Н.П. Бахарев, Ю.Н. Бахарева
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ..
тику на данном предприятии. Результаты, полученные при разработке проектов в данной группе, как правило, отличаются оригинальностью и новизной, а спроектированные конструкции электродвигателей и силовых трансформаторов по характеристикам и энергетическим показателям приближались к мировому уровню.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афонин А.М., Афонина В.Е., Царегородцев Ю.Н. Актуальные проблемы подготовки кадров для инженерных производств / Высшее образование для XXI века: IX Международная научная конференция. Москва, 15-17 ноября 2012 г. : Доклады и материалы. Секция 3. Экономика образования. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. 154 с.
2. Масьянова И.Т. Проблемы взаимодействия промышленных предприятий с образовательными учреждениями при подготовке специалистов. Современные проблемы науки и образования. - Челябинск: Челябинский институт путей сообщения, №6, 2011.
3. Третьякова Е.М. Двухуровневое инженерное образование: требования к компетенциям и содержание образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 292-295.
4. Бахарев Н.П., Гордеев А.В. Инженерное образование: инверсная фундаментализация и техническое творчество // Школа университетской науки: парадигма развития. 2011. Т. 1. № 2-3. С. 49-54.
5. Люсев В.Н., Чапаев Н.К., Шевченко К.В. Теоретико-методологические аспекты интеграции пе-
дагогических и производственных факторов в профессиональном образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 126-132,
6. Харитонова И.В. Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов в условиях двухуровневого высшего профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 206-208.
7. Люсев В.Н. Эвристические средства интеграции образовательной и профессионально-производственной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2012. № 1. С. 81-86.
8. Барова Е.А., Кечина О.М., Кучма Л.В. Конструктивно-вычислительный практикум на факультете математики, физики и информатики // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 12-14.
9. Воронин В.Н., Коростелев А.А. Системный подход к управлению качеством подготовки будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 25-32.
10. Люсев В.Н., Мишин А.В. Современные формы взаимодействия образования и производства // Педагогическое образование и наука. 2012. № 1. С. 79-81.
11. Бикеев И. и. Модель организации научной работы в молодом вузе // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 52-58.
12. Люсев В.Н. Педагогические технологии интеграции учебной и производственной деятельности // Известия Самарской государственной сельскохозяй-
ственной академии. 2012. № 2. С. 183-188. FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE STUDENT IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF UNIVERSITY AND THE MODERN INDUSTRIAL ENTERPRISE
© 2014
N.P. Baharev, doctor of pedagogical science, professor of «Service technical and technological systems» Volga Region State University of Service, Togliatti (Russia) Yu.N. Bakhareva, deputy director of personnel, head of the department of shots
Joint stock company «Energomash», Ekaterinburg (Russia)
Annotation: Practical questions of increase of efficiency and quality of training of specialists at university on the basis of integration of technical and organizational capabilities of the modern industrial enterprise of electrotechnical branch and university are considered. Three groups of the additional professional competences made by the industrial enterprise are given.
Keywords: vocational training, electrotechnical industry, master, graduate student, target preparation, scientific and technological center, project, professional competences.
УДК 378.147
ВКЛАД КАЗАНСКОГО АВИАЦИОННОГО ИНСТИТУТА В КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ПЕРИОД ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ
© 2014
Е.Н. Беляева, доцент кафедры иностранных языков и перевода
Институт экономики, управления и права, Казань (Россия) О.Н. Коршунова, старший преподаватель кафедры истории и связей с общественностью
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, Казань (Россия)
Аннотация: В статье рассматривается период становления авиационной промышленности в ТАССР. В эти годы в связи с началом функционирования первых авиационных и моторостроительных предприятий остро встает проблема кадрового обеспечения молодой отрасли. Появляется необходимость в специализированном высшем учебном заведении, которое занялось бы подготовкой специалистов в области самолето- и машиностроения. Этим вузом становится образованный в 1932 году Казанский авиационный институт.
Ключевые слова: история, история образования, авиационная отрасль, подготовка кадров.
