Научная статья на тему 'Проблемы использования и воспроизводства лесов на землях лесного фонда Вологодской области'

Проблемы использования и воспроизводства лесов на землях лесного фонда Вологодской области Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
1636
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВО / ЭЛЕКТРОХИМИЯ / ПОТЕНЦИАЛ / ГАЛЬВАНИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ / СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ / FOREST / FOREST RESOURCES / TIMBER COMPLEX / FOREST MANAGEMENT / REFORESTATION / FIRE HAZARDS / ILLEGAL FELLING / FOREST LEGISLATION / STATE FOREST PROTECTION CENTER / VOLUNTARY FOREST CERTIFICATION / FOREST STEWARDSHIP COUNCIL (FSC) SYSTEM

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Корчагов С. А., Миронов А. В., Лупанова И. Н.

Вологодская область является одним из многолесных регионов России. По корневому запасу среди регионов Северо-Западного федерального округа область уступает только Республике Коми и Архангельской области. Имеющийся лесосырьевой потенциал позволил сформировать в области многопрофильный и достаточно мощный лесной комплекс, включающий в себя все виды экономической деятельности и базирующийся на использовании лесных ресурсов. В России область занимает второе место по производству необработанной древесины и древесностружечных плит, третье по производству клееной фанеры, четвертое по выпуску пиломатериалов. По вкладу в экономику региона лесной сектор продолжает занимать третье место после черной металлургии и химической промышленности. Лесобумажная продукция из Вологодской области экспортируется более чем в 50 стран мира. Основные потребители лесопродукции страны Европейского союза: Финляндия, Эстония, Германия, Швеция, Нидерланды, Великобритания, Франция, Дания, Бельгия, Польша, Литва, Чехия и др. Несмотря на определенные успехи, в промышленной составляющей лесного комплекса наблюдаются негативные аспекты. Леса области истощаются, хотя и меньшими темпами, чем в целом по России. За период 2007-2013 гг. среднегодовые темпы рубки лесных насаждений (по площади) по России превысили темпы восстановления лесов на вырубках на 7,2 %, по Вологодской области на 2,3 %. Причинами являются недостаток средств для финансирования расширенного воспроизводства лесов, значительные объемы гибели лесов от пожаров и нарастающие объемы незаконных рубок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Корчагов С. А., Миронов А. В., Лупанова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Trends and Challenges of the Use and Reproduction of Forests on the Forest Lands of Vologda Region

Vologda region is one of the well-forested regions of Russia. As for the root stock among the regions of the Northwest Federal District the region takes a back seat only to the Komi Republic and Arkhangelsk region. The existing forest resources in the region allowed forming of multidisciplinary and powerful timber complex based on the use of forest resources with all kinds of economic activities. In Russia, the region ranks second in the production of raw wood and chipboard, third in the production of plywood, and fourth in the production of lumber. As for the contribution to the regional economy the forest sector continues to occupy the third place after the ferrous metal industry and chemical industry. Wood and paper-based products from Vologda region are exported to more than 50 countries. The main consumers of timber the countries of the European Union: Finland, Estonia, Germany, Sweden, Netherlands, UK, France, Denmark, Belgium, Poland, Lithuania, and Czech Republic. Despite some progress in the industrial component of the timber complex, we can observe some negative aspects. The forests of the region are depleting, although slower than in the whole of Russia. In 2007-2013 the average annual felling (by area) exceeded the rate of reforestation on harvested areas in Russia by 7.2 %, in Vologda region by 2.3 %. The reasons are the lack of funding for the expanded reproduction of forests, considerable volumes of forest destruction from fires and the increasing volume of illegal logging.

Текст научной работы на тему «Проблемы использования и воспроизводства лесов на землях лесного фонда Вологодской области»

УДК 630*23(470.45)

DOI: 10.17238/issn0536-1036.2016.5.81

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ НА ЗЕМЛЯХ ЛЕСНОГО ФОНДА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

С.А. Корчагов1, д-р с.-х. наук, проф.

А.В. Миронов2, канд. экон. наук, ведущий экономист

И.Н. Лупанова1, асп.

вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н.В. Верещагина, ул. Панкратова, д. 9-а, корп. 7, с. Молочное, г. Вологда, Россия, 160555; е-mail: [email protected], [email protected]

^Вологодский селекционно-семеноводческий лесохозяйственный центр, ул. Преображенского, д. 28В, г. Вологда, Россия, 160026; е-mail: [email protected]

