Научная статья на тему 'Вклад крупных корпораций в развитие российской экономики'

Вклад крупных корпораций в развитие российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
530
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ КОРПОРАЦИИ / ИНЕРЦИОННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ПЕРЕНОС ИНСТИТУТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сиднина Валентина Лаврентьевна

В статье анализируются особенности деятельности российских крупных корпораций. Деятельность российских корпораций как способствует развитию экономики, так и реализует инерционные тенденции. Рассмотрены сложности, возникающие при переносе инноваций, созданных в других странах, на российскую почву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад крупных корпораций в развитие российской экономики»

В. Л. Сиднина. Вклад крупных корпораций в развитие российской экономики

УДК 330.3

ВКЛАД КРУПНЫХ КОРПОРАЦИЙ В РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В. Л. Сиднина

Саратовский государственный университет E-mail:[email protected]

В статье анализируются особенности деятельности российских крупных корпораций. Деятельность российских корпораций как способствует развитию экономики, так и реализует инерционные тенденции. Рассмотрены сложности, возникающие при переносе инноваций, созданных в других странах, на российскую почву. Ключевые слова: российские корпорации, инерционность, инновации, перенос институтов.

The Contribution of Large Corporations in the Development of Russian Economy V. L. Sidnina

The article analyzes the peculiarities of Russian large corporations. The activities of Russian corporations as it promotes economic development, and implements the inertial tendencies. Addressed the complexities involved and when transferring innovations created in other countries on Russian soil.

Key words: Russian corporations, inertia, innovation, transfer of institutions.

Вклад крупных корпораций в развитие российской экономики с точки зрения объема ВВП, безусловно, есть, экономический рост в России обеспечивается в основном добычей сырья, а крупные российские корпорации сосредоточены в сырьевых отраслях, значит, рост экономики находится в руках этих корпораций1.

Проблемным является вопрос, несет ли в себе деятельность этих корпораций потенциал неоиндустриализации или ориентирована на становление экономики знаний. В отличие от развитых и ряда развивающихся стран Россия не только испытывает недостаток в эффективных крупных компаниях мирового уровня, но у нее мало перспективных компаний в новых высокотехнологичных отраслях. По исследованию журнала «Эксперт», наиболее активно инновации внедряются в машиностроении, информационно-коммуникационном секторе, металлургии и энергетике2. Хуже дела обстоят в топливной промышленности. Из нефтяников о внедрении инновационных проектов заявил только «ЛУКойл», а в угольной промышленности - лишь СУЭК. Примеры внедрения инноваций в других отраслях единичны. К категории проектов, превосходящих по основным параметрам мировой уровень, компании отнесли менее 25% заявленных решений. Остальные же оцениваются ими как не уступающие лучшим мировым аналогам либо соответствующие им по базовым характеристикам,

но имеющие лучшее соотношение цены и качества. Почти все проекты относятся не к прорывным, а к «улучшающим» инновациям. Крупным компаниям вообще свойственны высокая инерционность и стремление создавать новые продукты на базе уже имеющихся. Кроме того, не обладая большим (по мировым меркам) финансовым ресурсом и опытом работы с инновациями, российские компании предпочитают не рисковать. Это и логично: если есть возможность извлекать рентные доходы, то заниматься инновациями можно только если заставят или высший менеджер нацелен на инновации. Стало быть, механизмы инноваций лежат за «пределами» экономических. Цель большинства проектов — массовый выпуск новой продукции традиционного рода, но в другом ценовом сегменте (в более высокой ценовой группе) и более высокого подтвержденного качества. Крупные компании не стремятся к прорывным инновациям, не стараются на их основе создать новые рынки. Это не отвечает интересам России, зато отвечает интересам других стран, которые поставили цель сохранить сырьевую специализацию России в рамках мирового хозяйства. Крупные российские компании стремятся занять место на российском и мировом рынке в ценовом диапазоне между продукцией из Китая (ограничение снизу) и продукцией из США и Европы (ограничение сверху). Таким образом, продолжается тенденция медленного эволюционного развития, в то время как необходимо революционное. Государственная власть намеревается реализовать политику принуждения к инновациям, если судить по словам председателя правительства. Главное даже не в этом. По существу, крупные корпорации в современной экономике - это не частный бизнес, могущий развиваться на свой страх и риск и к своей выгоде. Крупные компании обладают настолько большим экономическим потенциалом, что от их деятельности зависит жизнь не только их собственных многомиллионных коллективов, но и целых отраслей, регионов, экономики в целом. Такие характеристики делают объективно необходимым разрешение проблемы сочетания интересов в пользу приоритетов общих интересов над частными. Например, правительство США может принуждать частные компании

- интернет-провайдеров, телефонных операторов, фирмы по производству программного обеспечения - к выполнению указаний Национального центра по кибербезопасности и коммуникациям3.