В конце XX века в период проведения экономических и социальных реформ в России остро встал вопрос о сохранении и дальнейшем развитии высокотехнологичных отраслей промышленности. Самолето- и вер-толетостроение, оборонные и аэрокосмические предприятия, являясь в прошлом «локомотивом» советской экономики, должны и сегодня оставаться приоритетными направлениями развития российской промышленности. В «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2008 г.», утвержденных 40
М.Е. Фрадковым 28 июля 2004 года, говорится о необходимости «сосредоточить внимание на таких важных направлениях развития высокотехнологичного сектора, как развитие оборонно-промышленного комплекса, атомной и аэрокосмической промышленности» [1]. Согласно положениям этого документа, «следует содействовать серийному производству новых отечественных магистральных и региональных самолетов, обеспечив расширение использования лизинга авиационной техники и привлечение частных инвестиций в авиастро-Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4
ВКЛАД
Е.Н. Беляева, О.Н. Коршунова КАЗАНСКОГО АВИАЦИОННОГО ИНСТИТУТА В КАДРОВОЕ ...
ение. Средства государственного заказа и федеральных целевых программ в сфере авиационной техники, информатизации и телекоммуникаций должны быть сконцентрированы на проектах, способных дать в перспективе значимый макроэкономический эффект» [2]. Эффективность реализации этих приоритетов тесно связана с кадровым обеспечением отрасли как в теоретическом научном, так и в практическом плане.
Подготовка квалифицированных рабочих кадров для предприятий авиационного комплекса всегда являлась важным условием формирования кадровой составляющей потенциала авиационной промышленности. Бурное развитие отечественной авиации в 1920-е годы потребовало подготовки инженерных кадров для создававшихся в тот период научно-исследовательских, проектно-кон-структорских и производственных организаций. В связи с этим в 1928 году на июльском Пленуме ЦК ВКП (б) было принято решение «начать с 1928 года организацию нескольких втузов нового типа, особенно для дефицитных специальностей... Поддержать развитие таких нового типа втузов и техникумов, которые могут готовить в более сокращенный срок инженеров и техников с более резко выраженной специализацией и со значительной производственной практикой» [3].
Таким образом, 20 марта 1930 года в результате разделения Московского высшего технического училища (МВТУ) на пять самостоятельных вузов был образован Московский авиационный институт. Позже были созданы Харьковский и Новочеркасский институты, а 5 марта 1932 года совместным постановлением Главного управления авиационной промышленности (Глававиапрома) Наркомата тяжелой промышленности и секретариата Татарского обкома ВКП (б) - Казанский авиационный институт. В составе института предусматривались два отделения - аэродинамическое и самолетостроительное. Первое создавалось переводом в институт всего контингента студентов аэродинамического отделения Казанского государственного университета (КГУ), а второе должно было быть укомплектовано за счет перевода студентов из других вузов Казани.
Появление авиационного института в Казани, так же как и в Москве, не было случайным. Здесь была подготовлена солидная база для дальнейшего развития специального высшего образования и научной деятельности в области аэродинамики и самолетостроения. Основная заслуга в этом принадлежит профессору-механику Дмитрию Николаевичу Зейлигеру, который еще в 1921 году организует воздухоплавательный кружок им. Парижской коммуны и чтение лекций по авиационным дисциплинам в Казанском политехническом институте, а в 1927 году начинает планомерную подготовку авиационных специалистов под крышей Казанского государственного университета.
Инициативу Зейлигера активно поддержал его ученик - Николай Гурьевич Четаев, чьим именем сегодня названа улица, на которой расположилось новое здание КГТУ им А.Н. Туполева. Пройдя в 1929 году научную стажировку в Германии, Четаев добивается в 1930 году выделения групп специализации во вновь образованное аэродинамическое отделение КГУ. В 1932 году с образованием Казанского авиационного института Четаев стал заместителем директора по учебной и научной работе и по сегодняшний день считается истинным основателем института.
Однако следует помнить, что Четаев является не только инициатором открытия КАИ и его первым организатором, но и общепризнанным основоположником знаменитой Казанской четаевской научной школы, которая славилась с одной стороны строгостью математического подхода, а с другой - практической направленностью крупных проблем механики. Эта школа стала на многие десятилетия источником высококвалифицированных научных кадров в области механики.
В мае 1932 года был издан приказ об организации
первых кафедр института: аэродинамики, строительной механики, математики, теоретической механики, объединенной кафедры общественных дисциплин и кафедры языков. Состав специальностей строго соответствовал потребностям экономики и промышленности того времени.
Быстро росла численность студентов. Если в марте занятия на первых трех курсах начали три группы аэродинамического отделения, то к июлю 1932 года в институте обучалось уже девять групп с общим количеством студентов 202 человека. В августе 1932 года были проведены первые вступительные экзамены в институт и к 1 сентября число студентов составило около 600 человек. [4].