Вологодская область является одним из многолесных регионов России. По корневому запасу среди регионов Северо-Западного федерального округа область уступает только Республике Коми и Архангельской области. Имеющийся лесосырьевой потенциал позволил сформировать в области многопрофильный и достаточно мощный лесной комплекс, включающий в себя все виды экономической деятельности и базирующийся на использовании лесных ресурсов. В России область занимает второе место по производству необработанной древесины и древесностружечных плит, третье -по производству клееной фанеры, четвертое - по выпуску пиломатериалов. По вкладу в экономику региона лесной сектор продолжает занимать третье место после черной металлургии и химической промышленности. Лесобумажная продукция из Вологодской области экспортируется более чем в 50 стран мира. Основные потребители лесопродукции - страны Европейского союза: Финляндия, Эстония, Германия, Швеция, Нидерланды, Великобритания, Франция, Дания, Бельгия, Польша, Литва, Чехия и др. Несмотря на определенные успехи, в промышленной составляющей лесного комплекса наблюдаются негативные аспекты. Леса области истощаются, хотя и меньшими темпами, чем в целом по России. За период 2007-2013 гг. среднегодовые темпы рубки лесных насаждений (по площади) по России превысили темпы восстановления лесов на вырубках на 7,2 %, по Вологодской области - на 2,3 %. Причинами являются недостаток средств для финансирования расширенного воспроизводства лесов, значительные объемы гибели лесов от пожаров и нарастающие объемы незаконных рубок.

Ключевые слова: лес, лесные ресурсы, лесной комплекс, лесопользование, лесовос-становление, пожароопасность, незаконная рубка древесины, лесное законодательство, государственная лесная охрана, добровольная лесная сертификация, система Лесного попечительского совета (FSC).

Динамичное социально-экономическое развитие территорий во многом зависит от наличия и уровня использования природных ресурсов. В Вологодской области, как и в целом в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), самым значимым видом природных ресурсов являются леса.

Лесные ресурсы Вологодской области по состоянию на 1 января 2014 г. занимают площадь 11,7 млн га (или 80,8 % ее территории), в том числе покрыто лесной растительностью 10,01 млн га. Лесистость составляет 69,3 %.

Корневой запас древесины достигает 1 625,8 млн м3, из которых 934,56 млн м3 - спелые и перестойные леса. По корневому запасу среди регионов СЗФО область уступает только Республике Коми и Архангельской области.

В общей площади лесов 11 474,7 тыс. га (98,4 %) занимают земли лесного фонда, из которых 9 852,4 тыс. га покрыты лесной растительностью, в том числе лесами с преобладанием хвойных пород - 5 100,7 тыс. га (51,8 %). В общей площади земель лесного фонда защитные леса составляют 18 %, эксплуатационные 82 %. Расчетная лесосека на 2013 г. по Вологодской области была установлена в объеме 29 034,66 тыс. м3, в том числе по хвойному хозяйству - 11 002,71 тыс. м3 (37,9 %), по лиственному хозяйству -18 031,95 тыс. м3 (62,1 %).

Имеющийся лесосырьевой потенциал позволил сформировать в области многопрофильный и достаточно мощный лесной комплекс, базирующийся на использовании лесных ресурсов и включающий в себя все виды экономической деятельности, а именно: лесохозяйственную (в том числе лесозаготовки и оказание услуг в этой области), деревообрабатывающую, целлюлозно-бумажную и лесохимическую, развитие которых в значительной степени определяет эффективное функционирование связанных с ними отраслей (транспорт, строительство, полиграфия и др.) и состояние экономики области и России в целом.

Среди регионов России область продолжает занимать второе место по производству необработанной древесины и древесностружечных плит, третье -по производству клееной фанеры, четвертое - по выпуску пиломатериалов. По вкладу в экономику региона лесной сектор продолжает занимать третье место после черной металлургии и химической промышленности.

В последние годы в области сохранились высокие темпы развития лесопромышленного производства. Общий объем использования лесов в 2013 г. составил 13,98 млн м3, что почти в 1,5 раза выше уровня 2006 г. и является самым высоким показателем за последние 10 лет. Расчетная лесосека в целом освоена на 48,1 %: по хвойному хозяйству - на 57,8 %, по лиственному - на 42,1 %. Рост объемов заготовки обусловлен увеличением спроса на круглый лес преимущественно хвойных пород со стороны динамично развивающихся деревоперерабатывающих производств. Темпы производства лесопродукции за 2012 г. по отношению к 2011 г. составили, %: необработанная древесина -101,6; пиломатериалы - 102,3; фанера клееная - 104,8; плита древесностружечная - 115,2; целлюлоза - 105,0; бумага и картон - 101,0. В области реализуется 18 приоритетных инвестиционных проектов с общей суммой инвестиций 12,5 млрд р.

Приоритетными видами лесобумажной продукции, реализуемой на внутреннем и внешнем рынках, являются круглые лесоматериалы, пиломатериалы, фанера, древесные плиты, картон. Лесобумажная продукция экспортируется в более чем 50 стран мира. По данным пресс-службы Вологодской таможни, в 2010 г. лесопромышленные предприятия области экспортировали лесопродукции на сумму 172,6 млн долл. США, в 2011 г. - 203,9 млн долл., в 2012 г. - 201,0 млн долл. Крупнейшие потребители лесопродукции - страны Европейского союза (ЕС): Финляндия, Эстония, Германия, Швеция, Нидерланды, Великобритания, Франция, Дания, Бельгия, Польша, Литва, Чехия и др.

Несмотря на определенные успехи, в промышленной составляющей лесного комплекса области наблюдаются некоторые негативные аспекты.

