Научная статья на тему 'Народы Среднего Поволжья в ракурсе историко-конфессиональных исследований преподавателя Казанской духовной академии Михаила Александровича Машанова (1852-1924 гг. )'

Народы Среднего Поволжья в ракурсе историко-конфессиональных исследований преподавателя Казанской духовной академии Михаила Александровича Машанова (1852-1924 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
172
76
Поделиться
Ключевые слова
М. А. МАШАНОВ / КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ИСЛАМ / НАРОДЫ РОССИИ / МИССИОНЕРСКИЕ ОТДЕЛЕНИЯ / M. A. MASHANOV / KAZAN SPIRITUAL ACADEMY / ETHNOGRAPHY / ISLAM / THE PEOPLES OF RUSSIA / MISSIONARY DEPARTMENTS

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Хабибуллин Марс Забирович

Изучение деятельности и научного наследия яркого представителя казанского востоковедения второй половины XIX - начала XX в. М. А. Машанова представляет большой научный и практический интерес. Востоковед, исламовед, профессор Казанской духовной академии, общественный деятель, председатель Переводческой комиссии, редактор журналов «Церковно-общественная жизнь» и «Инородческое обозрение», автор трудов по истории ислама, культуре, этнографии и языков финно-угорских и тюркских народов дореволюционной России, М. А. Машанов внес заметный вклад в просвещение и образование крещеных татар, чувашей, марийцев и др. Его биография неразрывным образом связана с миссионерскими отделениями Казанской духовной академии и православной миссионерской организацией «Братство святителя Гурия». В основу исследования легли новые архивные материалы и источники, позволившие автору дать комплексную оценку проблемы.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Хабибуллин Марс Забирович,

The peoples of the Middle Volga region in the perspective of historical-religious studies of the teacher of the Kazan spiritual Academy Mikhail Alexandrovich Mashanov (1852-1924)

Study of scientific heritage of an outstanding representative of Oriental studies of Kazan in the second half of XIX early XX centuries M. A. Mashanov is of great scientific and practical interest. Orientalist, specialist in Islamic studies, Professor of the Kazan theological Academy, a public figure, Chairman of the Translation Committee, the editor of «Church and public life» and «non-Russian review», the author of works on Islamic history, culture, Ethnography and languages of the Finno-Ugric and Turkic peoples of pre-revolutionary Russia, M. A. Mashanov has made a significant contribution to the education of the baptized Tatars, Chuvash, Mari, etc. His biography is inextricably linked to missionary departments of the Kazan spiritual Academy and the Orthodox missionary organization «Brotherhood of Saint Guriy». The basis of the study formed new archival materials and sources, allowed the author to give a comprehensive assessment of the problem.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Народы Среднего Поволжья в ракурсе историко-конфессиональных исследований преподавателя Казанской духовной академии Михаила Александровича Машанова (1852-1924 гг. )»

3. Salmennniami S. Teoriya grazhdanskogo obshchestva i postsocializm [The theory of civil society and post-socialism] // Obshchestvennye dvizheniya v Rossii - tochki rosta, kamni pretknoveniya: sb. st. - Social movements in Russia - the growth points, stumbling blocks, collected articles. M. LLC "Variant" CSPI. 2009. P. 110.

4. Tishkov V. A. Rekviem po ehtnosu. Issledovaniya po social'no-kul'turnoj antropologii [Requiem for ethnos. Research on socio-cultural anthropology]. M. Nauka. 2003. P. 441.

5. Trushkova I.Yu. stoki grazhdanskogo obshchestva v Vyatskom regione (k postanovke problemy) [Origins of civil society in the region of Vyatka (to problem statement)] // Obshchestvo, nauka, innovacii (NTK-2012): ezhegod. otkryt. vseros. nauch.-tekhn. konf., 16-27 apr. 2011 g.: sb. materialov - Society, science, innovations (STC-2012): annual open allRussian scientific-tech. conf. 16-27 Apr. 2011: collection of materials of the Vyatka State University; resp. ed. S. G. Litvinets. Kirov: Publishing house of the Vyatka State University. 2012. 1 el. opt. disk (CD-ROM). Title from screen; Trushkova I. Y. Istoricheskie zakonomernosti mezhehtnicheskoj i mezhkonfessional'nogo vzaimodejstviya naseleniya v Vyatskom regione [Historical patterns of interethnic and interreligious interaction with the population in the Vyatka region] // Obshchestvo, nauka, innovacii (NTK-2013): ezhegod. otkryt. vseros. nauch.-tekhn. konf., 15-26 apr. 2013 g.: sb. materialov - Society, science, innovation (STC-2013): annual open allRussian scientific-tech. conf. 15-26 Apr. 2013: materials / Vyatka State University; resp. ed. S. G. Litvinets. Kirov: Publishing house of the Vyatka State University , 2013. 1 el. opt. disk (CD-ROM). Title from screen.

