазДА иеромонах Амфилохий (Скворцов) и др. [7]. В организации и создании музея приняли участие студенты Казанской академии: А.Б. Алексеев, иеромонах Вениамин, С.А. Добролюбский,

П.И. Иванов, диакон М.И. Изгородин, Т.В. Кротков, В.И. Кузнецов, И.Д. Меркурьева, Г.А. Попов, К.М. Протопопов, священник К.Н. Соколов, священник М.В. Соколов, Б.В. Фортунатов, протоиерей А.И. Яхонтов, практикант калмыцкого языка при Казанской академии А.П. Межуев [9].

Большое значение для комплектования фондов имели пожертвования преподавателей академии. Многие обладали многолетним опытом миссионерской деятельности. Так, доцент КазДА по кафедре калмыцкого языка архиепископ Иннокентий (Илья Иванович Ястребов, 1867-1928) в течение 14-летней миссионерской деятельности несколько раз побывал в калмыцких улусах Астраханской губернии для изучения языка, быта и религиозных верований калмыцкого народа, путешествовал в Сибирь, совершенствуя опыт в миссионерской деятельности и изучая язык сибирских монголов [13]. Ученым-востоко-ведом профессором КазДА по кафедре миссионерских предметов архиепископом Суздальским Гурием (Алексей Иванович Степанов, 1880-1938) были пожертвованы ценные коллекции буддийских, монгольских, калмыцких и бурятских идолов и других предметов домашнего быта этих народов [7].

Богатую коллекцию из более ста предметов, привезенных из Монголии, в дар музею преподнес специалист по ламаизму иеромонах Амфилохий (Скворцов Александр Яковлевич, 1885-1937; впоследствии епископ Енисейский и Красноярский). В коллекции были изображения буддистских богов и богинь на полотне, фигурки из терракоты, бронзы, дерева и папье-маше, ксилографические доски для печатания молитв, принадлежности шаманского культа, четки, китайские монеты и многое другое [11, 12]. По возвращении в 1914 г. из двухлетней командировки в Монголию, будучи помощником директора и занимаясь активно научной и преподавательской деятельностью, он принимал самое активное участие в судьбе музея [1].

Еще один источник формирования музейного собрания - это научные экспедиции выпускников академии. С 1842 г. Казанская академия активно осуществляла собирательскую деятельность, в которой участвовали студенты. В то же время при создании музея значительный вклад в комплектование его фонда внесли выпускники академии, что объяснялось родом их деятельности. Выпускников КазДА направляли в качестве миссионеров в разные, порой в самые отдаленные, районы Российской империи. Проповедуя православие среди нерусских народов, они соприкасались с их жизнью и бытом, знакомились с историей, обычаями, традициями, отраженными в памятниках материальной культуры и письменных источниках, которые собирались и передавались затем в академический музей. К письменным источникам относились путевые и прочие заметки, письма, дневники и очерки, в которых фиксировались обычаи, знания и навыки, язык, устный эпос, музыка, танец, мифология, игры, ритуалы, ремесла, традиционные формы коммуникации, знаки и символы и т.п.

Благодаря таким записям о разнообразной жизни отдельного народа создавался фонд нематериального культурного наследия, представлявший собой совокупность традиционных форм культурной деятельности и представлений народа. Указанный фонд мог оказывать неоценимую помощь в учебном процессе. К сожалению, эта задача не была реализована в связи с непродолжительным функционированием музея.

Среди выпускников, которые участвовали в формировании музейного фонда, можно отметить Алексея Елисеевича Кулаковского (Ексекулээх Елек-сей, 1877-1926), впоследствии известного поэта, одного из основоположников якутской литературы. В 1992 г. была учреждена Государственная премия имени А.Е. Кулаковского за выдающуюся подвижническую общественную деятельность по возрождению духовной культуры народов Якутии.

В формировании фонда активное участие принимали студенты КазДА и слушатели миссионерских курсов при Спасо-Преображенском монастыре, приезжавшие в Казань из разных регионов. Одним из первых даров в фонд тогда еще будущего музея стала модель киргизской палатки с богослужебными и хозяйственными принадлежностями, полученная в 1891 г. от слушателя миссионерских курсов С. Аврорского [11].

В 1915 г. Совет курсов передал в дар музею следующие предметы: изображение Абида и Дачи; молитвенный курдэ (цилиндр); халат, нагрудник и шапка калмыцкой девушки; женскую рубашку и шиберлик для косы (украшение) и т.д. [7]. Настоятель Спасо-Преображенского монастыря Архимандрит Иоасаф (Удалов) доставил в Академический музей предметы, собранные слушателями миссионерских курсов, в четыре приёма: чувашские мужские и женские костюмы с украшениями из Симбирской губернии (6 экз.), калмыцкие и чувашские мужские и женские костюмы с украшениями из Астраханской губернии (5 экз.), полотна с изображениями буддийских святынь из Астраханской губернии, молитвенный цилиндр (кюрдэ) из Астраханской губернии, чувашские предметы из Курмышского уезда Симбирской губернии (скатерти, кушаки, полотенце, вышивки, рубаха и пр. - 21 экз.), «7 фунтов 26 лотов русских монет, чеканенных монет за время с Анны Ивановны до Николая Павловича включительно» [6]. Сохранность всех предметов домашнего быта и религиозного культа была хорошей, среди монет имелись редкие экземпляры.

В 1916 г. практикант калмыцкого языка при духовной академии А.П. Межуев передал музею 3 вещи калмыцкого обихода из Ставропольской губернии: «1. Круг от подушки, имевшей вид цилиндра (размер круга 19,75 см. в диаметре); 2. Бок тюфяка, обращенный, как и круг подушки, к публике (размер бока: длины 45 см, ширины 18 см), с подвесками и 3. Бумажный круг с тибетской молитвой».