© Сиднина В. Л, 2012

Однако такие приоритеты не всегда реализуются как в России, так и в западных странах. Крупнейшая российская корпорация «Газпром», продавая газ на внутренним рынке по ценам ниже мировых, декларирует приоритет общих государственных интересов над частными4. Однако низкие цены и неплатежи (особенно в 1990-е гг.) в газовой промышленности стимулировали высокую энергоемкость российских предприятий. Например, в США в конце XX в. в промышленности использовалась 1/3 добываемой энергии, а в России - 3/4. Исследования и наблюдения динамики общественного мнения применительно к ОАО «Газпром» показывают, что в целом отношение к компании достаточно негативное5. Она могла бы рассчитывать на лучшее мнение социума, учитывая ее подчиненность государственным интересам, а также значительные масштабы благотворительной деятельности. Однако отрицательное отношение к компании можно наблюдать даже в тех регионах и краях РФ, где предприятия «Газпрома» являются бюджетообразующими и практически единственными крупными работодателями. Понятно, что контраст зарплаты, а особенно доходы высших управляющих оказывают более сильное воздействие на мнение социума, чем благотворительность. Международные энергетические компании обладают богатым опытом корректировки негативного общественного мнения в других странах, но не на национальном рынке, поэтому «Газпрому» сложно эффективно использовать их опыт. Компания должна сама разработать программу действий по улучшению своего имиджа на территории России, и это не только имидж, а улучшение деятельности, чтобы функционеры компании не купались в роскоши на фоне нищеты и не отделывались роликами по телевидению - «’’Газпром”- национальное достояние» (кстати, этот ролик, кроме негативного ощущения, ничего у населения не вызывает).

В России внятная приоритетность общественных интересов пока не складывается. Подтверждением этой мысли является конфликт развития энергетической отрасли, проявляющийся в кризисе ценообразования на электроэнергию. В выступлении В. Путина было отмечено, что вместо приближающегося к рыночному ценообразования на «организованном рынке электроэнергии» имеет место быть «междусобойчик» поставляющих и распределительных компаний. В результате устанавливаются цены, наносящие вред развитию бизнеса, государству и частным потребителям. Деятельность компаний в этой области можно квалифицировать не как созидающую, а как разрушающую6.

Инновационный путь предполагает развитие за счет инноваций. При этом определяющее значение имеют стратегические инновации, открывающие новые пути и источники развития. Только 75% заявленных проектов (см. указанное выше исследование журнала «Эксперт») не усту-

пают мировым аналогам или соответствуют им по базовым характеристикам, имея лучшее соотношение цена - качество. Это имитация. Могли бы наблюдаться инновации в технологии, раз дешевле производство. Но, скорее всего, производство дешевле из-за более низкой оплаты труда против мирового уровня. Исключением можно считать проект АФК «Система» «Создание комплекса ЗАО “Биннофарм” по разработке и производству биотехнологических и фармацевтических лекарственных препаратов» или проект ОАО «ФСК ЕЭС» по созданию высокотемпературной сверхпроводящей кабельной линии электропередачи.

Вообще деятельность российских корпораций как способствует развитию экономики, так и реализует инерционные тенденции. К сожалению, из-за отсутствия системной статистики не представляется возможным зафиксировать это по кругу крупных корпораций. Приходится сравнивать публикации о проявлениях указанных тенденций. Обращающей на себя внимание инновацией является разработка самолета Як-1307. Сделана комплексная разработка - конструкция, подготовка и разработка технологий, подготовка к выпуску. Корпорация «Силовые машины» реализовала инновационный проект «Газовая турбина ГТЭ-65», принципиальная особенность которого заключается в стремлении использовать и развить потенциал целого куста отечественных энергомашиностроителей для создания в стране стратегического задела в области турбинострое-ния. В результате создано конкурентоспособное изделие, востребованное на рынке.

