Таблица 2
Тип решетки, марка котла Тепло-производитель-ность котельного агрегата, Гкал/ч Годовая экономия топлива ДВ, т/год Снижение выбросов твердых частиц ДМтв, т/год Снижение выбросов оксида углерода ДМсо, т/год Снижение выбросов оксида серы ДМsO2, т/год Снижение выбросов оксида азота ДМNOх, т/год Снижение выбросов бенз(а)пи рена ДМбп, т/год Снижение платежей за выбросы в окружающую среду ДП, руб./год
Неподвижная решетка 1 150 1,94 46,35 1,35 0,044 4,3210-9 1717,7
Подвижная решетка КЕ-2,5-14С 1,4 144 3,15 50,77 1,3 0,037 3,9310-9 2471,7
Подвижная решетка КЕ-4-14С 2,25 250 5,47 87,33 2,25 0,084 8,1-10"9 4295,2
Подвижная решетка КЕ-6-14С 3,66 406 8,89 142 3,65 0,142 13,210-9 6981,1
Подвижная решетка КЕ-10-14С 5,62 624 13,66 218,1 5,6 0,201 20,24 10-9 10719,1
Подвижная решетка КЕ-25-14С 14 1563 34,2 550,5 14,1 0,582 51,110-9 26897,1
теплотой сгорания ) 4040 ккал/кг. Экономия топлива за год рассчитана при повышении КПД котельного агрегата на 8%, продолжительности отопительного
сезона 241 сутки, коэффициенте загрузки котельного агрегата 0,7. Снижение платежей за выбросы вредных веществ рассчитаны в ценах 2010 года.
Библиографический список
1. Волынкина Е.П., Пряничников Е.П. Снижение выбросов загрязняющих веществ на угольных котельных со слоевой системой сжигания // Теплоэнергетика. 2002. №2. С. 33-41.
2. Региональные энергетические программы: методические основы и опыт разработки / под ред. Б.Г.Санеева. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1995. 246 с.
3. Патент 2202068 РФ. Топка для котла / Обухов И.В., Маня-хин Ю.И., Бочкарев В.А., Залевский Н.В. Опубл. 10.04.2003. Бюл. №10.
4. Тепловой расчет котлов. Нормативный метод. Изд. 3-е, перераб. и доп. СПб.: Изд-во НПО ЦКТИ, 1998. 256 с.
УДК 620.9
ВКЛАД ИРКУТСКЭНЕРГО В РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (1950-1970)
О.О.Готовко1
Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11.
Рассматривается влияние Иркутской энергосистемы на развитие производительных сил Иркутской области, особое внимание уделяется таким отраслям экономики, как промышленность, железнодорожный транспорт, жилищно-коммунальное и сельское хозяйство. Временной отрезок 1950-1970 гг. взят потому, что именно этот период характеризуется интенсивным строительством энергетических объектов Иркутской области и одновременно интенсивной электрификацией города и села. Ни в один из периодов в истории электрификация не проводилась так интенсивно, как в период 1950-1970 гг., причём не только в Иркутской области, но и в Восточной Сибири и России в целом. Библиогр. 10 назв.
Ключевые слова: электрификация железных дорог в 1950-1960-е гг.; централизованное электроснабжение промышленности в 1960-е гг.; электрификация села и ЖКХ в 1950-1970-е гг.
1Готовко Оксана Олеговна, заведующая архивом Иркутской ТЭЦ-6, соискатель кафедры истории, экономических, политических учений, тел.: (3953) 366419, 89021799898, e-mail: [email protected]
Gotovko Oksana, Head of the archive of the Irkutsk Heat station-6, Competitor for a scientific degree of the Department of History, Economic and Political Doctrines, tel. (3953) 366 419, 89021799898, e-mail: [email protected]
CONTRIBUTION OF IRKUTSKENERGO TO THE DEVELOPMENT OF PRODUCTIVE FORCES OF THE IRKUTSK REGION (1950-1970) O.O. Gotovko
Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin St., Irkutsk, 664003.
