Научная статья на тему 'ВКЛАД МИЧУРИНСКОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА В СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РЕГИОНА'

ВКЛАД МИЧУРИНСКОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА В СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВКЛАД ВУЗА В РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макова Н.Е., Соловьев С.В.

Роль Мичуринского аграрного университета в системе подготовки кадров Тамбовской области рассматривается на основе анализа распределения контингента обучающихся высшего и среднего профессионального образования в образовательных организациях региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макова Н.Е., Соловьев С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF MICHURINSK AGRARIAN UNIVERSITY TO THE TRAINING SYSTEM FOR THE REGION

The role of Michurinsk Agrarian University in the system of personnel training in the Tambov region is considered on the basis of the analysis of the distribution of the contingent of students of higher and secondary vocational education in educational organizations of the region.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД МИЧУРИНСКОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА В СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РЕГИОНА»

УДК 378.1

ВКЛАД МИЧУРИНСКОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА В СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РЕГИОНА

Наталья Евгеньевна Макова

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

nemakova@mail .т Сергей Владимирович Соловьев

доктор сельскохозяйственных наук, доцент

sergsol6800@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Роль Мичуринского аграрного университета в системе подготовки кадров Тамбовской области рассматривается на основе анализа распределения контингента обучающихся высшего и среднего профессионального образования в образовательных организациях региона.

Ключевые слова: вклад вуза в развитие региона, система подготовки кадров.

Наряду с реализацией образовательных программ, выполнением научно-исследовательской и воспитательной работы, университет призван выполнять ряд важнейших задач по развитию территории, к которой он принадлежит и на которой находится.

Современный российский университет вовлечен в экономическую, социальную, культурную жизнь своего города и региона.

Социальное участие в жизни региона осуществляется по ряду направлений, в том числе предполагает удовлетворение потребностей населения региона в услугах высшего и среднего профессионального образования, укрепление системы образования с региональным рынком труда. Это предполагает осуществление профессионального обучения, включая профессиональную подготовку и непрерывное дополнительное образование.

Отличительной особенностью Мичуринского аграрного университета является комплексный подход к непрерывной многоуровневой подготовке кадров, ориентированный на устойчивое социально-экономическое развитие сельских территорий Тамбовской области и ЦФО [1].

ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, один из старейших аграрных вузов России, играет важную роль в системе подготовки кадров для региона.

В Тамбовской области всего 7 организаций высшего образования, в которых обучается 27 834 студента бакалавриата, специалитета, магистратуры.

По данным мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2022 года (за 2021 год), в Мичуринском аграрном университете обучается 6 387 человек или около 23 % от всего контингента студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры по Тамбовской области (Рис.1). Это третий результат по объему обучающихся в регионе [2].

Основная масса студентов выбирает Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Здесь обучается 42,6 % контингента студентов Тамбовской области.

На Тамбовский государственный технический университет приходится 26,5 % всего контингента студентов региона.

По очной форме обучения в Мичуринском аграрном университете обучается 2186 студентов высшего образования. На договорной основе - около 37 %. Годом ранее было 35 %.

В стенах нашего университета обучается 92 % студентов региона, выбравших сельское хозяйство и с/х науки, а также 46 % студентов, изучающих образование и педагогические науки. В прошлом году было 92 % и 48 % соответственно.

обучается 6 387 студентов бакалавриата, специалитета, магистратуры

(22,9У!Ь от контмгеига по субъекту РФ)

вт.ч.2 186 очной формы обучения

«азжз 63,4% 36,6

■<ы* оги

Математические и естественные науки 14,54 Инженерное дело, технологии и технические неуки Ц^[и.о%

Здравоохранение и медицинские науки ¡0.0% Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки I

Науки об обществе Щ 7.7% Образовать и педагогические науки

Гуманитарные науки |0,0% Искусство и куг*.тура [о,0%

145.7%

33.0 чел 447,8 ча 0.0 «л. 1 173.2 282.1 че 672.3 че, 0.0 чел. 0.0 чел

Рисунок 1 - Распределение контингента студентов высшего образования ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ в 2021 году.

В Таблице 1 приведены данные за 2021 год, в Таблице 2 - изменения за пять лет доли контингента студентов университета от общего контингента в регионе по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей (далее - УГН(С)) [3].

Стоит отметить, что, к сожалению, в последние годы в Мичуринском ГАУ стабильно снижается доля контингента по таким УГН(С), как 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии, 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство, 44.00.00 Образование и педагогические науки. Связано это в первую очередь с сокращением бюджетных мест, выделяемых в рамках контрольных цифр приема [4].