Леса России устойчиво истощаются. Хоть и в меньшей степени, это характерно и для лесов Вологодской области. Так, за 2007-2013 гг. среднегодовые темпы рубки лесных насаждений (по площади) превысили темпы восстановления лесов на вырубках (по площади) по России в целом на 7,2 %, по Вологодской области - на 2,3 % (табл. 1).

Таблица 1

Темпы использования и воспроизводства лесов (%) на землях лесного фонда за 2007- 2013 гг.

Показатели Россия Вологодская область

Среднегодовые темпы (по площади):

сплошных рубок 108,1 113,1

лесовосстановления 100,8 108,9

Превышение темпов рубок над темпами

восстановления +7,2 + 2,3

Изменение доли площади ценных лесных

пород в составе покрытых

растительностью земель лесного фонда -1,2 +0,4

Среднегодовые темпы заготовки

древесины в спелых и перестойных

насаждениях 102,9 110,2

Неполное восстановление лесов на площадях сплошных рубок ведет к истощению лесов, снижению потребительских качеств и утрате целостности леса как экосистемы. Причина этого состоит главным образом в том, что лесопользователи не в полной мере обеспечивают финансирование лесовос-становительных мероприятий. Кроме того, законодательно лесопользователь не обязан вкладывать средства в расширенное воспроизводство лесов [5]. Государственное управление лесохозяйственной деятельностью осуществляется через институт предоставления рыночных (преимущественно древесных) ресурсов лесопользователю на условиях аренды лесных участков, через аукцион права аренды, главным недостатком которого является то, что арендатор-лесопользователь не обременен обязательствами по расширенному воспроизводству лесов (табл. 2).

Таблица 2

Структура инвестиций (%) в основной капитал по виду деятельности «лесное хозяйство, лесозаготовки и предоставление услуг в этой области»

в Вологодской области

Источники 2010 г. 2011 г. 2012 г.

финансиро- Всего ЛЗ ЛХ Всего ЛЗ ЛХ Всего ЛЗ ЛХ

вания

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100

В том числе соб-

ственные сред-

ства 62,3 80,7 10,9 49,1 65,7 9,6 48,6 74,9 17,5

Из них прибыль

организации 28,7 37,9 3,0 16,6 20,7 6,8 10,2 5,3 16,1

Привлеченные

средства 37,7 19,3 89,1 50,9 34,3 90,4 51,4 25,1 82,5

Примечание. ЛЗ - лесозаготовки, ЛХ - лесное хозяйство.

Лесопользователь основную долю средств (74,9 %) вкладывает в собственный основной капитал, и лишь 17,5 % идет на восстановление используемой им государственной собственности - лесов.

В свою очередь, отсутствие инвестиций приводит к снижению продуктивности лесов, применению экстенсивных технологических процессов в лесоводстве и лесозаготовке, неразвитости транспортной инфраструктуры, отсутствию лесоустройства, снижению лесного дохода и прибыли хозяйствующих субъектов.

В Вологодской области лесовосстановление ведется в основном методом содействия естественному возобновлению (табл. 3).

Оставление вырубок на естественное заращивание обусловливает ускорение смены пород, и, как следствие, уменьшение площади насаждений с преобладанием хвойных пород.

Ежегодный ввод в эксплуатацию лесовозных дорог лесопользователями-арендаторами в Вологодской области (по протяженности) составляет не более 15 % нормативной потребности, что также негативно отражается на развитии лесного комплекса региона.

В 20 (из 26) районах области лесоустройство проводилось более 10 лет назад. Леса, ранее находившиеся в ведении сельскохозяйственных организаций, не устраивались более 20 лет. До 350 тыс. га муниципальных и городских лесов не устраивались никогда. Отсутствие достоверной лесоустроительной информации значительно затрудняет определение качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, препятствует объективной кадастровой оценке лесов, не позволяет рационально проектировать объемы лесохо-зяйственных работ и сроки их выполнения.

Таблица 3

Распределение фактического выполнения объемов работ по способам лесовосстановления в Вологодской области*

Показатели и способы лесовосстановления 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Площадь сплошных 28,7 32,1 46,2 43,9 57,4 60,4 61,8 67,8

рубок всего, тыс. га

Площадь

лесовосстановления, 24,0 28,6 28,8 30,0 32,3 44,2 43,3 43,6

тыс. га

В том числе:

производство

лесных культур 3,9 4,6 4,6 3,6 4,0 4,1 4,1 4,0

комбинированное - - - 0,06 0,5 2,3 2,2 2,2

содействие

естественному

возобновлению 20,1 24,0 24,2 26,34 27,8 37,8 37,5 37,4

Доля площади

искусственного

лесовосстановления

в общей площади

восстановления

лесов, % 16,3 16,1 15,8 12,0 12,4 9,3 9,5 9,2

Соотношение

площадей лесо-

восстановления и

сплошных рубок, % 83,6 89,1 62,3 68,5 56,3 73,1 70,1 64,3

Естественное

заращивание, тыс. га 4,5 3,5 17,4 13,9 25,1 16,2 18,5 23,2

* Данные Рослесхоза по материалам Государственного лесного реестра.