6. Hereinafter, the materials of the Commission for interethnic interaction of the Public chamber of the Kirov

region.

7. Penn M. J., Zalesn K. E. Mikrotendencii. Malen'kie izmeneniya, privodyashchie k bol'shim peremenam [Microtrends. Little changes leading to big changes]. M. "AST. AST Moscow". 2009. Pp. 333-334.

УДК 908

М. З. Хабибуллин.

Народы Среднего Поволжья в ракурсе историко-конфессиональных исследований

преподавателя Казанской духовной академии Михаила Александровича Машанова (1852-1924 гг.)*

Изучение деятельности и научного наследия яркого представителя казанского востоковедения второй половины XIX - начала XX в. М. А. Машанова представляет большой научный и практический интерес. Востоковед, исламовед, профессор Казанской духовной академии, общественный деятель, председатель Переводческой комиссии, редактор журналов «Церковно-общественная жизнь» и «Инородческое обозрение», автор трудов по истории ислама, культуре, этнографии и языков финно-угорских и тюркских народов дореволюционной России, М. А. Машанов внес заметный вклад в просвещение и образование крещеных татар, чувашей, марийцев и др. Его биография неразрывным образом связана с миссионерскими отделениями Казанской духовной академии и православной миссионерской организацией «Братство святителя Гурия». В основу исследования легли новые архивные материалы и источники, позволившие автору дать комплексную оценку проблемы.

Study of scientific heritage of an outstanding representative of Oriental studies of Kazan in the second half of XIX - early XX centuries M. A. Mashanov is of great scientific and practical interest. Orientalist, specialist in Islamic studies, Professor of the Kazan theological Academy, a public figure, Chairman of the Translation Committee, the editor of «Church and public life» and «non-Russian review», the author of works on Islamic history, culture, Ethnography and languages of the Finno-Ugric and Turkic peoples of pre-revolutionary Russia, M. A. Mashanov has made a significant contribution to the education of the baptized Tatars, Chuvash, Mari, etc. His biography is inextricably linked to missionary departments of the Kazan spiritual Academy and the Orthodox missionary organization «Brotherhood of Saint Guriy». The basis of the study formed new archival materials and sources, allowed the author to give a comprehensive assessment of the problem.

Ключевые слова: М. А. Машанов, Казанская духовная академия, этнография, ислам, народы России, миссионерские отделения.

Keywords: M. A. Mashanov, Kazan Spiritual Academy, Ethnography, Islam, the peoples of Russia, missionary departments.

© Хабибуллин М. З., 2015

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Державный (имперский) дискурс по национальному образованию народов Поволжья и Приуралья в конце XIX - начале XX в.»), проект № (14-11-16015 а/В/ 2015) 30

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Изучение творческого наследия преподавателей миссионерских отделений Казанской духовной академии, представленного многочисленными научными трудами по истории и учению ислама, культуре, этнографии и языков финно-угорских, тюркских и монгольских народов России, о состоянии православного миссионерства в мусульманских странах Ближнего Востока, становится сегодня актуальной и важной проблемой. Казанская духовная академия во второй половине XIX - начале XX в. являлась крупным научным, учебным и просветительским центром в Поволжье, Приуралье и Сибири. Она стала центром проведения широкомасштабной миссионерской политики в восточной части России, местом, где была разработана «система просвещения инородцев» Н. И. Ильминского, на практике осуществлялись христианизация и русификация нерусских народов Российского государства, проводились мероприятия по интеграции народов и народностей в единое информационное, культурное и образовательное пространство на основе русского языка и православного христианства.

