Научная статья на тему 'ВКЛАД ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН ПО БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ВКЛАД ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН ПО БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
104
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / ИСЛАМСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИРАН / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ДОГОВОРНО-ПРОВОВАЯ БАЗА БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ ИРАНА / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Холикназар Х., Наимов Исмоил Нуруллоевич

В статье, рассматривается актуальная проблема современных международных отношений на современном этапе. Проблема борьбы с международным терроризмом ставится на повестке дня любой международной организации и политических форумов. В этой связи Ближний Восток как сверхконфликтогенный регион, является стратегически важным районом и очагом напряженности, обусловленный разными общеизвестными факторами. Исламская Республика Иран как важное звено системы региональных отношений занимает видное место в деле борьбы против международного терроризма. В статье отмечается, что Исламская Республика Иран остается важным субъектом на антитеррористическом фронте. Исламская Республика очень активна в плане предложения инициатив в борьбе против международного терроризма. Также нужно отметить, что в Исламской Республике Иран существует достаточно основательная договорно-правовая база борьбы с терроризмом на национальном и глобальном уровне. Активным образом кооперирует Иран по этой проблеме в рамках международных организаций. Таким образом, Иран превращается в одного из важного ключевого субъекта в борьбе против терроризма в регионе Ближний Восток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN IN COMBATING INTERNATIONAL TERRORISM AT THE PRESENT STAGE

The article deals with the actual problem of modern international relations at the present stage. The problem of combating international terrorism is on the agenda of any international organization and political forums. In this regard, the middle East, as a super-conflict region, is a strategically important area and a hotbed of tension, due to various well-known factors. The Islamic Republic of Iran, as an important link in the system of regional relations, occupies a prominent place in the fight against international terrorism. The article notes that the Islamic Republic of Iran remains an important actor on the anti-terrorist front. The Islamic Republic is very active in offering initiatives in the fight against international terrorism. It should also be noted that the Islamic Republic of Iran has a fairly solid legal framework for combating terrorism at the national and global levels. Iran is actively cooperating on this issue within the framework of international organizations. Thus, Iran is becoming one of the important key actors in the fight against terrorism in the middle East region.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН ПО БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Nurova Lutfia Nurowna - Junior researcher of the Department of Social and Humanitarian and Economic Sciences of the Scientific Research Institute of TNU. Address: 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe city, Rudaki Avenue 17. Phone: 919-50-99-50. E-mail: lutfiyanurova. 83@mail. ru

Mirzoev, Habibjon - researcher of scientific research Institute of the Tajik national University. Address: Republic of Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue 17. Phone: 933-60-94-94. Е -mail: diplomat. tj94@mail. ru

УДК: 930 (55+575. 3)

ВКЛАД ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН ПО БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Холикназар Х

Таджикский национальный университет Наймов И. Н.

Российско-таджикский (славянский) университет

Исламская Республика Иран располагается на очень важной геополитической, геостратегической и геоэкономической территории Западной Азии. В связи с этим любое расшатывание региональной безопасности оказывает сильное влияние на эту страну. В этом ключе нужно упомянуть активизацию в регионе террористической деятельности разных групп, который может распространиться не только по всему региону, а также и по всему миру. Таким образом, Исламская Республика Иран используя свой потенциал и опыт в борьбе против терроризма, может серьезно укрепить свои позиции в регионе.

Необходимо отметить, что для анализа факторов влияющих на формирование антитеррористического потенциала Исламской Республики Иран, прежде всего, нужно опираться и ссылаться детальным образом на ее внешнюю политику в этой области. Нужно также отметить, что на сегодняшний день Иран находится в авангарде антитеррористических событий, как в регионе, так и в глобальном масштабе, что актуализирует вдвойне изучение данного феномена.

Справедливо отмечают исследователи, что «сегодня международный терроризм стал настоящим вызовом для глобальной безопасности и, можно сказать, человеческой цивилизации в целом. Этот сложный социально-политический феномен пока не подается должному теоретическому осмыслению ввиду своей гибкости и постоянной трансформации своих методов, идеологических мотивов и деструктивных практик» [2]. В связи с этим на наш взгляд, без детального и всеобъемлющего изучения такого явления как терроризм, невозможно разработать комплекс мер по борьбе с международным терроризмом.