Таблица 1

Распределение контингента студентов университета по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей в 2021 году

Реализуемые УГН(С) Приведенный контингент студентов Доля приведенного контингента студентов по УГН(С) от общего приведенного контингента студентов организации Доля приведенного контингента студентов от общего приведенного контингента студентов, обучающихся по данной УГН(С) в Тамбовской области Число вузов, реализующих образовательные программы данной УГ Н(С), в регионе Число филиалов, реализующих образовательные программы данной УГН (С), в регионе

05.00.00 - Науки о земле 33,0 1,3% 14,4% 3 -

09.00.00 - Информатика и вычислительная техника 99,4 3,8% 14,4% 3 1

19.00.00 - Промышленная экология и биотехнологии 80,6 3,1% 39,3% 3 1

20.00.00 - Техносферная безопасность и природообустройство 73,1 2,8% 33,2% 2 -

21.00.00 - Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 89,4 3,4% 46,5% 3 1

23.00.00 - Техника и технологии наземного транспорта 50,6 1,9% 17,1% 2 -

27.00.00 - Управление в технических системах 54,7 2,1% 25,6% 2 -

35.00.00 - Сельское, лесное и рыбное хозяйство 1 021,6 39,2% 90,8% 2 1

36.00.00 - Ветеринария и зоотехния 151,6 5,8% 100,0% 1 -

38.00.00 - Экономика и управление 273,6 10,5% 19,9% 3 3

39.00.00 - Социология и социальная работа 4,9 0,2% 3,3% 2 -

43.00.00 - Сервис и туризм 3,6 0,1% 2,3% 3 -

44.00.00 - Образование и педагогические науки 672,3 25,8% 45,7% 3 -

По сравнению с прошлым годом, доля обучающихся университета от общего объема контингента в регионе, снизилась по 9 УГН(С). В Таблице 2 они выделены [5].

Положительная динамика отмечена по следующим УГН(С):

21.00.00 - Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия (Землеустройство и кадастры). Однако за пять лет доля контингента снизилась вдвое.

27.00.00 - Управление в технических системах (Стандартизация и метрология). По данному направлению наблюдается небольшой, но стабильный прирост контингента за последние 4 года.

36.00.00 - Ветеринария и зоотехния. Мичуринский аграрный университет - единственная образовательная организация в Тамбовской области, которая готовит специалистов по данной УГН(С).

39.00.00 - Социология и социальная работа. Небольшой прирост наблюдается по направлению Социальная работа.

Таблица 2

Изменения доли контингента студентов университета от общего контингента в регионе за пять лет

Реализуемые УГН(С) Доля приведенного контингента студентов от общего приведённого контингента студентов, обучающихся по данной УГН(С) в РЕГИОНЕ (по состоянию на 01 октября соответствующего года), % Число ОО и филиалов, реализующих УГН(С), в регионе

2017 2018 2019 2020 2021

05.00.00 - Науки о земле 13.55 10.61 17.10 17.40 14.4 3

09.00.00 - Информатика и вычислительная техника 8.22 12.65 16.70 16.10 14.4 4

19.00.00 - Промышленная экология и биотехнологии 46.10 49.16 49.10 47.70 39.3 4

20.00.00 - Техносферная безопасность и природообустройство 44.10 42.25 38.80 35.6 33.2 2

21.00.00 - Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 91.75 79.35 63.90 44.90 46.5 4

23.00.00 - Техника и технологии наземн. транспорта 19.12 28.99 34.70 29.3 17.1 2

27.00.00 - Управление в технических системах 20.19 19.37 21.90 22.40 25.6 2

35.00.00 - Сельское, лесное и рыбное хозяйство 90.91 90.83 90.60 91.0 90.8 3

36.00.00 - Ветеринария и зоотехния 100 100 100 100 100 1

38.00.00 - Экономика и управление 22.58 21.01 18.70 20 19.9 6

39.00.00 - Социология и социальная работа 6.90 13.59 1.30 2.80 3.3 2

43.00.00 - Сервис и туризм 0.92 1.70 1.40 2.60 2.3 3

44.00.00 - Образование и педагогические науки 51.83 50.63 48.30 48.1 45.7 3

По результатам мониторинга качества подготовки кадров 2022 года, в 34 организациях региона, реализующих программы среднего профессионального образования (СПО), получают знания 25 064 студента. В университете обучается 5,48 % студентов СПО от контингента по Тамбовской области (Рис.2).

обучается 1 374 студента среднего профессионального образования

(5,43% от контингента го субъекту РФ)

в т.ч. 1 107 очной формы обучения

за счет бюджетных ассигнований

81,1%

Л Й О™ 110 договорам об оказании плагг-

I 0|У л пых образовательных услуг

Доля в с^&ъекте РФ

Математические ,■ е^е^веьнь ; науки

^ело.. технологии и технические науки

0%

1;;р;Е;;хргнение и медицинские науки Се._ьс-;к хозяйство и сельскохозяйсшеннь ; науки

Науки об обществе Д2.2% Образование ,1 пе^гпагическ,1; науки ^ДТо^Г" Гкианигарнь ; науки

0,0%

Искусс~БО н кульр/ра 0,0%

Привел енн ый

ко-типенг

СТУДЕИРОЕ

0,0 чел. 587,0 чел. 0,0 чел. 326,2 чел. 123,5 чел. 97,0 чел. 0,0 чел. 0,0 чел.

