Научная статья на тему 'ВКЛАД ЛЕСНОГО СЕКТОРА В РАЗВИТИЕ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА'

ВКЛАД ЛЕСНОГО СЕКТОРА В РАЗВИТИЕ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
83
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА / ЛЕСНОЙ СЕКТОР / РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Орлова Олеся Николаевна

В статье рассмотрены основные проблемы лесной отрасли Республики Алтай, обозначены возможности применения принципов концепции зеленой экономики для их решения. Лесной сектор Республики Алтай не является отраслью, дающей региону значительный вклад в формирование валового регионального продукта, однако его значимость и важность для региона, более 40 % площади которого порыто лесом, неоспорима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF THE FOREST SECTOR TO THE DEVELOPMENT OF THE GREEN ECONOMY OF THE REGION

The article considers the main problems of the forest industry of the Altai Republic, outlines the possibilities of applying the principles of the concept of green economy to solve them. The forest sector of the Altai Republic is not an industry that gives the region a significant contribution to the formation of the gross regional product, but its significance and importance for the region, more than 40% of the area covered by forest, is undeniable.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД ЛЕСНОГО СЕКТОРА В РАЗВИТИЕ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_1_3_33 УДК 332.14

ВКЛАД ЛЕСНОГО СЕКТОРА В РАЗВИТИЕ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Орлова Олеся Николаевна,

Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск, Россия, e-mail: orlol04@mail.ru

В статье рассмотрены основные проблемы лесной отрасли Республики Алтай, обозначены возможности применения принципов концепции зеленой экономики для их решения. Лесной сектор Республики Алтай не является отраслью, дающей региону значительный вклад в формирование валового регионального продукта, однако его значимость и важность для региона, более 40 % площади которого порыто лесом, неоспорима.

Ключевые слова: устойчивое развитие; зеленая экономика; лесной сектор; Республика Алтай.

UDC 332.14

CONTRIBUTION OF THE FOREST SECTOR TO THE DEVELOPMENT OF THE GREEN ECONOMY OF THE REGION

Orlova Olesya Nikolaevna,

Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia, e-mail: orlol04@mail.ru

The article considers the main problems of the forest industry of the Altai Republic, outlines the possibilities of applying the principles of the concept of green economy to solve them. The forest sector of the Altai Republic is not an industry that gives the region a significant contribution to the formation of the gross regional product, but its significance and importance for the region, more than 40% of the area covered by forest, is undeniable.

Keywords: sustainable development; green economy; the forestry sector; Altai Republic.

Переход Республики Алтай к зеленой экономике позволит сохранить уникальные экосистемы территории, обеспечит эффективное управление лесами и устойчивое развитие лесного сектора, что будет способствовать экологическому, экономическому и социальному развитию региона.

Нашей целью является выявление основных проблем в развитии лесной отрасли Республики Алтай и поиск путей их решения в контексте концепции зеленой экономики.

Леса - это важнейший источник чистого воздуха и воды. Они играют существенную роль в смягчении последствий изменения климата. Леса - это дом для множества видов растений и животных. Неоспорима роль лесных массивов в рекреационных целях. Однако с каждым годом территория, покрытая лесами, на нашей планете сокращается.

В связи с этим особое значение приобретает разработка плана действий по внедрению подходов зеленой экономики в лесном секторе. Лесной сектор в условиях развития зеленой экономики в регионе «защищает благополучие всех заинтересованных сторон, включая коренные народы, зависящие от лесов, и работников лесного хозяйства, разумно и экономно использует все ресурсы и способствует смягчению последствий изменения климата путем как секвестрации, так и замещения» [3, с. 18].

Согласно целевому (интенсивному) сценарию Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года «предполагается рост поглощающей способности управляемых экосистем с текущих 535 млн тонн эквивалента углекислого

газа до 1200 млн тонн эквивалента углекислого газа в лесном хозяйстве» [7] посредством роста площади управляемых лесов, эффективного лесовосстановления, охраны лесов от пожара и защиты от вредных организмов.