Таким образом, можно утверждать, что в международных отношениях и мировой политике проблема противоборства с международным терроризмом на современном этапе становится архиважной и приобретает стратегически важную направленность. В связи с этим борьба с международным терроризмом на сегодняшний день считается одним и приоритетных и важных направлений во внешней политике Исламской Республики Иран.

Необходимо подчеркнуть, что одной из наиболее важных задач современного руководства Исламской Республики Иран является сохранение целостности исламского государства в контексте ее полиэтничности. Западные страны очень часто критикуют проводимую национальную политику ИРИ в области обеспечения прав и свобод представителям национальных меньшинств и обвиняют Исламскую Республику в дискриминации. Существуют различные взгляды на проблему этнического национализма. Одни считают, что этносы - уже дело прошлого. Согласно другой точке зрения этнические конфликты - это результат политических, социальных, культурных и др. изменений в обществе. Все это приводит к конфронтации и политизации противоречий. Однако, несмотря на наличие обстоятельств, активизировавших временами центробежные тенденции, Иран сохраняет единство своей макросоциальной структуры, состоящей из множества этнических социальных систем. В основе политики Ирана в национальном вопросе находится приверженность

религиозной идее (шиизму) и этатизму. Вышеупомянутые факторы являются катализаторами террористической активности как в самом Иране, так и за ее пределами.

«Несмотря на влияние идеалов Исламской революции на внешнюю политику и ее идеологизированность, приводящие к разногласиям с некоторыми ведущими державами, особенно с США и некоторыми государствами Персидского залива, Иран в проведении внешней политики и построении конструктивного взаимодействия руководствуется стратегией «Иран-2025». Этот прагматичный документ, принятый в 2005 г., стал главным стратегическим планом развития Ирана по всем направлениям. Планируется развитие и улучшение стратегических отношений с арабскими государствами и международным сообществом в целом. Документ, рассчитанный на 20-летний период, в основном направлен на развитие международных связей Ирана, на повышение его конструктивного и активного потенциала в мировой политике»[3, с. 666].

Проблема терроризма на региональном и международном уровне занимает важное место во внешней политике Исламской Республики Иран. На это есть веские причины и факты. За последние годы Исламская Республика Иран не раз подверглась террористическим атакам. Началом интенсивной волны террора можно считать 2005 год, так как ранее в течение нескольких лет наблюдалось практически полное отсутствие террористической угрозы. С 2005 террористическая активность в стране резко увеличивалась. Акторы, совершавшие террористические акты на территории ИРИ в последние годы, до 2005 года, никак не проявляли себя, находясь в неподвижном состоянии. Однако, как оказалось эти группировки совершенно новые террористические организации, которые пришли на смену Организации моджахедов иранского народа (ОМИН), группировки, прекратившей вооруженную борьбу в 2003 году. Наиболее активно проявили себя такие группировки, как: «Джундуллах», «Партия свободной жизни Курдистана», «Арабское движение борьбы за освобождение Ахваза». Таким образом, ситуация усугубляется тем, что данные террористические группировки созданы представителями этнических меньшинств, проживавших на территории ИРИ.

Необходимо отметить, что по нашим подсчетам начиная с 2007 года до настоящего времени (по состоянию на январь 2019 года) в Иране было совершено 12 крупных террористических атак, в которых погибли около 180 человек и получили ранения разного степени тяжести более 800 человек. Мы бы хотели подчеркнуть некоторые совершенные теракты, которые унесли жизни десятков человек. Например, 19 августа 2007 в 40 километрах от границы с Пакистаном на трассе Чахарбах - Ираншахр в провинции Систан и Белуджистан вооруженные бандиты, имеющие связи с главой террористической группировки «Джундалла» Абдольмалеком Риги, обстреляли восемь проезжающих мимо автомобилей и захватили в заложники 12 пассажиров и водителей этих машин. 15 февраля того же года в городе Захедан на юго-востоке Ирана взорвался начиненный взрывчаткой легковой автомобиль, когда мимо него проезжал автобус, принадлежащий сухопутным войскам элитного Корпуса стражей исламской революции. В результате погибли 11 сотрудников Корпуса стражей исламской революции (КСИР), 31 получил ранения. Ответственность за преступление взяла на себя суннитская экстремистская группировка «Джундалла», которая имеет связи с «Аль-Каидой».