The article discusses the effect of the Irkutsk power system on the development of the productive forces of the Irkutsk region. Particular attention is paid to such branches of economy as industry, railway transport, municipal services and agriculture. The time period of 1950-1970s is discussed because this very period is characterized by the intensive construction of energy facilities of the Irkutsk region and simultaneous intensive electrification of towns and villages. No period in the history of the Irkutsk region as well as Eastern Siberia and Russia as a whole was characterized by such intensive electrification as the period of 1950-1970s. 10 sources.
Key words: electrification of railways in the 1950-1960s; centralized power supply of industry in 1960s; electrification of villages and public utilities in 1950s and 1970s.
В конце 1950-х - начале 1960-х гг. энергетика подошла к новому энергетическому порогу. Он характеризуется массовой электрификацией и механизацией народного хозяйства. Очень важно, что в России в этот период формировались и развивались большие системы энергетики: электроэнергетические системы перерастали в Единую электроэнергетическую систему страны, получили массовое развитие системы централизованного теплоснабжения и теплофикационные системы. Энергетическое хозяйство превращалось в единое целое не только в научном понимании, но и реально [6, с. 88].
Электрификации промышленности в стране всегда уделялось особое внимание. Исходные положения электрификации промышленности, железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального и сельского хозяйства, как и роль энерговооруженности труда в повышении его производительности были сформулированы еще в плане ГОЭЛРО [6, с. 126]. Однако время и сроки реализации каждой из перечисленных отраслей экономики были разными.
Электрификация железнодорожного транспорта началась в стране с отставанием от проектировок плана ГОЭЛРО: интенсивнее она стала развиваться начиная с 1950-х гг. и в первую очередь на сильно загруженных магистральных линиях и пригородных перевозках [6, с.127].
Электрификацией железной дороги в Иркутской области занимался трест «Востсибтрансстрой». Трест крайне медленно строил тяговые подстанции, в результате чего задерживались установка и монтаж оборудования [6, с. 68].
Так, в 1957 г. государственный план по электрификации железнодорожного участка Иркутск-П-Черемхово оставался невыполненным. Из плана строительно-монтажных работ - 76 млн руб. - выполнено 23 млн руб. Установлено опор контактной сети 1100 штук из 4330, остальные не были заготовлены. На линии электропередач не было установлено ни одной опоры. Резко отставали изыскательские и проектные работы, особенно по линиям электропередач и связи.2
В 1958 г. трест «Востсибтрансстрой» своевременно обеспечил перевод на электрическую тягу участка
2 ГАНИИО. Ф. 127. Оп. 56. Д. 25. Л. 67.
железной дороги Иркутск-Черемхово, но в 1959 г. не развил темпов, гарантирующих перевод на электрическую тягу участка Черемхово-Тайшет в установленные правительством сроки.
На пусковом участке Черемхово-Зима отставали работы по строительству ЛЭП-110 кВ и главной понизительной подстанции Черемхово.
Особенно большую тревогу вызывало положение на участке Зима-Тайшет, где при увеличении объёма работ и сокращении сроков их выполнения наблюдалось отставание строительно-монтажных работ по электрификации дороги, внешнему электроснабжению, не были полностью разработаны проектные решения и техническая документация по защите линий и
3
устройств связи.
Несмотря на отставание от выполнения государственных планов, следует отметить, что для электрификации Транссибирской магистрали характерны принципиально новые проектные решения. Здесь впервые в стране в широких масштабах применен переменный ток промышленной частоты, что дало большую экономию средств и времени. Если для электрификации на постоянном токе 100-километровых участков Иркутск-Черемхово и Черем-хово-Зима потребовалось четыре года, то 400-километровый участок Зима-Тайшет на переменном токе вступил в эксплуатацию через год, при этом количество тяговых подстанций сократилось вдвое. В связи с применением переменного тока один из самых грузонапряженных участков Мариинск-Зима был электрифицирован в рекордно короткий срок - два года. Затраты на один километр пути Восточно-Сибирской железной дороги за счет использования прогрессивной системы тока сократились вдвое. По подсчетам специалистов при работах на участке Зима-Мариинск сэкономлено около 10 млн руб. и 5 тыс. т медного провода [1, с. 158].
