Научная статья на тему 'Иран и борьба с "Исламским государством" (террористической организацией, запрещенной в РФ)'

Иран и борьба с "Исламским государством" (террористической организацией, запрещенной в РФ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
103
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАН / IRAN / РОССИЯ / RUSSIA / США / СИРИЯ / SYRIA / ИРАК / IRAQ / "ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" / ISLAMIC STATE / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ИСЛАМИЗМ / ISLAMISM / USA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Васецова Елена Сергеевна

Предмет исследования - участие Ирана в борьбе с запрещенной в РФ организацией «Исламское государство». Основным выводом автора является тезис о том, что посредством борьбы с ИГ Иран не только противодействует терроризму, но и защищает свои интересы на Ближнем Востоке, обеспечивает региональное присутствие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Iran and struggle with the Islamic State (the terrorist organization prohibited in Russia)

The subject of the investigation is the participance of Iran in the struggle with the Islamic State. The author came to conclusion that Iran is not only fighting with the Islamic State to stop terrorism, but it also provides its national interests and regional presence.

Текст научной работы на тему «Иран и борьба с "Исламским государством" (террористической организацией, запрещенной в РФ)»

Актуальные проблемы современной политики

Е.С. ВАСЕЦОВА кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова*

Иран и борьба с «Исламским государством» (террористической организацией, запрещенной в РФ)

«Исламское государство» (ИГ, ранее называвшееся «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), а также известное как ДАИШ) - международная радикальная исламистская суннитская организация, действующая как квазигосударство на обширных территориях Ирака и Сирии, а также сумевшая занять сильные позиции в Ливии. Летом 2014 г. группировка настолько закрепилась на захваченных землях, что провозгласила создание всемирного халифата, который по замыслу идеологов организации должен охватить весь мир. На подконтрольных землях был введён шариат в самой жёстком его варианте, в том понимании, которое оправдывало или объясняло как необходимость действия членов ИГ. С момента стремительного усиления ИГ, поставившего под угрозу целостность Ирака и Сирии, противодействие данной организации стало одной из наиболее актуальных проблем международной повестки дня1.

Борьба с ИГ стала важнейшим фактором, во многом определяющим ситуацию на Ближнем Востоке. Государства региона в разной степени вовлечены в противодействие этой организации и в той или иной мере испытывают на себе последствия ее действий. Актуальность изучения воп-

* Васецова Елена Сергеевна, e-mail: [email protected]

1 Васецова Е.С. Борьба международной коалиции во главе с США с «Исламским государством» // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал), 2018, № 1 // Режим доступа http://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/View/858 (Дата доступа 27.02.2018).

роса об участии ключевых игроков региона в борьбе с ИГ определила значительное количество исследований по данному вопросу1. В то же время роль, которую играет Иран в противодействии ИГ, изучена недостаточно и настоящая статья призвана восполнить данный пробел.

Прежде чем перейти к рассмотрению противодействия Ирана ИГ, проанализируем политическую ситуацию в Иране, во многом определяющую позицию руководства страны по ключевым вопросам внутренней и внешней политики. На президентских выборах 2017 г. с большим отрывом от соперников победу одержал Х. Рухани, набравший 57,13% голосов. Х. Рухани, занимавший должность президента с 2013 по 2017 гг., переизбран на второй срок. Его победа свидетельствует об одобрении большинством населения страны проводимого президентом умеренно-консервативного политического курса. Вместе с тем о симпатии населения к идеям консерватизма более строгой направленности говорит активная поддержка избирателями кандидата от радикально-консервативной партии «Ассоциация боевого духовенства» И. Раиси. Он занял второе место, получив 38,3% голосов.

Перед Х. Рухани стоит непростая задача, с одной стороны, продолжать начатые в первый президентский срок преобразования, которые затрагивают прежде всего сферу экономики, расширять внешнеэкономические контакты, с другой - противодействовать ультраконсервативным кругам, критикующим правительство за слишком либеральную позицию по внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам.

Ситуация в Иране после президентских выборов, состоявшихся в мае 2017 г., казалась достаточно стабильной. Постепенное снятие санкций внушало оптимизм и порождало надежду на экономический рост. Тем неожиданнее оказались народные волнения и массовые акции протеста, охватившие крупные города Ирана и центр религиозной жизни - г. Кум в конце 2017 г. На митингах были распространены лозунги борьбы с коррупцией, требования проведения социально-экономических реформ, отказа от вмеша-

1 Васецова Е.С. Терроризм на Ближнем Востоке и в государствах Северной Африки. М., 2018; Круглый стол «Кризисные ситуации на Ближнем Востоке в фокусе интересов региональных и мировых держав» (состоялся в Институте актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России 2 ноября 2016 г.) // Вестник Дипломатической академии МИД РФ. Россия и мир, 2017, № 1(11), с. 98-119.

