Научная статья на тему 'К вопросу охраны лесов от незаконных рубок в Вологодской области'

К вопросу охраны лесов от незаконных рубок в Вологодской области Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
631
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ РУБКА ДРЕВЕСИНЫ / ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЛЕСНАЯ ОХРАНА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО / ILLEGAL FELLING / FOREST LEGISLATION / STATE FOREST SERVICE / STATE FORESTRY

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Корчагов С. А., Лупанова И. Н.

Незаконная рубка древесины одна из острых проблем лесного сектора России. На долю незаконных рубок приходится от 10 до 35 % всех лесозаготовок в стране. По мнению ряда экспертов, нелегальный оборот древесины в России достигает 20 млн м3/год. Проблема незаконных рубок остается нерешенной и для Вологодской области. В 2010 г. размер ущерба, причиненного незаконными рубками, составил почти 190 млн р., в 2011 г. он вырос до 257 млн р., в 2013 г. несколько снизился и достиг 158 млн р. В апреле 2013 г. на заседании Президиума Государственного Совета РФ обсуждались проблемы повышения эффективности работы лесного комплекса, в том числе и вопрос борьбы с нелегальными рубками леса. В своей речи президент России В.В. Путин подчеркнул необходимость принятия более жестких мер для наказания тех, кто осуществляет нелегальные рубки. В ответ на предложения президента в 2014 г. в Уголовный кодекс РФ были внесены соответствующие изменения, ужесточающие меру наказания за ущерб, причиненный нелегальными рубками леса. Наряду с ужесточением наказания за нелегальные рубки, безотлагательного рассмотрения требует вопрос обеспечения кадрами для осуществления лесной охраны. К настоящему времени численность сотрудников лесной охраны в России уменьшилась с 79 до 17 тыс. чел. В среднем по России на одного работника лесничества приходится около 55 тыс. га леса, в многолесных районах более 300 тыс. га. Проблема нехватки кадров для осуществления лесной охраны остро стоит и в Вологодской области. Во всех государственных лесничествах области (за исключением Вологодского, Усть-Кубинского и Чагодощенского лесничеств) наблюдается недостаток численности лиц, осуществляющих государственную лесную охрану. В целом по региону недостаток лесных инспекторов составляет 317 чел., или 48 % от нормативного показателя. Таким образом, леса Вологодской области в настоящее время остаются неохраняемой в необходимом объеме территорией. Без обеспечения эффективной охраны лесов невозможно решение важных и актуальных проблем региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Revisiting Protection of Forests from Illegal Felling in Vologda Region

Illegal felling of timber is one of the acute problems of the Russian forest sector. The share of illegal logging accounts for 10…35 % of all logging in the country. According to some experts, the illegal timber trade in Russia reaches 20 million m3 per year. The problem of illegal logging remains unresolved in Vologda region. In 2010 the cost of illegal felling damage amounted to nearly 190 million rubles, in 2011 it increased up to 257 million rubles, in 2013 it decreased slightly and reached 158 million rubles. In April 2013, at the meeting of the Presidium of the State Council of the Russian Federation the efficiency problems of the forest complex, including the issue of illegal logging, were discussed. The President V.V. Putin in his speech stressed the need to adopt strict measures designed to punish for illegal felling. In response to the President's proposals the reasonable changes, toughening penalties for the damage caused by illegal logging, were amended in the Russian Criminal Code in 2014. The issue of human resources for the forest protection requires urgent consideration. To date, the number of forest protection employees in Russia decreased from 79 to 17 thousand people. On average in Russia on a forestry worker accounts for about 55 thousand hectares of forest, and in the well-forested areas more than 300 thousand hectares. The problem of shortage of personnel in the forest protection activity is acute in Vologda region. All state forest divisions (except the Vologda, Ust-Cuban and Chagoda forestries) experience a staff shortage carrying out the state forest protection. Across the region, the lack of the forest inspectors is 317, that is 48 % of the standard ratio. Thus, the forests of Vologda region currently are the unguarded territory to the extent required. Solution of important and urgent problems of the region is impossible without the effective protection of forests.