Студенты получали не только теоретические знания, но и разнообразные практические навыки. Учебным планом института предусматривалась летная практика студентов, поэтому в 1933 году в КАИ был организован летный отряд. Удостоверения на право полетов, выдававшиеся Аэроклубом Казани после прохождения практики, позволили будущим выпускникам КАИ работать и в области испытания самолетов. Этот путь выбрал Николай Николаевич Аржанов - летчик-испытатель Казанского авиационного завода, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР [5].
В июне 1933 года из Наркомата тяжелой промышленности на имя директора Казанского авиационного института было направлено письмо, в котором сказано, что при авиаинститутах необходимо создать опытно-конструкторские бюро с задачей развертывания конструкторских работ по самолето- и моторостроению с привлечением к этой работе профессорско-преподавательского и студенческого коллективов. В созданном в институте опытно-конструкторском бюро под руководством заведующего кафедрой конструкций и проектирования самолетов З.И. Ицковича, опытного инженера, много лет работавшего в авиационной промышленности, сразу же начались работы по проектированию легких самолетов. Конструкторское бюро стало базой подготовки преподавателей профилирующих дисциплин и сыграло большую роль в повышении качества подготовки будущих инженеров [6].
В 1934 году состоялся первый выпуск инженеров-механиков по самолетостроению с аэродинамическим уклоном. Институт окончили десять человек, которые начали учебу еще на аэродинамическом отделении КГУ. Среди этих выпускников были будущие профессора и научные сотрудники КАИ В.В. Максимов (выпускник с дипломом КАИ № 1), Н.В. Куршев, Ю.Г. Одиноков, А.А. Парвицкая. В КАИ также остался Ю.Л. Якубович, который еще в студенческие годы выполнил проект аэродинамической трубы, однако в связи с репрессиями был отстранен от научной деятельности в вузе, и дальнейшая судьба его неизвестна.
В.П. Терентьев после окончания КАИ был направлен на Таганрогский машиностроительный завод, где проработал 56 лет, став начальником отдела ОКБ предприятия. Г.С. Богушевский после окончания института работал на Казанском авиационном заводе, где внес большой вклад в совершенствование летательной техники, испытывая создаваемые самолеты. В 1964 году он был удостоен звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Другой представитель первого выпуска КАИ Я.В. Балкинд активно работал в области обеспечения безопасности полетов. С 1952 по 1975 год являлся начальником отдела аэродинамики завода «Звезда». А.Д. Павлов работал в ЦАГИ [7].
Таким образом, мы видим, что судьба каждого из десяти первых выпускников КАИ уникальна. Объединяет их одно - активность творческого научного поиска, ответственность, смелость принимаемых решений, что позволило добиться высочайших высот в конструировании и испытании авиационной техники. Благодаря этим людям в стране бурными темпами развивалась авиацион-
Е.Н. Беляева, О.Н. Коршунова
ВКЛАД КАЗАНСКОГО АВИАЦИОННОГО ИНСТИТУТА В КАДРОВОЕ ..
ная промышленность, делались замечательные открытия, совершались трудовые и научные подвиги.
В следующем, 1935 году состоялся первый выпуск отделения самолетостроения - 24 человека. Среди них - будущие начальник филиала №1 Московского вертолетного завода Г.К. Ахмадеев, его первый заместитель И.Н., Бакиев, начальник Казанского ОКБ штепсельных разъемов Х.А. Сабиров, директор Казанского завода «Радиоприбор» И.М. Шпаков и другие выдающиеся деятели.
В 1939 году был образован моторостроительный факультет (в 1970 году переименован в факультет двигателей летательных аппаратов). Первым деканом был назначен А.А. Чусляев. Его открытие связано с потребностями развивающейся авиационной промышленности страны, в частности Казанского моторостроительного завода (КМПО).
В 1945 году по инициативе академика Валентина Петровича Глушко (признанного «пионера» в области конструирования двигателей) в КАИ была создана кафедра реактивных двигателей. Уже через год состоялся первый выпуск по данной специальности, причем не только в КАИ, но и во всем Советском Союзе. Позднее инженеров данной специализации начали готовить лишь в 50-е годы в МАИ и других вузах. Таким образом, были заложены основы аэрокосмической сферы в СССР, и КАИ несколько лет оставался единственным вузом, предоставляющим высокопрофессиональные инженерные и научные кадры для данной области промышленности.
В 1939 году в институте был организован и вечерний факультет с двумя отделениями - самолето- и моторостроительным, для подготовки без отрыва от производства инженеров из числа работников казанских заводов. Потребность в такой форме обучения была обусловлена расширением авиационных предприятий [8].