Износ основных фондов по совокупности субъектов лесохозяйственной деятельности, включая лесозаготовки, имеет тенденцию к росту и составляет на начало 2013 г. 64,3 %. Более 30 % лесозаготовительных предприятий убыточны, убыточность лесоводства возрастает. Среднегодовые темпы роста затрат на ведение лесного хозяйства на 4,6 % превышают темпы роста поступлений за использование лесов (табл. 4).

Огромный вред лесам наносят пожары, болезни и вредители. Следует отметить, что ситуация с пожарной опасностью в лесах Вологодской области носит нестабильный характер: до 2010 г. она имела тенденцию к снижению, далее - к росту. В 2013 г. ущерб от лесных пожаров составил 21,3 млн р. Пик гибели лесов от вредителей и болезней приходился на 2010 г. (табл. 5).

Таблица 4

Финансово-экономические показатели ведения лесного хозяйства в Вологодской области

Показатель Значение показателя по годам Индекс за 2007-2013 гг., %

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 базовый среднегодовой

Всего расходы средств

на ведение лесного хозяйства, млн р. 696,7 1128,0 970,9 742,8 907,6 1097,0 1620,2 1476,8 212,0 111,3

Затраты на ведение лесного хозяйства

: в пересчете на 1 га ЗЛФ, р. 60,7 98,3 84,6 64,7 79,1 95,6 141,1 128,7 212,0 111,3

Доходы в пересчете на 1 га ЗЛФ, р. 50,7 67,4 78,9 73,9 68,5 77,8 93,5 79,6 157,0 106,7

Превышение доходов над расходами,

((+) -профицит, (-) —дефицит), млн р. -115,0 -355,1 -65,4 105,1 -121,5 -204,4 -546,8 -563,6 490,1 125,5

Соотношение расходов и доходов, % 119,8 145,9 107,2 87,6 103,6 122,8 150,9 160,7 +40,9 +5,8

Примечание. ЗФЛ - земли лесного фонда.

00

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Площади (га) лесных насаждений, погибших в результате повреждений насекомыми, болезнями и пожарами

в Вологодской области

Показатель Значение показателя по годам Индекс за 2007-2013 гт., %

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 базовый среднегодовой

Гибель лесных насаждений от повреждений вредными насекомыми и болезней леса Гибель лесных насаждений от лесных пожаров 1098,0 143,0 625,0 41,0 1075,8 27,8 96,1 12,3 36,9 331,5 201,9 31,1 298,8 64,4 341,0 52,0 31,1 36,4 84,6 84,5

Одной из самых острых проблем российского лесного сектора являются незаконные рубки. По различным данным на них приходится от 10 до 35 % всех лесозаготовок в стране. В отдельных регионах России до 50 % заготавливаемой древесины имеют либо нелегальное, либо сомнительное, не подтвержденное официальными документами происхождение.

Незаконная рубка, уничтожение или повреждение лесных насаждений не только причиняют материальный ущерб экономике региона и страны в целом, но и создают угрозу экологической безопасности в масштабах государства. Полностью восстановить лесной фонд, утраченный в результате незаконных рубок, практически невозможно. На это потребуется от 40 до 120 лет, оно влечет за собой большие материальные затраты.

11 апреля 2013 г. в Улан-Удэ состоялось заседание Президиума Госсовета РФ, где обсуждались вопросы повышения эффективности работы лесного комплекса. В своей речи Президент России В.В. Путин отметил: «Лес нужно спасать и от незаконных вырубок. В последние 5 лет они увеличились на 66 %, их объемы по-прежнему колоссальные, при этом со сбытом краденого вообще никаких проблем не существует. Прежде всего, надо наладить систему точного мониторинга и определить более жесткие меры наказания для тех, кто варварски истребляет лес. В 2012 г. к уголовной и административной ответственности за незаконные вырубки привлечено более

7 тыс. чел. Ущерб составил около 10 млрд р. Возмещено только 2 %». В 2013 г., по данным ФГУ «Рослесинфорг», ущерб от незаконных рубок сократился до 9,1 млрд р. [9].

Сумма ущерба, причиненного Вологодской области незаконными рубками, составила, млн р.: в 2010 г. - почти 190,0; в 2011 - 257,0; в 2012 -288,6. В 2013 г. она снизилась до 158 млн р. В 2012 г. (по отношению к 2011 г.) число выявленных нарушений лесного законодательства уменьшилось в 0,8 раза и осталось на таком же уровне в 2013 г. Случаи нелегальной заготовки древесины происходят и на территории существующей сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Вологодской области, общая площадь которых достигает 902,8 тыс. га (по данным на конец 2012 г.) [1].

В областном правительстве отмечают, что незаконные рубки - это серьезная проблема. По мнению губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова, значительное количество незаконных рубок объясняется отсутствием реального наказания. Так, в 2011 г. из 120 чел., осужденных по ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ), только 5 чел. приговорены к реальному сроку лишения свободы, в 2012 г. - из 138 чел. только один.

