Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студента в условиях интеграции университета и современного промышленного предприятия'

Формирование профессиональных компетенций студента в условиях интеграции университета и современного промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ELECTROTECHNICAL INDUSTRY / МАГИСТР / MASTER / АСПИРАНТ / ЦЕЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА / TARGET PREPARATION / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL CENTER / ПРОЕКТ / PROJECT / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCES / GRADUATE STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахарев Николай Петрович, Бахарева Юлия Николаевна

Рассматриваются практические вопросы повышения эффективности и качества подготовки специалистов в университете на основе интеграции технических и организационных возможностей современного промышленного предприятия электротехнической отрасли и университета. Приводятся три группы дополнительных профессиональных компетенций, составленных промышленным предприятием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE STUDENT IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF UNIVERSITY AND THE MODERN INDUSTRIAL ENTERPRISE

Practical questions of increase of efficiency and quality of training of specialists at university on the basis of integration of technical and organizational capabilities of the modern industrial enterprise of electrotechnical branch and university are considered. Three groups of the additional professional competences made by the industrial enterprise are given.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студента в условиях интеграции университета и современного промышленного предприятия»

УДК: 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА И СОВРЕМЕННОГО ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© 2014

Н.П. Бахарев, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Сервис технических и технологических систем» Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия) Ю.Н. Бахарева, заместитель директора по персоналу, начальник департамента кадров

ЗАО «Энергомаш», Екатеринбург (Россия)

Аннотация: Рассматриваются практические вопросы повышения эффективности и качества подготовки специалистов в университете на основе интеграции технических и организационных возможностей современного промышленного предприятия электротехнической отрасли и университета. Приводятся три группы дополнительных профессиональных компетенций, составленных промышленным предприятием.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, электротехническая промышленность, магистр, аспирант, целевая подготовка, научно-технический центр, проект, профессиональные компетенции.

В энергетике России сложилась критическая ситуация, связанная с острой необходимостью замены силового электромеханического оборудования, например, мощных электродвигателей и силовых трансформаторов, срок годности которых истёк 10...15 лет назад. По данным МСРК - Центр общий износ энергооборудования в 2013 году составляет более 70%.

Существующие в энергосистеме страны силовые электродвигатели и трансформаторы сегодня не только устарели физически и морально, но и представляют серьёзную угрозу для обслуживающего персонала, для экологии окружающей среды, экономическую для общества.

Уровень современного развития науки, техники и технологии практически всех зарубежных фирм Европы (Германии, Франции, Швеции, Испании, Италии, Австрии, Португалии, и других), а также Китая, Южной Кореи позволяет сегодня создавать по новым технологиям совершенно иные по конструкции и энергетическим характеристикам электродвигатели и силовые трансформаторы, имеющие высокие показатели надёжности, качества и эффективности преобразования энергии. Причём, время от момента поступления заказа на проектирование до отгрузки готового электродвигателя или трансформатора заказчику сократилось по сравнению со временем, которое необходимо для аналогичных действий на отечественном предприятии в несколько раз и составляет, в среднем, один месяц [1].

Коренное изменение в зарубежных фирмах идеологии разработки, изготовления и сборки магнитных систем, обмоток и изоляции, конструкционных узлов, объясняется их ориентацией на «безоговорочную» автоматизацию всех процессов, связанных с проектированием, изготовлением и испытанием продукции.

Обеспечение конкурентоспособности на отечественном и зарубежном рынках производимых силовых электродвигателей и трансформаторов сегодня невозможно без тесной интеграции с наукой, в том числе и вузовской; без управления подготовкой кадров высшей квалификации, соответствующих мировому уровню развития науки, техники и производства; без современных высокопроизводительных технологий и оборудования; без установления связей с международными фирмами и центрами проектирования и производства; без сотрудничества с зарубежными вузами, учёными, специалистами, работающими в области тяжелого энергомашиностроения.

Для успешного продвижения на мировом рынке такого важного и востребованного товара, как мощный электродвигатель переменного, постоянного тока или силовой трансформатор отечественному электротехническому предприятию необходимо решить ряд технических и организационных задач.

1. Организация научно-технического центра (НТЦ) или специального конструкторского бюро (СКБ), способного интегрировать свою научно-производственную

деятельность с отечественными вузами и зарубежными фирмами, специализирующимися на проектировании и производстве мощных электродвигателей и силовых трансформаторов на основе взаимовыгодных условий и интереса.