Текст научной работы на тему «К вопросу охраны лесов от незаконных рубок в Вологодской области»

УДК 630*23

DOI: 10.17238^П0536-1036.2016.2.41

К ВОПРОСУ ОХРАНЫ ЛЕСОВ ОТ НЕЗАКОННЫХ РУБОК В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

С.А. Корчагов, д-р с.-х. наук, проф. И.Н. Лупанова, асп.

Вологодская государственная молочнохозяйственная академия им. Н.В. Верещагина, ул. Панкратова, д. 9-а, корп. 7, с. Молочное, г. Вологда, Россия, 160555; е-mail: [email protected], [email protected]

Незаконная рубка древесины - одна из острых проблем лесного сектора России. На долю незаконных рубок приходится от 10 до 35 % всех лесозаготовок в стране. По мнению ряда экспертов, нелегальный оборот древесины в России достигает 20 млн м3/год. Проблема незаконных рубок остается нерешенной и для Вологодской области. В 2010 г. размер ущерба, причиненного незаконными рубками, составил почти 190 млн р., в 2011 г. он вырос до 257 млн р., в 2013 г. - несколько снизился и достиг 158 млн р. В апреле 2013 г. на заседании Президиума Государственного Совета РФ обсуждались проблемы повышения эффективности работы лесного комплекса, в том числе и вопрос борьбы с нелегальными рубками леса. В своей речи президент России В.В. Путин подчеркнул необходимость принятия более жестких мер для наказания тех, кто осуществляет нелегальные рубки. В ответ на предложения президента в 2014 г. в Уголовный кодекс РФ были внесены соответствующие изменения, ужесточающие меру наказания за ущерб, причиненный нелегальными рубками леса. Наряду с ужесточением наказания за нелегальные рубки, безотлагательного рассмотрения требует вопрос обеспечения кадрами для осуществления лесной охраны. К настоящему времени численность сотрудников лесной охраны в России уменьшилась с 79 до 17 тыс. чел. В среднем по России на одного работника лесничества приходится около 55 тыс. га леса, в многолесных районах - более 300 тыс. га. Проблема нехватки кадров для осуществления лесной охраны остро стоит и в Вологодской области. Во всех государственных лесничествах области (за исключением Вологодского, Усть-Кубинского и Чагодощенского лесничеств) наблюдается недостаток численности лиц, осуществляющих государственную лесную охрану. В целом по региону недостаток лесных инспекторов составляет 317 чел., или 48 % от нормативного показателя. Таким образом, леса Вологодской области в настоящее время остаются неохраняемой в необходимом объеме территорией. Без обеспечения эффективной охраны лесов невозможно решение важных и актуальных проблем региона.

Ключевые слова: незаконная рубка древесины, лесное законодательство, государственная лесная охрана, государственное лесничество.

Одна из самых острых проблем для российского лесного сектора - незаконные рубки. По различным данным на них приходится от 10 до 35 % всех лесозаготовок в стране. В отдельных регионах России до 50 % заготавливаемой древесины имеет либо нелегальное, либо сомнительное, не подтвержденное официальными документами, происхождение.

По данным Рослесхоза объемы незаконных рубок в России в 2011 г. составили 1,8 млн м3, в 2012 г. из 191 млн м3 древесины 19,0 млн м3 были заготовлены нелегально. Однако экспертные оценки свидетельствуют, что нелегальный оборот древесины в России значительно больше и составляет свыше 20,0 млн м3/ год.

Незаконные рубки, уничтожение или повреждение лесных насаждений, создают предпосылки для угрозы экологической безопасности в масштабах государства. Полностью восстановить лесной фонд, утраченный в результате незаконных рубок, практически невозможно. Помимо того, что это требует от 40 до 120 лет, оно влечет за собой большие материальные затраты.