Лесной сектор и связанные с ним отрасли являются стратегически важными для реализации перехода Республики Алтай к зеленой экономике. Общая площадь земель лесного фонда Республики Алтай составляет 6092,8 тыс. га (табл. 1). На территории республики встречаются в основном такие лесные породы, как лиственница сибирская, сосна обыкновенная, ель сибирская, пихта сибирская, осина, береза бородавчатая и пушистая. Уникальной породой деревьев является сосна сибирская (кедр), на долю которой приходится 36% всех лесных ресурсов.

Лесная отрасль Республики Алтай также включает в себя недревесную продукцию леса: заготовку кедрового ореха, сбор черемши, папоротника орляка, грибов, дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений, охоту с целью добычи пушнины и мяса. Площадь закрепленных охотничьих угодий - 5611 тыс. га (1,7 % охотничьих угодий Сибирского федерального округа, 0,5% охотничьих угодий России). Разнообразие видового состава животных (80 видов млекопитающих, около 300 видов птиц, из которых около 250 гнездящихся, 11 видов земноводных и пресмыкающихся, 44 вида рыб, 67 видов промысловых зверей и птиц) делает регион одним из лучших охотничьих регионов Западной Сибири. Растительные ресурсы - более 3 тыс. видов высших растений, из них 200 видов растений-эндемиков, встречающихся только в горах Алтая. Суммарные валовые запасы лекарственных растений -свыше 400 тыс. тонн, эксплуатационные -около 175 тыс. тонн [9].

Лесной сектор Республики Алтай в настоящее время представлен мелкими предприятиями с низкой степенью деревообработки и экстенсивной стратегией функционирования, что наносит непоправимый вред уникальной природе Республики Алтай, а также дает низкий экономический эффект для региона. Большая часть заготовленной древесины вывозится за пределы республики в виде сырья, другая часть идет на удовлетворение спроса местных жителей. Наблюдает-

ся тенденция значительного роста объемов необработанных лесоматериалов - с 58 тыс. куб. м в 2018 году до 70,5 тыс. куб. м в 2020 году (на 82 %).

Фактическая заготовка древесины на территории Республики Алтай в 2020 году составила 465 тыс. куб. м, то есть по сравнению с 2019 годом увеличилась на 3,4 %. В процентном соотношении наибольшая доля в заготовлении древесины принадлежит категориям граждан для собственных нужд и арендаторам земельных участков. Многие районы Республики Алтай зависят от древесины для удовлетворения своих потребностей в энергии.

На территории Республики Алтай в настоящее время реализуется Стратегия социально-экономического развития Республики Алтай до 2035 года, согласно которой главной стратегической целью социально-экономического развития республики является саморазвитие и достижение современных стандартов жизни населения [6]. Достижение стратегической цели региона осуществляется посредством результативного управления регионом, в основе которого лежат принципы зеленой экономики.

Внедрение принципов зеленой экономики в лесном секторе региона связано с лесопользованием, «развитием экологического и охотничьего туризма, снижением энергопотребления, развитием производства местных видов топлива, увеличением объемов реализации продукции побочных пользований и второстепенных лесных продуктов» [4, с. 479].

В процессе реализации концепции зеленой экономики в Республике Алтай важен переход к неистощительному ведению лесного хозяйства, что можно достигнуть посредством лесовосстановления и своевременного предупреждения оскудения лесных массивов. Основная задача лесовосстанов-ления в Республике Алтай - ускорение восстановления ценных для региона экосистем. Возобновление лесных ресурсов важно рассматривать не только с позиции кубометров древесины, но и состояния биоразнообразия и уникальных природных комплексов. Согласно табл. 1 площадь лесовосстановления в Республике Алтай за последние три года увеличилось на 55,5 %, что является положительной тенденцией для региона. Важным

для процесса лесовосстановления является полноценное функционирование в Республике Алтай лесных селекционно-семеноводческих центров по выращиванию посадочного материала.

Лесовосстановление в Республике Алтай имеет не только экологические, но социаль-

ные выгоды для населения. Выращивание саженцев и их лесопосадка создает новые рабочие места в регионе. Посредством эффективного управления лесным сектором региона возможно увеличить социальные, экономические и экологические блага для населения.