Последним событием является теракт совершенный 22 сентября 2018 во время военного парада в городе Ахваз в Иране. Жертвами стали не менее восьми военнослужащих Корпуса стражей исламской революции, еще семеро получили ранения. По данным Иранских СМИ также пострадали 20 человек. Силы безопасности ликвидировали двух боевиков[4].

Примечательно, что совсем недавно власти Ирана отчитывались о ликвидации террористических ячеек на территории исламской республики. В распространённом в августе 2018 года заявлении Министерства информации Ирана, которым руководит глава спецслужб страны, аятолла Махмуд Алави, говорилось, что местные органы безопасности ликвидировали как минимум две террористические ячейки, планировавшие серию атак. В частности, мишенью боевиков могли стать провинции Хузестан и Курдистан. В своей оценке причин террористического нападения официальный Тегеран остается категоричным. В частности, власти основными виновниками считают США и Израиль. Так, официальный представитель иранских ВС бригадный генерал Абольфазль Шекарчи заявил, что участники теракта были связаны с Соединёнными Штатами и с

израильской службой внешней разведки «Моссад». Однако теракт, который произошёл в важный для Ирана день, сложно назвать результатом напряжённых отношений республики со странами региона и глобальными игроками. Речь, по всей видимости, может идти о внутренних проблемах Ирана которые год с годом прибавляются.

Таким образом, можно сказать, что одной из особенностей террористической активности в Иране за последние годы является этническая составляющая. Иранские власти вели против террористов непрекращающуюся борьбу, достигнув определенных успехов. Сообщения об арестах или уничтожении боевиков террористических организаций поступали из Ирана достаточно часто. В организации совершенных террористических актов официальный Тегеран часто обвинял спецслужбы США и Великобритании. В целом, за последние годы в ИРИ прослеживалось несколько тенденций.

Во-первых, в последние годы на территории ИРИ появилось значительное число новых этнических террористических организаций, которые в отдельных случаях успешно противостояли иранским вооруженным силам.

Во-вторых, необходимо отметить разнообразие действий этих террористических групп, что проявлялись во взрывах, организации заказных убийств, в вооруженных нападениях и взятии заложников.

В-третьих, с 2007 по 2018 при относительно небольшом количестве терактов наблюдалось значительное число жертв. Эти акции, как правило, были очень хорошо спланированы, что может указывать на помощь в их проведении спецслужб иностранных государств.

В-четвертых, за последние несколько лет каждый год наблюдается динамика увеличения числа убитых людей в результате террористических действий.

Также мы бы хотели подчеркнуть некоторые внутренние проблемы Исламской Республики Иран в контексте их влияния на современные международные отношения. В настоящее время можно выстроить целую цепочку тех, у кого есть «основания» совершать прямые нападки на иранское руководство и приближённых к верховной власти. Это и леворадикальная Организация моджахедов иранского народа (ОМИН), удостоившаяся внимания нынешнего помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, и различные курдские группировки, против которых Иран в настоящее время активизировал борьбу в соседнем Ираке.

Арабские и белуджские группировки также находятся в числе потенциально опасных. Ахваз уже на протяжении двух десятилетий является мишенью для боевиков, грозящих об отделении провинции Хузестан с преимущественно арабским населением. В связи с этим говорить, что террористическая активность на территории Ирана, может быть вызвана проблемами самого Ирана, вполне допустимо.