11 апреля 2013 г. в Улан-Удэ состоялось заседание Президиума Госсовета РФ, где обсуждались вопросы повышения эффективности работы лесного комплекса. В своей речи президент России В.В. Путин отметил: «Лес нужно спасать и от незаконных вырубок. В последние 5 лет они увеличились на 66 %, их объемы по-прежнему колоссальные, при этом со сбытом краденого вообще никаких проблем не существует... Прежде всего, надо наладить систему точного мониторинга и определить более жесткие меры наказания для тех, кто варварски истребляет лес. Для справки могу сказать, что в 2012 г. к уголовной и административной ответственности за незаконные вырубки привлечено более

7 тыс. чел. Ущерб составил около 10 млрд р. Возмещено только 2 %».

Проблема незаконных рубок леса актуальна как для лесных регионов России в целом, так и для лесного сектора Вологодской области. В настоящее время практически не представляется возможным выявить районы с абсолютным отсутствием нелегальных заготовок древесины. Этот факт подтверждается результатами проводимой авторами оценки риска районов заготовки и поставки лесобумажной продукции в условиях региона.

В 2010 г. размер ущерба, причиненного Вологодской области незаконными рубками, составлял почти 190 млн р., в 2011 г. он вырос до 257 млн, в 2013 г. несколько снизился и достиг 158 млн р. В 2012 г. (по отношению к 2011 г.) число выявленных нарушений лесного законодательства уменьшилось в 0,8 раза и осталось на таком уровне в 2013 г. Случаи нелегальной заготовки древесины не исключаются и на территории существующей сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ ) Вологодской области, общая площадь которых достигает 902,8 тыс. га (по данным на конец 2012 г.) [1].

В областном правительстве отмечают, что незаконные рубки не только причиняют материальный ущерб экономике региона, но и создают предпосылки для угрозы экологической безопасности в масштабах государства. Глава региона Олег Кувшинников высказал мнение, что значительное количество незаконных рубок связано с отсутствием реального наказания за совершенные преступления.

Закон, принятый депутатами Государственной думы РФ [4], вносит изменения в ст. 260 и 261 Уголовного кодекса РФ [6] и предусматривает усиление уголовной ответственности за счет увеличения штрафов, а также сроков наказания в виде лишения свободы. Также закон дополнил Уголовный кодекс РФ

статьей, предусматривающей ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, совершенные в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения. Введенные поправки к Уголовному кодексу РФ, по мнению экспертов, позволят снизить экономическую привлекательность противоправных деяний, а также обеспечить возмещение вреда, причиненного такими преступлениями.

Наряду с ужесточением наказания, в контексте решения проблемы нелегальной заготовки древесины, на наш взгляд, безотлагательного рассмотрения требует вопрос обеспечения кадрами для осуществления лесной охраны.

Внесение изменений в действующий ранее Лесной кодекс РФ (20042005 гг.) и принятие нового Лесного кодекса РФ (2006 г.) привели к тому, что классическая государственная лесная охрана, основанная на системе лесных обходов, исчезла. В декабре 2010 г. в Лесной кодекс РФ внесены изменения, которые восстановили лесную охрану «на бумаге» - путем возложения соответствующих обязанностей на лиц, исполняющих иные обязанности и не обладающих для охраны лесов ни временем, ни необходимыми ресурсами [2].

К настоящему времени численность сотрудников лесной охраны в России уменьшилась от 79 до 17 тыс. чел., численность работников лесничеств -со 160 до 32 тыс. чел. В среднем по России на одного работника лесничества теперь приходится около 55 тыс. га леса, в многолесных районах - более 300 тыс. га. Кроме того, не в полной мере сформулирована законодательная база, определяющая государственный статус, социальные гарантии сотрудников лесной охраны. При таком объеме работ и статусе работника обеспечить должную охрану лесов невозможно.

В соответствии со ст. 96 Лесного кодекса РФ [3] Министерством природных ресурсов и экологии РФ приказом № 21 от 21 января 2014 г. [5] утверждены нормативы патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану). Для Вологодской области этот норматив должен составлять не более 19 тыс. га на одного государственного лесного инспектора.

В таблице приведены сведения о численности должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор в лесном комплексе Вологодской области.