2. Приобретение и самостоятельная разработка современных систем автоматизированного проектирования, технологических систем и технологий изготовления отдельных деталей, узлов и электродвигателей, трансформаторов в целом, на основе электронных, математических моделей и высокопроизводительных программ CAD/CAM.

3. Организация совместно с вузами научных исследований различных физико-технических проблем, сопровождающих проектирование, производство и эксплуатацию электродвигателя и силового трансформатора:

- проблем оптимального проектирования экономичных конструкций энергетического изделия с высокими энергетическими и массогабаритными показателями;

- проблем конструирования механически и электрически прочных и надёжных узлов и деталей;

- проблем теоретического определения теплового режима;

- проблем расчёта элементов конструкций электромеханического преобразователя энергии с использованием теории электромагнитного поля;

- проблем диагностики основных параметров и рабочих, пусковых. Переходных и иных характеристик электромашин и аппаратов.

4. Формирование новой идеологии разработки технологии изготовления деталей, сборочных узлов электродвигателя и силового трансформатора на основе современных достижений в области компьютерного моделирования автоматизированных систем TEXNO/CAD и Техно/Про.

5. Организация совместной подготовки и переподготовки высококвалифицированных специалистов в рамках интегрированного объединения НТЦ предприятия и вуза по магистерским, инженерным образовательным программам в рамках целевой подготовки специалистов с привлечением высококвалифицированных кадров предприятия и зарубежных учёных, в рамках выполнения конкретных научно-производственных проектов [2].

Очевидно, что первичной проблемой в данном комплексе является проблема подготовки высококвалифицированных кадров мирового уровня. Данная проблема интегрированного объединения НТЦ предприятия - отечественный вуз требует решения следующих задачи:

- организация подготовки специалистов по совместным учебным и целевым программам с использованием современного отечественного и зарубежного оборудования и технологий на территории университета и электротехнического предприятия.

- ориентация учебного процесса в теоретической и практической частях подготовки на выполнение реальных производственных проектов (при выполнении ла-

бораторного практикума, курсового, дипломного проектирования и диссертационного исследования в рамках бакалавриата, магистратуры и аспирантуры).

- обеспечение выполнения производственных заказов по разработке научных и производственных проблем вначале преимущественно в области компьютерного проектирования и моделирования конструкторских и технологических задач, в последующем, при создании совместного малого предприятия, выполнения опытно конструкторских работ и экспериментального исследования на физических и математических моделях.

- организация процесса повышения квалификации университетского и производственного персонала.

В настоящее время в связи с переходом отечественных вузов на двухуровневую подготовку важным является организация обучения высококвалифицированных специалистов - магистров [3-11] для современного электротехнического предприятия, которое может успешно реализоваться при решении следующих задач.

1. Разработка требований к магистерской подготовке для различных областей деятельности (разработка дополнительных профессиональных компетенций), связанной с двигателестроением и трансформаторострое-нием, ориентированной на создание реального научного и производственного продукта.

2. Формирование совместных интегрированных требований (научных и производственных) к магистерской диссертации.

3. Обеспечение выполнения магистерских исследований на оборудовании современного мирового уровня, предусматривающее стажировки на отечественных и зарубежных предприятиях - партнёрах электротехнического предприятия.

Анализ современного уровня развития электротехники и, в частности, трансформаторостроения в Европейских странах (Германии, Австрии, Франции, Швеции, Испании, Италии, Португалии), а также в США и Канады, позволяет сформулировать основные требования к специалистам, к их знаниям и умениям решать технические задачи, то есть к компетенциям выпускников университета и аспирантам. Всю систему компетенций можно объединить в три группы:

1. Фундаментальные компетенции.

1.1. Способность применения знаний по фундаментальным дисциплинам (математике, физике, теоретическим основам электротехники и другим) для решения практических задач электромеханики и электротехники;

1.2. Владение современными информационными технологиями на уровне разработки электронных компьютерных моделей по конструированию сложных электромеханических систем, технологических процессов производства и сборки, программ на языках высокого уровня, а также создание локальных сетей различной конфигурации;

1.3. Владение иностранным языком (языками) на уровне профессионального общения и потребления информации из зарубежных источников (профессиональных журналов, книг, производственной практики, международных конференций и другое);

1.4. Высокий уровень гуманитарной подготовки, предполагающей знания в области отечественной, зарубежной истории и культуры (литература, живопись, кинематограф и пр.).