Электрификация Транссибирской магистрали привела к большой экономии топлива, сокращению эксплуатационных затрат в целом [1, с. 160].
Значение электрификации железных дорог не ограничивалось рамками транспорта, а распространялось на другие отрасли экономики: промышленность, сельское хозяйство и др. От тяговых подстанций, ко-
3 ГАНИИО. Ф. 127. Оп. 56. Д.70. Л. 103.
торые питали Сибирскую железнодорожную магистраль, электрифицированы прилегающие районы с территорией не менее 2 млн км2. За первые два года эксплуатации электрифицированного участка Мари-инск-Тайшет в прилегающем районе было закрыто 20 маломощных неэкономичных электростанций [1, с. 163]. Таким образом, промышленные и, что особенно важно, сельскохозяйственные потребители за счет электрификации железной дороги получили дешевый и надежный источник электроснабжения [10, с. 103].
Коммунально-бытовое хозяйство по уровню потребления электроэнергии шло вслед за железнодорожным транспортом. К началу 1950-х гг. практически все население городов и рабочих поселков Сибири пользовалось электрической энергией для бытовых целей, главным образом, для освещения. В сельских же населенных пунктах количество квартир с электрическим освещением было невелико [1, с. 165].
B 1950-е гг. в новый этап своего развития вступила электрификация сельского хозяйства. Задача подключения сельскохозяйственных потребителей к государственным электросетям стала реальной с созданием Иркутской энергосистемы [4, с. 5].
В 1952 г. была создана контора «Сельэнерго». На момент вхождения «Сельэнерго» в Иркутскую энергосистему ему подчинялись хозрасчетные предприятия: Иркутский, Заларинский, Тулунский районы электрических сетей (РЭС), Тагнинская и Полежаевская гидроэлектростанции [4, с.6].
Электроснабжение сельского хозяйства Иркутской области в 1950-е гг. осуществлялось в основном за счет промышленных источников энергии. Сельскохозяйственные потребители, расположенные на северо-востоке и востоке области, подключались к промышленным подстанциям, расположенным в Усолье-Сибирском, Ангарске, Иркутске. Колхозы, расположенные на значительном расстоянии от промышленных источников электроэнергии, продолжали электрифицироваться собственными электростанциями [6, с. 6].
Для того чтобы электрифицировать все колхозы и совхозы области, необходимо было строительство ЛЭП, что стало возможным после 1956 г., когда было принято Постановление Совнаркома СССР «О подключении сельских потребителей к энергосистеме области». В результате до 1960 г. были введены в эксплуатацию линии электропередач: Ангарск - Жил-кино, Черемховская ЦЭС - Забитуй - Кутулик - шахта «Владимир» - Залари [7, с. 2].
По данным «Сельэнерго» в 1960 г. 58% отпущенной колхозам электроэнергии использовалось на производственные нужды. Очистка и сушка зерна была электрифицирована на 94% в колхозах и на 73% в совхозах, стрижка овец соответственно на 33 и 71%. Потребление электроэнергии на одного сельского жителя составило 165 кВт часов в год, тогда как в предшествующий период из-за незначительного использования электрической энергии в деревне этот показатель трудно было рассчитать [1, с. 146].
В 1960-е гг. усиливаются требования к электроснабжению сельхозпредприятий, способствующие не
допускать срыва доек, посевной и уборочной компаний. Плановые отключения во всех случаях можно было допускать не более чем на 3,5 часа, при этом отключения не должны были приходиться на часы работы электрифицированных доильных установок. Если перебои в электроснабжении были по вине энергосистем, последние обязаны были платить штраф хозяйствам в восьмикратном размере стоимости недоотпущенной на производственные нужды электрической энергии [9, с. 3].