Также важным является рассмотрение правовых рамок, которые определяют внешнюю и внутреннюю политику Ирана в борьбе против терроризма на глобальном уровне. Нужно отметить, что Исламская Республика Иран, имеет богатый опыт в борьбе против терроризма. По словам исследователей «правовые элементы и практические действия, которые определяют антитеррористическую политику Ирана на национальном и международном уровнях состоят из комплекса правовых актов и международных соглашений, определяющих принципы, формы борьбы с терроризмом. Они определяют международную антитеррористическую политику Ирана»[3, с. 669].

Исламская Республика Иран принципиально не присоединяется к некоторым международным антитеррористическим документам, мотивируя это разным образом. Анализ показывает, что помимо существующих проблем, в основном это происходит из-за мнения США и его союзников, которые обвиняют Иран в пособничестве террористам и террористическим организациям в странах Ближнего Востока. Хотя, Исламская Республика в рамках внутреннего законодательного режима принимает схожие законы, которые в свою очередь направлены на борьбу против терроризма на любых уровнях.

Самыми важными документами в этом направлении, международного и национального значения, считаются подписание в 2008 году конвенция Организации исламского сотрудничества «по борьбе с международным терроризмом от 1999 года» и «Закон о борьбе с финансированием

терроризма» принятый в 2006 году. Нужно упомянуть, что другим важным вкладом Ирана в борьбе против международного терроризма считается принятый в 2015 году новый закон «О борьбе с финансированием терроризма от 2015 г. ». По сути эти документы отражают и охватывают две стрежневые международные документы которые направлены против этого феномена, Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. и Резолюцию 1373 СБ ООН о борьбе с международным терроризмом от 28 сентября 2001 г.

Особого внимания достойны международные инициативы Исламской Республики Иран в борьбе против международного терроризма. В этом направлении Иран вносит достаточно важный вклад не только для региона, но и для всего мира. Как подчеркивают исследователи, «появление такого опасного террористического квазигосударства как ИГИЛ, в непосредственной близости иранских границ, стало серьезным вызовом его безопасности. Этот вызов не подвергает опасности сущность сложившегося в Иране политического строя, но он может создать риски для политического влияния Ирана и усложнить его ситуацию в плане безопасности. Этот факт ставит Иран в авангард международного сообщества по борьбе с терроризмом в регионе. » [3, с. 670].

В связи с этим Исламская Республика Иран достаточно часто с высоких международных трибун призывает к основательной и всеобъемлющей борьбе против терроризма. К примеру, во время своего выступления на юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2015 году, нынешний президент Ирана Хасан Рухани предложил подписать международный документ о борьбе против терроризма. Однако данная инициатива так и не нашла отклик со стороны других членов мирового сообщества.

Огромным вкладом Исламской Республики Иран в борьбе против терроризма является, то, что Исламская Республика активно сотрудничает в этом направлении с другими странами мирового сообщества. Активнее всего Исламская Республика взаимодействует с Ираком, Сирией и Россией. Так, например, в 2015 году этими странами был создан информационный центр в столице Ирака в городе Багдад для координации действий против террористов и сбора необходимой информации о ситуации в регионе.

Также серьезным шагом в этом направлении является и разрешение на использование ВВС России аэродрома Хамадан. Именно от сюда в августе 2016 года, российскими военными была нанесена стратегически важные удары по позициям террористов в Сирии. Именно благодаря этим действиям в Сирии была окончательно подорвана деятельность террористической организации ИГИЛ, который изменил своим появлением характер и конфигурацией взаимодействии стран региона в негативную сторону.

«В борьбе с международным терроризмом Иран пытается использовать и форматы международных организаций. Одним из таких институтов является Организация исламского сотрудничества. Однако внутренние разногласия, политические амбиции стран - участниц организации мешают ее сплоченности и выработке общей согласованной позиции по важным международным вопросам»[7, с. 30]. В связи с этим международные инициативы Ирана в рамках данной организации не всегда находят поддержку. Например, в 2016 году в ходе 13 саммита ОИС в Стамбуле, Президент Ирана Хасан Рухани представил миру план консолидации усилий и серьезной борьбы в деле борьбы против международного терроризма и экстремизма[5]. Однако к этому не относились всерьез, и Иран даже подвергся критике за вмешательство в дела соседних стран, в первую очередь в Сирии и Ираке[1].