В Казанской духовной академии активно изучались истории мировых религий и языческих представлений народов России. Необходимо отметить, что исследование ислама, буддизма, религиозных верований и языков финно-угорских, тюркских и монгольских народов приобрело здесь особенности, свойственные «казанской школе» с ее практической миссионерской направленностью, были выработаны присущие ей методы и приемы исследования, реализовывались на практике новые идеи и формировалась плеяда талантливых ученых: Н. И. Ильминский [1], Е. А. Малов [2], Н. П. Остроумов [3], М. А. Машанов [4], П. К.Жузе [5], Я. Д. Коблов [6] и др. Они были связаны с деятельностью единственных в России миссионерских отделений, существовавших в Казанской духовной академии в 1854-1920 гг. По замечанию российского исламоведа, профессора Кельнского университета Марка Батунского, студенты и преподаватели противомусульманского отделения Казанской духовной академии «...являлись первыми в России профессиональными миссионерами-исламоведами» [7].

Большой пласт научной информации, накопленный студентами, выпускниками и преподавателями миссионерских отделений в 1854-1920 гг., до нынешнего дня представляет собой рукописные материалы и находится в архивах России. Однако в последние десятилетия среди исследователей наметился серьезный прорыв в изучении истории дореволюционных духовных заведений, деятельности их преподавателей, их вклада в отечественную науку. В частности, изучением истории Казанской духовной академии занимались российские и зарубежные ученые -Р. М. Валеев, А. В. Журавский, Р. Джераси и др. [8]

Среди преподавателей Казанской духовной академии необходимо выделить исламоведа, востоковеда, филолога-арабиста, общественного деятеля Михаила Александровича Машанова (1852-1924). Его имя известно далеко не всем современным исследователям истории, и тем более оно неизвестно массовому читателю. А между тем он является автором интересных трудов по истории, этнографии и культуре финно-угорских и тюркских народов Среднего Поволжья, стран Ближнего Востока, истории и учению ислама и т. д. [9] Ученый преуспел в изучении религиозно-нравственного состояния татар, чувашей, марийцев, киргизов и казахов, много внимания уделял анализу лингвистических особенностей языков народов, населяющих Поволжье, Приуралье и Среднюю Азию. В своих трудах исследователь рассматривал факторы становления и функционирования ислама на территории Российского государства, выделял мусульманские течения, наиболее распространенные здесь, раскрывал проблемы влияния этой религии на традиции, быт и образ жизни принявшего ислам народа, изучал основные вехи жизни и деятельности пророка Мухаммада, древнюю историю арабов, сущность мусульманского брака, богословско-правовые школы в исламе и др. Стремясь понять основы ислама, ученый исследовал региональные особенности культуры мусульманских народов. М. А. Машанов прекрасно знал арабский язык и его грамматику, несколько западноевропейских и тюркских языков, был знаком с важными мусульманскими источниками и литературой, отлично разбирался в истории и сущности христианства и ислама как учений, что позволяло ему искусно оперировать религиозными понятиями и владеть соответствующей терминологией. Он внес заметный вклад в развитие казанского исламо-ведения и арабистики второй половины XIX - начала XX в.

М. А. Машанов родился 11 мая 1852 в г. Петропавловск Тобольской губернии (ныне Республика Казахстан) в семье потомственных священников. В 1872 г. окончил Тобольскую духовную семинарию, в 1876 г. - церковно-практическое отделение Казанской духовной академии. Во время обучения в Казанской духовной академии изучал у Н. П. Остроумова и В. Т. Тимофеева «миссионерские предметы против мусульманства» (обличение мухаммеданства, история Мухаммеда, арабский и татарский языки), которые были исключены из обязательного общеобразовательного академического курса Уставом духовных академий 1869 г. вместе с миссионерскими отделениями. В 1874-1876 гг. Машанов читал лекции по «краткому объяснению христианского веро-

31

учения с замечаниями о недостатках мухаммеданского вероучения» в Казанской центральной крещено-татарской школе.

После окончания академии Машанова назначают помощником инспектора Казанской духовной академии, а в 1877 г. - приват-доцентом на кафедру миссионерских противомусульман-ских предметов (с 1885 г. - доцентом, 1887 г. - экстраординарным профессором, с 1906 г. - заслуженным экстраординарным профессором, в 1911-1920 гг. - сверхштатным профессором). Здесь он проводил занятия по миссионерским предметам.