2. Профессиональные компетенции.

2.1. Знать и уметь применять на практике методики электромагнитного расчёта сложных электромеханических систем и устройств (машин), в том числе и с применением теории поля;

2.2. Владеть способностями практического применения знаний по электронике, микроэлектронике, микропроцессорной технике и контроллерам. Уметь создавать необходимую архитектуру микропроцессорных устройств и программировать микроконтроллеры. Владеть информацией о характеристиках и особенно-

стях применения различных контроллеров, созданных широко известными в мире зарубежными фирмами.

2.3. Уметь анализировать, оценивать работу любых электромеханических преобразователей энергии в различных режимах (установившемся, переходном, аварийном) и принимать решения по причинам неисправностей, не оптимальности их работы.

2.4. Уметь проектировать электромеханические преобразователи энергии по исходным данным и анализировать достоинства и недостатки применяемых методик.

3. Профильные (специальные) компетенции.

3.1. Моделирование электромеханических преобразователей энергии в среде MATLAB (SIMULINK) и других программных продуктах высокого уровня;

3.2. Проектирование электромеханических преобразователей энергии средствами современных CAD/CAM/ CAE, ТехноПРО, позволяющих создавать электронные параметрические 3D модели, интегрирующиеся с математическими расчётными моделями расчёта.

3.3. Владение мировым уровнем конструирования и технологиями автоматизированного производства электромеханических преобразователей энергии.

3.4. Приобретение практического опыта и умений в процессе производственных практик на отечественных предприятиях.

Прохождение производственной практики по специально разработанному плану (заданию) и маршруту позволяет выполнить каждым студентом и аспирантом важную теоретическую работу: сформировать собственный критический анализ всех мест производственной практики по применяемым на заводе технологиям, оборудованию и конструкциям деталей, узлов и энергетического изделия (электродвигателя или силового трансформатора) в целом. В заключение анализа студенты и аспиранты формулируют свои предложения по изменению технологий, конструкций, которые позволили бы повысить качество, производительность, улучшить основные характеристики производимого на предприятии электродвигателя или силового трансформатора. Зачастую предлагаемые студентами решения являются виртуальными и фантастическими, но именно такой подход в обучении помогает развить креативное и критическое мышление, так необходимое современному специалисту. Этот вид обучающей деятельности возможен только при наличии тесного, взаимовыгодного сотрудничества университета с таким современным отечественным производством, как ЗАО «Уралэлектротяжмаш», ООО «Тольяттинский трансформатор» и другие при руководстве этой работой искренне заинтересованных в результате его технических руководителей предприятия самого высокого уровня.

Сегодня становится очевидным тот факт, что современный специалист, знания и умения которого соответствуют международным требованиям, подготавливается не только в аудиториях вуза, но и равной степени в конструкторском и технологическом бюро, в цехах современного производства. Такое возможно лишь при тесной интеграции научно-образовательной деятельности вуза и современного производства.

Исключительно важной проблемой является привлечение учёных вуза и специалистов предприятия к совместной разработке проектов, выполняемых совместно заводом и вузом [12]. Имеющийся опыт подобного сотрудничества Тольяттинского государственного университета с современными отечественными предприятиями электротехнического и энергетического комплекса подтверждает идею возможности разработки новых технических проектов под руководством специалиста известной электротехнической компании, специализирующейся на производстве электродвигателей и силовых трансформаторов. Работа над реальным проектом выполняется специалистами предприятия, молодыми конструкторами и технологами с привлечением учёных вуза и студентов, проходящих преддипломную прак-

тику на данном предприятии. Результаты, полученные при разработке проектов в данной группе, как правило, отличаются оригинальностью и новизной, а спроектированные конструкции электродвигателей и силовых трансформаторов по характеристикам и энергетическим показателям приближались к мировому уровню.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афонин А.М., Афонина В.Е., Царегородцев Ю.Н. Актуальные проблемы подготовки кадров для инженерных производств / Высшее образование для XXI века: IX Международная научная конференция. Москва, 15-17 ноября 2012 г. : Доклады и материалы. Секция 3. Экономика образования. — М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. 154 с.