Также Иран активно взаимодействует в рамках таких международных организации как ОДКБ и ШОС. Статус наблюдателя никак не считается препятствием для развития сотрудничества в борьбе против терроризма между Ираном и странами-членами данной организации. В связи с активизацией ИГИЛ и других террористических объединении и организации в соседнем Афганистане, Иран начал активно сотрудничать с главным органом ШОС, Региональной Антитеррористической Структурой (РАТС ШОС), который занимается вопросами борьбы с терроризмом.

«Сотрудничает Иран и с ОДКБ. Если раньше это сотрудничество ограничивалось совместными антинаркотическими операциями под эгидой ОДКБ, то с усилением транснациональной террористической угрозы страны взаимодействуют в борьбе против распространения опасной экстремистской идеологии, с каналами вербовки террористов и маршрутами передвижения

боевиков. В 2015 г. Иран совместно с ОДКБ и Китаем договорились о выработке совместных согласованных подходов в этом направлении»[6].

Таким образом, Иран считается на современном этапе активным игроком на антитеррористическом фронте. Также, Иран превращается в одного из важных ключевых субъектов в борьбе против терроризма на Ближнем Востоке. По словам исследователей «это стало возможным благодаря различным факторам, которые формируют антитеррористический потенциал Ирана в мировой политике и могут повлиять на место страны в системе современных международных отношений»[3, с. 671].

В связи с этим подводя итоги, мы бы хотели охарактеризовать вклад Исламской Республики Иран следующими тезисами:

Во-первых, потенциал Исламской Республики Иран в борьбе с международным терроризмом формируется из таких явлений как географическое расположения страны, потому что в регионе Ближнего Востока действуют немалое количество террористических групп. В связи с этим такое соседство требует огромных материальных ресурсов для защиты национальной безопасности и интересов в регионе. Важным аспектом в этом направлении, помимо экономических возможностей и материальных ресурсов Исламской Республики Иран, важным элементом является и опыт его вооруженных сил. Помимо прочего в Иране существует четкое стратегическое видение развития страны, которая определяется стратегией «Иран-2025».

Во-вторых, борьба Ирана с терроризмом имеет четкое правовое оформление. Она оформлена законами по борьбе с отмыванием денег и источниками финансирования терроризма, основанными на аналогичных документах ООН, и международными соглашениями, важнейшим из которых является Конвенция ОИС по борьбе с терроризмом.

И, в-третьих, в борьбе с терроризмом использования одних только силовых методов недостаточно.

Таким образом, можно констатировать, что в краткосрочной перспективе на наш взгляд мы можем стать наблюдателями еще большей силовой вовлеченности Ирана в антитеррористическую борьбу на сопредельных территориях, а также расширение форматов двустороннего и многостороннего сотрудничества в этом направлении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Final Communique of the 13th Islamic Summit Conference (Unity and Solidarity for Justice and

Peace) Istanbul, Republic of Turkey, 14-15 April 2016. URL: http://www. oic-oci. org/ oicv3/upload/conferences/is/13/en/13_is_final_com_en. pdf (дата доступа: 01. 09. 2019)

2. Джаббари Н. Х. Подходы России и Ирана к борьбе с международным терроризмом:

диссертация ... кандидата политических наук: 23. 00. 04 / Джаббари Насир Хасан; [Место защиты: ФГБУ МГИМО МИД РФ]. - Москва, 2018. - 235 с.

3. Джаббари Насир Хасан. «Потенциал Ирана в борьбе с международным терроризмом».

Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. №4. 2016. - 665-676 с.

4. Крупные теракты в Иране в 2007-2018 годах. Статья. РИА Новости от 22. 09. 2018.

[электронный ресурс]. URL: https://ria. ru/spravka/20180922/1529129830. html. (дата обращения: 25. 06. 2019)

5. Иран представил мусульманскому миру план единства и серьезной борьбы против

терроризма. URL: http://www3. irna. ir/ru/News/3064953 (дата доступа: 27. 09. 2019).