Таблица 1 - Лесное хозяйство Республики Алтай (по данным Федеральной службы государственной статистики)

2018 2019 2020

Площадь земель лесного фонда и земель иных категории, на которых расположены леса, тыс. га 6092,8 6092,8 6092,8

Лесовосстановление, тыс. га 1,006 1,151 1,564

Погибло лесных насаждений, тыс. га 0,297 0,228 0,386

из них от лесных пожаров 0,214 0,220 0,383

Число действующих организаций, осуществляющих лесозаготовки (на конец года), шт. 25 24 20

Лесоматериалы необработанные, тыс. м3 58,0 79,7 70,5

Наряду с важным процессом лесовосстановления необходимо осуществлять мониторинг состояния лесных массивов по таким направлениям, как незаконная рубка и заготовление леса, появление очагов вредителей и болезней леса, а также противопожарные мероприятия. Так, например, показатель гибели лесных насаждений от пожаров в республике за 2018-2020 годы вырос почти на 79%, что является критичным значением и требует принятия неотложных мер. Повысить эффективность мер пожарной безопасности возможно за счет увеличения количества авиационных судов, предназначенных для мониторинга лесных массивов Республики Алтай с целью своевременного обнаружения и устранения лесных пожаров. Увеличение штата сотрудников парашютно-десантной пожарной службы также станет важной мерой по снижению площадей лесных массив, погибших от пожаров.

Незаконная рубка леса, лесные пожары и вредители негативно влияют не только на экологию региона, но и на его экономическую и социальную жизнь. «Давление, которое испытывают на себе леса в результате незаконных рубок, пожаров или их чрезмерного использования местным населением для удовлетворения своих потребностей в топливной древесине и, соответственно, сокращения площади и деградации лесов, несет в себе угрозу для защитных функций. Последствия утраты лесного покрова и деградации лесов многочисленны: потери плодородной почвы, ущерб, причиняемый наводнениями, эрозия, рост уровня нищеты в сельских районах, потеря пастбищных угодий, нехватка топлива» [3, с. 33].

Автор выделил следующие рекомендации, направленные на решение экологических проблем в лесном секторе (рис. 1).

С ^

Дополнительное государственное финансирование лесоохранной и лесовосстановительной деятельности

Рисунок 1 - Рекомендации, направленные на решение экологических проблем в лесном секторе Республики Алтай

Необходимо сохранение природного капитала лесов Республики Алтай. Именно сохранение. Существует общее понимание процесса перехода региона к зеленой экономике в лесном секторе. Однако для каждого региона этот переход должен стать индивидуальным, учитывающим его приоритеты развития и слабые стороны. Говоря о Республике Алтай, автор намеренно не затрагивает такое направление лесного сектора, как развитие лесной промышленности, увеличение доли лесной продукции в регионе. Каждый регион должен выбрать приоритетные направления в своем развитии, приносящие ему максимальный доход, и несколько сопутствующих отраслей для диверсификации и снижения рисков. При этом развитие данных отраслей не должно быть противоборствующим и взаимоисключающим. Приоритетными направлениями для Республики Алтай, на наш взгляд, являются туристическо-рекреационная деятельность и органическое сельское хозяйство. Уникальный лесной капитал может принести большую экономическую, экологическую и социальную выгоду региону, чем развитие на территории субъекта лесоперерабатывающей отрасли.

Перспективным направлением развития лесного сектора в Республике Алтай может стать использование лесных ресурсов региона для рекреационных, познавательных и туристических целей. На территории республики расположены пять природных объектов из списка всемирного наследия ЮНЕСКО: Телецкое озеро, гора Белуха, плато Укок, Катунский государственный биосферный заповедник и Алтайский государственный заповедник. Площадь природоохранных территорий Республики Алтай составляет свыше 23% ее общей площади.

Кроме того, большим спросом в Республике Алтай, как со стороны местных жителей, так и со стороны туристов пользуется органическая недревесная продукция леса: лекарственные травы, мед, грибы и ягоды. Это направление имеет большой потенциал роста в регионе, поэтому развитию данного направления хозяйственной деятельности в регионе необходимо уделять большее внимание. Сбор и заготовка грибов, ягод, плодов, лекарственных растений должны производиться способами, не наносящими вреда

экологии и в объемах, обеспечивающих воспроизводство их запасов.