В октябре 1878 г. на общем собрании Братства святителя Гурия Машанов избирается в состав Совета Братства святителя Гурия и на должность его делопроизводителя (с 1899 г. - секретаря; занимал до 1914 г. с перерывами в 1885-1886 гг. и 1904-1906 гг.) [10]. Братство святителя Гурия существенно повлияло на ход просветительской деятельности среди народов Поволжья и Сибири, распространяло начальное образование, заложило здесь основы системы народного образования. Деятельность Братства способствовала формированию в этих регионах национальной интеллигенции, появлению православного инородческого духовенства, распространению христианства. В рамках этой организации Машанов совершил командировки по всем уездам Казанской губернии, целью которых являлись пропаганда христианства, ослабление влияния ислама и собеседования с отпавшими от православной веры. В его обязанности входили также инспектирование деятельности школ Братства святителя Гурия и выявление недостатков в учебно-воспитательном процессе. М. А. Машанов был в числе организаторов специальных кратковременных педагогических курсов для учителей школ Братства. Благодаря его неутомимой деятельности были достигнуты успехи в привлечении и укреплении в православной вере крещеных татар, чувашей и марийцев.

В 1885 г. Машанов защищает докторскую диссертацию «Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучению ислама». В этом же году в октябре Совет Казанской духовной академии направляет его на Ближний Восток в Сирию, Палестину, Египет и в Аравию для изучения арабского языка и богословской литературы. Результатом поездки Машанова стали работы «Европейские христиане на мусульманском Востоке» (Казань, 1889), «Описание путешествия по Востоку» (1887) и др. В Казань Машанов вернулся в октябре 1887 г. В 1889-1916 гг. он ведет лекции по богословской энциклопедии, истории и «обличению мухаммеданства» и арабского языка на двухгодичных миссионерских курсах, открытых в 1889 г. при Казанской духовной академии.

В 1892 г. он становится казначеем и заведующим делами комиссии по изданию «Миссионерского противомусульманского сборника», периодического печатного органа Казанской духовной академии, в котором печатались труды по истории ислама, христианства, этнографии и культуре финно-угорских и тюркских народов России. В этом же году на заседании Совета Братства святителя Гурия М. А. Машанов избирается председателем Переводческой комиссии [11], которая занималась переводом и изданием книг как «религиозно-нравственного» содержания, так и «общепросветительного характера для крещеных инородцев и магометан» [12]. Идея создания этой комиссии принадлежала Н. И. Ильминскому [13]. Результатами ее деятельности пользовались по всей России: «Казанские. переводы получили распространение далеко за пределами Казани, встретив сочувственный прием повсюду, от Москвы до Иркутска, от Казани и до степей астраханских» [14].

В 1878 г. Машанов становится членом «Общества археологии, истории и этнографии» при Казанском университете. Современные исследователи высоко оценивают деятельность этого общества [15]. Так, казанский историк Р. М. Валеев отмечает, что «попытка провести организационное сосредоточение изучения проблем истории и культуры Востока должна стать важной страницей развития отечественного востоковедения середины XIX в. Эта первая ценная инициатива казанских ориенталистов в последней четверти XIX в. получила воплощение в многосторонней деятельности «Общества археологии, истории и этнографии» (1878-1929) при Казанском университете» [16]. «Цели и задачи общества, - пишет А. А. Хабибуллин, - выгодно выделяли его среди других подобных исторических обществ России. Общество избрало предметом своего изучения историю тех малых народов, которые в буржуазной науке нередко назывались "неисторическими"» [17].

В 1905-1907 гг. Машанов состоял в редакции журнала «Церковно-общественная жизнь», в 1912 г. заведовал редакцией журнала «Инородческое обозрение». На их страницах большое внимание уделялось истории и этнографии народов России.