6. О совещании заместителей секретарей советов безопасности государств - членов ОДКБ по

вопросам международной и региональной безопасности. Официальный сайт ОДКБ. URL: http://odkb-csto. org/news/detail. php?ELEMENT_ID=5 614& SECTION_ID=91 & sphrase_ id=18737 (дата доступа: 15. 09. 2019).

7. Сулейманов А. Саудовская Аравия, Иран, Турция и Пакистан: взаимоотношения в рамках

ОИК // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». 2010. № 4. C. 29-35.

8. Январев И. Террористы открывают в Иране внутренний фронт. Статья. [электронный ресурс]. URL: https://mnenia. zahav.

ru/articles/10852/terroristi_otkrivaut_v_irane_vnutrennyi_front. (дата обращения: 22. 09. 2019)

ВКЛАД ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН ПО БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье, рассматривается актуальная проблема современных международных отношений на современном этапе. Проблема борьбы с международным терроризмом ставится на повестке дня любой международной организации и политических форумов. В этой связи Ближний Восток как сверхконфликтогенный регион, является стратегически важным районом и очагом напряженности, обусловленный разными общеизвестными факторами. Исламская Республика Иран как важное звено системы региональных отношений занимает видное место в деле борьбы против международного терроризма.

В статье отмечается, что Исламская Республика Иран остается важным субъектом на антитеррористическом фронте. Исламская Республика очень активна в плане предложения инициатив в борьбе против международного терроризма. Также нужно отметить, что в Исламской Республике Иран существует достаточно основательная договорно-правовая база борьбы с терроризмом на национальном и глобальном уровне. Активным образом кооперирует Иран по этой проблеме в рамках международных организаций.

Таким образом, Иран превращается в одного из важного ключевого субъекта в борьбе против терроризма в регионе Ближний Восток.

Ключевые слова: терроризм, Ближний Восток, Исламская Республика Иран, международный терроризм, международные организации, договорно-прововая база борьбы с международным терроризмом, международные инициативы Ирана, региональная безопасность.

CONTRIBUTION OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN IN COMBATING INTERNATIONAL TERRORISM AT THE PRESENT STAGE

The article deals with the actual problem of modern international relations at the present stage. The problem of combating international terrorism is on the agenda of any international organization and political forums. In this regard, the middle East, as a super-conflict region, is a strategically important area and a hotbed of tension, due to various well-known factors. The Islamic Republic of Iran, as an important link in the system of regional relations, occupies a prominent place in the fight against international terrorism.

The article notes that the Islamic Republic of Iran remains an important actor on the anti-terrorist front. The Islamic Republic is very active in offering initiatives in the fight against international terrorism. It should also be noted that the Islamic Republic of Iran has a fairly solid legalframeworkfor combating terrorism at the national and global levels. Iran is actively cooperating on this issue within the framework of international organizations.

Thus, Iran is becoming one of the important key actors in the fight against terrorism in the middle East region.

Keywords: terrorism, middle East, Islamic Republic of Iran, international terrorism, international organizations, legal framework for combating international terrorism, international initiatives of Iran, regional security.

Сведение об авторе:

Холикназар Х доктор исторических наук, страший научный сотрудник НИИ ТНУ. Адрес: Таджикистан г. Душанбе, проспект Рудаки, 17. Телефон:+992 918 60 6519 Наимов Исмоил Нуруллоевич - Российско-Таджикский (Славянский) Университет, преподаватель кафедры международных отношений и дипломатии. Адрес: 734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. Мирзо Турсунзаде, 30, Душанбе. E-mail: naimov_ismoil@ist ru Тел: +992 918 44 75 34

Аbout the author:

Kholiknazar H. Doctor of Historical Sciences, senior researcher at the Research Institute of TNU. Address: Tajikistan, Dushanbe, Rudaki Avenue, 17. Phone: +992 918 60 6519 Naimov Ismoil Nurulloevich - Russian-Tajik (Slavonic) University, teacher of the Department of International Relations and Diplomacy. Address: 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, M. Tursunzade street 30. E-mail: [email protected] Tel: +992 918 44 75 34

УДК:93. 327(575. 3) (572. 2)

МАРХДЛА^ОИ ТАШАККУЛИ РОБИТА^ОИ ТОЧИКИСТОН ВА КАЗОЦИСТОН ДАР ДАВРОНИ НАВИН

Нурова Л. Н.