Устойчивое развитие лесного сектора важно вносить в национальные и региональные планы развития территорий. Устойчивое «зеленое» финансирование ориентировано на экономическую, экологическую и социальную ответственность. Важно переориентировать потоки капитала в устойчивые «зеленые» инвестиции для достижения устойчивого развития территории. Увеличение объема финансовых ресурсов из бюджетных и внебюджетных источников позволит более эффективно подойти к решению проблем в лесном секторе (например, увеличение финансирования мероприятий по обработке лесных массивов от вредных организмов; финансирование противопожарных мероприятий). Очень часто расходы на предотвращение угрозы значительно меньше, чем ущерб от ее реализации. Потенциально трансграничный углеродный налог может стать не только вызовом для экономики Российской Федерации, но и стимулом для развития частного инвестирования в региональный лесной сектор, так как лес является относительно дешевым и в то же время производительным поглотителем углерода.

Совершенствование законодательной базы лесного сектора является значимым шагом на пути к зеленой экономике. Важно обратить внимание законодателей на сохранение лесных массивов, обладающих высокой природной и социальной ценностью. Необходимо ужесточение законодательства и усиление контроля за его соблюдением в области незаконной вырубки, торговли нелегально заготовленной древесиной и коррупции. Незаконная рубка леса и продажа древесины должна стать экономически невыгодной. Эффективная борьба с незаконными рубками возможна только при комплексном подходе, когда наряду с созданием и функционированием эффективной системы контроля за использованием лесов, ужесточением наказания за незаконную рубку будут проработаны проблемы низкого уровня жизни населения, коррупции и безработицы.

«Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении

экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций леса и из биологического разнообразия» являются целями государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» [5], которые полностью совпадают с основными принципами реализации зеленой экономики в лесном секторе.

В связи с вышеизложенным мы можем сделать следующие выводы. В условиях формирования зеленой экономики в регионе важно бережно использовать все ресурсы, источником которых является лес. Ценность леса не должна сводиться только к экономической выгоде, следует учитывать его экологические и социальные функции. Вклад лесных ресурсов в смягчение последствий изменения климата неоспорим. Леса обладают огромным потенциалом к поглощению углерода, что становится с каждым годом все актуальнее в связи с активизацией международных усилий в направлении сокращения выбросов парниковых газов, потенциальным введением трансграничного углеродного налога. Лесоклиматические проекты в бли-

жайшей перспективе могут стать драйверами развития лесной отрасли в Российской Федерации. В настоящее время в России формируется сеть карбоновых полигонов, призванных в том числе раскрыть ценность лесов. Каждый регион обладает своими индивидуальными особенностями развития и природно-ресурсным потенциалом, что будет влиять и на практическую реализацию в нем зеленой экономики. Так, для Республики Алтай приоритетным направлением в развитии лесной отрасли в контексте концепции зеленой экономики важно выбрать не создание лесной промышленности, а сохранение лесных территорий с естественными экосистемами. Минимизация отходов лесного сектора, повышение эффективности защиты и воспроизводства лесов, инновации в области лесопользования, а также в области производства и использования продукции лесного хозяйства поможет региону сформировать устойчивое управление лесным сектором региона в контексте концепции зеленой экономики.

Список литературы _

1. Доклад о состоянии и об охране окружающей среды Республики Алтай в 2018 году. - URL: http://ekologia-ra.ru/novosti/vyshel-doklad-o-sostoyanii-okruzhayuschej-sredy-respubliki-altaj-v-2018-godu/ (дата обращения: 12.09.2021).

2. Карбоновые полигоны: в погоне за «зеленым имиджем». - URL: https://forestcomplex.ru/forestry/karbonovye-poligony-v-pogone-za-zeljonym-imidzhem/ (дата обращения: 22.10.2021).

3. Львовский форум «Леса в «зеленой» экономике для стран Восточной Европы, Северной и Центральной Азии // Женевское исследование по сектору лесного хозяйства и лесной промышленности. - 2013. - № 32. -82 с. - URL: https://unece.org/DAM/timber/publications/sp32R.pdf (дата обращения: 12.09.2021).

4. Малашевич, Д.П Внедрение принципов «зеленой» экономики в лесное хозяйство Республики Беларусь / Д.П Малашевич // Лесной и химические комплексы - проблемы и решения: сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 2-4 сентября 2019 года. - Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева», 2019. - С. 474-477. - URL: https://elib.belstu.by/handle/123456789/40120 (дата обращения: 07.09.2021).