В мае - июне 1905 г. он принимал участие в «Особом совещании по вопросам образования восточных инородцев» под председательством члена Совета министров А. С. Будиловича в Санкт-Петербурге. Члены совещания должны были разработать и подготовить материалы для усовершенствования системы начального школьного обучения национальных меньшинств Вос-32

точной России. К участию в нем были приглашены специалисты по «восточно-инородческому» образованию, а также знатоки мусульманского и буддийского мира. Большинство членов совещания были последователями системы Н. И. Ильминского (Н. Бобровников, Н. Остроумов, И. Яковлев и др.) [18]. М. А. Машанов выступил с докладом «Школы Братства св. Гурия в нынешнем состоянии» [19], в котором обратил внимание на состояние дел в православной просветительской организации, привел статистические данные по образовательным учреждениям Казанской губернии: «Крещено-татарские - 63, чувашские - 50 школ, черемисские - 20 школ, вотяцкие (18) и мордовские (одна школа)». Подводя итоги, М. А. Машанов указал на плодотворную работу учебных заведений, но при этом он отметил их «сравнительную малочисленность». 152 школы, по его мнению, не в состоянии были «заполнить собою всех местностей, которые нуждаются в них». Основной причиной такой «малочисленности» М. А. Машанов назвал недостаточное финансирование. Он также отметил огромный труд учителей, которые «приглашали в школу родителей, родственников учащихся и других инородцев и в свободное от занятий время вели с ними беседы на религиозно-просветительские темы». Учитель, по его мнению, должен был знать основные работы по религиозному воспитанию, так как «необходимо предварительно ознакомить инородцев с самими этими книгами чрез общественное их чтение, чтобы возбудить интерес к ним». М. А. Машанов глубоко сожалел, что «недостаток денежных средств не дает Братству Святителя Гурия возможности к ежегодному устройству педагогических курсов... так что курсы эти бывают сравнительно редко» [20].

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В 1910 г. Машанов принимал участие в Миссионерском съезде, который проходил в Казани с 13 по 26 июня. На нем он выступил с докладом «Современное состояние татар-мухаммедан и их отношение к другим народам», в котором признал силу и могущество ислама в среде тюркских и финно-угорских народов Среднего Поволжья. В своем докладе Машанов указал на укрепление ислама среди народов России в начале XX в.: «Ни для кого не тайно, что мухаммеданская пропаганда с давних пор велась среди инородцев Поволжья и, конечно, должна была усилиться и действительно усилилась за последнее время при объявленной свободе вероисповедания, толкуемой нередко татарами в смысле права пропаганды своего вероучения» [21]. В докладе автор назвал основные причины широкого распространения ислама, главной из которых являлась активная деятельность самих татар-мусульман. «Устная проповедь. и обширная татарско-му-хаммеданская литература, - писал он, - в самых широких размерах применяются мусульманами для пропаганды своих понятий и верований среди инородцев. Татары-мухаммедане представляли и представляют из себя одну сплоченную массу, проникнутую духом рьяной пропаганды, столь поощряемой основным учением ислама, а наряду с ними стоят крещеные и язычествующие инородцы, представляющие собою благоприятную почву для сеяния семян всякого вероучения, при надлежащем ведении дела пропаганды» [22].

В 1919-1920 гг. Машанов вел курсы по «исламу среди национальностей Восточной России», «истории ислама среди племен Поволжья», исламоведению и курс арабского языка на восточном отделении Северо-Восточного археологического и этнографического института. В Национальном архиве Республики Татарстан находится фундаментальный неопубликованный труд из 38 томов «Ислам среди народов Восточной России», который изучал здесь ученый.

9 февраля 1920 г. Машанову было присвоено звание профессора в новых, советских условиях. 18 марта 1921 г. он в числе 19 профессоров академии был арестован Всетатарской чрезвычайной комиссией по делу незаконного функционирования Казанской духовной академии. Преподаватели были отпущены в связи с недоказанностью их вины, хотя и получили по году концлагерей. Дальнейшая судьба ученого неизвестна.

Подводя итоги, отметим, что Машанов, являясь преподавателем Казанской духовной академии, активным общественным деятелем, просветителем финно-угорских и тюркских народов Среднего Поволжья, внес большой вклад в научную разработку проблем ислама, в становление системы конфессионального образования, в изучение и сохранение языков нерусских народов. В своих трудах он рассматривал различные аспекты функционирования религии ислама, деятельность пророка Мухаммада, проблемы брака в исламе, положение женщины, секты, роль и место арабов в становлении ислама как религии и другие вопросы. Его историографические обзоры о переводах Корана и изучении арабской философии в Западной Европе представляют большой научный интерес. Машанов - автор многочисленных отчетов о командировках по Казанской губернии, России и арабскому востоку (Сирия, Аравия, Египет и др.). Ему принадлежит большое количество работ, миссионерских отчетов, в которых он описывает жизнь, традиции, язык и быт татар Казанской губернии во второй половине XIX - начале XX в.