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что во всех государственных лесничествах области, за исключением Вологодского, Усть-Кубинского и Чагодощенского, наблюдается недостаток лиц, осуществляющих государственную лесную охрану. Особенно остро проблема стоит в Бабаевском, Бабушкинском, Вытегорском, Кич-Городецком, Никольском и Тотем-ском лесничествах. В целом по Вологодской области недостаток лесных инспекторов составляет 317 чел., или 48 % от нормативного показателя.

Нормативная и фактическая численность должностных лиц государственной лесной охраны в Вологодской области (на 31.03.2014 г.)

Лесничество Общая площадь лесничества, га Численность должностных лиц государственной лесной охраны в лесничестве, чел. Разница, чел.

нормативная фактическая

Бабаевское 835 578 44 14 -30

Бабушкинское 691 366 36 10 -26

Белозерское 452 463 24 9 -15

Вашкинское 247 167 13 8 -5

Великоустюгское 637 805 34 15 -19

Верховажское 366 213 19 11 -8

Вожегодское 501 442 26 10 -16

Вологодское 225 129 12 13 +1

Вытегорское 1 219 143 64 14 -50

Грязовецкое 381 770 20 10 -10

Кадуйское 257 466 14 10 -4

Кирилловское 350 838 18 12 -6

К-Городецкое 606 129 32 12 -20

Междуреченское 304 815 16 10 -6

Никольское 644 844 34 13 -21

Нюксенское 461 342 24 10 -14

Сокольское 294 988 16 11 -5

Сямженское 327 564 17 10 -7

Тарногское 437 656 23 14 -9

Тотемское 736 192 39 13 -26

Усть-Кубинское 168 402 9 10 +1

Устюженское 273 058 14 10 -4

Харовское 281 715 15 13 -2

Чагодощенское 200 839 11 11 0

Череповецкое 428 923 23 10 -13

Шекснинское 142 856 8 5 -3

Итого 11 475 703 605 288 -317

Таким образом, фактически леса Вологодчины, за исключением отдельных лесничеств, до сих пор остаются неохраняемой в необходимом объеме территорией. Это послужило одной из главных причин сложившейся ситуации с незаконными рубками леса. Без обеспечения эффективной охраны лесов невозможно решение этой важной и актуальной проблемы в регионе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доклад о состоянии и охране окружающей среды Вологодской области в 2012 г. / Правительство Вологодской области, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области. Вологда, 2013. 260 а

2. Корчагов С.А., Конюшатов О.А. Нормативно-правовая база для интенсивного лесного хозяйства на федеральном и региональном уровне (на примере Вологодской области) // Интенсивное устойчивое лесное хозяйство: барьеры и перспективы развития: сб. ст. / Под общей ред. Н. Шматкова. М.: WWF России, 2013. С. 45-83.

3. Лесной кодекс РФ: ФЗ № 200 от 04.12.2006: [принят Государственной Думой РФ 08 ноября 2006 г.].

4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ: ФЗ № 277 от 21 июля 2014 г.: [принят Государственной Думой РФ 4 июля 2014 г.].

5. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) № 21 от 21 января 2014 г. «Об утверждении Нормативов патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану)».

6. Уголовный кодекс РФ: ФЗ № 63 от 13.06.96: [принят Государственной Думой РФ 24 мая 1996 г.].

Поступила 29.10.14

UDC 630*23

DOI: 10.17238/issn0536-1036.2016.2.41

Revisiting Protection of Forests from Illegal Felling in Vologda Region

S.A. Korchagov, Doctor of Agricultural Sciences, Professor I.N. Lupanova, Postgraduate Student

Vologda State Dairy Farming Academy by N.V. Vereshchagin, Pankratov str., 9, Bl. 7, Molochnoye, Vologda, 160555, Russian Federation; e-mail: [email protected], [email protected]