5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 318 (с изменениями и дополнениями). -URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 12.09.2021).

6. О Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2023 года: Постановле -ние Правительства Республики Алтай от 13.03.2018 г. № 60 (с изменениями и дополнениями). - URL: http://docs. cntd.ru/document/446669488 (дата обращения: 16.02.2021).

7. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2021. № 3052-р. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_399657/ (дата обращения: 04.11.2021).

8. Республика Алтай в цифрах. 2016-2020: Краткий статистический сборник / Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. - г. Порно-Алтайск, 2021. - 199 с.

9. Республика Алтай: официальный сайт. - URL: https://altai-republic.ru/society/lesopolzovanie-i-okhrana-lesov/ (дата обращения: 12.09.2021).

10. Формирование механизмов внедрения модели зеленой экономики на уровне региона / Р.Т. Адарина [и др.] - Порно-Алтайск: БИЦ ПАПУ, 2020. - 108 с.

References _

1. Dokladosostoyaniiiob oxraneokruzhayushhejsredy RespublikiAltajv2018godu. URL: http://ekologia-ra.ru/novosti/ vyshel-doklad-o-sostoyanii-okruzhayuschej-sredy-respubliki-altaj-v-2018-godu/ (data obrashheniya: 12.09.2021).

2. Karbonovye poligony: v pogone za «zelenym imidzhem». URL: https://forestcomplex.ru/forestry/karbonovye-poligony-v-pogone-za-zeljonym-imidzhem/ (data obrashheniya: 22.10.2021).

3. L'vovskij forum «Lesa v «zelenoj» e'konomike dlya stran Vostochnoj Evropy', Severnoj i Central'noj Azii. Zhenevskoe issledovanie po sektoru lesnogo xozyajstva i lesnoj promyshlennosti. 2013. № 32. 82 s. URL: https://unece.org/DAM/ timber/publications/sp32R.pdf (data obrashheniya: 12.09.2021).

4. Malashevich D.G. Vnedrenie principov «zelenoj» e'konomiki v lesnoe xozyajstvo Respubliki Belarus'. Lesnoj i ximicheskie kompleksy problemy i resheniya: sbornik materialov po itogam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Krasnoyarsk, 2-4 sentyabrya 2019 goda. Krasnoyarsk: Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vy'sshego obrazovaniya «Sibirskij gosudarstvenny'j universitet nauki i texnologij imeni akademika M.F. Reshetneva», 2019. S. 474-477. URL: https://elib.belstu.by/handle/123456789/40120 (data obrashheniya: 07.09.2021).

5. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy' Rossijskoj Federacii «Razvitie lesnogo xozyajstva: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15.04.2014 g. № 318 (s izmeneniyami i dopolneniyami). URL: http://gov.garant.ru/ SESSION/PILOT/main.htm (data obrashheniya: 12.09.2021).

6. O Strategii social'no-e'konomicheskogo razvitiya Respubliki Altaj na period do 2023 goda: Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Altaj ot 13.03.2018 g. № 60 (s izmeneniyami i dopolneniyami). URL: http://docs.cntd.ru/ document/446669488 (data obrashheniya: 16.02.2021).

7. Ob utverzhdenii strategii social'no-e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii s nizkim urovnem vybrosov parnikovyx gazov do 2050 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.10.2021. № 3052-r. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_399657/ (data obrashheniya: 04.11.2021).

8. Respublika Altajvcifrax. 2016-2020: Kratkijstatisticheskijsbornik/Upravlenie Federal'nojsluzhby gosudarstvennoj statistiki po Altajskomu krayu i Respublike Altaj. g. Gorno-Altajsk, 2021. 199 s.

9. Respublika Altaj: oficiarnyj sajt. URL: https://altai-republic.ru/society/lesopolzovanie-i-okhrana-lesov/ (data obrashheniya: 12.09.2021).

10. Formirovanie mexanizmov vnedreniya modeli zelenoj e'konomiki na urovne regiona / R.T. Adarina [i dr.] Gorno-Altajsk: BICz GAGU, 2020. 108 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.