Примечания

1. Ильминский Н. И. Из переписки по поводу применения русского алфавита к инородческим языкам. Казань, 1883; Он же. Казанская крещено-татарская школа. Материалы для истории просвещения. Казань, 1887.

2. Малов Е. А. О крещеных татарах (из миссионерского дневника). Казань, 1891; Он же. Сведения о мишарях. Этнографический очерк. Казань, 1885.

3. Остроумов Н. П. Первый опыт словаря народно-татарского языка по выговору крещеных татар Казанской губернии. Казань, 1876; Он же. Татарско-русский словарь. Казань, 1892.

4. Машанов М. А. Заметка о религиозно-нравственном состоянии крещеных татар Казанской губернии Мамадышского уезда. Казань, 1875; Он же. Отчет о поездке в деревню Никифорово Мамадышского уезда для увещания отпавших от христианства. 27 октября 1881 года (НА РТ Ф. 967. Оп. 1. Д. 8. 18 л.).

5. Жузе П. К. Учебник русского языка для арабов: в 2 ч. (Пособие при разговорных уроках). Казань, 1898-1899; Он же. Мутазилиты. Догматико-историческое исследование в области ислама. Казань, 1899; Он же. Полный русско-арабский словарь. Ч. 1-2. Казань, 1903.

6. Коблов Я. Д. Татарские мусульманские школы (медресе) // Церковно-общественная жизнь. 1906. № 9. С. 323-325; Он же. Народные представления магометан о рае и аде. Казань, 1907; Он же. О татарских мусульманских праздниках. Казань, 1907; Он же. Религиозные обряды и обычаи татар-магометан. (При наречении имени новорожденному, свадебные обряды и похороны). Казань, 1908; Он же. Конфессиональные школы казанских татар. Казань, 1916.

7. Batunsky Mark Russian missionary literature оп islam // Zeitchrift fur Religions und Geistesgeschichte. 1987. № 38. Р. 261.

8. Валеев Р. М. Из истории казанского востоковедения середины -второй половины XIX в.: Гордий Семенович Саблуков - тюрколог и исламовед. Казань, 1993; Он же. Казанское востоковедение: истоки и развитие (XIX в. - 20-е гг. ХХ в.). Казань, 1998; Журавский А. В. Казанская духовная академия на переломе эпох. 1884-1921 гг.: дис... канд. ист. наук. М., 1999; Geraci. Robert Window on the East: National and Imperial Identities in Late Tsarist Russia. USA, 2001. Р. 91.

9. Машанов М. А. Заметка о религиозно-нравственном состоянии крещеных татар Казанской губернии Мамадышского уезда. Казань, 1875; Он же. Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда, как введение к изучению ислама. Казань, 1885; Он же. Европейские христиане на мусульманском Востоке. Казань, 1889.

10. Он же. Обзор деятельности Братства святителя Гурия за двадцать пять лет его существования. 1867-1892 гг. Казань, 1892.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

11. Отчет о деятельности Братства святителя Гурия за 25 год. Казань, 1893. С. 34.

12. Никольский Н. В. Переводческая комиссия в Казани и ее просветительная деятельность среди инородцев. Казань, 1905. С. 9.

13. Иванов С. Н. Н. Ф. Катанов. Очерк жизни и деятельности: дис. ... канд. ист. наук. М., 1973. С. 70.

14. Ивановский Н. И. Братство Святителя Гурия и характер его деятельности // Православный собеседник. 1903. Июнь. С. 741.

15. См. напр.: Кононов А. Н. История изучения тюркских языков в России: дооктябрьской период. Л., 1982. С. 152; Хабибуллин А. А. Изучение истории народов Среднего Поволжья и Приуралья в Обществе археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 1876-1917 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Казань, 1979. С. 8.

16. Валеев Р. М. Казанское востоковедение: истоки и развитие. XIX в. - 20-е гг. XX вв.: дис. ... д-ра ист. наук. Казань, 1999. С. 289-290.

17. Хабибуллин А. А. Указ. соч. С. 8.

18. Горохов В. М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. Казань, 1941. С. 81-82.

19. НА РТ. Ф. 967. Оп. 1. Д. 22. Школы Братства святителя Гурия в нынешнем их состоянии. Лл. 1-5 об.