Закон, принятый депутатами Государственной думы РФ [8], внес изменения в статьи 260 и 261 УК РФ [10] и предусматривает усиление уголовной ответственности путем увеличения штрафов, а также срока наказания в виде

лишения свободы. Также закон дополнил УК РФ статьей, предусматривающей ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, совершенные в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения. По мнению экспертов, введенные поправки к УК РФ позволят снизить экономическую привлекательность противоправных деяний, а также обеспечить возмещение вреда, причиненного такими преступлениями.

Согласно ст. 260 УК РФ, незаконная рубка в особо крупном размере, совершенная группой лиц по предварительному сговору, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового [10]. Именно эту меру наказания предложил пересмотреть губернатор Олег Кувшинников, увеличив срок лишения свободы от 5 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на этот же срок.

Наряду с ужесточением наказания, в контексте решения проблемы нелегальной заготовки древесины, на наш взгляд, безотлагательного рассмотрения требует вопрос обеспечения кадрами для осуществления государственной лесной охраны.

Внесение изменений в действующий ранее Лесной кодекс РФ в 20042005 гг. и принятие нового Лесного кодекса РФ в 2006 г. привели к тому, что классическая государственная лесная охрана, основанная на системе лесных обходов, исчезла. В декабре 2010 г. в Лесной кодекс РФ внесены изменения, которые восстановили лесную охрану «на бумаге» путем возложения соответствующих обязанностей на лиц, исполняющих, прежде всего, иные обязанности и не обладающих для охраны лесов ни временем, ни необходимыми ресурсами [3].

К настоящему времени численность сотрудников лесной охраны в России уменьшилась от 79 до 17 тыс. чел., численность работников лесничеств - от 160 до 32 тыс. чел. В среднем по России на одного работника лесничества приходится около 55 тыс. га леса, в многолесных районах - более 300 тыс. га. Кроме того, не в полной мере сформулирована законодательная база, определяющая государственный статус, социальные гарантии сотрудников лесной охраны. При таком объеме работ и статусе работника обеспечить должную охрану лесов невозможно.

В соответствии со ст. 96 Лесного кодекса [4] приказом № 21 от 21 января 2014 г. [7] Министерство природных ресурсов и экологии РФ утвердило нормативы патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану). Для Вологод-

ской области этот норматив должен составлять не более 19 тыс. га на одного государственного лесного инспектора.

Численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор в разрезе государственных лесничеств департамента лесного комплекса Вологодской области, составляет 288 чел. при нормативной потребности 605 чел. (табл. 6).

Таблица 6

Нормативная и фактическая численность должностных лиц государственной лесной охраны в Вологодской области (на 31.03.2014 г.)

Общая Численность должностных лиц

Лесничество площадь государственной лесной охраны Разница,

лесничества, в лесничестве, чел. чел.

га нормативная фактическая

Бабаевское 835 578 44 14 -30

Бабушкинское 691 366 36 10 -26

Белозерское 452 463 24 9 -15

Вашкинское 247 167 13 8 -5

Великоустюгское 637 805 34 15 -19

Верховажское 366 213 19 11 -8

Вожегодское 501 442 26 10 -16

Вологодское 225 129 12 13 +1

Вытегорское 1 219 143 64 14 -50

Грязовецкое 381 770 20 10 -10

Кадуйское 257 466 14 10 -4

Кирилловское 350 838 18 12 -6

К.-Городецкое 606 129 32 12 -20

Междуреченское 304 815 16 10 -6

Никольское 644 844 34 13 -1

Нюксенское 461 342 24 10 -14

Сокольское 294 988 16 11 -5

Сямженское 327 564 17 10 -7

Тарногское 437 656 23 14 -9

Тотемское 736 192 39 13 -26

Усть-Кубинское 168 402 9 10 +1

Устюженское 273 058 14 10 -4

Харовское 281 715 15 13 -2

Чагодощенское 200 839 11 11 0

Череповецкое 428 923 23 10 -13

Шекснинское 142 856 8 5 -3

Итого 11 475 703 605 288 -317

Анализируя данные табл. 6, можно заключить, что во всех государственных лесничествах области, за исключением Вологодского, Усть-Кубин-ского и Чагодощенского, наблюдается недостаток лиц, осуществляющих государственную лесную охрану. Особенно остро проблема стоит в Бабаевском, Бабушкинском, Вытегорском, Кич-Городецком, Никольском и Тотемском лесничествах.

Таким образом, фактически леса Вологодчины, за исключением отдельных лесничеств, до сих пор остаются беспризорной и неохраняемой в необходимом объеме территорией. Это послужило одной из главных причин сложившейся ситуации с незаконными рубками леса. Без обеспечения эффективной охраны лесов невозможно решение этой важной и актуальной проблемы в регионе.

Имеется и ряд других отягчающих обстоятельств: длинные и непрозрачные цепочки поставок древесины; заготовка пород, занесенных в Красную книгу и в перечень пород, заготовка древесины которых не допускается; вырубка малонарушенных лесов; низкий уровень жизни в селах, вынуждающий местное население на совершение нелегальных рубок; высокий уровень коррупции и др. [3].