Электрификация внесла коренные перемены в земледелие. Тракторы и комбайны, электродвигатели и электрическая дойка все более сближали крестьянский труд с трудом индустриальным [3, с. 2].
Установленный на 1964 г. план строительно-монтажных работ по сельской электрификации был выполнен на 110%, в том числе по строительству линий электропередач - на 117%. Однако имели место факты недоброкачественного выполнения строительно-монтажных работ по высоковольтным линиям электропередач (ЛЭП-35 кв Делюр-Тагна, ЛЭП-110 кв от Мингатуйской подстанции) [2, с. 5].
По состоянию на 1 января 1965 г. в области были электрифицированы все совхозы и 156 колхозов из 188. Но вместе с тем были выявлены существенные недостатки: 16 совхозов (Кобляковский, Ангинский, Первомайский, Усть-Удинский, Кутуликский и др.) и значительная часть колхозов не располагала еще достаточной сетью линий электропередачи. Значительная часть хозяйства продолжала обеспечиваться электроэнергией за счет маломощных местных дизельных электростанций, что снижало эффективность ее применения в сельскохозяйственном производстве. Потребность в электроэнергии удовлетворялась здесь
4
далеко не полностью.
С самого начала развертывания гидроэнергетического строительства в Иркутской области, как и в Восточной Сибири, в целом, темпы сооружения жилья и культурно-бытовых учреждений отставали от растущих потребностей строителей, от темпов возведения промышленных предприятий и гидроузлов [5, с. 192].
Одной из основных причин отставания в жилищном строительстве являлись недостатки в планировании, финансировании и обеспечении материальными ресурсами. В подтверждение этого можно привести следующие примеры. В плане на 1962 г. по Братскгэс-строю предусматривалось строительство одного школьного здания на 520 мест, одной больницы на 50 мест, детского сада на 125 мест. Фактически такое количество являлось крайне недостаточным. Братскгэсстрой по своей инициативе возводил значительно больше объектов, в частности, столовые на 1250 мест, фабрику-кухню, магазины на 149 рабочих мест, детские сады на 610 мест, детские ясли на 520 мест, школы на 2500 мест, клубы и кинотеатры на 1650 мест, много других объектов, но и это не могло удовлетворить растущих потребностей.5
4 ГАИО. Ф. р-2918. Оп. 1. № 677. Л. 5.
5 ГАНИИО. Ф. 127, оп. 63, д. 6. Л. 111-112.
Анализ работы по созданию жилищной базы позволяет сделать вывод о том, что гидроэнергетическим стройкам нужно было иметь перспективный план жилищного строительства, предусматривающий опережающие темпы строительства жилья по сравнению с сооружением промышленной базы и развертыванием строительства гидроузлов. Этот план надо было разбить по годам с учетом этапов работ и роста коллективов [5, с. 195].
Улучшению строительства жилья способствовало объединение всех подразделений гражданского строительства Братскгэсстроя в одно крупное управление строительства Братска.
К 1965 г. в Братске было построено более 800 тыс. квадратных метров жилой площади, 20 школ, в которых обучалось около 10 тыс. детей, 41 детский сад и ясли, 8 поликлиник, 75 магазинов, 31 столовая, 10 клубов и кинотеатров, телецентр [5, с. 192].
На сооружении Усть-Илимской ГЭС строительство жилья шло медленно. План по вводу новых жилых помещений не выполнялся. Отставание со строительством жилья не позволяло увеличивать количество рабочих для полного разворота работ по созданию промышленной базы на основных сооружениях. Чтобы разрядить обстановку с жильем, в Усть-Илимске было разрешено индивидуальное строительство. Жилищный фонд деревянной застройки не имел элементарных коммунальных условий, а сборка домов в крупнопанельном исполнении отставала. С большим отставанием велись работы по сооружению сетей водопровода, канализации и теплофикации. Срывалось выполнение графика по вводу в эксплуатацию объектов торговли и общественного питания [5, с. 193].