тельства в региональные конфликты, прекращения сотрудничества с ливанской шиитской организацией «Хезболла», критика клерикального режима. Во время акций протеста звучала и антироссийская риторика, впрочем, не имевшая широкой поддержки. Наиболее вероятно, что антироссийские настроения подогревались недовольством позицией Ирана по сирийскому конфликту, сближением Тегерана с Москвой в связи с поддержкой действующего президента Сирии Б. Асада в борьбе с ИГ.

По официальным данным, в массовых антиправительственных выступлениях участвовало 42 тыс. человек1. Тревожным для властей фактом стало большое число среди демонстрантов людей моложе 25 лет. В чем же причина акций протеста, охвативших всю страну? Исследователь А.М. Мус-тафабейли полагает, что протестное движение вызвано социально-экономическими проблемами, имеющими в том числе внешнеполитические предпосылки, а также серьезными просчетами руководства Ирана2. Значимым фактором в разжигании общественного недовольства стали неоправданные надежды на стремительное улучшение социально-экономической ситуации, быстрое повышение уровня благосостояния граждан после снятия международных санкций . Смягчение санкционных ограничений положительно сказалось на росте ВВП и снижении инфляции, но существенно не улучшило материальное положение иранцев. Непродуманные шаги правительства, а именно сокращение программы по предоставлению населению денежных субсидий способствовали усилению социальной напряженности.

Особенно болезненно в столь сложной общественно-политической обстановке воспринимаются расходы на военные кампании, внешнеполитические нужды, связанные с участием в региональных конфликтах. Очевидно желание населения преодолеть внутренние, экономические трудности, для чего обществу представляется разумным отказаться от активной внешней политики, что отразилось в таких

1 Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (26 декабря 2017 г. - 7 января 2018 г.) // Институт Ближнего Востока. 08.01.2018 // http://www.iimes.ru/?p=40506 (Дата доступа 27.02.2018)

2 Мустафабейли А.М. Общественные протесты в Иране. Основные причины и возможные последствия // Вестник Дипломатической академии МИД РФ. Россия и мир, 2018, № 1(15), с. 109.

3 Там же.

звучавших на митингах лозунгах, как «Не Газа, не Ливан, моя жизнь - Иран» .

Несмотря на то, что волна массовых протестов пошла на убыль, высока вероятность, что народные выступления вспыхнут с новой силой. До сих пор политический режим Ирана демонстрирует свою стойкость, и очевидно, что общество в целом не приемлет вооруженную борьбу с действующей властью. Кардинальные перемены в государственном устройстве Ирана в ближайшей перспективе маловероятны. Вместе с тем можно предположить, что во избежание подъема протестных настроений власти Ирана будут стремиться не предавать широкой огласке внешнеполитические акции, прежде всего связанные с участием в региональных конфликтах. Отказываться от поддержки режима Б. Асада в Сирии иранское руководство не станет. Клан Асадов является традиционным союзником Ирана, а креатура Ирана - военизированная ливанская шиитская организация «Хезболла» - связана и с Тегераном, и с Дамаском. Смена политического руководства в Сирии станет для Ирана серьезным ударом, так как будет означать крушение алавитско-шиитского союза, утрату влияния на военно-политические процессы в Ливане, израильско-палестинский конфликт. В том, что Тегеран не должен допустить такого развития событий, согласны и реформаторы, и консерваторы-радикалы. Но по поводу степени вовлеченности Ирана в сирийский конфликт мнения разнятся. Если радикально настроенные консервативные круги выступают за усиление военного присутствия в Сирии, то либералы настаивают, что несиловые методы предпочтительнее.

Так как Тегеран принял сторону Б. Асада в сирийском конфликте, ИГ отнесло Иран к своим главным «заклятым врагам» и угрожало властям страны «залить Иран кровью»2. Власти Ирана воспринимают подобные заявления со всей серьезностью. Осенью 2014 г. министр внутренних дел ИРИ выпустил предупреждение для местных сил безопасности о том, что боевики ИГ могут атаковать Иран. Чтобы предотвратить возможную атаку, были усилены меры по выявлению и

1 По Ирану прокатилась крупнейшая за восемь лет волна протестов. 29.12.2017 // https://www.bbc.com/russian/news-42518195 (Дата доступа 27.02.2018)

2 Iran Says It's Under Attack by ISIS // Daily Beast. 10.09.2014 // http://www.thedailybeast.com/artides/2014/10/09/iran-says-it-s-under-attack-by-isis.html (Дата доступа 27.02.2018)

задержанию вооруженных сторонников ИГ, готовых к активным действиям1. О создании первого батальона, целью которого является дестабилизация ситуации в Иране силовым путем, ИГ объявило в марте 2017 г., опубликовав видео, в котором задокументированы тренировки боевиков-игиловцев, расстреливающих фотографии высших должностных лиц Ирана, и содержится призыв к «иранским моджахедам» начать войну. Наиболее вероятно, что с этого времени в Иране начали работу ячейки ИГ.