В настоящее время в Вологодской области активно развивается добровольная лесная сертификация, позволяющая субъектам лесных отношений получать экономические, правовые, социальные и экологические преимущества [2, 7] (табл. 7).

Важным движущим фактором активного принятия сертификации для лесных регионов России, в том числе и Вологодской области, стало введение в США поправок к Закону Лейси [11], требующих подтверждения легального происхождения всей продукции из древесины, поступающей в страну. В октябре 2010 г. ЕС принял законодательство по лесоматериалам и продукции из древесины (EU Timber regulation 995/2010) [13], согласно которому с 3 марта 2013 г. запрещается продажа древесины и лесобумажных материалов незаконного или неподтвержденного происхождения на рынке ЕС, что также определило необходимость внедрения систем сертификации.

Процесс сертификации по системе FSC (Forest Stewardship Council) в регионе начался в 2004 г., когда сертификат лесоуправления получили две лесопромышленные компании: ЗАО «Белый Ручей» и ОАО «Белозерский ЛПХ». В 2006 г. сертифицированы лесозаготовительное предприятие ООО «Автодорлес» и группа предприятий ОАО ЛХК «Череповецлес»: ООО «Бело-зерсклес», ОАО «Вашкинский ЛПХ», ОАО «Бабаевский ЛПХ»; в 2007 г. -ОАО «Сямженский ЛПХ». В конце 2008 г. сертифицировала свои арендуемые участки группа предприятий: ОАО «ЛПК «Кипелово», ЗАО «Северлеспром», ОАО «Ковжинский ЛПХ», ООО «Кирилловский ЛПХ», ОАО «Устьялес», ОАО «Сокольский ДОК» (с 2011 г.), ранее входивших в лесопромышленный холдинг ЗАО «Инвестлеспром».

Таблица 7

Некоторые преимущества сертификации лесоуправления для субъектов лесных отношений

Правовой субъект Преимущества

экономические правовые социальные экологические

Бизнес и органы государственного управления (Минэкономразвития России) Доступ на рынки, улучшение имиджа компании, повышение инвестиционной привлекательности и снижение корпоративных рисков, повышение доходности от управления лесами Сокращение штрафов и платежей, связанных с несоблюдением законодательства Повышение отдачи от персонала, сокращение числа конфликтов с местным населением Улучшение состояния лесных экосистем

Органы государственного управления (Рослесхоз, Росприроднадзор, налоговая инспекция, таможня) Своевременное и полное поступление в бюджет платы за древесные ресурсы на корню и налоговых платежей Сокращение числа незаконных рубок, повышение качества восстановления лесов, лесозаготовки, контроля над управлением лесами Конструктивные отношения с бизнесом, повышение социальной защищенности Повышение уровня охраны и защиты лесов

Местное население, коренные народы, местные администрации Ответственный бизнес, сохранение лесов и рек, представляющих ценность для местного населения Обеспечение интересов местного населения через участие в планировании управления лесами Защита прав коренных народов, обеспечение местного населения дровами, стройматериалами и др. Сохранение биоразнообразия, охрана почвенных и водных ресурсов

В 2010 г. свою систему лесоуправления сертифицировала крупнейшая региональная холдинговая компания «Вологодские лесопромышленники»: ООО «Ломоватка-Лес», ЗАО «Онегалеспром», ООО «Лесозавод № 2», ООО «Вер-ховажьелес», ЗАО «Вожега-Лес». В 2012-2013 гг. прошли сертификацию ЗАО «Мега», ИП Горблянский М.Д., ООО «Макарцево-лес», ИП Иванов О.Л., ООО «Альтернатива» [2, 6, 12].

В настоящее время в области сертифицировано 2,4 млн га лесов, что составляет около 7 % от площади сертифицированных по системе Б8С лесов России.

Значительное число лесоперерабатывающих предприятий Вологодчины в настоящее время имеют Б8С-сертификат цепочки поставок «от лесозаготовителя - к потребителю»: ООО «Премиум-лес», ОАО «Череповецлес», ООО «Новатор», ХК «Вологодские лесопромышленники», ЗАО «Австрофор», ОАО «Фэско», ОАО «Сокольский ДОК», ООО «Лесоперерабатывающий комбинат «Вожега», ООО «Харовсклеспром», ОАО «Лесозавод № 2», ООО «Бе-лозерсклес», ЗАО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат», ООО «Сто-ра Энсо Форест Вест», ООО «Мега-Транс» и др.

Лесопромышленные предприятия посредством сертификата на систему лесоуправления и цепочку поставок подтверждают легальность происхождения своей лесобумажной продукции, что позволяет им беспрепятственно вести свою внешнеэкономическую деятельность. Использование в технологическом процессе этими компаниями древесного сырья, закупаемого у несерти-фицированных субпоставщиков, требует обязательного подтверждения легальности его происхождения путем оценки риска районов заготовки древесины и контроля субпоставщиков до уровня лесосеки. Компании, не участвующие в процессе сертификации и не развивающие корпоративные системы обеспечения легальности и устойчивости заготовки древесины, исключают для себя возможность выхода на экологически чувствительные рынки. Учитывая общий тренд развития рынка лесоматериалов, направленный на экологизацию и предъявление потребителями более жестких требований к легальности и устойчивости заготовки древесины, подтверждение выполнения этих требований компаниями-поставщиками лесобумажной продукции из Вологодской области является практической необходимостью.