После обсуждения 29 июля 1966 г. вопроса «О неудовлетворительном ходе строительства жилья и объектов соцкультбыта на площадке Усть-Илимской ГЭС» были намечены меры по преодолению недостатков, но состояние культурно-бытового обслуживания строителей оставалось неудовлетворительным [5, с. 193].
В результате интенсивного наращивания энергетических мощностей и налаживания энергосетевого хозяйства Иркутской области были созданы благоприятные условия для повышения энерговооружённости труда работающих в промышленности, перестройки её энергетической базы. Это достигалось, во-первых, за счёт значительного увеличения доли электроэнергии на промышленные нужды по сравнению с другими отраслями народного хозяйства; во-вторых, путём перевода на централизованное энергоснабжение всех отраслей производства; в-третьих, в результате широкого использования электроэнергии в технологических целях [10, с. 104].
С 1960 г. на централизованное энергоснабжение стала переводиться лесозаготовительная промышленность Иркутской области. В числе первых были подключены Зиминский и Тайшетский лесозаводы, а в 1962 г. - все леспромхозы области. Всесоюзное лесопромышленное объединение Иркутсклеспром получает от Иркутскэнерго 90% потребляемой энергии. Энерговооружённость труда достигает 4100 кВт/ч на одного
рабочего в год, что значительно выше среднего показателя по министерству. Благодаря электрификации и механизации лесозаготовительная промышленность региона из сезонной отрасли с преобладанием ручного труда превратилась в высокомеханизированную отрасль народного хозяйства [10, с. 104].
Наука и технический прогресс определили генеральное направление приангарскому лесу - комплексная химическая переработка. Зародился новый тип предприятия - лесопромышленный комплекс - промышленное объединение, на котором многие заводы и производства в едином технологическом процессе обеспечивают полное и высокоэкономическое использование древесины. В Иркутской области, начиная с 1960-х гг. поочередно набирали силу Братский, Чун-ский и Усть-Илимский ЛПК [3, с. 2].
Так же как лесопромышленное производство, в электрификации нуждалась и химическая промышленность. Без электричества и пара и без обилия пресной воды не обходится ни одно химическое производство. Очень быстро наращивали мощность Ангарский нефтехимический комбинат и Ангаро-Усольский химический комплекс в Усолье-Сибирском [3, с. 2].
Во время строительства Братской ГЭС многотысячному коллективу Братскгэсстроя было поручено сооружение ряда крупных промышленных объектов: Усть-Илимской ГЭС, Братского лесопромышленного комплекса, Братского алюминиевого завода, Коршу-новского горно-обогатительного комбината, Новочун-ского деревообрабатывающего комбината, линий электропередачи, а также единой производственной базы строительной индустрии [5, с. 190].
Итак, все потребители электроэнергии в Иркутской области - промышленность, транспорт, строительство, сельское и коммунально-бытовое хозяйство - в 1970 г. в основном уже обеспечивались электроэнергией от энергосистемы Иркутскэнерго.
Бурное развитие энергетики Иркутской области, низкая себестоимость электроэнергии дали мощный толчок развитию многих отраслей промышленности и особенно энергоемких и теплоемких производств. В Приангарье в 1970 г. работает Иркутский алюминиевый завод, продолжается строительство крупнейшего в мире Братского алюминиевого завода, строятся энергоемкие предприятия по производству синтетического каучука, синтетических и искусственных волокон и пластмасс [7, с. 9].
Коэффициент мощности по всем потребителям энергосистемы, включая и коммунально-бытовое хозяйство, в 1970 г. - 0,926 против 0,924 в 1969 г., по промышленным и приравненным к ним предприятиям - 0,925 против 0,923 в 1969 г.6
На базе крупного энергетического строительства в рассматриваемый период неуклонно расширялась и углублялась бытовая электрификация, что имело важное социально-экономическое значение. К началу 1970-х гг. на основе роста энергетической базы города и села, а также развития электротехнической про-
ГАИО. Ф.^-2918. Оп. 2. № 303. Л. 135.