Рисунок 2 - Распределение контингента студентов среднего профессионального образования ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ в 2021 году

1 107 студентов СПО в университете обучается по очной форме обучения. Около 19 % - по договорам об оказании платных образовательных услуг (в прошлом году было 18,3 %).

21,2 % студентов СПО региона, выбравших сельское хозяйство и с/х науки, а также 10,9 % студентов, изучающих образование и педагогические науки, обучаются в Мичуринском ГАУ. В прошлом году было соответственно: 19,9 % и 12,4 %.

Стоит отметить, что ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ - единственная образовательная организация в г. Мичуринске, которая готовит кадры по востребованным специальностям таких УГПС, как 40.00.00 Юриспруденция, 44.00.00 Образование и педагогические науки, 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.

Таблица 3

Укрупненные группы профессий и специальностей (УГПС), по которым университет

реализует подготовку кадров СПО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число других организациий,* реализующих программы СПО по УГПС

в городе/н.п. (г. Мичуринск) в субъекте РФ (Тамбовская область) на территории РФ

09.00.00 Информатика и вычислительная техника 1 14 1 459

15.00.00 Машиностроение 2 10 1 380

19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии 1 7 766

23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта 2 12 1 555

35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство — 7 1 079

38.00.00 Экономика и управление 1 18 1 922

40.00.00 Юриспруденция — 10 1 061

44.00.00 Образование и педагогические науки — 3 546

Региональный аграрный вуз в сегодняшних реалиях способен стать гарантом развития сельских территорий, содействуя преодолению существующих проблем привлечения молодых специалистов в сельскую местность, что имеет большое значение для успешного решения задач кадрового обеспечения. [6]

Мичуринский аграрный университет вносит значительный вклад в человеческие ресурсы Тамбовской области, который предполагает формирование разнообразного и гибкого предложения образовательных услуг, учитывающего потребности региональных работодателей и сообществ, увеличение объема и разнообразия предлагаемых образовательных услуг, расширение возможностей получения высшего и среднего профессионального образования для различных слоев населения.

Список литературы:

1. Жидков С.А., Лобанов К.Н., Макова Н.Е. Особенности учебной работы университета в условиях пандемии // Наука и образование. 2021. Т.4. № 4.

2. Лобанов К.Н., Макова Н.Е. Направления улучшения показателей университета в мониторинге эффективности деятельности вузов // Наука и образование. 2021. Т.4. № 4.

3. Макова Н.Е., Лобанов К.Н. Итоги мониторинга эффективности Мичуринского ГАУ в разрезе аграрных вузов за 2020 год // Наука и образование. 2021. Т.4. № 4.

4. Никонорова Л.И., Картечина Н.В., Макова Н.Е. К вопросу подготовки кадров в АПК // Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции 13 февраля 2020 года «Инновационные подходы к разработке технологий производства, хранения и переработки продукции растениеводческого кластера». Мичуринск: Издательство Мичуринский ГАУ. 2020. С. 304-306.

5. Симбирских Е.С., Федоряка Н.И., Макова Н.Е., Брянских И.В. Производственная практика - этап формирования будущего современного специалиста // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России. Сборник докладов по материалам XI Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Книга III. Петрозаводск. Изд-во ПетрГУ, 2014. 289 с. с. 198-204.

6. Информационные технологии в управлении сельским муниципальным образованием как фактор устойчивого развития сельских территорий / Н.Е. Макова, М.А. Ильченко, Э.Н. Аникьева, А.А. Филитова, Е.А. Филитова, Т.А. Некрасова, В.С. Михайлова // Сборник научных трудов, посвященный 85-летию Мичуринского государственного аграрного университета. в IV-х т. том II: Технические науки. Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ. 2016. 118 c.

UDC 378.1

CONTRIBUTION OF MICHURINSK AGRARIAN UNIVERSITY TO THE TRAINING SYSTEM FOR THE REGION

Natalia E. Makova

candidate of agricultural sciences, associate professor

nemakova@mail .ru Sergey V. Soloviev doctor of agricultural sciences, associate professor

sergsol6800@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The role of Michurinsk Agrarian University in the system of personnel training in the Tambov region is considered on the basis of the analysis of the distribution of the contingent of students of higher and secondary vocational education in educational organizations of the region.

Keywords: the contribution of the university to the development of the region, the system of personnel training.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.