2. Масьянова И.Т. Проблемы взаимодействия промышленных предприятий с образовательными учреждениями при подготовке специалистов. Современные проблемы науки и образования. - Челябинск: Челябинский институт путей сообщения, №6, 2011.

3. Третьякова Е.М. Двухуровневое инженерное образование: требования к компетенциям и содержание образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 292-295.

4. Бахарев Н.П., Гордеев А.В. Инженерное образование: инверсная фундаментализация и техническое творчество // Школа университетской науки: парадигма развития. 2011. Т. 1. № 2-3. С. 49-54.

5. Люсев В.Н., Чапаев Н.К., Шевченко К.В. Теоретико-методологические аспекты интеграции пе-

дагогических и производственных факторов в профессиональном образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 126-132,

6. Харитонова И.В. Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов в условиях двухуровневого высшего профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 206-208.

7. Люсев В.Н. Эвристические средства интеграции образовательной и профессионально-производственной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2012. № 1. С. 81-86.

8. Барова Е.А., Кечина О.М., Кучма Л.В. Конструктивно-вычислительный практикум на факультете математики, физики и информатики // Самарский научный вестник. 2013. № 1 (2). С. 12-14.

9. Воронин В.Н., Коростелев А.А. Системный подход к управлению качеством подготовки будущих специалистов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № S10. С. 25-32.

10. Люсев В.Н., Мишин А.В. Современные формы взаимодействия образования и производства // Педагогическое образование и наука. 2012. № 1. С. 79-81.

11. Бикеев И. и. Модель организации научной работы в молодом вузе // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 52-58.

12. Люсев В.Н. Педагогические технологии интеграции учебной и производственной деятельности // Известия Самарской государственной сельскохозяй-

ственной академии. 2012. № 2. С. 183-188. FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE STUDENT IN THE CONDITIONS OF INTEGRATION OF UNIVERSITY AND THE MODERN INDUSTRIAL ENTERPRISE

© 2014

N.P. Baharev, doctor of pedagogical science, professor of «Service technical and technological systems» Volga Region State University of Service, Togliatti (Russia) Yu.N. Bakhareva, deputy director of personnel, head of the department of shots

Joint stock company «Energomash», Ekaterinburg (Russia)

Annotation: Practical questions of increase of efficiency and quality of training of specialists at university on the basis of integration of technical and organizational capabilities of the modern industrial enterprise of electrotechnical branch and university are considered. Three groups of the additional professional competences made by the industrial enterprise are given.

Keywords: vocational training, electrotechnical industry, master, graduate student, target preparation, scientific and technological center, project, professional competences.

УДК 378.147

ВКЛАД КАЗАНСКОГО АВИАЦИОННОГО ИНСТИТУТА В КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ПЕРИОД ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ

© 2014

Е.Н. Беляева, доцент кафедры иностранных языков и перевода

Институт экономики, управления и права, Казань (Россия) О.Н. Коршунова, старший преподаватель кафедры истории и связей с общественностью

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ, Казань (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается период становления авиационной промышленности в ТАССР. В эти годы в связи с началом функционирования первых авиационных и моторостроительных предприятий остро встает проблема кадрового обеспечения молодой отрасли. Появляется необходимость в специализированном высшем учебном заведении, которое занялось бы подготовкой специалистов в области самолето- и машиностроения. Этим вузом становится образованный в 1932 году Казанский авиационный институт.

Ключевые слова: история, история образования, авиационная отрасль, подготовка кадров.

В конце XX века в период проведения экономических и социальных реформ в России остро встал вопрос о сохранении и дальнейшем развитии высокотехнологичных отраслей промышленности. Самолето- и вер-толетостроение, оборонные и аэрокосмические предприятия, являясь в прошлом «локомотивом» советской экономики, должны и сегодня оставаться приоритетными направлениями развития российской промышленности. В «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2008 г.», утвержденных 40

М.Е. Фрадковым 28 июля 2004 года, говорится о необходимости «сосредоточить внимание на таких важных направлениях развития высокотехнологичного сектора, как развитие оборонно-промышленного комплекса, атомной и аэрокосмической промышленности» [1]. Согласно положениям этого документа, «следует содействовать серийному производству новых отечественных магистральных и региональных самолетов, обеспечив расширение использования лизинга авиационной техники и привлечение частных инвестиций в авиастро-Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.