20. Там же. Лл. 1 об., 2, 3, 5.

21. Машанов М. А. Современное состояние татар-мухаммедан и их отношение к другим инородцам. Казань, 1910. С. 3.

22. Указ. соч. С. 5.

Notes

1. Ilminsky N. I. Iz perepiski po povodu primeneniya russkogo alfavita k inorodcheskim yazykam [From the correspondence about the use of the Russian alphabet to non-Russian languages]. Kazan, 1883. Also him. Kazanskaya kreshcheno-tatarskaya shkola. Materialy dlya istorii prosveshcheniya [Kazan baptized-Tatar school. Materials for the history of education]. Kazan. 1887.

2. E. A. Malov O kreshchenyh tatarah (iz missionerskogo dnevnika) [About the baptized Tatars (from a missionary diary)]. Kazan. 1891. Also him. Svedeniya o misharyah. EHtnograficheskij ocherk [Information about Mishari. Ethnographic essay]. Kazan. 1885.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3. Ostroumov N. P. Pervyj opyt slovarya narodno-tatarskogoyazyka po vygovoru kreshchenyh tatar Kazanskoj gubernii [The first experience of the dictionary of national Tatar language on the pronunciation of the baptized Tatars of the Kazan province]. Kazan. 1876. Also him. Tatarsko-russkij slovar' [Tatar-Russian dictionary]. Kazan. 1892.

4. Mashanov M. A. Zametka o religiozno-nravstvennom sostoyanii kreshchenyh tatar Kazanskoj gubernii Mamadyshskogo uezda [Note on religious and moral state of the baptized Tatars of the Kazan province of Mamadysh uyezd]. Kazan. 1875.Also him. Otchet o poezdke v derevnyu Nikiforovo Mamadyshskogo uezda dlya uveshchaniya otpavshih ot hristianstva. 27 oktyabrya 1881 goda [The report on the visit to the village of Nikiforovo Mamadyshsky district for remonstrances fallen away from Christianity]. October 27, 1881 (NA TR F. 967. Sh. 1. File 8. Sh. 18).

5. Jousset P. K. Uchebnik russkogoyazyka dlya arabov: v 2 ch. (Posobie pri razgovornyh urokah) [Textbook of Russian language for Arabs: in 2 pts. (Manual for the conversational lessons)]. Kazan. 1898-1899. Also him. Mytazility. Dogmatiko-istoricheskoe issledovanie v oblasti islama [Mutasilits. Dogmatico-historical research in the field of Islam]. Kazan. 1899. Also him. Polnyj russko-apabskij slovar' [Full Russian-Arabic dictionary. 1-2 pts]. Kazan. 1903.

6. Koblov J. D. Tatarskie musul'manskie shkoly (medrese) [Tatar Muslim schools (madrasah)] // Cerkovno-obshchestvennaya zhizn' - Church and community life. 1906, No. 9, pp. 323-325. Also him. Narodnye pred-stavleniya magometan o rae i ade [People's perceptions of the Mohammedans about heaven and hell]. Kazan. 1907. Also him. O tatarskih musul'manskih prazdnikah [About Tatar Muslim holidays]. Kazan. 1907. Also him. Religioznye obryady i obychai tatar-magometan. (Pri narechenii imeni novorozhdennomu, svadebnye obryady i pohorony) [Religious ceremonies and customs of the Tartars are Mohammedans. (When naming a newborn child, wedding ceremonies and funerals)]. Kazan. 1908. Also him. Konfessional'nye shkoly kazanskih tatar [Confessional schools of the Kazan Tatars]. Kazan. 1916.

7. Batunsky Mark Russian missionary literature op islam // Zeitchrift fur Religions und Geistesgeschichte. 1987. No. 38. P. 261.

8. Valeev R. M. Iz istorii kazanskogo vostokovedeniya serediny -vtoroj poloviny XIX v.: Gordij Semenovich Sablukov - tyurkolog i islamoved [From the history of the Kazan Oriental studies of the middle -second half of the nineteenth century: Gordiy Semenovich Sablukov - specialist in Turkic Philology and Islamic studies]. Kazan. 1993. Also him. Kazanskoe vostokovedenie: istoki i razvitie (XIX v. - 20-e gg. XX v.) [Kazan Oriental studies: origins and development (XIX - 20-ies of XX century)]. Kazan. 1998; Zhuravskii A.V. Kazanskaya duhovnaya akademiya na perelome ehpoh. 1884-1921 gg.: dis... kand. ist. nauk [Kazan theological Academy at the turn of epochs. 1884-1921.: dis... Cand. Hist. Sciences]. M. 1999; Geraci. Robert Window on the East: National and Imperial Identities in Late Tsarist Russia. USA. 2001. P. 91.