Особое направление - инновации, направленные на снижение затрат, поскольку при этом разрешается острая проблема отечественной экономики - затратность. Гибридный привод в автотехнике — на сегодня самое эффективное решение для экономии топлива и снижения уровня выброса вредных веществ. Страны Западной Европы полностью переведут весь общественный транспорт на гибридные силовые установки к 2011 г. В рамках этого проекта «Русэлпром» совместно с автобусным заводом «ЛиАЗ» (группа «ГАЗ») разработал комплект тягового электрооборудования для городского автобуса «ЛиАЗ-5292». Это первый российский автобус с гибридным приводом, аналогов которого нет ни у одного отечественного производителя. На Череповецком металлургическом комбинате (крупнейший актив дивизиона «Северсталь Российская Сталь») завершена реконструкция комплекса газовой резки, которая позволит увеличить порезку толстого листа стана 2800 листопрокатного цеха № 1 практически вдвое, что резко сократит затраты.

Проект ОАО «ФСК ЕЭС» по созданию высокотемпературной сверхпроводящей кабельной линии электропередачи наряду с другими задачами решает задачу устранения потерь электроэнергии при транспортировке. В результате выполнения проекта разработана, изготовлена и испытана

В. Л. Сиднина. Вклад крупных корпораций в развитие российской экономики

экспериментальная высокотемпературная сверхпроводящая (ВТСП) кабельная линия электропередачи длиной 200 м на напряжение 20 кВ, ток 2000 А на основе высокотемпературных сверх-проводниковых материалов. В составе кабельной линии созданы собственно высокотемпературный сверхпроводящий кабель, высоковольтные вводы с малым теплопритоком, система криообеспечения (200-метровый кабель с использованием сверхпроводника 1-го поколения (работает при температуре жидкого азота) закуплен у японской компании «Sumitomo»).

В области связи наиболее успешным был проект внедрения технологии ADSL, ADSL2+ компанией МГТС. В процессе реализации имевшаяся в распоряжении компании инфраструктура передачи сигнала была дополнена современными технологическими надстройками, в результате чего потребитель получил новые возможности коммуникации.

Российские корпорации отстают по уровню производительности труда, и эта тенденция сохраняется. Расчеты свидетельствуют, что по причине гораздо большей численности занятых работников российский «Г азпром» более чем в 10 раз отстает от норвежской нефтегазовой компании «StatoilHydro». Ведущая частная нефтедобывающая компания России «ЛУКойл» имеет в четыре раза меньшую выработку на одного занятого, чем государственная бразильская нефтедобывающая компания «Petrobras». Российская «Северсталь» по производительности в 4 раза уступает китайской «Shanghai Baosteel Group Corporation», в 7 раз бразильской «Gerdau S.A.» и почти в 20 раз - японской «Nippon Steel». Даже в такой «рыночной» сфере экономики, как финансы, наши компании серьезно проигрывают: российский Сбербанк в 2,5 раза менее эффективен, чем китайский Bank of China, и почти в 10 раз - чем бразильский Banco do Brasil8(тенденция сохранилась). Из-за дешевизны природного газа на внутреннем рынке не создаются стимулы для использования новых энергосберегающих технологий. Еще одно следствие этого - агрессивное вытеснение газом других энергоносителей (угля, нефти и т. д.). Это происходит не в результате усиления конкурентных позиций компании, а под влиянием государственной политики. В энергетическом балансе России природный газ составляет около 50%. К 2030 г. планируется довести долю до 46-47%9. Если цены для внутренних потребителей занижены, то требуется анализ ценообразования и аудит работ по снижению издержек - информации ни по тому ни по другому нет. «Газпром» упрекают также в торможении строительства новых газопроводов в целях диверсификации рисков.

В России устойчивы институты посредничества, деятельность которых ведет к удорожанию продукции. Например, «Роснефть» добывает ненамного больше нефти, чем «ЛУКойл»: 112,6 млн против 97 млн тонн. Но при этом по выручке

госхолдинг отстает почти на 1 трлн рублей. Дело в том, что подконтрольные государству «Роснефть» и «Газпромнефть» экспортируют сырье через известную компанию «Юипуог» (принадлежит Геннадию Тимченко). А «ЛУКойл» создал собственное подразделение LITASCO для продажи газа потребителям напрямую, минуя сторонних трейдеров10.