На фоне серьезных потерь в Сирии и Ираке руководство ИГ заинтересовано в поддержании своей репутации и подтверждении способности наносить удары по противникам. ИГ взяло на себя ответственность за совершение двойного теракта в Тегеране, столице Ирана, 7 июня 2017 г., организовав освещение совершенной атаки в режиме онлайн. До момента уничтожения боевиков информационный канал ИГ Amaq News заявил, что теракт осуществлен ИГ, и выложил соответствующее видео из парламента, где действовали боевики. Особую озабоченность властей вызывает то обстоятельство, что теракт был совершен гражданами Ирана. Власти страны не хотели акцентировать внимание на национальности исполнителей теракта, для чего фамилии террористов были скрыты. Однако из пяти идентифицированных человек трое носили иранские имена, что позволяет сделать вывод о том, что у ИГ есть социально-политическая база, позволяющая вербовать сторонников не только среди национальных меньшинств.

Силы правопорядка продолжают пресекать деятельность ИГ. Так, в январе 2018 г. на западе страны была обнаружена и обезврежена группировка из 21 боевика ИГ. Сообщалось, что данный отряд планировал совершение террористических актов в различных городах Ирана2.

Власти Ирана проводят прямую связь между ИГ, США и монархиями Персидского залива. Представители высшего руководства страны неоднократно заявляли, что ИГ в своих действиях руководствуется указаниями заинтересованных внешних сил. Например, лидер Ирана аятолла Али Хаме-неи в своих выступлениях утверждал, что «американцы и

1 Ibidem.

2 В Иране задержали 16 боевиков «Исламского государства». 29.01.2018 // https://korrespondent.net/ world/ 3934158-v-yrane-zaderzhaly-16-boevykov-yslamskoho-hosudarstva (Дата доступа 27.02.2018)

некоторые реакционные правительства региона напрямую помогают ДАИШ» (широко распространенное на Ближнем Востоке название ИГ)1. Иран также обвиняет Израиль в пособничестве ИГ и дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке. В письме представителя Ирана в ООН, адресованном Генеральному секретарю организации, отмечается, что «безрассудные действия еврейского государства только помогли ИГ»2. Тегеран расценивает атаку израильских ВВС на иранский беспилотник, произошедшую в феврале 2018 г., в качестве акта пособничества боевикам ИГ. В мае 2018 г. Иран обвинил Израиль в нарушении суверенитета Сирии после обстрела израильтянами районов страны, в которых дислоцируются иранские военные и средства сирийской противовоздушной обороны.

Безусловно, Иран не остался в стороне от борьбы с ИГ. В то же время, участвуя в борьбе с ИГ, Иран действует обособленно, придерживаясь самостоятельной линии. После успешного продвижения ИГ в Ираке и Сирии Иран начал в одностороннем порядке оказывать поддержку Багдаду и Дамаску, помогая таким образом шиитским партнерам. Достоверных данных о начале участия Ирана в борьбе с ИГ по-прежнему нет, но по информации из различных источников вооруженные силы Ирана, а именно КСИР, начали проведение военных операций против ИГ в Ираке с июня 2014 г. О вовлеченности кадровых военных в борьбу с ИГ говорят публикации о гибели офицеров. По просьбе Багдада Тегеран направил авиацию в зону конфликта и содействовал всем силам, борющимся с ИГ.

Несмотря на то, что в дальнейшем Иран не участвовал в образованной США международной коалиции по борьбе с ИГ, фактически Багдад и Вашингтон в Ираке действовали как тактические союзники, противодействуя общему врагу. Однако общая цель - уничтожение террористической организации - так и не привела к налаживанию военных контактов между Ираном и США, а существующие между Тегераном и Вашингтоном противоречия только усилились. По заявлению замдиректора департамента по вопросам новых вызовов и

1 U.S. coalition against ISIS is not trustworthy // http://english.khamenei.ir/news-/2605/U-S-coalition-against-ISIS-is-not-trustworthy (Дата доступа 27.02.2018)

2 Иран обвинил Израиль в пособничестве ИГ. 11.05.2018 // https://len-ta.ru/news/ 2018/05/11/ good_ old_middle_east/ (Дата доступа 25.05.2018)

угроз МИД РФ Д. Феоктистова, сделанному в мае 2018 г., США стремятся представить Иран и движение «Хезболла» более серьезной угрозой миру и безопасности, чем террористические организации «Аль-Каида» и ИГ1.