9. Mashanov M. A. Zametka o religiozno-nravstvennom sostoyanii kreshchenyh tatar Kazanskoj gubernii Mamadyshskogo uezda [Note on religious and moral state of the baptized Tatars of the Kazan province Mamadysh uyezd]. Kazan. 1875. Also him. Ocherk byta arabov v ehpohu Muhammeda, kak vvedenie k izucheniyu islama [The essay about life of Arabs in the era of Muhammad, as an introduction to the study of Islam]. Kazan. 1885. Also him. Evropejskie hristiane na musul'manskom Vostoke [European Christians in the Muslim East]. Kazan. 1889.

10. Also him. Obzor deyatel'nosti Bratstva svyatitelya Guriya za dvadcat' pyat' let ego sushchestvovaniya. 18671892 gg [An overview of the activities of the brotherhood of St. Gurii for twenty-five years of its existence. 1867-1892]. Kazan. 1892.

11. Otchet o deyatel'nosti Bratstva svyatitelya Guriya za 25 god - A report on the activities of the brotherhood of St. Gurii for 25 year. Kazan. 1893. P. 34.

12. Nikolskiy N. V. Perevodcheskaya komissiya v Kazani i ee prosvetitel'naya deyatel'nost' sredi inorodcev [Translation Commission in Kazan and its educational work among the natives]. Kazan. 1905. P.9.

13. Ivanov S. N. N. F. Katanov. Ocherk zhizni i deyatel'nosti: dis.... kand. ist. nauk [N. F. Katanov. Sketch of the life and activity: dis. ... Cand. Hist. Sciences]. M. 1973. P. 70.

14. Ivanovskiy N. I. Bratstvo Svyatitelya Guriya i harakter ego deyatel'nosti [Brotherhood of St. Gurii and the nature of its activity] // Pravoslavnyj sobesednik - The Orthodox interlocutor. 1903, June, p. 741.

15. See eg.: Kononov A. N. Istoriya izucheniya tyurkskih yazykov v Rossii: dooktyabr'skoj period [History of the study of Turkic languages in Russia: pre-revolutionary period]. L. 1982. P. 152; Khabibullin A. A. Izuchenie istorii narodov Srednego Povolzh'ya i Priural'ya v Obshchestve arheologii, istorii i ehtnografii pri Kazanskom universitete. 1876-1917gg.: dis.... kand. ist. nauk [Study of the history of the peoples of the Middle Volga and Urals in the Society of archeology, history and Ethnography at Kazan University. 1876-1917.: dis. ... Cand. Hist. Sciences]. Kazan. 1979. P. 8.

16. Valeev R. M. Kazanskoe vostokovedenie: istoki i razvitie. XIX v. - 20-e gg. XX vv.: dis. ... d-ra ist. nauk [Kazan Oriental studies: origins and development. XIX - 20-ies of XX centuries: dis. ... Dr. Hist. Sciences]. Kazan. 1999. Pp. 289-290.

17. Khabibullin A. A. zuchenie istorii narodov... [The study of the history of Nations...] P.8.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

18. Gorokhov V. M. Reakcionnaya shkol'naya politika carizma v otnoshenii tatar Povolzh'ya [School reactionary policy of tsarism against the Tatars of the Volga region]. Kazan. 1941. Pp. 81-82.

19. NA TR. F. 967. Sh. 1. File 22. SHkoly Bratstva svyatitelya Guriya v nyneshnem ih sostoyanii [Schools of the Brotherhood of St. Gurii in their present condition]. Sh.l. 1-5 turn.

20. Ibid. Sh.l. 1 turn, 2, 3, 5.

21. Mashanov M. A. Sovremennoe sostoyanie tatar-muhammedan i ih otnoshenie k drugim inorodcam [The current state of the Tatars-muhammedans and their attitude to other foreigners]. Kazan. 1910. P.3.

22. Op. cit. P.5.