В заключение следует отметить, что Вологодская область продолжает оставаться одним из многолесных регионов России. Вместе с тем лесосырьевой потенциал региона используется не в полном объеме. В последние годы освоение расчетной лесосеки не превышает 50 %. Это является свидетельством того, что в регионе существуют потенциальная возможность осуществлять более интенсивную лесохозяйственную деятельность, увеличивать объем рубок леса при условии роста спроса на древесину, в первую очередь на внутреннем рынке, наличие у хозяйствующих субъектов технических, материальных и финан-

совых средств для обеспечения расширенного воспроизводства лесов и развития в регионе мощностей по переработке лиственной древесины.

Исторически наукой и практикой ведения лесного хозяйства доказано, что только расширенное воспроизводство лесов, основанное на базе инновационных технологий в лесоводстве и лесозаготовках, лесоустройства, развитой сети лесовозных и лесохозяйственных дорог, является гарантом создания сформированных лесных насаждений новой генерации, превосходящих по продуктивности и качеству леса предыдущей генерации. В перспективе эти леса станут источником рыночных лесных ресурсов для промышленности, а также создадут благоприятную среду для нормального проживания людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2012 г. / Правительство Вологодской обл., Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской обл. Вологда, 2013. 260 с.

2. Корчагов С.А., Конюшатов О.А., Малышева Н.А. Развитие добровольной лесной сертификации в Вологодской области // Волог. лесн. журн. 2009. № 2 (13). С. 32-33.

3. Корчагов С.А., Конюшатов О.А. Нормативно-правовая база для интенсивного лесного хозяйства на федеральном и региональном уровне (на примере Вологодской обл.) // Интенсивное устойчивое лесное хозяйство: барьеры и перспективы развития: сб. ст. / Под общ. ред. Н. Шматкова. М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF) России, 2013. С. 45-83.

4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ: [Принят Гос. думой РФ 8 нояб. 2006 г.] // Собр. законодательства РФ. 2006.

5. Миронов А.В. Рыночные трансформации в лесном комплексе Вологодской области // Молодой ученый. 2012. № 12. С. 244-250.

6. Миронов А.В., Селименков Р.Ю. Лесная сертификация: состояние и эффективность развития в регионе // Науч. обозрение. 2012. № 5. С. 540-545.

7. Об утверждении «Нормативов патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)»: приказ М-ва природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) от 21 янв. 2014 г. № 21.

8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 21 июля 2014 г. № 277-ФЗ: [Принят Гос. думой РФ 4 июля 2014 г.] // Собр. законодательства РФ. 2014.

9. Паспорт субъекта РФ по основным показателям лесохозяйственной деятельности за 4-й квартал. 2013 г. М.: Рослесинфорг, 2014. С. 4, 52.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63-ФЗ: [Принят Гос. думой РФ 24 мая 1996 г.] // Собр. законодательства РФ. 1996.

11. Anderson R.S. The Lacey Act: America's Premier Weapon in the Fight Against Unlawful Wildlife Trafficking // Public Land Law Review. 1995.

12. FSC FM сертификаты в РФ. FSC COC сертификаты в РФ. Режим доступа: http://www.fsc.ru/.

13. Regulation (EU) N 995/2010. Of the European parliament and of the Council of 20 Oktober 2010 laying down the obligations of operators who place timber and timber products on the market. Available at: http: // eur-lex.europa.eu

Поступила 25.03.15

UDC 630 23(470.45)

DOI: 10.17238/issn0536-1036.2016.5.81

Main Trends and Challenges of the Use and Reproduction of Forests on the Forest Lands of Vologda Region

S.A. Korchagov1, Doctor of Agricultural Sciences, Professor A. V. Mironov2, Candidate of Economic Sciences I.N. Lupanova1, Postgraduate Student

Vologda State Dairy Farming Academy by N.V. Vereshchagin, Pankratov str., 9, bl. 7, Molochnoe, Vologda, 160555, Russian Federation; e-mail: [email protected], [email protected]

2 Vologda Breeding and Seed Production Forestry Center, Preobrazhenskiy str., 28, bl. B, Vologda, 160026, Russian Federation; e-mail: [email protected]

Vologda region is one of the well-forested regions of Russia. As for the root stock among the regions of the Northwest Federal District the region takes a back seat only to the Komi Republic and Arkhangelsk region. The existing forest resources in the region allowed forming of multidisciplinary and powerful timber complex based on the use of forest resources with all kinds of economic activities. In Russia, the region ranks second in the production of raw wood and chipboard, third - in the production of plywood, and fourth - in the production of lumber. As for the contribution to the regional economy the forest sector continues to occupy the third place after the ferrous metal industry and chemical industry. Wood and paper-based products from Vologda region are exported to more than 50 countries. The main consumers of timber - the countries of the European Union: Finland, Estonia, Germany, Sweden, Netherlands, UK, France, Denmark, Belgium, Poland, Lithuania, and Czech Republic. Despite some progress in the industrial component of the timber complex, we can observe some negative aspects. The forests of the region are depleting, although slower than in the whole of Russia. In 2007-2013 the average annual felling (by area) exceeded the rate of reforestation on harvested areas in Russia by 7.2 %, in Vologda region - by 2.3 %.