Конкуренция зачастую только имитируется. В деятельности РЖД внедрение «конкуренции» не только не улучшило, но резко ухудшило транспортную услугу железных дорог. После передачи вагонного парка Первой и Второй грузовым компаниям постоянно наблюдается дефицит вагонов, поскольку тут же возникли «дочки»-посредники, которым они передали вагоны. До реформирования РЖД процедура заказа вагонов была проста, сейчас же ситуация изменилась. «Раньше мы просто приходили на железную дорогу, подавали заявку и платили ж/д тариф. Сейчас помимо тарифа мы должны платить еще и частной фирме столько, сколько она захочет»11.

Развитие не может быть обеспечено и без инноваций второй волны (адаптационных). Поддерживающее значение имеет имитация, то есть такие инновации, которые являются новыми только для данной страны, поскольку в другой они уже реализованы, или для этого предприятия, поскольку на других они уже действуют. При этом появляются проблемы, связанные с распространением инноваций по «полю» экономики. Практика экономической жизни достаточно часто демонстрирует освоение нового по видимости, а не по сущности. Особенно показательны в этом плане управленческие и технологические инновации.

Корпорации в сфере услуг отстают по уровню сервиса. Например, самый крупный коммерческий банк - Сбербанк - по уровню сервиса и умению работать с клиентами отстает и от многих частных банков, и от других государственных «монстров»

- ВТБ и ВЭБ. Например, в последний год Сбербанк активно внедряет стандартные банковские технологии универсального окна. Однако окна универсальны зачастую только по виду - работники продолжают выполнять специализированные функции. Это объясняется многим: нежеланием учиться старых кадров, недостаточной подготовленностью новых, склонностью руководителей отделений банков работать по старинке12.

Значительные технические инновации предпринимают компании в области связи. Реформируется известная компания «Ростелеком». Внедряются новые формы связи, Интернет. Однако технические инновации плохо подкреплены работой с кадрами. Жалобы от клиентов идут потоком. Не налажена система платежей. Работники клиентского зала работают по-старому, ведут себя с клиентами, как будто фирма по-прежнему монополист в области связи13.

Высокой инерционностью отличается торговля как отрасль. С трудом преодолев период

Экономика

15

первоначального накопления, предприятия торговли, наконец, возвращаются к утраченной в 1990-е гг. специализации, экономии на времени оборота, на складских затратах и т. д. В этой области действуют крупнейшие российские корпорации «Х5 ритейл групп», «Тандер» (сеть «Магнит») и другие. Однако с отношением продавцов к своему делу, с торговой этикой дела обстоят неважно. Случаи обвеса, обсчета, сознательной порчи товаров с целью увеличить вес стали общей бедой, особенно в сфере торговли продуктами питания. Покупатели испытывают затруднения с покупкой доброкачественных продуктов питания. В крупных сетевых магазинах потребитель постоянно сталкивается с неверной информацией о ценах, нарушением условий хранения продукции, незаконным изменением информации о сроках годности и многим другим. Все это не находит должного сопротивления со стороны покупателей, которые по инерции терпят, «не связываются» или просто скандалят, что не оказывает никакого дисциплинирующего воздействия на предприятия торговли и работающих там людей.

Компания «Почта России» демонстрирует неповоротливость, высокую инерционность, стремление к завышению цен и тарифов. Ей принадлежит самый удивительный пример инерционности. Внешне с услугой экспресс-почты все в порядке: аншлаг, окно, выдают бланки, берут 500 рублей за доставку. Однако если поинтересоваться организацией доставки, то выяснится, что отправление примут, передадут на стандартную обработку, затем два дня выходных, только в понедельник обработают, отправят поездом, по прибытии снова обработают, затем курьер доставит (если опять не наступят выходные). В результате отправление придет никак не раньше, чем обычное. По виду экспресс-почта, по сути - издевательство над идеей быстрой доставки14.