Illegal felling of timber is one of the acute problems of the Russian forest sector. The share of illegal logging accounts for 10...35 % of all logging in the country. According to some experts, the illegal timber trade in Russia reaches 20 million m3 per year. The problem of illegal logging remains unresolved in Vologda region. In 2010 the cost of illegal felling damage amounted to nearly 190 million rubles, in 2011 it increased up to 257 million rubles, in 2013 it decreased slightly and reached 158 million rubles. In April 2013, at the meeting of the Presidium of the State Council of the Russian Federation the efficiency problems of the forest complex, including the issue of illegal logging, were discussed. The President V.V. Putin in his speech stressed the need to adopt strict measures designed to punish for illegal felling. In response to the President's proposals the reasonable changes, toughening penalties for the damage caused by illegal logging, were amended in the Russian Criminal Code in 2014. The issue of human resources for the forest protection requires urgent consideration. To date, the number of forest protection employees in Russia decreased from 79 to 17 thousand people. On average in Russia on a forestry worker accounts for about 55 thousand hectares of forest, and in the well-forested areas - more than 300 thousand hectares. The problem of shortage of personnel in the forest protection activity is acute in Vologda region. All state forest divisions (except the Vologda, Ust-Cuban and Chagoda forestries)

experience a staff shortage carrying out the state forest protection. Across the region, the lack of the forest inspectors is 317, that is 48 % of the standard ratio. Thus, the forests of Vologda region currently are the unguarded territory to the extent required. Solution of important and urgent problems of the region is impossible without the effective protection of forests.

Keywords: illegal felling, forest legislation, state forest service, state forestry.

REFERENCES

1. Doklad o sostoyanii i okhrane okruzhayushchey sredy Vologodskoy oblasti v 2012 g. [Environmental and Nature Conservation Report of Vologda Region in 2012]. Pravi-tel'stvo Vologodskoy oblasti, Departament prirodnykh resursov i okhrany okruzhayushchey sredy Vologodskoy oblasti [The Government of Vologda Region, the Department of Natural Resources and Environmental Protection of Vologda Region]. Vologda, 2013. 260 p.

2. Korchagov S.A., Konyushatov O.A. Normativno-pravovaya baza dlya intensivno-go lesnogo khozyaystva na federal'nom i regional'nom urovne (na primere Vologodskoy oblasti) [The Legal Framework for the Intensive Forestry on the Federal and Regional Levels (Evidence from Vologda Region)]. Intensivnoe ustoychivoe lesnoe khozyaystvo: bar'ery i perspektivy razvitiya [Intensive Sustainable Forestry: Barriers and Development Prospects]. Ed. by Shmatkov N. Moscow, 2013, pp. 45-83.

3. Lesnoy kodeks RF: FZ № 200 ot 04.12.2006: prinyat Gosudarstvennoy Dumoy RF 08 noyabrya 2006g. [Forest Code of the Russian Federation: the Federal Law no. 200 Dated 04.12.2006. Adopted by the State Duma of the Russian Federation on November 08, 2006].

4. O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty RF: FZ № 277 ot 21 iyulya 2014 g.: prinyat Gosudarstvennoy Dumoy RF 4 iyulya 2014 g. [On Amendments in the Certain Legislative Acts of the Russian Federation: the Federal Law no. 277 Dated July 21, 2014: Adopted by the State Duma of the Russian Federation on July 4, 2014].

5. Prikaz Ministerstva prirodnykh resursov i ekologii RF (Minprirody Rossii) № 21 ot 21 yanvarya 2014 g. "Ob utverzhdenii Normativov patrulirovaniya lesov dolzhnostnymi litsami, osushchestvlyayushchimi federal'nyy gosudarstvennyy lesnoy nadzor (lesnuyu okhranu) " [Order of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation (Russian Ministry of Natural Resources) no. 21 Dated January 21, 2014 "On Approval of the Standards of Forest Patrol by the Officials of the Federal State Forest Control (Forest Protection)"].

6. Ugolovnyy kodeks RF: FZ № 63 ot 13.06.96: prinyat Gosudarstvennoy Dumoy RF 24 maya 1996 g. [The Criminal Code of the Russian Federation: the Federal Law no. 63 of 13 June 1996: Adopted by the State Duma of the Russian Federation on May 24, 1996].

Received on October 29, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.