Общая позиция по борьбе с ИГ и оказанию поддержки режиму Б. Асада сблизила Россию и Иран. Активное военно-политическое взаимодействие России и Ирана по сирийскому конфликту началось в 2014 г. с вхождения в состав четырехстороннего Военно-информационного центра по борьбе с терроризмом, расположенного в Багдаде, партнерами в котором выступают правительства России, Ирана, Ирака и Сирии. В 2015 г. Россия и Иран заключили соглашение о военном сотрудничестве, которое охватывает в том числе и сферу борьбы с терроризмом. Министр обороны РФ С. Шойгу прокомментировал на переговорах со своим иранским коллегой Х. Дехканом подписание документа следующим образом: «У нас общие вызовы и угрозы в регионе, противостоять которым можно только сообща»2. В последние годы эксперты отмечают особый характер взаимоотношений России и Ирана, а некоторые из них приходят к выводу, что российско-иранское партнерство трансформируется в стратегическое союзничество. В доказательство данной точки зрения приводят совместное заявление секретаря Совета национальной безопасности РФ Н. Патрушева и главы Высшего совета национальной безопасности Ирана адмирала Али Шамхани от 24 мая 2017 г. о наличии «всеобъемлющих соглашений по вопросам безопасности между двумя сторонами»3.

В Сирии у Тегерана и Вашингтона совершенно разные цели. Иран оказывает помощь действующему президенту Б. Асаду, в то время как США обозначили режим Б. Асада одним из своих противников. Иран в Сирии не только борется с террористической организацией, но и защищает свои интересы. С начала сирийского кризиса в 2011 г. иранские службы

1 МИД РФ: США пытаются представить Иран большей угрозой безопасности, чем ИГ. 04.05.2018 // https://ria.ru/world/20180504/1519861258.html (Дата доступа 25.05.2018)

2 Россия и Иран: вместе против «внерегиональных сил». 20.01.2015 // http://www.bbc.com/russian/ intemational/2015/01/150120_russia_iran_cooperation (Дата доступа 27.02.2018)

3 Шакарянц С. Иран - Россия: партнерство трансформируется в союзничество? 01.08.2017 // https://eadaNy.com/ru/news/2017/08/01/iran-rossiya-partnyorstvo-transformiruetsya-v-soyuznichestvo (Дата доступа 27.02.2018)

безопасности и разведки действовали на стороне правительственных войск. Точное количество иранских военных не раскрывается, а оценки независимых экспертов разнятся от нескольких сотен до десятков тысяч человек. В Сирии и Ираке Иран опирается на ливанскую шиитскую «Хезболлу».

В свою очередь США изначально не выделяли сирийское направление антитеррористической борьбы как основное, сосредоточившись главным образом на борьбе с боевиками ИГ в Ираке. США неоднократно подвергались критике за то, что под видом борьбы с террористами уничтожают правительственные войска Сирии.

Таким образом, анализируя подход Ирана к борьбе с ИГ, можно сделать следующие выводы. Посредством борьбы с ИГ Иран защищает свои интересы на Ближнем Востоке и обеспечивает региональное присутствие. В Сирии противодействие террористам является одним из направлений поддержки правительства Б. Асада в продолжающемся вооруженном конфликте. Для ведения боевых действий Иран задействует ливанскую «Хезболлу». Если в Ираке Иран и США преследуют общие цели в борьбе с ИГ, то в Сирии их намерения противоположны. Борьба с ИГ сблизила Тегеран и Москву и способствовала усилению сотрудничества сторон.

Васецова Е.С. Иран и борьба с «Исламским государством» (террористической организацией, запрещенной в РФ). Предмет исследования - участие Ирана в борьбе с запрещенной в РФ организацией «Исламское государство». Основным выводом автора является тезис о том, что посредством борьбы с ИГ Иран не только противодействует терроризму, но и защищает свои интересы на Ближнем Востоке, обеспечивает региональное присутствие.

Ключевые слова: Иран, Россия, США, Сирия, Ирак, «Исламское государство», терроризм, исламизм.

Vasetsova E.S. Iran and struggle with the Islamic State (the terrorist organization prohibited in Russia). The subject of the investigation is the participance of Iran in the struggle with the Islamic State. The author came to conclusion that Iran is not only fighting with the Islamic State to stop terrorism, but it also provides its national interests and regional presence.

Keywords: Iran, Russia, The USA, Syria, Iraq, the Islamic State, terrorism, islamism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.