The reasons are the lack of funding for the expanded reproduction of forests, considerable volumes of forest destruction from fires and the increasing volume of illegal logging.

Keywords: forest, forest resources, timber complex, forest management, reforestation, fire hazards, illegal felling, forest legislation, state forest protection center, voluntary forest certification, Forest Stewardship Council (FSC) system.

REFERENCES

1. Doklad o sostoyanii i okhrane okruzhayushchey sredy Vologodskoy oblasti v 2012 g. [Report on the State and Environmental Protection in Vologda Region in 2012]. Vologda, 2013. 260 p.

2. Korchagov S.A., Konyushatov O.A., Malysheva N.A. Razvitie dobrovol'noy le-snoy sertifikatsii v Vologodskoy oblasti [The Development of Voluntary Forest Certification in Vologda Region]. Vologodskiy lesnoy zhurnal, 2009, no. 2(13), pp. 32-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Korchagov S.A., Konyushatov O.A. Normativno-pravovaya baza dlya inten-sivnogo lesnogo khozyaystva na federal'nom i regional'nom urovne (na primere Vologod-skoy obl.) [The Legal Framework for Intensive Forestry on the Federal and Regional Levels (in the Example of Vologda Region)]. Intensivnoe ustoychivoe lesnoe khozyaystvo: bar'ery i perspektivy razvitiya [Intensive Sustainable Forestry: Barriers and Prospects of Development]. Ed. by N. Shmatkov. Moscow, 2013, pp. 45-83.

4. Lesnoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 04.12.2006 № 200-FZ (Prinyat Gos. Dumoy RF 8 noyab. 2006 g.) [The Forest Code of the Russian Federation No. 200-FZ of December 04, 2006 (Adopted by the State Duma on November 08, 2006)]. Sobr. Za-konodatel'stva RF [Official Gazette of the Russian Federation], 2006.

5. Mironov A.V. Rynochnye transformatsii v lesnom komplekse Vologodskoy oblasti [Market Transformations in the Forest Complex of Vologda Region]. Molodoy uchenyy, 2012, no. 12, pp. 244-250.

6. Mironov A.V., Selimenkov R.Yu. Lesnaya sertifikatsiya: sostoyanie i effektivnost' razvitiya v regione [Forest Certification: the State and Development Effectiveness in the Region]. Nauchoe obozrenie [Scientific Review], 2012, no. 5, pp. 540-545.

7. Ob utverzhdenii "Normativov patrulirovaniya lesov dolzhnostnymi litsami, osushchestvlyayushchimi federal'nyy gosudarstvennyy lesnoy nadzor (lesnuyu okhranu)": Prikaz Ministerstva prirodnykh resursov i ekologii RF (Minprirody Rossii) ot 21 yanv. 2014 g. № 21 [On the Approval of the "Standards of Forest Patrol by the Officers Exercising Federal State Forest Control (Forest Protection)": The Order of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation (Russian Ministry of Natural Resources) No. 21 of January 21, 2014].

8. O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii: Feder. zakon ot 21 iyulya 2014 g. № 277-FZ (Prinyat Gos. Dumoy RF 4 iyulya 2014 g.)

[On the Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: the Federal Act No. 277-FZ of July 21, 2014 (Adopted by the State Duma on July 4, 2014)]. Sobr. Za-konodatel'stva RF [Official Gazette of the Russian Federation], 2014.

9. Pasport sub"ektaRFpo osnovnympokazatelyam lesokhozyaystvennoy deyatel'nos-ti za 4 kv. 2013 g. [The Certificate of the Territorial Entity of the RF According to the Key Forestry Activity Indicators in the 4th Quarter of 2013]. Moscow, 2014, pp. 4, 52.

10. Ugolovnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13.06.96 № 63-FZ (Prinyat Gos. dumoy RF 24 maya 1996 g.) [The Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ of June 13, 1996 (Adopted by the State Duma on May 24, 1996)]. Sobr. zakonodatel'stva RF [Official Gazette of the Russian Federation], 1996.

11. Anderson R.S. The Lacey Act: America's Premier Weapon in the Fight Against Unlawful Wildlife Trafficking. Public Land and Resources Law Review, 1995, vol. 16, pp. 27-85.

12. FSC FMsertifikaty v RF. FSC COC sertifikaty v RF [FSC FM Certificates in the Russian Federation. FSC COC Certificates in the Russian Federation]. Available at: http://www.fsc.ru/.

13. Regulation (EU) No. 995/2010 of the European Parliament and of the Council of 20 October 2010 Laying Down the Obligations of Operators Who Place Timber and Timber Products on the Market. Available at: http://eur-lex.europa.eu

Received on March 25, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.