Вырисовывается общий механизм торможения реализации инноваций. Инновация принимается, организуются ее системные элементы, но в целом она не действует, поскольку саботируется привычкой, рутиной. Привычная организация дела выхолащивает инновацию, тормозит экономическое развитие. Таким образом, инерционность поведения действует как тормоз развития. Кроме этого, чтобы в России экономические интересы получения дохода были реализованы через инновации, необходимо лишить предпринимательские единицы (на первом уровне дележа это крупные корпорации, затем примыкающие к ним структуры вплоть до мелкого бизнеса и государство) получения и дележа ренты.

Инерционность - общая характеристика, свойство экономической системы, которое проявляется во всех ее элементах15. Инерционность есть и неотъемлемый элемент экономической деятельности. Не всегда она препятствует развитию. Это свойство способствует устойчивости развития, сохраняемости всего положительного,

что достигнуто в процессе экономического прогресса (трудовые навыки, культура труда, дисциплина труда, ответственность - другими словами, составляющие производительности труда и трудового этоса). Инерционность содержится в экономическом поведении как работников, так и работодателей.

Итак, первая проблема формулируется так: необходимо обеспечить приоритет общих интересов над групповыми по отношению к крупным корпорациям России.

Вторая проблема - это необходимость создания экономического механизма заинтересованности в инновациях через усечение рентных доходов.

Третья проблема состоит в том, что часто технические и организационные инновации не могут реализовать свой потенциал из-за сознательного или бессознательного саботирования нового управляющими и работниками в силу инерционности трудового поведения. Причем проявляется это везде - от отраслей промышленности до сферы обмена и отраслей общественного сектора. Внедрение инновационных технологий, импортируемых или самостоятельно разработанных, вовсе не означает их действия на объекте применения в виде, задуманном инноватором. Здесь действует давно замеченная закономерность в области технических инноваций: инновационный продукт «идет» на опытно-конструкторском производстве и «не идет» на предприятии.

Как разрешить проблему, преодолеть, уничтожить торможение? Решение этих задач связано с реализацией трех составляющих.

1. Инициатор инновации должен предусматривать это сопротивление и создавать мотивационные механизмы, включающие элементы принуждения и поощрения.

2. Сама идея инновационного продукта (будь он технической или организационной инновацией) должна учитывать ментальность российского работника, иначе реализуется феномен «что для русского хорошо, то немцу смерть».

3. Организатор внедрения инновации должен последовательно и неотступно ее полномерно реализовывать.

Примечания

1 Крупные российские корпорации сосредоточены, как видно из нижеприведенного списка, в отраслях топливно-энергетического комплекса, сырьевых отраслях, инфраструктуре. Топ-10 крупнейших компаний по итогам 2009 года (по выручке) сейчас выглядит так (при подготовке рейтинга приоритет отдаётся финансовым данным, подготовленным в соответствии с МСФО или US GAAP): 1. Газпром; 2. ЛУКОЙЛ; 3. Роснефть; 4. РЖД; 5. ТНК-ВР; 6. Сбербанк; 7. Сургутнефтегаз; 8. Холдинг МРСК; 9. Северсталь; 10. Группа ВТБ (см.: Финансы. 2010. № 35(366). URL: http://finansmag.ru (дата обращения: 19.11.2010).

С. А. Беляева. Тенденции и ограничения развития пищевой промышленности России

2 Из ста заявленных проектов было отобрано 50, интересных с точки зрения масштабов, новизны технологического решения, организационных изменений и эффективности. См.: Розмирович С., Кабалинский Д. Дело десятого // Эксперт. 2010. № 21. URL: http://expert. ru (дата обращения: 24.01.2010).

3 Согласно закону о кибербезопасности // Новости интернет-технологий. URL: http://news.tokarevs.ru/news/2054. html (дата обращения: 11.02.2011).

4 В международной практике встречались похожие ситуации. Например, итальянская нефтегазовая фирма «ENI» во время социально-экономического кризиса в стране отвечала по государственным долговым обязательствам. Однако в ее деятельности не нарушались основные рыночные принципы (отсутствовала практика демпинговых цен и неплатежей).