За неполные десять лет своего существования Казанский авиационный институт превратился в крупное высшее учебное заведение с числом студентов свыше тысячи человек. Было подготовлено более пятисот высококвалифицированных специалистов для авиационной промышленности, которые составили костяк инженерных кадров в первую очередь Казанского (КАПО имени С.П. Горбунова), а также других авиационных заводов.
В институте были созданы научно-педагогические коллективы, способные обеспечить необходимый уровень подготовки специалистов и проведение научных исследований в интересах развивающегося авиационного комплекса в области аэродинамики и устойчивости движения, технологии производства, конструкции и прочности летательных аппаратов, физико-технических проблем авиационных двигателей.
Технические вузы в целом, и Казанский авиационный институт в частности, создавали необходимые условия и реализовывали комплексную подготовку инженерных кадров для авиационной, приборо- и моторостроительной отраслей [9]. Сама система профессиональных технических учебных заведений была тесно
связана с нуждами промышленности. Это касалось расположения вузов, программ подготовки рабочих кадров, их социально-экономической направленности, включая формирование интереса к будущей работе на предприятиях авиационной промышленности, воспитание чувства сопричастности к новым достижениям в области авиационной техники. Опытные мастера производства передавали свой богатый опыт растущей рабочей смене при активной всесторонней поддержке со стороны государства. Этим стимулировался процесс постоянного обновления рабочих кадров и преемственности поколений.
Итак, в КАИ не только проектировались и строились самолеты и планеры. Главная задача института заключалась в кадровом и научном обеспечении развивающегося авиационного комплекса Казани и всей авиационной промышленности СССР, особенно в восточной части страны. В целом нужно отметить, что институт чутко реагировал на конъюнктуру (в хорошем понимании этого слова) экономики. Как только обнаружилась потребность увеличения количества и качества выпускаемых авиационных двигателей, в институте был открыт моторостроительный факультет. И дальнейшее его развитие - появление новых факультетов, кафедр, лабораторий, специальностей (например, приборостроения, радиотехники, вычислительных и управляющих систем, автостроения) - непосредственным образом связано с развитием науки и техники в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2008 г. // www.mid.ru/brp_4.nsf/sps/AA86 C023BD3A72D9C3256EE500459E64. - (28.07.2014)
2. Там же.
3. Казанский авиационный институт / под ред. Ю.В. Кожевникова. - М.: Машиностроение, 1986. - С.7-8
4. Казанский авиационный институт / под ред. Ю.В. Кожевникова. - М.: Машиностроение, 1986. - С.11-13
5. Выпускники - гордость университета. Краткий биографический справочник / Издание второе, дополненное и исправленное печатается под редакцией профессора, д.т.н. С.Э. Тарасевича и профессора А.И. Матяжа. - Казань: Изд-во Казан.гос.тех.ун-та, 2004. - С 27.
6. Казанский авиационный институт / под ред. Ю.В. Кожевникова. - М.: Машиностроение, 1986. - С.14-16
7. Выпускники - гордость университета. Краткий биографический справочник / Издание второе, дополненное и исправленное печатается под редакцией профессора, д.т.н. С.Э. Тарасевича и профессора А.И. Матяжа. - Казань: Изд-во Казан.гос.тех.ун-та, 2004. - С 12-30.
8. Казанский авиационный институт / под ред. Ю.В. Кожевникова. - М.: Машиностроение, 1986. - С.17
9. Кадровый потенциал российского авиапрома (Существующие проблемы носят системный характер) // Военно-промышленный курьер. - 2005. // http:// www.mfit.ru/defensive/obzor/ob29-07-05-2.html, - 2026.07.2014 г.
THE ROLE OF KAZAN AVIATION INSTITUTE IN THE TRAINING OF PERSONNEL FOR AVIATION INDUSTRY DURING IRS FORMATION
© 2014
E.N. Belyaeva, Associate Professor of the Chair of Foreign languages and Translation
Institute of Economics, Management and Law, Kazan (Russia) O.N. Korshunova, Senior Lecturer of the Chair "History and public relations"
Kazan National Research Technical University named after A.N.Tupolev-KAI, Kazan (Russia)
Annotation: The article views the period of aviation industry formation in Tatar Autonomus Soviet Socialist Republic. At that time, the first aviation and engine-construction plants started tof unction, and the issue of personnel training for the industry was acute. That caused the need of a specialized higher education institution, which would be able to train specialists in airplane and engine construction. Thus Kazan Aviation Institute was opened in 1932. Keywords: history, history of education, aviation industry, training of personnel.