Слушателем миссионерских курсов Е.Ф. Никитиным в каникулярное время было собрано 6 калмыцких вещей: нагрудное женское украшение из кораллов, женское шелковое головное украшение «шиварлик», богослужебные трубы с изображениями драконов и с китайскими буквами внутри; серебряные серьги и 2 халата [9]. В том же году из п. Бодайбо Иркутской губернии от учителя высшего начального училища А.Е. Кулаковского были получены 3 ценные посылки с вещами якутского быта (шуба, ожерелье, косынка, набедренники, пара серег, шапка, пара браслетов, пара сапог, верхушка шапки, махало, коробка и деревянная чашка). Учительница с. Мордовский-Карай Балашовского уезда Саратовской губернии О.П. Покровская прислала элементы мордовского женского костюма: кушак, кофту и фартук, украшенные орнаментом.

В 1917 г. студент духовной академии П.И. Иванов подарил музею 4 куклы крещенотатарских детей из деревни Ишалькиной Ново-Адамской волости Чистопольского уезда Казанской губернии, привезенных летом 1916 г. Священник А. Воронцов, согласно словесному завещанию доктора медицины, военного врача В.С. Бронникова, служившего в действующей армии в русско-японскую войну 1904-1905 гг., передал академическому музею коллекцию китайских идолов. От всемирно известного этнографа С.Е. Малова была получена коллекция этнографических предметов, в состав которой входили деревянная подставка в виде тибетско-монгольского молитвенника, деревянная балалайка «черневых» татар, 4 китайские игрушки, четки уйгуров и т.д.

Иеромонах Ефрем (Ефремов) подарил металлическое выпуклое изображение скрижалей с 10 заповедями и фрагмент переплета от Пятикнижия, украшенный рамкой из кости с изображением скрижалей с 10 заповедями, 6-конечной звездой и шапкой первосвященника, профессор КазДА Н.Ф. Катанов - большое

бронзовое зеркало с ручкой китайской работы (с изображением птиц), найденное в августе 1916 г. в Минусинском уезде Енисейской губернии [9].

Формирование и увеличение фонда МИЭМ способствовало развитию научно-исследовательской деятельности, которая определялась задачами накопления документальных свидетельств и источников знаний, их обработки, а также использования в образовательном процессе. Содержание этой работы в зависимости от профиля музея и специализации фонда было обусловлено необходимостью комплексного изучения этнокультурного развития народов Российской империи.

В период функционирования Казанской духовной академии (1842-1917) активно формировался ее музейный комплекс, который стал неотъемлемой частью учебного заведения, структурным звеном, культурно-просветительским центром академии. Его доминирующей частью стал миссионерский историкоэтнографический музей, созданный при библиотеке на базе учебных коллекций. Собрание музея формировалось как совокупность коллекций, которые отражали культуру многонационального населения Российской империи. Оно давало представление о конфессионально-этническом многообразии народов, существовавшем к концу Х1Х столетия. В коллекциях музея содержится много интересных сведений по истории и этнографии народов Поволжья, Приуралья и Сибири, представляющих большой интерес для современных исследователей.

Литература и источники

1. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия РПЦ ХХ столетия: жизнеописания и материалы к ним. Кн. 6. Тверь, 2002. 479 с.

2. Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века. Май. М.: Булат, 2007. 448 с.

3. Мультатули П.В. Николай II: отречение, которого не было. М.: АСТ, 2010. С. 276.

4. Мультатули П.В. Русских царей украшение // Император Николай II: государственный деятель, политик, семьянин (к 90-летию Екатеринбургской трагедии) [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.interfax-religion.ru.

5. Назипова Г.Р. Казанский городской музей. Очерки истории 1895-1917 годов. Казань: Ка2ап-Казань, 2000. 272 с.

6. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 10. Казанская духовная академия. Оп. 1. Д. 11273.

7. НА РТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 11358.

8. НА РТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 11571.

9. НА РТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 11528.

10. Отчет о состоянии Казанской Духовной Академии за 1890-1891 уч. г. Казань, 1891.

11. Отчет о состоянии Казанской Духовной Академии за 1909-1913 гг. Казань, 1909-1913.

12. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1907-1913 гг. Казань, 1907-1913.

13. Протоколы заседаний Совета Казанской духовной академии за 1890 г. Казань, 1891.

14. Степанов А. Иннокентий (Ястребов, 16.7.1867-22.5.1928), архиепископ Астраханский // Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917 / отв. ред. О.А. Платонов. М.: Крафт+; Ин-т русской цивилизации, 2008. С. 226-227.

ЛОБАЧЕВА ЕЛЕНА ЭДУАРДОВНА - аспирантка отдела истории и общественной мысли, Институт Татарской энциклопедии, Академия наук Республики Татарстан, Россия, Казань (elena1184@list.ru).

LOBACHEVA ELENA EDUARDOVNA - post-graduate student of History and Public Thought Department, Institute of Tatar Encyclopedia, Tatarstan Academy of Sciences, Russia, Kazan.

ХАБИБУЛЛИН МАРС ЗАБИРОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, ученый секретарь, Институт Татарской энциклопедии, Академия наук Республики Татарстан, Россия, Казань (kazanmars@rambler.ru).

KHABIBULLIN MARS ZABIROVICH - candidate of historical sciences, senior lecturer, scientific secretary, Institute of Tatar Encyclopedia, Tatarstan Academy of Sciences, Russia, Kazan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.