5 См.: Проблемы и перспективы корпоративного управления ОАО «Газпром». URL: http://institutiones.com (дата обращения: 15.05.2011) ; Аналитики Credit Suisse: Проблемы «Газпрома» в Европе еще далеки от своего решения. URL: http://www.rosinvest.com/news (дата обращения: 20.04.2011) ; Башкатова А. В Пекине могут решить свои газовые проблемы и без России // Независимая газета. 2010.03.30. URL: http://www.ng.ru (дата обращения: 12.04.2011).

6 См.: Выступление на заседании президиума правительства. URL: http://top.rbc.ru (дата обращения: 2.03.2011).

7 Здесь и далее до сюжета о производительности труда (см.: Эксперт. 2010. № 21. URL: http://expert.ru (дата обращения: 24.01.2010)).

8 См.: Кондратьев В. Конкурентоспособность российских корпораций на глобальных рынках. URL: http:// www.perspektivy. info/rus/gos/konkurentosposobnost_ rossijskih_korporacij_na_globalnyh_rynkah_2008-09-26 (дата обращения: 17.01.2011).

9 См.: Топливно-энергетический баланс России на период до 2030 года. URL: http://ueip.org/energy-strategy-russia/prospect-progress/toplivno-energeticheskij-balans-rossii/ (дата обращения: 6.04.2011).

10 10 крупнейших компаний. Финанс групп. URL:http:// www/ finans. Ru (дата обращения: 23.03.2011).

11 Урал Полит. Ру: [сайт]. URL: http://http://uralpolit.ru/86/ polit/ (дата обращения: 29.03.2011).

12 Сбербанк на форуме клиентов регулярно получает «плохие оценки». Жалобы поступают на неверную информацию, задержки в оформлении карт, сбои работы банкоматов, на невероятно большие сроки рассмотрения спорных трансакций. Клиенты банка считают, что дело либо в отсутствии, либо в несоблюдении внутреннего регламента, в отсутствии оговоренных сроков. Это делает клиентов заложниками квалификации сотрудников банка (см.: Банки.ру: [форум]. URL: http://www.banki.ru/ services/responses/bank (дата обращения: 19.11.2010).

13 Сбои внутренней платежной системы ведут к потере положительной репутации, к трудностям формирования клиентской базы услуг Интернет, хотя вложения компании в техническое оборудование и усилия менеджеров огромны. См.: Все провайдеры: [сайт]. URL: http://all-providers.ru/cat/brand114 (дата обращения: 24.06.2010).

14 Доставку по России задерживают на 20-30 календарных дней! Не соблюдается принцип доставки «от двери до двери». Грубость и некомпетентность некоторых операторов, принимающих заказы, и почти всех операторов по отслеживанию заказа // См.: Отзыв. ру: [форум]. URL: http://www.1gm.info/elektronika-komputery-it-internet-hi-tech/15634 (дата обращения: 20.11.2010).

15 Подробнее об этом в работах автора. (См., например: Сиднина В. И. Инерционность в экономической системе. Саратов, 2002).

УДК 332.144

ТЕНДЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

С. А. Беляева

Саратовский государственный социально-экономический университет E-mail: afina @mail.ru

В статье проведен комплексный анализ состояния пищевой промышленности. Рассмотрены некоторые проблемы развития как пищевой промышленности в целом, так и отдельных ее подотраслей: молочной, мясной, хлебопекарной, кондитерской и других. Исследование выполнено в динамике как в отраслевом разрезе, так и по крупным и средним организациям.

Ключевые слова: комплексный анализ, пищевая промышленность, продовольственная безопасность, производственный потенциал, основные фонды, фондовый потенциал, трудовой потенциал, инновационный потенциал.

Trends and Limitations of the Russian Food Industry

S. A. Belyaeva

The present article deals with the comprehensive analysis of the food industry nowadays. Some problems of the food industry as a whole

and its individual sub-sectors have been under consideration: dairy, meat, bakery, confectionery and others. This research has been done covering both industry and large / medium-sized organizations.

Key words: integrated analysis, food industry, food safety, production potential, fixed assets, stock capacity, labor capacity, innovation potential.

Пищевая промышленность - одна из сфер материального производства, которая обладает рядом особенностей, отличающих ее от других отраслей хозяйства, и охватывает систему пищевых и перерабатывающих предприятий, производящих пищевые продукты, удовлетворяющие потребность населения в продуктах первой необходимости. Ассортимент продукции, вырабатыва-

© Беляева С. А., 2Q12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.