Донишгощ миллии Тоцикистон

Яке аз заруратхои таъхирнопазири даврони истиклолият ин ташаккул ва инкишофи муносибатхо бо кишвархои хоричй, пеш аз хама бо кишвархои Осиёи Марказй буд. Зеро, чун Чумхурии Точикистон аз нигохи чугрофй дар бунбасти коммуникатсионй карор дошт ин омил такозо мекард, ки хамкорй ва муносибатхо бо кишвархои хоричи дуру наздик алалхусус бо давлатхои хамчавор баркарор ва густариш ёбанд.

Х,ануз дар нахустин баёнияи худ 19 ноябри соли 1992 дар Ичлосияи таърихии XVI Шурои Олй Сарвари давлат Эмомалй Рахмон дар «Мурочиатнома ба халки шарифи Точикистон», «мустахкам кардан ва боз хам инкишоф додани алокахои неки хамсоягй ва хамкории хамачониба бо Иттиходи Давлатхои Мустакил, пеш аз хама бо Федератсияи Россия, Узбекистан, ^азокистон, ^иргизистон ва Туркманистон»-ро яке вазифахои аввалиндарачаи чумхурии тозаистиклоли Точикистон нишон дода буд. [1. 37]

Чумхурии ^азокистон давлатест, ки бо чумхурии мо пайванди таърихй, маънавй ва фархангй дорад. Х,амзамон, зиндагии 70 - сола дар низоми сиёсй ва ягонаи хочагидории Иттиходи Шуравй, вобастагии мутакобилаи сохахои иктисодй, энергетикй, саноат ва хочагии кишлок зарурати баркарор намудани муносибатхои дипломатиро бо ин кишвари дусту хамсоя пеш овард. Бо назардошти ин омили бунёдй Чумхурии Точикистон аз огози истиклол бо ^азокистон муносибатхои дипломатй ва сиёсиро баркарор намуд.

Илова ба ин раванди ташаккул ва тахаввули муносибатхои Точикистон ва ^азокистон бо назардошти омилхо ва нукоти зикршуда ахамияти хоси илмй ва амалй доранд, зеро;

Аввалан, ^азокистон модели муваффаки берун омадан аз бухрони иктисодй, ичтимой ва таъмини рушди босуръати босуботи иктисодиро амалй намуд, ки он барои кишвархои дигар омузанда аст;

Дуввум, сохторхои сиёсй ва иктисодии Точикистон ва ^азокистон такрибан монанд буда, имконоти бузурги хамкории судманд дар хама арсахо ва сохахо мавчуд аст;

Саввум, хар ду кишвар ба молхои хамдигар зарурати хос доранд:

-Точикистон кисмати аъзами маводи галлагй ва маводи сузишвориро аз ^азокистон ворид менамояд; хамзамон ^азокистон ба неруи барки арзон, алюминий, пахта ва махсулоти гуногуни кишоварзии Точикистон ниёзманд аст. Ин ниёзхо дар сохахои дигар низ возеханд.

-Чахорум, хар ду кишвар чонибдори хамкории минтакавй мебошанд ва дар ин раванд накши амалан пешгомй доранд.

-Панчум, манфиатхои сиёсй, миллй ва глобалии хар ду давлат такрибан муштарак мебошад.

Муносибатхои дипломатии Точикистону ^азокистон 7-уми январи соли 1993 тавассути табодули нотахои дипломатй баркарор гаштанд.

Бо максади таквият бахшидан ба муносибатхои ду кишвар 13 январи соли 1993 сарвари давлати Точикистон Эмомалй Рахмон ба ^азокистон сафари корй анчом дод.

Дар чараёни сафар нахустин санади мухими байнидавлатй, Ахднома дар бораи асосхои муносибат байни Точикистон ва ^азокистон ба имзо расид, ки ба густариши робитахо байни ду

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.