6
мышленности население Иркутской области получило неограниченные возможности использовать электрическую энергию для бытовых целей. Если в 1955 г. 60% электроэнергии шло на освещение и только 30% расходовалось бытовыми приборами, то в 1970 г. -наоборот. Такие электрические приборы, как холодильники, стиральные машины, электроутюги, плитки, чайники, пылесосы превратились в неотъемлемую часть быта [1, с. 166].
Широкое развитие получил электрифицированный транспорт. Если до войны трамваи имелись в наиболее крупных сибирских городах, то теперь они были почти во всех областных центрах и в ряде новых городов, например, в Ангарске. Электрифицированный транспорт облегчал решение транспортных проблем в больших городах, экономил время горожан, не загрязнял городской воздух в отличие от автомобильного [1, с.168].
Таким образом, несмотря на отставание от намеченных графиков и имеющиеся недостатки в строи-
тельстве линий электропередач и систем теплофикации, вклад Иркутской энергосистемы в развитие производительных сил Иркутской области существенный. Благодаря Иркутской энергосистеме электрификация в течение 1950-1970-х гг. прошла от ряда крупных промышленных объектов до села. Энергетики помогли перевести железные дороги области на самый дешёвый и практичный электровозный вид тяги, угольщикам и горнякам перейти к наиболее выгодной открытой разработке месторождений и обогащению углей, добыче золота мощными драгами.
Немаловажно и то, что за счёт интенсивного строительства сети линий электропередач, а вместе с тем укоренения электрификации, в рамках Иркутской области стало возможным создание и развитие Единого энергетического пространства. А это изначально являлось главной государственной целью электрификации и Иркутская энергосистема к 1970 г. уже успела в некоторой степени её достигнуть.
1. Алексеев В.В. Электрификация Сибири. 1951-1970 гг. Новосибирск, 1976. Ч. 2.
2. Андриянов Г. В мороз зимой и в летний зной - мы на посту // Сибирский энергетик. 2004. 17 июня. С. 5.
3. Бандо Е. Иркутские миллиарды // Вост.-Сиб. правда. 1967. 13 сентября.
4. Душкина Т. ВЭС: плюс электрификация села // Сибирский энергетик. 2003. 30 октября.
5. Зыков А.Н. КПСС - организатор строительства ГЭС Восточной Сибири (1950-1967). Иркутск, 1969.
6. Мелентьев Л.А. Очерки Отечественной энергетики. М. Наука, 1987.
Библиографический список
7. Мосин В. Становление и перспективы Иркутской энергетики // Блокнот агитатора. Иркутск.1970. №2.
8. Немчинов И. Перспективы электрификации сельского хозяйства Иркутской области. Иркутск, 1958.
9. Оболенский Н., Мухортов В. Электроэнергия - народное богатство // Вост.- Сиб. правда. 1965. 16 сентября. С. 3.
10. Рабецкая З.И. КПСС - организатор борьбы за ускорение темпов научно-технического прогресса в промышленности Восточной Сибири в период развитого социализма (19591970 гг.). Иркутск, 1981.
УДК 621.314
АЛГОРИТМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ ВУЛКАНИЗАЦИИ УСТАНОВКИ АВТОКЛАВ
Д.С.Киргин1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Проведено описание технологического процесса вулканизации. Описаны алгоритмы работы используемой установки. Сделан вывод по использованию данных алгоритмов управления технологическим процессом вулканизации.
Ил. 5. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: автоклав; технологическое оборудование; алгоритмы управления; автоматизация.
CONTROL ALGORITHMS FOR THE TECHNOLOGICAL PROCESS OF VULCANIZATION OF AUTOCLAVE
INSTALLATION
D.S. Kirgin
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
A description of the technological process of vulcanization is performed. The operation algorithms of the used installation are described. A conclusion is made on the use of the control algorithms for the technological process of vulcanization. 5 figures. 7 sources.
Key words: autoclave; technological equipment; control algorithms, automation.
1Киргин Дмитрий Сергеевич, аспирант, тел.: (3952) 405128. Kirgin Dmitry, Postgraduate, tel.: (3952) 405128.